В Институте бизнеса и дизайна состоялся День итальянского дизайна

15 марта Институт бизнеса и дизайна B&D при поддержке журнала Top Design Magazine провел День итальянского дизайна, который объединил в своей программе public talk c участием итальянских и российских экспертов, выставки работ современных художников Кирилла Рубцова и Массимилиано Робино, а также показ студенческих проектов – аналитическое исследование Миланского мебельного салона, костюмы, вдохновлённые Италией, работы победителей конкурса «Кино по-итальянски».

Событие было приурочено к VII Дню итальянского дизайна в мире.
Итальянский дизайн ценится одинаково во всем мире за его разнообразие, оригинальность, совершенство, индивидуальность. Одновременно с тем дизайн – неотъемлемая составляющая культуры Италии со всеми её национальными, географическими, территориальными особенностями. Об итальянском дизайне можно размышлять бесконечно. Именно поэтому семь лет назад в Италии появился День итальянского дизайна (Italian Design Day), который теперь ежегодно отмечается по всему миру, объединяя специалистов и привлекая их внимание к проблемам, которые можно решить с помощью дизайна.

В этом году Институт бизнеса и дизайна B&D впервые присоединился к этой инициативе со своей программой.
Центральным событием Дня итальянского дизайна в Институте стал public talk на тему «Энергия итальянского дизайна сегодня». Несколько переосмыслив основную тему в 2023 году («Качество, которое заряжает. Энергия дизайна для людей и окружающей среды») Институт B&D пригласил итальянских и российских экспертов поразмышлять на тему этики и экономики в дизайне, а также поговорить о традициях и современности итальянского дизайна.

«Для меня итальянский дизайн – это не только форма и функция, это традиция производства продукта, который доводится до потребителя вместе со всеми смыслами, ценностями, миссией, философией, классной упаковкой и с классным брендом», – начала дискуссию модератор Оксана Кашенко, преподаватель каферы «Дизайн интерьера», эксперт интерьерного рынка, наставник по личному бренду, сертифицированный коуч ICF, главный редактор Top Design Magazine.
По словам Оксаны, Италия – страна, в которой дизайн очень много значит. Ведь в других странах тоже были скульптуры, архитекторы, краснодеревщики, однако в Италии дизайн стал полноценной индустрией, а цепочка дизайнер-производитель-продукт была отработана идеально.

В public talk приняли участие Дарио Лугано, ведущий специалист генерального представительства WWTS в России, Марко Полимени, агент итальянских фабрик по производству керамической плитки, Массимилиано Робино, художник, график, дизайнер, и Бернардо Паоли, независимый консультант в fashion-образовании, основатель Studies & Careers и Studiare in Italia.
В своих выступлениях эксперты рассказали о самых разных аспектах итальянского дизайна – от плитки до автомобильного дизайна, и обратили внимание как на последние тенденции, так и на неизменные характеристики «Made in Italy».

Марко Полимене отметил, что сегодня дизайнеры вдохновляются произведениями искусства эпохи Возрождения и привёл пример, как в отделке повторяется эффект фрески: неровные стены, облупленность, трещины. Другая тенденция – «индустриальный гламур» или промышленный дизайн, доведённый до блеска, когда в отделке используются плиты большого формата, отполированный бетон. Тренд на подражание природе выражается в использовании в интерьерах натуральных материалов, естественной цветовой гаммы, неодинаковых форм отделочных материалов.
Дарио Лугано поделился с аудиторией, что в дизайне важна командная работа, подразумевая работу своей компании WWTS, которая представляет ведущие итальянские фабрики по производству мебели и предметов интерьера. В практике WWTS распространено сотрудничество фабрик разной направленности между собой, чтобы в интерьерах появлялись сочетания мозаики и дерева, дерева и мрамора, мрамора, пронизанного световыми лучами и многое другое.

В один голос эксперты подтвердили, что для итальянского дизайна неизменны тренд на экологичное производство, а также принадлежность к своей земле. Так, главные бренды, с которыми работает Марко, около 300 фабрик по производству керамической плитки, находятся в одной зоне, поскольку в этих местах промышляется добыча красной глины.
Интересный пример территориальных особенностей Италии отметил и Дарио, приведя пример комода Ферруччо Лабиани «Evolution»: первая его часть представляет юг Италии, который находился под влиянием Турции, Греции, Испании, а другая его сторона – север, находящийся под влиянием австрийцев.

Художник, график Массимилиано Робино на примере своего творчества рассказал, чем вдохновляется современный художник-дизайнер и как современное искусство интегрируется в предметах дизайна. Так, источником вдохновения одной из серий работ Массимилиано послужил итальянский послевоенный дизайн автомобилей и мотоциклов, воплотившийся не только на бумаге и в цифровом формате, но и на эксклюзивных обоях и предметах гардероба. Эта же серия привела Массимилиано к сотрудничеству с известными на весь мир гонками ретро автомобилей, такими как Милле Милья, с клубом Zagato, c Maserati.
В современном итальянском дизайне нем менее важное место занимает и образование. Об этом гостям рассказал Бернардо Паоли. В Италии дизайнерские специальности родились от технических, которые преподавались в двух университетах – Politecnico di Milano и Politecnico di Torino. Когда стало понятно, что только фундаментальных знаний недостаточно, в Италии стали появляться академии и школы дизайна. В моде же академии появлялись там, где работали талантливые портные. Так, известный институт Марангони (Istituto Marangoni) начинал свою работу 90 лет назад с курсов для портных.

Параллельно с дискуссией в стенах Института был показан ряд выставок. Так, специально ко Дню итальянского дизайна в B&D галерея «Крокин» впервые представила работу Кирилла Рубцова, полиптих «Итальянское небо. Облака» (2021 г.). Рубцов многократно посещал Италию и любовался глубокой лазурью средиземноморского небосклона, в пространство которого он интегрирует своего персонажа – «русского робота».
Массимилиано Робино представил свои работы – переосмысление иконического изображения египетской царицы Нефертити в стиле поп-арт, эксперимент с неравнозначными геометрическими формами и глубиной света, и смешанную технику с использованием промышленного материала – пластикового сплава.

Также гости смогли увидеть работы студентов профиля «Дизайн костюма», вдохновлённые Италией, и плакаты победителей конкурса «Кино по-итальянски», перед которыми стояла задача создать афиши к российским фильмам и сериалам в итальянском стиле.
Руководитель профиля «Архитектурная среда и дизайн» представил проект студентов второго курса, посвящённый Миланскому мебельному салону: «Если бы меня спросили, без чего я не могу жить, я бы ответил – без Миланского мебельного салона и Венецианской архитектурной биеннале. Эти два события интегрированы в наш учебный процесс. В проекте представлены хроники мебельного салона разных лет. Без Италии невозможно жить. Поэтому я желаю всем встретиться на Миланском мебельном салоне. Это возможно».
Фотографии с мероприятия доступны в нашей группе ВКонтакте.