Саяпина Т.С. Особенности системы образования в Эстонии

ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 

Образец ссылки на эту статью: Саяпина Т.С. Особенности системы образования в Эстонии // Бизнес и дизайн ревю. 2021.  № 4 (24). С. 15. 

УДК 37.013 

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ЭСТОНИИ

Саяпина Татьяна Сергеевна

Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский экономический институт», Москва, Россия (109390, Москва, ул. Артюхиной, д. 6, корпус 1), старший преподаватель кафедры «Правовые дисциплины», начальник отдела координации научно-исследовательской деятельности, tatiana-communicate@yandex.ru, +7-967-247-57-17

Аннотация. В статье раскрываются особенности системы образования Эстонии, исследуются особенности формирования общих принципов обучения в этой стране. По итогам проведенного исследования сделан вывод о том, что рассматриваемая система позволяет вполне эффективно развиваться не только государственным, но и частным учебным заведениям Эстонии. Образовательная система Эстонии отражает специфику развития своей страны, при этом в ней также прослеживается стремление соответствовать мировым тенденциям. Процессы цифровизации и глобализации также пронизывают образовательную систему Эстонии, что делает образование вполне удобным и доступным для населения. Изучение различных материалов исследований позволяет утверждать о качественном эстонском высшем образовании. Отличительными особенностями и причинами, которыми обусловлено качество образования Эстонии, являются оснащенность техническими средствами и строгий подход к обучению. Это приводит к достаточно высокому уровню развития эстонского образования.

Ключевые слова: система образования; образовательные организации; образовательная деятельность; Эстония; эстонское образование.

FEATURES OF THE EDUCATION SYSTEM IN ESTONIA

Sayapina Tatyana Sergeevna

Non-state educational private institution of higher education «Moscow Economic Institute», Moscow, Russia (109390, Moscow, Artyukhina st., 6, building 1), senior lecturer of the department «Legal disciplines», head of the department of coordination of research activities, tatiana-communicate@yandex.ru, + 7-967-247-57-17

Annotation. The article reveals the peculiarities of the Estonian education system, examines the peculiarities of the formation of general principles of education in this country. Based on the results of the study, it was concluded that the system under consideration allows the development of not only public but also private educational institutions in Estonia. The Estonian educational system reflects the specifics of the development of its country, while also striving to comply with global trends. The processes of digitalization and globalization also permeate the educational system of Estonia, which makes education quite convenient and accessible for the population. The study of various research materials makes it possible to assert the quality of Estonian higher education. The distinctive features and reasons that determine the quality of education in Estonia are technical equipment and a rigorous approach to teaching. This leads to a fairly high level of development of Estonian education.

Keywords: education system; educational organizations; educational activities; Estonia; Estonian education.

Введение

«Эстонский народ верит в образование. Мы действительно искренне верим в то, что лучшее, что родители могут завещать детям, – это хорошее образование. Не землю, не дома, не леса и не счет в банке» [8, с. 4].

Президент Тоомас Хендрик Ильвес

Цель исследования. В Эстонии большое внимание не только со стороны государства, но и со стороны общества, уделяется системе образования (с идеологических, организационных и иных ракурсов). В этой связи представляется особенно важным исследовать особенности образовательной деятельности в Эстонии.

Методы исследования

В процессе проведения настоящего исследования автором применены следующие методы:

  • анализ использовался в процессе исследования отдельных аспектов эстонской образовательной системы;
  • синтез применялся при рассмотрении комплексного подхода к образованию в Эстонии;
  • обобщение использовалось для выявления общего опыта развития эстонской системы образования.

Результаты исследования и их обсуждение

  1. Общая характеристика и нормативно-правовое регулирование системы Эстонии

Образовательная система Эстонии в своей структуре схожа с российской системой [7, с. 14]. При этом важно обратить внимание, что есть и некоторые непринципиальные отличия. Достоинствами самой системы как инструмента получения образования является то, что дипломы эстонских вузов признаются всеми странами Европейского союза, а школьники входят в число 10 самых образованных в мире.

Основными нормативно-правовыми актами в сфере образования в Эстонии являются Конституция, Акт защиты детей и Акт об образовании [5, с. 301].

Интересно и обратить внимание также на следующий топ-3 вузов страны и их приоритетные направления:

– Тартуский университет – юриспруденция, психология, экономика, информатика, математика, медицина.

– Таллинский технический университет – промышленность, инженерия, медицина и электроника.

– Таллинский университет – педагогика.

Тартуский университет основан еще при Российской империи.

В вуз можно поступить после гимназического школьного образования – это 12 классов. Приём осуществляется по результатам выпускных экзаменов в школе.

Иностранцы также могут пройти обучение. Необходимо только сдать тест на знание языка. Кроме того, есть более 100 программ на английском языке.

Изучение различных материалов исследований позволяет утверждать о качественном эстонском высшем образовании [1, с. 90].

Вузы подразделяются на учреждения базового образования и университеты. Только в университете есть градация: бакалавриат, магистратура, докторантура.

Все учебные заведения Эстонии разделены на следующие группы:

– дошкольного образования;

– среднего образования;

– высшего образования.

Есть частные и государственные образовательные учреждения [2, с. 59]. При этом и в тех, и в других применяются одинаковые стандарты, что позволяет эстонское образование считать доступным и необходимым для населения [4, с. 19].

Обязательным образованием считается 9 классов. Этапы обучения в школах разделены на три. С 1 по 3, с 4 по 6, с 7 по 9 класс. С 10 по 12 класс – это уже гимназическое образование. После 9 класса можно поступить в учреждение среднего профессионального образования.

Есть русскоязычные школы, но в них 60% общеобразовательных предметов проводится на эстонском языке. Чтобы стать учеником, знание эстонского и ученическая виза не нужны.

  1. Особенности формирования качества образования в Эстонии

Отличительными особенностями и причинами, которыми обусловлено качество образования Эстонии, являются оснащенность техническими средствами и строгий подход к обучению. Так, в школах оборудованы классы будущего, в которых есть все последние достижения техники. В стране действует специальная электронная система. С ее помощью родители отслеживают успеваемость. Помимо этого, она имеет много функций, удобных учителям, детям и родителям. В то же время, пропуски занятий строго контролируются и наказываются штрафами. Также распространено не переводить ребёнка в следующий класс, если он не успевает освоить программу.

Кроме того, в Эстонской Республике действует строгий подход к преподавателям. Директора школ избираются по конкурсу.

Что касается дошкольных учреждений, в них, помимо общих навыков и умений, ребёнок подготавливается к школе психологически. Обучение в дошкольных государственных учреждениях является платным, но государство оплачивает примерно половину стоимости. И, согласно Акта об образовании, родитель не должен платить за обучение детей более 20% своей зарплаты.

Цена за обучение на бакалавриате стартует от 1900 долларов США. Цена за тот же период в магистратуре – от 1000. Стоимость обучения в престижных высших учебных заведениях Эстонии хоть и дороже, чем в соседних Латвии и Литве, но дешевле ведущих вузов России. Образовательная система Эстонии позволяет вполне эффективно развиваться не только государственным, но и частным учебным заведениям [9, с. 86].

Далее важно отметить, что система образования Эстонии также ориентируется на соответствие современным мировым реалиям в области образования [10, с. 1490]. Так, основными принципами образовательной системы этой страны можно назвать практикоориентированность; принцип необходимого обучения ребенка и принцип сотрудничества учитель-ученик [3, с. 6]. Все эти принципы в Эстонии стремятся сочетать наиболее оптимальным образом. Кроме того, важно отдельно отметить, что процессы цифровизации и глобализации также пронизывают образовательную систему Эстонии, что делает образование вполне удобным и доступным для населения [6, с. 436].

Выводы 

Таким образом, образовательная система Эстонии отражает специфику развития своей страны, при этом в ней также прослеживается стремление соответствовать мировым тенденциям. При этом, исследуя систему образования данной страны, можно констатировать преобладание качественного подхода, ориентированного на личность.

Список литературы

  1. Арефьев А.Л. Российские студенты в вузах стран Балтии // Alma mater (Вестник высшей школы). 2021. № 2. С. 89-94.
  2. Ильченко С.В. Проектная деятельность как фактор формирования позитивной социальной активности студенческой молодежи // Вузовское образование как новая реальность. Сборник материалов Международной научно-практической интернет-конференции. М.: МЭИ, 2020. С. 57-62.
  3. Ильченко С.В. Психологические особенности личности при интернет-аддикции в подростковой среде // Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения детей и подростков. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Тверь: ООО «Психолого-педагогическая академия», 2019. С. 5-9.
  4. Кудейко М.В. Как построить образовательный MOST. 10 секретов эстонского успеха // Библиотечное дело. 2021. № 7 (385). С. 18-22.
  5. Максимова Е.Г., Филина Н.А. Социально-психологические и методологические аспекты эстонской системы образования // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70-3. С. 301-303.
  6. Саяпина Т.С. Развитие высшего образования в цифровую эпоху // Студенческая молодежь ХХI века: наука, творчество, карьера, цифровизация. Сборник материалов II Межвузовской студенческой научно-практической конференции. М.: МЭИ, 2021. С. 435-437.
  7. Саяпина Т.С. Тенденции преподавания юридических дисциплин в высшей школе // Бизнес и дизайн ревю. 2020. № 4 (20). С. 14.
  8. Стратегия Эстонии в сфере образования и науки на 2021–2035 гг. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hm.ee/sites/default/files/tark_ja_tegus_venek _a4_veebi.pdf (дата обращения: 04.10.2021).
  9. Тоом Я., Комлева В.В. Эволюция системы государственного управления. Эстонская республика // Государственная служба. 2020. Т. 22. № 4 (126). С. 82-118.
  10. Zaytsev A., Rodionov D., Dmitriev N., Ilchenko S. Assessing intellectual capital from the perspective of its rental income performance. International Journal of Technology, 2020, v. 11, no. 8, pp. 1489-1498. 

References 

  1. Arefyev A.L. Rossiyskiye studenty v vuzakh stran Baltii (Russian students in universities in the Baltic countries), Alma mater (Vestnik vysshey shkoly), 2021, no 2, pp. 89-94.
  2. Ilchenko S.V. Proyektnaya deyatelnost kak faktor formirovaniya pozitivnoy sotsialnoy aktivnosti studencheskoy molodezhi (Project activity as a factor in the formation of positive social activity of student youth), Vuzovskoye obrazovaniye kak novaya realnost. Sbornik materialov Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy internet-konferentsii. M.: MEI, 2020, pp. 57-62.
  3. Ilchenko S.V. Psikhologicheskiye osobennosti lichnosti pri internet-addiktsii v podrostkovoy srede (Psychological personality traits in Internet addiction among adolescents), Aktualnyye problemy psikhologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya detey i podrostkov. Sbornik materialov Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Tver: OOO «Psikhologo-pedagogicheskaya akademiya», 2019, pp. 5-9.
  4. Kudeyko M.V. Kak postroit obrazovatelnyy MOST. 10 sekretov estonskogo uspekha (How to build an educational MOST. 10 secrets of Estonian success), Bibliotechnoye delo, 2021, no 7 (385), pp. 18-22.
  5. Maksimova Ye.G., Filina N.A. Sotsialno-psikhologicheskiye i metodologicheskiye aspekty estonskoy sistemy obrazovaniya (Socio-psychological and methodological aspects of the Estonian education system), Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 2021, no 70-3, pp. 301-303.
  6. Sayapina T.S. Razvitiye vysshego obrazovaniya v tsifrovuyu epokhu (The development of higher education in the digital age), Studencheskaya molodezh XXI veka: nauka, tvorchestvo, karyera, tsifrovizatsiya. Sbornik materialov II Mezhvuzovskoy studencheskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. M.: MEI, 2021, pp. 435-437.
  7. Sayapina T.S. Tendentsii prepodavaniya yuridicheskikh distsiplin v vysshey shkole (Trends in Law Teaching in Graduate School), Biznes i dizayn revyu, 2020, no 4 (20), p. 14.
  8. Strategiya Estonii v sfere obrazovaniya i nauki na 2021–2035 gg. [Elektronnyy resurs]. URL: https://www.hm.ee/sites/default/files/tark_ja_tegus_venek _a4_veebi.pdf (data obrashcheniya: 04.10.2021).
  9. Toom Ya., Komleva V.V. Evolyutsiya sistemy gosudarstvennogo upravleniya. Estonskaya Respublika (The evolution of the public administration system. Estonian republic), Gosudarstvennaya sluzhba, 2020, Vol. 22, no 4 (126), pp. 82-118.
  10. Zaytsev A., Rodionov D., Dmitriev N., Ilchenko S. Assessing intellectual capital from the perspective of its rental income performance. International Journal of Technology, 2020, v. 11, no. 8, pp. 1489-1498.

Рецензент:

Козырева Надежда Евгеньевна

АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопоповский переулок, 9), кандидат педагогических наук, декан Факультета управления бизнесом, kozyreva@obe.ru, +7-965-393-99-14

Kozyreva Nadezhda Evgenevna

Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (Russia, 129090, Moscow Protopopovskiy Lane, 9), Candidate of Pedagogical Sciences, Dean of the Faculty of Business Management, kozyreva@obe.ru, +7-965-393-99-14

Работа поступила в редакцию: 05.10.2021 г.