Лазаренко М.В. Промышленные и концептуальные инновации в модной индустрии

Образец ссылки на эту статью: Лазаренко М.В. Промышленные и концептуальные инновации в модной индустрии // Бизнес и дизайн ревю. 2022.  № 1 (25). С. 10. 

УДК 7.05 

ПРОМЫШЛЕННЫЕ И КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ
В МОДНОЙ ИНДУСТРИИ
 

Лазаренко Мария Валерьяновна 

ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», Ростов-на-Дону, Россия (344006, Ростов-на-Дону, Большая Садовая ул., д. 105/42), студентка Академии архитектуры и искусств ЮФУ, marlazarenko@sfedu.ru, +7-906-414-96-25 

Аннотация. Данная статья раскрывает тему влияния модной индустрии на экологию и предлагает возможные решения сокращения ее негативного воздействия на окружающую среду за счет инвестиций в инновации. В статье рассматривается успешный опыт мировых текстильных компаний и брендов одежды по внедрению инновационных разработок в экодизайн. Обосновывается перспективность и потребность развития устойчивых, экологичных брендов одежды в модной индустрии. Актуальность данной работы может быть обусловлена тем, что модная индустрия своей деятельностью наносит серьезный вред окружающей среде, а бренды модной одежды продолжают сталкиваться со сложностями перехода на экодизайн, такими как значительное удорожание процесса производства, неготовность потребителей к покупке переработанной одежды, ухудшение качества вторично использованных материалов, неразвитость локальных рынков инновационных экологичных тканей.

Ключевые слова: инновации; экологичная мода; устойчивая мода; модная индустрия; научные исследования; экологичный дизайн; экология.

 INDUSTRIAL AND CONCEPTUAL INNOVATIONS
IN THE FASHION INDUSTRY


Lazarenko Maria Valerianovna

Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia (344006, Rostov-on-Don, Bolshaya Sadovaya str., 105/42), student of the Academy of Architecture and Arts of the Southern Federal University, marlazarenko@sfedu.ru, +7-906-414-96-25

Abstract. This article reveals the topic of the influence of the fashion industry on the environment and suggests possible solutions to reduce its negative impact on the environment through investment in innovation. The article examines the successful experience of global textile companies and clothing brands in introducing innovative developments in eco-design. The prospects and the need for the development of sustainable, eco-friendly clothing brands in the fashion industry are substantiated. The relevance of this work may be due to the fact that the fashion industry causes serious harm to the environment through its activities, and fashion brands continue to face difficulties in switching to eco-design, such as a significant increase in the cost of the production process, the unwillingness of consumers to buy recycled clothing, deterioration of the quality of recycled materials, underdevelopment of local markets for innovative eco-friendly fabrics.

Keywords: innovation; eco-friendly fashion; sustainable fashion; fashion industry; scientific research; eco-friendly design; ecology.

Введение

На данный момент модная индустрия наносит серьезный урон окружающей среде, что вызвано, во многом, доминированием бизнес-модели «быстрая мода» и соответствующим перепроизводством. Следует отметить, что текстильно-швейная промышленность основывается преимущественно на невозобновляемых ресурсах, а именно: расходуется большое количество запасов нефти, химикатов для окрашивания и обработки тканей, используется большое количество воды. Компании и потребители готовы уже сейчас переходить на устойчивую моду, и один из главных шагов в данном направлении – участие в научных исследованиях и разработках в области текстильно-швейной промышленности. Повышение инновационной активности модных брендов способно значительно снизить внешние эффекты за счет экологично выстроенных процессов производства одежды: циркулярность, безопасное оборудование, экологичные ткани.

Цель исследования: статья призвана проанализировать деятельность современных модных брендов и текстильных компаний по результатам их экологических и инновационных достижений, а также выявить актуальные тенденции по экологическим инициативам и движениям на настоящем этапе культурного и экономического развития общества.

Методы исследования

Методология исследования определена спецификой проблемы, целью и задачами работы. Для изучения темы работы был использован аналитический метод, метод аналогии, а также метод классификации.

Результаты исследования и их обсуждение

Понятие устойчивой моды приходит на смену быстрой моде. Устойчивая мода — это современное движение активистов и молодых дизайнеров, объединённых желанием минимизировать вредное воздействие человека на окружающую среду, и повысить социальную ответственность производителей одежды перед обществом [1, с. 163]. «Осознанная» мода выступает за создание комфортных условий труда и справедливой оплаты работникам, бережное отношение к эксплуатируемым животным, сокращение использования химии при производстве и окраске одежды, рациональное использование водных, земельных, энергетических и других ресурсов, сокращение выбросов углекислого газа в атмосферу, замедление темпов производства одежды, использование экологических материалов в одежде, продуманный дизайн, «прозрачность» при производстве одежды [2, с. 73].

Устойчивая мода включает в себя различные концепции, позволяющие сокращать потребление и более осознанно подходить к вопросам производства: Upcycling (повторное использование уже готовых изделий); Recycling (коллекции из переработанных материалов); Ethical fashion (производство с соблюдением принципов гуманного обращения с персоналом, бережного отношения к природе); Slow fashion (создание высококачественных изделий с долгим сроком использования); Zero waste (производство одежды с минимумом отходов); Circular fashion (возможность переделать и повторно использовать материалы) [3, c. 216-217].

Концепция Recycling позволяет компаниям экономить энергию, так как производителю не нужно создавать абсолютно новый материал из сырья, минимизирует расход воды, электроэнергии, химикатов, помогает бороться с изменением климата, так как минимизирует выбросы углекислого газа в воздух. Осуществлять переработку одежды можно механическим способом – измельчение ткани и повторное использование полученных волокон, термомеханическим – плавление материала и получение новых волокон и химическим – растворение ткани в химическом растворе и построение полимерных цепей заново.

Концепцию Upcycling можно считать самой экологически чистой, так как, чтобы создать апсайкл-изделие дизайнеры используют наиболее безопасные материалы: остатки и обрезки ткани после кроя других изделий, секонд-хенд вещи в хорошем состоянии, чтобы их перекроить, нераспроданные метражи ткани прошлых сезонов/лет с фабрик по производству ткани, старую униформу (армейская униформа, парашюты, палатки, паруса и т.д.), любой мусор, который дизайнеру кажется ценным материалом: рекламные баннеры, стеклянные бутылки, автомобильные ремни безопасности, обшивка с кресел поездов и самолетов и др. [4, c. 164-165].

Сокращать вредное воздействие моды на природу призваны актуальные в последнее время сервисы цифровых технологий, среди них можно выделить три наиболее значимых: модная подписка, модная аренда и цифровая мода [5, с. 139].

В настоящее время на рынке модной индустрии произошли большие изменения за счет инновационных разработок и их внедрения в производство: появилось большое количество новых экологичных тканей, экокрасителей, инновационных машин, которые превосходят своих предшественников в производительности, безопасности, экономии ресурсов [6, с. 9]. Изменения произошли и в отношении потребителей к экологичным модным продуктам. Молодое поколение более ответственно начинает подходить к выбору одежды, предпочитая качество и этичную моду.

Одна из значимых составляющих реализации курса на экологичность в производстве одежды – вкладывание финансовых ресурсов модных брендов и их посредников в инновационные ткани [7, с. 127]. Концепция вторичной переработки (recycling) достаточно привлекательна для многих производителей, однако она имеет некоторые недостатки, а именно: все равно требует затрат энергии, воды, производит выбросы, это достаточно дорогостоящий процесс, она не подходит для большинства модных изделий, сама же ткань после переработки чаще всего теряет качество, и ее использование для дорогих марок становится невозможным. Концепция инновационных безопасных для экологии тканей решает проблему загрязнения окружающей среды более перспективно. Важно, что сам процесс производства этих тканей построен таким образом, чтобы минимально расходовать ресурсы без использования токсинов [8, c. 120].

Рассмотрим наиболее интересные и перспективные инновационные текстильные разработки, которые уже успешно внедряются в производство. Компания Bolt Threads производит шелк из паутины Microsilk. Технология позволяет воспроизводить процесс плетения паутины в лаборатории без использования живых пауков с низкими внешними эффектами, при этом сама ткань обладает высокой прочностью, эластичностью, долговечностью и мягкостью, биоразлагаема в конце срока службы. Бренд Стелла Маккартни активно инвестирует в подобные разработки и сотрудничает с данной компанией.

Еще одна разработка – кожа из грибного мицелия Mylo. Материал сделан из грибного мицелия – прочных подземных волокон, поэтому кожа достаточно эластична и прочна, она разлагается, не нанося вреда окружающей среде. Мицелий выращивают в Нидерландах на вертикальных фермах – для минимизации экологического следа.

Австралийская компания Nanollose производит ткань из отходов жизнедеятельности бактерий Нанолоус. Для реализации своей задумки ученые использовали специально выведенный вид бактерий, которые питаются отходами производства, выделяя в качестве «побочного продукта» наноцеллюлозу. Прежде всего, компания использует отходы кокосовой промышленности. Этот процесс не включает вырубку деревьев и не требует использования орошения, пестицидов и химических веществ. Nullarbor Fibre TM успешно перерабатывается в пряжу, ткань и одежду. Весь процесс производства занимает менее одного месяца и требует очень мало земельных ресурсов, воды или энергии.

Особый интерес на рынке текстильных инноваций представляет ткань с добавлением морских водорослей SeaCell. В процессе производства морские водоросли моют, сушат, тщательно измельчают и включают эту пудру в целлюлозное волокно, из которого делают ткани для самых разных целей. Волокно углеродно-нейтральное и полностью биоразлагаемое. Водоросли полностью не обрабатываются, и их экологическая ценность сохраняется.

Популярными в последнее время становятся также следующие разработки: ткань из молочных отходов Mi Terro, кожа из ананасовых листьев Pinatex, ткань из гриба трутовика ZVNDR, ткань из апельсиновых корок и кофейных зерен, биопластик из рыбьей чешуи MarinaTex, грибная кожа Muskin [9].

В результате теоретического исследования производства различных нетрадиционных экологичных материалов, анализа их свойств, уникальных технологий производства, выявлено, что их политика не противоречит этическим и экологическим нормам. Кроме того, безопасность тех или иных тканей подтверждена научными исследованиями и сертификатами. Разработка таких тканей представляет собой существенный вклад в лёгкую промышленность и в экологию в целом [10, с. 144-145].

Особый интерес представляют компании, бизнес-модели которых полностью опираются на различные концепции устойчивой моды. Ярким представителем концепции медленной моды можно считать шведскую компанию «Filippa K», которая моделирует одежду таким образом, чтобы она долгие годы не теряла своих качеств, при этом была комфортна и выполнена из лучших и безопасных для экологии материалов.

В последнее время становится популярным в мире модных дизайнеров создавать коллекции в технике коллажа из секонд-хенда или дедсток материалов [11, с. 116]. Так, украинский устойчивый бренд «Ксения Шнайдер» производит одежду из старых джинсов, а британский бренд «Raeburn» в качестве материалов для изделий использует старые армейские формы. Похожие по стилистике модели одежды проектирует японская компания «Readymade», которая также работает с военными тканями. Итоговые изделия у компании получаются стильными и яркими, со следами потертостей и старины, что добавляет образам мужественной эстетики.

Самой трудной задачей является создание цикличного производства. Цикличное производство строится на бесконечной переработке или переработке в несколько циклов, использовании уже существующих материалов, сокращении использования новых ресурсов, медленном потреблении, уменьшении количества отходов. Мусор, который образуется после использования чего-либо, рассматривается в качестве сырья для создания новых предметов, либо он должен иметь возможность бесследно исчезнуть в природе. Кроссовки Futurecraft Loop Adidas – полностью перерабатываемые кроссовки из мономатериала: каждый его элемент состоит из термопластичного полиуретана. Из старой пары можно сделать такую же новую. Napapijri Skidoo Infinity – куртка, которая может быть полностью переработана в новую ткань для пошива идентичной куртки. Куртка мономатериальна: 100% переработанный нейлон (эконил) для каждой детали. Куртку также можно вернуть после ее непригодности для дальнейшей переработки.

Выводы

Таким образом, опыт успешных мировых эко-компаний показывает, что концепции устойчивой моды позволяют дизайнерам создавать новые интересные и необычные фактуры, силуэты, использовать привлекающие внимание композиционные и цветовые решения, с соблюдением принципов экологичного производства. Популяризация и дальнейшее развитие «устойчивой моды» позволит в будущем снизить углеродную нагрузку на атмосферу, сократить количество потребляемых невозобновляемых ресурсов, уменьшить химическое загрязнение или свести его к нулю. Значимым элементом в решении экологической проблемы остаются инновации, научные исследования и международное сотрудничество стран-лидеров модной индустрии.

Список литературы

  1. Каюмова Р.Ф. К вопросу осознанного потребления в индустрии моды // Международный научно-исследовательский журнал. 2019. № 11-1 (89). С. 162-165.
  2. Морозова Д., Гурова О. Следуя устойчивой моде: изучение практик финских дизайнеров одежды с помощью исследовательского фильма // INTER. 2017. № 14. С. 72-84.
  3. Назарова С.И., Фомичева И.В. Быстрая мода и ее влияние на экологию // Экономика и право. 2020. № 5. С. 215-218.
  4. Ермолаева А.Н., Горнова А.В., Иванова Л.И. Аксайклинг – путь к интеллектуальной моде // Молодежь, наука, творчество – 2020: материалы XVIII Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов. Омск: ОГТУ, 2020. С. 161-167.
  5. Скивко М.О. Цифровые сервисы в модной индустрии и экоустойчивые практики потребления // Сборник трудов международной научно-практической конференции «Инновации и дизайн». Санкт-Петербург, 2020. С. 138-142.
  6. Добронравова Ю.А. Устойчивая индустрия моды в ЕС: роль эко-инноваций // Beneficium. 2019. № 2 (31). С. 4–12.
  7. Каюмова Р.Ф. Инновации как основа сотрудничества брендов в индустрии моды // Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 6-4 (96). С. 125-128.
  8. Вишневская М.А. Натуральные мех и кожа как экологическая проблема современной моды // Сборник трудов международной научно-практической конференции «Инновации и дизайн». Санкт-Петербург, 2020. С. 117-120.
  9. Спецпроект beinopen «Мода и экология: Что мы делаем не так? Зачем и как нужно меняться?» URL: https://beinopen.ru/special/eco_begin (дата обращения 01.11.2021).
  10. Карпова И.С. Современные экологичные ткани // Экологические проблемы региона и пути их разрешения: материалы XIV Международной научно-практической конференции. Омск, 2020. С. 141-146.
  11. Березина А. П. Экология и индустрия моды // Сборник трудов международной научно-практической конференции «Инновации и дизайн». Санкт-Петербург, 2020. С. 113-117.

References 

  1. Kaiumova R.F. K voprosu osoznannogo potrebleniia v industrii mody (On the issue of conscious consumption in the fashion industry), Mezhdu-narodnyi nauchno-issledovatelskii zhurnal, 2019, no 11-1 (89), pp. 162-165.
  2. Morozova D., Gurova O. Sleduia ustoichivoi mode: izuchenie praktik finskikh di-zainerov odezhdy s pomoshchiu issledovatelskogo filma (Following a sustainable fashion: studying the practices of Finnish clothing designers using a research film), INTER, 2017, no 14, pp. 72-84.
  3. Nazarova S.I., Fomicheva I.V. Bystraia moda i ee vliianie na ekologiiu (Fast fashion and its impact on the environment), Ekonomika i parvo, 2020, no 5, pp. 215-218.
  4. Ermolaeva A.N., Gornova A.V., Ivanova L.I. Aksaikling – put k intellektualnoi mode (Axicling - the path to intellectual fashion), Molodezh, nauka, tvorchestvo – 2020: materialy XVIII Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii studentov i aspirantov. Omsk: OGTU, 2020. pp. 161-167.
  5. Skivko M.O. Tsifrovye servisy v modnoi industrii i ekoustoichivye praktiki potrebleniia (Digital services in the fashion industry and sustainable consumption practices), Sbornik trudov mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Innovatsii i dizain». Sankt-Peterburg, 2020. pp. 138-142.
  6. Dobronravova Iu.A. Ustoichivaia industriia mody v ES: rol eko-innovatsii (Sustainable fashion industry in the EU: the role of eco-innovation), Beneficium, 2019, no 2 (31), pp. 4–12.
  7. Kaiumova R.F. Innovatsii kak osnova sotrudnichestva brendov v industrii mody (Innovation as the basis for brand cooperation in the fashion industry), Mezhdunarodnyi nauchno-issledovatelskii zhurnal, 2020, no 6-4 (96), pp. 125-128.
  8. Vishnevskaia M.A. Naturalnye mekh i kozha kak ekologicheskaia problema sovre-mennoi mody (Natural fur and leather as an ecological problem of modern fashion), Sbornik trudov mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Innovatsii i dizain». Sankt-Peterburg, 2020, pp. 117-120.
  9. Spetsproekt beinopen «Moda i ekologiia: CHto my delaem ne tak? Zachem i kak nuzh-no meniatsia?» URL: https://beinopen.ru/special/eco_begin (data ob-rashcheniia 01.11.2021).
  10. Karpova I.S. Sovremennye ekologichnye tkani (Modern eco-friendly fabrics), Ekologicheskie problemy regiona i puti ikh razresheniia: materialy XIV Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi kon-ferentsii. Omsk, 2020. pp. 141-146.
  11. Berezina A. P. Ekologiia i industriia mody (Ecology and fashion industry), Sbornik trudov mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Innovatsii i dizain». Sankt-Peterburg, 2020. pp. 113-117.

Работа поступила в редакцию: 15.12.2021 г.