Мы готовим не «солдат», а «генералов» рекламного бизнеса

Институт бизнеса и дизайна
Рекламный бизнес – это сложный и разнообразный мир. В нем есть как агентства полного цикла, так и агентства, узкоспециализированные на каком-то рекламном носителе. Есть агентства сугубо креативные, есть медийные и брендинговые. Есть диджитал-агентства, ивент-, промо-, BTL-агентства. И все они готовы принимать на стажировку и практику студентов и выпускников. Кадровый голод и текучка имеют место в любой сфере, но в первую очередь – это вакансии позиций, требующих низкой квалификации. Агентствам нужны так называемые «солдаты» рекламного бизнеса: менеджеры, промоутеры, супервайзеры, а также «рядовые» отделов производства рекламного продукта, к которым относятся и дизайнеры, и райтеры, и даже исследователи-аналитики.

Кого при этом готовят вузы?
Дисциплины учебного плана более-менее охватывают все разнообразие рекламных продуктов и профессий. Но вузы также могут быть узкоспециализированными. Где-то рекламная кафедра создавалась при факультете Журналистики. Там акцент будет сделан на умении работать с текстом. Где-то к навыкам рекламиста добавляют дизайн и креатив, где-то делают упор на социологию и психологию. А где-то развивают деловые коммуникации и психологию. Соответственно этой специализации каждый может найти себе место «в окопах». А через несколько лет, при наличии таланта и трудоспособности, даже сделать карьеру в рамках выбранного профиля.

Но вряд ли хороший солдат сможет когда-нибудь стать хорошим генералом, без соответствующей подготовки. Хороший тактик, погруженный в специфику своей области, не увидит общей картины и вряд ли этого захочет. Ведь ради широты кругозора ему придется потерять глубину понимания.
Но кто-то же в рекламных агентствах разрабатывает стратегии. Эта должность так и называется – специалист отдела стратегического планирования (strategic planer). Этот отдел сродни генштабу. Его задача – подбор инструментов и каналов, распределение их во времени и поиск направления главного удара.

Как именно нужно учить и готовить «генералов» рекламного бизнеса?
  • Стратегическое мышление формируется раньше, чем детализация и углубление знаний конкретных инструментов продвижения;
  • Маркетинговые и бизнес-основы проведения рекламных кампаний (и, соответственно, критерии оценки их эффективности) также закладываются чем раньше, тем лучше – в нашем вузе на первом курсе;
Студенты рекламного профиля учатся работать вместе в одной команде с маркетологами и дизайнерами. Им часто приходится брать на себя руководство всем проектом, так как именно на них лежит ответственность за объединение разных специалистов в работе над общим коммуникационным проектом. Они связывают между собой и аналитику, и креатив, учитывают как интересы бизнеса, так и особенности восприятия целевой аудитории. По факту, они – будущая элита рекламного рынка труда. И мало кто может составить им конкуренцию на этом рынке.

Вадим Сергеевич Матюшкин
руководитель профиля «Менеджмент в рекламе»,
заместитель декана по развитию Факультета управления бизнесом