Измайлов М.К. Теоретические аспекты сущности и взаимосвязи теневой экономики и экономической безопасности государства

Образец ссылки на эту статью: Измайлов М.К. Теоретические аспекты сущности и взаимосвязи теневой экономики и экономической безопасности государства // Бизнес и дизайн ревю. 2022.  № 1 (25). С. 4. 

УДК 338 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУЩНОСТИ И ВЗАИМОСВЯЗИ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА 

Измайлов Максим Кириллович 

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, Россия (195251, Санкт-Петербург, ул. Политехническая, д. 29), старший преподаватель Высшей школы производственного менеджмента, izmajlov_mk@spbstu.ru, +7-911-705- 44-70

Аннотация. Автор проводит обобщение теоретических аспектов определения сущности и взаимосвязи теневой экономики и экономической безопасности государства. Сформирован перечень причин, которые вызывают развитие теневого сектора экономики, отражены положительные и негативные эффекты функционирования теневого сектора экономики. Выделены основные направления детенизации экономики и рекомендации по созданию условия для повышения уровня доходов и обеспечения социальной защиты граждан. Главный результат – расширено терминологическое наполнение понятий «теневая экономика», «экономическая безопасность», предложен авторский подход к построению механизма взаимосвязи теневой экономики и экономической безопасности государства.

Ключевые слова: теневая экономика; экономическая безопасность; детенизация экономики; теневой сектор экономики; угрозы экономической безопасности. 

THEORETICAL ASPECTS OF THE ESSENCE AND INTERRELATION OF THE SHADOW ECONOMY AND THE ECONOMIC SECURITY OF THE STATE 

Izmaylov Maksim Kirillovich 

Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg, Russia (195251, St. Petersburg, Polytechnicheskaya, 29), senior lecturer Graduate School of Industrial Management, izmajlov_mk@spbstu.ru, +7-911-705- 44-70 

Abstract. The author generalizes the theoretical aspects of determining the essence and interrelation of the shadow economy and the economic security of the state. The list of reasons that cause the development of the shadow sector of the economy is formed, the positive and negative effects of the functioning of the shadow sector of the economy are reflected. The main directions of the de-shadowing of the economy and recommendations for creating conditions for increasing the level of income and ensuring social protection of citizens are highlighted. The main result is the expanded terminological content of the concepts of «shadow economy», «economic security», through the development of generalized definitions, as well as the author's approach to the construction of the mechanism of the relationship of the shadow economy and the economic security of the state.

Keywords: shadow economy; economic security; de-shadowing of the economy; shadow sector of the economy; threats to economic security.

Введение 

Одной из основных задач государства является способность своевременно выявлять, предотвращать, нейтрализовать реальные и потенциальные угрозы экономической безопасности как одной из составляющих национальной безопасности отдельного региона или страны в целом. Особенно этот вопрос остро стоит в условиях ограниченности финансовых ресурсов, неоптимальной налоговой нагрузки на предприятия, роста доли убыточных предприятий и тому подобное. Ряд проблем, в частности, слабая конкурентоспособность национальной продукции на мировых рынках, низкая эффективность труда, недостаточный уровень инноваций, ставят Россию перед необходимостью принятия экстренных мер по обеспечению экономической безопасности [1, c. 72].

Теневая экономика выступает одним из негативных сегментов, который препятствует поступлению средств в бюджет страны, а как следствие, негативно влияет на социально-экономическое развитие вообще и отрицательно сказывается на ее международном имидже. Именно поэтому разработка эффективных механизмов детенизации сферы хозяйствования и финансов, розыска и возвращения в легальный оборот незаконно выведенных из него активов, защита объектов права собственности являются приоритетными направлениями реализации государственной политики.

Цель исследования – анализ и исследование терминологического наполнения понятий «теневая экономика», «экономическая безопасность»; освещение теоретических аспектов взаимосвязи и взаимозависимости теневой экономики и экономической безопасности государства; выявление воздействия и последствий теневой экономики на состояние экономической безопасности государства. 

Методы исследования

При написании статьи был использован ряд общенаучных методов исследования, таких, как методы сравнительного и дедуктивного анализа, методы логического обобщения, а также методы табличного и графического представления данных. При построении механизма взаимосвязи теневой экономики и экономической безопасности государства был использован метод моделирования. 

Результаты исследования и их обсуждение

Изучению теоретических и понятийных аспектов теневой экономики уделяется большое внимание как в российской, так и зарубежной литературе. Прилагательное «теневой» по своему лексическому значению характеризует экономику как часть целого явления (экономики), закрытую от осуществления организации и управления уполномоченными субъектами. Вышеупомянутое словосочетание «теневая экономика» является наиболее распространенным, но в исследованиях ученых для описания этого явления используются и другие термины, которые применяются в качестве синонимов: «неформальная экономика», «черная экономика», «серая экономика», «нелегальная экономика», «неформальная экономика», «тайная экономика», «незарегистрированная экономика» и т. д. Эта ситуация связана как с международным характером явления, так и с его соотнесением в соответствии с областью знаний (характеристика описываемого явления как межотраслевого), в рамках которой оно применяется и исследуется [2, c. 151]. Неоднозначность взглядов на влияние теневой экономики на формирование рынка, деятельность субъектов хозяйствования, развитие государства нуждаются в рассмотрении подходов к трактовке сущности понятия «теневая экономика» в научных источниках (таблица 1).

Таблица 1 - Подходы к трактовке понятия «теневая экономика» в научной литературе

Учитывая позиции ученых, а также собственное видение, автор предлагает трактовать понятие «теневая экономика» как любую нелегальную, корыстную, фиктивную экономическую деятельность, направленную на получение экономической выгоды, скрытой любым путем, включая мошенничество, криминал, противозаконность.

Основные причины, которые вызывают развитие теневого сектора экономики, очень разнообразны. Исследовав научные источники, по мнению автора, их можно классифицировать по сферам влияния на такие группы:

– экономические (уклонение субъектов хозяйствования от официальной регистрации из-за высокого налогового бремени; экономическая нестабильность; низкий уровень реальных доходов граждан; высокий уровень безработицы; неэффективная система управления экономикой; медленные и непрозрачные приватизационные процессы и другие);

– политические (политическая нестабильность; продажность власти; непостоянство власти; коррумпированность значительной части структур власти и другие);

– социальные (низкий уровень жизни населения; расслоение общества; неравноправность; снижение качества образования; уменьшение доходов населения; старение нации; уровень развития социальной ответственности субъектов хозяйствования и другие);

– правовые (неоднозначность и противоречие законов; постоянные изменения законодательства; дифференциация общества в соблюдении норм законов и другие);

– психологические (уровень сознания общества; ментальность; уровень экономической культуры; отношение к труду).

Сегодня в связи с осложнением экономического положения всё более важными становятся вопросы эффективного противодействия внешним и внутренним угрозам в сфере финансово-экономической деятельности. Поэтому возникает необходимость выяснить, каким образом связаны между собой понятия теневой экономики и экономической безопасности. Зависимость указанных показателей обусловлена тем, что уровень экономической безопасности — это комплексная оценка эффективности функционирования легальной экономики, а также финансовых потерь от теневого сектора экономики того же региона или государства в целом. В современной литературе имеется множество подходов к определению понятия «экономическая безопасность». Автор считает нужным более детально рассмотреть данное понятие, подходы к трактовке которой приведены в таблице 2.

По мнению автора, наиболее точным определением этого понятия является такое: экономическая безопасность государства — это особое состояние экономики, которое обеспечивается устойчивыми и обоснованными методами нивелирования влияния угроз внутренней и внешней среды, при котором создаются необходимые условия для стабильного развития социально-экономической системы.

Рассмотрев основные понятийные аспекты тематики исследования, перейдем к изучению взаимосвязи теневой экономики и экономической безопасности государства.

Таблица 2 - Подходы к трактовке понятия «экономическая безопасность» в научной литературе



Благодаря функционированию теневой экономики улучшается общее распределение ресурсов, что определенным образом способствует экономическому росту, в частности, при производстве товаров и оказании услуг в теневом секторе непосредственно используется продукция (сырье или материалы) и услуги легального сектора экономики.

Теневая экономика также в определенной мере поддерживает социальное и политическое равновесие, так как предлагает альтернативные возможности получения дохода лицам, которые не удовлетворены функционированием легальной экономики, в частности, налоговой нагрузкой.

Впрочем, несмотря на положительные эффекты функционирования теневого сектора экономики, следует заметить, что в основном такая деятельность оказывает негативное влияние на экономическую безопасность государства и развитие страны. Основные детерминанты теневой экономики должны в первую очередь отражать национальное экономическое развитие, поскольку именно эти детерминанты оказывают наиболее значительное влияние на масштабы явления теневой экономики [13, c. 39]. Она выступает одним из негативных сегментов, который препятствует поступлению средств в бюджет страны, а как следствие, негативно влияет на социально-экономическое развитие вообще. Т. Шепель и Х. Костопят в своей работе утверждают, что с ростом теневой экономики финансовая безопасность слабеет [14, c. 22].

Масштабы и влияние на все аспекты жизни таковы, что противоречия между официальной и неофициальной экономической деятельностью стираются. В обществе формируются и воспроизводятся параллельные целостные социально-экономические структуры в рамках неправовых отношений. При этом нарушаются правовые основы функционирования предпринимательского сектора в стране, что вызывает появление дезинформационных явлений в прогнозировании будущих критериев развития различных субъектов.

Это лишь поверхностное видение влияния теневой экономики на жизнедеятельность секторов экономики, однако стоит также упомянуть об уровне угроз экономической безопасности. Экономическая безопасность должна способствовать адаптации более креативных, творческих и профессиональных действий по развитию как страны в целом, так и каждого отдельно взятого предпринимателя. В современных условиях нестабильности экономической ситуации вопрос формирования устойчивой конкурентной позиции промышленных предприятий становится все более актуальным [15, c. 3]. Однако всё это нарушается под влиянием имеющейся теневой экономики, которая в своей основе уже выступает носителем негативного влияния на действенность различных аспектов развития страны.

За счет того, что теневая деятельность не способствует поступлению средств в бюджет страны, происходит своего рода деформация налоговой сферы, которая проявляется в перераспределении налоговой нагрузки, то есть снижение поступлений налогов от нелегальной деятельности приводит к необходимости их повышения для легальной. Это, в свою очередь, способствует дальнейшим процессам тенизации экономики.

Кроме того, теневая экономика приводит к деформации данных о безработице, поскольку занятые в теневом секторе учитываются как безработные, что будет негативно влиять на политику занятости [16, c. 81]. В этом случае государство может проводить экспансионистскую политику, хотя в ней нет необходимости. К тому же неформальная занятость и тенизация заработных плат затрудняют достижение целей реформирования системы пенсионного страхования. Из-за роста масштабов тенизации рынка труда и наличия налаженных механизмов легкого вывода в «тень» заработных плат уменьшаются объемы страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и фонды социального страхования, а также поступления в бюджет налога с доходов физических лиц.

Таким образом, в результате проведенного исследования автором составлена схема, отражающая механизм взаимосвязи теневой экономики и экономической безопасности государства (рисунок 1).

Важными направлениями в процессе детенизации экономики должны стать:

– дальнейшая налоговая реформа, направленная на снижение налогового бремени и упрощение системы налогообложения;

– уменьшение избыточной численности нормативно-правовых актов, обеспечение согласованности многих актов между собой, обеспечения стабильности их действия;

– повышение эффективности управления государственной собственностью и имуществом;

– сокращение уровня монополизации производства и развития конкурентной среды;

– обеспечение эффективной деятельности финансовых рынков;

– внедрение эффективных механизмов возврата в официальное обращение средств преступного происхождения;

– создание благоприятного инвестиционного климата в официальной экономике.







Рисунок 1 - Механизм взаимосвязи теневой экономики и экономической безопасности государства [составлено автором]

Последнее из выше приведенных направлений является, по мнению автора, очень важным, поскольку вывод капиталов из тени будет способствовать росту инвестиционного потенциала. Это, в свою очередь, будет иметь большое значение для бюджетной сферы и станет ориентировать экономику государства на развитие и рост. Усилению проявлений и социально-экономических последствий теневой экономики способствует то, что в стране не сформированы еще институты рыночной экономики, хотя она уже и получила этот статус, и отсутствуют механизмы реализации основных экономических законов.

Поэтому необходимо создание соответствующих условий для здорового функционирования рыночного механизма в нашем государстве. Это, по мнению автора, возможно лишь в условиях оптимального сочетания государственного управления и рыночного саморегулирования. То есть на первый план должна выйти функция государственного регулирования, прежде всего экономическими методами. В комплексе эти действия позволят государственным органам блокировать острые проявления бедности и предпринять активные действия, которые позволят снизить дифференциацию населения и разделение всего общества на бедных и богатых, уменьшить высокий уровень безработицы, сориентировать финансовые, материальные и организационные ресурсы теневой экономики в легальное русло.

Таким образом будут созданы условия для повышения уровня доходов и обеспечения социальной защиты граждан. Осознание необходимости активного государственного макрорегулирования в России тесно связано с вопросами о том, чьи интересы должно преследовать государство, формируя социально-экономическую политику, направленную на рыночные преобразования. Россия, как и любое государство мира, призвано отстаивать интересы своего народа, способствуя развитию деятельности прежде всего тех субъектов хозяйствования, экономическая деятельность которых направлена на развитие национальной экономики, а это невозможно в условиях существования, а тем более успешного функционирования теневых схем в экономике. 

Выводы

Проведенный анализ взаимосвязей экономической безопасности и уровня тенизации экономики показал, что не последняя роль в формировании совокупного уровня экономической безопасности принадлежит теневой экономике. Поэтому управление в первую очередь этой угрозой позволит улучшить состояние экономической безопасности в будущем. Учитывая это, для улучшения состояния экономической безопасности необходимо обратить внимание на все возможные пути уменьшения уровня теневой экономики, а именно выделить приоритеты экономической стратегии в России, которые будут способствовать детенизации российской экономики в стратегическом измерении. Изложенные в статье меры по снижению уровня теневой экономики страны положительно повлияют на процессы улучшения уровня экономической безопасности, поскольку будут способствовать созданию условий увеличения поступлений в государственную казну, что, в свою очередь, даст возможность более предметного обеспечения выполнения намеченных социально-экономических мероприятий с позиции финансирования. Кроме этого, как государство, так и общество будут иметь возможность обеспечить выполнение стратегических и тактических направлений развития страны на основе действительного финансового потока, который будет формироваться из реальных поступлений в бюджет страны. 

Список литературы 

  1. Кобзев В.В., Измайлов М.К. Проблемы обеспечения экономической безопасности предприятий машиностроительного комплекса России // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Национальная безопасность России: актуальные аспекты». СПб.: Нацразвитие», 2018. С. 72-78.
  2. Pashko P., Tylchyk O., Kotukha O. Ontology of scientific cognition of shadow economy and economic shading // Baltic Journal of Economic Studies. № 4. pp. 151-158.
  3. Каратаева Т.А. Социально-экономический анализ теневой экономики и ее влияние на экономическую безопасность // Финансовая экономика. 2020. № 11. С. 256-259.
  4. Киселева А.Д., Никитина А.Д. Теневая экономика и коррупция как угрозы экономической безопасности Российской Федерации // Вестник науки. 2021. Т. 2. № 6-1(39). С. 263-268.
  5. Грачев А.В., Литвиненко А.Н. Теневая экономика как элемент системы экономической безопасности // Образование. Наука. Научные кадры. 2019. № 2. С. 132-137.
  6. Нифонтова П.Ю., Сарычева Н.Д., Бирюкова А.А. Теневая экономика: понятие, виды, причины развития, роль и методы борьбы // Бенефициар. 2019. № 56. С. 10-12.
  7. Арутюнян В., Тамазян А.Р. Понятие «теневая экономика» и аппарат ассоциируемых с ней понятий // Развитие и актуальные вопросы современной науки. 2018. № 4 (11). С. 29-38.
  8. Козлобаева Е.А., Яблоновская С.И. Теневая экономика в системе экономической безопасности: отношения нормы и патологии // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. 2018. № 1(56). С. 247-257.
  9. Калашников А.Р. Понятие экономической безопасности государства // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 32. С. 27-32.
  10. Подходы к трактовке понятия «Экономическая безопасность государства» / И.В. Кудашкин, К.Е. Маркушина, Н.А. Пятакова [и др.] // Экономика и предпринимательство. № 4(129). С. 932-935.
  11. Буркина Т. А. О понятии экономической безопасности // Бизнес. Образование. Право. 2020. № 1(50). С. 188-191.
  12. Bank O. Economic security of the individual in the system of economic security of the state // Russian Journal of Management. № 8. pp. 106-110.
  13. Ginevicius R., Kliestik T., Stasiukynas A., Suhajda K. The Impact of National Economic Development on the Shadow Economy. Journal of Competitiveness. 2020. № 12. 39-55. DOI: 10.7441/joc.2020.04.03
  14. Murzina E.A., Yalalieva Y.V. Shadow economy as a threat to economic security // Инновационные технологии управления и права. № 1(27). pp. 34-40.
  15. Измайлов М.К. Производственный менеджмент в системе управления предприятием: его роль и функциональное значение в условиях неопределенности и риска // Бизнес и дизайн ревю. 2021. № 1 (21). С. 3.
  16. Shpak N., Kulyniak I., Gvozd M., Pyrog O., Sroka W. Shadow economy and its impact on the public administration: aspects of financial and economic security of the country's industry // Administratie si Management Public, 2021. № 36, pp. 81-101.

References 

  1. Kobzev V.V., Izmailov M.K. Problemy obespecheniia ekonomicheskoi bezopasnosti predpriiatii mashinostroitelnogo kompleksa Rossii (Problems of ensuring the economic security of enterprises of the machine-building complex of Russia), Materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Natsionalnaia bezopasnost Rossii: aktualnye aspekty». SPb.: Natsrazvitie», 2018. pp. 72-78.
  2. Pashko P., Tylchyk O., Kotukha O. Ontology of scientific cognition of shadow economy and economic shading, Baltic Journal of Economic Studies, 2018, no 4, pp. 151-158.
  3. Karataeva T.A. Sotsialno-ekonomicheskii analiz tenevoi ekonomiki i ee vliianie na ekonomicheskuiu bezopasnost (Socio-economic analysis of the shadow economy and its impact on economic security), Finansovaia ekonomika, 2020, no 11, pp. 256-259.
  4. Kiseleva A.D., Nikitina A.D. Tenevaia ekonomika i korruptsiia kak ugrozy ekonomicheskoi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii (Shadow economy and corruption as threats to the economic security of the Russian Federation), Vestnik nauki, 2021, Vol. 2, no 6-1(39), pp. 263-268.
  5. Grachev A.V., Litvinenko A.N. Tenevaia ekonomika kak element sistemy ekonomicheskoi bezopasnosti (Shadow economy as an element of the system of economic security), Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry, 2019, no 2, pp. 132-137.
  6. Nifontova P.Iu., Sarycheva N.D., Biriukova A.A. Tenevaia ekonomika: poniatie, vidy, prichiny razvitiia, rol i metody borby (Shadow economy: concept, types, reasons for development, role and methods of struggle), Benefitsiar, 2019, no 56, pp. 10-12.
  7. Arutiunian V., Tamazian A.R. Poniatie «tenevaia ekonomika» i apparat assotsiiruemykh s nei poniatii (The concept of "shadow economy" and the apparatus of concepts associated with it), Razvitie i aktualnye voprosy sovremennoi nauki, 2018, no 4 (11), pp. 29-38.
  8. Kozlobaeva E.A., Iablonovskaia S.I. Tenevaia ekonomika v sisteme ekonomicheskoi bezopasnosti: otnosheniia normy i patologii (Shadow economy in the system of economic security: the relationship between norm and pathology), Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta, 2018, no 1(56), pp. 247-257.
  9. Kalashnikov A.R. Poniatie ekonomicheskoi bezopasnosti gosudarstva (The concept of economic security of the state), Innovatsii. Nauka. Obrazovanie, 2021, no 32, pp. 27-32.
  10. Podkhody k traktovke poniatiia «Ekonomicheskaia bezopasnost gosudarstva» / I.V. Kudashkin, K.E. Markushina, N.A. Piatakova [i dr.], Ekonomika i predprinimatelstvo, 2021, no 4(129), pp. 932-935.
  11. Burkina T.A. O poniatii ekonomicheskoi bezopasnosti (On the concept of economic security), Biznes. Obrazovanie. Pravo, 2020, no 1(50), pp. 188-191.
  12. Bank O. Economic security of the individual in the system of economic security of the state, Russian Journal of Management, 2020, no 8, pp. 106-110.
  13. Ginevicius, R, Kliestik, T., Stasiukynas, A., Suhajda, K. The Impact of National Economic Development on the Shadow Economy, Journal of Competitiveness, 2020, no 12, pp. 39-55. DOI: 10.7441/joc.2020.04.03
  14. Murzina E.A., Yalalieva Y.V. Shadow economy as a threat to economic security, Innovatsionnye tekhnologii upravleniia i prava, 2020, no 1(27), pp. 34-40.
  15. Izmailov M.K. Proizvodstvennyi menedzhment v sisteme upravleniia predpriiatiem: ego rol i funktsionalnoe znachenie v usloviiakh neopredelennosti i riska (Production management in the enterprise management system: its role and functional significance in conditions of uncertainty and risk), Biznes i dizain reviu, 2021, no 1 (21), p. 3.
  16. Shpak N., Kulyniak I., Gvozd M., Pyrog O., Sroka W. Shadow economy and its impact on the public administration: aspects of financial and economic security of the country's industry, Administratie si Management Public, 2021. № 36, pp. 81-101.

Работа поступила в редакцию: 24.12.2021 г.