Цапко Д.С. Стереотипы в одежде: влияние образа мужественности на костюм в разные исторические эпохи

Образец ссылки на эту статью: Цапко Д.С. Стереотипы в одежде: влияние образа мужественности на костюм в разные исторические эпохи // Бизнес и дизайн ревю. 2021.  № 3 (23). С. 11.

УДК 7.03 

СТЕРЕОТИПЫ В ОДЕЖДЕ: ВЛИЯНИЕ ОБРАЗА МУЖЕСТВЕННОСТИ НА КОСТЮМ В РАЗНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ 

Цапко Дарья Сергеевна 

АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, г. Москва, Протопоповский переулок, 9), магистрант, dar.tsap@mail.ru, +7-909-9363029 

Аннотация. В статье представлен анализ изменений идеалов мужественности и их влияния на модную индустрию на примере изменения мужского модного образа. Это тема особенно актуальна на данный момент, с учетом того, что проблематика мужественности стала рассматриваться наукой, начиная только с 70-х годов XX-го века. Автор рассматривает как влияние стереотипов отражается на мужской моде и стилистических идеалов разных эпох. Предметом исследования является образ мужественности и особенности мужского костюма. Объектами исследования стали многочисленные показы, интервью, документальные фильмы, письма, монографические исследования, критические статьи и материалы профессиональных блогов.

Ключевые слова: мужественность; гендерная теория; мода; мужская одежда. 

STEREOTYPES IN CLOTHING: THE INFLUENCE OF MANNESS ON THE SUIT IN DIFFERENT HISTORICAL PERIODS 

Tsapko Darya Sergeevna 

Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129090, Moscow Protopopovskiy lane, 9), master of fashion design, dar.tsap@mail.ru, +7-909-9363029 

Abstract. The paper presents an analysis of the changing ideals of masculinity and their impact on the fashion industry by providing an example of the changing male fashion image. This topic is particularly relevant at the moment, given that masculinity has only been addressed by science since the 1970s. The author considers how the influence of stereotypes is reflected in men’s fashion and stylistic ideals of different eras. The study focuses on masculinity and men's clothing. The research has included numerous screenings, interviews, documentaries, letters, monographic research, critical articles and professional blogs.

Keywords: masculinity; gender theory; fashion; men’s clothing.

Введение

Общество в своем развитии зашло так далеко, что трансформации подверглись не только некоторые культурные и социальные явления, но и то, что в определенной степени казалось незыблемым и лежащим у самых истоков эволюционного течения. По этой причине не могли не трансформироваться и гендерные образы. Например, образ мужественности, который, по общему мнению, постепенно утратил свое истинное значение и приобрел все более размытые формы. Во многом это связано с тем, что репрезентация мужественности различается между поколениями и культурами. Помимо этого, на изменение определения мужественности повлияли и исследователи феминизма третьей волны, которые доказали, что мужественность и женственность могут быть присущи каждому человеку вне зависимости от пола. А значит, такие качества, как смелость, решимость, агрессивность, рациональность, умение быть защитой и поддержкой, у мужчин никак биологически не обусловлены.

Внимание науки к проблематике мужественности было обращено лишь в конце ХХ в. Начиная с 70-х годов, в кризисное время для традиционного понимания гендера, появилось новое направление в гендерологии, разрабатывающее проблематику мужественности [4, с. 9; 5, с. 44]. Непосредственное изучение мужчин и маскулинности является одним из молодых направлений данного вида исследований, т.к. характерной чертой современного этапа гендерных исследований является гендерная поляризация и феминизация общества, что приписывают к социальным последствиям женской эмансипации.

На сегодняшний день общество разделилось на тех, кто придерживается консервативных взглядов на счет мужественности и положения мужчины в обществе, и тех, кто отказывается воспринимать образ жизни, основанный на социальных догмах прошлого. В следствии чего мужчины подвергаются не меньшему влиянию стереотипов, чем женщины. Эта мысль прослеживается во множестве исследований, но наиболее точно ее обосновала Челси Фаган, исследовательница и создательница научного YouTube канала «The Financial Diet». В цикле видео она рассказывает о том, каких издержек призма гендерных ожиданий стоит мужчинам и женщинам, и, вопреки сложившемуся мнению, гендерные нормы и стереотипы существуют для обоих полов. Несмотря на то, что это суждение подвергается сомнению, в частности за счет того, что представительницы радикального течения феминизма отвергают проблемы мужчин, это в тоже время является одной из причин, по которой трендсеторы и теоретики моды прогнозируют новый всплеск интереса к проблеме маскулинности в ХХI в.

Поскольку исторический контекст формирует определенную модель поведения человека, то очевидно, что с изменением этого контекста меняется и сама модель. Таким образом, образ мужественности зависит от культурной среды, в которой он развивается. В культуре можно выделить ролевые модели, определяющие мужественность – «воин», «защитник» и «добытчик». В основном они определяются посредством модификации мужской роли направленной на внешние коммуникативные связи. Но в современной культуре также популяризируется образ «плохого парня».

Цель исследования: описать, систематизировать и проанализировать влияние требований материальной и соционормативной культур, закрепленных за образом мужественности, на костюм параллельно течению времени. 

Методы исследования 

В процессе исследования были использованы следующие методы: описание, анализ, сравнение, синтез и абстрагирование.

Результаты исследования и их обсуждение

Под мужественностью подразумевается комплекс биологических, психических и поведенческих характеристик (вторичных половых признаков), рассматриваемых как исключительно мужские. Аналогично женственности, несмотря на научное обоснование обратного, многие считают мужественность биологически обусловленной.

В обществе описывается несколько традиционных моделей мужественности, начиная от доминантных до маргинализированных. Доминантная модель отражает стереотипное представление о мужской гендерной роли, которое разделяет преобладающая часть общества. Обычно они объединены по расовым, социальным и культурным признакам. Такая форма маскулинности сличается наиболее желаемой, но при этом является наиболее жестко структурированной. Преобладание доминирующей формы вовсе не означает, что большинство мужчин поддерживают идеологическую основу этой формы маскулинности, соответствуют и входят в данную модель. Эта модель является, скорее, образцом, идеалом и преобладает в патриархальном обществе. В таком обществе у мальчиков поощряют стремление соответствовать этой модели. Маргинализированные модели мужественности воспринимаются в патриархальном обществе как отклонение от нормы. Такие модели воспринимаются с разным уровнем толерантности и часто становятся объектами дискриминационных действий, практикующихся в патриархальном обществе. Однако эти модели поведения становятся все более востребованными по мере принятия толерантности в обществе.

При рассмотрении образа мужественности в исторической парадигме стоит учитывать, что мужской гардероб не так сильно видоизменялся  со временем, в отличие от женского. Это связано с разными причинами                  в зависимости от времени, но большее влияние оказывает то, что мода считалась чисто женским занятием и не воспринималась мужчинами.

Одежда не концентрировала внимание на половых различиях, вплоть до средневековья, когда женщин обязали носить юбки, а мужчины носили узкие брюки или бриджи с чулками, подчеркивающие форму ног.      В остальном костюмы были схожи. Одежда Средневековья не была слишком вычурной, поскольку должна была соответствовать церковным канонам и социальному классу. По костюму можно было легко отличить крестьянина от  состоятельного аристократа.

В XII в. большое распространение получил так называемый культ «прекрасной дамы». Удивительное явление, истоки которого так до конца и не ясны. Обычно в воинственных культурах мужчина воспринимался в первую очередь как воин, а женщина оценивалась не слишком высоко. Но культ прекрасной дамы, который воспевал сладостное блаженство и эротическое томление, наряду с прославлением дамы сердца, возносил женщину на главную роль, она занимала место сеньора. Влюбленный приносит клятву своей избраннице и служит ей, причем вознаграждение за службу не обязательно. Прекрасной даме поклонялись странствующие менестрели, трубадуры и миннезингеры. Благородная возвышенная любовь – монополия рыцарства. Только женщина из «сеньориального» класса обладала привилегией возбуждать это чувство, но никак не простолюдинка. Есть два правила рыцарского поведения, две страсти и обязанности: «сражаться и любить». И то, и другое должно совершаться абсолютно бескорыстно. Помимо воспевания сеньоры, культ предполагал и реальные действия, подтверждающие чувства почитателя - подвиги на турнирах, совершаемые в честь возлюбленной, что было наиболее традиционно, разнообразные деяния, начиная с самых простых и безобидных поступков, таких как ношение платка, ленты, перчатки или рубашки своей дамы, а также цветов ее герба, и заканчивая самыми экзотическими и мазохистскими актами вроде вырывания ногтей, бега на четвереньках и воя по-волчьи. Добровольно вступая в любовное рабство, рыцари подвергали себя всевозможным унижениям, чтобы добиться благосклонности своей повелительницы, они буквально были одержимы. По этой же причине костюмы мужчин стали все более походить на женские. Туники расширялись, удлинялись, появились элементы декора у горловины. Мужчины стремились сделать фигуру, подобную женской, чтобы приблизиться к воспеваемому идеалу (рисунок 1).



Женственные черты прослеживались и в костюме XVII в. В первой половине мужчины носили пышные штаны до колен, куртку с наплечными валиками - колет, часто с висячими откидными рукавами, крахмальный плоеный воротник - фреза, а в качестве верхней одежды -плащ.  Чаще всего костюм был темным, в основном черным или синим. Постепенно костюм упрощался. Фреза заменилась небольшим отложным воротником, колет стал длиннее и свободнее. Широкие и длинные рукава украшались длинными манжетами, а иногда декоративными прорезями. Мужчины носили трико и мягкие, сравнительно узкие панталоны, которые завязывались под коленом бантом. Во второй половине XVII в. в качестве верхней одежды было принято носить жюстокор, напоминающий мундир с прорезными карманами, которые считались нововведением. На шею повязывался кружевной галстук, обычно белого цвета. На жюстокор выпускалось жабо сорочки. Рукава жюстокора к этому времени стали длинными. Так же мужчины носили каблуки, которые в будущем станут одним из главных олицетворений женственности.

Начиная с XVIII в. мужской костюм застыл во времени и особо не менялся. Сформировалась основа мужского костюма из трех предметов - кафтан, камзол и кюлоты. Кафтан с широкими полами, плотно облегал торс до талии. Он обходился без воротника и частично либо полностью не застегивался. Камзол почти полностью повторял фасон кафтана и обычно был без рукавов. Кюлоты были прерогативой знатных и состоятельных людей, рабочие носили длинные брюки, в которых было удобно работать. Мужские костюмы украшали не хуже женских: вышивкой, золотыми и серебряными галунами, а манжеты и воротник сорочки отделывали кружевами. Под камзол мужчины, как и женщины, надевали сорочку. Она играла важную гигиеническую роль, так как одежду из дорогих тканей стирать было нельзя. Большое внимание уделялось аксессуарам - мужчины носили парики, обильно посыпанные пудрой, шляпы треуголки, туфли на высоких каблуках с пряжками, перчатки, табакерки, трости, перстни и т.д. По современным меркам можно сказать, что тогда мужчины все еще были более женственны и отличались от женщин лишь отсутствием юбки.



Постепенно законодателем моды вместо Франции стала Англия и мужской костюм стал намного проще и удобнее. Мужчины начали носить простые и свободные сюртуки с коротким жилетом и длинными брюками. В моду вошел фрак. Силуэт костюма становился более вытянутым, а вместе с ним изменились и идеалы мужской красоты - теперь это стройная и подтянутая фигура. Так, начиная с Англии, а затем и в Европе, зародился новый культурный канон - дендизм, который включал в себя не только костюм, но манеру поведения. Денди отличались сдержанностью и изысканной лаконичностью наряда. Былую роскошь сменил минимализм, и каждая маленькая деталь элегантного костюма была продумана. При этом полагалось выглядеть непринужденно, словно подбор костюма не стоил хозяину никаких усилий. Известная цитата Пушкина «быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей», как раз подчеркивает составляющие черты жизни денди. Идеально выбритый, стройный, в безупречно белоснежной сорочке - вот образ, к которому стремились все мужчины первой четверти XIX в.

Таким образом, полностью сформировавшись, базовый мужской гардероб менялся медленно. Конечно, со временем мужская мода становилась чуть более свободной, что связано с популяризацией спорта.  Мужчины носили укороченные брюки, блейзеры, куртки, твидовые пиджаки. Но классический костюм, будучи достаточно удобным, скромным, универсальным и хорошо скрывающим недостатки фигуры, оставался основным элементом гардероба и показателем мужественности.

В статье «Динамика гендерной принадлежности элементов европейского мужского костюма» изменения мужского костюма период начала XX в. описывается как: «Мода традиционно принадлежала слабой половине человечества, но теперь она захватила такие сферы жизни как наука, культура, бизнес, политика. Мода стала диктовать образ жизни, и мужчина уже не мог сопротивляться ее воздействию. В следствие такого напора со стороны феминизма, и нестабильности гендерных границ, мужчины ответили появлением метросексуалов» [2, с. 36].

Как уже упоминалось, лишь начиная с 70-х годов ХХ в. мужской костюм стал меняться. Это происходило в основном под влиянием феминистического движения. Традиционный мужской стиль жизни, а, возможно, и поведение мужчины перестали соответствовать современным социальным условиям. Тяготение к андрогинности произвело революцию в области мужского костюма и понимания мужественности. Изменились мужские социальные роли, постепенно приобретался универсальный характер.



Как ни парадоксально, но именно с развитием культуры унисекс образовалась востребованность в реабилитации классической маскулинности. Исследователи связывают такое явление с многовековым влиянием стереотипов.  Мужские роли вновь определялись понятием «брутальность» и часто оставались в контексте стереотипов, выявленных феминистической доктриной, в которой на инстинкты приписываемые мужественности (соревновательность, агрессивность и сексуальность), наложено табу, как на асоциальное поведение. По этой причине мода и вернулась к истокам, но все равно испытала ряд изменений. В конце ХХ в. основными типажами мужественности стали неевропейские образы. Например, латиноамериканский типаж, который лег в основу образа «мачо» или афроамериканский и азиатский типажи - основа образа «супергероя». Данные образы существуют в моде и по сей день и сохраняют позиции экранных за счет медийных героев.

Однако в ХХI в., сохраняя тенденцию на ретроспективизм традиционных образов, как ориентацию на эскапизм и показатель переориентации на актуальность более взрослого образа, постепенно начала развиваться вторая волна стиля унисекс.

Начало ХХI в. всё ещё можно описать как попытку поиска и воспроизведения традиционной мужественности посредством заимствований в исторической перспективе. Так, например, первое пятилетие тысячелетия декларируется образом «нео-денди». Современный образ денди - это симбиоз образа аристократа и яппи. Сочетание, а не противопоставление, качеств обоих полов: традиционное внимательное отношение к своему облику, как устойчивая черта феминности, и традиционная черта маскулинности, олицетворяющая индивидуальность, динамизм и созидательность. К концу первого десятилетия эти образы воплощали мужественность, не связанную гендерными стереотипами, а также обозначали общую тенденцию зарождения толерантных отношений между полами.

Однако перенасыщение рынка, экономический и политический кризисы отразились на моде не только как на индустрии, но и как на части процесса конструирования личности. Эпоха яркости, креативности, индивидуальности вновь сменилась эрой рациональности и переоценки ценностей и стратегий. Её сменила эпоха архаической мужественности. По своей сути, архаическая мужественность является буквальной репрезентацией стереотипной маскулинности. В основе этого стиля дух «не подвергшийся влиянию феминизма и плодам эмансипации, как факторам, подавляющим мужскую сексуальность». Данный образ ограничивается так называемым «комплексом мужественности» - границы дозволенного, предназначенные для охранения традиционного понимания мужчины и его роли в общественной и частной сфере жизнедеятельности. Мужчины не реагируют на изменения в моде, скорее наоборот, предпочтение отдается классическому сформированному мужскому костюму, зарекомендовавшим себя в моде как показатель «успешности» и «статусности».  Эти качества в данном случае являются одним из ключевых факторов социализации. Ш. Берн определяет этот процесс через изменения в понимании мужской роли, определяя её в следующих нормах – «норма успешности», «норма физической твердости», «норма умственной и эмоциональной твердости», «норма антиженственности» [1, с. 163-196].

В тоже время, по-настоящему радикальными и жизнестойкими остаются образы, заимствованные из молодежных субкультур, поскольку они не затронуты стереотипами и сохраняют за собой постоянную репутацию чего-то нового и революционного. Панки, реперы и рокеры воплотились в моде в качестве образа «плохого парня», который был особенно популярен среди молодежи начиная с конца ХХ в.

В настоящее время субкультуры оказывают значительное влияние на культуру и моду. Обращение дизайнеров к ним способствовало новой волне революции в мужской моде. Считается, что этому феномену положил начало дизайнер Эди Слиман, который в 2000 г. стал креативным директором Dior Homme. Его коллекции означали отказ от более мощной и типичной мужественности, которую пропагандировал Dior раньше (рисунок 4). Он изменил представления о модном мужском силуэте, черпая вдохновение в рок-музыкантах. По этой причине коллекции дизайнера отличались узким кроем, большим количеством аксессуаров и отсылками к андрогинности, однако в одежде преобладали черты, присущие маскулинности.  Его стиль был не просто новым взглядом на мужественность, это была эволюция мужественности. Как говорил сам Эди Слиман в интервью для журнала VOGUE: «Я исследую определенный стиль одежды, стиль поведения... это то, что уже существует, я просто переношу его в стилистику модного дома Dior» [7].



Еще один дизайнер, который черпает вдохновение из панк-рок культуры и чье имя связывают с революционным изменением мужского костюма - Раф Симонс. Его репрезентация мужественности также граничит с андрогинностью, но в отличие от Эди Слимана, стиль его личного бренда рассчитан на мужчин, предпочитающих классический стиль в одежде и солидность.

Но не только панк-рок культура вдохновляет дизайнеров. Например, Гоша Рубчинский черпал свое вдохновение в образе России 90-х или гоп-культуре, пропагандируя лишенный шика и лоска стиль дворового парня. Схожую концепцию подхватило множество брендов.

Когда в 2010-е на первый план постепенно стали выходить сильные женщины, отстаивающие свои права на свободу самовыражения и гендерное равенство, мужской костюм и само понимание мужественности не могло не измениться. Психолог Наталия Иченко характеризует новую мужественность или мужественность в эпоху третьей волны феминизма, как право мужчин на эмоции, право быть человеком со своими желаниями и чувствами, право перестать соответствовать ожиданиям социума. С этим утверждением нельзя не согласиться. На сегодняшний день определение маскулинности, как и феминности, постепенно теряет свою первоначальную формулировку. Меняются идеалы и социальные роли, и это не могло не отразиться на моде. Андрогинная мода перестает быть просто трендом, постепенно становясь частью жизни, а токсичная маскулинность и женственность сталкиваются с критикой [6, c. 50]. Как упоминалось ранее, современное поколение людей стремится к культу личности, феномену, когда гендерные рамки отходят на второй план.

Влияние этого феномена на мужскую моду можно рассмотреть на примере бренда Gucci, после прихода Алессандро Микеле в качестве арт-директора. Каждая коллекция Алессандро Микеле обращалась к андрогинным образам, сочетающим в себе в равной мере феминные и маскулинные качества, но коллекция осень-зима 2020 стала настоящим манифестом против маскулинности. Прямо перед шоу бренд опубликовал манифест Masculine Plural, в котором говорилось о токсичной маскулинности: «В патриархальном обществе гендерная идентичность формируется через жестокие и токсичные стереотипы. Маскулинная модель, навязываемая младенцам с самого рождения, продвигает доминирование, угнетение и желание побеждать. Отношения, язык и поступки в конечном итоге приспосабливаются к идеалу мачо и идут вразрез с уязвимостью и несамостоятельностью. Любые проявления женственности агрессивно порицаются, поскольку считаются угрозой точному архетипу мужественности, который не допускает никаких расхождений. В этой системе нет ничего натурального. Модель социально и культурно построена так, чтобы отвергать все, что ей не соответствует. И это имеет очень серьезные последствия. Токсичная маскулинность питает жестокость, насилие и сексизм. Она осуждает и заставляет соответствовать навязанной фаллократической мужественности, чтобы быть принятым в обществе. Другими словами, токсичная маскулинность порождает и угнетателей, и жертв одновременно. Поэтому необходимо дезертировать, сбежать от планов патриархата и отказаться от его униформы. Деконструировать саму идею мужественности. Настало время отпраздновать становление мужчины, который свободен в самоопределении, находится вне социальных ограничений, авторитарных санкций и удушающих стереотипов», - заявляют Gucci. Этот манифест являлся фабулой коллекции, которая отвергает все навязанные стереотипы о женственности и мужественности.

В стороне не остаются и сформированные идеалы мужественности. Одним из самых обсуждаемых нарядов премии «Оскар» в 2019 г. стало черное бархатное платье-смокинг звезды сериала «Поза» Билли Портера (рисунок 5). В интервью для журнала VOGUE актер объяснил, что это платье было его политическим жестом: «Этот образ примечателен тем, что это не дрэг. Я не дрэг-королева, я просто мужчина в платье... Что на самом деле означает маскулинность? Женщины каждый день носят брюки, но стоит мужчине выйти в юбке, как поднимается настоящая буря» [8]. Действительно, его образ олицетворял ту часть эстетической ценности и мужской сексуальности, которую часто отвергают, подавляя стереотипной мужественностью, и приписывают к театрализованной культуре кроссдрессеров.



Билли Портер не единственный пример отрицания архаичной мужественности и гендерных стереотипов современными медийными мужчинами: рок-звезда Джаред Лето, поп-звезда Гарри Стайлс, актеры Тимоти Шаламе и Эзра Миллер, рэперы Kid Cudi и A$AP Rocky и др.

Выводы

Таким образом, данное исследование не преследует цели показать насколько феминными стали представители нового поколения, напротив, в нем, в исторической прогрессии, прослеживается как сильно раздвинулись границы мужественности. Точнее, они стали менее отчетливыми, постепенно растворяясь под воздействием современных социально-культурных трендов. Социальные сети стали плодотворной почвой для созревания массового нарциссизма. Общество стало более прозрачным, люди перестали прятать свою личную жизнь от глаз общественности, а потому то, как ты выглядишь, стало важнее того, что ты делаешь. Социальные сети сформировали ложный имидж успеха, который опирается больше на внешний образ, а не на твои достижения. Глобализация и сопутствующий ей культурный фон оказали немалое влияние на мировоззрение человечества. Вслед за универсальностью искусства последовало расширение рамок дозволенного. Мир стал открытым и единым. Стирание многих социальных границ косвенно отразилось и на устойчивости традиционных барьеров между сугубо мужским и сугубо женским. Прошлое принесло миру столько негативных явлений (мировые войны, расовые сегрегации, отсутствие свободы и авторитаризм), что у нового поколения выработалась некоторая враждебность ко всему консервативному. Возврат к традиционным взглядам для многих отождествляется с невежеством, возвращению к прежним временам, не сулящим ничего хорошего. В целом формирование новой мужской моды, которая абстрагируется от стереотипов, пока в самом зародыше, и, соответственно, в этом сегменте довольно много разногласий. Но, несмотря на это, совершенно точно ясно одно - мужчины, будучи веками, закованными в традиционные роли, наконец стремятся к изменениям, отстаивая право быть собой и выглядеть соответственно своим представлениям. 

Список литературы

  1. Берн Ш. Гендерная психология. М.: Олма-пресс, 2001. 320 с.
  2. Ваниева О.В., Евсеева Л.П., Непочатова К.С. Динамика гендерной принадлежности элементов европейского мужского костюма // Инновации и современные технологии в индустрии моды. Материалы Национальной научно-практической конференции. 2018. С. 35-38.
  3. Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. СПб.: Питер, 2004. 208 с.
  4. Гудкова А.Я. Трансформация гендерных представлений через призму модных новаций // Актуальные вопросы социологической науки: теория, методология, практика. Материалы ежегодной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Российский университет дружбы народов. 2020. С. 9-14.
  5. Герасимова Ю.Л., Соснина Н.О. Костюм и мода как воплощение гендерных трансформаций // Человек и культура. 2018. № 5. С. 44-52.
  6. Тангейт М. Мужские бренды. Создание и продвижение товаров для сильного пола / пер. с англ. М. Шалуновой. М.: Альпина Паблишерз, 2010. 214 с.
  7. Эволюция мужественности на показе Dior Homme Эди Слимана. URL: https: //www.vogue.ru/video/evolyutsiya-muzhestvennosti-na-pokazedior-homme-edi-slimana-v-2003-godu / (дата обращения: 10.06.2020).
  8. Кристиан Аллер. Билли Портер о том, почему он носил платье, а не смокинг для Оскара. URL: https://www.vogue.com/article/billy-porter-oscars-red-carpet-gown-christian-siriano (дата обращение: 15.05.2020).

References 

  1. Bern S. Gendernaya psikhologiya (Gender psychology). M.: Olma-press, 2001. 320 p.
  2. Vaniyeva O.V., Yevseyeva L.P., Nepochatova K.S. Dinamika gendernoy prinadlezhnosti elementov yevropeyskogo muzhskogo kostyuma (Gender dynamics of elements of European men's suit), Innovatsii i sovremennyye tekhnologii v industrii mody. Materialy Natsionalnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, 2018, pp. 35-38.
  3. Gofman A.B. Moda i lyudi. Novaya teoriya mody i modnogo povedeniya (Fashion and people. New theory of fashion and fashion behavior). SPb.: Piter, 2004. 208 p.
  4. Gudkova A.Ya. Transformatsiya gendernykh predstavleniy cherez prizmu modnykh novatsiy (Transforming gender perceptions through the prism of fashion innovations), Aktualnyye voprosy sotsiologicheskoy nauki: teoriya, metodologiya, praktika. Materialy yezhegodnoy nauchnoy konferentsii studentov, aspirantov i molodykh uchenykh. Rossiyskiy universitet druzhby narodov, 2020, pp. 9-14.
  5. Gerasimova Yu.L., Sosnina N.O. Kostyum i moda kak voploshcheniye gendernykh transformatsiy (Costume and fashion as the embodiment of gender transformations), Chelovek i kultura, 2018, no 5, pp. 44-52.
  6. Tangeyt M. Muzhskiye brendy. Sozdaniye i prodvizheniye tovarov dlya silnogo pola (Men's brands. Creation and promotion of goods for the stronger sex) / per. s angl. M. Shalunovoy. M.: Alpina Pablisherz, 2010. 214 p.
  7. Evolyutsiya muzhestvennosti na pokaze Dior Homme Edi Slimana (Evolution of masculinity at the Dior Homme show by Hedi Slimane). URL: https: //www.vogue.ru/video/evolyutsiya-muzhestvennosti-na-pokazedior-homme-edi-slimana-v-2003-godu / (data obrashcheniya: 10.06.2020).
  8. Kristian Aller. Billi Porter o tom, pochemu on nosil platye, a ne smoking dlya Oskara (Billy Porter on why he wore a dress instead of an Oscar tuxedo). URL: https://www.vogue.com/article/billy-porter-oscars-red-carpet-gown-christian-siriano (data obrashcheniye: 15.05.2020).

Рецензент:

Самсонова Вера Валерьевна - АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопоповский переулок, 9), декан Факультета дизайна и моды, verasamsonova@mail.ru, +7-903-182-18-95.

Samsonova Vera Valerevna - Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129090, Moscow, Protopopovsky Lane of 9), Dean of the faculty of design and fashion, verasamsonova@mail.ru, +7-903-182-18-95.

Работа поступила в редакцию: 15.11.2020 г.

наверх