Марков А.В. Графический роман «Хронозис» в контексте медиаархеологии

ИСКУССТВО. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ 

Образец ссылки на эту статью: Марков А.В. Графический роман «Хронозис» в контексте медиаархеологии // Бизнес и дизайн ревю. 2022. № 4 (28). С. 63-71.

УДК 7.01 + 76 

Марков Александр Викторович 

ГРАФИЧЕСКИЙ РОМАН «ХРОНОЗИС» В КОНТЕКСТЕ МЕДИААРХЕОЛОГИИ

ФГБОУ ВО Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия (125993, ГСП-3, Москва, Миусская площадь, д. 6), доктор филологических наук, профессор, markovius@gmail.com. ORCID ID: 0000-0001-6874-1073

Аннотация. Графический роман «Хронозис» Р. Негарестани — оригинальный новаторский философский трактат в необычной форме. В трактате используются все приемы и техники графического романа как композиционные, так и служащие переключению между внутренней речью и общедоступной выразительностью. В статье доказывается, что использование графики необходимо для того, чтобы исключить публицистическую или полемическую интерпретацию этого трактата. С позиций медиаархеологии переход современного философа от текстового изложения к графическому преследует те же цели, что некогда переход к письменному и типографскому изложениям философии. Сама форма наглядного представления данных, позволяющая соотносить сразу несколько утверждений и при этом понимать границы и потенциальную условность наглядного развертывания каждого утверждения, только и позволяет читателю воспринять философию времени, разработанную Негарестани.

Ключевые слова: Негарестани; графический роман; философский роман; медиаархеология; письменная культура; философская полемика; поэтика философии; наглядная модель; философская идея.

Markov Alexander Viktorovich 

THE GRAPHIC NOVEL CHRONOSIS IN THE CONTEXT OF MEDIA ARCHAEOLOGY

Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia (125993, GSP-3, Moscow, Miusskaya square, 6), Dr. Hab. in Literature, Full Professor, markovius@gmail.com, ORCID ID: 0000-0001-6874-1073

Abstract. Graphic novel Chronosis by R. Negarestani is an original innovative philosophical treatise in an unusual form. The treatise uses all the devices and techniques of the graphic novel, both compositional and serving to switch between inner speech and general expression. The article proves that the use of graphics is necessary in order to exclude a journalistic or polemical interpretation of this treatise. From the perspective of media archaeology, the transition of the present-day philosopher from textual to graphical presentation has the same goals as the once transition to written and typographic presentations of philosophy. The very form of visual presentation, enabling us to correlate several statements at once while understanding the limits and potential conventionality of the visual deployment of each statement, is all that permits the reader to perceive the philosophy of time as developed by Negarestani.

Keywords: Negarestani; graphic novel; philosophical novel; media archeology; written culture; philosophical polemic; poetics of philosophy; visual model; philosophical idea.

Полный текст статьи

наверх