Стрельникова М.А., Газин Д.А. Технологии виртуальной реальности и практика их использования в туризме
Стрельникова М.А., Газин Д.А. Технологии виртуальной реальности и практика их использования в туризме
Образец ссылки на эту статью: Стрельникова М.А., Газин Д.А. Технологии виртуальной реальности и практика их использования в туризме // Бизнес и дизайн ревю. 2021. № 4 (24). С. 7.
УДК 338.48
ТЕХНОЛОГИИ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ И ПРАКТИКА ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ
Стрельникова Марина Анатольевна
ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», Елец, Россия (399779, г. Елец, ул. Коммунаров, 28), доцент кафедры туризма и гостиничного дела, кандидат филологических наук, miss.marst@mail.ru, +7-915-557-87-99
Газин Дмитрий Александрович
ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», Елец, Россия (399779 г. Елец, ул. Коммунаров, 28), магистрант кафедры истории и историко-культурного наследия, kesaluplan53@gmail.com, +7-951-307-39-66
Аннотация. В статье рассматривается виртуальный туризм как новое направление в туристской индустрии, основанное на использовании технологий виртуальной реальности. Дается понятие виртуальной реальности, обозначаются сферы ее распространения. Высказывается мысль о неразрывной связи виртуальности и реальности в современных условиях. Автор определяет основные направления в научных исследованиях, посвященных виртуальному туризму. Основываясь на ключевых положениях в отечественных и зарубежных публикациях, выделяет ряд особенностей, подчеркивающих преимущества виртуального туризма в сравнении с традиционным путешествием. Особое внимание уделяется вопросу использования возможностей виртуального туризма в период пандемии Covid-19. Ряд положительных моментов в характеристике виртуального туризма, по мнению автора, тем не менее, не делает виртуальные путешествия заменой реальным. Виртуальные туры, в первую очередь, могут использоваться как мотивационный фактор и как инструмент продвижения туристских направлений и объектов.
Ключевые слова: виртуальная реальность; виртуальные технологии; виртуальный туризм; виртуальный тур; пандемия Covid-19; стратегия развития туризма в России на период до 2035 г.
Strelnikova Marina Anatolevna
Bunin Yelets State University, Yelets, Russia (Russia, 399770, Yelets, Kommunarov street, 28), Associate Professor of the Department of Tourism and Hotel Business, Candidate of Philological Sciences, miss.marst@mail.ru, +7-915-557-87-99
Gazin Dmitry Aleksandrovich
Bunin Yelets State University, Yelets, Russia (Russia, 399770, Yelets, Kommunarov street, 28), undergraduate student of the Department of History and Historical and Cultural Heritage, kesaluplan53@gmail.com, +7-951-307-39-66
VIRTUAL REALITY TECHNOLOGIES AND THE PRACTICE OF THEIR USE IN TOURISM
Abstract. The article examines virtual tourism as a new direction in the tourism industry based on the use of virtual reality technologies. The concept of virtual reality is given, the spheres of its distribution are indicated. The idea is expressed about the inextricable connection between virtuality and reality in modern conditions. The author defines the main directions in scientific research on virtual tourism. Based on the key provisions in domestic and foreign publications, he identifies a number of features that emphasize the advantages of virtual tourism in comparison with traditional travel. Particular attention is paid to the issue of using the possibilities of virtual tourism during the Covid-19 pandemic. A number of positive aspects in the characteristics of virtual tourism, according to the author, nevertheless, do not make virtual travel a substitute for real. Virtual tours, first of all, can be used as a motivating factor and as a tool for promoting tourist destinations and objects.
Keywords: virtual reality; virtual technologies; virtual tourism; virtual tour; pandemic Covid-19; Strategy for the development of tourism in Russia for the period up to 2035.
Введение
Последние десятилетия в науке и экономике появляются термины с производными от virtus (виртуальность, виртуальное пространство и время, виртуальные машины, фирмы, деньги, банки, культура и т. д.). Эволюция виртуального пространства происходит чрезвычайно быстро благодаря стремительному развитию информационных технологий и технических средств.
Актуальность данной темы определяется цифровизацией современного информационного пространства, все возрастающим значением и внедрением во многие сферы деятельности, в том числе и туристскую индустрию, технологий виртуальной реальности.
Виртуальный туризм как объект научного исследования стал обсуждаться не так давно. Хотя возникновение термина «виртуальный тур» датируется 1994 г. [7]. Первые публикации, если анализировать данные e-Library, появились в 2007 г. Можно выделить следующие направления научных исследований в этой предметной области:
- содержание понятия «виртуального туризма», «виртуального тура», типология виртуальных туров и технология их создания [9];
- особенности виртуальных интерактивных экскурсий [6];
- технологии виртуальной (VR) и дополненной реальности (AR) в туризме [11];
- виртуальные музеи как направление развития виртуального туризма;
- преимущества и недостатки виртуального туризма [7];
- образовательные возможности виртуального туризма, его социальное значение [6];
- виртуальный туризм как решение проблемы путешествий лиц с ограниченными возможностями здоровья [8].
В 2020-2021 гг. возник еще один аспект в изучении особенностей виртуального туризма – его применение в период пандемии новой коронавирусной инфекции.
Цель исследования - изучение теоретических аспектов виртуального туризма и определение его роли в сфере туриндустрии.
Методы исследования
В ходе работы были использованы следующие методы исследования: анализ отечественных и зарубежных публикаций, посвященных теме исследования, терминологический анализ, изучение и обобщение зарубежного и российского опыта в разработке виртуальных туров.
Результаты исследования и их обсуждение
В настоящее время получили распространение многочисленные форматы виртуальности, начиная от всемирной сети Интернет и заканчивая популярными видеоиграми. Широта этого явления объясняет сложность в ее описании и представлении, устройстве и роли в повседневной жизни человека. Изучение различных аспектов виртуальности затрудняется и  в связи с постоянным появлением новых способов взаимодействия с пользователем и модернизацией или полной утратой старых.
Виртуальная реальность – это следствие прогресса, которое мы не можем отрицать. Следует отметить тот факт, что первоначальным явлением виртуальной реальности были компьютерные игры, в которых сознание игроков погружалось в искусственно созданную игровую реальность, но впоследствии виртуализация проникла в интернет, со скоростью, сопоставимой с развитием последнего.
В самом широком смысле виртуальность – реальность, не являющаяся физической: это могут быть сны, воображение и другие реальности, не имеющие прямого воплощения в физическом мире. Среди виртуальных реальностей выделяется электронная виртуальная реальность, где все наполнение - продукт человеческой работы.
Д.В. Воробьев и А.А. Сироткина в статье «Виртуальная реальность как категория социальной философии, или что такое виртуальная реальность?» дают следующее определение виртуальной реальности: «…под виртуальной реальностью следует понимать любую реальность, которая подменяет собою действительность» [3, с. 91]. Виртуальная реальность – это видоизмененная дополненная повседневная реальность с элементами того, что трудно или невозможно реализовать в обычной жизни. По сути, это дополненная реальность, где человек может совершать определенные действия, например, путешествовать, но в реальности он этого не может сделать по ряду причин.
Будучи продуктом технологичным, виртуальность уже является неотъемлемой частью жизни человека, имеющего доступ к определенным техническим возможностям.
Следует заметить, что реальность и виртуальность сейчас неразрывно связаны друг с другом и предлагают пользователям множество симуляций, например, – индивидуализированный потребитель. Такой тип потребителя использует современные технологии, покупая товары в интернет-магазинах, заказывая такси через агрегатор, бронируя билет на авиарейс, то есть, делая все то, что мог бы с успехом сделать и в реальной жизни.
Именно этот симбиоз двух реальностей, а также стремительное развитие IT-индустрии привело к тому, что виртуализация повсеместно распространились почти на все сферы деятельности человека, в том числе и на сферу путешествий.
Активно развивающиеся 3D-технологии (трехмерного пространства) и популярность виртуальных туров как средства знакомства с дестинациями привели к возникновению нового явления – виртуального туризма.
Следует привести наиболее емкое определение, отражающее важные элементы данного явления: виртуальный туризм – деятельность индивида, позволяющая посредством использования современной компьютерной техники и коммуникационных сетей создать и получить максимально реалистичную сенсуальную информацию о желаемой дестинации из числа реально существующих без фактического перемещения в нее [12, с. 132].
В наше время, когда виртуальность становится реальностью, а реальность – виртуальностью, нет никаких сомнений, что у этого вида туризма огромный потенциал, который основан на его специфике, отражающей запросы потребителя.
К особенностям виртуального туризма, которые выгодно отличают его от других видов туризма, можно отнести:
1. Минимальный расход личных ресурсов, а именно, времени и денег. Большинство виртуальных туров на данный момент распространяется бесплатно. Стоимость платного виртуального продукта значительно дешевле, чем реальное путешествие. К этим турам не нужно готовиться, а путешествовать можно с перерывами в любое удобное время;
2. Возможность посетить регионы и объекты, которые в обычной жизни недоступны для определенных категорий людей.
Так, по результатам исследований ВЦИОМ, многие граждане РФ не могут позволить себе отдых за границей или на территории России из-за недостатка денежных средств [10, с. 103].
В связи с этим к целевой аудитории могут относиться пожилые люди и лица с ограниченными возможностями здоровья, которые не могут приобрести турпродукт, отвечающий их потребностям в комфорте и медицинском обслуживании, например, из-за низких доходов.
Есть категории населения, которые по различным причинам не в состоянии совершить реальное путешествие, и в силу этого могут входить в пользовательскую группу:
- незамужние европейские женщины, для которых закрыт въезд в мусульманские страны;
- несовершеннолетние, которые не могут пересекать границу без сопровождения родителей;
- люди, которые по семейным обстоятельствам не способны в данный момент совершить путешествие;
- матери с грудными детьми, многодетные родители.
3. Безопасность для жизни и здоровья путешественника. Кроме того, в виртуальных турах отсутствует риск форс-мажорных ситуаций, например, задержки вылета самолета, что в реальных путешествиях случается довольно часто и портит у потребителя впечатление о поездке.
4. Бесконтактность. Турист, не владеющий иностранными языками, не будет испытывать коммуникативных трудностей с местным населением.
5. Позволяет посетить те места, пребывание в которых сопряжено с повышенным риском для жизни и здоровья человека, а также мест, посещение которых требует от человека специфичных знаний и навыков.
Технически виртуальные туры постоянно совершенствуются. Приложения, использующие технологии VR и AR, дают пользователю массу возможностей, например, изучать экспонаты из крупнейших музеев мира с использованием тонкого реагирования на движение гаджета. Приложения - путеводители с AR технологией обеспечивают интуитивно понятную навигацию в незнакомом месте и так далее.
Виртуальные туры широко применяются в маркетинговой деятельности предприятий. Просмотр виртуальных туров влияет на когнитивное воображение места показа, оказывает наиболее сильное эмоциональное воздействие на потребителя по сравнению с привычными инструментами продвижения в туризме. Помимо этого, у туриста формируется чувство полной осведомленности о месте временного пребывания.
Как утверждают исследователи, опыт виртуального путешествия повышает вероятность покупки, ускоряет принятие решений и увеличивает число клиентов. Ощущение присутствия при использовании технологий виртуальной реальности делает их предикторами активации поведения [13, с. 134].
Практика использования виртуальных туров на российском и зарубежном туристских рынках дает основание для следующих тезисов:
- одни из первых виртуальные технологии стали использовать музеи, где основной целью является сохранение реальных экспонатов, а также возможность воссоздавать утраченные экспонаты;
- виртуальные туры присутствуют в просветительской деятельности заповедников и заказников, реализуя таким образом задачу сохранения природного ландшафта от нерадивых туристов;
- виртуальные технологии используют для воссоздания первозданной архитектуры объектов и для увековечивания достопримечательностей в сети Интернет.
2020-2021 гг. продемонстрировали еще одну возможность применения виртуального туризма – периоды мировых пандемий. Кризис, который переживает туристская отрасль сейчас в результате COVID-19, возможно, даже сильнее, чем мировой финансовый кризис 2008 г. По оценкам экспертов, только в первые месяцы пандемии спрос по всем выездным направлениям сократился на 20-25%, а после закрытия границ многими государствами – упал практически до нуля [4].
Есть вероятность, что популярность виртуального туризма возрастет при продлении карантинных мер, так как в период коронавирусной инфекции тема путешествий стоит, как никогда, остро. И сфера виртуальных путешествий уже помогает сгладить эту проблему.
Так, большой вклад в развитие цифровых туристских проектов вносят музеи, предлагающие онлайн-экскурсии. В начале весны 2020 г. стартовал проект Эрмитажа и компании Apple - пятичасовое путешествие по музею. Русскому музею принадлежит реализация проекта «Искусство рядом».
В РФ определенные шаги в развитии виртуального туризма предпринимаются со стороны государства.
Так, Стратегия развития туризма в России на период до 2035 г. предполагает создание федерального центра маркетинговых компетенций, который может стать инициатором запуска национальной туристской системы на единой онлайн-площадке. В Стратегии предлагается широкий спектр решений, направленных на развитие цифровых технологий в российском туризме, в числе которых:
- обеспечение возможности ознакомления с культурными и природными достопримечательностями, экспозициями музеев, туристскими маршрутами в онлайн режиме;
- создание и развитие сервисов дополненной реальности для навигации по городам и объектам показа;
- разработка мультимедийных приложений для объектов показа, сервисов аудио- и видео гидов с возможностью интеграции с GPS-навигацией, использованием QR-кодов для формирования запросов [5, с. 26].
Как можно убедиться, данные положения Стратегии отражают технологические принципы и технические ресурсы виртуального туризма, а задачи, поставленные в ней, будут способствовать его дальнейшему развитию.
Выводы
Своим появлением виртуальность обязана стремительному развитию цифровых технологий, без которых невозможно представить жизнь современного человека. На данном этапе развития общества виртуальность и реальность находятся в активном взаимодействии, и эта связь проецируется, в том числе, на экономику, где индустрия туризма играет существенную роль.
Виртуальный туризм, несмотря на новизну и заманчивость, соответствие современному технологичному миру, – явление неоднозначное, вызывающее противоречивые суждения [3; 7; 10]. И сами создатели виртуальных путешествий, и пользователи Интернета, и некоторые исследователи не выделяют виртуальный туризм в качестве отдельного самостоятельного продукта. Существует мнение, что такие туры никогда не заменят настоящий продукт [7]. Их главная цель – максимально приблизить «картинку» к реальности и мотивировать людей путешествовать ещё больше.
Есть ряд положительных моментов в появлении и развитии виртуального туризма: виртуальные путешествия дают возможность сохранения потребителем финансовых и временных ресурсов; посещения тех мест, которые посетить в реальности невозможно или затруднительно по каким-либо причинам; облегчают коммуникационные моменты. Но все это, тем не менее, не делает виртуальные путешествия заменой реальным. На наш взгляд, виртуальные туры, в первую очередь, могут использоваться как ознакомительный материал, помогающий туристу определиться с местом путешествия или как инструмент продвижения туристских направлений.
Актуальное звучание приобрел виртуальный туризм в период коронавирусной пандемии, когда осуществление реальных путешествий оказалось невозможным. Отрасли туризма, как одной из самых пострадавших в период ограничений, необходима альтернатива, и виртуальные технологии способны ее предоставить, так как виртуальные путешествия проходят без контакта с другими людьми, а сдерживающие факторы, такие, как закрытые границы, на них не распространяются.
Список литературы
References
Рецензент:
Здоров Михаил Александрович
ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, Москва, Россия (127550, Москва, ул. Тимирязевская, 49), кандидат экономических наук, zdorov86@mail.ru
Zdorov Mikhail Aleksandrovich
Russian State Agrarian University – Moscow Timiryazev Agricultural Academy, Moscow, Russia (127550, Moscow, Timiryazevskaya st., 49), candidate of Economic Sciences, zdorov86@mail.ru
Работа поступила в редакцию: 03.11.2021 г.
УДК 338.48
ТЕХНОЛОГИИ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ И ПРАКТИКА ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ
Стрельникова Марина Анатольевна
ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», Елец, Россия (399779, г. Елец, ул. Коммунаров, 28), доцент кафедры туризма и гостиничного дела, кандидат филологических наук, miss.marst@mail.ru, +7-915-557-87-99
Газин Дмитрий Александрович
ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», Елец, Россия (399779 г. Елец, ул. Коммунаров, 28), магистрант кафедры истории и историко-культурного наследия, kesaluplan53@gmail.com, +7-951-307-39-66
Аннотация. В статье рассматривается виртуальный туризм как новое направление в туристской индустрии, основанное на использовании технологий виртуальной реальности. Дается понятие виртуальной реальности, обозначаются сферы ее распространения. Высказывается мысль о неразрывной связи виртуальности и реальности в современных условиях. Автор определяет основные направления в научных исследованиях, посвященных виртуальному туризму. Основываясь на ключевых положениях в отечественных и зарубежных публикациях, выделяет ряд особенностей, подчеркивающих преимущества виртуального туризма в сравнении с традиционным путешествием. Особое внимание уделяется вопросу использования возможностей виртуального туризма в период пандемии Covid-19. Ряд положительных моментов в характеристике виртуального туризма, по мнению автора, тем не менее, не делает виртуальные путешествия заменой реальным. Виртуальные туры, в первую очередь, могут использоваться как мотивационный фактор и как инструмент продвижения туристских направлений и объектов.
Ключевые слова: виртуальная реальность; виртуальные технологии; виртуальный туризм; виртуальный тур; пандемия Covid-19; стратегия развития туризма в России на период до 2035 г.
Strelnikova Marina Anatolevna
Bunin Yelets State University, Yelets, Russia (Russia, 399770, Yelets, Kommunarov street, 28), Associate Professor of the Department of Tourism and Hotel Business, Candidate of Philological Sciences, miss.marst@mail.ru, +7-915-557-87-99
Gazin Dmitry Aleksandrovich
Bunin Yelets State University, Yelets, Russia (Russia, 399770, Yelets, Kommunarov street, 28), undergraduate student of the Department of History and Historical and Cultural Heritage, kesaluplan53@gmail.com, +7-951-307-39-66
VIRTUAL REALITY TECHNOLOGIES AND THE PRACTICE OF THEIR USE IN TOURISM
Abstract. The article examines virtual tourism as a new direction in the tourism industry based on the use of virtual reality technologies. The concept of virtual reality is given, the spheres of its distribution are indicated. The idea is expressed about the inextricable connection between virtuality and reality in modern conditions. The author defines the main directions in scientific research on virtual tourism. Based on the key provisions in domestic and foreign publications, he identifies a number of features that emphasize the advantages of virtual tourism in comparison with traditional travel. Particular attention is paid to the issue of using the possibilities of virtual tourism during the Covid-19 pandemic. A number of positive aspects in the characteristics of virtual tourism, according to the author, nevertheless, do not make virtual travel a substitute for real. Virtual tours, first of all, can be used as a motivating factor and as a tool for promoting tourist destinations and objects.
Keywords: virtual reality; virtual technologies; virtual tourism; virtual tour; pandemic Covid-19; Strategy for the development of tourism in Russia for the period up to 2035.
Введение
Последние десятилетия в науке и экономике появляются термины с производными от virtus (виртуальность, виртуальное пространство и время, виртуальные машины, фирмы, деньги, банки, культура и т. д.). Эволюция виртуального пространства происходит чрезвычайно быстро благодаря стремительному развитию информационных технологий и технических средств.
Актуальность данной темы определяется цифровизацией современного информационного пространства, все возрастающим значением и внедрением во многие сферы деятельности, в том числе и туристскую индустрию, технологий виртуальной реальности.
Виртуальный туризм как объект научного исследования стал обсуждаться не так давно. Хотя возникновение термина «виртуальный тур» датируется 1994 г. [7]. Первые публикации, если анализировать данные e-Library, появились в 2007 г. Можно выделить следующие направления научных исследований в этой предметной области:
- содержание понятия «виртуального туризма», «виртуального тура», типология виртуальных туров и технология их создания [9];
- особенности виртуальных интерактивных экскурсий [6];
- технологии виртуальной (VR) и дополненной реальности (AR) в туризме [11];
- виртуальные музеи как направление развития виртуального туризма;
- преимущества и недостатки виртуального туризма [7];
- образовательные возможности виртуального туризма, его социальное значение [6];
- виртуальный туризм как решение проблемы путешествий лиц с ограниченными возможностями здоровья [8].
В 2020-2021 гг. возник еще один аспект в изучении особенностей виртуального туризма – его применение в период пандемии новой коронавирусной инфекции.
Цель исследования - изучение теоретических аспектов виртуального туризма и определение его роли в сфере туриндустрии.
Методы исследования
В ходе работы были использованы следующие методы исследования: анализ отечественных и зарубежных публикаций, посвященных теме исследования, терминологический анализ, изучение и обобщение зарубежного и российского опыта в разработке виртуальных туров.
Результаты исследования и их обсуждение
В настоящее время получили распространение многочисленные форматы виртуальности, начиная от всемирной сети Интернет и заканчивая популярными видеоиграми. Широта этого явления объясняет сложность в ее описании и представлении, устройстве и роли в повседневной жизни человека. Изучение различных аспектов виртуальности затрудняется и  в связи с постоянным появлением новых способов взаимодействия с пользователем и модернизацией или полной утратой старых.
Виртуальная реальность – это следствие прогресса, которое мы не можем отрицать. Следует отметить тот факт, что первоначальным явлением виртуальной реальности были компьютерные игры, в которых сознание игроков погружалось в искусственно созданную игровую реальность, но впоследствии виртуализация проникла в интернет, со скоростью, сопоставимой с развитием последнего.
В самом широком смысле виртуальность – реальность, не являющаяся физической: это могут быть сны, воображение и другие реальности, не имеющие прямого воплощения в физическом мире. Среди виртуальных реальностей выделяется электронная виртуальная реальность, где все наполнение - продукт человеческой работы.
Д.В. Воробьев и А.А. Сироткина в статье «Виртуальная реальность как категория социальной философии, или что такое виртуальная реальность?» дают следующее определение виртуальной реальности: «…под виртуальной реальностью следует понимать любую реальность, которая подменяет собою действительность» [3, с. 91]. Виртуальная реальность – это видоизмененная дополненная повседневная реальность с элементами того, что трудно или невозможно реализовать в обычной жизни. По сути, это дополненная реальность, где человек может совершать определенные действия, например, путешествовать, но в реальности он этого не может сделать по ряду причин.
Будучи продуктом технологичным, виртуальность уже является неотъемлемой частью жизни человека, имеющего доступ к определенным техническим возможностям.
Следует заметить, что реальность и виртуальность сейчас неразрывно связаны друг с другом и предлагают пользователям множество симуляций, например, – индивидуализированный потребитель. Такой тип потребителя использует современные технологии, покупая товары в интернет-магазинах, заказывая такси через агрегатор, бронируя билет на авиарейс, то есть, делая все то, что мог бы с успехом сделать и в реальной жизни.
Именно этот симбиоз двух реальностей, а также стремительное развитие IT-индустрии привело к тому, что виртуализация повсеместно распространились почти на все сферы деятельности человека, в том числе и на сферу путешествий.
Активно развивающиеся 3D-технологии (трехмерного пространства) и популярность виртуальных туров как средства знакомства с дестинациями привели к возникновению нового явления – виртуального туризма.
Следует привести наиболее емкое определение, отражающее важные элементы данного явления: виртуальный туризм – деятельность индивида, позволяющая посредством использования современной компьютерной техники и коммуникационных сетей создать и получить максимально реалистичную сенсуальную информацию о желаемой дестинации из числа реально существующих без фактического перемещения в нее [12, с. 132].
В наше время, когда виртуальность становится реальностью, а реальность – виртуальностью, нет никаких сомнений, что у этого вида туризма огромный потенциал, который основан на его специфике, отражающей запросы потребителя.
К особенностям виртуального туризма, которые выгодно отличают его от других видов туризма, можно отнести:
1. Минимальный расход личных ресурсов, а именно, времени и денег. Большинство виртуальных туров на данный момент распространяется бесплатно. Стоимость платного виртуального продукта значительно дешевле, чем реальное путешествие. К этим турам не нужно готовиться, а путешествовать можно с перерывами в любое удобное время;
2. Возможность посетить регионы и объекты, которые в обычной жизни недоступны для определенных категорий людей.
Так, по результатам исследований ВЦИОМ, многие граждане РФ не могут позволить себе отдых за границей или на территории России из-за недостатка денежных средств [10, с. 103].
В связи с этим к целевой аудитории могут относиться пожилые люди и лица с ограниченными возможностями здоровья, которые не могут приобрести турпродукт, отвечающий их потребностям в комфорте и медицинском обслуживании, например, из-за низких доходов.
Есть категории населения, которые по различным причинам не в состоянии совершить реальное путешествие, и в силу этого могут входить в пользовательскую группу:
- незамужние европейские женщины, для которых закрыт въезд в мусульманские страны;
- несовершеннолетние, которые не могут пересекать границу без сопровождения родителей;
- люди, которые по семейным обстоятельствам не способны в данный момент совершить путешествие;
- матери с грудными детьми, многодетные родители.
3. Безопасность для жизни и здоровья путешественника. Кроме того, в виртуальных турах отсутствует риск форс-мажорных ситуаций, например, задержки вылета самолета, что в реальных путешествиях случается довольно часто и портит у потребителя впечатление о поездке.
4. Бесконтактность. Турист, не владеющий иностранными языками, не будет испытывать коммуникативных трудностей с местным населением.
5. Позволяет посетить те места, пребывание в которых сопряжено с повышенным риском для жизни и здоровья человека, а также мест, посещение которых требует от человека специфичных знаний и навыков.
Технически виртуальные туры постоянно совершенствуются. Приложения, использующие технологии VR и AR, дают пользователю массу возможностей, например, изучать экспонаты из крупнейших музеев мира с использованием тонкого реагирования на движение гаджета. Приложения - путеводители с AR технологией обеспечивают интуитивно понятную навигацию в незнакомом месте и так далее.
Виртуальные туры широко применяются в маркетинговой деятельности предприятий. Просмотр виртуальных туров влияет на когнитивное воображение места показа, оказывает наиболее сильное эмоциональное воздействие на потребителя по сравнению с привычными инструментами продвижения в туризме. Помимо этого, у туриста формируется чувство полной осведомленности о месте временного пребывания.
Как утверждают исследователи, опыт виртуального путешествия повышает вероятность покупки, ускоряет принятие решений и увеличивает число клиентов. Ощущение присутствия при использовании технологий виртуальной реальности делает их предикторами активации поведения [13, с. 134].
Практика использования виртуальных туров на российском и зарубежном туристских рынках дает основание для следующих тезисов:
- одни из первых виртуальные технологии стали использовать музеи, где основной целью является сохранение реальных экспонатов, а также возможность воссоздавать утраченные экспонаты;
- виртуальные туры присутствуют в просветительской деятельности заповедников и заказников, реализуя таким образом задачу сохранения природного ландшафта от нерадивых туристов;
- виртуальные технологии используют для воссоздания первозданной архитектуры объектов и для увековечивания достопримечательностей в сети Интернет.
2020-2021 гг. продемонстрировали еще одну возможность применения виртуального туризма – периоды мировых пандемий. Кризис, который переживает туристская отрасль сейчас в результате COVID-19, возможно, даже сильнее, чем мировой финансовый кризис 2008 г. По оценкам экспертов, только в первые месяцы пандемии спрос по всем выездным направлениям сократился на 20-25%, а после закрытия границ многими государствами – упал практически до нуля [4].
Есть вероятность, что популярность виртуального туризма возрастет при продлении карантинных мер, так как в период коронавирусной инфекции тема путешествий стоит, как никогда, остро. И сфера виртуальных путешествий уже помогает сгладить эту проблему.
Так, большой вклад в развитие цифровых туристских проектов вносят музеи, предлагающие онлайн-экскурсии. В начале весны 2020 г. стартовал проект Эрмитажа и компании Apple - пятичасовое путешествие по музею. Русскому музею принадлежит реализация проекта «Искусство рядом».
В РФ определенные шаги в развитии виртуального туризма предпринимаются со стороны государства.
Так, Стратегия развития туризма в России на период до 2035 г. предполагает создание федерального центра маркетинговых компетенций, который может стать инициатором запуска национальной туристской системы на единой онлайн-площадке. В Стратегии предлагается широкий спектр решений, направленных на развитие цифровых технологий в российском туризме, в числе которых:
- обеспечение возможности ознакомления с культурными и природными достопримечательностями, экспозициями музеев, туристскими маршрутами в онлайн режиме;
- создание и развитие сервисов дополненной реальности для навигации по городам и объектам показа;
- разработка мультимедийных приложений для объектов показа, сервисов аудио- и видео гидов с возможностью интеграции с GPS-навигацией, использованием QR-кодов для формирования запросов [5, с. 26].
Как можно убедиться, данные положения Стратегии отражают технологические принципы и технические ресурсы виртуального туризма, а задачи, поставленные в ней, будут способствовать его дальнейшему развитию.
Выводы
Своим появлением виртуальность обязана стремительному развитию цифровых технологий, без которых невозможно представить жизнь современного человека. На данном этапе развития общества виртуальность и реальность находятся в активном взаимодействии, и эта связь проецируется, в том числе, на экономику, где индустрия туризма играет существенную роль.
Виртуальный туризм, несмотря на новизну и заманчивость, соответствие современному технологичному миру, – явление неоднозначное, вызывающее противоречивые суждения [3; 7; 10]. И сами создатели виртуальных путешествий, и пользователи Интернета, и некоторые исследователи не выделяют виртуальный туризм в качестве отдельного самостоятельного продукта. Существует мнение, что такие туры никогда не заменят настоящий продукт [7]. Их главная цель – максимально приблизить «картинку» к реальности и мотивировать людей путешествовать ещё больше.
Есть ряд положительных моментов в появлении и развитии виртуального туризма: виртуальные путешествия дают возможность сохранения потребителем финансовых и временных ресурсов; посещения тех мест, которые посетить в реальности невозможно или затруднительно по каким-либо причинам; облегчают коммуникационные моменты. Но все это, тем не менее, не делает виртуальные путешествия заменой реальным. На наш взгляд, виртуальные туры, в первую очередь, могут использоваться как ознакомительный материал, помогающий туристу определиться с местом путешествия или как инструмент продвижения туристских направлений.
Актуальное звучание приобрел виртуальный туризм в период коронавирусной пандемии, когда осуществление реальных путешествий оказалось невозможным. Отрасли туризма, как одной из самых пострадавших в период ограничений, необходима альтернатива, и виртуальные технологии способны ее предоставить, так как виртуальные путешествия проходят без контакта с другими людьми, а сдерживающие факторы, такие, как закрытые границы, на них не распространяются.
Список литературы
- Антонова А. Б. Использование электронных интерактивных игровых технологий и виртуальной реальности в индустрии туризма и гостеприимства // Вестник Национальной академии туризма. 2016. № 3(39). С. 15-19.
- Буряк Л.Г., Духовая Л.Л. К вопросу об инновациях в туризме // Сервис в России и за рубежом. Т. 25. № 6. С. 21-27.
- Воробьев Д.В., Сироткина А.А. Виртуальная реальность как категория социальной философии, или что такое виртуальная реальность? // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки. № 4(12). С. 89 - 94.
- Гуревич О.Ю., Кононов А.Ю., Ромернова А.Ю. Туризм в эпоху COVID-19: меры поддержки и траектории восстановления // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2020. Том 12. № 2. С. 61-72.
- Карманова А.Е. Виртуальный туризм: концептуальные проблемы внедрения и перспективы развития // Международный научный журнал. 2019. № 3. С. 21-27.
- Кутепова Г.Н. Инновационные компьютерные технологии в туризме: виртуальные интерактивные экскурсии // Инновации и инвестиции. 2012. № 1. С. 19-21.
- Межевникова О.П., Ухина Т.В. Виртуальный туризм: за и против // Сервис в России и за рубежом. 2020. Т.14. №3. С. 6-14. DOI: 10.24411/1995-042X-2020-10301.
- Мухамедова З.Х., Бехтольд Н.В., Юрьева Л.Ю. Виртуальный туризм как решение проблемы путешествий лиц с ограниченными возможностями // Приоритетные направления и проблемы развития внутреннего и международного туризма в России: Материалы II Всероссийской с международным участием научно - практической конференции, Бахчисарай, 25–26 апреля 2019 года. Бахчисарай: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2019. С. 36-41.
- Савостьянов А.И., Панченко О.Г. Концептуальные идеи виртуального туризма как глобальная образовательная дисциплина ХХI века // Тенденции и проблемы развития индустрии туризма и гостеприимства: Материалы 7-й Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 105-летию РГУ имени С. А. Есенина, Рязань, 22 октября 2020 года. 2020. Рязань: Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, 2020. С. 50-54.
- Сизых А.А., Олмоева В.Д. О виртуальном туризме // Устойчивое развитие технологии сервиса. Материалы VI Международной студенческой научно-практической конференции, Улан-Удэ, 12–14 июня 2017 г. Улан-Удэ: Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, 2017. С. 102-106.
- Туменова С.А. Технологии виртуальной дополненной реальности в туризме // Модели мышления и интеграция информационно-управляющих систем (ММИИУС-2018). Нальчик: КБНЦ РАН, 2018. С. 298-301.
- Шамликашвили В.А. Виртуальный туризм как новый вид туризма // Креативная экономика. 2014. № 10(94). С. 128-138.
- Hassan A., Rahimi R. Consuming «innovation» in tourism: Augmented reality as an innovation tool in digital tourism marketing // Global Dynamics in Travel, Tourism, and Hospitality. 2016. 130–147.
References
- Antonova A. B. Ispolzovanie elektronnykh interaktivnykh igrovykh tekhnologiy i virtualnoy realnosti v industrii turizma i gostepriimstva (The use of electronic interactive gaming technologies and virtual reality in the tourism and hospitality industry), Vestnik Natsionalnoy akademii turizma, 2016, no 3(39), pp. 15-19.
- Buryak L.G., Dukhovaya L.L. K voprosu ob innovatsiyakh v turizme (On the issue of innovation in tourism), Servis v Rossii i za rubezhom, 2011, Vol. 25, no 6, pp. 21-27.
- Vorobev D.V., Sirotkina A.A. Virtualnaya realnost kak kategoriya sotsialnoy filosofii, ili chto takoe virtualnaya realnost? (Virtual reality as a category of social philosophy, or what is virtual reality?) Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Seriya Sotsialnye nauki, 2008, no 4(12), pp. 89 - 94.
- Gurevich O.Yu., Kononov A.Yu., Romernova A.Yu. Turizm v epokhu COVID-19: mery podderzhki i traektorii vosstanovleniya (Tourism in the COVID-19 Era: Support Measures and Recovery Trajectories), Territoriya novykh vozmozhnostey. Vestnik Vladivostokskogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i servisa, 2020, Vol. 12, no 2, pp. 61-72.
- Karmanova A.E. Virtualnyy turizm: kontseptualnye problemy vnedreniya i perspektivy razvitiya (Virtual tourism: conceptual problems of implementation and development prospects), Mezhdunarodnyy nauchnyy zhurnal, 2019, no 3, pp. 21-27.
- Kutepova G.N. Innovatsionnye kompyuternye tekhnologii v turizme: virtualnye interaktivnye ekskursii (Innovative computer technologies in tourism: virtual interactive tours), Innovatsii i investitsii, 2012, no 1, pp. 19-21.
- Mezhevnikova O.P., Ukhina T.V. Virtualnyy turizm: za i protiv (Virtual tourism: pros and cons), Servis v Rossii i za rubezhom, 2020, Vol. 14, no 3, pp. 6-14. DOI: 10.24411/1995-042X-2020-10301.
- Mukhamedova Z.Kh., Bekhtold N.V., Yureva L.Yu. Virtualnyy turizm kak reshenie problemy puteshestviy lits s ogranichennymi vozmozhnostyami (Virtual tourism as a solution to the problem of travel for persons with disabilities), Prioritetnye napravleniya i problemy razvitiya vnutrennego i mezhdunarodnogo turizma v Rossii: Materialy II Vserossiyskoy s mezhdunarodnym uchastiem nauchno - prakticheskoy konferentsii, Bakhchisaray, 25–26 aprelya 2019 goda. Bakhchisaray: Obshchestvo s ogranichennoy otvetstvennostyu «Izdatelstvo Tipografiya «Arial», 2019. pp. 36-41.
- Savostyanov A.I., Panchenko O.G. Kontseptualnye idei virtualnogo turizma kak globalnaya obrazovatelnaya distsiplina XXI veka (Conceptual ideas of virtual tourism as a global educational discipline of the XXI century), Tendentsii i problemy razvitiya industrii turizma i gostepriimstva: Materialy 7-y Mezhregionalnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyashchennoy 105-letiyu RGU imeni S. A. Esenina, Ryazan, 22 oktyabrya 2020 goda. 2020. Ryazan: Ryazanskiy gosudarstvennyy universitet imeni S.A. Esenina, 2020, pp. 50-54.
- Sizykh A.A., Olmoeva V.D. O virtualnom turizme (About virtual tourism), Ustoychivoe razvitie tekhnologii servisa. Materialy VI Mezhdunarodnoy studencheskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Ulan-Ude, 12–14 iyunya 2017 g. Ulan-Ude: Vostochno-Sibirskiy gosudarstvennyy universitet tekhnologiy i upravleniya, 2017, pp. 102-106.
- Tumenova S.A. Tekhnologii virtualnoy dopolnennoy realnosti v turizme (Virtual augmented reality technologies in tourism), Modeli myshleniya i integratsiya informatsionno-upravlyayushchikh sistem (MMIIUS-2018). Nalchik: KBNTS RAN, 2018, pp. 298-301.
- Shamlikashvili V.A. Virtualnyy turizm kak novyy vid turizma (Virtual tourism as a new type of tourism), Kreativnaya ekonomika, 2014, no 10(94), pp. 128-138.
- Hassan A., Rahimi R. Consuming «innovation» in tourism: Augmented reality as an innovation tool in digital tourism marketing, Global Dynamics in Travel, Tourism, and Hospitality, 2016, pp. 130–147.
Рецензент:
Здоров Михаил Александрович
ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, Москва, Россия (127550, Москва, ул. Тимирязевская, 49), кандидат экономических наук, zdorov86@mail.ru
Zdorov Mikhail Aleksandrovich
Russian State Agrarian University – Moscow Timiryazev Agricultural Academy, Moscow, Russia (127550, Moscow, Timiryazevskaya st., 49), candidate of Economic Sciences, zdorov86@mail.ru
Работа поступила в редакцию: 03.11.2021 г.