Оришев А.Б., Дымова С.С. Японский менталитет как основа менеджмента // Бизнес и дизайн ревю. 2021. № 4 (24). С. 4.
Оришев А.Б., Дымова С.С. Японский менталитет как основа менеджмента // Бизнес и дизайн ревю. 2021. № 4 (24). С. 4.
Образец ссылки на эту статью: Оришев А.Б., Дымова С.С. Японский менталитет как основа менеджмента // Бизнес и дизайн ревю. 2021. № 4 (24). С. 4.
УДК 005.7
ЯПОНСКИЙ МЕНТАЛИТЕТ КАК ОСНОВА МЕНЕДЖМЕНТА
Оришев Александр Борисович
АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопоповский переулок, 9), доктор исторических наук, Orishev71@mail.ru, +7-903-008-70-50
Дымова Светлана Сергеевна
АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопоповский переулок, 9), первый проректор, кандидат экономических наук, +7 (495) 684 2526, obe01@yandex.ru
Аннотация. Статья посвящена актуальной теме выбора наиболее эффективных моделей менеджмента для бизнеса. Авторы анализируют литературу, посвященную модели управления бизнесом в Японии. Цель исследования: раскрыть взаимосвязь японского менеджмента с особенностями местного менталитета. Методы исследования: экспертный метод, функциональный анализ, экстраполирование и прогнозирование. Основной научный результат заключается в том, что выявлены основные особенности японского менталитета: трудоголизм и ксенофобия. Даны конкретные рекомендации для установления деловых контактов с японскими бизнесменами. Сделан вывод о том, что японская система менеджмента базируется на местном менталитете, уже первое знакомство с которым говорит о значительной дистанции в ментальности между русскими и японцами.
Ключевые слова: Япония; японский менеджмент; модель управления бизнесом; японский менталитет.
JAPANESE MENTALITY AS A BASIS OF MANAGEMENT
Orishev Aleksandr Borisovich
Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129090, Moscow Protopopovskiy lane, 9), doctor of historical Sciences,Orishev71@mail.ru, +7-903-008-70-50
Dymova Svetlana Sergeevna
Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129090, Moscow Protopopovskiy lane, 9), First Vice-Rector, Candidate of Economic Sciences,+7 (495) 684 2526, obe01@yandex.ru
Abstract. The article is devoted to the actual topic of choosing the most effective management models for business. The authors analyze the literature on the business management model in Japan. Purpose of the study: to reveal the relationship of Japanese management with the peculiarities of the local mentality. Research methods: expert method, functional analysis, extrapolation and forecasting. The main scientific result is that the main features of the Japanese mentality have been identified: workaholism and xenophobia. Specific recommendations are given for establishing business contacts with Japanese businessmen. It is concluded that the Japanese management system is based on local mentality, the very first acquaintance with which speaks of a significant distance in mentality between Russians and Japanese.
Key words: Japan; Japanese management; business management model; Japanese mentality.
Введение
В марте 2022 г. исполнится три года после того, как на страницах журнала «Бизнес и дизайн ревю» была опубликована статья студентов B&D, посвященная особенностям японского менеджмента [1, с. 1]. Эта публикация вызвала достаточно большой интерес у общественности. Только на одном портале E-library было зафиксировано 75 просмотров, 41 загрузка, 5 включений в подборки этого материала (данные на 15 октября 2021 г.). И это, не считая просмотров на сайте Института бизнеса и дизайна. Одна из причин этого интереса – популярность темы в научной периодике. Несмотря на то, что в последние годы все больше внимания обращает на себя Китай, изучение японской модели не перестает быть актуальным. Однако если ранее все пытались раскрыть секреты японского экономического чуда в 1960-1970-е годы, то сейчас ученые пытаются объяснить причины стагнации в последующие десятилетия. Достаточно сказать, что поисковый запрос «японский менеджмент» на том же портале E-library дает нам 67 наименований.
Наибольший интерес для отечественного читателя имеют работы, в которых авторы поднимают вопрос о возможности использования японского опыта в российских реалиях [2, с. 63-66; 3, с. 71-73; 5, с. 91-12; 7, с. 52-55]. Два издания выдержало учебное пособие, в котором авторы настоятельно рекомендовали использовать опыт японцев в организации антикризисного управления [6]. Заметим, что российские авторы пытаются порой сравнивать японский менеджмент с моделями менеджмента из других стран. И в этом плане чаще всего упоминается американский менеджмент [4, с. 74-76; 9, с. 67-73; 10, с. 28-34; 12, с. 22; 14, с. 79-80].
Обратим внимание также на работы зарубежных авторов. Здесь наибольший интерес представляют исследования самих японцев. Своего рода взгляд изнутри – это монография Ингио Оу, в которой он дает рекомендации в отношении того, какие элементы японского менеджмента могут взять иностранцы, а от каких следует отказаться [11]. Среди работ последних лет обращают на себя исследования на тему влияния цифровизации на японскую модель управления. Например, Саори Шибата прогнозирует такие негативные последствия для Японии как десклейлинг, излишнюю интенсификацию работы, усиленный контроль за работниками, что грозит демонтажом системы социального компромисса, благодаря которой японская экономика смогла добиться впечатляющего роста [15].
Согласно гипотезе авторов, японская система менеджмента в своей основе базируется на местном менталитете. Следовательно, любые заимствования из «страны восходящего солнца» будет результативны, если заимствующие будут иметь сходные черты ментальности. Отсюда и такое внимание национальным особенностям этого народа.
Цель исследования: раскрыть взаимосвязь японского менеджмента с особенностями местного менталитета.
Методы исследования
В процессе исследования были использованы следующие методы: экспертный метод, функциональный анализ, экстраполирование и прогнозирование.
Результаты исследования и их обсуждение
Первая черта, наиболее ярко демонстрирующая японский менталитет - трудоголизм. Японцы – трудоголики, работающие по 16-18 часов в день. Приходить на работу вовремя в Японии считается дурным тоном. На месте надо быть хотя бы на 30 минут раньше. Поэтому опоздания недопустимы. Если идут четыре дня подряд выходных, то для японца это воспринимается как отпуск. Одни японцы могут ради работы пропустить обед, а другие находясь в изможденном состоянии, просто заснут на рабочем месте. Уйти с работы точно по времени считается легкомыслием, и только те, кто работает после рабочего дня могут рассчитывать на повышение. В этой стране нередки смерти от переутруждения. Такой диагноз ежегодно ставится до 15 тыс. японцев. Одно время в стране были популярны гостиницы для трудоголиков: специальные боксы-капсулы, в которых можно только переночевать.
Одним из проявлений трудоголизма является ношение специальной медицинской маски, которые в Японии появились значительно раньше эпидемии Covid-19: японец боится простудиться и заболеть, что не позволит ему выйти на работу. В среднем сотрудник японской фирмы берет в год не более двух дней по болезни.
Работают японцы до 70 лет, создавая солидный материальный базис. Пенсии в Японии не превышают 300 долларов, т.е. государство исходит из того, что каждый японец должен сам содержать себя. При этом в стране проживает более 50 тыс. долгожителей.
Вместе с тем в 1990-е годы Япония столкнулась с таким явлением как хикикомори – люди, отказавшиеся от социальной жизни. Они не ходят на работу, живут за счет родственников или получают социальное пособие. 1% мужчин в Японии – хикикомори [8, с. 118].
В стране существует система пожизненной контрактации. Выбор компании – для большинства выбор на всю жизнь. Увольнение считается несмываемым позором. Многих наказывают понижением в должности. Система оплаты устроена так, что завершающий карьеру получает в 40 раз больше молодого специалиста. Правда, стоит отметить, что система пожизненной контрактации постепенно уходит в прошлое. Большое число работников среднего и пожилого возраста, имеющее высокую зарплату, ложится тяжелым бременем на предприятие [13, с. 51].
У японцев есть такие понятия, как «учи» и «сото». Первое обозначает свое – то, что находится внутри страны или семьи. Второе – все остальное, то, что располагается за пределами своего круга. Как известно, русские, как и большинство европейцев, любят производить впечатление на окружающих и не особо стесняются у себя дома. Японцы же – с точностью до наоборот.
Если европеец в общении с ближайшими родственниками предельно прост, то японец, напротив, перед близкими пытается показать себя во всей красе. Перед иностранцами он, напротив, может забыть о каких-либо статусных вещах. Например, он может легко раздеться до нижнего белья в поезде перед незнакомыми людьми. Поэтому такие тихие у себя дома японцы за границей могут вести себя очень шумно.
Японцы нация образованная и наделенная интеллектом. Это одна из самых «умных» наций мира. Они безусловные лидеры рейтинга уровня умственного интеллекта (IQ), составленного доктором философии и психологии из Ирландии Ричардом Линном. Их показатель равен 111 баллов, что значительно превосходит другие народы.
Однако высокий интеллект японцев тесно переплетается с таким качеством как ксенофобия. Иностранец для японца – всегда чужой, как бы тот не пытался приобщиться к местной культуре. В отношении жителей других стран употребляется особый термин «гайдзин», что буквально означает «не-японец». Неслучайно, что в Японии есть бары, имеющие табличку «иностранцам вход воспрещен». Более того, на улицах японцы игнорируют иностранцев, просто их не замечая, а таксисты с удовольствием возьмут повышенную плату. Поэтому и браки между японцами и иностранцами редки. Японская ксенофобия проявляется в данном случае в законодательстве. По местным законам после развода сторона, представляющая собой «не-Японию» лишается какого-либо имущества и обязана покинуть страну. Заметим, что в Японии нет гастарбайтеров, все работы выполняются этническими японцами, чья численность составляет более 98% населения.
Негативное отношение ко всем иностранному лежит в исторической плоскости. На японский менталитет оказали влияние такие факторы как синтоизм – национальная религия японцев, представляющая их «богоизбранным народом» и политика самоизоляции, проводимая правительством на протяжении нескольких столетий.
Большим подспорьем для снижения ксенофобии станет знание японского языка. Если иностранец пытается его изучать, он найдет горячую поддержку и уважение со стороны японцев. В японском языке существует несколько уровней вежливости. Многие японцы, работающие в сфере обслуживания, убеждены, что чем длиннее фраза, тем вежливее она звучит. Характерно, что одна из особенностей японского языка – это практическое отсутствие ругательств.
1970-е годы были десятилетием Японии. Одной из причин японского экономического чуда социологи называли систему менеджмента на японских предприятиях, основанную на гармонии и согласии. Руководители компаний и управленцы пытались изыскивать всевозможные средства для установления контакта с подчиненными. Глава фирмы «Тайе коге» Ретаро Номура лично делал рабочим массаж. Причем бесплатно. На предприятиях Коносукэ Мацусита в курительных комнатах стояли манекены, очень похожие на директора. Рабочий мог прийти сюда и отдубасить манекен бамбуковой палкой, чтобы дать выход своему недовольству. В концерне «Мацусита дэнки» бригадиры и начальники цехов являлись на работу в выходной день. Персоналу сообщалось об усердии управленцев и в следующее воскресенье уже рабочие добровольно приходили на завод.
Ежегодно в Японии значительные суммы расходуются на обеды и ужины в ресторанах за счет фирм и учреждений. Представительские издержки фирм объясняют тем, что бары и рестораны сделались местом воспитательной работы менеджеров с персоналом. Подвыпивший сотрудник может высказать начальнику все, что о нем думает. С другой стороны, менеджеру предоставляется возможность сделать подчиненному замечание не в официальной обстановке и с глазу на глаз. В Японии избегают выговоров, выносимых публично. Считается, что у работника, «потерявшего лицо» в результате публичного нагоняя, обида за пережитое унижение способна заслонить осознание справедливости наказания. Считается, что атмосфера панибратства, образующаяся за столом, не умаляет престижа и не подрывает авторитета руководителя.
Дав общую характеристику японскому менеджменту, сформулируем несколько рекомендаций, позволяющих установить деловые контакты с японцами:
И в завершение настоящего обзора коснемся вопроса о статусах в деловой среде. Владелец японского супермаркета, обслуживающего население всего городка, почтительно склоняет голову перед работником местного филиала столичной фирмы. Здесь не столь важны деньги, как место, в котором они зарабатываются.
Выводы
Проведенное исследование позволяет сделать выводы, что японская система менеджмента базируется на местном менталитете, уже первое знакомство с которым говорит нам о большой дистанции в ментальности между русскими и японцами. Достаточно привести две ситуации, которые диаметрально рассматриваются в культуре этих народов. Первое – это принципиально противоположное отношение к самоубийству, о котором хорошо известно. Второе – отсутствие такого понятия в японском менталитете как «покаяние», характерное для россиян. Заметим, что при желании список различий можно легко продолжить. Следовательно, японский менталитет, на котором основан японский менеджмент, по сути, прямо противоположен российскому. Подчеркнем, что все сказанное в настоящей статье не преследует цели разобщить народы обеих стран. Напротив, понимание того, что перед нами представители иной деловой культуры, абсолютно непохожей на нашу, уважение к инокультурным партнерам позволит избежать многих ошибок в коммуникации и наладить взаимовыгодные деловые бизнес-контакты.
Список литературы
References
Рецензент:
Девлетов Олег Усманович – АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопоповский переулок, 9), доктор политических наук, oleg-devletov@mail.ru
Devletov Oleg Usmanovich - Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129090, Moscow Protopopovskiy lane, 9), Doctor of Political Science, oleg-devletov@mail.ru
Работа поступила в редакцию: 01.10.2021 г.
УДК 005.7
ЯПОНСКИЙ МЕНТАЛИТЕТ КАК ОСНОВА МЕНЕДЖМЕНТА
Оришев Александр Борисович
АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопоповский переулок, 9), доктор исторических наук, Orishev71@mail.ru, +7-903-008-70-50
Дымова Светлана Сергеевна
АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопоповский переулок, 9), первый проректор, кандидат экономических наук, +7 (495) 684 2526, obe01@yandex.ru
Аннотация. Статья посвящена актуальной теме выбора наиболее эффективных моделей менеджмента для бизнеса. Авторы анализируют литературу, посвященную модели управления бизнесом в Японии. Цель исследования: раскрыть взаимосвязь японского менеджмента с особенностями местного менталитета. Методы исследования: экспертный метод, функциональный анализ, экстраполирование и прогнозирование. Основной научный результат заключается в том, что выявлены основные особенности японского менталитета: трудоголизм и ксенофобия. Даны конкретные рекомендации для установления деловых контактов с японскими бизнесменами. Сделан вывод о том, что японская система менеджмента базируется на местном менталитете, уже первое знакомство с которым говорит о значительной дистанции в ментальности между русскими и японцами.
Ключевые слова: Япония; японский менеджмент; модель управления бизнесом; японский менталитет.
JAPANESE MENTALITY AS A BASIS OF MANAGEMENT
Orishev Aleksandr Borisovich
Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129090, Moscow Protopopovskiy lane, 9), doctor of historical Sciences,Orishev71@mail.ru, +7-903-008-70-50
Dymova Svetlana Sergeevna
Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129090, Moscow Protopopovskiy lane, 9), First Vice-Rector, Candidate of Economic Sciences,+7 (495) 684 2526, obe01@yandex.ru
Abstract. The article is devoted to the actual topic of choosing the most effective management models for business. The authors analyze the literature on the business management model in Japan. Purpose of the study: to reveal the relationship of Japanese management with the peculiarities of the local mentality. Research methods: expert method, functional analysis, extrapolation and forecasting. The main scientific result is that the main features of the Japanese mentality have been identified: workaholism and xenophobia. Specific recommendations are given for establishing business contacts with Japanese businessmen. It is concluded that the Japanese management system is based on local mentality, the very first acquaintance with which speaks of a significant distance in mentality between Russians and Japanese.
Key words: Japan; Japanese management; business management model; Japanese mentality.
Введение
В марте 2022 г. исполнится три года после того, как на страницах журнала «Бизнес и дизайн ревю» была опубликована статья студентов B&D, посвященная особенностям японского менеджмента [1, с. 1]. Эта публикация вызвала достаточно большой интерес у общественности. Только на одном портале E-library было зафиксировано 75 просмотров, 41 загрузка, 5 включений в подборки этого материала (данные на 15 октября 2021 г.). И это, не считая просмотров на сайте Института бизнеса и дизайна. Одна из причин этого интереса – популярность темы в научной периодике. Несмотря на то, что в последние годы все больше внимания обращает на себя Китай, изучение японской модели не перестает быть актуальным. Однако если ранее все пытались раскрыть секреты японского экономического чуда в 1960-1970-е годы, то сейчас ученые пытаются объяснить причины стагнации в последующие десятилетия. Достаточно сказать, что поисковый запрос «японский менеджмент» на том же портале E-library дает нам 67 наименований.
Наибольший интерес для отечественного читателя имеют работы, в которых авторы поднимают вопрос о возможности использования японского опыта в российских реалиях [2, с. 63-66; 3, с. 71-73; 5, с. 91-12; 7, с. 52-55]. Два издания выдержало учебное пособие, в котором авторы настоятельно рекомендовали использовать опыт японцев в организации антикризисного управления [6]. Заметим, что российские авторы пытаются порой сравнивать японский менеджмент с моделями менеджмента из других стран. И в этом плане чаще всего упоминается американский менеджмент [4, с. 74-76; 9, с. 67-73; 10, с. 28-34; 12, с. 22; 14, с. 79-80].
Обратим внимание также на работы зарубежных авторов. Здесь наибольший интерес представляют исследования самих японцев. Своего рода взгляд изнутри – это монография Ингио Оу, в которой он дает рекомендации в отношении того, какие элементы японского менеджмента могут взять иностранцы, а от каких следует отказаться [11]. Среди работ последних лет обращают на себя исследования на тему влияния цифровизации на японскую модель управления. Например, Саори Шибата прогнозирует такие негативные последствия для Японии как десклейлинг, излишнюю интенсификацию работы, усиленный контроль за работниками, что грозит демонтажом системы социального компромисса, благодаря которой японская экономика смогла добиться впечатляющего роста [15].
Согласно гипотезе авторов, японская система менеджмента в своей основе базируется на местном менталитете. Следовательно, любые заимствования из «страны восходящего солнца» будет результативны, если заимствующие будут иметь сходные черты ментальности. Отсюда и такое внимание национальным особенностям этого народа.
Цель исследования: раскрыть взаимосвязь японского менеджмента с особенностями местного менталитета.
Методы исследования
В процессе исследования были использованы следующие методы: экспертный метод, функциональный анализ, экстраполирование и прогнозирование.
Результаты исследования и их обсуждение
Первая черта, наиболее ярко демонстрирующая японский менталитет - трудоголизм. Японцы – трудоголики, работающие по 16-18 часов в день. Приходить на работу вовремя в Японии считается дурным тоном. На месте надо быть хотя бы на 30 минут раньше. Поэтому опоздания недопустимы. Если идут четыре дня подряд выходных, то для японца это воспринимается как отпуск. Одни японцы могут ради работы пропустить обед, а другие находясь в изможденном состоянии, просто заснут на рабочем месте. Уйти с работы точно по времени считается легкомыслием, и только те, кто работает после рабочего дня могут рассчитывать на повышение. В этой стране нередки смерти от переутруждения. Такой диагноз ежегодно ставится до 15 тыс. японцев. Одно время в стране были популярны гостиницы для трудоголиков: специальные боксы-капсулы, в которых можно только переночевать.
Одним из проявлений трудоголизма является ношение специальной медицинской маски, которые в Японии появились значительно раньше эпидемии Covid-19: японец боится простудиться и заболеть, что не позволит ему выйти на работу. В среднем сотрудник японской фирмы берет в год не более двух дней по болезни.
Работают японцы до 70 лет, создавая солидный материальный базис. Пенсии в Японии не превышают 300 долларов, т.е. государство исходит из того, что каждый японец должен сам содержать себя. При этом в стране проживает более 50 тыс. долгожителей.
Вместе с тем в 1990-е годы Япония столкнулась с таким явлением как хикикомори – люди, отказавшиеся от социальной жизни. Они не ходят на работу, живут за счет родственников или получают социальное пособие. 1% мужчин в Японии – хикикомори [8, с. 118].
В стране существует система пожизненной контрактации. Выбор компании – для большинства выбор на всю жизнь. Увольнение считается несмываемым позором. Многих наказывают понижением в должности. Система оплаты устроена так, что завершающий карьеру получает в 40 раз больше молодого специалиста. Правда, стоит отметить, что система пожизненной контрактации постепенно уходит в прошлое. Большое число работников среднего и пожилого возраста, имеющее высокую зарплату, ложится тяжелым бременем на предприятие [13, с. 51].
У японцев есть такие понятия, как «учи» и «сото». Первое обозначает свое – то, что находится внутри страны или семьи. Второе – все остальное, то, что располагается за пределами своего круга. Как известно, русские, как и большинство европейцев, любят производить впечатление на окружающих и не особо стесняются у себя дома. Японцы же – с точностью до наоборот.
Если европеец в общении с ближайшими родственниками предельно прост, то японец, напротив, перед близкими пытается показать себя во всей красе. Перед иностранцами он, напротив, может забыть о каких-либо статусных вещах. Например, он может легко раздеться до нижнего белья в поезде перед незнакомыми людьми. Поэтому такие тихие у себя дома японцы за границей могут вести себя очень шумно.
Японцы нация образованная и наделенная интеллектом. Это одна из самых «умных» наций мира. Они безусловные лидеры рейтинга уровня умственного интеллекта (IQ), составленного доктором философии и психологии из Ирландии Ричардом Линном. Их показатель равен 111 баллов, что значительно превосходит другие народы.
Однако высокий интеллект японцев тесно переплетается с таким качеством как ксенофобия. Иностранец для японца – всегда чужой, как бы тот не пытался приобщиться к местной культуре. В отношении жителей других стран употребляется особый термин «гайдзин», что буквально означает «не-японец». Неслучайно, что в Японии есть бары, имеющие табличку «иностранцам вход воспрещен». Более того, на улицах японцы игнорируют иностранцев, просто их не замечая, а таксисты с удовольствием возьмут повышенную плату. Поэтому и браки между японцами и иностранцами редки. Японская ксенофобия проявляется в данном случае в законодательстве. По местным законам после развода сторона, представляющая собой «не-Японию» лишается какого-либо имущества и обязана покинуть страну. Заметим, что в Японии нет гастарбайтеров, все работы выполняются этническими японцами, чья численность составляет более 98% населения.
Негативное отношение ко всем иностранному лежит в исторической плоскости. На японский менталитет оказали влияние такие факторы как синтоизм – национальная религия японцев, представляющая их «богоизбранным народом» и политика самоизоляции, проводимая правительством на протяжении нескольких столетий.
Большим подспорьем для снижения ксенофобии станет знание японского языка. Если иностранец пытается его изучать, он найдет горячую поддержку и уважение со стороны японцев. В японском языке существует несколько уровней вежливости. Многие японцы, работающие в сфере обслуживания, убеждены, что чем длиннее фраза, тем вежливее она звучит. Характерно, что одна из особенностей японского языка – это практическое отсутствие ругательств.
1970-е годы были десятилетием Японии. Одной из причин японского экономического чуда социологи называли систему менеджмента на японских предприятиях, основанную на гармонии и согласии. Руководители компаний и управленцы пытались изыскивать всевозможные средства для установления контакта с подчиненными. Глава фирмы «Тайе коге» Ретаро Номура лично делал рабочим массаж. Причем бесплатно. На предприятиях Коносукэ Мацусита в курительных комнатах стояли манекены, очень похожие на директора. Рабочий мог прийти сюда и отдубасить манекен бамбуковой палкой, чтобы дать выход своему недовольству. В концерне «Мацусита дэнки» бригадиры и начальники цехов являлись на работу в выходной день. Персоналу сообщалось об усердии управленцев и в следующее воскресенье уже рабочие добровольно приходили на завод.
Ежегодно в Японии значительные суммы расходуются на обеды и ужины в ресторанах за счет фирм и учреждений. Представительские издержки фирм объясняют тем, что бары и рестораны сделались местом воспитательной работы менеджеров с персоналом. Подвыпивший сотрудник может высказать начальнику все, что о нем думает. С другой стороны, менеджеру предоставляется возможность сделать подчиненному замечание не в официальной обстановке и с глазу на глаз. В Японии избегают выговоров, выносимых публично. Считается, что у работника, «потерявшего лицо» в результате публичного нагоняя, обида за пережитое унижение способна заслонить осознание справедливости наказания. Считается, что атмосфера панибратства, образующаяся за столом, не умаляет престижа и не подрывает авторитета руководителя.
Дав общую характеристику японскому менеджменту, сформулируем несколько рекомендаций, позволяющих установить деловые контакты с японцами:
- визитки в Японии вручать нужно, наклонившись на 45% и обязательно двумя руками;
- по поводу дресс-кода следует помнить о запрете татуировок. Если в Англии татуировки у 20% населения, то в Японии этот показатель равен 1%. Дело в том, что нанесенная татуировка означает в этой стране принадлежность к криминальному миру. Поэтому татуировки следует скрывать от чужих глаз;
- темы личной жизни в Японии не приветствуются. Здесь не принято интересоваться чужими переживаниями и давать советы. Также не принято выставлять на показ свои чувства;
- в гости приглашать в Японии не принято. Фраза «заходите как-нибудь» представляет собой лишь красивый оборот речи, не предусматривающий каких-либо действий. Однако если японец позвал в гости к себе домой, то найти его жилище непросто, так как номером дома является его кадастровый номер. Поэтому если японец приглашает в гости, то он присылает схему проезда или встречает гостя на ближайшей станции метро. Следует помнить: если японец заходит в дом, то он обязательно снимает обувь;
- существует важное правило при вручении подарков. Их нельзя открывать в присутствии подарившего. Часто в качестве подарка выступают деньги. Подкупить полицейских в Японии невозможно. Взятки в полиции не берут;
- заключая сделки, следует помнить, что у японцев не принято подписывать документы. Вместо подписи используют «ханко» - индивидуальные печати, которые есть у каждого японца (см. рисунок 1);
- не принято брать чужое. Если человек потерял документы в метро, то в 90% случаев он найдет свою потерю. Во время землетрясений здесь нет мародерства. А Токио считается одним из самых безопасных городов мира. Опасаться стоит только местных обезьян, которые с легкостью похищают личные вещи прохожих. Для самих японцев это превращается в проблему: выезжая в другие страны, они нередко становятся жертвами карманников.
И в завершение настоящего обзора коснемся вопроса о статусах в деловой среде. Владелец японского супермаркета, обслуживающего население всего городка, почтительно склоняет голову перед работником местного филиала столичной фирмы. Здесь не столь важны деньги, как место, в котором они зарабатываются.
Выводы
Проведенное исследование позволяет сделать выводы, что японская система менеджмента базируется на местном менталитете, уже первое знакомство с которым говорит нам о большой дистанции в ментальности между русскими и японцами. Достаточно привести две ситуации, которые диаметрально рассматриваются в культуре этих народов. Первое – это принципиально противоположное отношение к самоубийству, о котором хорошо известно. Второе – отсутствие такого понятия в японском менталитете как «покаяние», характерное для россиян. Заметим, что при желании список различий можно легко продолжить. Следовательно, японский менталитет, на котором основан японский менеджмент, по сути, прямо противоположен российскому. Подчеркнем, что все сказанное в настоящей статье не преследует цели разобщить народы обеих стран. Напротив, понимание того, что перед нами представители иной деловой культуры, абсолютно непохожей на нашу, уважение к инокультурным партнерам позволит избежать многих ошибок в коммуникации и наладить взаимовыгодные деловые бизнес-контакты.
Список литературы
- Батусова А.О., Молодецкая Д.А. Зарубежный опыт в управлении: особенности японского менеджмента // Бизнес и дизайн ревю. 2019. № 1 (13). С. 4.
- Гайфуллина А.Ф., Гладкоскок А.Д. Применение японского менеджмента в России // Менеджмент и маркетинг в различных сферах деятельности. Сборник научных трудов. Под редакцией И.Я. Рувенного. Уфа: УГАТУ, 2019. С. 63-66.
- Городничев С.В., Якушина О.С., Назырова Е.А. Японская модель управления и проблемы ее использования в России // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. 2018. № 1. С. 71-73.
- Даниленко М.И., Поморцев В.К. Модель организации в современной экономике // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. № 7 (65). С. 74-76.
- Загайнова А.В., Иванова А.В. Сравнительный анализ управления персоналом в России и Японии // Научно-практические исследования. 2020. № 11-6 (34). С. 9-12.
- Зонов Б.Д., Саттаров Р.Г., Аверин А.Н. Японский менеджмент: значение для антикризисного управления. Учебное пособие. (2-е издание, переработанное и дополненное). Ижевск: Ижевская государственная сельскохозяйственная академия, 1999. 202 с.
- Исакова Д.А. Сущность японской системы «Кайдзен» и возможности ее применения в российских компаниях // Журнал научных и прикладных исследований. 2015. № 12. С. 52-55.
- Кэммоку А., Кузнецова Е. Безвыходное положение // Вокруг света. 2020. № 6 (2957). С. 118.
- Купцов П.С. Сравнительный анализ основных моделей менеджмента // Via scientiarum - Дорога знаний. 2021. № 1. С. 67-73.
- Мельников М.С. Модели современного менеджмента (сравнительная характеристика американского и японского менеджмента) // Человеческий капитал и профессиональное образование. 2013. № 1 (5). С. 28-34.
- Оу Ингиу. Японский менеджмент. М.: Эксмо, 2007. 160 с.
- Рохмина Е.Б. Сравнительный анализ американской и японской моделей менеджмента // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 2 (29). С. 22.
- Хлынов В. Япония. «Секреты» управления персоналом // Азия и Африка сегодня. 1996. № 4. С. 51.
- Юсупова Т.А. Модель организации в современной экономике // Евразийское Научное Объединение. 2020. № 9-1 (67). С. 79-80.
- Shibata S. Digitalization or flexibilization? The changing role of technology in the political economy of Japan // Review of International Political Economy. 2021. DOI10.1080/09692290.2021.1935294
References
- Batusova A.O., Molodetskaya D.A. Zarubezhnyy opyt v upravlenii: osobennosti yaponskogo menedzhmenta (Foreign experience in management: features of Japanese management), Biznes i dizayn revyu, 2019, no 1, (13), p. 4.
- Gayfullina A.F., Gladkoskok A.D. Primeneniye yaponskogo menedzhmenta v Rossii (Application of Japanese management in Russia), Menedzhment i marketing v razlichnykh sferakh deyatelnosti. Sbornik nauchnykh trudov. Pod redaktsiyey I.Ya. Ruvennogo. Ufa: UGATU, 2019, pp. 63-66.
- Gorodnichev S.V., Yakushina O.S., Nazyrova Ye.A. Yaponskaya model upravleniya i problemy yeye ispolzovaniya v Rossii (Japanese management model and problems of its use in Russia), Vestnik Tulskogo filiala Finuniversiteta, 2018, no 1, pp. 71-73.
- Danilenko M.I., Pomortsev V.K. Model organizatsii v sovremennoy ekonomike (Organization model in the modern economy), Ekonomika i biznes: teoriya i praktika, 2020, no 7 (65), pp. 74-76.
- Zagaynova A.V., Ivanova A.V. Sravnitelnyy analiz upravleniya personalom v Rossii i Yaponii (Organization model in the modern economy), Nauchno-prakticheskiye issledovaniya, 2020, no 11-6 (34), pp. 9-12.
- Zonov B.D., Sattarov R.G., Averin A.N. Yaponskiy menedzhment: znacheniye dlya antikrizisnogo upravleniya (Japanese Management: Implications for Crisis Management). Uchebnoye posobiye. (2-ye izdaniye, pererabotannoye i dopolnennoye). Izhevsk: Izhevskaya gosudarstvennaya sel'skokhozyaystvennaya akademiya, 1999. 202 p.
- Isakova D.A. Sushchnost yaponskoy sistemy «Kaydzen» i vozmozhnosti yeye primeneniya v rossiyskikh kompaniyakh (The essence of the Japanese system "Kaizen" and the possibility of its application in Russian companies), Zhurnal nauchnykh i prikladnykh issledovaniy, 2015, no 12, pp. 52-55.
- Kemmoku A., Kuznetsova Ye. Bezvykhodnoye polozheniye (Stalemate), Vokrug sveta, 2020, no 6 (2957), p. 118.
- Kuptsov P.S. Sravnitelnyy analiz osnovnykh modeley menedzhmenta (Comparative analysis of the main management models), Via scientiarum - Doroga znaniy, 2021, no 1, pp. 67-73.
- Melnikov M.S. Modeli sovremennogo menedzhmenta (sravnitelnaya kharakteristika amerikanskogo i yaponskogo menedzhmenta) (Models of modern management (comparative characteristics of American and Japanese management), Chelovecheskiy kapital i professionalnoye obrazovaniye, 2013, no 1 (5), pp. 28-34.
- Ou Ingiu. Yaponskiy menedzhment (Japanese management). M.: Eksmo, 2007. 160 p.
- Rokhmina Ye.B. Sravnitelnyy analiz amerikanskoy i yaponskoy modeley menedzhmenta (Comparative analysis of American and Japanese management models), Ekonomika i menedzhment innovatsionnykh tekhnologiy, 2014, no 2 (29), p. 22.
- Khlynov V. Yaponiya. «Sekrety» upravleniya personalom («Secrets» of personnel management), Aziya i Afrika segodnya, 1996, no 4, p. 51.
- Yusupova T.A. Model organizatsii v sovremennoy ekonomike (Organization model in the modern economy), Yevraziyskoye Nauchnoye Obyedineniye, 2020, no 9-1 (67), pp. 79-80.
- Shibata S. Digitalization or flexibilization? The changing role of technology in the political economy of Japan, Review of International Political Economy, 2021, DOI10.1080/09692290.2021.1935294
Рецензент:
Девлетов Олег Усманович – АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопоповский переулок, 9), доктор политических наук, oleg-devletov@mail.ru
Devletov Oleg Usmanovich - Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129090, Moscow Protopopovskiy lane, 9), Doctor of Political Science, oleg-devletov@mail.ru
Работа поступила в редакцию: 01.10.2021 г.