Лемешко Т.Б. Направления развития дополнительного профессионального аграрного образования в условиях цифровой трансформации

Образец ссылки на эту статью: Лемешко Т.Б. Направления развития дополнительного профессионального аграрного образования в условиях цифровой трансформации // Бизнес и дизайн ревю. 2021.  № 3 (23). С. 15. 

УДК 004.9:378.663 

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ 

Лемешко Татьяна Борисовна 

ФГБОУ ВО Российский государственный аграрный университет – РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, Москва, Россия (127550, Москва, ул. Тимирязевская, 49), старший преподаватель кафедры прикладной информатики, t.lemeshko@rgau-msha.ru, +7-905-555-06-01, ORCID ID: 0000-0003-2381-4042

Аннотация. Статья представляет анализ рынка дополнительного профессионального образования в России, примеры реализации программ в системе высшего и дополнительного образования в Тимирязевской академии. Автор отмечает, что важной проблемой в системе высшего и дополнительного профессионального аграрного образования является качество образовательных программ. Выделены основные направления развития системы дополнительного профессионального образования: экспертиза программ, определение критериев качества; участие работодателей в разработке и реализации программ, совместная подготовка программ образовательных учреждений и представителей бизнеса, агропредприятий; подбор преподавателей, реализующих практико-ориентированный подход в программах, способных в реальных жизненных условиях показать практическую значимость передаваемых знаний; реализация программ при помощи цифровых инструментов и технологий дистанционного обучения; повышение цифровой грамотности преподавателей; модульность и гибкость при проектировании образовательных программ, цифровая дидактика, соотношение инвариантной и вариативной частей образовательных программ, компетентностный подход; включение информационных («сквозных») технологий.

Ключевые слова: программы; дополнительное профессиональное образование; качество; цифровая трансформация. 

DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF ADDITIONAL PROFESSIONAL AGRICULTURAL EDUCATION IN THE CONDITIONS OF DIGITAL TRANSFORMATION 

Lemeshko Tatyana Borisovna 

Russian State Agrarian University – RGAU-Moscow State Agricultural Academy named after K. A. Timiryazev, Moscow, Russia (49 Timiryazevskaya str., Moscow, 127550), Senior Lecturer of the Department of Applied Informatics, t.lemeshko@rgau-msha.ru, +7-905-555-06-01, ORCID ID: 0000-0003-2381-4042 

Abstract. The article presents an analysis of the market of additional professional education in Russia, examples of the implementation of programs in the system of higher and additional education at the Timiryazev Academy. The author notes that an important problem in the system of higher and additional professional agricultural education is the quality of educational programs. The main directions of development of the system of additional professional education are highlighted: examination of programs, determination of quality criteria; participation of employers in the development and implementation of programs, joint preparation of programs of educational institutions and representatives of business, agricultural enterprises; selection of teachers who implement a practice-oriented approach in programs that can show the practical significance of the transferred knowledge in real life conditions; implementation of programs using digital tools and distance learning technologies; improving the digital literacy of teachers; modularity and flexibility in the design of educational programs, digital didactics, the ratio of invariant and variable parts of educational programs, competence-based approach; the inclusion of information ("end-to-end") technologies.

Keywords: programs; additional professional education; quality; digital transformation. 

Введение

В настоящее время кадровый потенциал сельскохозяйственных организаций оценивается в первую очередь образовательным уровнем руководителей и специалистов, их профессиональными и цифровыми компетенциями, умением оперативно решать производственные вопросы, применяя современные технологии и методы.

Агропромышленный комплекс (АПК) на сегодняшний день является одним из крупнейших межотраслевых комплексов, объединяющих различные отрасли экономики. Постоянная модернизация агропромышленного комплекса ставит задачу обучения специалистов новым технологиям на современной материально-технической базе. Сегодня научно-технологическая составляющая и цифровизация АПК диктуют необходимость решения вопросов высококвалифицированного кадрового обеспечения АПК. В условиях цифровой трансформации, внедрения «сквозных» технологий главной задачей является повышение квалификации и переподготовка специалистов АПК, совершенствование системы постоянного обновления профессиональных и цифровых навыков на протяжении всей жизни. Для решения этой задачи необходимо развитие системы дополнительного профессионального образования (ДПО), проектирование и внедрение образовательных программ аграрного междисциплинарного направления.

Важно отметить, что решение кадровой проблемы в АПК авторы некоторых научных статей видят в совершенствовании содержания и структуры программ высшего и дополнительного аграрного образования с учетом применения цифровых технологий, реализации обновленных дополнительных профессиональных программ, в их оценке работодателями и экспертами профессионально-общественной аккредитации [6, c. 48-53], в развитии цифрового образования в системе непрерывного образования [4, c. 59-64]. Система непрерывного образования способствует формированию у сотрудников профессиональных компетенций и квалификаций, что значительно повышает трудовую мобильность и конкурентоспособность [3, c. 131-135].

Современному обществу необходимы иные навыки для развития способностей работать в новом цифровом мире. Необходимо пересмотреть существующие подходы к обучению [5, c. 44-47].

Цель исследования. Анализ рынка дополнительного профессионального образования в России, приведение примера реализации программ в Тимирязевской академии, определение направлений развития дополнительного профессионального аграрного образования в условиях цифровой трансформации. 

Методы исследования 

При работе над статьей были использованы следующие методы:

1) анализ, позволивший оценить ситуацию за определенный период времени в сфере дополнительного профессионального образования в России; определить направления развития ДПО в системе непрерывного образования.

2) обобщение результатов исследования, содержания различных информационных ресурсов по вопросам дополнительной подготовки кадров АПК в системе высшей школы и дополнительного образования.

Результаты исследования и их обсуждение 

По исследованиям BusinesStat, объем рынка дополнительного профессионального образования в России увеличился на 26,3% за период с 2016 по 2019 годы, а в 2020 г. из-за пандемии коронавируса объем рынка дополнительного профессионального образования в России сократился на 13%. В 2021 г. также наблюдается уменьшение на 0,4%. Более сильного падения рынка позволил избежать оперативный переход к дистанционным формам обучения и увеличение числа краткосрочных онлайн программ. По прогнозам до 2025 г. ожидается восстановление услуг дополнительного профессионального образования, с переходом значительной части образовательных программ в онлайн формат и увеличением доли краткосрочных программ обучения. За период с 2016 по 2019 годы численность реализованных программ дополнительного профессионального образования в России выросла на 61,2%. Это связано с развитием отраслей экономики, цифровой трансформацией, увеличением спроса на повышение квалификации и переподготовку со стороны людей среднего и старшего возраста. В 2020-2021 учебном году наблюдается падение числа реализуемых программ. По прогнозам BusinesStat, до 2025 г. численность программ дополнительного профессионального образования в России будет ежегодно увеличиваться на 4,0-4,9%. Дальнейшее увеличение будет связано с переходом части программ в онлайн формат, когда нет необходимости набора полной группы для начала курса, и увеличением доли краткосрочных программ, которые дешевле и чаще повторяются в течение года [1].

В условиях цифровой трансформации меняются походы к управлению и поэтому будет расти число программ для бизнеса и руководителей, меняется список востребованных профессий и поэтому будут появляться новые программы для рабочих специальностей, программы, связанные с цифровизацией всех производственных процессов.

Рассмотрим практический пример реализации программ ДПО на базе Российского государственного аграрного университета – МСХА имени К.А. Тимирязева. В институте непрерывного образования, в центре Форсайт-образования, Инжинирингового центра разрабатываются курсы повышения квалификации по программам дополнительного профессионального образования, например, ««Принципы вертикального озеленения с применением современных технологий полива». Преподаватели представляют цикл лекций по вертикальному озеленению, ознакомительный материал в виде глоссариев, рекомендуемой литературы, а также промежуточные и итоговые тесты. В направлении цифровизации АПК в дистанционном формате на платформе Moodle реализована программа «Цифровая трансформация предприятий, отраслей и комплексов в условиях Индустрии 4.0». Слушателями краткосрочных программ от 36 и 72 часов могут быть студенты и преподаватели Тимирязевки, а также работники сферы АПК и другие специалисты разных профессий, которые желают повысить профессиональную квалификацию. В рамках проекта «Московское долголетие» в Тимирязевской академии активно реализуется программа- активность «Ландшафтный дизайн». В этом году ученые Тимирязевки в онлайн-формате на платформе Zoom представили слушателям востребованной программы насыщенные практической информацией визуализированные лекции.

Разнообразие программ в дополнительном профессиональном аграрном образовании определяет необходимость определения их оценки качества, соответствие профессиональному стандарту. Востребованность программы со стороны слушателей, работодателей, рынка труда и кадров АПК – показатель качества, ключевой индикатор эффективности.

Таким образом, важной проблемой в системе высшего и дополнительного профессионального аграрного образования является качество образовательных программ. Поэтому основным направлением развития системы ДПО является экспертиза программ, определение критериев качества с учетом требований работодателей, вызовов рынка труда. Ключевым направлением является участие работодателей в разработке и реализации программ, совместная подготовка программ образовательных учреждений и представителей бизнеса, агропредприятий.

Участники рынка отмечают, что в сфере дополнительного профессионального образования существует нехватка преподавателей-практиков, знающих предмет не только в теории, но и активно работающих в данном направлении. Поэтому следующим важным направлением развития ДПО является подбор преподавателей, реализующих практико-ориентированный подход в программах, способных в реальных жизненных условиях показать практическую значимость передаваемых знаний.

С развитием дистанционных технологий, смешанного и корпоративного обучения, активного применения дидактических цифровых инструментов дополнительное профессиональное образование становится более гибким и адаптированным под индивидуального слушателя. Обучаясь дистанционно, слушатель может самостоятельно выбрать траекторию обучения, темп и удобное время для ознакомления с материалом и прохождения контрольных испытаний без отрыва от работы. Поэтому другим существенным направлением развития ДПО является реализация программ при помощи цифровых инструментов и технологий дистанционного обучения.

Для разработки яркого, запоминающего контента программы, содержащего видеоматериалы, ролики, скринкасты, необходимы преподаватели с цифровыми компетенциями. Поэтому важным направлением развития ДПО является повышение цифровой грамотности преподавателей, которые проектируют и реализуют программы в системе высшего и дополнительного образования.

Важное значение имеет организационно-педагогическое направление развития дополнительного профессионального образования, которое рассматривает модульность и гибкость при проектировании образовательных программ [9, c. 280-284], цифровую дидактику, соотношение инвариантной и вариативной частей образовательных программ, компетентностный подход, учет изменений квалификационных требований. Авторы отмечают, что структуру содержания технологической подготовки необходимо строить на основе выделения ее инвариантной фундаментальной составляющей [7, c. 25-28]. Одной из тенденций развития системы ДПО являются массовые открытые онлайн-курсы (МООК) [10, c. 287-296]. Н.А. Аносова предлагает систему критериев эффективности организационно-педагогических условий реализации институционального механизма профессионально-общественной аккредитации коротких программ при проведении экспертизы программ ДПО [2, c. 73-78].

С учетом цифровизации экономики, цифровой трансформации отраслей АПК необходимо включение информационных («сквозных») технологий во все образовательные программы. Важным компонентом дополнительных образовательных программ должны стать цифровые технологии, освоение и практическое применение которых позволит сформировать цифровые компетенции кадров АПК, а также технология смешанного обучения, сочетающая аудиторные занятия и дистанционное обучение с применением цифровых технологий (асинхронное и синхронное – вебинары, онлайн-конференции, онлайн-лекции) [8, c. 270-275].

Выводы 

Сегодня трендами аграрного образования являются непрерывное формирование новых компетенций в течение всей жизни, компетенций будущего (hard-, soft- и digital-skills) в системе высшего и дополнительного профессионального образования. Интерпретация результатов исследования определяет необходимость совершенствования системы дополнительного профессионального образования, в частности, в организационно-педагогической оценке разработанных программ, их востребованности и практической реализации.

Таким образом, важным является актуализация образовательных программ переподготовки и повышения квалификации в сфере АПК с учетом выделенных направлений развития в условиях цифровой трансформации, их профессионально-общественная аккредитация.

Анализ ситуации и актуальность непрерывности аграрного образования ориентируют на дальнейшие исследования в рамках подготовки кандидатской диссертации в направлении проектирования и оценки дополнительных образовательных программ в условиях цифровой трансформации аграрного образования, проведения педагогического эксперимента и применения эмпирических методов.

Список литературы 

  1. Анализ рынка дополнительного профессионального образования в России в 2016-2020 гг., оценка влияния коронавируса и прогноз на 2021-2025 гг. [Электронный ресурс]. URL: https://businesstat.ru/images/demo/additional_professional_education_russia_demo_businesstat.pdf (дата обращения: 10.08.2021).
  2. Аносова Н.А. Критерии эффективности организационно-педагогических условий реализации институционального механизма профессионально-общественной аккредитации коротких программ // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2015. № 1. С. 73-78.
  3. Бочарова Е.В. Непрерывное образование как фактор повышения профессиональной компетенции работников сельского хозяйства // Известия Саратовского университета. Сер. Социология. Политология. 2019. Т. 19. Выпуск 2. С.131-135.
  4. Дорожкин Е.М., Ломовцева Н.В. Развитие цифрового образования в системе непрерывного образования // Непрерывное образование: теория и практика реализации. материалы II Международной научно-практической конференции. Екатеринбург: РГППУ, 2019. С. 59-64.
  5. Дорожкин Е.М., Ломовцева Н.В. Непрерывное образование как навык будущего // Непрерывное образование: теория и практика реализации. материалы III Международной научно-практической конференции. ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». 2020. С. 44-47.
  6. Кубрушко П.Ф., Козленкова Е.Н., Назарова Л.И. Профессионально-общественная аккредитация программ дополнительного профессионального образования в условиях цифровизации экономики // Вестник РМАТ. 2020. № 4. С. 48-53.
  7. Кубрушко П.Ф., Зорин И.В. Высокие технологии и непрерывное образование // Вестник РМАТ. 2017. № 4. С. 25-28.
  8. Лемешко Т.Б. Дополнительное профессиональное образование в цифровой подготовке кадров АПК // Чаяновские чтения. Материалы I Международной научно-практической конференции по проблемам развития аграрной экономики. М.: Научный консультант, 2020. С. 270-275.
  9. Скораева Е.А., Тарасюк О.В. Особенности и преимущества проектирования модульных образовательных программ дополнительного профессионального образования  // Акмеология профессионального образования. Материалы 15-й Международной научно-практической конференции. Екатеринбург: РГППУ, 2019. С. 280-284.
  10. Фетисова О.В., Шеховцов В.В. Специфика дополнительного профессионального образования в современной России // Гуманитарий Юга России. 2017. Т. 6. № 5. С. 287-296.

References 

  1. Analiz rynka dopolnitelnogo professionalnogo obrazovaniya v Rossii v 2016-2020 gg., otsenka vliyaniya koronavirusa i prognoz na 2021-2025 gg. [Elektronnyy resurs]. URL: https://businesstat.ru/images/demo/additional_professional_education_russia_demo_businesstat.pdf (data obrashcheniya: 10.08.2021).
  2. Anosova N.A. Kriterii effektivnosti organizatsionno-pedagogicheskikh usloviy realizatsii institutsionalnogo mekhanizma professionalno-obshchestvennoy akkreditatsii korotkikh program (Criteria for the effectiveness of organizational and pedagogical conditions for the implementation of the institutional mechanism of professional and public accreditation of short programs), Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I.Ya. Yakovleva. 2015, no 1, pp. 73-78.
  3. Bocharova Ye.V. Nepreryvnoye obrazovaniye kak faktor povysheniya professionalnoy kompetentsii rabotnikov selskogo khozyaystva (Continuing education as a factor in improving the professional competence of agricultural workers), Izvestiya Saratovskogo universiteta. Ser. Sotsiologiya. Politologiya, 2019, Vol. 19, Vypusk 2, pp. 131-135.
  4. Dorozhkin Ye.M., Lomovtseva N.V. Razvitiye tsifrovogo obrazovaniya v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya (Development of digital education in the system of continuing education), Nepreryvnoye obrazovaniye: teoriya i praktika realizatsii. materialy II Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Yekaterinburg: RGPPU, 2019, pp. 59-64.
  5. Dorozhkin Ye.M., Lomovtseva N.V. Nepreryvnoye obrazovaniye kak navyk budushchego (Continuing education as a skill of the future), Nepreryvnoye obrazovaniye: teoriya i praktika realizatsii. materialy III Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. FGAOU VO «Rossiyskiy gosudarstvennyy professionalno-pedagogicheskiy universitet», 2020, pp. 44-47.
  6. Kubrushko P.F., Kozlenkova Ye.N., Nazarova L.I. Professionalno-obshchestvennaya akkreditatsiya programm dopolnitelnogo professionalnogo obrazovaniya v usloviyakh tsifrovizatsii ekonomiki (Professional and public accreditation of additional professional education programs in the context of the digitalization of the economy), Vestnik RMAT, 2020, no 4, pp. 48-53.
  7. Kubrushko P.F., Zorin I.V. Vysokiye tekhnologii i nepreryvnoye obrazovaniye (High technology and continuing education), Vestnik RMAT, 2017, no 4, pp. 25-28.
  8. Lemeshko T.B. Dopolnitelnoye professionalnoye obrazovaniye v tsifrovoy podgotovke kadrov APK (Additional professional education in digital training of agro-industrial complex personnel), Chayanovskiye chteniya. Materialy I Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii po problemam razvitiya agrarnoy ekonomiki. M.: Nauchnyy konsultant, 2020, pp. 270-275.
  9. Skorayeva Ye.A., Tarasyuk O.V. Osobennosti i preimushchestva proyektirovaniya modulnykh obrazovatelnykh programm dopolnitelnogo professionalnogo obrazovaniya, Akmeologiya professionalnogo obrazovaniya (Features and benefits of designing modular educational programs for additional professional education). Materialy 15-y Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Yekaterinburg: RGPPU 2019, pp. 280-284.
  10. Fetisova O.V., Shekhovtsov V.V. Spetsifika dopolnitelnogo professionalnogo obrazovaniya v sovremennoy Rossii (The specifics of additional professional education in modern Russia), Gumanitariy Yuga Rossii, 2017, Vol. 6, no 5, pp. 287-296. 

Рецензент: 

Козырева Надежда Евгеньевна - АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопоповский переулок, 9), кандидат педагогических наук, декан Факультета управления бизнесом, kozyreva@obe.ru, +7-965-393-99-14.

Kozyreva Nadezhda Evgenevna - Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (Russia, 129090, Moscow Protopopovskiy lane, 9), Candidate of Pedagogical Sciences, Dean of the Faculty of Business Management, kozyreva@obe.ru, +7-965-393-99-14.

Работа поступила в редакцию: 14.08.2021 г.