Шичков И.В. Фестиваль музыки как организационно-художественная форма функционирования исполнительских искусств

Образец ссылки на эту статью: Шичков И.В. Фестиваль музыки как организационно-художественная форма функционирования исполнительских искусств // Бизнес и дизайн ревю. 2021. № 4 (24). С. 14. 

УДК 78.05

ФЕСТИВАЛЬ МУЗЫКИ КАК ОРГАНИЗАЦИОННО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФОРМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ ИСКУССТВ 

Шичков Игорь Викторович 

АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопоповский переулок, 9), член Союза дизайнеров России, руководитель профиля «графический дизайн», ishichkov@gmail.com  

Аннотация. Статья выполнена в рамках научно-исследовательской работы, осуществляемой в АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна» на Факультете дизайна и моды в 2021 г. Объект исследования – музыкальные фестивали. В статье показано, что из себя представляют музыкальные фестивали, являющиеся праздниками с участием множества граждан и служащие для достижения определенных общественных целей. Показана история фестивального движения, проведен анализ Ньюпортского джазового фестиваля, поп-фестиваля в Монтерее, Вудстокского фестиваля. Главный научный результат: сформулированы рекомендации для проведения современных музыкальных фестивалей.

Ключевые слова: искусство; музыкальный фестиваль; культура; праздник.

MUSIC FESTIVAL AS AN ORGANIZATIONAL AND ARTISTIC FORM OF FUNCTIONING OF PERFORMING ARTS

Shichkov Igor Viktorovich

Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129090, Moscow, Protopopovsky Lane of 9), member of the Union of designers of Russia, member of the Union of Designers of Russia, head of the profile «graphic design», ishichkov@gmail.com  

Abstract. The article was carried out as part of a research work carried out at the Institute of Business and Design at the Faculty of Design and Fashion in 2021. The object of research is music festivals. The article shows what music festivals are, which are holidays with the participation of many citizens and serve to achieve certain common goals. The history of the festival movement is shown, the analysis of the Newport Jazz Festival, the Monterey Pop Festival, and the Woodstock Festival is carried out. The main scientific result: recommendations for conducting modern music festivals are formulated.

Key words: art; music festival; culture; holiday. 

Введение 

На сегодняшний день существует множество крупных и малых фестивалей разных направленностей, появляются новые, и они стали очень популярными по всему миру. Связано это с тем, что люди любят считать себя частью очень общего и значимого, желают быть частью группы. Сам формат фестиваля подразумевает свободное существование все рамок и территорий, он начинает активно обсуждаться задолго до его начала проведения. Это целый мир, в котором человек может почувствовать себя иначе, чем в реальной жизни, а также получить новые знания, опыт и впечатления и тем самым испытать положительные эмоции. Некоторые фестивали организованы как коммерческие концерты, а другие приносят пользу для конкретного дела.

Тем не менее, анализ фестиваля музыки как организационно-художественной формы функционирования исполнительских искусств является чрезвычайно сложной задачей. Эта сфера художественной деятельности, несмотря на многочисленность газетных и журнальных публикаций, систематические обзоры фестивальных событий в электронных средствах массовой информации, остается за пределами интересов не только специалистов. 

Цель исследования: обращаясь к историческим примерам, показать сущность фестивалей музыки как организационно-художественной формы функционирования исполнительских искусств. 

Методы исследования 

В процессе работы над статьей были использованы следующие методы: сравнительный и функциональный анализ, классификация, ретроспективный анализ.

Результаты исследования и их обсуждение

Фестиваль - событие, обычно отмечаемое определенным сообществом и сосредотачивающееся на некотором характерном аспекте этого сообщества и его религии или культур. Это часто отмечается как местный или национальный праздник, который служит достижению определенных общих целей.

Зрительская востребованность в проведении фестивалей искусств продиктована рядом культурных и социально-экономических факторов, общественный и политический резонанс этих проектов распространяется также на сферы туризма и дипломатии [12, с. 21-25]. Фестивали искусств оказывают существенное влияние на развитие мирового арт-рынка, представляя круг наиболее востребованных художников и их произведений, формируя спрос и предложение на те или иные художественные проекты. За последние десять лет по своему культурному влиянию и общественному резонансу художественные фестивали если и не превзошли музеи и выставочные центры, то, по меньшей мере, стали с ними вполне сопоставимы.

Говоря об истории фестивального движения, надо сказать что они на самом деле были почти такими же распространенными в древнем мире, как и сегодня, хотя короли и божества чаще были объектом поклонения, чем наши современные рок-боги. Также на протяжении всей истории музыка играла важную роль на этих массовых культурных мероприятиях. Например, в Древней Греции и Риме такие фестивали, как Сатурналии, были тесно связаны с социальной организацией, политическими процессами и религией, а Пифийские игры в Дельфах, возможно, являются одним из самых ранних фестивалей, известных примерно в VI в. до нашей эры, который позволял устраивать спортивные соревнования, и в дополнении к физическим умениям каждый участник мог продемонстрировать свои музыкальные способности.

В кельтской и гэльской культурах проводились культурные ярмарки, начиная с 1000 года нашей эры, в которых танцевальные соревнования были основными аспектами.  Заметим, что развитие музыкальной культуры также содействовало развитию поэтических традиций, что можно проследить на примере талышей [7, с. 329-338].

Фестивали, посвященные культурной или этнической тематике, также направлены на информирование членов общины об их традициях: участие старейшин в обмене историями и опытом обеспечивало единство семей.

Сам термин «фестиваль» впервые появился в английском языке в середине XVI в. Образовался он от слова «застолье» и чаще всего связывался с праздником урожая. В 1709 г. это явление развилось, что было связано с традиционной церковной музыкой. В 60–70-х годах XVII в. в Европе уже насчитывалось более 150 мероприятий, хотя эти события часто предназначались для элитарного общества.

«Фестивали глубоко укоренились в карнавальной традиции, которая заключается в том, чтобы инвертировать повседневные ожидания нормального поведения», - заметил Джордж Маккей, профессор культурологии в Оксфордском университете. Исторически карнавалы играли роль «господина плохого управления», который следил за разгулом и подрывом обычных правил жизни. Заметим, что музыкальные фестивали по-прежнему остаются тем местом, где мы можем избежать реальности и подорвать правила - в каком бы возрасте мы ни были. Фестивали необходимы не просто для того, чтобы развлекать граждан, но, чтобы излечить их, научить, вдохновить, дать им основу, раскрыть любопытство людей и предложить новые приключения.

Музыкальный фестиваль XX в. - это школа жизни для молодых и старых, в которой они учатся друг у друга гибко и симбиотически. Фестивальная культура в настоящее время является неотъемлемой частью жизни многих людей. И эта культура многогранна и многолика: от подростковых до более проницательных камерных фестивалей. От вечеринок в британской сельской местности до буйств в Бельгии, собраний в пустыне Невады и до концертов на круизных лайнерах в Карибском море.

В СССР первые музыкальные фестивали появились в Ленинграде, а впоследствии стали проходить в различных городах страны [4, с. 114-121; 11, с. 18-21]. В постсоветской России на них смотрят как на инструмент «формирования эстетической культуры и повышения восприятия культурной жизни общества» [9, с. 166-170].

Так или иначе, но в эпоху глобализации музыкальные фестивали далеко вышли за рамки «культуротворческого» досуга [8, с. 24-27]. С одной стороны, они –  этнокультурные маркеры того или иного региона [6, с. 96-107]. А с другой – современный фестиваль выполняет функцию диалога культур [3, с. 152-155].

Современный фестиваль – это одно из направлений событийного туризма [2, с. 5; 5, с. 47-50; 10, с. 90-93]. Сейчас предлагается широкий спектр фестивалей, и они становятся все более нюансированными: места их проведения представляют собой не только поля, но и пляжи, лагеря для отдыха и острова. Составы современных фестивалей - это не просто группы, а настоящее искусство и, как правило, тысячелетнее стремление к чему-то «захватывающему».

Есть несколько типов фестивалей. Среди них особое место занимает музыкальный фестиваль. Это фестивали, ориентированные на музыку. Они обычно проводятся на открытом воздухе и часто включают в себя другие виды деятельности, такие как торговля продуктами питания и товарами, социальные мероприятия. Многие фестивали являются ежегодными или повторяются через некоторый интервал.

Фестивалем подобного типа стал Ньюпортский джазовый фестиваль, ознаменовавший начало фестивальной культуры в западном мире. 13 000 человек посетили фестиваль, чтобы послушать выступления джазменов, и таких известных певцов, как Билли Холидей и Элла Фицджеральд.

Фестиваль в Ньюпорте, с его образовательным утренним саммитом и вечерней музыкой все еще ассоциируется с контркультурными молодежными движениями. Те, кто жил в Ньюпорте в то время, не могли поверить, что молодежь захочет спать в палатках или общественных парках. Это недоверие продолжалось, когда в 1959 г. был запущен народный фестиваль в Ньюпорте. Этот фестиваль прославился, когда Боб Дилан решил сыграть электрик - момент, который ознаменовал изменение в поп-культуре, что стало революцией рок-н-ролла для народной аудитории.

Другой тип фестиваля – образовательный, который организуется ежегодно в местных сообществах, на региональном или национальном уровне, для музыкантов-любителей всех возрастов и уровней достижений. Например, в Чувашии музыкальный фестиваль «В краю ста тысяч песен» служит важным фактором единения проживающих в регионе народов [1, с. 59-64].

Также существует такой тип, как «Трансформационный фестиваль» - это фестиваль контркультуры, который поддерживает этику определенного сообщества и систему его ценностей, которая празднует жизнь, личностный рост, социальную ответственность, здоровый образ жизни и творческое самовыражение. Трансформация намекает как на личную трансформацию (самореализацию), так и на управление трансформацией культуры в направлении устойчивости. Некоторые трансформационные фестивали напоминают музыкальные фестивали, но отличаются такими особенностями, как семинары, классы, барабанные кружки, церемонии, инсталляционное искусство (или другое визуальное искусство), доступность цельной еды и тела, а также политика «Не оставлять следов». Трансформационные фестивали проводятся на открытом воздухе, часто в отдаленных местах, и совместно создаются участниками. Многие участники отвергают консервативные социальные нормы и идентифицируют себя как «развитую культуру» - мировоззрение, на которое влияют тысячелетние «архетипы планетарной трансценденции и эволюции сознания.

Таким примером может служить поп-фестиваль в Монтерее, который в 1967 г. ознаменовал первый фестиваль в США, который совпал с атмосферой той эпохи и был ей созвучен. Более того, он стал образцом того, что современные музыкальные фестивали должны воплощать в себе. Количество посетителей этого фестиваля варьировалась от 25 000 до 90 000 человек (рисунок 1).



За ним последовал, проведенный на молочной ферме в Вефиле, штат Нью-Йорк, Вудстокский фестиваль 1969 г. (рисунок 2), который назывался «Водная экспозиция» и был ознаменован так называемой Эрой Водолея - это астрологическая эпоха, которая предположительно должна была начаться в 1960-х годах. Этот термин и концепция, вероятно, получили толчок в популярной культуре благодаря их использованию на данном фестивале. Фестиваль положил начало «Лету любви» и укрепил мощное общественное движение.

В трехдневном мероприятии фестиваля приняли участие 32 музыкальных группы, в том числе «Благодарные мертвецы», «Консервированная жара», «Кто», Джимми Хендрикс и Дженис Джоплин. Хотя организаторы планировали около 50 000 человек, было продано около 200 000 билетов, и когда появилось более 500 000 человек, они были вынуждены снять забор и превратить его в бесплатный концерт. Как самый известный фестиваль всех времен, он оставил наследие, которое отражает дух свободной любви того десятилетия.



Однако надо заметить, что впоследствии Вудсток и его контркультура стали торговой маркой и вошли в массовое сознание. Но в дальнейшем финансовая заинтересованность стала важнее, и что создало цепочку симулякров, которая в конечном итоге превратила движение хиппи в карикатуру на себя.

Конечно, хотя Вудсток 1969 г., возможно, самый обсуждаемый музыкальный фестиваль в истории - и его эволюционном преемнике в «Пылающем человеке», последовавшем их примеру, - они, конечно, не были первыми в своем роде.

Два самых продолжительных (постоянно работающих) мероприятия в мире, которые еще существуют, - это Pinkpop в Нидерландах (1970) и Ярмарка округа Орегон (1969) в США. По стечению обстоятельств они представляют противоположный дух: корпоративный «мультиконцертный» музыкальный фестиваль и «трансформационный» некоммерческий. Эти мероприятия являлись по сути благотворительными, образовательными.

Опыт последних лет показал, что музыкальные фестивали вышли на новый уровень в организационном и технологическом плане [14, с. 40-48].

И наконец, пандемия Covid-19 дала толчок для развития фестивалей и музыкальных конкурсов в формате онлайн, что значительно расширяет круг их участников [11, с. 17-19].

Выводы

На сегодняшний день существует множество крупных и малых фестивалей разных направленностей, появляются новые, и они стали очень популярными по всему миру. Связано это с тем что люди любят считать себя частью очень общего и значимого, быть частью группы. Cам формат фестиваля подразумевает свободное существование все рамок и территорий, он начинает активно обсуждаться задолго до его начала проведения. Это целый мир, в котором человек может почувствовать себя иначе, чем в реальной жизни, а также получить новые знания, опыт и впечатления и тем самым испытать положительные эмоции. Некоторые фестивали организованы как коммерческие концерты, а другие приносят пользу для конкретного дела.

Таким образом, исследуя основные ценности такого мероприятия, как фестиваль, можно сделать следующие выводы:

  • для фестиваля важна идея открытости и веселья;
  • фестивали многомерны, поощряют участие и предлагают различные виды деятельности и стимулов;
  • фестивали должны быть инклюзивными. Они могут взимать плату за вход, но не должны делать различий по признаку расы, возраста, пола, религии или быть частными клубами;
  • фестивали физически происходят в реальном мире. Они напоминают нам в эпоху Интернета, что существует реальная человеческая общность, где мы можем встретить старых и новых друзей;
  • фестивали должны быть праздниками, достойными испытания временем. Они должны повториться или намереваться повториться.

Список литературы 

  1. Алжейкина Г.В. Музыкальные фестивали «В краю ста тысяч песен» как фактор единения народов // Чувашский Национальный музей: люди, события, факты. 2019. № 14. С. 59-64.
  2. Булганина С.В., Лопаткина Н.С. Событийный туризм: история и перспективы развития // Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7. № 3 (28). С. 6.
  3. Велимирович С.С., Захарова Л.Н. Музыкальные конкурсы и фестивали как фактор развития диалога культур (на примере России и Сербии) // Культура и Антикультура: Логика, Аксиология, Диалектика. Коллективная монография по материалам Всероссийской научно-практической конференции «Селивановские чтения». Тюмень: Тюменский индустриальный университет, 2017. С. 152-155.
  4. Дробышева М.Н. Музыкальные и театральные фестивали во Владивостоке, Санкт-Петербурге и Дубровнике (Хорватия) // Общество. Среда. Развитие. 2020. № 3 (56). С. 114-121.
  5. Ермак В.В., Юрченко А.А. Музыкальные фестивали и концерты в России и за рубежом как форма событийного туризма // Человек и современный мир. 2018. № 9 (22). С. 47-50.
  6. Литвин Е.А. Греческие песни южной Италии: музыкальные фестивали как этнокультурный маркер региона // Традиционная культура. 2021. Т. 22. № 1. С. 97-106.
  7. Мамедов А.А. Формирование талышского народного поэтического творчества // Социально-гуманитарные знания. 2015. № 3. С. 329-338.
  8. Медведь Э.И., Киселева О.И. Музыкальные фестивали как эффективная форма организации культуротворческого досуга // Среднее профессиональное образование. 2019. № 9. С. 24-27.
  9. Медведь Э.И., Киселева О.И., Портников В.И. Музыкальные фестивали в реализации культурной политики России // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 12-1. С. 166-170.
  10. Нарынбек уулу К., Мамбетова К.М. Основные тенденции и перспективы развития событийного туризма в мире // Известия ВУЗов Кыргызстана. 2019. № 6. С. 90-93.
  11. Павина А.В. Музыкальные фестивали в СССР // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 8-1. С. 18-21.
  12. Романова К.А. Влияние музыкальных фестивалей на развитие культурного туризма Тульской области // The Times of Sсience. 2016. № 1. С. 21-25.
  13. Урбанович М.О., Касумова В.В. Музыкальные конкурсы, фестивали. История и классификация // Интернаука. 2021. № 1-2 (177). С. 17-19.
  14. Хорева Л.В., Павина А.В. Инновации в системе услуг музыкальных фестивалей: технологический и организационный аспекты // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2019. № 10 (180). С. 40-48.

References

  1. Alzheykina G.V. Muzykalnyye festivali «V krayu sta tysyach pesen» kak faktor yedineniya narodov (Music festivals «In the land of a hundred thousand songs» as a factor in the unity of peoples), Chuvashskiy Natsionalnyy muzey: lyudi, sobytiya, fakty, 2019, no 14, pp. 59-64.
  2. Bulganina S.V., Lopatkina N.S. Sobytiynyy turizm: istoriya i perspektivy razvitiya (Event tourism: history and development prospects), Internet-zhurnal Naukovedeniye, 2015, Vol. 7, no 3 (28), p. 6.
  3. Velimirovich S.S., Zakharova L.N. Muzykalnyye konkursy i festivali kak faktor razvitiya dialoga kultur (na primere Rossii i Serbii) (Music contests and festivals as a factor in the development of a dialogue of cultures (on the example of Russia and Serbia)), Kultura i Antikultura: Logika, Aksiologiya, Dialektika. Kollektivnaya monografiya po materialam Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Selivanovskiye chteniya». Tyumen: Tyumenskiy industrialnyy universitet, 2017. pp. 152-155.
  4. Drobysheva M.N. Muzykalnyye i teatralnyye festivali vo Vladivostoke, Sankt-Peterburge i Dubrovnike (Khorvatiya) (Music and theater festivals in Vladivostok, St. Petersburg and Dubrovnik (Croatia), Obshchestvo. Sreda. Razvitiye, 2020, № 3 (56), pp. 114-121.
  5. Yermak V.V., Yurchenko A.A. Muzykalnyye festivali i kontserty v Rossii i za rubezhom kak forma sobytiynogo turizma (Music festivals and concerts in Russia and abroad as a form of event tourism), Chelovek i sovremennyy mir, 2018, no 9 (22), pp. 47-50.
  6. Litvin Ye.A. Grecheskiye pesni yuzhnoy Italii: muzykalnyye festivali kak etnokulturnyy marker regiona (Greek songs of southern Italy: music festivals as an ethnocultural marker of the region), Traditsionnaya kultura, 2021, Vol. 22, no 1, pp. 97-106.
  7. Mamedov A.A. Formirovanie talyshskogo narodnogo poeticheskogo tvorchestva (Formation of Talysh folk poetry), Sotsialno-gumanitarnye znaniya, 2015, no 3, pp. 329-338.
  8. Medved E.I., Kiseleva O.I. Muzykalnyye festivali kak effektivnaya forma organizatsii kulturotvorcheskogo dosuga (Music festivals as an effective form of organizing cultural and creative leisure), Sredneye professionalnoye obrazovaniye, 2019, no 9, pp. 24-27.
  9. Medved E.I., Kiseleva O.I., Portnikov V.I. Muzykalnyye festivali v realizatsii kulturnoy politiki Rossii (Music festivals in the implementation of the cultural policy of Russia), Sovremennyye naukoyemkiye tekhnologii, 2016, no 12-1, pp. 166-170.
  10. Narynbek uulu K., Mambetova K.M. Osnovnyye tendentsii i perspektivy razvitiya sobytiynogo turizma v mire (The main trends and prospects for the development of event tourism in the world), Izvestiya VUZov Kyrgyzstana, 2019, no 6, pp. 90-93.
  11. Pavina A.V. Muzykalnyye festivali v SSSR (Music festivals in the USSR), Mezhdunarodnyy zhurnal gumanitarnykh i yestestvennykh nauk, 2019, no 8-1, pp. 18-21.
  12. Romanova K.A. Vliyaniye muzykalnykh festivaley na razvitiye kulturnogo turizma Tulskoy oblasti (The influence of music festivals on the development of cultural tourism in the Tula region), The Times of Sience, 2016, no 1, pp. 21-25.
  13. Urbanovich M.O., Kasumova V.V. Muzykalnyye konkursy, festivali. Istoriya i klassifikatsiya (Musical contests, festivals. History and classification), Internauka, 2021, no 1-2 (177), pp. 17-19.
  14. Khoreva L.V., Pavina A.V. Innovatsii v sisteme uslug muzykalnykh festivaley: tekhnologicheskiy i organizatsionnyy aspekty (Innovations in the system of music festivals services: technological and organizational aspects), Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta, 2019, no 10 (180), pp. 40-48. 

Рецензент:

Уваров Виктор Дмитриевич - Российский экономический университет им. С.Г. Плеханова, Москва, Россия (117997, Москва, Стремянный пер., д. 36), доктор искусствоведения, профессор кафедры рекламы, связей с общественностью и дизайна. E-mail: artuwaroff@yandex.ru, + 7-909-155-63-25

Uvarof Victor Dmitrievich - Russian University of Economics. S.G. Plekhanova, Moscow, Russia (117997, Moscow, Stremyanny lane, 36), doctor of Science (History of art), professor of advertising, public relations and design, e-mail: artuwaroff@yandex.ru, + 7-909-155-63-25

Работа поступила в редакцию: 15.07.2021 г.