Шамшина Л.М., Самсонова В.В. Коллекция «Love» по мотивам произведений Роберта Индианы: творческое решение и обоснование проекта

Образец ссылки на эту статью: Шамшина Л.М., Самсонова В.В. Коллекция «Love» по мотивам произведений Роберта Индианы: творческое решение и обоснование проекта // Бизнес и дизайн ревю. 2021. № 4 (24). С. 13.

УДК 7.05

КОЛЛЕКЦИЯ «LOVE» ПО МОТИВАМ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РОБЕРТА ИНДИАНЫ: ТВОРЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА 

Шамшина Любовь Михайловна 

АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопоповский переулок, 9), член Союза дизайнеров России, доцент кафедры дизайна костюма, l.shamshina@gmail.com, +7-903-584-88-04

Самсонова Вера Валерьевна

АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протоповский переулок, 9), декан Факультета дизайна и моды, verasamsonova@mail.ru, +7-903-182-18-95

Аннотация. Статья выполнена в рамках научно-исследовательской работы, осуществляемой в АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна» в 2021 г. В статье показано обоснование принятого решения и раскрыта концепция создания творческой коллекции «Love», создаваемой по мотивам произведений Роберта Индианы. Авторы показывают современную моду как искусство создания костюма, доказывая, что она является частью художественной культуры, поп-арта. Авторы видят в поп-арте важный источник новых оригинальных идей в развитии дизайнерских приемов и средств. По их мнению, современное искусство обогащает дизайнеров в творческом плане, способствует повышению их эмоционального заряда. Показывается, что главной концепцией реализуемой в Институте бизнеса и дизайна научно-исследовательской работы является элементы поп-арта и современность. Практическое воплощение создаваемого в рамках научно-исследовательской работы проекта – коллекция женской одежды на сезон 2021 г.

Ключевые слова: дизайн одежды; Роберт Индиана; современное искусство; поп-арт.

COLLECTION «LOVE» ON THE MOTIVES OF THE WORKS OF ROBERT INDIANA: A CREATIVE SOLUTION AND RATIONALE OF THE PROJECT 

Shamshina Lyubov Mikhaylovna 

Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129090, Moscow, Protopopovsky Lane of 9), member of the Union of designers of Russia, associate professor of design of a suit, l.shamshina@gmail.com, +7-903-584-88-04 

Samsonova Vera Valerevna 

Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129090, Moscow, Protopopovsky Lane of 9), Dean of the faculty of design and fashion, verasamsonova@mail.ru, +7-903-182-18-95

Abstract. The article was carried out as part of research work carried out at the ANO VO «Institute of Business and Design» in 2021. The article shows the rationale for the decision and discloses the concept of creating a creative collection "Love", created based on the works of Robert Indiana. The authors show contemporary fashion as the art of creating a costume, proving that it is a part of artistic culture, pop art. The authors see pop art as an important source of new original ideas in the development of design techniques and tools. In their opinion, contemporary art enriches designers in a creative way, helps to increase their emotional charge. It is shown that the main concept of the research work carried out at the Institute of Business and Design is elements of pop art and modernity. The practical implementation of the project created as part of the research work is a collection of women's clothing for the season 2021.

Key words: clothing design; Robert Indiana; modern Art; pop Art

Введение

Мода как искусство создания костюма, наряду с другими видами искусства, безусловно, есть явление эстетическое, часть художественной культуры, поп-арта, скульптуры. Новые тенденции модных принтов весенне-летних сезонов последних лет предпочитают яркие цвета, геометрические узоры, шрифты, в том числе скульптурные [7, с. 403].

Каждый новый сезон всемирно известные модельеры добавляют в свои творения новые акценты, детали и удивительное разнообразие цветов, рисунков и принтов для своих новых коллекций только лишь с одной целью, чтобы выделиться среди остальных и быть неповторимыми, создавая, таким образом, шедевры и демонстрируя бесконечные возможности в мире моды, изучая при этом различные стили потребительского поведения [2, с. 53; 8, с. 92]. В то время как тенденции цвета дают общее представление о новом сезоне, разнообразие принтов делает вещи более интересными, захватывающими и уникальными. Одним из ведущих направлений моды является минимализм: четкие линии кроя, отсутствие декора при условии использования высококачественных тканей [1, с. 12; 4, с. 44; 9, с. 72]. Сделать образ более выразительным помогут эффектные аксессуары, яркие цвета и принты тканей.

Для молодых людей мода - это самовыражение, которое основано на вызове взрослым, стремлении отличаться от них. Также присутствует желание быть не хуже, чем другие, чувствовать себя взрослым, а особенно желание понравится противоположному полу.

Отличительная черта теперешней моды - широчайший диапазон стилей и направлений, принтов, в том числе традиционная клетка. Популярны черный и белый цвета, так как они сочетаются с любой цветовой гаммой. Оригинальный принт обращает на себя внимание и подчеркивает индивидуальность его обладателя. Можно сочетать клетку и принты, главное - сохранить целостность цветовой гаммы и создать уникальный стиль.

Обязанности дизайнера по принтам включают в себя широкий спектр умений и знаний. На основе изученной информации дизайнер разрабатывает колористическое решение декора, подбирает цветовые карты и планы. Графический рисунок или растровое изображение выполняется в графических редакторах: CorelDraw, Photoshop, Illustrator [5, с. 86].

Дизайнер по принтам - профессионал в использовании этих программ для прорисовки рисунков и подготовки их на вывод. Принт может быть, как самоценным сюжетным изображением, так и повторяющимся узором - раппортом.

Поп-арт – стиль в изобразительном искусстве, высмеивающий культуру общества потребления [3, с. 36]. Это направление искусства возникло в 1950-1960-е годы. Его характеризует легкая ирония, что люди привыкли считать красивым и художественным. В поп-арте активно используются стереотипы и символы. Например, такие товары как Levi's джинсы и Coca cola, являющиеся в Америке атрибутом успеха и благосостояния в послевоенное время и поэтому часто изображаемые на картинах и коллажах, сделанных в стиле поп-арт.

Один из членов группы, критик Лоуренс Аллоуэй, для обозначения нового явления изобразительного творчества предложил термин «поп-арт». А в 1966 году он поведал всем, что не вкладывал в данное понятие столько смысла, сколько оно стало выражать позже. «Я просто применил это слово вместе с термином «поп-культура», для описания продуктов массовой информации, а не как название произведений искусства», – говорил он.

Первые работы в стиле поп-арт были созданы тремя молодыми художниками, которые учились в то время в Королевском художественном колледже Лондона. Это были Джо Тилсон, Питер Блек и Ричард Смит. Но творением, которое стало иконой поп-арта, является коллаж Ричарда Хамилтона, созданный в 1956 г.

В изобразительном искусстве передало вкус и настроение того времени. Сексуальность, молодость, мимолетность, мечтательность и даже некоторая наивность в картинах стиля поп-арт считается отражением настоящей американской мечты. Яркими представителями поп-арта являются Ричард Гамильтон, Роберт Индиана, Том Вессельман, Энди Уорхол и другие. В России о ней заговорили лишь десятилетия спустя после первого появления поп-арта в Америке. Так или иначе, но в научной литературе публикации, посвященные поп-арту, появляются все чаще [6, с. 524; 10, с. 141].

Цель исследования: показать процесс выработки творческого решения и формирования концепции создания коллекции «Love» под влиянием творчества Роберта Индианы.     

Методы исследования 

В процессе работы применялись такие методы, как сравнительный анализ, классификация, фотофиксация, зарисовки, наблюдение, ретроспективный анализ, графоаналитические методы, проектный эксперимент.

Результаты исследования и их обсуждение

В настоящее время для решения художественных задач дизайнеры обращаются к искусству XX в., в котором видят источник новых оригинальных идей в развитии дизайнерских приемов и средств. Искусство обогащает дизайнеров в творческом плане, способствует повышению их эмоционального заряда. Изучение достижений авангардного искусства как экспериментальной сферы в области разработки художественных методов и средств создания художественных образов позволяет формировать у дизайнеров креативное мышление. Существует необходимость в рассмотрении особенностей влияния художников-абстракционистов на тенденции в развитии разнообразных стилевых течений в дизайне.

В настоящем случае интерес для нас представляет направление поп-арт, которое создано для того чтобы привлекать внимание, эпатировать, быть заметным. Сегодня стиль поп-арт в одежде вновь популярен как никогда. Футболки с комиксами можно найти в гардеробах девушек и парней, молодых студентов и уважаемых глав семейств. Есть в них что-то притягательное, поднимающее настроение. Юбка поп-арт способна гармонировать как с самыми простыми вещами, без узора, так и с яркими. Особого внимания заслуживают образы, в которых соединены сразу несколько стилизованных вещей, например, футболка и пальто поп-арт, или юбка и кроп-топ.

Поп-арт в одежде – отличный способ выделиться из толпы и внести что-то необычное в свой гардероб. Современные принты добавят дерзости и некой кокетливости, даже если человек надел джинсы и свитшот. В направлении поп-арт работают многие модные дома, а Москино и вовсе принял его за основу своего творчества. Каждая коллекция Москино нагружена как специфическими орнаментами и рисунками, так и излишней декорированностью, что тоже в духе поп-арта.

Вместе с тем обратим внимание и на классический стиль. Он характеризуется особой гармонией функционального и эстетического в решении официального делового костюма.

Классический стиль костюма складывается постепенно, в нем органически сливаются традиции с наиболее ценными для людей данного периода достижениями в развитии костюма (целесообразность форм, соответствие его объемов пропорциям фигуры человека, соразмерность деталей между собой, лаконичность и ясность линий конструктивных членений). Общая сдержанность подчеркивается строгостью тканей. Этот полуприлегающий силуэт одежды современен при любых направлениях моды. Иногда этот стиль называют английским стилем.

Главной концепцией реализуемого в Институте бизнеса и дизайна проекта является элементы поп-арта и современность. Источник вдохновения в работе над данной коллекцией - это произведения серии «LOVE» Роберта Индианы – классика современного искусства, известного всему миру.

От источника вдохновения – работ «LOVE» Роберта Индианы, где четыре буквы этого могущественного слова представлены полужирным шрифтом в яркой цветовой гамме: красной, синей и зеленой, взят принт этого слова, причем на разных языках.

Модные критики выделили несколько особенностей моды последних лет. Она яркая и броская, но при этом достаточно комфортная и удобная. Стиль поп-арт в одежде - направление, которое становится классикой. Одежда с сумасшедшими рисунками и кричащими цветами, активно мелькающая в рекламных роликах, стала трендом у молодого поколения. Женская и мужская одежда выполнена из качественных материалов, печатных принтов, футболки и дополнительных аксессуаров и т.д.

Концепция данного проекта – классический и романтический стиль для разрабатываемых моделей. Коллекция предназначена для женщин, желающих подчеркнуть свою индивидуальность и ярко выделиться среди окружающих. Образ, представленный в иллюстрациях коллекции, показал образ потребителя.

Костюмы коллекции будут предназначены как для вечерних мероприятий, так и для носки в повседневной жизни.

Выводы

Творчество Роберта Индианы не раз становилось источником вдохновения для модельеров. И совсем неслучайно, что труды мастера стали источником и для создания коллекции, создаваемой в Институте бизнеса и дизайна в рамках научно-исследовательской работы. И практическим результатом данного исследования станет разработка коллекции на сезон весна-лето 2021, предназначенной для женщин в возрасте от 18 до 45 лет из среднего класса. Данная группа потребителей имеет наиболее устойчивые взгляды в выборе данного ассортимента одежды.

Эффективность данной работы заключается в разработке новых технических приемов, предложение новых элементов, повышающих эстетические качества и привлекательность современных моделей.

В качестве области применения результатов научно-исследовательской работы, описываемой в настоящей статье, рассматриваются частные фирмы, специализирующиеся на производстве одежде; дизайнерские бюро и ателье.

Список литературы 

  1. Андреева П.Р. Минимализм как стиль жизни и необходимость в новой реальности // Интернаука. 2021. № 4-1 (180). С. 12-14.
  2. Берберова К.К. Стиль жизни «настоящего» мужчины: содержательные особенности и референтные образы // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2013. № 6. С. 53-58.
  3. Власова А.А., Ротанова В.А., Казаков М.Е., Мочалова А.С., Домнина А.И. Поп-арт // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 3 (95). С. 36.
  4. Герасимова Ю.Л., Соснина Н.О. Костюм и мода как воплощение гендерных трансформаций // Человек и культура. 2018. № 5. С. 44-52.
  5. Дудник М.Г., Жохов Р.В. Графический редактор для художников, как фактор повышения уровня обучения // Вестник современных исследований. 2018. № 8.3 (23). С. 86-88.
  6. Кадушкина Д.Б. Стиль поп-арт в современном дизайне интерьера // Молодые ученые - развитию текстильно-промышленного кластера (ПОИСК). 2017. № 2. С. 524-526.
  7. Логвиненко Н.В., Березовская В.В., Селиванова С.Н. Денди XXI-го века. современные тенденции в мужской моде // Вестник молодых ученых Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. 2019. № 2. С. 403-408.
  8. Масленцева Н.Ю. Социологический анализ тенденций моды // Вестник Тюменского государственного университета. 2011. № 8. С. 92-97.
  9. Попова А.А. Минимализм в костюме. Концепция и метод // Молодежь, наука, творчество - 2019. Материалы XVII межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов. Ответственный редактор А.С. Полынский. Омск: ОГТУ, 2019. С. 72-75.
  10. Тихонова Е.В. Поп-арт как «культура повседневности» // Молодежный вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2015. № 1 (4). С. 141-145.

References

  1. Andreyeva P.R. Minimalizm kak stil zhizni i neobkhodimost v novoy realnosti (Minimalism as a lifestyle and the need for a new reality), Internauka, 2021, no 4-1 (180), pp. 12-14.
  2. Berberova K.K. stil zhizni «nastoyashchego» muzhchiny: soderzhatelnyye osobennosti i referentnyye obrazy (Life style of a "real" man: content features and reference images), Izvestiya Yuzhnogo federalnogo universiteta. Pedagogicheskiye nauki, 2013, no 6, pp. 53-58.
  3. Vlasova A.A., Rotanova V.A., Kazakov M.Ye., Mochalova A.S., Domnina A.I. Pop-art (Pop Art), Sovremennyye nauchnyye issledovaniya i innovatsii, 2019, no 3 (95), p. 36.
  4. Gerasimova Yu.L., Sosnina N.O. Kostyum i moda kak voploshcheniye gendernykh transformatsiy (Costume and fashion as the embodiment of gender transformations), Chelovek i kultura, 2018, no 5, pp. 44-52.
  5. Dudnik M.G., Zhokhov R.V. Graficheskiy redaktor dlya khudozhnikov, kak faktor povysheniya urovnya obucheniya (Graphic editor for artists as a factor in increasing the level of learning), Vestnik sovremennykh issledovaniy, 2018, no 8.3 (23), pp. 86-88.
  6. Kadushkina D.B. Stil pop-art v sovremennom dizayne interyera (Pop art style in modern interior design), Molodyye uchenyye - razvitiyu tekstilno-promyshlennogo klastera (POISK), 2017, no 2, pp. 524-526.
  7. Logvinenko N.V., Berezovskaya V.V., Selivanova S.N. Dendi XXI-go veka. sovremennyye tendentsii v muzhskoy mode (Dandy of the XXI century. modern trends in men's fashion), Vestnik molodykh uchenykh Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta tekhnologii i dizayna, 2019, no 2, pp. 403-408.
  8. Maslentseva N.Yu. Sotsiologicheskiy analiz tendentsiy mody (Sociological analysis of fashion trends), Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta, 2011, no 8, pp. 92-97.
  9. Popova A.A. Minimalizm v kostyume. Kontseptsiya i metod (Minimalism in a suit. Concept and method), Molodezh, nauka, tvorchestvo - 2019. Materialy XVII mezhvuzovskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii studentov i aspirantov. Otvetstvennyy redaktor A.S. Polynskiy. Omsk: OGTU, 2019. pp. 72-75.
  10. Tikhonova Ye.V. Pop-art kak «kultura povsednevnosti» (Pop art as a «culture of everyday life»), Molodezhnyy vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kultury, 2015, no 1 (4), pp. 141-145.

 Рецензент:

Уваров Виктор Дмитриевич - Российский экономический университет им. С.Г. Плеханова, Москва, Россия (117997, Москва, Стремянный пер., д. 36), доктор искусствоведения, профессор кафедры рекламы, связей с общественностью и дизайна. E-mail: artuwaroff@yandex.ru, + 7-909-155-63-25.

Uvarof Victor Dmitrievich - Russian University of Economics. S.G. Plekhanova, Moscow, Russia (117997, Moscow, Stremyanny lane, 36), doctor of Science (History of art), professor of advertising, public relations and design, e-mail: artuwaroff@yandex.ru, + 7-909-155-63-25.

Работа поступила в редакцию: 10.07.2021 г.