Дымова С.С., Оришев А.Б. Символический микрокосм: принципы организации пространства в японском садовом искусстве

УДК 712.45(520)

СИМВОЛИЧЕСКИЙ МИКРОКОСМ: ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОСТРАНСТВА В ЯПОНСКОМ САДОВОМ ИСКУССТВЕ
 
Дымова Светлана Сергеевна
 
АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопоповский переулок, 9), первый проректор, кандидат экономических наук, obe01@yandex.ru
 
Оришев Александр Борисович
 
АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопоповский переулок, 9), доктор исторических наук, Orishev71@mail.ru
 
Аннотация. Статья представляет собой комплексное исследование японского садового искусства как уникального культурного феномена. На основе анализа отечественных и зарубежных источников раскрываются философско-религиозные основы японских садов, сформированные под влиянием синтоизма, дзэн-буддизма и даосизма. Особое внимание уделяется семиотике садового пространства, где каждый элемент (камни, вода, растения) наделён глубокой символической нагрузкой и выступает средством философской рефлексии. В работе исследуются исторические этапы развития японского садового искусства от эпохи Нара до периода Муромати, выявляются основные типологические модели (карэсансуи, родзи, кайюсики-тэйэн) и их функциональные особенности. На примере сравнительного анализа сада камней Рёандзи в Киото и чайного сада в Токио демонстрируется воплощение различных философско-эстетических парадигм в рамках единой культурной традиции. Подчёркивается значение космологических принципов в организации садового пространства, в частности ориентации по оси север-юг, восходящей к древнекитайской астрономической традиции. Рассматривается феномен глобальной диссеминации японских садов и их влияние на современную ландшафтную архитектуру. Статья адресована специалистам в области ландшафтного дизайна, культурологии, востоковедения и всем интересующимся традиционной японской культурой.
Ключевые слова: японский сад; ландшафтная архитектура; дзэн-буддизм; семиотика пространства; садовое искусство Японии; философия сада.

AESTHETICS OF STONE AND GREENERY: JAPANESE GARDENS AS A REFLECTION OF PHILOSOPHY AND CULTURE
 
Dymova Svetlana Sergeevna
 
Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129090, Moscow Protopopovskiy Lane, 9), First Vice-Rector, candidate of Economic Sciences, obe01@yandex.ru.
 
 Orishev Aleksandr Borisovich
 
Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129090, Moscow Protopopovskiy lane, 9), doctor of historical Sciences, Orishev71@mail.ru
 
Abstract. The article presents a comprehensive study of Japanese garden art as a unique cultural phenomenon. Based on the analysis of domestic and foreign sources, the philosophical and religious foundations of Japanese gardens, formed under the influence of Shintoism, Zen Buddhism and Taoism, are revealed. Particular attention is paid to the semiotics of garden space, where each element (stones, water, plants) carries deep symbolic meaning and serves as a medium for philosophical reflection. The study examines the historical stages of the development of Japanese garden art from the Nara period to the Muromachi period, identifies the main typological models (karesansui, roji, kaiyushiki-teien) and their functional features. A comparative analysis of the Ryoanji rock garden in Kyoto and the tea garden in Tokyo demonstrates the embodiment of different philosophical and aesthetic paradigms within a single cultural tradition. The importance of cosmological principles in the organization of garden space, in particular the north-south orientation dating back to the ancient Chinese astronomical tradition, is emphasized. The phenomenon of the global dissemination of Japanese gardens and their influence on contemporary landscape architecture is considered. The article is addressed to specialists in landscape design, cultural studies, Oriental studies, and anyone interested in traditional Japanese culture.
Keywords: Japanese garden; landscape architecture; Zen Buddhism; spatial semiotics; Japanese garden art; philosophy of the garden.

Полный текст статьи
наверх