Андросова Э.М., Оришев А.Б. Проект Дворца советов как синергизм советского искусства

ИСКУССТВО. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
Образец ссылки на эту статью: Андросова Э.М., Оришев А.Б.  Проект Дворца советов как синергизм советского искусства   // Бизнес и дизайн ревю. 2024.  № 3 (35). С. 42-52.
 
УДК 72
 
ПРОЕКТ ДВОРЦА СОВЕТОВ КАК СИНЕРГИЗМ СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА  
 
Андросова Элина Михайловна
 
АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопоповский переулок, 9), доцент, кандидат культурологии, Член ТСХР, член Союза Дизайнеров Москвы, член Союза Дизайнеров России, androsova-bd@yandex.ru
 
Оришев Александр Борисович
 
АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопоповский переулок, 9), доктор исторических наук, Orishev71@mail.ru
 
Аннотация. Настоящая статья посвящена амбициозному проекту советских архитекторов – Дворцу Советов, которую иногда причисляют к произведениям сталинского ампира.  Выявлены конкретные цели сталинского ампира, предполагающие воплощать веру в светлое будущее, основные передовые идеи, успехи и достижения коммунизма. Проведены параллели сталинских высоток в Москве с высотками Америки, выявлена идеологическая составляющая советских многоэтажных домов. Доказано, что Дворец Советов представлял собой новый тип сооружения, в котором архитектура и скульптура составляли бы неразрывное целое, единый, идейно насыщенный художественный образ. Сделан вывод о том, что по стилю проект Дворца Советов это не произведение сталинского ампира, а Ар Деко в советской версии, – международный стиль, просто пришедший в СССР с опозданием на десять лет.
Ключевые слова: сталинские высотки; сталинский ампир; Дворец Советов; Борис Иофан; московское метро; архитектура.
 
THE PALACE OF SOVIETS PROJECT AS A SYNERGY OF SOVIET ART
 
Androsova Elina Mikhailovna
 
Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129090, Moscow Protopopovskiy Lane, 9), Associate Professor, Candidate of Cultural Studies, Member of the TSHR, member of the Moscow Union of Designers, member of the Russian Union of Designers, androsova-bd@yandex.ru
  
Orishev Aleksandr Borisovich
 
Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129090, Moscow, Protopopovskiy lane, 9), doctor of historical Sciences, Orishev71@mail.ru

Abstract. This article is devoted to the ambitious project of Soviet architects - the Palace of the Soviets, which is sometimes considered to be a work of the Stalinist Empire style. The specific goals of the Stalinist Empire style have been identified, suggesting the embodiment of faith in a bright future, the main advanced ideas, successes and achievements of communism. Parallels are drawn between Stalin's high-rise buildings in Moscow and high-rise buildings in America, and the ideological component of Soviet high-rise buildings is revealed. It has been proven that the Palace of the Soviets was a new type of structure in which architecture and sculpture would form an inextricable whole, a single, ideologically rich artistic image. It is concluded that in style the design of the Palace of Soviets is not a work of the Stalinist Empire style, but Art Deco in the Soviet version - an international style that simply came to the USSR ten years late.
Keywords: Stalin's skyscrapers; Stalin Empire style; Palace of the Soviets; Boris Iofan; Moscow Metro; architecture.

Полный текст статьи
 
наверх