Ряполов В.В., Степанова А.С. Феномен готики в средневековом искусстве

Образец ссылки на эту статью: Ряполов В.В., Степанова А.С. Феномен готики в средневековом искусстве // Бизнес и дизайн ревю. 2022.  № 1 (25). С. 12. 

УДК 7.033 

ФЕНОМЕН ГОТИКИ В СРЕДНЕВЕКОВОМ ИСКУССТВЕ 

Ряполов Владимир Васильевич 

ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», Елец, Россия (399770, Липецкая область, г. Елец, ул. Коммунаров, д. 28.1), кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и историко-культурного наследия, ryapol_77.ist@mail.ru, +7-905-681-01-04 

Степанова Александра Сергеевна 

АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопоповский переулок, 9), студентка факультета маркетинга, sadalexstep@gmail.com, +7-969-044-83-35 

Аннотация. Статья раскрывает зарождение, развитие и специфику готического стиля в искусстве. Готическое искусство оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с «высшими» иррациональными силами. Отмечается, что для готики характерны символико-аллегоричный тип мышления и условность художественного языка. От романского стиля готика унаследовала главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы зданий. Особое место в искусстве готики занимал собор — высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи. Несоизмеримое с человеком пространство собора, вертикализм его башен и сводов, подчинение скульптуры динамичным архитектурным ритмам формируют феномен готики. В наше время многие застройщики в сотрудничестве с архитекторами и дизайнерами предлагают готовые проекты домов в неоготическом стиле. А также появились необычные люди, живущие по особым правилам, которые обращают внутреннюю боль в эстетику. Эти люди увлечены красотой печали, магии, тьмы. Их сначала называли «новыми романтиками», позднее готами. Главным научным результатом является взаимосвязь искусства прошлого и современности.

Ключевые слова: готика; архитектура; живопись; витраж; химер; театр; музыка; средневековье.

Ryapolov Vladimir Vasilevich 

State Federal-Funded Educational Institution of Higher Professional Training “Yelets State Bunin University” (399770 Yelets, Lipetsk Region, Kommunarov str. 28), candidate of historical Sciences, associate Professor of the Department of General history and the historical and cultural heritage, ryapol_77.ist@mail.ru, +7-905-681-01-04 

Stepanova Aleksandra Sergeevna 

ANO VO "Institute of Business and Design", Moscow, Russia (129090, Moscow, Protopopovsky Lane, 9), student of the Faculty of Marketing, sadalexstep@gmail.com, +7-969-044-83-35 

Abstract. The article reveals the origin, development and specifics of the Gothic style in art. Gothic art remained predominantly cultic in purpose and religious in subject matter: it was correlated with eternity, with "higher" irrational forces. It is noted that the Gothic is characterized by a symbolic-allegorical type of thinking and the conventionality of the artistic language. From the Romanesque style, Gothic inherited the primacy of architecture in the system of arts and traditional types of buildings. A special place in the art of Gothic was occupied by the cathedral — the highest example of the synthesis of architecture, sculpture and painting. The incommensurable space of the cathedral, the verticalism of its towers and vaults, the subordination of sculpture to dynamic architectural rhythms form the phenomenon of Gothic. Nowadays, many developers in cooperation with architects and designers offer ready-made projects of houses in the Neo-Gothic style. And also there were unusual people living by special rules who turn inner pain into aesthetics. These people are fascinated by the beauty of sadness, magic, darkness. They were first called "new Romantics", later Goths. The main scientific result is the relationship between the art of the past and the present.

Key words: Gothic; architecture; painting; stained glass; chimera; theater; music; Middle Ages.

Введение

Интерес к средневековой культуре, обусловленный чрезвычайно высоким ценностным и смысловым потенциалом данной эпохи, не угасает и в наши дни. Особое внимание авторы многочисленных исследований уделяют готическому искусству, осмыслению его роли в Средние века и значимости для последующих эпох и современности [1; 2; 3]. Готическая культура представлена ​​не только в архитектуре, как иногда считают, связывая готический стиль с архитектурой XII-XV веков, но и охватывает всю совокупность различных видов искусства (от пластики и живописи - к дизайну шрифтов и театральных спектаклей). Сложность анализа феномена готики заключается в том, что она находится как бы на грани упорядоченной исторической культурологии, что говорит об особой «внеисторичности» готики, и ее определенной оппозиции относительно «норм» и «правил».

Цели исследования: определить уровень интереса и знаний современников по теме, проанализировать феномен готики как часть средневекового искусства, а также выявить его влияние на современное искусство.

Методы исследования: 

  • теоретический: изучение и обобщение справочной и научной литературы;
  • практический: анкетирование учащихся и работников, а также проведение кастдевов и опросов в социальных сетях для расширения уровня знаний по теме «Готическое искусство».

Теоретическая и практическая значимость данной статьи заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для привлечения внимания учащихся и работников к искусству позднего средневекового периода и помогут понять взаимосвязь искусства прошлого и современности, особенности творчества современных готов.

Результаты исследования и их обсуждение

Готический стиль — период в развитии средневекового искусства, охватывавший почти все области культуры и развивавшийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его [4, с. 20].

Готическое искусство отражало дух свободы, присущий жителям торговых и ремесленных коммун. В городах находились дворцы аристократов, резиденции высшего духовенства, церкви, монастыри. Центром религиозной, культурной и общественной жизни того времени был городской собор - большой христианский храм, воплотивший в себе основные черты искусства готики. На базе церковных школ возникли университеты, которые превращались в своеобразные интеллектуальные центры. Высокого развития достигли художественные ремесла.

Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению.

Готика в архитектуре проявлялась в ратушах и соборах. В готических зданиях обязательно есть витражи, фрески на религиозные и исторические сюжеты, множество скульптур.

Характерными особенностями готического стиля являются:

  • символико-аллегорический тип отображения действительности, верховенство архитектуры в системе искусств;
  • культовое назначение искусства;
  • религиозная тематика (соотнесение с вечностью, с «высшими» силами, неподвластными сознанию человека) и одновременно интерес к человеческим чувствам, возвращение к индивидуальности.

Средневековье – время крестовых походов, доминирования религии над светской жизнью, переломный период в развитии европейских стран. На фоне политических и военных преобразований сформировался узнаваемый, яркий стиль – готика, оказавший влияние на развитие живописи, архитектуры, скульптуры и ставший последней ступенью развития средневекового искусства. Историки выделили сооружение, давшее начало этому захватившему Европу на несколько веков стилю. Первым готическим сооружением считается монастырь Сен-Дени, где в 1122 г. при перестройке были убраны многие лишние опоры и массивные стены, что сделало монастырь гораздо более легким и воздушным по сравнению с церковными крепостями в романском стиле [5, с. 119].

Готика зародилась в XII в. на севере Франции, в XIII в. она распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии, Италии. В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше — вплоть до XVI в.

Несколько веков готический стиль использовался для строительства изящных храмовых комплексов, но со временем он утратил свое значение. На смену готике сначала в Италии, а потом и во всей Европе пришел стиль ренессанс. Считается, что конец эпохи готики пришёлся на XVI в.

Основу готической архитектуры составляла новая конструкция сводов. Если в романской церкви своды держались на массивных стенах, то в готическом соборе они опирались на арки, а те, в свою очередь, на столбы. Такая конструкция позволяла создавать невиданные до тех пор по высоте и ширине внутреннего пространства храмы. Гигантские шпили и башни, порталы (архитектурно оформленные входы), стрельчатые окна и арки - весь образ собора был подчинен стремлению в небеса, к Богу [6, с. 53].

В готическом соборе исчезла ровная поверхность стен, так настенная роспись (фрески) уступила место витражам. Внешнее убранство и внутренний интерьер храма украшало множество рельефов и статуй.



Отличительные черты готической архитектуры:

  • городские архитектурные ансамбли (культовые и светские здания, площади, мосты, колодцы);
  • крытые галереи вокруг центральных городских площадей;
  • узкие фасады двух- или трехэтажных жилых домов с высокими фронтонами (фронтон – это завершение фасада здания, портика, колоннады, которое ограничено двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания);
  • крепостные стены с украшенными въездными башнями вокруг замков королей и феодалов;
  • островерхие соборы со стрельчатыми сводами, обилием арок, витражных окон и галерей. Образец готического стиля в архитектуре (см. рисунок 1). В скульптуре готики приходит новое понимание образов Христа и Богоматери – Христос из грозного судьи превращается в мудрого проповедника (см. рисунок 2).





Идея подчинения декора архитектурному замыслу привела к тому, что сложилась система расположения скульптуры, определенный канон. В центре главного фасада была фигура Христа, по сторонам фигуры - столбы апостолов. Образы святых утратили былую строгость и стали более похожими на обычных людей [6, с. 87].

Характерно, что в архитектурные ансамбли вплетались образы фантастических чудовищ – химер, горгулий. Существовало поверье — когда зло попытается проникнуть за стены храма, украшенного такими скульптурами и водостоками, каменные изваяния оживут и набросятся на представителя нечисти. Монстры встречаются не только на стенах и крышах церквей. Их устанавливали на крепостях и ратушах, особняках и дворцах. Каменных Химеру и Горгулью можно считать одним существом, берущим начало происхождения из древнегреческих мифов. Разница между скульптурными изображениями состояла в наличии или отсутствии функции дренажа крыши.

Архитектурный термин «горгулья» обозначает резных фигур, созданных с полезной функцией для отвода дождевой воды от стен зданий, водостоки на крышах, ответвления от водоотводных желобов, оформленные в виде причудливых гротескных фигур, демонических существ, иногда с рогами, крыльями, иногда полулюдей-полуживотных. Химеры – декоративные архитектурные элементы без полезного назначения.

Эти чудовища, соединяющие в себе несколько образов: человеческий, животный и потусторонний (рога чёрта или крылья ангела), символизируют демонический образ, душевное уродство.  Чудовища давали богатую пищу для воображения средневекового человека, напоминая о грядущем возмездии за совершённые грехи.

Витраж - сюжетная или орнаментальная композиция, выполненная из кусочков прозрачного цветного стекла, скрепленных свинцовым обрамлением. Витражи выполняли в храмах определенные функции [7, с. 63]. Свет проникал через раскрашенные окна в собор, и в разное время определенным цветом освещалась та или иная часть алтаря, что придавало интерьеру культового сооружения величество и таинственность. Стекло не только раскрашивали, но и украшали золотом, серебром, в солнечную погоду благодаря этим инкрустированным частицам внутреннее убранство храма сияло и вызывало у прихожан ощущение торжественности, возвышенности [8, с. 107]. Темами витражных композиций были религиозные сцены, исторические события, труд крестьян и ремесленников, литературные мотивы. Из цветов преобладали красный, синий, желтый, коричневый [9, с. 91].

В произведениях живописи, как и раньше, главное место занимали религиозные сюжеты, однако уже прослеживался интерес к светской жизни, мыслям и настроениям обычного человека.

Готическое искусство постоянно обращалось к образу Богоматери - заступнице за людей перед Богом. Культ Богоматери сложился практически одновременно с характерным для средневековья поклонением Прекрасной Даме. Оба культа нередко переплетались, и Дева Мария представала в образе очаровательной женщины.

В эпоху готики изменился и образ Христа: художники изображали Бога в скорби и страданиях за грехи человечества.

Готика стала логичным этапом в истории живописи. Картины легко узнать благодаря ярким выразительным особенностям. Произведения мастеров живописи осмысленны, повествовательны, наполнены динамикой и действиями. Мастерам этого стиля удалось объединить реалистичность и мистицизм, светские образы и религиозность.

Высокое развитие художественных ремесел в период готики обеспечивали цеховые объединения. В Европе распространенным было производство мебели, украшенной резьбой. Иногда мебель повторяли объемы готических сооружений. В области резьбы по кости также наблюдался значительный прогресс: иконы, различные ящики, шкатулки. Изображения святых, домашние алтари – все это привлекало изящными сюжетными рельефами и узорами. Характерными чертами готического интерьера является изысканность форм и декора, удачное сочетание материалов, цветов и стилевое единство в оформлении внутреннего пространства здания. Из цветов преобладали красный, желтый, синий, коричневый; распространенными были золотистый, серебристый [9, с. 123].

Значительное место в средневековой культуре занимал театр, ставший выразителем общественных интересов того времени. Из-за стремления духовенства противодействовать популяризации народных праздников и игр создавался религиозный театр. Сначала во время службы в храмах разыгрывались наиболее драматические эпизоды из Священного Писания (литургическая драма). В XIII в. их вынесли на паперть (площадку перед храмом), а впоследствии – и на городские площади (площадной театр).

Самым массовым видом театрального действа в это время была мистерия, возникшая во второй половине XIII в. По своему религиозному содержанию она тесно связана с церковным театром, но спектакли ставили простые горожане, а не духовенство. Мистерия имела три цикла: «ветхозаветный», «новозаветный» и «апостольский», сюжеты пьес которого были заимствованы из «Жития святых». Постановщики мистерий стремились к естественности, правдоподобию и ярким эффектам до такой степени, что если, например, показывали сцену всемирного потопа, площадь заливали водой.

В XV-XVI вв. популярными были также поучительные спектакли – моралите́, в которых персонажами выступали аллегорические фигуры: герой с такой чертой, как скупость, изображался с мешком золота; самолюбие – актёр постоянно смотрит в зеркало; любовь – держит в руках сердце.

Наиболее демократичным жанром средневекового театра был фарс. Актеры и исполнители фарсов воспроизводили реальные картины быта того времени. Спектакли были насыщены острой сатирой, жизнерадостным народным юмором. Этот жанр в значительной степени повлиял на дальнейшее развитие театра Западной Европы.

На XIII-XV вв. приходится наивысший расцвет средневековой литературы (рыцарских романов и поэзии), театра и музыки.

Музыка в эпоху готики была преимущественно духовной. Светскую музыку популяризировали трубадуры - провансальские поэты и певцы XI-XIII вв., которые превозносили тему любви к очаровательной даме, земные радости, героизм крестовых походов. Творчество трубадуров выделялось лиричностью и разнообразием тематики и жанров.

В период расцвета городов в Средние века по дорогам странствовали ваганты. Среди них были студенты, монахи, философы – бродячие артисты: певцы, рассказчики и акробаты. В своём творчестве ваганты опирались не только на традиции церковной музыки, но и на народную песенную лирику. До наших дней дошли стихи и песни неизвестных поэтов и музыкантов XII-XIII веков. Знаменитая песня «Гаудеамус», прославляющая профессоров и академию, несколько сотен лет является международным гимном студентов. А в творчестве современных композиторов можно найти примеры произведений, в основе которых лежат  стихи вагантов: известная песня «Из вагантов» («На французской стороне») Д. Тухманова написана на стихи средневекового поэта; немецкий композитор Карл Орф написал сценическую кантату «Кармина Бурана» под впечатлением от прочитанных стихов вагантов. Поэтому можно констатировать, что искусство прошлого актуально и в наши дни.

Мода на готику вернулась в середине XVIII века, первоначально получив распространение среди британских аристократов. В эпоху романтизма на волне идеализации средних веков готикой «заболела» и континентальная Европа. Вслед за реставрацией готических сооружений началась активная достройка готических соборов Испании, Германии, Чехии, а в XX веке пришлось поднимать из руин готические соборы, уничтоженные во время мировых войн. На территории Российской империи крупнейшим заказчиком неоготических сооружений в начале XX века выступала католическая церковь. Благодаря этому вернулся интерес к готическому стилю как среди деятелей искусства (архитекторов, дизайнеров, художников), так и среди простых горожан.

В наше время многие застройщики в сотрудничестве с архитекторами и дизайнерами предлагают готовые проекты домов в неоготическом стиле. Конечно, их внешний облик сложно сравнивать с теми же храмами средневекового периода, в современных зданиях лишь прослеживаются некоторые элементы готического стиля. Тем не менее, выглядит это впечатляюще. Готика – это уникальный стиль, который сочетает в себе элегантность и аристократизм, неповторимое величие и изысканность. Сегодня готический стиль часто применяется для оформления интерьера элитных ресторанов и дорогих отелей, позволяя их посетителям с головой окунуться в волшебную эпоху отважных рыцарей и обворожительных дам. Готический стиль относится к «широкомасштабным» — он предполагает наличие большого пространства, высоких окон, роскошных витражей и обилия света. Готический стиль можно использовать и для оформления интерьера обычной городской квартиры или загородного коттеджа. Для украшения стен в готическом интерьере используются гобелены со специфическими историческими изображениями, картины, стилизованные под средневековье, фрески и настенные росписи. Мебель для готического интерьера предполагает наличие высоких деревянных столов с красивыми резными ножками, стульев и кресел с деревянными подлокотниками, резных сундуков, украшенных кованой металлической фурнитурой, зеркал в тяжелых металлических рамах. Готический стиль в интерьере – это неповторимое сочетание роскоши и мистицизма.

В современном мире есть необычные люди, живущие по особым правилам, которые обращают внутреннюю боль в эстетику. Эти люди   увлечены красотой печали, магии, тьмы. Их сначала называли «новыми романтиками», позднее - готами.  В конце 70-х и начале 80-х гг. прошлого века сформировалось готическое направление рок-музыки. Музыка готик-рока разнообразна, но для нее характерны некоторые общие черты: мрачный атмосферный звук, депрессивный, романтичный и мрачный характер текстов. Первоначально готами называли фанатов готической музыки. В настоящее время связь готов с готик-роком несколько ослабла. Gothic-культура – это не только прослушивание музыки или чтение готических романов, но и готический имидж. Мрачные цвета, черные волосы, обилие серебряных украшений. В одежде популярны кожа, шелк, бархат. Готы активно используют религиозные образы в песнях, религиозные украшения в одежде, но все это носит саркастический характер и к религии отношения не имеет [10, с. 871]. Готическое мировоззрение выражается не только в манере одеваться. Существует готическая литература. Особо можно выделить Мери Шелли и Волпоул. Готы отдают предпочтение кино, где обязательно культивируются темы вампиризма, мистицизма и смерти. В среду готического кино попадают чуть ли не все фильмы о вампирах («Дракула» Ф.Ф. Копполы, «Интервью с вампиром», «Дракула 2000», «Голод» и др.).  К фильмам, которые называют готикой, часто относятся фильмы с депрессивным или мистическим содержанием: «Колдовство», «Семейка Адамс» и др. Готы - это романтики-интеллектуалы, искатели красоты и эмоций. Прослеживается некоторая связь между готами и готической эпохой. Это, в первую очередь, влечение к мистике и теме смерти. Именно в готическую эпоху зародилось наибольшее количество мистических течений (тамплиеры, Чаша Грааля, колдовство).

Смерть – ключевая фигура в этой субкультуре. Но не страх смерти, а интерес к ней, отсюда – прогулки по кладбищам, собрания в склепах и прочие проявления готического.

Вместе с развитием церковной власти, в готическую эпоху возник интерес к науке (впервые так явно с древних времен). Отсюда и неподдельный интерес современных готов к точным наукам, в отличие от представителей других субкультур. Готы считаются наиболее интеллектуально развитым, и это действительно так. Для современных готов присуще искаженное (для современников) понимание красоты. Искусно выполненные изображения монстров и чудовищ эпохи художественной готики вызывали и вызывают до сих пор страх, благоговение и удовольствие от восхищения одновременно. Такие изображения пугают, но в то же время интересуют, вызывают желание рассмотреть.  И современные готы пытаются найти красоту в том, что вызывает страх у простых людей: то, что выделяет современных готов (особенно искусство), основано на идеях мистицизма и смерти, в их произведениях присутствует трагедия и драма. Радость для готов не может быть чудесной, потому что у нее только одна сторона, а страдание и тоска многогранны, имеют множество оттенков и полутонов. Театрализованность, манерность - то, что отличает современных готов, - берут своё начало в готическом романе, который, в свою очередь, черпал вдохновение в готической архитектуре. Готический храм соединял свет и тьму, добро и зло, миф и реальность, адские мотивы - это близко эстетике современных готов. Современные готы в своей эстетике опираются на то эмоциональное состояние, которое было присуще готической эпохе, с ее разгулом смерти и мистицизма, красоты и ужаса, устрашения и величия.

У современных готов не важным является отношение к религии. Большинство из представителей готической субкультуры не верят в Бога, к религии относятся с сарказмом, а символику религиозную используют не для выражения глубокого религиозного чувства, а как атрибутику для создания своего имиджа.

Эмоциональный диапазон в музыке современных готов достаточно широк – от легкой меланхолии до полного сумрака, холодных образов Святой инквизиции, пыток, крестных мук, вампирских игрищ и т.д. (современные команды нередко смакуют подобные детали).

В настоящее время «готы» представляет собой достаточно целостную, замкнутую, относительно независимую субкультуру. Они интересуются не только готик-роком, но и «готической» литературой, живописью, кино, точными науками, следуют «готической» моде, устраивают костюмированно-театрализованные вечеринки. 

Выводы 

Готический стиль является очень важной частью искусства эпохи средневековья и охватывает все сферы деятельности мастеров того времени. Готика и по сей день привлекает архитекторов, дизайнеров, художников, иллюстраторов, писателей и музыкантов и вдохновляет их на создание своих шедевров. Тайна готической эпохи одновременно пугает и манит. Мировоззрение и поведение представителей готической субкультуры  наших дней вызывает у наших современников такое же чувство. Духовная сила человека, слабого телом, но сильного в своих убеждениях и вере, стала решающей в оценке личности. Готика – эпоха двусмысленности, переломный момент, своеобразный переход от «варварского» к «высшему». В этом и кроется причина, по которой она так привлекает молодых людей, находящихся в поисках своего «я». Готика, как средневековая, так и современная, ассоциируется со смертью, мистикой, трагедией, мраком, неуверенностью, тревогой. Эти мотивы, являющиеся основополагающими для готического искусства, волнуют и привлекают людей всегда, независимо от того, в какую эпоху они живут – будь то средневековье или наш XXI в. А это значит, что феномен готики в искусстве действительно актуален во все времена и требует системного осмысления в ближайшей перспективе.

Список литературы

  1. Гузенина Е.О., Гузенина С.В. Готика как стиль мировой культуры. URL: http://www.tsutmb.ru/nayk/nauchnyie_meropriyatiya/int_konf/mezhdunarodnyie/obshhestvo,_obshhnosti,_chelovek_v_poiskax_vechnogo_mira/gotika_kak_stil_mirovoj_kulturyi (дата обращения: 21.12.2021).
  2. Насонова С.К. Феномен готики в системе культуры: дисс. канд. культурологии. СПб., 2004. 151 c.
  3. Позняк И.И. Социокультурный феномен готики как предмет современного научного анализа // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. № 10-2 (60). Тамбов: Грамота, 2015. С. 132-134. URL: https://www.gramota.net/articles/issn_1997-292X_2015_10-2_37.pdf (дата обращения: 21.12.2021).
  4. Ротенберг Е.И. Искусство готической эпохи. Система художественных видов. М.: Искусство, 2001. 233 с.
  5. Архитектура. Краткий справочник / Гл. ред. М.В. Адамчик. Мн.: Харвест, 2004. 624 с.
  6. Мартиндейл Э. Готика / пер. А.Н. Богомякова. М.: Слово, 2001. 286 с.
  7. Подлесная А.В., Романов М.О., Фёдорова Д.И. Готический стиль в архитектуре // Центральный научный вестник. 2018. Т. 3. № 9 (50). С. 62-63.
  8. Савкова О.А. Красота и величие готической архитектуры // Проблемы науки. 2020. № 6 (54). С. 107-108.
  9. Претте М.К., Капальдо А. Творчество и выражение: курс художественного воспитания / пер. с ит. А.Б. Махова. М.: Советский художник, 1985. 167 с.
  10. Яньшина М.М., Искандарова Л.И. Готический костюм и готический стиль в современной одежде // Социально-гуманитарные инновации: стратегии фундаментальных и прикладных научных исследований. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Оренбург: ОГУ, 2019. С. 868-874. 

References 

  1. Guzenina E.O., Guzenina S.V. Gotika kak stil mirovoi kultury Gothic as a style of world culture). URL: http://www.tsutmb.ru/nayk/nauchnyie_meropriyatiya/int_konf/mezhdunarodnyie/obshhestvo,_obshhnosti,_chelovek_v_poiskax_vechnogo_mira/gotika_kak_stil_mirovoj_kulturyi (data obrashcheniia: 21.12.2021).
  2. Nasonova S.K. Fenomen gotiki v sisteme kultury (Phenomenon of Gothic in the system of culture): diss. kand. kulturologii. SPb., 2004, 151 p.
  3. Pozniak I.I. Sotsiokulturnyi fenomen gotiki kak predmet sovremennogo nauchnogo analiza (Sociocultural Phenomenon of Gothic as a Subject of Modern Scientific Analysis), Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i iuridicheskie nauki, kulturologiia i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. № 10-2 (60). Tambov: Gramota, 2015. S. 132-134. URL: https://www.gramota.net/articles/issn_1997-292X_2015_10-2_37.pdf (data obrashcheniia: 21.12.2021).
  4. Rotenberg E.I. Iskusstvo goticheskoi epokhi. Sistema khudozhestvennykh vidov (Gothic art. Artistic system). M.: Iskusstvo, 2001, 233 p.
  5. Arkhitektura. Kratkii spravochnik (Architecture. Quick Reference) / Gl. red. M.V. Adamchik. Mn.: Kharvest, 2004, 624 p.
  6. Martindeil E. Gotika (Gothic) / per. A.N. Bogomiakova. M.: Slovo, 2001, 286 p.
  7. Podlesnaia A.V., Romanov M.O., Fedorova D.I. Goticheskii stil v arkhitekture (Gothic style in architecture), Tsentralnyi nauchnyi vestnik, 2018, Vol. 3, № 9 (50), pp. 62-63.
  8. Savkova O.A. Krasota i velichie goticheskoi arkhitektury (Beauty and grandeur of Gothic architecture), Problemy nauki, 2020, no 6 (54), pp. 107-108.
  9. Prette M.K., Kapaldo A. Tvorchestvo i vyrazhenie: kurs khudozhestvennogo vospitaniia (Creativity and expression: a course in artistic education) / per. s it. A.B. Makhova. M.: Sovetskii khudozhnik, 1985, 167 p.
  10. Ianshina M.M., Iskandarova L.I. Goticheskii kostium i goticheskii stil v sovremennoi odezhde (Gothic costume and Gothic style in modern clothes), Sotsialno-gumanitarnye innovatsii: strategii fundamentalnykh i prikladnykh nauchnykh issledovanii. Materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Orenburg: OGU, 2019, pp. 868-874.

Работа поступила в редакцию: 03.01.2022 г.