B&D Game Fest подвёл итоги геймдев-образования в России за 5 лет

B&D Game Fest подвёл итоги геймдев-образования в России за 5 лет

О фестивале

Фестиваль видеоигр и игровой культуры B&D Game Fest с успехом прошёл в Институте бизнеса и дизайна в пятый раз. В этом году гостей ожидало много нового и интересного — более 50 авторских разножанровых игр, зона виртуальной реальности, однодневный интенсив для тех, кто решил впервые попробовать себя в геймдеве, HR-сессия с профессионалами индустрии, стрим уникальных авторских игр и многое другое. Фестиваль посетили более 500 человек.

V B&D Game Fest опробовал новый формат, разделив дни фестиваля на закрытый для профессионального сообщества и экспертов, и открытый для широкого круга любителей игр, а также смог подвести итог развития образования в игровой индустрии за последние 5 лет.

Институт B&D стал одним из первопроходцев гейм-образования в России, запустив вторую в стране бакалаврскую программу по этому направлению. Фестиваль появился одновременно с открытием профиля «Гейм-дизайн» и в этом году отмечает юбилей. За прошедшие годы профиль вырос и стал одним из самых масштабных в вузе.

«Самое главное, что произошло за последние 5 лет, это, конечно, признание важности образования в геймдеве вообще. Ведь первые образовательные программы высшего образования в области гейм-дизайна и разработки видеоигр, вызывали большой скепсис в индустрии и в обществе. И только сейчас мы можем отметить, что нас стали серьезно воспринимать и относиться внимательнее к тому, что мы даём за 4 года обучения на бакалавриате. Работодатели стали замечать успехи выпускников. Получили важное развитие индивидуальные студенческие проекты, независимые разработки», — отмечает руководитель профиля Гейм-дизайн, философ, специалист по истории и теории видеоигр Александр Ветушинский.

К такому выводу пришли и участники паблик-тока «Геймдев-образование в России: опыт, вызовы и будущее» в рамках первого дня фестиваля индустрии.

Отвечая на вопрос о важности образования в гейм-индустрии, организаторы фестиваля впервые провели однодневный шестичасовой интенсив «Гейм-дизайн: от идеи до прототипа». За один день участники познакомились с основами гейм-дизайна, научились придумывать идеи, разрабатывать игровые механики и собрали базовый прототип своей игры в команде под руководством наставника.

История фестиваля началась в 2019 году с ежегодных открытых выставок студенческих проектов профиля бакалавриата «Гейм-дизайн». За это время фестиваль вырос: количество партнёров превысило 25, общее число посетителей — 3000, а приглашённых экспертов индустрии — 50. Фестиваль стал привлекать внимание широкого круга СМИ, игровых блогеров, инвесторов, издателей, профессиональных геймеров и любителей, начинающих геймдизайнеров и профессионалов.
В основе обучения в Институте бизнеса и дизайна — практико-ориентированный подход. Поэтому с самого начала главной задачей фестиваля было не только рассказать об образовании, но и показать его результат — студенческие работы, работы выпускников — реальным работодателям, разработчикам, экспертам индустрии.

«Пробиться в игровую индустрию сложно: на стартовые позиции — огромный конкурс, а высококлассных специалистов, наоборот, не хватает. Поэтому наш фестиваль — это шанс для студентов заявить о себе. Неважно, на каком они курсе — если у них есть сильные проекты, они могут привлечь внимание компаний, получить оффер или полезные связи. В этом плане фестиваль существует для того, чтобы студенты могли показать свой уровень профессионалам и облегчить прямой контакт с индустрией», — добавляет Александр Ветушинский.

Практическая HR-сессия от команды Astrum Entertainment дала возможность молодым участникам в формате живого интервью проанализировать ошибки в резюме и на собеседовании, а также понять первые шаги в новой компании. Своим опытом с начинающими разработчиками поделились создатели культовых игр Who’s Lila? и The Life and Suffering of Sir Brante Илья Сущин и Сергей «Чип» Аксенов.

Основной акцент фестиваля — авторские игры. Именно в возможности стать автором игры заключается философия B&D Game Fest.

«Я обычно говорю первокурсникам — не бойтесь мечтать о том, что именно вы станете тем самым автором, имя которого навсегда останется в истории видеоигр. За четыре года можно много успеть, есть время для поиска своего голоса, стиля, почерка, у вас есть время, делайте то, что вы хотите делать, а фестиваль предоставит вам площадку, на которой вы сможете заявить о себе», — делится Александр Ветушинский.

По словам Яна Башарина, выпускника Института B&D, создателя игр «Лига энтузиастов-неудачников» и «В час ночи по московскому времени», авторская игра показывает художественный стиль каждого студента, подачу нарратива. В этом смогли убедиться как посетители фестиваля, так и участники удалённого стрима авторских игр — приключений, квестов, шутеров, хорроров, визуальных новелл, ритм-игр и казуалок. Большинство из них ещё не изданы и были представлены впервые.

Сегодня существуют два подхода к обучению в игровой индустрии: узкая специализация, когда студентов учат конкретным направлениям, например, игровой графике или программированию, не затрагивая смежные дисциплины, и подготовка универсальных геймдизайнеров или разработчиков. Гейм-дизайн в B&D делает ставку на втором направлении, обучая студентов универсальным компетенциям, но с акцентом на авторском выражении через игру, на создании уникальных игр, где важна не только адаптация к рынку, но и творческая индивидуальность.

Институт B&D уделяет большое внимание сотрудничеству с техническими вузами и впервые провёл конкурс совместно с МГТУ им. Н.Э. Баумана и студией perelesoq. Тематика геймджема WASD! perelesoq — разработка ретро-игр в постсоветской стилистике. Итоги конкурса были подведены в первый день фестиваля. Участники получили денежный призы, а также шанс попасть в титры коммерческой игры и продолжить путь в индустрии вместе с профессиональными студиями. А сам игровой джем WASD! perelesoq был включён во II раздел «Обзор действующих мер государственной и институциональной поддержки игровой индустрии в России» как пример инициативы, направленной на поддержку российских разработчиков.

За пять лет B&D Game Fest показал себя не просто как игровой фестиваль, как площадка для общения с индустрией, но и внёс свой вклад в новое отношение к видеоиграм, добавив к их общепринятому восприятию как развлечение, новые смыслы. Сегодня видеоигра — это определенная коммуникативная среда, инструмент, с помощью  которого можно создавать искусство, пытаться донести до людей какие-то важные смыслы, прививать ценности, взаимодействовать с обществом.

«Игра в целом — пронизывает вообще все культуры, которые существуют на планете Земля. И игра старше, чем культура. Иногда полезно вспоминать о том, что человек в целом — это человек играющий, homo ludens, и именно в игре творится что-то по-настоящему новое, — отмечает философ Александр Ветушинский. — Конечно, игры делаются для досуга, но не только, есть и образовательные игры, есть и творческое самовыражение через авторскую игру, высокая художественная составляющая искусства видеоигры, есть и социальные аспекты, которые отражаются в играх. Сегодня в игровой среде создаются полезные, важные и глубокие проекты. Именно такой подход к игре мы поощряем в наших студентах».

Институт B&D благодарит партнёров за поддержку юбилейного фестиваля: VK Play — за экспертизу и подарки, Купикод — за призы финалистам, Astrum Entertainment — за HR-сессию, МГТУ им. Баумана, perelesoq, GamesLab — за проведение геймджема, INDIE GOОрганизацию развития видеоигровой индустрии (РВИ)Агентство креативных индустрий — за экспертизу, Москва 24 — за поддержку в статусе генерального информационного партнёра, Навигатор игрового мира, 2×2 — за информационную поддержку.
наверх