ТАРАСЕНКО В.Н., СТЕНИН Н.И., САФРОНОВ И.В. ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО: РОЛЬ ШУТОВ В ПЬЕСАХ УИЛЬЯМА ШЕКСПИРА

УДК 821.111-312.7
 
ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО: Роль шутов в пьесах Уильяма Шекспира
 
Тарасенко Виталий Николаевич
ФБГОУ ВО «Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А. Тимирязева», Москва, Россия (127550, Москва, ул. Тимирязевская, 49), доцент кафедры истории, кандидат исторических наук, lasker88@mail.ru
 
Стенин Никита Иванович
 
ФБГОУ ВО «Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А. Тимирязева», Москва, Россия (127550, Москва, ул. Тимирязевская, 49), студент Института экономики и управления АПК, n_stenin@inbox.ru
 
Сафронов Игорь Владимирович
 
Индивидуальный предприниматель, культуролог, Волгоград, Россия, (400062,  Волгоград, ул. Полухина, 80), igorsafronof65@gmail.com
 
Аннотация Статья посвящена исследованию роли шутов в драматургии Уильяма Шекспира. На примере ключевых персонажей из пьес «Король Лир», «Двенадцатая ночь», «Гамлет», «Два веронца», «Трои и Крессида» и других анализируется многофункциональность шутов, выходящая за рамки комического рельефа. В работе показано, что шекспировские шуты выступают как носители мудрости, социальной критики и философской рефлексии, влияя на развитие сюжета и раскрытие центральных тем произведений. Особое внимание уделяется их роли в контрасте между «безумием» и «разумом», а также символическому значению их реплик и действий. Исследование демонстрирует, что шуты у Шекспира служат инструментом деконструкции власти, лицемерия общества и экзистенциальных вопросов, оставаясь при этом источниками человечности и искренности.
Ключевые слова: искусство; Уильям Шекспир; шуты; комический персонаж; социальная критика; мудрость; трагедия; театральные архетипы; «Король Лир»; «Гамлет»; «Двенадцатая ночь».
 
LITERATURE AND ART: THE ROLE OF FOOLS IN WILLIAM SHAKESPEARE'S PLAYS
 
Tarasenko Vitaly Nikolaevich
 
Russian State Agrarian University – Moscow Timiryazev Agricultural Academy, Moscow, Russia (127434, Moscow, Timiryazevskaya str., 49), Associate Professor of the Department of History, Candidate of Historical Sciences, lasker88@mail.ru
 
 Stenin Nikita Ivanovich
 
Russian State Agrarian University – Moscow Timiryazev Agricultural Academy, Moscow, Russia (127434, Moscow, Timiryazevskaya str., 49), student at the Institute of Economics and Management of the Agroindustrial Complex, n_stenin@inbox.ru
 
Safronov Igor Vladimirovich
 
Individual entrepreneur, tutor. Culturologist. Volgograd, Russia   (400062, Volgograd, Polukhina St., 80), igorsafronof65@gmail.com
 
Abstract. The article is devoted to the study of the role of jesters in the dramaturgy of William Shakespeare. Using the example of key characters from the plays King Lear, Twelfth Night, Hamlet, The Two Gentlemen of Verona, Troilus and Cressida and others, the multifunctionality of jesters, which goes beyond the comic relief, is analyzed. The work shows that Shakespeare's jesters act as bearers of wisdom, social criticism and philosophical reflection, influencing the development of the plot and the disclosure of the central themes of the works. Particular attention is paid to their role in the contrast between «madness» and «reason», as well as the symbolic meaning of their lines and actions. The study demonstrates that Shakespeare's jesters serve as a tool for the deconstruction of power, the hypocrisy of society and existential questions, while remaining sources of humanity and sincerity.
Keywords: art; William Shakespeare, jesters, comic character, social criticism, wisdom, tragedy, theatrical archetypes, King Lear, Hamlet, Twelfth Night.
 
Полный текст статьи
наверх