Гусейнзаде Мирбаба Гасан оглы. К вопросу об искусстве и быте талышей: новые данные антропологических исследований

ИСКУССТВО. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

Образец ссылки на эту статью: Гусейнзаде Мирбаба Гасан оглы. К вопросу об искусстве и быте талышей: новые данные антропологических исследований // Бизнес и дизайн ревю. 2022.  № 1 (25). С. 9. 

К ВОПРОСУ ОБ ИСКУССТВЕ И БЫТЕ ТАЛЫШЕЙ: НОВЫЕ ДАННЫЕ АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 

УДК 7.067                                          

Гусейнзаде Мирбаба Гасан оглы

 ООО «АвроМед», Москва, Россия (121596, Москва, ул. Толбухина, 13 к. 1), доктор медицинских наук, miri-tolish@mail.ru.                                           

 Аннотация. Изучение искусства и культуры, обычаев и традиций народов, находящихся на грани исчезновения, представляет большой научный интерес. К таким народам относятся талыши, проживающие испокон веков на территории Талыша (Северо-Западный Иран и юг Азербайджана). Физико-географические данные Талыша показывают, что в этом регионе земли с древнейших времен существовали самые благоприятные для жизни природные условия. Статья посвящена исследованию искусства и быта талышей, предоставляя новые данные антропологических исследований. Автор анализирует археологию Талыш-Муганской культуры и физико-географические данные Талыша, использованные учеными для характеристики антропологии талышей.

Ключевые слова: талыши; Талыш-Муганская культура; искусство; геоэтнический заповедник. 

ART AND LIFE OF THE TALISHI: NEW DATA OF ANTHROPOLOGICAL RESEARCH

Huseynzade Mirbaba Hasan

AvroMed LLC, Moscow, Russia (121596, Moscow, Tolbukhina st., 13 building 1), Doctor of Medicine, miri-tolish@mail.ru.

Abstract. The study of art and culture, customs and traditions of peoples on the verge of extinction is of great scientific interest. These peoples include the Talysh, who have lived for centuries on the territory of Talysh (North-Western Iran and southern Azerbaijan). The physical and geographical data of Talish show that in this region of the earth from ancient times there were the most favorable natural conditions for life. The article is devoted to the study of the art and life of the Talysh, providing new data from anthropological research. The author analyzes the archeology of the Talysh-Mugan culture and the physical and geographical data of Talysh, used by scientists to characterize the anthropology of the Talysh.

Key words: talish; Talysh-Mugan culture; art; geotechnic reserve.

Введение

Талышская культура, наиболее известная как Талышско-Муганская культура - одна из древнейших (около 6 тыс. лет) культур региона, охватывающая Талышские горы и Муганскую низменность и представляющая собой сложный комплекс археологических памятников. О существовании благоприятных для жизни условий в конце третичного и в начале четвертичного периода на территории Закавказья, в том числе и Талыша, свидетельствуют находки останков теплолюбивых животных. Географическое положение Талыша и исключительно благоприятные природные условия были также очень удобными и для поселения человека в этом регионе с древнейших времен. Приведенные данные свидетельствуют о непрерывности человеческой деятельности на территории Талыша в течение древнего каменного века.

Цель исследования: обратить внимание на данные антропологических исследований, позволяющих объяснить особенности талышской культуры и создаваемых ими образцов бытового искусства.

Методы исследования

В процессе исследования были использованы общенаучные методы: синтез, анализ, сравнительно-типологический метод и т.д.

Результаты исследования и их обсуждение

В России талышеведение в последние годы благодаря усилиям доктора философских наук А.А. Мамедова вышло на новый уровень [1, с. 329-338]. В своих работах, а также в коллективных трудах, написанных совместно с другим российским иранистом А.Б. Оришевым, он одним из первых обратился к вопросам талышской культуры и искусства [2, с. 123-128; 3, с. 110-116; 4, с. С. 856-859]. В то же время работы по искусству талышей, так и в целом по истории этого народа практически отсутствуют в современных Иране и Азербайджане. Основная масса работ в области талышеведения десятилетней давности [5, pp. 82-89; 6, pp. e53-e55]. Из публикаций последних лет можно только назвать исследование Н.С.К. Бадаловой, в которой показано влияние на талышей общесоциальных процессов [7, с. 98-102].

Между тем первые археологические исследования на территории Талыша стали проводиться в конце XIX – начале XX в. Известно, что в 1890 г. известный французский археолог и путешественник Жак де Морган (1857–1924) вместе с братом Генри и соотечественником К. Шафферле на территории Талыша произвели раскопки. В ходе изыскательских работ были найдены и исследованы большое число образцов древних памятников - около 200 погребений эпохи поздней бронзы и раннего железа. Найденные здесь в местах захоронений 80 килограммов золотых и 16 килограммов бронзовых изделий они отправили во Францию. Эти произведения древнего талышского искусства по своему научно-историческому значению считаются самыми ценными материалами для характеристики культуры поздней бронзы и раннего железа Талыша и находятся в знаменитом музее Сен-Жермен во Франции.

Таким образом, все эти находки стали частью древней великой Талышско-Муганской культуры. Так было положено начало изучению памятников со специфическими для данного региона элементами материальной культуры, названного А.А. Мамедовым как «геоэтнический заповедник» [8, с. 295-304]. Впоследствии памятники этого типа вошли в историко-археологическую литературу Кавказа под названием «Талыш-Муганская культура». В 1894 г. издается пятитомное произведение «Научное путешествие в Иран», в которое был включен и маршрут по Лерику – населенному пункту в Талыше. Надо отметить, что в Талышских горах археологические раскопки проводились и до Жака де Моргана, но носили они стихийный, бессистемный характер и в основном преследовали цель поиски предметов искусства и разграбления исторических богатств региона.

Важный вклад в изучение талышей внес Николай Иванович Ансеров (1893-1945), врач по образованию, создавший специальную антропологическую комиссию при Обществе обследования и изучения Азербайджана.

Н.И. Ансеров отметил своеобразие формы мозгового черепа талышей, выраженное в уплощении затылка, особенно ярко проявляющееся у талышей низменности. Анализируя причины данного явления, Н.И. Ансеров высказал предположение о возможном искусственном происхождении уплощенности головы под влиянием особого устройства детской колыбели (гофе на тал. яз.) и способов укладывания в ней детей. Предложив гипотезу воздействия колыбели на форму головы, Н.И. Ансеров допустил возможность воздействия другого фактора, обусловившего различия головного указателя у талышей низменности и горных талышей [9]. Однако Р.М. Касимова в своем специальном исследовании, посвященном изучению влияния различных типов колыбели на форму головы в раннем детском возрасте, показала, что брахицефальная форма головы у талышей обусловлена наследственно. Деформирующее действие гофе не изменяет общую форму головы, а лишь усиливает ту форму, с которой рождается ребенок. Являясь наследственным признаком, форма головы позволяет разграничивать различные группы по их родству [10, с. 75-76].

Выводы

Об антропологической особенности талышей, позволившей им создавать своеобразные культурные артефакты и характерные для этого народа произведения искусства, в разное время высказывались различные мнения: талыши относились разными авторами к различным антропологическим типам: переднеазиатскому (Ансеров; Бунак), кавказскому (Касимова), каспийскому (Дебец). Все эти типы представляют собой основные подразделения большой индо-средиземноморской расы, причем Кавказ является единственной территорией, где они сосредоточены вместе в условиях специального талышского «геоэтнического заповедника». Указанные условия позволили талышам в течение длительного времени сохранить как черты ранних верований, так и проникшей позже религии зороастризма, ставшей основой для талышской культуры и искусства. Кроме того, из всех закавказских народов только у современных талышей в наиболее низменном виде сохранились физические признаки древнейшего населения Закавказья.

Список литературы

  1. Мамедов А.А. Формирование талышского народного поэтического творчества // Социально-гуманитарные знания. 2015. № 3. С. 329-338.
  2. Оришев А.Б., Мамедов А.А. Дуализм зороастризма и проблема морального выбора в религиозном сознании талышского народа // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 5. С. 123-128.
  3. Оришев А.Б., Мамедов А.А.О. Талыши: мифологическая картина мира этноса // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 2 (64). С. 110-116.
  4. Мамедов А.А., Оришев А.Б. Этногенез талышского народа // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-4. С. 856-859.
  5. Nasidze I., Quinque D., Rahmani M., Alemohamad S.A., Asadova P., Zhukova O., Stoneking M. mtDNA and Y-Chromosome Variation in the Talysh of Iran and Azerbaijan // American Journal of Physical Anthropology. 2009. Vol. 138. № 1. pp. 82-89. DOI10.1002/ajpa.20903
  6. Roewer L., Willuweit S., Stoneking M., Nasidze I. A Y-STR database of Iranian and Azerbaijanian minority populations // Forensic Science International-genetics. 2009. Vol. 4. № 1. pp. e53-e55.  1016/j.fsigen.2009.05.002
  7. Бадалова Н.С.К. Особенности социальной адаптации этнических групп в современных условиях // Alma mater (Вестник высшей школы). 2021. № 6. С. 98-102.
  8. Мамедов А.А. Зороастризм и этнокультурные традиции талышского народа // Социально-гуманитарные знания. 2011. № 3. С. 295-304.
  9. Ансеров Н.И. Талыши: медико-антропологическое исследование. Баку: АзГНИИ, 1932. 73 с.
  10. Касимова Р.М. Антропологические исследования современного населения Азербайджанской ССР. Баку: Элм, 1975. 99 с.

References

  1. Mamedov A.A. Formirovanie talyshskogo narodnogo poeticheskogo tvorchestva (Formation of the Talysh folk poetic creativity), Sotsialno-gumanitarnye znaniia, 2015, no 3, pp. 329-338.
  2. Orishev A.B., Mamedov A.A. Dualizm zoroastrizma i problema moralnogo vybora v religioznom soznanii talyshskogo Naroda (The dualism of Zoroastrianism and the problem of moral choice in the religious consciousness of the Talysh people), Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kultury i iskusstv, 2015, no 5, pp. 123-128.
  3. Orishev A.B., Mamedov A.A.O. Talyshi: mifologicheskaia kartina mira etnosa (Talysh: the mythological picture of the world of the ethnos), Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kultury i iskusstv, 2015, no 2 (64), pp. 110-116.
  4. Mamedov A.A., Orishev A.B. Etnogenez talyshskogo Naroda (Ethnogenesis of the Talysh people), Fundamentalnye issledovaniia, 2015, no 2-4, pp. 856-859.
  5. Nasidze I., Quinque D., Rahmani M., Alemohamad S.A., Asadova P., Zhukova O., Stoneking M. mtDNA and Y-Chromosome Variation in the Talysh of Iran and Azerbaijan, American Journal of Physical Anthropology, 2009, Vol. 138, no 1, pp. 82-89. DOI10.1002/ajpa.20903
  6. Roewer L., Willuweit S., Stoneking M., Nasidze I. A Y-STR database of Iranian and Azerbaijanian minority populations, Forensic Science International-genetics, 2009, Vol. 4, no 1, pp. e53-e55.  DOI10.1016/j.fsigen.2009.05.002
  7. Badalova N.S.K. Osobennosti sotsialnoi adaptatsii etnicheskikh grupp v sovremennykh usloviiakh (Features of social adaptation of ethnic groups in modern conditions), Alma mater (Vestnik vysshei shkoly), 2021, no 6, pp. 98-102.
  8. Mamedov A.A. Zoroastrizm i etnokulturnye traditsii talyshskogo Naroda (Zoroastrianism and ethno-cultural traditions of the Talysh people), Sotsialno-gumanitarnye znaniia, 2011, no 3, pp. 295-304.
  9. Anserov N.I. Talyshi: mediko-antropologicheskoe issledovanie (Talyshi: medical and anthropological research). Baku: AzGNII, 1932. 73 p.
  10. Kasimova R.M. Antropologicheskie issledovaniia sovremennogo naseleniia Azerbaidzhanskoi SSR (Anthropological studies of the modern population of the Azerbaijan SSR). Baku: Elm, 1975. 99 p.

Работа поступила в редакцию: 04.01.2022 г.