НИКИТЧЕНКО А.К. ПОРТРЕТНОЕ ИСКУССТВО ЭПОХИ ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ: ОБРАЗЫ ИМПЕРАТОРОВ

УДК 759.8(083.7)
 
ПОРТРЕТНОЕ ИСКУССТВО ЭПОХИ ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ: ОБРАЗЫ ИМПЕРАТОРОВ
 
Никитченко Алиса Константиновна
 
АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопоповский переулок, 9), студент, lfielq@yandex.ru
 
Аннотация. Статья посвящена исследованию художественных портретов российских императоров периода дворцовых переворотов XVIII в. Рассматриваются особенности портретов царственных особ, их символика и идеологическое значение. Авторы акцентируют внимание на влиянии политической обстановки на стилистику изображений монархов, показывая, как смена власти отражалась в живописи. Приведены сравнительные характеристики произведений известных художников той эпохи, демонстрирующих разнообразие образов правителей, созданных в период правления Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Петра III и Екатерины II. Исследование обогащено историческим контекстом, раскрывающим взаимосвязь между политическим положением страны и эстетическими предпочтениями эпохи. Работа направлена на углубленное понимание роли искусства в формировании общественного сознания и восприятии личности монарха в переломные моменты истории российского государства. В заключение сделаны выводы о том, что внешность императора, его изображение на портретах связаны с его стилем правления и принимаемыми решениями.
Ключевые слова: эпоха дворцовых переворотов; портреты императоров; Екатерина I; Анна Иоанновна; Елизавета Петровна; Петр III; Екатерина II; Павел I
 
PORTRAIT ART OF THE PALACE COUPS ERA: IMAGES OF EMPERORS
 
Nikitchenko Alice Konstantinovna
 
Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129090, Moscow, Protopopovskiy lane, 9), student, lfielq@yandex.ru
 
Abstract. The article is devoted to the study of artistic portraits of Russian emperors during the palace revolutions of the eighteenth century. It examines the features of portraits of reigning monarchs, their symbolism and ideological significance. The authors focus on the influence of political circumstances on the stylistics of monarchical images, showing how changes in power were reflected in painting. Comparative characteristics of works by famous artists of that era are presented, demonstrating the variety of ruler's images created during the reigns of Anna Ioannovna, Elizabeth Petrovna, Peter III, and Catherine II. The research is enriched with historical context revealing the interrelation between the country's political situation and aesthetic preferences of the epoch. The work aims at a deeper understanding of art’s role in shaping public consciousness and perception of the monarch's personality at critical moments in the history of the Russian state. In conclusion, it is argued that an emperor's appearance and his depiction in portraits are connected with his ruling style and decisions made.
Keywords: era of palace coups; portraits of emperors; Catherine I; Anna Ioannovna; Elizabeth Petrovna; Peter III; Catherine II; Paul I.

Полный текст статьи
наверх