Акашкина Е.В., Гладкова Л.А. Участие молодежи в местном самоуправлении
Акашкина Е.В., Гладкова Л.А. Участие молодежи в местном самоуправлении
ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ
Образец ссылки на эту статью: Акашкина Е.В., Гладкова Л.А. Участие молодежи в местном самоуправлении // Бизнес и дизайн ревю. 2021. № 4 (24). С. 9.
УДК 352, 005.3
УЧАСТИЕ МОЛОДЕЖИ В МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ
Акашкина Екатерина Витальевна
ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, Москва, Россия (127550, Москва, ул. Тимирязевская, 49), студентка 4 курса бакалавриата института экономики и управления АПК, akashkina.katya@yandex.ru, +7-903-716-08-33
Гладкова Людмила Анатольевна
ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, Москва, Россия (127550, Москва, ул. Тимирязевская, 49), к.э.н., доцент кафедры государственного и муниципального управления и туризма института экономики и управления АПК, gla13@mail.ru, +7-985-164-01-24
Аннотация. В статье раскрываются формы участия молодежи в рамках целей и принципов местного самоуправления и молодежной политики. Цель исследования: изучение форм гражданского участия молодежи в местном самоуправлении и разработка концептуальной модели социального партнерства молодежи, молодежных общественных организаций и органов местного самоуправления. Методы исследования: анализ, сравнение, оценка графических данных. Проанализированы изменения участия молодежи в развитии местного самоуправления, представлена концептуальная модель взаимодействия органов муниципального управления и молодежных организаций.
Ключевые слова: гражданская активность; молодежная политика; местное самоуправление; формы участия в местном самоуправлении; инициативное бюджетирование.
YOUTH PARTICIPATION IN LOCAL GOVERNMENT
Akashkina Ekaterina Vitalevna
Russian State Agrarian University – Moscow Timiryazev Agricultural Academy (127550, Moscow, Timiryazevskaya st., 49), 4th year student, akashkina.katya@yandex.ru, +7-903-716-08-33
Gladkova Lyudmila Anatolevna
Russian State Agrarian University – Moscow Timiryazev Agricultural Academy (127550, Moscow. Timiryazevskaya st., 49), Associate Professor of the Department of State and Municipal Management and Tourism, gla13@mail.ru, +7-985-164-01-24
Abstract. The article reveals the forms of youth participation within the framework of the goals and principles of local self-government and youth policy. Purpose of the study: to study the forms of civic participation of youth in local government and develop a conceptual model of social partnership between youth, youth public organizations and local government bodies. Research methods: analysis, comparison, evaluation of graphic data. Changes in the participation of young people in the development of local self-government are analyzed, a conceptual model of interaction between municipal authorities and youth organizations is presented.
Keywords: civic engagement; youth policy; local self-government; forms of participation in local self-government; initiative budgeting.
Введение
Включение молодежи в процессы управления составляет одно из важнейших направлений интеграции нового поколения в общественные отношения. Участие молодежи, в местном самоуправлении может способствовать трансформации и обогащению процесса принятия управленческих решений, основанных на разнообразных взглядах и подходах к решению вопросов местного значения. Взаимодействие местного сообщества и органов местного самоуправления ведет не только к наращиванию гражданского потенциала, но и к росту подотчетности в системе публичного управления и способствует формированию доверия населения. Однако, исследования показывают, что молодежь слабо вовлечена в решение вопросов местного значения. Таким образом, необходимо формировать эффективную модель социального партнерства молодежи и органов местного самоуправления с учетом нетрадиционных (альтернативных) форм гражданской активности молодежи.
Целью исследования является изучение форм гражданского участия молодежи в местном самоуправлении и разработка концептуальной модели социального партнерства молодежи, молодежных общественных организаций и органов местного самоуправления.
Методы исследования
В основе нашего исследования лежит метод моделирования. Представляется целесообразным выстраивать модель взаимодействия инициативной молодежи (молодежных объединений) и органов местного самоуправления (МСУ), опираясь на некоторые объективные аспекты, выявленные путем анализа, сравнения, оценки графических данных.
Результаты исследования и их обсуждение
В контексте участия молодежи в местном самоуправлении необходимо рассматривать механизмы вовлечения молодежи в пространство местного самоуправления и принятия решений по вопросам местного значения в целях увеличения влияния молодых людей на принятие муниципальных решений, увеличения явки избирателей на муниципальные выборы, роста конструктивной гражданской активности молодежи в процессе муниципального управления и развития.
Взаимодействие органов местного самоуправления и местного сообщества должно строиться на принципах социального партнерства, предполагающих, что стороны выступают как равнозначные партнеры в процессе достижения единой цели — повышения уровня и качества жизни населения муниципального образования.
Участие молодежи в местном самоуправлении возможно в виде двух форм: традиционной и альтернативной [5] (таблица 1).
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» предлагает гражданам нашей страны различные формы активного участия в развитии местного самоуправления [7].
Однако в настоящее время наблюдается картина низкого участия молодого поколения в жизни муниципальных образований. Этому препятствует неготовность местных сообществ и представляющих их социальных групп, в том числе молодежи, принимать участие в местном самоуправлении или непосредственно осуществлять местное самоуправление [2]. Низкий уровень непосредственного участия граждан, особенно молодежи, в местном самоуправлении, низкий уровень гражданской активности молодежи препятствуют развитию социального партнерства.
Однако в последнее время наблюдается рост числа инициатив со стороны государства, способствующих вовлечению молодежи в сферы деятельности на самых разных уровнях — международном, региональном и местном [4]. Главная роль в деле вовлечения молодежи в жизнь общества отводится именно муниципальным образованиям, потому что они ближе всех находятся к молодежи.
Для того чтобы молодежь могла реализовывать свои идеи и улучшилось ее социально-экономическое положение в стране, Правительством Российской Федерации утверждены Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 г. Данный документ определяет систему принципов, приоритетных задач и механизмов, обеспечивающих реализацию государственной молодежной политики, а также дает понятие и возрастные рамки, относящие граждан России к возрастной категории молодежь.
Исходя из содержания документа, одной из задач является «развитие моделей молодежного самоуправления и самоорганизации в ученических, студенческих и трудовых коллективах, а также по месту жительства». Для воплощения в жизнь этой задачи в субъектах и муниципалитетах создаются органы молодежного самоуправления.
Создание таких органов позволяет активизировать молодежь, привлечь ее к политической жизни страны, включает ее в коллективную деятельность, позволяет ей создавать новые проекты и продукты, ведет к развитию территорий и положительно влияет на тех молодых людей, которые подверглись негативному социальному воздействию.
Один из примеров таких органов − Молодежный парламент муниципального образования города Сергиев Посад. Возможность формирования Молодёжного парламента отражена в действующем Уставе Сергиево-Посадского городского округа, где разъяснено, что он нужен для реализации инициатив молодёжи в сфере социально-экономической и молодёжной политики.
Впервые молодежный парламент был создан в конце октября 2011 г. по итогам конкурса социальных проектов. Направлений работы предполагалось много — экология, спорт, помощь инвалидам, конкурс компьютерных IT-проектов и т.д. Данный орган создан на добровольных началах при городской Думе Сергиева Посада, является коллегиальным, консультативным и совещательным, а также избирается молодыми гражданами муниципального образования город Сергиев Посад в возрасте от 14 до 30 лет, при помощи голосования. Полномочия молодежного парламента составляют два года. В каждый созыв входят 14 человек: 10 избранных кандидатов и по одному представителю от молодежных организаций, зарегистрированных в районе, Молодая Гвардия Единой России, спортивные клубы «Экстремал», «Желание Есть» и патриотический клуб «Плацдарм» [6]. Данный орган действует на территории муниципального образования в течение шести лет и ведет свою деятельность по всем сферам, требующим внимания и свежего взгляда молодого поколения.
Вскоре после первого заседания Молодёжный парламент утвердил свою программу, в которой наблюдатели отмечали акцию «Объединяя район» (работа с молодёжью отдалённых поселений), проект по раздельному сбору мусора, создание новой редакции «Книги памяти», бесплатные юридическую и психологическую консультации для населения. Для дальнейшей работы были утверждены регламент, положения о комиссиях, территориальном закреплении, благодарностях и конкурсах.
В течение двух последующих лет первый созыв Молодёжного парламента проводил регулярные заседания, а между ними — различные «круглые столы», конференции и конкурсы, была организована семимесячная «Школа молодого парламентария».
По итогам работы полученный молодыми парламентариями опыт оказался полезен, по крайней мере, в смысле кадрового резерва власти: шесть человек баллотировались в местные Советы, двое из них успешно, трое поступили на работу на руководящие должности в администрации района, четверо стали помощниками депутатов.
Одним из проявлений активной поддержки молодежной инициативы в местном самоуправлении является наличие муниципальных социальных программ «Молодежные инициативы», данная программа является относительно молодой в данном муниципальном образовании и действует лишь с 2019 года, но уже есть значительные положительные результаты. Молодежь активно участвует в различных социальных проектах муниципального образования через инициативное бюджетирование (таблица 1).
Инициативное бюджетирование — одна из наиболее успешных форм общественного участия в бюджетном процессе, посредством которого происходит тесное взаимодействие органов власти и граждан в вопросах местного самоуправления.
Инициативное бюджетирование предполагает конструктивное вовлечение граждан в бюджетный процесс, грамотную трактовку ими информации о структуре бюджетных расходов и выдвижение обоснованных общественных инициатив о перераспределении бюджетных средств на новые задачи.
Данная форма общественного участия наиболее полно позволяет гражданам муниципального образования участвовать в разработке и реализации социально-значимых программ.
В рамках конкурса инициативного бюджетирования проектов Сергиево-Посадского городского округа в 2019 г. приняли участие в конкурсе всего два проекта, в 2020 г. шесть проектов, а в 2021 г. уже восемь молодежных проектов, голосование по которым проводилось на официальном сайте администрации городского округа (рисунок 1).
Инициативными молодежными организациями были предложены проекты по открытию скейтпарка, открытых кинопоказов и благоустройству территорий, организации велопробегов и др. По результатам рассмотрения проекта инициативного бюджетирования, координатор муниципальной программы Сергиево-Посадского района осуществляет подготовку заключения о возможности или невозможности реализации проекта инициативного бюджетирования в рамках соответствующей муниципальной программы Сергиево-Посадского района.
При надлежащей поддержке эти проекты, их успехи, равно как и просчеты, также могут помочь молодежи воспитать в себе чувство ответственности и самостоятельности, став таким образом активными членами общества. Поэтому местным и региональным властям следует содействовать реализации таких проектов, независимо от их масштабов, привлекая к их осуществлению специалистов и предоставляя финансовую, материальную и техническую помощь.
Практика реализации подобных проектов и инициатив показывает, что такая форма работы непосредственно приближена к реалиям современной жизни. Учитывая, что молодежь выдвигает свои инициативы и проекты от муниципального до государственного уровня, а сферы, в которых они реализуются, затрагивают практически все области общественной жизни, во многих субъектах Российской Федерации законодательно закреплена государственная поддержка реализации молодежных инициатив и проектов [1].
В процессе реализации проекта большинство участников инициативных проектов столкнулись с рядом сложностей, решение которых повлияет на эффективность последующих проектов.
Так, разработка проектно–сметной документация (ПСД) очень жестоко регламентирована постановлением Правительства РФ, из-за этого администрация не имеет права финансирования разработки ПСД для проектов такого типа. Эта задача ложится на плечи инициативной группы, поэтому необходимо заранее позаботиться о том, чтобы эту задачу взял на себя кто-то из ее участников, либо организовать сбор средств и заказать разработку проекта в частном порядке [10].
Начиная с 2017 г. использование интернет-сервисов для краудсорсинга идей и предложений жителей по улучшению общественной инфраструктуры начинает становиться настоящим трендом в России. Сбор средств через краудфандинговую платформу позволит не только собрать нужную сумму, но и привлечь внимание общественности, а краудсорсинг − найти человеческие ресурсы [9].
Немаловажным является эффективная коммуникация и взаимодействие, с органами муниципальной власти, так как это способствует преодолению различных административных барьеров и облегчает работу с подрядчиками.
Но самой острой проблемой является неосведомленность жителей о возможностях, предоставляемых при реализации целевых программ, а также сложный язык сформулированных в программы алгоритмов реализации по направлениям. В связи с этим в рамках деятельности студенческого научного общества кафедры государственного и муниципального управления и туризма РГАУ-МСХА была разработана модель взаимодействия молодежных инициативных групп и местных органов самоуправления (рисунок 2).
Выводы
В целом эффективная молодежная политика в системе государственного и муниципального управления должна способствовать формированию гражданской ответственности молодежи, путем поддержки различных проектов, тем самым создавая новое поколение менеджеров, понимающих основы, инструменты и механизмы государственно-частного партнерства, социальных и гражданских инициатив.
Список литературы
References
Рецензент:
Мальцева Елена Сергеевна - АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопоповский переулок, 9), кандидат экономических наук, заведующая кафедрой менеджмента и маркетинга, Maltsevs1@mail.ru, +7 (495) 684-25-26.
Maltseva Elena Sergeevna - Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129090, Moscow Protopopovskiy Lane, 9), candidate of economic Sciences, The Head of the Department of Management and Marketing, Maltsevs1@mail.ru, +7(495) 684-25-26.
Работа поступила в редакцию: 15.10.2021 г.
Образец ссылки на эту статью: Акашкина Е.В., Гладкова Л.А. Участие молодежи в местном самоуправлении // Бизнес и дизайн ревю. 2021. № 4 (24). С. 9.
УДК 352, 005.3
УЧАСТИЕ МОЛОДЕЖИ В МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ
Акашкина Екатерина Витальевна
ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, Москва, Россия (127550, Москва, ул. Тимирязевская, 49), студентка 4 курса бакалавриата института экономики и управления АПК, akashkina.katya@yandex.ru, +7-903-716-08-33
Гладкова Людмила Анатольевна
ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, Москва, Россия (127550, Москва, ул. Тимирязевская, 49), к.э.н., доцент кафедры государственного и муниципального управления и туризма института экономики и управления АПК, gla13@mail.ru, +7-985-164-01-24
Аннотация. В статье раскрываются формы участия молодежи в рамках целей и принципов местного самоуправления и молодежной политики. Цель исследования: изучение форм гражданского участия молодежи в местном самоуправлении и разработка концептуальной модели социального партнерства молодежи, молодежных общественных организаций и органов местного самоуправления. Методы исследования: анализ, сравнение, оценка графических данных. Проанализированы изменения участия молодежи в развитии местного самоуправления, представлена концептуальная модель взаимодействия органов муниципального управления и молодежных организаций.
Ключевые слова: гражданская активность; молодежная политика; местное самоуправление; формы участия в местном самоуправлении; инициативное бюджетирование.
YOUTH PARTICIPATION IN LOCAL GOVERNMENT
Akashkina Ekaterina Vitalevna
Russian State Agrarian University – Moscow Timiryazev Agricultural Academy (127550, Moscow, Timiryazevskaya st., 49), 4th year student, akashkina.katya@yandex.ru, +7-903-716-08-33
Gladkova Lyudmila Anatolevna
Russian State Agrarian University – Moscow Timiryazev Agricultural Academy (127550, Moscow. Timiryazevskaya st., 49), Associate Professor of the Department of State and Municipal Management and Tourism, gla13@mail.ru, +7-985-164-01-24
Abstract. The article reveals the forms of youth participation within the framework of the goals and principles of local self-government and youth policy. Purpose of the study: to study the forms of civic participation of youth in local government and develop a conceptual model of social partnership between youth, youth public organizations and local government bodies. Research methods: analysis, comparison, evaluation of graphic data. Changes in the participation of young people in the development of local self-government are analyzed, a conceptual model of interaction between municipal authorities and youth organizations is presented.
Keywords: civic engagement; youth policy; local self-government; forms of participation in local self-government; initiative budgeting.
Введение
Включение молодежи в процессы управления составляет одно из важнейших направлений интеграции нового поколения в общественные отношения. Участие молодежи, в местном самоуправлении может способствовать трансформации и обогащению процесса принятия управленческих решений, основанных на разнообразных взглядах и подходах к решению вопросов местного значения. Взаимодействие местного сообщества и органов местного самоуправления ведет не только к наращиванию гражданского потенциала, но и к росту подотчетности в системе публичного управления и способствует формированию доверия населения. Однако, исследования показывают, что молодежь слабо вовлечена в решение вопросов местного значения. Таким образом, необходимо формировать эффективную модель социального партнерства молодежи и органов местного самоуправления с учетом нетрадиционных (альтернативных) форм гражданской активности молодежи.
Целью исследования является изучение форм гражданского участия молодежи в местном самоуправлении и разработка концептуальной модели социального партнерства молодежи, молодежных общественных организаций и органов местного самоуправления.
Методы исследования
В основе нашего исследования лежит метод моделирования. Представляется целесообразным выстраивать модель взаимодействия инициативной молодежи (молодежных объединений) и органов местного самоуправления (МСУ), опираясь на некоторые объективные аспекты, выявленные путем анализа, сравнения, оценки графических данных.
Результаты исследования и их обсуждение
В контексте участия молодежи в местном самоуправлении необходимо рассматривать механизмы вовлечения молодежи в пространство местного самоуправления и принятия решений по вопросам местного значения в целях увеличения влияния молодых людей на принятие муниципальных решений, увеличения явки избирателей на муниципальные выборы, роста конструктивной гражданской активности молодежи в процессе муниципального управления и развития.
Взаимодействие органов местного самоуправления и местного сообщества должно строиться на принципах социального партнерства, предполагающих, что стороны выступают как равнозначные партнеры в процессе достижения единой цели — повышения уровня и качества жизни населения муниципального образования.
Участие молодежи в местном самоуправлении возможно в виде двух форм: традиционной и альтернативной [5] (таблица 1).
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» предлагает гражданам нашей страны различные формы активного участия в развитии местного самоуправления [7].
Однако в настоящее время наблюдается картина низкого участия молодого поколения в жизни муниципальных образований. Этому препятствует неготовность местных сообществ и представляющих их социальных групп, в том числе молодежи, принимать участие в местном самоуправлении или непосредственно осуществлять местное самоуправление [2]. Низкий уровень непосредственного участия граждан, особенно молодежи, в местном самоуправлении, низкий уровень гражданской активности молодежи препятствуют развитию социального партнерства.
Однако в последнее время наблюдается рост числа инициатив со стороны государства, способствующих вовлечению молодежи в сферы деятельности на самых разных уровнях — международном, региональном и местном [4]. Главная роль в деле вовлечения молодежи в жизнь общества отводится именно муниципальным образованиям, потому что они ближе всех находятся к молодежи.
Для того чтобы молодежь могла реализовывать свои идеи и улучшилось ее социально-экономическое положение в стране, Правительством Российской Федерации утверждены Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 г. Данный документ определяет систему принципов, приоритетных задач и механизмов, обеспечивающих реализацию государственной молодежной политики, а также дает понятие и возрастные рамки, относящие граждан России к возрастной категории молодежь.
Исходя из содержания документа, одной из задач является «развитие моделей молодежного самоуправления и самоорганизации в ученических, студенческих и трудовых коллективах, а также по месту жительства». Для воплощения в жизнь этой задачи в субъектах и муниципалитетах создаются органы молодежного самоуправления.
Создание таких органов позволяет активизировать молодежь, привлечь ее к политической жизни страны, включает ее в коллективную деятельность, позволяет ей создавать новые проекты и продукты, ведет к развитию территорий и положительно влияет на тех молодых людей, которые подверглись негативному социальному воздействию.
Один из примеров таких органов − Молодежный парламент муниципального образования города Сергиев Посад. Возможность формирования Молодёжного парламента отражена в действующем Уставе Сергиево-Посадского городского округа, где разъяснено, что он нужен для реализации инициатив молодёжи в сфере социально-экономической и молодёжной политики.
Впервые молодежный парламент был создан в конце октября 2011 г. по итогам конкурса социальных проектов. Направлений работы предполагалось много — экология, спорт, помощь инвалидам, конкурс компьютерных IT-проектов и т.д. Данный орган создан на добровольных началах при городской Думе Сергиева Посада, является коллегиальным, консультативным и совещательным, а также избирается молодыми гражданами муниципального образования город Сергиев Посад в возрасте от 14 до 30 лет, при помощи голосования. Полномочия молодежного парламента составляют два года. В каждый созыв входят 14 человек: 10 избранных кандидатов и по одному представителю от молодежных организаций, зарегистрированных в районе, Молодая Гвардия Единой России, спортивные клубы «Экстремал», «Желание Есть» и патриотический клуб «Плацдарм» [6]. Данный орган действует на территории муниципального образования в течение шести лет и ведет свою деятельность по всем сферам, требующим внимания и свежего взгляда молодого поколения.
Вскоре после первого заседания Молодёжный парламент утвердил свою программу, в которой наблюдатели отмечали акцию «Объединяя район» (работа с молодёжью отдалённых поселений), проект по раздельному сбору мусора, создание новой редакции «Книги памяти», бесплатные юридическую и психологическую консультации для населения. Для дальнейшей работы были утверждены регламент, положения о комиссиях, территориальном закреплении, благодарностях и конкурсах.
В течение двух последующих лет первый созыв Молодёжного парламента проводил регулярные заседания, а между ними — различные «круглые столы», конференции и конкурсы, была организована семимесячная «Школа молодого парламентария».
По итогам работы полученный молодыми парламентариями опыт оказался полезен, по крайней мере, в смысле кадрового резерва власти: шесть человек баллотировались в местные Советы, двое из них успешно, трое поступили на работу на руководящие должности в администрации района, четверо стали помощниками депутатов.
Одним из проявлений активной поддержки молодежной инициативы в местном самоуправлении является наличие муниципальных социальных программ «Молодежные инициативы», данная программа является относительно молодой в данном муниципальном образовании и действует лишь с 2019 года, но уже есть значительные положительные результаты. Молодежь активно участвует в различных социальных проектах муниципального образования через инициативное бюджетирование (таблица 1).
Инициативное бюджетирование — одна из наиболее успешных форм общественного участия в бюджетном процессе, посредством которого происходит тесное взаимодействие органов власти и граждан в вопросах местного самоуправления.
Инициативное бюджетирование предполагает конструктивное вовлечение граждан в бюджетный процесс, грамотную трактовку ими информации о структуре бюджетных расходов и выдвижение обоснованных общественных инициатив о перераспределении бюджетных средств на новые задачи.
Данная форма общественного участия наиболее полно позволяет гражданам муниципального образования участвовать в разработке и реализации социально-значимых программ.
В рамках конкурса инициативного бюджетирования проектов Сергиево-Посадского городского округа в 2019 г. приняли участие в конкурсе всего два проекта, в 2020 г. шесть проектов, а в 2021 г. уже восемь молодежных проектов, голосование по которым проводилось на официальном сайте администрации городского округа (рисунок 1).
Инициативными молодежными организациями были предложены проекты по открытию скейтпарка, открытых кинопоказов и благоустройству территорий, организации велопробегов и др. По результатам рассмотрения проекта инициативного бюджетирования, координатор муниципальной программы Сергиево-Посадского района осуществляет подготовку заключения о возможности или невозможности реализации проекта инициативного бюджетирования в рамках соответствующей муниципальной программы Сергиево-Посадского района.
При надлежащей поддержке эти проекты, их успехи, равно как и просчеты, также могут помочь молодежи воспитать в себе чувство ответственности и самостоятельности, став таким образом активными членами общества. Поэтому местным и региональным властям следует содействовать реализации таких проектов, независимо от их масштабов, привлекая к их осуществлению специалистов и предоставляя финансовую, материальную и техническую помощь.
Практика реализации подобных проектов и инициатив показывает, что такая форма работы непосредственно приближена к реалиям современной жизни. Учитывая, что молодежь выдвигает свои инициативы и проекты от муниципального до государственного уровня, а сферы, в которых они реализуются, затрагивают практически все области общественной жизни, во многих субъектах Российской Федерации законодательно закреплена государственная поддержка реализации молодежных инициатив и проектов [1].
В процессе реализации проекта большинство участников инициативных проектов столкнулись с рядом сложностей, решение которых повлияет на эффективность последующих проектов.
Так, разработка проектно–сметной документация (ПСД) очень жестоко регламентирована постановлением Правительства РФ, из-за этого администрация не имеет права финансирования разработки ПСД для проектов такого типа. Эта задача ложится на плечи инициативной группы, поэтому необходимо заранее позаботиться о том, чтобы эту задачу взял на себя кто-то из ее участников, либо организовать сбор средств и заказать разработку проекта в частном порядке [10].
Начиная с 2017 г. использование интернет-сервисов для краудсорсинга идей и предложений жителей по улучшению общественной инфраструктуры начинает становиться настоящим трендом в России. Сбор средств через краудфандинговую платформу позволит не только собрать нужную сумму, но и привлечь внимание общественности, а краудсорсинг − найти человеческие ресурсы [9].
Немаловажным является эффективная коммуникация и взаимодействие, с органами муниципальной власти, так как это способствует преодолению различных административных барьеров и облегчает работу с подрядчиками.
Но самой острой проблемой является неосведомленность жителей о возможностях, предоставляемых при реализации целевых программ, а также сложный язык сформулированных в программы алгоритмов реализации по направлениям. В связи с этим в рамках деятельности студенческого научного общества кафедры государственного и муниципального управления и туризма РГАУ-МСХА была разработана модель взаимодействия молодежных инициативных групп и местных органов самоуправления (рисунок 2).
Выводы
В целом эффективная молодежная политика в системе государственного и муниципального управления должна способствовать формированию гражданской ответственности молодежи, путем поддержки различных проектов, тем самым создавая новое поколение менеджеров, понимающих основы, инструменты и механизмы государственно-частного партнерства, социальных и гражданских инициатив.
Список литературы
- Гладкова Л.А. Информационно-консультационная помощь жителям сельских территорий // День работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. Сборник статей. М.: РГАУ-МСХА, 2020. С. 189-194.
- Исмаилов Э. Р. Особенности реализации молодежной политики на муниципальном уровне // Самоуправление. 2019. № 2 (115). Том 2. C. 344–347.
- Поличка Н. От общественного контроля к участию в управлении // Самоуправление. 2018. № 3 (112). C. 36–42.
- Проект НИФИ Минфина России – база практик гражданских инициатив по решению вопросов местного значения при непосредственном участии граждан [Электронный ресурс]. URL: https://budget4me.ru/ дата обращения 10.10.2021)
- Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» РФ, текст по состоянию на 29.05.2018) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171835/ (дата обращения 15.10.2021)
- Сайт администрации Сергиево-Посадского городского округа [Электронный ресурс]. URL: http://www.sergiev-reg.ru (дата обращения 15.10.2021)
- Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2020) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.03.2021) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571 (дата обращения 15.10.2021)
- Фонд развития гражданских инициатив «Диалог» [Электронный ресурс]. URL: //komitetgi.ru/about/fund/ (дата обращения 15.10.2021)
- Что такое краудфандинг: обзор платформ и советы начинающим [Электронный ресурс]. URL: https://trends.rbc.ru/trends/innovation/60a4f17d9a79473292bfd627 (дата обращения 15.10.2021)
- Щербинина В.В., Гладкова Л.А. Территориальное общественное самоуправление в развитии сельского поселения // День местного самоуправления. Научно-практическая конференция. Сборник статей. М.: РГАУ-МСХА, 2020. С. 190-196.
References
- Gladkova L.A. Informatsionno-konsultatsionnaya pomoshch zhitelyam selskikh territoriy (Information and consulting assistance to residents of rural areas), Den rabotnikov selskogo khozyaystva i pererabatyvayushchey promyshlennosti. Sbornik statey. M.: RGAU-MSKHA, 2020. S. 189-194.
- Ismailov E. R Osobennosti realizatsii molodezhnoy politiki na munitsipalnom urovne (Features of the implementation of youth policy at the municipal level), Samoupravlenie, 2019, no 2 (115), Vol. 2, pp. 344–347.
- Polichka N. Ot obshchestvennogo kontrolya k uchastiyu v upravlenii (From public control to participation in governance), Samoupravlenie, 2018, no 3 (112), pp. 36–42.
- Proekt NIFI Minfina Rossii – baza praktik grazhdanskikh initsiativ po resheniyu voprosov mestnogo znacheniya pri neposredstvennom uchastii grazhdan [Elektronnyy resurs]. URL: https://budget4me.ru/ data obrashcheniya 10.10.2021)
- Rasporyazhenie Pravitelstva RF ot 29.11.2014 N 2403-r «Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoy molodezhnoy politiki Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda» RF, tekst po sostoyaniyu na 29.05.2018) [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171835/ (data obrashcheniya 15.10.2021)
- Sayt administratsii Sergievo-Posadskogo gorodskogo okruga [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.sergiev-reg.ru (data obrashcheniya 15.10.2021)
- Federalnyy zakon ot 06.10.2003 N 131-FZ (red. ot 29.12.2020) «Ob obshchikh printsipakh organizatsii mestnogo samoupravleniya v Rossiyskoy Federatsii» (s izm. i dop., vstup. v silu s 23.03.2021) [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571 (data obrashcheniya 15.10.2021)
- Fond razvitiya grazhdanskikh initsiativ «Dialog» (From public control to participation in governance) [Elektronnyy resurs]. URL: //komitetgi.ru/about/fund/ (data obrashcheniya 15.10.2021)
- Chto takoe kraudfanding: obzor platform i sovety nachinayushchim [Elektronnyy resurs]. URL: https://trends.rbc.ru/trends/innovation/60a4f17d9a79473292bfd627 (data obrashcheniya 15.10.2021)
- Shcherbinina V.V., Gladkova L.A. Territorialnoe obshchestvennoe samoupravlenie v razvitii selskogo poseleniya (Territorial public self-government in the development of a rural settlement), Den mestnogo samoupravleniya. Nauchno-prakticheskaya konferentsiya. Sbornik statey. M.: RGAU-MSKHA, 2020. pp. 190-196.
Рецензент:
Мальцева Елена Сергеевна - АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопоповский переулок, 9), кандидат экономических наук, заведующая кафедрой менеджмента и маркетинга, Maltsevs1@mail.ru, +7 (495) 684-25-26.
Maltseva Elena Sergeevna - Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129090, Moscow Protopopovskiy Lane, 9), candidate of economic Sciences, The Head of the Department of Management and Marketing, Maltsevs1@mail.ru, +7(495) 684-25-26.
Работа поступила в редакцию: 15.10.2021 г.