Валиева А.Е., Дубоносова Е.А., Юров С.С. Творчество Анри Матисса как источник вдохновения для дизайнеров одежды

Образец ссылки на эту статью: Валиева А.Е., Дубоносова Е.А., Юров С.С. Творчество Анри Матисса как источник вдохновения для дизайнеров одежды // Бизнес и дизайн ревю. 2021. № 3 (23). С. 9. 

УДК 7.05

ТВОРЧЕСТВО АНРИ МАТИССА КАК ИСТОЧНИК ВДОХНОВЕНИЯ ДЛЯ ДИЗАЙНЕРОВ ОДЕЖДЫ

Валиева Анастасия Евгеньевна 

АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопоповский переулок, 9), студентка Факультета дизайна и моды, Nastyushka9551@mail.ru 

Дубоносова Елена Александровна 

АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопоповский переулок, 9), кандидат технических наук, заведующая кафедрой дизайна, popadko73@inbox.ru 

Юров Сергей Серафимович 

АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопоповский переулок, 9), ректор, главный редактор журнала «Бизнес и дизайн ревю», +7 (495) 684 2526, inobe@obe.ru 

Аннотация. Объект исследования – творчество французского художника и скульптора Анри Матисса. Предмет исследования - концепция проектирования моделей одежды под влиянием его творчества. Матисс ставится на один уровень с самыми яркими представителями эпохи Возрождения. Авторы убеждают читателей, что Матисс был признан лидером фовистов. Большое внимание уделяется литературному наследию А. Матисса. Подчеркивается, что литературному изложению своих мыслей об искусстве Матисс всегда предпочитал творческую практику. Сделан вывод о том, что для каждого периода творчества у Матисса есть ведущая тема для размышлений, рядом с которой другие временно отступают на второй план. Главный научный результат: авторы доказали, что творчество Анри Матисса может служить источником вдохновения для дизайнеров при создании  современных коллекций одежды.

Ключевые слова: Анри Матисс; дизайн одежды; фовизм; искусство Франции.

HENRI MATISSE'S CREATIVITY AS A SOURCE OF INSPIRATION FOR FASHION DESIGNERS

Valieva Anastasiya Yevgenevna 

Institute of Business and Design (B&D), MoscowRussia (Russia, 129090, Moscow Protopopovskiy lane, 9), student of the Faculty of Design and Fashion, Nastyushka9551@mail.ru 

Dubonosova Elena Aleksandrovna 

Institute of Business and Design (B&D), MoscowRussia (Russia, 129090, Moscow Protopopovskiy lane, 9), candidate of Technical Sciences, Head of the Department of Design, popadko73@inbox.ru 

Yurov Sergey Serafimovich

Institute of Business and Design (B&D), MoscowRussia (Russia, 129090, Moscow Protopopovskiy lane, 9), rector, Chief Editor of the magazine «Business and design review», inobe@obe.ru

Abstract. The object of research is the work of the French artist and sculptor Henri Matisse. The subject of the research is the concept of designing clothing models under the influence of his creativity. Matisse is placed on one level with the most prominent representatives of the Renaissance. The authors convince readers that Matisse was recognized as the leader of the Fauvists. Much attention is paid to the literary heritage of A. Matisse. It is emphasized that Matisse always preferred creative practice to the literary presentation of his thoughts about art. It is concluded that for each period of creativity, Matisse has a leading topic for reflection, next to which others temporarily recede into the background. The main scientific result: the authors proved that the work of Henri Matisse can serve as a source of inspiration for designers when creating modern clothing collections.

Key words: Henri Matisse; fashion design; fauvism; art of France. 

Введение 

Творческий процесс – это во многом тайна. Как рождается новый образ, часто сам мастер не всегда в состоянии объяснить. Конечно, помогают талант и интуиция, умение уловить идеи, которые «носятся в воздухе». Иногда отправной точкой становятся мимолетное впечатление от одежды, увиденной на улице, просмотр книг по истории костюма или старых журналов мод, кинематограф.

Но одним из ключевых источников вдохновения для дизайнеров является графика, живопись и современное искусство — граффити и абстракционизм.  Чистые цвета и сложная геометрия, оп-арт и контрасты, графические линии и абстрактные рисунки — в качестве принтoв дизайнеры используют самые необычные элементы и источники вдохновения.

Так или иначе, но все берет свои истоки где-то в прошлом, в том числе и искусство. Направления в живописи менялись вместе с временами, а нынешние течения понятны далеко не всем. Яркие личности в истории искусства, словно магнит, притягивают внимание творческих людей и вдохновляют своим примером. Одним из таких мастеров культуры Западной Европы XX столетия стал Анри Матисс, занявший исключительное место в истории как художник и мыслитель, ставший источником вдохновения при создании одного из проектов, реализуемых в АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна».

Цель исследования: изучение и исследование творчества Анри Матисса на предмет поиска источника вдохновения для создания современных коллекций.   

Методы исследования 

В процессе работы применялись такие методы, как сравнительный анализ, классификация, фотофиксация, зарисовки, включенное наблюдение, ретроспективный анализ и графоаналитические методы. 

Результаты исследования и их обсуждение

Анри Матисс (1869 – 1954) известен всему миру как непревзойденный колорист и мастер упрощенной живописи. Яркий, огромный талант художника во многом определил развитие современного изобразительного искусства почти во всех возможных его проявлениях. Творчество Матисса удачно сочетает в себе новаторство, сопричастность нашему времени и органичную связь с европейской художественной традицией [7, с. 512]. Матисс унаследовал и обобщил в своем творчестве духовное богатство и лучшие черты культуры прошлого и культуры нашего времени. Замечательный живописец, гравер и рисовальщик, иллюстратор и мастер оформления книги, монументалист-декоратор, скульптор, керамист, театральный художник, мастер гобелена и витража, создатель нового вида декоративного искусства — вырезок из бумаги, окрашенной гуашью, — таков творческий диапазон Матисса [6; 8, с. 184-190; 10].

Разносторонние творческие устремления А. Матисса, значительность его практического вклада в разные виды искусства XX столетия, поставленные художником проблемы монументально-декоративного искусства с его важной общественной функцией, а также проблемы синтеза искусства и многие другие — все это позволяет сравнить Матисса с титанами эпохи Возрождения и определяет его роль в искусстве нашего времени.

Большое значение для современников имеет и литературное наследие А. Матисса, его критические суждения, изложенные в статьях, письмах, интервью, беседах с друзьями. Из современников А. Матисса, пожалуй, никто не оставил такого значительного наследия.

В литературном наследии Матисса в разной степени, прямо или косвенно нашли отражение многие волновавшие тогда и волнующие наших современников по сей день актуальные вопросы о смысле искусства, о путях его развития, о его месте и роли в современном обществе. Матисс говорит об этих проблемах ясно, логично, убедительно. Он ориентирует художника на связь с действительностью, с натурой, убеждает в необходимости повседневного труда, в совершенствовании «школы», мастерства, подчеркивает значение преемственности в искусстве. Он постоянно помнит, что творит для человека, своего современника, и признается: «Человеческое лицо интересует меня больше, чем натюрморты или пейзажи». В своих произведениях Матисс предстает перед нами как человек большого ума и эрудиции, огромной культуры, поразительной силы воли, внутренней дисциплины и трудолюбия, большого личного и гражданского мужества, как человек, для которого святы узы товарищества и дружбы.

Известно, что литературному изложению своих мыслей об искусстве Матисс всегда предпочитал творческую практику. Но то, что им написано и сказано, выходит за рамки его личного суждения и имеет большое значение для теории и практики современного искусства.

Заслуженное признание А. Матисса во Франции (его родине), пришло к нему с некоторым опозданием. Художника оценили там и систематично занялись изучением его творчества лишь после Второй мировой войны, с 1945 г., когда состоялась выставка его работ в зале Осеннего салона.

В основном начиная с 1947 г. (год открытия Национального музея современного искусства в Париже) произведения А. Матисса стали приобретаться для ведущих французских музеев, во Франции начали регулярно устраиваться выставки его работ. Со второй половины 1940-х годов заметно возрастает число публикаций о художнике, усиливается интерес к его литературному наследию.

Дополнительным стимулом к изучению матиссoвского наследия послужило столетие со дня рождения художника в 1969 г. В этом же годы по инициативе двух советских музеев — Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве и Государственного Эрмитажа в Ленинграде была организована большая выставка произведений А. Матисса. На этой выставке и в ее каталоге впервые в полном объеме достоянием общественности стали интереснейшие архивные документы — письма Матисса, хранящиеся в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. В их числе письмо А. Матисса от 27 июня 1946 г. в дирекцию Государственного Музея Нового Западного искусства в Москве: «Вы любезно согласились принять от моего секретаря г-жи Делекторской небольшую коллекцию моих рисунков. Считаю это честью для себя и благодарю. Вас. В дополнение к этой коллекции посылаю еще один рисунок углем, который, надеюсь, Вы также согласитесь принять».

Многие важные мысли и заметки А. Матисса об искусстве были приведены в книгах выдающегося советского искусствоведа М.В. Алпатова [1]. Наконец, неизвестные ранее на русском языке тексты и суждения А. Матисса были включены в оба издания «Мастера искусства об искусстве». Некоторые новые материалы о поездке А. Матисса в Россию в 1911 г. и высказанные им тогда суждения о путешествии и о русском искусстве опубликовал в 1973 г. Ю.А. Русаков. Таким образом частично были восполнены пробелы в ознакомлении читателей с литературным наследием А. Матисса.

Вместе с Андре Дереном, Матисс создал новый стиль, вошедший в историю искусства под названием фовизма [2, с. 26; 9]. Для его картин того периода характерны плоские формы, чёткие линии и менее строгий пуантилизм. Заметим, что подобные идеи Матисса оказали серьезное влияние и на русский авангард [3, с. 36; 4, с. 54].

Фовизм в живописи начался со случайной встречи Мориса Вламинка и Андре Дерена. Разговорившись, художники узнали, что они оба в восторге от творчества Ван Гога и оба весьма недовольны положением дел в искусстве. Такую точку зрения Вламинка можно было объяснить тем, что он не получил, в отличие от Андре, классического художественного образования и даже никогда не был в Лувре [5, с. 101-105]. Дерен же, хоть и был противоположностью собеседника, также считал, что реалистическая живопись уже в упадке, а будущее – за новым искусством. Тогда, в 1901 г., ими была высказана мысль, что живопись не должна слепо копировать объект изображения, хоть она и пока сдавлена классической парадигмой. Мнение друзей было подхвачено и другими художниками, в голове которых витали подобные мысли.

Фовизм был актуален до 1910 г., само же движение длилось всего несколько лет, с 1904 г. по 1908 г. и имело три выставки. Движение фовизма получило своё название от небольшой группы единомышленников, художников Анри Матисса, Андре Дерена и Мориса де Вламинка. Матисс был признан лидером фовистов, наряду с Андре Дереном.

Снижение роли фовизма после 1906 г. и распад группы в 1907 г. никоем образом не повлияли на творческий рост самого Матисса. Многие из его лучших работ были созданы им в период между 1906 и 1917 годами.

Пабло Пикассо так говорил о Матиссе и о себе – о двух самых известных живописцах XX в.: «Южный полюс и Северный полюс». Пикассо и Матисс были великими современниками – соперниками, однако на протяжении полувека их связывала искренняя дружба. Поэт цвета нашел своего двойника в разрушителе формы. ««Я чувствую цветом», - говорил Матисс, - поэтому мои картины всегда организуются через цвет. Под видом классического подхода к искусству живописи в духе лучших традиций французской школы мастер предлагает решение, которое, в конечном счете, рушит все каноны. Однако в его уравновешенном искусстве, наполненном чистотой и спокойствием, не всегда можно угадать вполне безобидный, но в сущности, совершенно революционный метод. Проповедуемая Матиссом «радость в изображении красоты вселенной» явно противостояла эпохе, когда миром правили абсурд, беспокойство и «конвульсивность».

Публикой не были поняты аппликации Матисса. Их восприняли как последнее увлечение искалеченного болезнью старика. Однако они, подобно капелле Четок в Вансе, явились результатом целой жизни, наполненной работой, расцветшей благодаря огромным, искренним и трудным усилиям, жизни, посвященной благородным и ярким краскам, которые вызывают ощущение счастья быть и творить, что для Матисса было неразделимо. Занимаясь аппликациями, мастер ставил перед собой ту же цель, которая вела его по жизни с тех самых пор, когда он стал художником-фовистом, поэтому и теперь произведения Матисса рождались из духа противостояния различных красок.

Около 1943 г., проживая в Симье и позже – в Вансе на залитом солнцем юге Франции, Анри Матисс понял, что в живописи он уже сказал все, что хотел. Из-за болезни ему было трудно работать с красками и холстами. И тогда он обратился к кускам предварительно окрашенной гуашью бумаги, из которых он вырезал нужные ему формы. В результате появился экстраординарный альбом «Джаз» (опубликован в 1947 г.).



Будучи прикован к постели и инвалидному креслу, Матисс, казалось должен был смириться с тем, что с занятиями живописью покончено. Однако мастер нашел выход. С помощью ножниц и бумаги, предварительно выкрашенной в нужный цвет, он снова решал проблемы формы и пространства, контуров и цвета, структуры и общей идеи, которые всегда стремился привести к гармонии. Более того, это новое занятие позволило наконец достичь той полной ясности линейного ритма и форм, которую в прошлом он нередко приносил в жертву цветовым и тональным решениям.

Здесь на последнем этапе длительного процесса соединились реализм и абстракция. Это явилось результатом собственной логики развития творчества Матисса, а не возникло якобы из-за того, что, как утверждают ярые сторонники абстрактного искусства, старый художник преисполнился безразличием к фигуративности или поддался искушению взобраться на пароход современности. Все эти предположения Матисс опровергает, когда говорит, что рисовал «цветом». «Постепенно я сосредотачиваюсь на материале более плотном и непосредственном в своем воздействии, что вынуждает находить новые выразительные средства. Бумажные вырезки позволяют рисовать чистым цветом», - говорил Матисс.

Действительно, только Анри Матисс, который добился несравненного мастерства и в живописи, и в скульптуре, мог позволить себе дерзость применить в живописи скульптурный метод, вырезая фигурки из окрашенной бумаги. Раньше подобного метода живописи творчества не было вовсе.

Выводы

Для каждого периода творчества у Матисса есть как бы ведущая тема для размышлений, рядом с которой другие временно отступают на второй план. Это почти всегда обусловлено характером творческих поисков художника, тем, над чем он работает в тот или иной момент, что считает наиболее важным.

Таким образом, мы видим, что творчество художника многогранно. И сделать выбор в нашем случае было непросто. И после долгих размышлений и тщательно проведенного исследования источником вдохновения для авторов проекта, реализуемого в АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна» стали следующие работы художника: «Метатель ножей», «Аппликация», «Древо жизни», «Ветка», «Винт». Практическим результатом данного исследования стала разработка коллекции из семи моделей на типовую женскую фигуру. 

Список литературы 

  1. Алпатов М.В. Матисс. М.: Искусство, 1969. 108 с.
  2. Власова А.А., Ротанова В.А., Торопова А.И., Мочалова А.С. Фовизм // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 4 (84). С. 26.
  3. Доронченков И.А. Матисс в России 1900-1910-х гг.: основные проблемы восприятия // Известия Уральского государственного университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2011. № 1 (87). С. 36-49.
  4. Доронченков И.А. Современное французское искусство в России: 1900-е годы. Некоторые аспекты восприятия // Научные труды. 2009. № 10. С. 54-72.
  5. Козак А.В. «Цирк» Мориса де Вламинка: философско-искусствоведческий анализ «дикого» искусства // Сибирский антропологический журнал. 2020. Т. 4. № 3. С. 101-105.
  6. Сперлинг Х. Матисс [комментарии, науч. ред., предисловие Н. Ю. Семеновой; авторизованный пер. с англ. Н.Ю. Семеновой при участии Л.Ф. Матяш, В.В. Эрлихмана]. М.: Молодая гвардия, 2011. 456 с.
  7. Хакимова Г.А. Анри Матисс - живая струя французской культуры // Молодой ученый. 2017. № 1 (135). С. 512-516.
  8. Яковлева Т. Анри Матисс, графика // Prosōdia. 2017. № 6. С. 184-190.
  9. Labrusse R., Munc Ja. Matisse-Derain. la verite du fauvisme. Paris: Hazan, 2005. 246 p.
  10. Spurling H. A life of Henri Matisse. London: Hamish Hamilton, 24 p. 

References

  1. Alpatov M.V. Matiss (Matisse). M.: Iskusstvo, 1969. 108 p.
  2. Vlasova A.A., Rotanova V.A., Toropova A.I., Mochalova A.S. Fovizm (Fauvism), Sovremennyye nauchnyye issledovaniya i innovatsii, 2018, no 4 (84), p. 26.
  3. Doronchenkov I.A. Matiss v Rossii 1900-1910-kh gg.: osnovnyye problemy vospriyatiya (Matisse in Russia 1900-1910s: the main problems of perception), Izvestiya Uralskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 2: Gumanitarnyye nauki, 2011, no 1 (87), pp. 36-49.
  4. Doronchenkov I.A. Sovremennoye frantsuzskoye iskusstvo v Rossii: 1900-ye gody. Nekotoryye aspekty vospriyatiya (Contemporary French Art in Russia: 1900s. Some aspects of perception), Nauchnyye trudy, 2009, no 10, pp. 54-72.
  5. Kozak A.V. «Tsirk» Morisa de Vlaminka: filosofsko-iskusstvovedcheskiy analiz «dikogo» iskusstva ("Circus" by Maurice de Vlaminck: a philosophical and art history analysis of the "wild" art), Sibirskiy antropologicheskiy zhurnal, 2020, Vol. 4, no 3, pp. 101-105.
  6. Sperling Kh. Matiss (Matisse) [kommentarii, nauch. red., predisloviye N. Yu. Semenovoy; avtorizovannyy per. s angl. N.Yu. Semenovoy pri uchastii L.F. Matyash, V.V. Erlikhmana]. M.: Molodaya gvardiya, 2011. 456 p.
  7. Khakimova G.A. Anri Matiss - zhivaya struya frantsuzskoy kultury (Henri Matisse - a living stream of French culture), Molodoy uchenyy, 2017, no 1 (135), pp. 512-516.
  8. Yakovleva T. Anri Matiss, grafika (Henri Matisse, graphics), Prosōdia, 2017, no 6, pp. 184-190.
  9. Labrusse R., Munc Ja. Matisse-Derain. la verite du fauvisme. Paris: Hazan, 2005. 246 p.
  10. Spurling H. A life of Henri Matisse. London: Hamish Hamilton, 24 p. 

Рецензент:

Уваров Виктор Дмитриевич - Российский экономический университет им. С.Г. Плеханова, Москва, Россия (117997, Москва, Стремянный пер., д. 36), доктор искусствоведения, профессор кафедры рекламы, связей с общественностью и дизайна. E-mail: artuwaroff@yandex.ru, + 7-909-155-63-25.

Uvarof Victor Dmitrievich - Russian University of Economics. S.G. Plekhanova, Moscow, Russia (117997, Moscow, Stremyanny lane, 36), doctor of Science (History of art), professor of advertising, public relations and design, e-mail: artuwaroff@yandex.ru, + 7-909-155-63-25.

Работа поступила в редакцию: 10.06.2021 г.







наверх