Котышов А.В., Кочнова Ю.В. «Современный стиль» в советском фарфоре периода оттепели

ИСКУССТВО. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ 

Образец ссылки на эту статью: Котышов А.В., Кочнова Ю.В. «Современный стиль» в советском фарфоре периода оттепели // Бизнес и дизайн ревю. 2021.  № 4 (24). С. 10. 

УДК 745/749 

«СОВРЕМЕННЫЙ СТИЛЬ» В СОВЕТСКОМ ФАРФОРЕ ПЕРИОДА ОТТЕПЕЛИ 

Котышов Александр Владимирович 

ФБГОУ ВО Гжельский государственный университет, Россия, Гжель (140155, Московская область, Раменский район, пос. Электроизолятор, 67), профессор, кафедра декоративно-прикладного искусства и дизайна, akotyshov@mail.ru, +7-916-543-31-78.

 Кочнова Юлия Валерьевна 

ФБГОУ ВО Гжельский государственный университет, Россия, Гжель (140155, Московская область, Раменский район, пос. Электроизолятор, 67), студент 2 курса магистратуры, направление подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», yul.co4nova@yandex.ru, +7-915-090-03-91.

Аннотация. В статье дается определение «современного стиля» в искусстве СССР в период «оттепели», показывается его проявление в декоративно-прикладном искусстве. Также исследуются предпосылки к возникновению «современного стиля», влияние государства на его зарождение и развитие, его особенности и значимость в декоративно-прикладном искусстве, и, в частности, в искусстве фарфора. Рассматриваются художественные особенности советского фарфора, созданного в период с 1954 по 1964 годы.

Ключевые слова: советский фарфор; современный стиль; советское искусство; декоративно-прикладное искусство; искусство оттепели; керамика; декор; форма.

«MODERN STYLE» IN SOVIET PORCELAIN OF THE THAW PERIOD 

Kotyshov Aleksandr Vladimirovich 

Gzhel state University, Russia, Gzhel (140155, Moscow region, Ramensky district, village of Elektroizolyator, 67), Professor, Department of decorative and applied arts and design, akotyshov@majl.ru, +7-916-543-31-78. 

Kochnova Yuliya Valerevna 

Gzhel state University, Russia, Gzhel (140155, Moscow region, Ramensky district, village of Elektroizolyator, 67), 2nd year student of the master's degree, the direction of training "Decorative and applied arts and crafts", yul.co4nova@yandex.ru, +7-915-090-03-91. 

Abstract. The article defines the "modern style" in the art of the USSR during the thaw, shows its manifestation in decorative and applied art. The prerequisites for the emergence of the "modern style", the influence of the state on its origin and development, its features and significance in decorative and applied art, and, in particular, in the art of porcelain, are also investigated. The artistic features of Soviet porcelain created in the period from 1954 to 1964 are considered.

Keywords: soviet porcelain; modern style; soviet art; decorative and applied art; thaw art; ceramics; decor; form.

Введение

«Оттепелью» принято называть период в истории СССР, начавшийся после смерти И.В. Сталина, и продолжавшийся около 10 лет (середина 1950-х — середина 1960-х годов). Советская власть провозгласила радикальный разрыв с предшествующей эпохой, культ личности Сталина был подвергнут критике, произошла либерализация режима, что послужило возникновению краткого, но плодотворного периода творческой работы. Все это не могло не отразиться на художественном процессе, в том числе – и в декоративно-прикладном искусстве, причем, в последнем, наиболее зримо. Период хрущевской оттепели стал толчком для переосмысления роли декоративно-прикладного искусства в формировании предметно-пространственной среды советского человека [1, 2]. Начались поиски новых выразительных средств в каждом из видов изобразительного искусства, поиски динамичности, лаконизма, простоты, фабулы, обобщенности при эмоциональности и остроте самого характерного [4, с. 232]. 

Цель исследования – выявление особенностей «современного стиля» в изобразительном искусстве СССР, а также исследование проявления данного стиля в художественном фарфоре. 

Объект исследования – «современный стиль» в советском изобразительном искусстве 1950-1960-х годов.  

Предмет исследования – художественный фарфор, выполненный в «современном стиле».

Задачи для решения поставленной цели:

– рассмотреть причины возникновения «современного стиля» в искусстве СССР, а также его особенности;

– определить какое влияние «современный стиль» оказал на декоративно-прикладное искусство в целом, и художественный фарфор в частности;

– исследовать конкретные произведения, выполненные из фарфора в «современном стиле» художниками-керамистами в 1950-1960-х годах.

Методы исследования: визуальное восприятие, сравнительный анализ, стилистический анализ, обобщение. 

Результаты исследования и их обсуждение 

Стиль в искусстве, сложившийся в данный временной период получил название «современный». «Современный стиль» пришел на смену стилю «триумф», который создавал детализированный изобразительный аналог литературных произведений. Власть сама воздействовала на искусство, поскольку необходимо было решать проблемы организации массового строительства и заполнять рынок доступной для людей продукцией, которые бы также отражали коммунистическую утопию и нацеленность государства на будущие достижения. Таким образом, власть начинает интегрировать художников на различные производства товаров. Своеобразие «современного стиля» заключается в том, что в его основе лежали мечты не о новом стиле, а о новой жизни [6, с. 3].

Ориентация на организацию быта, эстетическое воспитание советского человека, а также развитие его художественного вкуса становятся в 1950-1960-е годы главными задачами декоративно-прикладного искусства. Во всех отраслях искусства начинает просматриваться авторское уникальное творчество, которое существовало как в рамках штата государственных заводов и предприятий, так и в рамках самостоятельных художественных проектов [3]. К общим требованиям, предъявляемым к изделиям всех отраслей декоративного искусства, можно отнести функциональность, конструктивность, технологичность и эстетичность. Эстетика и красота, в первую очередь, усматриваются в том, чтобы подчеркнуть свойства материала, его особенности, цвет, пластичность форм. Разрабатываются формы-символы, рассчитанные на определенные ассоциации и воображение.

Соответствующие тенденции можно наблюдать и у мастеров художественного фарфора. Художники-керамисты в росписи изделий подчеркивают красоту самой фарфоровой массы, что способствует обретению ценности декора как украшения гладкой, незаписанной формы изделия. Роспись, таким образом, усиливает эстетические свойства фарфора. «Оттепель» в фарфоре проявилась в активной разработке форм, обновлении тематики росписей, выработке новаторского художественного языка, который можно обозначить как декоративный минимализм [10, с. 52].

В развитии и стабилизации идейно-творческих тенденций в советском искусстве начала 1960-х годов важное место принадлежит художникам, выступившим впервые на рубеже 1950-1960-х годов. Фарфор 1960-х годов зачастую декорируется при помощи цветных пятен, роспись занимает только часть поверхности предметов. Яркие пятна цвета создают акцент и подчеркивают конструкцию формы и белизну материала.

Ведущая роль в процессе разработки нового художественного языка принадлежала скульпторам и художникам Ленинградского фарфорового завода им. М.В. Ломоносова. Уже во второй половине 1950-х художники других областей, фарфористы используют прием метафоричности формы и декора, рассчитанный на ассоциации с определенными образами реальной действительности. Примерами таких работ служат сервизы «Полосатенький» (1956 - 1957) Н.М. Павловой, «Русский лубок» (1956) А.В. Воробьевского.  «Русский лубок» Воробьевского – это фарфоровый сервиз, с удивительно гармоничным миром яркого и праздничного декора в красно-сине-золотой цветовой гамме. Обращаясь к истокам народного творчества, художник создавал эмоционально образные, сочные по колориту произведения, вдохновляясь сказками, былинами, ярмарочными балаганами с неизменными каруселью и скоморохами, народным театром и его героями.





Своеобразная «оттепель» до «оттепели» проявляется и в фарфоровой пластике, например, в творчестве Галины Столбовой, ее произведениях «Мальчик с собакой» 1951 г. и «Мальчик на пляже» 1954 г., в которых также заметно зарождение новых тенденций в искусстве. Действительно, в 1950-е - 1960-е гг. мелкая фарфоровая пластика приобретает новые, не свойственные ей ранее функции — она становится важным элементом интерьера типового советского жилья [8, с. 64]. В 1960-е гг. ленинградский скульптор А.А. Киселев создает серию фарфоровых статуэток к балету «Бахчисарайский фонтан» на Ленинградском заводе фарфоровых изделий. Традиция создания статуэток из фарфора на темы балета стала массовой, включаясь в пространство повседневной культуры. Анализируя работы советских мастеров мелкой фарфоровой пластики 1950-х - 1960-х годов можно говорить о том, что фарфоровые произведения, тиражируемые на производствах в указанный период, впервые становятся важной составляющей и активно включаются в пространство дома советского человека.

В 1960-е годы тенденции «современного стиля» проявляются в сервизах «Птица» (1960) Т.И. Воскресенской, «Солнышко» А.А. Гузанова и М.Ф. Лютовой, сделанные на Дулевском заводе. Интерпретация различных мотивов в «оттепельном» фарфоре отличается тяготением к стилизации, лаконичностью колористического решения. К примеру, цветочные мотивы в фарфоровых изделиях 1960-х годов выполняются в росписи условно, тяготеют к геометрическим формам, при этом роспись выглядит непосредственно и свободно [5]. Одним из ярких примеров фарфорового искусства «оттепели» является сервиз «Июльский сад», выполненный Т.Н. Безпаловой-Михалевой в 1962 г. Форма сервиза имеет легкую асимметрию и острые очертания; роспись сочетает в себе широкие мазки и тонкую графику. В раннем советском фарфоре графические элементы активно вводились в роспись С.В. Чехониным. В 1960-е гг. эта тенденция получила развитие в творчестве многих художников Ленинградского фарфорового завода им. М. В. Ломоносова [9, с. 58]. Художница выстраивает форму цвета при помощи его геометризации, используя переходы оттенков розового от темного к светлому при наложении мазков. Таким образом, предметы сервиза прекрасно демонстрируют богатство условного языка.

В росписи сервиза С.П. Богдановой «Селеновая роза», созданной в 1962 г., оранжевые и темно-красные стилизованные розы украшают поверхность блюдец и крышек. Минималистичный, однако яркий декор эффектно подчеркивает белизну фарфора, создавая контраст росписи и материала.



Одним из самых ярких примеров творческого переосмысления растительных мотивов в стилистике декоративного минимализма является сервиз «Березка» Э.М. Криммера (1959) [10, с. 55]. Художник при помощи минимальных средств выразительности передал в сервизе свою любовь к природе родного края. Особое внимание следует уделить форме сервиза, которая заимствована из народного искусства, так любимого художником.



Выводы

Таким образом, можно говорить о том, что в 1950-1960-е годы благодаря новым задачам декоративное искусство приобретает массовый и утилитарный характер, чему способствует изменение условий производства [7].

Немаловажную роль играет значимость декоративно-прикладного искусства в контексте культуры государства. Формируется «современный стиль», и что немаловажно, его становление происходит именно в сфере создания бытовых предметов. Функциональные предметы становятся уникальными объектами для творчества художников, что также отражается и в фарфоровом искусстве. Общими тенденциями в создании фарфоровых изделий являются акцент художников на эстетике фарфора как материала, активная разработка форм, сильная стилизация элементов и мотивов росписи и обновление ее тематики.  

Список литературы

  1. Андреева Е.Ю. Стратегия полисной жизни. Идеология и эстетика советского искусства второй половины 1950-х - 1960-х годов в Ленинграде // Искусствознание. 2017. № 4. С. 174-191.
  2. Декоративно-прикладное искусство 1966 год – Всеобщая история искусств. Том 6 И. Бибикова (1917-1945 гг.) И. Рязанцев (1945-1965 гг.). URL: http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000029/stshtml (дата обращения 11.10.2021).
  3. История русского и советского искусства // М.М. Алленов, О.С. Евангулова и др. М.: Высшая школа, 1979. 383 с.
  4. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 2000. 407 с.
  5. Кирюшина Ю.В. История декоративно-прикладного искусства. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2016. 112 с.
  6. Красильникова Т.В. «Современный стиль» в советском декоративно-прикладном искусстве периода «оттепели»: специальность 17.00.04 «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура». Автореферат диссертации на соискание уч. степени канд. искусствоведения. Москва, 2004. 20 с.
  7. Котышов А.В., Смирнова М.А. Художественная майолика Гжели: традиции и современное звучание // Бизнес и дизайн ревю. 2021. № 1 (21). С. 8.
  8. Сапанжа О.С., Баландина Н.А. Советская фарфоровая мелкая пластика в пространстве повседневной культуры 1950-х - 1960-х годов: к вопросу развития художественных образов // Новое искусствознание. История, теория и философия искусства. 2019. № S1. С. 64-70.
  9. Шик И.А. Творчество Т. Н. Безпаловой-Михалевой и М.Н. МОХА 1960-х годов и традиции агитационного фарфора // Новое искусствознание. История, теория и философия искусства. 2019. № S1. С. 57-63.
  10. Шик И.А. Флоральные мотивы в фарфоре «оттепели» // Новое искусствознание. История, теория и философия искусства. 2020. № 4. С. 52-59. 

 References 

  1. Andreyeva Ye.Yu. Strategiya polisnoy zhizni. Ideologiya i estetika sovetskogo iskusstva vtoroy poloviny 1950-kh - 1960-kh godov v Leningrade (Strategy of policy life. Ideology and aesthetics of Soviet art of the second half of the 1950s - 1960s in Leningrad), Iskusstvoznaniye, 2017, no 4, pp. 174-191.
  2. Dekorativno-prikladnoye iskusstvo 1966 god – Vseobshchaya istoriya iskusstv. Tom 6 I. Bibikova (1917-1945 gg.) I. Ryazantsev (1945-1965 gg.). URL: http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000029/st010.shtml (data obrashcheniya 11.10.2021).
  3. Istoriya russkogo i sovetskogo iskusstva (History of Russian and Soviet art), M.M. Allenov, O.S. YEvangulova i dr. M.: Vysshaya shkola, 1979. 383 p.
  4. Ilina T.V. Istoriya iskusstv. Otechestvennoye iskusstvo (History of Art. Domestic art). 3-ye izd., pererab. i dop. M.: Vysshaya shkola, 2000. 407 p.
  5. Kiryushina Yu.V. Istoriya dekorativno-prikladnogo iskusstva (History of decorative and applied art: studies. manual). Barnaul: Izd-vo AltGU, 2016. 112 p.
  6. Krasilnikova T. V. «Sovremennyy stil» v sovetskom dekorativno-prikladnom iskusstve perioda ottepeli («Modern style» in the Soviet decorative and applied art of the thaw period): spetsialnost 17.00.04 «Izobrazitelnoye i dekorativno-prikladnoye iskusstvo i arkhitektura». Avtoreferat dissertatsii na soiskaniye uch. stepeni kand. iskusstvovedeniya. Moskva, 2004. 20 p.
  7. Kotyshov A.V., Smirnova M.A. Khudozhestvennaya mayolika Gzheli: traditsii i sovremennoye zvuchaniye (Artistic majolica of Gzheli: traditions and modern sound), Biznes i dizayn revyu, 2021, no 1 (21), p. 8.
  8. Sapanzha O.S., Balandina N.A. Sovetskaya farforovaya melkaya plastika v prostranstve povsednevnoy kultury 1950-kh - 1960-kh godov: k voprosu razvitiya khudozhestvennykh obrazov (Soviet porcelain small plastic in the space of everyday culture of the 1950s - 1960s: on the issue of the development of artistic images), Novoye iskusstvoznaniye. Istoriya, teoriya i filosofiya iskusstva, 2019, no S1, pp. 64-70.
  9. Shik I.A. Tvorchestvo T. N. Bezpalovoy-Mikhalevoy i M.N. MOKHA 1960-kh godov i traditsii agitatsionnogo farfora (Creativity of T. N. Bezpalova-Mikhaleva and M. N. MOKH of the 1960s and traditions of propaganda porcelain), Novoye iskusstvoznaniye. Istoriya, teoriya i filosofiya iskusstva, 2019, no S1, pp. 57-63.
  10. Shik I.A. Floralnyye motivy v farfore «ottepeli» (Floral motifs in porcelain «thaw»), Novoye iskusstvoznaniye. Istoriya, teoriya i filosofiya iskusstva, 2020, no 4, pp. 52-59.

Рецензент:

Рымшина Татьяна Алексеевна - АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопоповский переулок, 9),  кандидат искусствоведения, доцент, член ВТО ОО «Союз художников России», trymshina@mail.ru, +7-926-440-57-96.

Rymshina Tatyana Alekseevna - Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129090, Moscow, Protopopovskiy lane, 9/1), candidate of study of art, associate professor, member of WTO OO «Union of artists of Russia» of trymshina@mail.ru, +7-926-440-57-96.

Работа поступила в редакцию: 13.11.2021 г.