Смирнова М.А., Курлова Е.М. Применение фрагментов древних архитектурных форм в изобразительном искусстве и архитектуре

Образец ссылки на эту статью: Смирнова М.А., Курлова Е.М. Применение фрагментов древних архитектурных форм в изобразительном искусстве и архитектуре // Бизнес и дизайн ревю. 2022.  № 1 (25). С. 15.

 УДК 72.04.03

 ПРИМЕНЕНИЕ ФРАГМЕНТОВ ДРЕВНИХ АРХИТЕКТУРНЫХ ФОРМ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ И АРХИТЕКТУРЕ 

Смирнова Маргарита Александровна 

ФБГОУ ВО Гжельский государственный университет, Россия, Гжель (140155, Московская область, Раменский район, пос. Электроизолятор, 67), профессор, кафедра изобразительного искусства и народной художественной культуры, strelez-45@bk.ru, +7-916-156-03-06 

Курлова Елена Михайловна 

ФБГОУ ВО Гжельский государственный университет, Россия, Гжель (140155, Московская область, Раменский район, пос. Электроизолятор, 67), студентка 2 курса магистратуры, направление подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», kurlova@mail.ru, +7-903-745-37-42 

Аннотация. Общаясь с деятелями культуры и искусства в академической и художественной среде, нередко можно встретить приверженцев мнения о недопустимости использования фрагментов древних архитектурных сооружений при создании новых произведений искусства. Мы проанализировали авторитетные открытые источники и нам не удалось обнаружить каких-либо логических доводов в пользу озвученной точки зрения. Напротив, мы нашли примеры применения подобного подхода практически во всех культурах, начиная с первого тысячелетия нашей эры. Использование фрагментов античных архитектурных сооружений, их форм и изображений при создании новых произведений искусства издревле практиковалось в архитектуре, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве, живописи. И подобная практика была абсолютно легитимной. В данной статье будет подробно рассмотрен ряд исторических примеров озвученного подхода.

Ключевые слова: архитектура; живопись; ведута; каприччио; Святой Себастьян; Фрида Кало; сполии; экфрасис.

THE USE OF FRAGMENTS OF ANCIENT ARCHITECTURAL FORMS IN THE VISUAL ARTS AND ARCHITECTURE 

Smirnova Margarita Aleksandrovna

 Gzhel State University, Russia, Gzhel (140155, Moscow region, Ramensky district, village of Elektroizolyator, 67), Professor, Department of fine arts and folk art culture, strelez-45@bk.ru, +7-916-156-03-06 

Kurlova Elena Mikhailovna 

Gzhel state University, Russia, Gzhel (140155, Moscow region, Ramensky district, village of Elektroizolyator, 67), 2nd year student of the master's degree, the direction of training "Decorative and applied arts and crafts", kurlova@mail.ru, +7-903-745-37-42 

Abstract. Communicating with figures of culture and art in the academic and artistic environment, it is often possible to meet adherents of the opinion that it is unacceptable to use fragments of ancient architectural structures when creating new works of art. We have analyzed authoritative open sources and we have not been able to find any logical arguments in favor of the voiced point of view. On the contrary, we have found examples of the application of this approach in almost all cultures since the first millennium of our era. The use of fragments of ancient architectural structures, their forms and images in the creation of new works of art has been practiced since ancient times in architecture, sculpture, decorative and applied art, painting. And this practice was absolutely legitimate. In this article, a number of historical examples of the voiced approach will be considered in detail.

Keywords: architecture; painting; lead; capriccio; Saint Sebastian; Frida Kahlo; spoli; ecphrasis. 

Введение

С самого начала нашей эры исследователями постоянно наблюдается традиция использования фрагментов древних архитектурных конструкций в качестве строительного материала при возведении новых архитектурных сооружений. Византийские христиане использовали фрагменты языческих храмов и общественных сооружений при возведении своих христианских храмов [1]. Следом за византийцами эту практику переняли другие средневековые христиане.

В период эпохи Ренессанса все чаще и чаще на картинах, изображавших святых, на заднем фоне выступают развалины античных храмов.

В XVII в. появляется жанр романтичной пейзажной живописи, на холстах которой превалировали сюжеты архитектурных фантазий, в основном руины вымышленных древних сооружений [2].

В начале ХХ в. художники-сюрреалисты достаточно часто использовали в своих произведениях детали и фрагменты архитектуры: Джорджо де Кирико, Жоан Миро, Виктор Браунер, Макс Эрнст, Сальвадор Дали, Рене Магритт.

И в наши дни в произведениях современных художников можно часто встретить аллюзии на древнюю архитектуру: Алекс Фишгойт, Даниель Мерриам, Томас Сетовски, Евгений Гордиец, Питер Грич, Константин Худяков, Ярослав Ясниковский.

Цель исследования – изучить историческую составляющую использования фрагментов древних архитектурных сооружений, их форм и изображений при создании новых произведений искусства.

Объект исследования – фрагменты древних архитектурных сооружений, их конструкции и изображения как часть нового произведения искусства.

Предмет исследования – трансформация традиции использования фрагментов и форм древней архитектуры и их изображений при создании новых произведений искусства в разные исторические периоды.

Задачи для решения поставленной цели:

– рассмотреть исторические, культурные, социальные особенности трансформации традиции использования фрагментов древних архитектурных сооружений при создании новых произведений искусства в разные исторические периоды;

  • исследовать особенности и возможности формирования композиционного решения произведения искусства на основе артефактов древности.

Методы исследования: сравнительный анализ, который помог изучению особенностей трансформации традиции использования фрагментов древних архитектурных сооружений при создании новых произведений искусства в историческом контексте и анализ динамики их изменения. 

Результаты исследования и их обсуждение

«Монументальное искусство существует в синтезе с архитектурой.

Эти сооружения воздействуют на массы и живут среди людей» [3, с. 6].

Археологи в разных частях света обнаруживают факты использования архитектурных деталей древних сооружений, так называемых сполий, при возведении новых зданий, преимущественно христианских храмов, но и не только их. При этом существует несколько объясняющих это явление версий. С одной стороны, есть предположение, что подверженные упадку архитекторы Средних веков растеряли технологии изготовления сложных узлов конструкций – колонн, фронтонов. С другой стороны, напрашивается вполне экономическое объяснение: на использовании готовых узлов можно было очень существенно сэкономить.

Нельзя ни в коем случае сказать, что византийская архитектура была подвержена упадку, но тем не менее и в ней мы можем привести много примеров использования сполий [4, с. 397].  Существует версия, что таким образом византийцы подчеркивали идею преемственности. Большое количество элементов античности присутствует в храме Святой Софии, в нескольких цистернах – водохранилищах. Мы можем предположить, что фактом использования сполий византийские зодчие воздали дань уважения античным зодчим.

Интересна практика написания экфрасисов – «описания рукотворных предметов, артефактов, произведений искусства. В античности – литературное описание предмета, несущего изображение другого предмета, как бы отражение отражения» [5]. Например, описание Святой Софии Павлом Силенциарием содержит строки и клише из античной поэзии, в частности, из «Деяний Диониса» Нонна Панополитанского [6]. То есть, это своеобразная рекурсия: описание христианского храма, в котором есть сполии, само содержит сполии.

Чаще всего сполии встречаются в Риме, как элементы конструкций древних христианских храмов, например, колоннада перед базиликой Санта-Мария-ин-Транстевере была перенесена из терм Каракаллы [7, с. 381]. Это одна из старейших церквей в Риме конца XIII в., украшенная великолепными мозаиками Пьетро Каваллини.



Одно из самых загадочных подземных водохранилищ Константинополя, нынешнего Стамбула, сохранившееся до наших дней и привлекающее толпы туристов – Цистерна Базилика. Грандиозные размеры сооружения: 145х65 метров напоминают дворец, 4-метровые кирпичные стены, 336 колонн, большинство из которых привезены из античных храмов, поэтому они выполнены из мрамора разных сортов и видов обработки, поддерживают высокие своды потолка (рисунки 1, 2).

Логично, что сполии появлялись там, где изначально были остатки древнеримских архитектурных сооружений. Примеры – капелла Карла Великого в Ахене, в которой были установлены древнеримские колонны.

В исламской архитектуре на территории Испании (опять там же, где сохранились остатки древнеримских сооружений) также применялись сполии. Например, в Меските, (исп. mezquita–«мечеть») – или Кордовской соборной мечети, настоящим чудом мусульманской архитектуры на территории современной Европы. Кордовская мечеть самая грандиозная и красивая мечеть в Испании: арабская вязь, изречения Корана покрывают купол, стены и 1300 колонн, что по праву дает ей считаться и по сей день третьей по величине в мире.

Художники и архитекторы Раннего Возрождения изучали и зарисовывали остатки древнеримских построек. Нам известен четырехтомный труд по древней архитектуре Андреа Палладио, в котором он описывает, что видит: «... собственными глазами созерцал и собственными руками обмерял фрагменты многих античных зданий, которые, сохранившись до наших дней в качестве удивительных свидетельств варварского изуверства, в то же время в своих величавых развалинах служат красноречивыми и славными памятниками римской доблести и величия» [2].

В связи с нашей темой также интересна иконография отречения Петра. На мозаике из Сант-Аполлинаре-Нуово середины VI века мы видим изображение Петра, Иисуса и столпа с петухом (рисунок 3). В вышедшей в 1939 г. работе Стерлинга Каллисена «Иконография петуха на столпе» прослеживается связь между петухом на изображениях сцен отречения Петра и языческими его корнями [8].



 В античности вотивные изображения петухов связывались с несколькими божествами: Зевсом, Аполлоном, Афиной, Гермесом, Эскулапом, Деметрой и Персефоной.

Посмотрим на так называемую патеру из Берне: в рельефе медали мы видим такой же ордерный столп с петухом на нем, то есть этот образ используется в мозаике и в медали в роли сполии (Рис. 3, 4).

 

Мы еще можем вспомнить «ватиканского петуха» и лютеранскую традицию устанавливать фигуры петухов на шпилях церквей и колоколен, несущих образ суверенности, бдительности и раскаяния и, по сути, выполняющих роль флюгера. В конце XIII в. у Гийома Дуранда в его «Изъяснении богослужения», где поясняется каждый элемент церковной архитектуры и убранства указано: «Петух над церковью поставленный, означает бдящих праведников». В свете вышесказанного пушкинский «Золотой петушок» тоже видится нам своеобразной сполией.

Частым сюжетом у художников Раннего Возрождения было изображение раннехристианских святых на фоне древнеримских сооружений.

Например, на картинах Пьетро Перуджино и Андреа Мантеньи мы видим Святого Себастьяна, римского воина, привязанным к колонне с капителью, пронзенного стрелами из луков за приверженность христианству (рисунки 5, 6). В обоих полотнах итальянских художников XV века на заднем плане мы видим красивые резные колонны и фрагменты античной архитектуры, сломанные арки.

В процессе творчества при создании новых живописных, графических и скульптурных произведений непременно есть отпечаток индивидуальности автора и художественное переосмысление исходного объекта [9, с. 118]. В этих образах двух разных художников различных живописных манер объединились два мира: античный и христианский.



В XVII в живописи появляется жанр «каприччио» (от итальянского слова «каприз»). Это романтичное изображение древних руин. Также появляется жанр «ведута» – изображение городского пейзажа и знаменитых памятников архитектуры. В произведениях художников, работавших в этих жанрах, часто встречаются изображения остатков колонн, капителей, статуй, и других частей античных сооружений. Признанными мастерами каприччио считаются Марко Риччи (рисунок 7), Каналетто и Джованни Баттиста Пиранези. Классиком гравюры в жанре каприччио считается французский гравер Жак Калло.

Художниками – ведуттистами была основана практика переводить живописные пейзажи с изображением развалин в офорты для продажи туристам. Особенно это было популярно в Венеции.

Довел до совершенства эти жанры итальянский живописец и архитектор Джованни Паоло Паннини (рисунок 8).





В начале ХХ в. художники-сюрреалисты в своих произведениях часто использовали изображения частей античных сооружений. Ярким примером является картина мексиканской художницы Фриды Кало «Сломанная колонна». Она была написана после перенесенной художницей операции на позвоночнике. Боль и страдания ее тела в результате дорожной аварии и длительного лечения не сломили дух этой хрупкой женщины. Это автопортрет художницы с разверзшейся грудной клеткой, где на месте позвоночника изображена крошащаяся ионическая колонна (рисунок 9).





В наши дни художники также часто используют элементы древней архитектуры как фрагменты композиции. Например, вестибюль станции Римская московского метрополитена, оформленный скульптором Леонидом Львовичем Берлиным, украшен обломками колонны, на которых восседают Ромул и Рэм [10].

 Выводы

Данная статья иллюстрирует трансформацию традиции использования фрагментов древних архитектурных сооружений при создании новых произведений искусства в разные исторические периоды. Благодаря этому «…возникает большой интерес к прошлому, к истокам, который и послужит мощным толчком для развития национального самосознания» [11, с. 81].

Мы исследовали, что с первых веков нашей эры наблюдаются факты применения фрагментов древних архитектурных конструкций в качестве строительного материала при возведении новых архитектурных сооружений. Древние греки и римляне изобрели эффективную и эстетичную ордерную систему, а также декораторские приемы, которые до сих пор не оставляют людей равнодушными и используются, даже когда не являются элементами конструкции здания.

Эта практика не является маргинальной, но, напротив, легитимна в разных странах и воздает дань уважения мастерству древних зодчих.

И в современном искусстве описанная практика также имеет свое место. Художники, скульпторы, архитекторы часто используют в своих произведениях аллюзии на шедевры античности.

Список литературы 

  1. Брунов Н.И. Очерки по истории архитектуры. М.: Центрполиграф, 2003. Т. 2. С. 540.
  2. Палладио Андреа. Четыре книги об архитектуре в двух томах. I текст трактата. М.: Издательство всесоюзной академии архитектуры, 1938. С. 13.
  3. Василенко Е.В., Василенко П.Г., Сичкарь Т.В. Фреска в современном монументальном искусстве и дизайне // Вестник Института мировых цивилизаций. 2019. Т. 10. № 4 (25). С. 5-10.
  4. Саради Х. Использование сполии в византийских памятниках: археологические и литературные свидетельства // Международный журнал классической традиции. 1997. № 3 С. 395–423.
  5. Власов В.Г. Экфрасис // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. СПб.: Азбука-Классика. Т. 10, 2010. С. 658.
  6. Виноградов А.Ю., Захарова А.В., Черноглазов Д.А. Храм Святой Софии Константинопольской в свете византийских источников. СПб.: Пушкинский дом, 2018. 486 с.
  7. Кинни Д. Сполия из бань Каракаллы в Санта-Мария-ин-Трастевере // Art Bulletin. 1986. № С. 379–397.
  8. Пожидаева А. Отречение Петра. [Электронный ресурс]. URL: https://magisteria.ru/new-testament-iconography/denial-of-peter/. (Дата обращения: 07.12.21).
  9. Котышов А.В.Исторические и методические аспекты графической стилизации // Материалы международного научного форума «Образование. Наука. Культура». Сборник научных статей. Электроизолятор: ГГУ, 2016. С. 117-119.
  10. Vasilenko E., Vasilenko P., Saenko N., Borysov V., Borysova S., Prodan I. Engineering aspect of modern concept of professional education of artists and designers in academic figure // International Journal of Engineering Research and Technology. 2020. Т. 13. № 11. С. 3625-3630.
  11. Лопасова Е.В. Образ в монументальной композиции древнерусского искусства // Культурная жизнь Юга России. 2010. № 4 (38). С. 81-82.

References 

  1. Brunov N.I. Ocherki po istorii arkhitektury (Essays on the history of architecture). M.: Tsentrpoligraf, 2003. Vol. 2, p. 540.
  2. Palladio Andrea. Chetyre knigi ob arkhitekture v dvukh tomakh. I tekst traktata. M.: Izdatelstvo vsesoiuznoi akademii arkhitektury, 1938. p. 13.
  3. Vasilenko E.V., Vasilenko P.G., Sichkar T.V. Freska v sovremennom monumentalnom iskusstve i dizaine (Fresco in contemporary monumental art and design), Vestnik Instituta mirovykh tsivilizatsii, 2019, Vol. 10, no 4 (25), pp. 5-10.
  4. Saradi Kh. Ispolzovanie spolii v vizantiiskikh pamiatnikakh: arkheologicheskie i literaturnye svidetelstva (The use of spoli in Byzantine monuments: archaeological and literary evidence), Mezhdunarodnyi zhurnal klassicheskoi traditsii, 1997, no 3, pp. 395–423.
  5. Vlasov V.G. Ekfrasis (Ekphrasis), Novyi entsiklopedicheskii slovar izobrazitelnogo iskusstva, v 10 t. SPb.: Azbuka-Klassika, Vol. 10, 2010, p. 658.
  6. Vinogradov A.Iu., Zakharova A.V., Chernoglazov D.A. Khram Sviatoi Sofii Konstantinopolskoi v svete vizantiiskikh istochnikov (Sophia of Constantinople in the light of Byzantine sources). SPb.: Pushkinskii dom, 2018. 486 p.
  7. Kinni D. Spoliia iz ban Karakally v Santa-Mariia-in-Trastevere (Spolia from the Baths of Caracalla in Santa Maria in Trastevere), Art Bulletin, 1986, no 68, pp. 379–397.
  8. Pozhidaeva A. Otrechenie Petra (Denial of Peter). [Elektronnyi resurs]. URL: https://magisteria.ru/new-testament-iconography/denial-of-peter/. (Data obrashcheniia: 07.12.21).
  9. Kotyshov A.V. Istoricheskie i metodicheskie aspekty graficheskoi stilizatsii (Historical and methodological aspects of graphic stylization), Materialy mezhdunarodnogo nauchnogo foruma «Obrazovanie. Nauka. Kultura». Sbornik nauchnykh statei. Elektroizoliator: GGU, 2016, pp. 117-119.
  10. Vasilenko E., Vasilenko P., Saenko N., Borysov V., Borysova S., Prodan I. Engineering aspect of modern concept of professional education of artists and designers in academic figure, International Journal of Engineering Research and Technology, 2020, Vol. 13, no 11, pp. 3625-3630.
  11. Lopasova E.V. Obraz v monumentalnoi kompozitsii drevnerusskogo iskusstva, Kulturnaia zhizn IUga Rossii, 2010, no 4 (38), pp. 81-82.

Работа поступила в редакцию: 25.12.2021 г.