Уваров В.Д., Рязанова А.Е. Авангард в костюмной таписсерии

Образец ссылки на эту статью: Уваров В.Д., Рязанова А.Е. Авангард в костюмной таписсерии // Бизнес и дизайн ревю. 2021.  № 4 (24). С. 12.

 УДК 745.52 + 746.1

 АВАНГАРД В КОСТЮМНОЙ ТАПИССЕРИИ

 Уваров Виктор Дмитриевич

ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», Москва, Россия (117997, ​ Москва, Стремянный пер., 36), доктор искусствоведения, профессор, artuwaroff@yandex.ru, +7-909-155-63-25

Рязанова Анастасия Евгеньевна

ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», Москва, Россия (117997, Москва, Стремянный пер., 36), студент, nastiariazanowa@yandex.ru, +7-903-559-51-55

Аннотация. В статье рассматриваются возможности использования костюмной таписсерии как одного из актуальных средств формирования образа. Авторы выявляют характерные черты костюмной таписсерии, деятельность выдающихся современных модельеров арт-костюмов и определяют перспективы применения костюмной таписсерии в промоакциях. В исследовании рассматриваются отличия понятий «одежда», «костюм», объясняется термин «костюмная таписсерия», прослеживается эволюция костюмного перформанса и сравниваются такие направления костюмного искусства как арт-а-порте, носимое искусство, фэшн-арт. Также подробно обсуждаются характерные черты и виды современной костюмной таписсерии. Главный научный результат — демонстрация новых способов выражения и использования перформанса в искусстве арт-костюмов. Художник является изобретателем и новатором, играющим на новых технологиях и инструментарии. Теперь для костюмов важен не только внешний вид, но и глубокая философия создателя.

Ключевые слова: костюмная таписсерия; арт-а-порте; прет-а-порте; искусство текстиля; костюмный энвайронмент; художественный текстиль; носимое искусство.

AVANT-GARDE IN TAPESTRY WEARABLE

Uvarov Viktor Dmitrievich

Russian University of Economics named after G.V. Plekhanov (117997, Russian Federation, Moscow, Stremyanny lane, 36), doctor of arts, Professor, artuwaroff@yandex.ru, +7-909-155-63-25.  

Ryazanova Anastasiya Evgenevna

Russian University of Economics named after G.V. Plekhanov (117997, Russian Federation, Moscow, Stremyanny lane, 36), nastiariazanowa@yandex.ru, +7-903-559-51-55

Abstract. The article discusses the possibilities of using costume tapestry as one of the most relevant means of forming a figurative space in the modern world. The author proposes to study and identify the characteristic features of modern tapestry costumes, make an overview of the activities of modern fashion of art costumes and determine the prospects for designers using wearable tapestry in promotions. The study examines the differences between the concepts of "clothing", "costume", explains the term "costume tapestry ", traces the evolution of costume performance and compares such directions of costume art as art-a-porter, prêt-à-porter, wearable art, à la carte, fashion art and haute couture. The characteristic features and types of modern costume tapestry are also discussed in detail. The main scientific result is the demonstration of new ways of expressing and using performance in the art of art costumes. The artist is an inventor and innovator, playing on new technologies and tools. Now, for costumes, not only the appearance is important, but also the deep philosophy of the creator.

Keywords: wearable tapestry; art-a-porter; prêt-à-porter; fiber art; costume environment; art-textile; wearable art.

Введение

Актуальность. Костюмная таписсерия является новым направлением в искусстве, т.к. через костюм можно выразить целую эпоху, проблемы, волнующие людей.

Объектом исследования являются авангардные формы костюма, предметом исследования — особенности современного костюма как арт-объекта (концепции, методы и приемы современной костюмной таписсерии).

Характерные черты современной костюмной таписсерии, а также методы и техники создания арт-костюмов являются важной исследовательской проблемой, которая недостаточно раскрывается в научной литературе.

Как известно, в научный оборот термин «костюмная таписсерия» был введен В.Д. Уваровым. Он же и утвердил понятие «таписсерия» в историко-теоретическом аспекте и в контексте общего художественно-стилевого развития [7, с. 13].

Ценную информацию об исторической эволюции таписсерии и возникновении новых ткацких приемов и техник содержит книга Р. Верле, Ф. Флорисона, А. Хоффмейстера, Ф. Табара «Таписсерия. История и технология от XV до XX века». В работах таких авторов как Р.В. Захаржевская, К.В. Градова, Е.А. Гутина, Г.С. Горина, Ф.М. Пармон по прототипированию, моделированию и проектированию костюмов обобщается эмпирический опыт всего производственного процесса от стадии эскиза до стадии готовой модели костюма. Диссертация Л.Н. Хоманько посвящена анализу технологических карт и приемов создания таписсерии.

Цель исследования - проведение литературно-аналитического обзора трудов; наведение справок об исторических этапы развития костюма; предоставление информации об искусстве костюмной таписсерии; анализ эволюции костюмного перформанса; изучение основных направлений и стилей костюмной таписсерии в современной культуре; выявление характерных черт костюмов современной таписсерии; исследование деятельности выдающихся современных модельеров арт-костюмов; определение перспективы применения костюмной таписсерии в промоакциях.

Методы исследования

Методология настоящей статьи основана на системном подходе (затрагиваются все аспекты темы), в рамках которого были использованы следующие методы: исторический, в результате которого рассматривалась история многовекового опыта разработки костюмов, сравнительный для понимания новаторских приемов каждой эпохи, описательно-аналитический для восприятия различных аспектов костюмной таписсерии. Метод классификации и типологизации помог структурировать полученную информацию. Гипотетико-дедуктивный метод и метод аналогий помог проследить изменения стилей костюма. Для синтеза информации и выделения приоритетов, а также структурирования информации использовался метод иерархии. Сделать выводы помог метод индукции.

Результаты исследования и их обсуждение

Статья является продолжением общего цикла работ, посвященных искусству таписсерии. Следует отметить, что в процессе эволюции костюм претерпевал ряд изменений, как в функциональном, так и в смысловом значении. После появления перформанса возникает понятие «носимое искусство» («wearable art»), включающее в себя все виды экстравагантных костюмов, несущих авторскую мысль и способных создавать свое настроение среды, изменять ее («костюмный энвайронмент») [1]. В процессе трансформации и слияния с другими видами искусства современная таписсерия включила в себя многие уникальные черты.

Это и многогранность техник, материалов и приемов (ткачество — вышивка, аппликация, макраме; симбиоз — стринг-арт, где нити накладываются друг на друга в разнообразном порядке; синтез — слой переплетается, накладывается или вплетается в другой, ассамбляж).

Появились различные виды текстильных форм: 1) настенные, 2) пространственные арт-объекты, которые можно посмотреть со всех сторон; 3) таписсерии, представляющие собой среду (энвайронмент), которые не только можно посмотреть с разных сторон, но и проникнуть внутрь [10].

Текстиль перестал быть двухмерным, он вышел в пространство и стал трехмерным. Сам текстильный материал перестал являться необходимой составляющей процесса создания текстильного объекта («fiber art»), стали использоваться нетекстильные материалы. Вопросы цвета, качества материала и плотности основы решаются теперь автором самостоятельно в соответствии с творческим замыслом и без каких-либо ограничений. Теперь стало возможно вовлечение зрителя в пространство работы («хэппенинг») [5].

Многообразие типов современной таписсерии позволяет рассматривать ее как гибридный жанр, который родственен станковому и монументальному искусству, скульптуре, керамике и дизайнерскому проектированию [6]. Современная таписсерия является уникальным единичным арт-объектом, не нацеленным на массовое производство. Это прикладное искусство, а не дизайн. Переосмыслились идеи организации процесса исполнения, создания изделия, отсюда новаторство в техническом плане.

По использованию произошло деление на три вида: «Ready-to-wear» («готовое к ношению») (RTW) — серийные дорогие костюмы, которые можно «подогнать» под параметры конкретного заказчика; «Made-to-measure» («сделанное на заказ») — уникальные единичные экземпляры, которые шьются для конкретного человека, с учетом всех его параметров и пожеланий. «Арт-à-porter» («Арт-а-порте») — уникальное произведение искусства, не рассчитанное на ношение в обычной жизни и выполняющее функцию арт-объекта, но приносящее большую прибыль из-за большего объема производимых необычных костюмов [12].

Рассмотрим работы выдающихся представителей искусства костюма (fashion-art), а именно: Ирис ван Херпен (Нидерланды), Кей Ниномия (Япония), Гуо Пей (Китай), Андрей Бартенев (Россия) и Матия Чоп (Хорватия).

Ирис Ван Херпен была одним из первых дизайнеров, которая применила 3D-печать в качестве техники изготовления одежды. По сути, это был вызов привычным технологиям и методам производства. В процессе проектирования в качестве одного из руководящих принципов в ее работе используются такие технологии, как быстрое прототипирование. Ван Херпен известна использованием радикальных материалов, таких как «кожа дракона», и применением китовых костей в детских зонтиках. Ее коллекции основаны на образах природы, явлений и человеческого организма. Например, создавая коллекцию «Сенсорные моря» («Sensory seas») весна-лето 2020 г. она черпала вдохновение как в экологии и морской среде, так и в работах испанского нейроанатома Рамона-и-Кахала (Ramona i Cajal) [11].

Кей Ниномия является учеником известного модельера Рэя Кавакубо. Коллекции Кея Ниномии основаны на идеях двойственности, андрогинности и стирания гендера. Его техника конструирования без шитья также необычна: он предпочитает заклепки, кнопки или люверсы, благодаря которым создает серию сверхэкстравагантных платьев ручной работы, которые идеально подойдут для обложки альбома Бьорк (Bjork) или для съемки Ника Найта (Nick Night). Грандиозные современные силуэты были выполнены в материалах, которые включали проволоку, жемчуг, ПВХ, цепочку, симфонию полиэстера, ленты, атласа, хлопка, шерсти, трех видов кожи и тафта, с помощью которой была создана удивительная аура-дымка образов, например, коллекция «Шипы и розы» (Thorns and roses) 2020 г. [15].

Гуо Пей удалось стать первым и единственным китайским дизайнером — членом Парижского синдиката моды. Одной из визитных карточек творчества Гуо Пей стала вышивка, основанная на работах китайских мастеров династии Цин. Гуо старается возродить и продемонстрировать миру искусство вышивки, поэтому практически каждое платье расшито замысловатыми узорами. Ее работы являются выражением ее мыслей и фантастических идей, основанных на истории в сочетании с арабской сказкой, — и классической китайской сказкой, и классикой Запада. Поразительное геометрическое видение делает ее коллекции воплощением классического фэнтези и современного авангарда. Цель ее коллекций — осовременить былое и сделать так, чтобы каждая девушка почувствовала себя принцессой из сказки в ее наряде [9].

Андрей Бартенев — мастер перформанса и костюмированных представлений. Круг, вращение — это основные ключи к пониманию его творчества. За основу действа была взята теория «формообразующего свойства цвета» Михаила Матюшина, согласно которой красные импульсы от солнца имеют круглую форму. Главный инструмент выражения – эпатаж [2]. А. Бартенев создает абсурдные, капризные, пикантные, провокационные, карнавальные фантазии. Они вдохновляются мифологией искусства, мечтами ученых, с помощью порно-аниме. Художник в своих диких костюмах и гриме сам по себе является арт-объектом. Таким образом, А. Бартенев продолжает и развивает идеи русского футуризма. Примером эпатажных работ служит его коллекция «Скажи: я люблю тебя» 2015 г. [8].

Молодой дизайнер Матия Чоп черпает вдохновение в архитектуре готических соборов. Ему помогает экспериментальная система, использующая интегрированные программы генеративного проектирования и моделирования. Эти программы разбивают романтические и женственные силуэты Матии на сотни составляющих четырехугольников, которые затем собираются вручную, соединяясь по частям, чтобы создать окончательный предмет одежды без швов [13]. За основу конструкций костюмов коллекции «Объект 12-1» («Object 12-1») был взят план соборов Святого Иакова в Шибенике, Хорватия. Работа Матии играет на противоречиях, возникших между его передовым высокотехнологичным процессом и историческими и биологическими отсылками, подсказанными его подходом к гендеру и форме. Способность тела разрушать одежду, содержащую его, добавляет театральное напряжение к использованию костюма как для пользователя, так и для наблюдателя, с угрозой распада, кипящей при каждом движении [14].

Практические вопросы использования экстравагантных костюмов могут быть решены путем их использования в гипермаркетах. Промоакция— это продвижение продукта или услуги, которые влияют на потенциальных потребителей [3]. Компании часто прибегают к костюмной таписсерии, когда необходимо прорекламировать товар. Есть что-то волшебное в том, чтобы смотреть, как рекламный продукт, театральный персонаж или даже марионетка становится ходячим, говорящим творением. Он также приобретает более крупную структуру и образ, который привлекает внимание, заставляет людей говорить, разжигает эмоции и выделяется из толпы. Компания покупает нестандартные промо и авангардные костюмы, отражающие уникальность компании.

Хорошее костюмное промо-изделие [4] должно обладать рядом критериев: должно привлекать внимание, иметь понятный и разборчивый логотип, иметь законченный образ, разжигать эмоции, иметь прочную структуру, бросать вызов мейнстриму, отлично функционировать, иметь правильное расположение элементов айдентики и фирменного стиля, быть стилистически единой композицией, ориентировано на потребителей, спроектировано с учетом эргономических показателей (вариативность, стойкий к стирке и химчистке логотип, износостойкая ткань, минимум креплений, съемных деталей и возможность регулировки размера, надежная фурнитура).

Заключение

Исследование искусства костюмной таписсерии обладает огромным прикладным потенциалом — данное направление позволит не только обобщить и систематизировать знания и представления о данном виде декоративно-прикладного искусства, но и разработать методические рекомендации для художников и дизайнеров, которые работают в этой сфере.

Современное искусство характеризует современное общество, отражает его мысли и проблемы. В текстильном искусстве больше возможности выразить себя, здесь нет такой цензуры. Модельеры не ограничены ни в пространстве, ни в материале, ни в техниках и методах производства, что дает преимущество перед другими видами искусства.

Искусство костюмной таписсерии не стоит на месте. Формы и конфигурации изделий будут меняться, становясь все более разнообразными и футуристичными. Материалы также будут усложняться, будут использоваться самые неожиданные сочетания, модельеры будущего будут открывать свои авторские методы производства одежды и придумывать все более невообразимые и фантастические наряды.

Список литературы 

  1. Бобровская А.А., Уваров В.Д. Текстильный перформанс — взаимодействие искусств // Проблемы современного гуманитарного образования глазами молодежи. Сборник материалов второй всероссийской конференции молодых исследователей. М.: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет дизайна и технологии». 2014. С. 308-311.
  2. Вирова М. «Мои костюмы — это скафандры»: Художник Андрей Бартенев о красоте и самовыражении // Wonder Community. 2017. № 6 (9). С. 83.
  3. Емельянов О.Н., Горюнова М.С. Концептуальный подход в современном ручном ткачестве. СПб.: СПбКО, 2015. С. 356-360.
  4. Кольцова А.А., Старобинская Н.М., Чекмарев О.П. Арт-рынок: отличительные черты и ценность арт-объектов. М: Маркетинг MBA., 2018. Т. 9. № 4. С. 34—53.
  5. Лаврентьев А.Н. Дизайн в пространстве культуры. От арт-объекта до эклектики. М.: Альпина Паблишер, 2018. 45 с.
  6. Уваров В.Д. Искусство таписсерии // Вестник культурологии. 2001. № 2. С. 118–126.
  7. Уваров В.Д., Новикова Л.М. Перформанс и костюмная таписсерия как формы художественного выражения в современном мире // Бизнес и дизайн ревю. 2017. № 2 (6). С. 14.
  8. Андрей Дмитриевич Бартенев [Электронный ресурс], 2016. URL: http://www.bartenev.ru (дата обращения: 08.09.2021).
  9. Гуо Пей. [Электронный ресурс], 2016. URL: http://www.guo-pei.fr/ (дата обращения: 08.09.2021).
  10. Захарова Е.В. Хеппенинг, перфоманс, энвайронмент. Становление новой концепции искусства второй половины ХХ века [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ heppening-performans-envayroment-stanovlenie-novoy-kontseptsii-iskusstva-vtoroy-poloviny-xx-v/viewer (дата обращения07.2021).
  11. Ирис Ван Херпен. [Электронный ресурс], 2018. URL: https://www.irisvanherpen.com/ (дата обращения: 06.09. 2021).
  12. Ларсен Ж.Л. Особенности костюмного энвайронмента [Электронный ресурс]. URL: https://rykkadelie.livejournal.com/ (дата обращения 10.07.2021).
  13. Матия Чоп. Matija Čop [Электронный ресурс], 2017. URL: https://www.instagram.com/matijacop/ (дата обращения: 08.09. 2021).
  14. Матия Чоп. Matija Čop [Электронный ресурс], 2017. URL: https://www.notjustalabel.com/matija-cop (дата обращения: 08.09. 2021).
  15. Нуар Кей Ниномия [Электронный ресурс], 2017. URL: https://www.instagram.com/noirkeininomiya/ (дата обращения: 07.09.2021).

References 

  1. Bobrovskaya A.A., Uvarov V.D. Tekstilnyy performans — vzaimodeystviye is-kusstv, (Textile performance - interaction of arts) Problemy sovremennogo gumanitarnogo obrazovaniya glazami molodezhi. Sbornik materialov vtoroy vserossiyskoy konferentsii molodykh issledovateley. M.: Federalnoye gosudarstvennoye byudzhetnoye obrazovatelnoye uchrezhdeniye vysshego professionalno-go obrazovaniya «Moskovskiy gosudarstvennyy universitet dizayna i tekhnologii». 2014. pp. 308-311.
  2. Virova M. «Moi kostyumy — eto skafandry»: Khudozhnik Andrey Bartenev o krasote i samovyrazhenii ("My suits are spacesuits": Artist Andrey Bartenev on beauty and self-expression), Wonder Community, 2017, no 6 (9), p. 83.
  3. Yemelyanov O.N., Goryunova M.S. Kontseptualnyy podkhod v sovremennom ruchnom tkachestve (Conceptual approach in modern hand weaving). Spb.: SPbKO, 2015, pp. 356-360.
  4. Koltsova A.A., Starobinskaya N.M., Chekmarev O.P. Art-rynok: otlichitelnyye cherty i tsennost art-obyektov (Art market: distinctive features and value of art objects). M: Marketing MBA., 2018. Vol. 9, no 4, pp. 34—53.
  5. Lavrentyev A.N. Dizayn v prostranstve kultury. Ot art-obyekta do eklektiki (Design in the space of culture. From an art object to eclecticism.). M.: Alpina Pablisher, 2018. 45 p.
  6. Uvarov V.D. Iskusstvo tapisserii (The art of tapisserie), Vestnik kulturologii, 2001, no 2, pp. 118–126.
  7. Uvarov V.D., Novikova L.M. Performans i kostyumnaya tapisseriya kak formy khudozhestvennogo vyrazheniya v sovremennom mire (Performance and costume tapisserie as forms of artistic expression in the modern world), Biznes i dizayn revyu, 2017, no 2 (6), p. 14.
  8. Andrey Dmitriyevich Bartenev (Andrey Dmitrievich Bartenev) [Elektronnyy resurs], 2016. URL: http://www.bartenev.ru (data obrashcheniya: 08.09.2021).
  9. Guo Pey (Guo Pei) [Elektronnyy resurs], 2016. URL: http://www.guo-pei.fr/ (data obrashcheniya: 08.09.2021).
  10. Zakharova Ye.V. Kheppening, perfomans, envayronment. Stanovleniye novoy kon-tseptsii iskusstva vtoroy poloviny XX veka (Happening, performance, environment. Formation of a new concept of art in the second half of the twentieth century) [Elektronnyy resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ heppening-performans-envayroment-stanovlenie-novoy-kontseptsii-iskusstva-vtoroy-poloviny-xx-v/viewer (data obrashcheniya 10.07.2021).
  11. Iris Van Kherpen (Iris Van Herpen) [Elektronnyy resurs], 2018. URL: https://www.irisvanherpen.com/ (data obrashcheniya: 06.09. 2021).
  12. Larsen Zh.L. Osobennosti kostyumnogo envayronmenta (Features of costume environment) [Elektronnyy resurs]. URL: https://rykkadelie.livejournal.com/ (data obrashcheniya 10.07.2021).
  13. Matiya Chop (Matiya Chop). [Elektronnyy resurs], 2017. URL: https://www.instagram.com/matijacop/ (data obrashcheniya: 08.09. 2021).
  14. Matiya Chop (Matiya Chop). [Elektronnyy resurs], 2017. URL: https://www.notjustalabel.com/matija-cop (data obrashcheniya: 08.09. 2021).
  15. Nuar Key Ninomiya (Noir Kei Ninomiya) [Elektronnyy resurs], 2017. URL: https://www.instagram.com/noirkeininomiya/ (data obrashcheniya: 07.09.2021).

Рецензент:

Рымшина Татьяна Алексеевна - АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопоповский переулок, 9), кандидат искусствоведения, доцент, член ВТО ОО «Союз художников России», trymshina@mail.ru, +7-926-440-57-96.

Rymshina Tatyana Alekseevna - Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129090, Moscow, Protopopovskiy lane, 9/1), candidate of study of art, associate professor, member of WTO OO «Union of artists of Russia» of trymshina@mail.ru, +7-926-440-57-96.

Работа поступила в редакцию: 01.11.2021 г.