Боброва Л.С. Византийский канон и русский символ: диалог традиций в отечественном искусстве
Боброва Л.С. Византийский канон и русский символ: диалог традиций в отечественном искусстве
УДК 7.142.4
ВИЗАНТИЙСКИЙ КАНОН И РУССКИЙ СИМВОЛ: ДИАЛОГ ТРАДИЦИЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ИСКУССТВЕ
Боброва Лидия Сергеевна
АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопоповский переулок, 9), студент Факультета управления бизнесом, студент Факультета управления бизнесом, Россия, Москва, Протопоповский пер. 9, sobakalida1910@gmail.com
Аннотация. Статья посвящена комплексному анализу рецепции византийского художественного наследия в русской живописи на примере творчества ведущих мастеров различных исторических периодов. Исследование охватывает как традиционное иконописание (Андрей Рублёв), так и произведения художников XIX-XX веков (В.М. Васнецов, М.В. Нестеров, К.С. Малевич), демонстрируя устойчивость византийских парадигм в отечественном искусстве. В работе применяются сравнительно-исторический метод, структурный и культурно-исторический анализ, позволяющие выявить механизмы трансформации византийских иконографических схем, композиционных принципов и символических систем в русской художественной традиции. Особое внимание уделяется процессу творческой переработки византийского канона, который рассматривается не как простое заимствование, а как смысловая трансформация, обогащенная национальным миропониманием. На конкретных примерах произведений искусства показано, как византийские принципы – строгая иконографическая система, лаконизм изобразительных средств, специфическая колористика - получали новое звучание в русском искусстве, способствуя формированию уникального художественного синтеза. Доказано, что влияние византийской традиции сохраняло актуальность даже в периоды радикального обновления художественного языка в XX веке.
Ключевые слова: Византия; русская живопись; византийское искусство; иконопись; символизм; национальный стиль.
THE BYZANTINE CANON AND THE RUSSIAN SYMBOL: A DIALOGUE OF TRADITIONS IN RUSSIAN ART
Bobrova Lidiya Sergeevna
Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129090, Moscow Protopopovskiy Lane, 9), student of the Faculty of Business Management sobakalida1910@gmail.com
Аbstract. The article is devoted to a comprehensive analysis of the reception of the Byzantine artistic heritage in Russian painting, using the work of leading masters from different historical periods as examples. The study covers both traditional icon painting (Andrei Rublev) and the works of artists of the 19th and 20th centuries (V.M. Vasnetsov, M.V. Nesterov, K.S. Malevich), demonstrating the persistence of Byzantine paradigms in Russian art. The research employs comparative-historical, structural, and cultural-historical methods of analysis to identify the mechanisms of transformation of Byzantine iconographic schemes, compositional principles, and symbolic systems within the Russian artistic tradition. Particular attention is paid to the process of creative reworking of the Byzantine canon, which is considered not as mere borrowing, but as a semantic transformation enriched by a national worldview. Using specific examples of artworks, the study demonstrates how Byzantine principles—a strict iconographic system, laconic means of representation, and specific colorism—acquired new meaning in Russian art, contributing to the formation of a unique artistic synthesis. It is proven that the influence of the Byzantine tradition remained relevant even during periods of radical renewal of artistic language in the 20th century.
Keywords: Byzantium; Russian painting; Byzantine art; iconography; symbolism; national style
Полный текст статьи
ВИЗАНТИЙСКИЙ КАНОН И РУССКИЙ СИМВОЛ: ДИАЛОГ ТРАДИЦИЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ИСКУССТВЕ
Боброва Лидия Сергеевна
АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопоповский переулок, 9), студент Факультета управления бизнесом, студент Факультета управления бизнесом, Россия, Москва, Протопоповский пер. 9, sobakalida1910@gmail.com
Аннотация. Статья посвящена комплексному анализу рецепции византийского художественного наследия в русской живописи на примере творчества ведущих мастеров различных исторических периодов. Исследование охватывает как традиционное иконописание (Андрей Рублёв), так и произведения художников XIX-XX веков (В.М. Васнецов, М.В. Нестеров, К.С. Малевич), демонстрируя устойчивость византийских парадигм в отечественном искусстве. В работе применяются сравнительно-исторический метод, структурный и культурно-исторический анализ, позволяющие выявить механизмы трансформации византийских иконографических схем, композиционных принципов и символических систем в русской художественной традиции. Особое внимание уделяется процессу творческой переработки византийского канона, который рассматривается не как простое заимствование, а как смысловая трансформация, обогащенная национальным миропониманием. На конкретных примерах произведений искусства показано, как византийские принципы – строгая иконографическая система, лаконизм изобразительных средств, специфическая колористика - получали новое звучание в русском искусстве, способствуя формированию уникального художественного синтеза. Доказано, что влияние византийской традиции сохраняло актуальность даже в периоды радикального обновления художественного языка в XX веке.
Ключевые слова: Византия; русская живопись; византийское искусство; иконопись; символизм; национальный стиль.
THE BYZANTINE CANON AND THE RUSSIAN SYMBOL: A DIALOGUE OF TRADITIONS IN RUSSIAN ART
Bobrova Lidiya Sergeevna
Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129090, Moscow Protopopovskiy Lane, 9), student of the Faculty of Business Management sobakalida1910@gmail.com
Аbstract. The article is devoted to a comprehensive analysis of the reception of the Byzantine artistic heritage in Russian painting, using the work of leading masters from different historical periods as examples. The study covers both traditional icon painting (Andrei Rublev) and the works of artists of the 19th and 20th centuries (V.M. Vasnetsov, M.V. Nesterov, K.S. Malevich), demonstrating the persistence of Byzantine paradigms in Russian art. The research employs comparative-historical, structural, and cultural-historical methods of analysis to identify the mechanisms of transformation of Byzantine iconographic schemes, compositional principles, and symbolic systems within the Russian artistic tradition. Particular attention is paid to the process of creative reworking of the Byzantine canon, which is considered not as mere borrowing, but as a semantic transformation enriched by a national worldview. Using specific examples of artworks, the study demonstrates how Byzantine principles—a strict iconographic system, laconic means of representation, and specific colorism—acquired new meaning in Russian art, contributing to the formation of a unique artistic synthesis. It is proven that the influence of the Byzantine tradition remained relevant even during periods of radical renewal of artistic language in the 20th century.
Keywords: Byzantium; Russian painting; Byzantine art; iconography; symbolism; national style
Полный текст статьи