Оришев А.Б., Козырева Н.Е. Визуальная репрезентация верховной власти в России 1725-1801 гг.: по материалам официального портрета

УДК 7.021.14 + 7.071.1
 
ВИЗУАЛЬНАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ВЕРХОВНОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ 1725-1801 ГГ.: ПО МАТЕРИАЛАМ ОФИЦИАЛЬНОГО ПОРТРЕТА
 
Оришев Александр Борисович
 
АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопоповский переулок, 9), доктор исторических наук, Orishev71@mail.ru
 
Козырева Надежда Евгеньевна
 
 АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, г. Москва, Протоповский переулок, 9), кандидат педагогических наук, декан Факультета управления бизнесом, kozyreva@obe.ru
 
Аннотация. Настоящее исследование осуществляет комплексный междисциплинарный анализ официальной портретной иконографии российских монархов эпохи дворцовых переворотов (1725-1796). В результате исследования установлено, что парадный портрет функционировал как целенаправленный инструмент политической легитимации и визуальной коммуникации. Выявлена прямая корреляция между эволюцией художественных стилей (от барокко к классицизму) и сменой политических курсов, а также определено, что специфика иконографии каждого правителя формировалась в ответ на конкретные вызовы легитимации власти. Научная новизна работы заключается в демонстрации того, что визуальная репрезентация была активной составляющей политического процесса, а анализ портретов позволяет выявить новые аспекты понимания механизмов власти в России XVIII в.
Ключевые слова: эпоха дворцовых переворотов; российские императоры; иконография; визуальная репрезентация; парадный портрет; легитимация власти; политическая коммуникация; искусство XVIII в.
 
VISUAL REPRESENTATION OF THE SUPREME POWER IN RUSSIA 1725-1801: BASED ON THE OFFICIAL PORTRAI 
 
Orishev Aleksandr Borisovich
 
Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129090, Moscow Protopopovskiy Lane, 9), doctor of historical Sciences, Orishev71@mail.ru
 
Kozyreva Nadezhda Evgenevna
 
Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (Russia, 129090, Moscow Protopopovskiy Lane, 9), Dean of the Faculty of Business Administration, candidate of Pedagogical Sciences, kozyreva@obe.ru
 
Abstract. This study presents a comprehensive interdisciplinary analysis of the official portraiture of Russian monarchs during the Era of Palace Revolutions (1725-1796). The research establishes that the formal portrait functioned as a deliberate tool of political legitimization and visual communication. A direct correlation is revealed between the evolution of artistic styles (from Baroque to Classicism) and shifts in political courses. It is determined that the specific iconography of each ruler was formed in response to particular challenges of power legitimization. The scientific novelty of the work lies in demonstrating that visual representation was an active component of the political process, and that the analysis of portraits can reveal new aspects of understanding the mechanisms of power in 18th-century Russia.
Key words: Era of Palace Revolutions; iconography; visual representation; legitimization of power; political communication; formal portrait; Russian monarchs.

Полный текст статьи
наверх