Гвоздь О.И., Рокотянская В.В. Комплексная методика оценки эффективности реализации демографической политики

Образец ссылки на эту статью: Гвоздь О.И., Рокотянская В.В. Комплексная методика оценки эффективности реализации демографической политики // Бизнес и дизайн ревю. 2022. № 1 (25). С. 3. 

УДК 314.15 

КОМПЛЕКСНАЯ МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ 

Гвоздь Ольга Игоревна

РГАУ-МСХА имени К.И. Тимирязева, Москва, Россия (127550, Москва, Тимирязевская улица, 49), студент, Институт экономики и управления АПК,  olyagvozd@yandex.ru, +7 (929) 621– 21-20 

Рокотянская Виолетта Валерьевна

РГАУ-МСХА имени К.И. Тимирязева, Москва, Россия (127550, Москва, Тимирязевская улица, 49), кандидат экономических наук, rokotyanskay_v_v@mail.ru, +7 (926) 891-72-61 

Аннотация. Реализация демографической политики становится условием полноценного воспроизводства населения страны и устойчивого экономического развития. В научных публикациях внимание в основном акцентируется на оценке отдельных мер демографической политики. Поэтому разработка комплексной методики оценки эффективности реализации демографической политики как мезоуровня, так и муниципального образования становится актуальной научной и практической задачей для российской экономики. В статье приведен анализ демографических процессов в муниципальном образовании городского округа Сыктывкар на современном этапе.

Ключевые слова: демография; устойчивое экономическое развитие; методика оценки; эффективность реализации; демографическая политика; концепция демографической политики РФ.

Gvozd Olga Igorevna 

Russian State Agrarian University – Moscow Timiryazev Agricultural Academy (127550, Moscow, Timiryazevskaya st., 49), student, Institute of Economics and Management of the Agroindustrial Complex, olyagvozd@yandex.ru, +7 (929) 621– 21-20 

Rokotianskaia Violetta Valerevna 

Russian State Agrarian University – Moscow Timiryazev Agricultural Academy (127550, Moscow, Timiryazevskaya st., 49), candidate of economic sciences, rokotyanskay_v_v@mail.ru, +7 (926) 891-72-61 

Abstract. The implementation of demographic policy becomes a condition for the full reproduction of the country's population and sustainable economic development. In scientific publications, attention is mainly focused on the evaluation of individual demographic policy measures. Therefore, the development of a comprehensive methodology for assessing the effectiveness of the implementation of demographic policy, both at the meso-level and at the municipal level, is becoming an urgent scientific and practical task for the Russian economy. The article provides an analysis of demographic processes in the municipality of the urban district of Syktyvkar at the present stage.

Key words: demography; sustainable economic development; assessment methodology; implementation efficiency; demographic policy; the concept of the demographic policy of the Russian Federation. 

Введение

На федеральном уровне в Российской Федерации были разработаны два основополагающих документа в области демографической политики: «Концепция демографического развития РФ на период до 2015 года», утвержденная постановлением Правительства РФ от 24.09.2001 г. № 1270-р, и «Концепция демографической политики РФ на период до 2025 года», утвержденная Указом Президента РФ от 09.10.2007 г. № 1351.

В «Концепции демографической политики» сказано, что демографическая политика Российской Федерации направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране».

Таким образом, представители федеральных органов исполнительной власти понимают демографическую политику как: «целенаправленную деятельность в области регулирования воспроизводства населения и миграции, призванную изменить демографическую ситуацию в стране».

Целью исследования является анализ демографической политики муниципального образования городского округа Сыктывкар и выработка предложений по ее совершенствованию.

Методы исследования

Методами исследования являются:

  • метод оценки демографических процессов по основным индикаторам;
  • метод, основанный на выведении интегрального показателя оценки демографических процессов;
  • метод, основанный на обобщении результатов социологических опросов населения.

Результаты исследования и их обсуждение

Демографические процессы оказывают непосредственное влияние на многие социально-экономические показатели. Демографическое развитие является одним из важнейших факторов экономического развития страны. Демографическая политика оказывает непосредственное влияние на рождаемость и, в определенной степени, на смертность.

Демографическая политика – целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения, призванная сохранять или изменять тенденции динамики численности, структуры, расселения и качества населения», подчеркивая также, что «она рассматривается как органическая часть социальной политики, специфическая по своим целям и отчасти по методам их достижения, но согласованная с другими сферами, такими как регулирование условий занятости и труда, а также уровня жизни и социального обеспечения населения, образования, здравоохранения» [1, с. 103; 2, с. 185-189; 3, с. 100-111].

Актуальность данной работы обусловлена возрастанием демографических проблем в Российской Федерации и необходимостью их изучения для преодоления необратимых последствий. Минэкономразвития России разработало прогноз социально-экономического развития на долгосрочный период, в котором, по подсчетам ведомства было выявлено, что численность населения Российской Федерации к 2024 г. уменьшится на 1,2 млн человек.

Проанализировав «Концепцию демографической политики Российской Федерации до 2025 года» (далее - Концепция) [4] и рейтинг российских регионов по демографии агентства РИА Рейтинг, объектом исследования нами была выбрана Республика Коми. В Концепции Республика Коми фигурирует, как субъект, в котором демографическая ситуация требует незамедлительного реагирования, а по рейтингу агентства РИА Рейтинг было выявлено, что Республика Коми занимает одно из последних мест в списке регионов по демографическим показателям.

Проведем анализ демографической политики Республики Коми, городского округа Сыктывкар по методу оценки демографических процессов по основным индикаторам, основанного на сравнении динамики фактических показателей демографических процессов в области со средними показателями, сформировавшимися в Российской Федерации.

  1. Сравнение динамики численности населения в целом по Российской Федерации, Республике Коми и муниципальному образованию Сыктывкар период с 2015 г. по 2019 г. (рисунки 1, 2, 3).



Сравнивая динамику численности населения, можно заметить, что пик численности в регионе приходится примерно на 2015-2016 гг., в то время, когда в РФ он приходится на 2017-2018 гг., а в Сыктывкаре на 2016-2017 гг.

Минимальная численность населения в РФ и в регионе просматривается в 2019 г., однако, можно отметить, что влияние уменьшения численности населения региона на уменьшение численности населения в Российской Федерации невысокое. Также, с 2015 г. нет ни одного года, где был бы рост численности населения, мы можем наблюдать лишь постоянное снижение.

  1. Сравнение динамики рождаемости в целом по России, Республике Коми и муниципальному образованию Сыктывкар за период с 2015 по 2019 гг. (рисунок 3).



Анализируя данную диаграмму, можно сделать вывод, что в Сыктывкаре средний показатель смертности ниже, чем в целом по России и республике Коми

Пик смертности в России, как и в Сыктывкаре и в Республике Коми, приходится на 2015 г., минимальный показатель смертности в Республике Коми приходится на 2017 г., в Сыктывкаре на 2017 г., а по всей России на 2019 г.

  1. Сравнение естественного прироста (убыль) населения (рисунок 5)



Анализируя данную диаграмму, можно заметить, что убыль населения в Республике Коми имеет более интенсивный характер. Это может быть обусловлено тем, что уровень и качество жизни в субъекте РФ довольно низкое и не имеет динамики развития. Отсюда делаем вывод, что в Республике Коми показатель смертности превалирует над показателем рождаемости и эта дифференциация с каждым годом увеличивается, за счет чего снижается естественный прирост населения, что позволяет говорить о не совсем благополучной демографической обстановке в изучаемом регионе.

  1. Сравнение браков и разводов

Следующие важнейшие показатели, необходимые для оценки демографической политики – это численность браков и разводов.





На диаграмме 8 можно отследить разрыв в динамике между показателями разводимости в Республике Коми и Сыктывкаре по сравнению с РФ. Разводимость в субъекте РФ стабильно превышает число разводов по всей стране, одним из факторов является то, жители Республики Коми раньше и в большем количестве вступают в брак, что приводит к большому количеству разводов,  то время как на показатель по РФ влияют более локальные показатели, такие как брачность и разводимость по городам федерального значения и крупным субъектам РФ, где граждане вступают в брак позже и более осознанно.

Проанализировав данные, можно сделать вывод, что проблемой Республики Коми и муниципального образования города Сыктывкар является низкая рождаемость, высокий уровень разводов, а также интенсивная убыль населения из региона и города.

Следующий анализ реализации демографической политики проведем по методу, основанному на выведении интегрального коэффициента оценки процессов демографического характера [6].

Для стандартизации данных используется следующая формула:

Jil = kil/kiрос, (1)

где Jil – субиндекс i-го показателя; ki – значение i-го показателя городского округа Сыктывкар; kiрос – значение i-го показателя в России.

Расчет проводят для каждого конкретного показателя, который соответствует определенному процессу демографического характера.

Потом полученные субиндексы (Jil) соединяются в частные индексы исходя из каждого процесса демографии. В помощь этому используют формулу расчета средней геометрической величины:

Il= , (2)

где Ii – частный индекс для городского округа Сыктывкар; ПJil – произведение субиндексов i-го показателя исследуемого муниципального образования; n – число субиндексов.

Соответственно, частный индекс (Il) является оценкой агрегированного действия  комплекса показателей на процессы демографического характера.

Показатель интегрального характера, для оценки процессов демографии необходимо рассчитывать, как среднюю геометрическую из частных индексов показателей, которые, в свою очередь, характеризуют главные стороны демографических процессов:

Il =  (3)

Показатель интегральный, который будет рассчитан представленным методом, даст возможность правильно оценить дифференциацию демографических процессов в крае и при этом провести сравнительный анализ таких процессов в крае с показателями по России в целом.

По шкале для оценки интегрального показателя демографических процессов оценим политику региона в области демографических процессов.





Затем исходя из формулы 2 рассчитанные субиндексы (Jil) объединили в частные индексы по каждому демографическому процессу, используя среднюю геометрическую формулу, результаты в таблице 3. Расчеты проводились автоматически в программе Excel.

И далее, по формуле 3 автоматически в программе Excel был высчитан интегральный показатель оценки демографических процессов:

Il = 0,425572

Соотнося, данный показатель с таблицей 1 видим, что демографическая политика изучаемого муниципального образования городского округа Сыктывкар имеет низкую оценку.





Следующий анализ реализации демографической политики в Сыктывкаре проводим по методу, который основан на обобщении результатов социологических опросов населения города.

Ответы на социологический опрос дали следующие результаты:

- основная часть опрошенных состоит в браке (74%); в разводе – 26% опрошенных;

- официально в браке состоит 69% опрошенных, неофициально – 31%;

- дети есть у 88%; нет – у 12%;

- у большего числа опрошенных по два ребенка – 39%; по одному ребенку – у 34%; три ребенка – у 18%; четыре и более – 9%;

- большая часть детей, рождено в браке – 56%; при неоформленных отношениях – 44%;

- на вопрос: «Какие меры подтолкнули на рождение второго и более ребенка» ответы распределились следующим образом: улучшение жилищных условий – 41%; увеличение заработной платы – 35%; материнский капитал – 16%; случайная беременность – 8%;

- дети, умершие в младенчестве были у 1% опрошенных;

- причины смерти родственников в период с 2010 г. по 2019 г. распределились следующим образом: 49% - внешние причины, например ДТП, бытовая смерть и т.д.; 26% - от онкологии; 20% - от болезни системы кровообращения; 5% - от болезней дыхательной системы;

- на вопрос: «Как Вы оцениваете демографическую политику в Вашем крае?» ответы распределились следующим образом: 52% - средне; 26% - затруднились ответить; 12% - положительно; 10% - отрицательно.

Итак, в ходе написания работы был проведён комплексный анализ демографической ситуации в Сыктывкаре на современном этапе.

По второй методике, основанной на выведении интегрального показателя оценки демографических процессов, путем расчетов определили, что демографическая политика изучаемого муниципального образования городского округа Сыктывкар имеет низкую оценку.

По третьей методике, основанной на обобщении результатов социологических опросов населения муниципального образования, выявили, что реализация демографической политики, как и в других случаях, находится на среднем уровне, поскольку количество разводов в крае велико, так же, как и велико количество пар, живущих вместе, не зарегистрировав свой брак официально.

Выводы

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы. Прежде всего для решения проблемы рождаемости и высокого уровня разводимости, необходимо предложить практику по пропаганде и развитию семейных ценностей, которые некоторыми авторами даже рассматривают как инструмент внешней политики России [7, 8]. Данная практика уже проводилась в городе Павлов Павловского района в рамках проекта «Голубь и голубка» и имела хорошие результаты.

Для этого необходимо:

  • повысить статуса семьи в обществе;
  • укрепить в общественном сознании образа благополучной семьи;
  • увеличить число семей с активной жизненной позицией;
  • поддержать организации, реализующих проекты помощи семьям.

Чтобы решить проблему с убылью населения, необходимо начать работать с инвесторами и вовлечь молодежь в предпринимательство. Такая практика была использована в Администрации муниципального района Кинельский Самарской области.

Целью такой практики является:

  • передача молодому поколению ценного опыта безошибочного и успешного начала деятельности;
  • создание новых высокотехнологичных рабочих мест и благоприятных условий проживания в муниципальном районе Сыктывкар с целью прекращения оттока молодежи и молодых специалистов в другие города;
  • создание благоприятного делового климата и повышение инвестиционной привлекательности территории.

Необходимо предложить следующие направления развития:

  • налаживание механизмов взаимодействия органов местного самоуправления и бизнес-сообщества, осуществляющего свою деятельность на территории муниципального образования;
  • развитие межмуниципального сотрудничества;
  • увеличение поступления налоговых доходов в бюджет муниципального образования;
  • создание новых (дополнительных) рабочих мест на территории муниципального образования;
  • повышение социального уровня жизни сыктывкарцев;
  • определение приоритетных направлений для дальнейшего социально-экономического развития и создание благоприятных условий для их реализации на территории муниципального образования.

Адаптация данных практик поможет улучшить демографическую ситуацию в городском округе Сыктывкар, а также создаст благоприятные условия для проживания на территории.

Список литературы

  1. Сакаев В. Подходы к содержанию понятия «Демографическая политика» в отечественной науке // Власть. 2010. № 8. С. 102-105.
  2. Лукин Ю.М. Демографическая политика и правовая политика: вопросы теории // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2021. № 12. С. 185-189.
  3. Рыбаковский О.Л., Таюнова О.А. Демографическая политика: определение, структура, цели // Наука. Культура. Общество. 2019. № 1. С. 100-111.
  4. Указ Президента РФ от 09.10.2007 N 1351 (ред. от 01.07.2014) «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года».
  5. Регионы России. Социально-экономические показатели. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13204 (дата обращения 04.01.2022).
  6. Методика оценки демографических процессов в регионе // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2016. № 3(35). DOI: 10.17223/19988648/35/15
  7. Попова Т.С., Зайцева И.А. Социальная реклама и пропаганда семейных ценностей // Гуманитарный трактат. 2020. № 74. С. 20-22.
  8. Юмашева И.А. Семейные ценности как инструмент внешней политики России // Культурологический журнал. 2021. № 3 (45). DOI 10.34685/HI.2021.57.89.021

References

  1. Sakaev V. Podkhody k soderzhaniiu poniatiia «Demograficheskaia politika» v otechestvennoi nauke (Approaches to the content of the concept of "Population policy" in domestic science), Vlast, 2010, no 8, pp. 102-105.
  2. Lukin Iu.M. Demograficheskaia politika i pravovaia politika: voprosy teorii (Demographic policy and legal policy: questions of theory), Sovremennaia nauka: aktualnye problemy teorii i praktiki. Seriia: Ekonomika i parvo, 2021, no 12, pp. 185-189.
  3. Rybakovskii O.L., Taiunova O.A. Demograficheskaia politika: opredelenie, struktura, tseli (Demographic policy: definition, structure, goals), Nauka. Kultura. Obshchestvo, 2019, no 1, pp. 100-111.
  4. Ukaz Prezidenta RF ot 09.10.2007 N 1351 (red. ot 01.07.2014) «Ob utverzhdenii Kontseptsii demograficheskoi politiki Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 goda».
  5. Regiony Rossii. Sotsialno-ekonomicheskie pokazateli. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13204 (data obrashcheniia 04.01.2022).
  6. Metodika otsenki demograficheskikh protsessov v regione, Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, Ekonomika, 2016, no 3(35). DOI: 10.17223/19988648/35/15
  7. Popova T.S., Zaitseva I.A. Sotsialnaia reklama i propaganda semeinykh tsennostei (Social advertising and promotion of family values), Gumanitarnyi traktat, 2020, no 74, pp. 20-22.
  8. Iumasheva I.A. Semeinye tsennosti kak instrument vneshnei politiki Rossii (Family values ​​as an instrument of Russia's foreign policy), Kulturologicheskii zhurnal, 2021, no 3 (45). DOI 10.34685/HI.2021.57.89.021

Работа поступила в редакцию: 02.02.2022 г.