Марков А.В. Наследие Геннадия Чернятьева в контексте искусства аутсайдеров

Образец ссылки на эту статью: Марков А.В. Наследие Геннадия Чернятьева в контексте искусства аутсайдеров // Бизнес и дизайн ревю. 2022.  № 2 (26). С. 96-106.

УДК 655.26 + 7.03

НАСЛЕДИЕ ГЕННАДИЯ ЧЕРНЯТЬЕВА В КОНТЕКСТЕ ИСКУССТВА АУТСАЙДЕРОВ

Марков Александр Викторович

ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет», Москва, Россия (125993, ГСП-3, Москва, Миусская площадь, д. 6), доктор филологических наук, профессор, markovius@gmail.com, ORCID ID: 0000-0001-6874-1073

Аннотация. Русский непрофессиональный художник Геннадий Чернятьев соединил возрождение традиций предреволюционного дизайна с собственной оригинальной программой жизнетворчества, не сводящейся к стратегиям творческого поведения начала ХХ в. В статье доказывается, что, несмотря на тщательную имитацию в его произведениях форм досоветского и советского графического дизайна, он должен быть отнесен к художникам-аутсайдерам, которые не принимают правила искусства, но производят экспансию в область этих правил, исходя из собственных представлений о задачах искусства. Искусство таких аутсайдеров следует противопоставлять мифологизации прошлого и настоящего: в нем вскрываются структуры ценностей, стоящих за живописными и дизайнерскими программами, в противоположность их идеологическому использованию. Предлагается интерпретация ряда работ этого художника, исходя из его стратегий поведения и доминантных приоритетов — эротического и религиозно-философского. 

Ключевые слова: искусство аутсайдеров; Чернятьев; религиозное искусство; эротическое искусство; орнамент; графический дизайн.

THE LEGACY OF GENNADY CHERNYATYEV IN THE FRAMEWORK OF OUTSIDER ART

Markov Aleksandr Viktorovich

Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia (125993, GSP-3, Moscow, Miusskaya square, 6), Dr. Hab. in Literature, Full Professor, markovius@gmail.com, ORCID ID: 0000-0001-6874-1073

Abstract. Russian non-professional artist Gennady Chernyatiev contaminated the revival of the traditions of pre-revolutionary design with his own program of life-creation, not limited to the strategies of creative manifestations of the early 20th century. I prove that despite his careful imitation of pre-Soviet and Soviet graphic design form, he is to be qualified as an outsider artist, as not accepting the rules as necessary, but expanding his own ideas about the tasks of art in the area of rules and principles. This kind of outsider art must be contrasted with the mythologization of the past and the present: it manifests the value structures behind painting and design programs, as opposed to their ideological use. I propose an interpretation of a number of works by this artist, based on his strategies of behavior and on his erotic and religious-philosophical dominant priorities.

Keywords: outsider art; Chernyatyev; religious art; erotic art; ornament; graphic design

Полный текст статьи