Булыгина А.А., Веригин А.С. Преображение пространства путем привлечения современных художников в процесс ревитализации
Булыгина А.А., Веригин А.С. Преображение пространства путем привлечения современных художников в процесс ревитализации
ИСКУССТВО. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
Образец ссылки на эту статью: Булыгина А.А., Веригин А.С. Преображение пространства путем привлечения современных художников в процесс ревитализации // Бизнес и дизайн ревю. 2021. № 3 (23). С. 8.
УДК 347.787
ПРЕОБРАЖЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА ПУТЁМ ПРИВЛЕЧЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ХУДОЖНИКОВ В ПРОЦЕСС РЕВИТАЛИЗАЦИИ
Булыгина Александра Алексеевна
АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопоповский переулок, 9), студентка Факультета управления бизнесом, institutbulygina@yandex.ru, +7-985-568-63-64
Веригин Андрей Сергеевич
АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопоповский переулок, 9), студент Факультета дизайна и моды, a.verigin01@yandex.ru, +7-913-019-34-61
Аннотация. В статье рассматривается феномен внедрения современного искусства в процесс ревитализации, приводятся примеры успешного опыта, который позволит спрогнозировать дальнейший спрос на данный процесс со стороны градостроения и отрасли туризма. Также авторы анализируют подход обеих сторон, делая основной упор именно на стороне искусства. На основе проведенного интервью с медийным художником авторы статьи определяют выгоды для сотрудничества и объясняют причины слияния двух сфер. Объект исследования: процесс ревитализации. Предмет исследования: симбиоз искусства и архитектуры среды. Главным научным результатом статьи является выявление причин успешности подобного слияния, а также объяснение важности данного процесса. Статья призвана убедить читателя в том, что процесс ревитализации с привлечением представителей современного искусства может стать новым взглядом на привычные преобразования.
Ключевые слова: современное искусство; ревитализация; паблик арт; преобразование; урбанистика.
SPACE TRANSFORMATION BY INVOLVING MODERN ARTISTS IN THE PROCESS OF REVITALIZATION
Bulygina Aleksandra Alekseevna
Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129090, Moscow,
Protopopovskiy lane, 9), student of the Faculty of Business Management, institutbulygina@yandex.ru + 7-985-568-63-64
Verigin Andrey Sergeevich
Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129090, Moscow,
Protopopovskiy lane, 9), student of the Faculty of Design and Fashion, a.verigin01@yandex.ru + 7-913-019-34-61
Abstract. The article examines the phenomenon of the introduction of contemporary art into the revitalization process, provides examples of successful experience that will allow predicting further demand for this process from urban planning and the tourism industry. The authors also analyze the approach of both sides, focusing on the side of art. Based on an interview with a media artist, the authors of the article identify the benefits for collaboration and explain the reasons for the merger of the two areas. Research object: the revitalization process. Research subject: symbiosis of art and architecture of the environment. The main scientific result of the article is to identify the reasons for the success of such a merger, as well as to explain the importance of this process. The article is intended to convince the reader that the process of revitalization with the involvement of representatives of contemporary art can become a new look at the usual transformations.
Key words: modern Art; revitalization; public art; transformation; urbanism.
Введение
В современном мире все чаще уделяется внимание повторной эксплуатации и перепрофилированию устаревших, невостребованных архитектурных объектов. Ревитализация является эффективным инструментом для решения подобных задач. В последнее время это понятие активно используется в области строительства и архитектуры и становится актуальным в период массового закрытия производственных предприятий [2, с. 179; 3, с. 33; 5, с. 40]. Процесс ревитализации позволяет реконструировать промышленные здания и сооружения, изменяя их назначение. Обновленные пространства становятся не только местом досуга, но и площадкой коммуникации между посетителями. Для того, чтобы переосмыслить промышленное прошлое привлекаются специалисты разных областей, в том числе и современного искусства. Неслучайно, что в последнее время в научной литературе мы встречаем все больше статей, посвященных ревитализации [6, с. 108-118; 7, с. 98; 8; 9, с. 307-310; 10, с. 285-289].
Цель исследования: статья призвана показать необходимость ревитализации и важность привлечения представителей современного искусства в этот процесс.
Методы исследования
Методы исследования: внутренний анализ ресурсов, бенчмаркинг, глубинные интервью.
Результаты исследования и их обсуждение
Ревитализация — реконструкция промышленных зданий и сооружений с изменением их назначения. В помещениях бывших заводов устраиваются офисные центры, жилые помещения и даже культурные кластеры.
Промышленные объекты обладают особенностями, которые являются ценным ресурсом для развития инфраструктуры: их просторные помещения и развитые инженерные коммуникации, необычность и обособленность от жилых домов делают их удобными для дальнейшей реконструкции.
С экономической точки зрения преобразование старых промышленных зданий выходит дешевле по сравнению со строительством новых зданий.
Опираясь на международный опыт, можно сделать вывод, что данный процесс уже стал мировым трендом. Наличие большого количества успешных кейсов доказывает популярность подобных проектов среди общественности.
Полное замещение производственных территорий рекреационной зоной способствует оздоровлению городской среды и повышению комфортности антропоморфной среды обитания, однако является фактором, сдерживающим социально-экономическое развитие.
Задачей ревитализации является социализация пространства, разработка элементов инфраструктуры, упорядочивающих туризм и научную деятельность, развитие промышленности, забота об экологии и, как следствие, – привлечение инвестиций.
Безусловно, одной из целей ревитализации также является и создание нового популярного среди жителей и туристов пространства. Для поднятия уровня интереса к новым объектам очень часто привлекают представителей современного искусства, которые, в свою очередь, воспринимают их как некую площадку для самовыражения и самопродвижения.
В ходе интервью с известным российским граффитистом @ches_ches, (который оставил после себя не одну работу в процессе ревитализации завода «Флакон») было обнаружено несколько инсайтов:
«Там много свободных стенок, на которых можно порисовать».
Художники любят работать с подобными площадками, потому что это легальный способ продвинуть своё уличное творчество. Это не считается вандализмом или иным нарушением закона.
«Мой рисунок может наблюдать большое количество людей... Такая выставка вне помещения... Это мне интересно».
Вовлеченность представителей современного искусства в процесс ревитализации — это не только помощь самому пространству в продвижении среди молодежи, но и способ популяризировать уличное искусство и познакомить публику с новыми именами в искусстве.
«Я привозил иностранных художников туда».
Коллаборации новых пространств с художниками — это инфоповод. Новости о появлении новых муралов или инсталляций разносится сарафанным радио по городу и доходит до самых разных точек, что позволяет сделать из ревитализированного объекта не только open space и выставочное пространство, но и туристический spot, который может привлечь иностранных инвесторов.
«В целом места, подобные Флакону, — это пространства, открытые для сотрудничества. Им интересно то, что люди фотографируются с работами художников. Пространство начинает восприниматься визуально намного приятнее...»
Значит ли это, что ревитализация с участием художника — это обновлённый способ улучшения общественной среды?
Привлечение Public art специалистов, граффитистов, каллиграфов, художников позволяет комерциализированному процессу реконструкции промышленных зданий выйти на новый уровень узнаваемости.
Художественные росписи погружают жителей городов в современное искусство и решают актуальные вопросы работы с депрессивной городской средой, что в том числе повышает и культурную осознанность среди населения [1, с. 8-21].
Таким образом, современное искусство, выходящее в городскую среду путём привлечения художников в процесс реветализации демонстрирует свежий подход к преобразованию городской среды, расширяя границы архитектурных решений.
Одним из примеров ревитализации, подтверждающих это, является создание парка «Новая Голландия» в Санкт - Петербурге. Сначала эту территорию хотели застроить обычными жилыми домами, но к 2013 г. отказались от этой идеи. Решено было сохранить исторические пространства, создав на острове новый городской парк с современной инфраструктурой и богатой культурной составляющей. За архитектурную составляющую проекта, восстановление зданий, их единую стилистику, а также создание интерьеров общественных пространств острова отвечает бюро ludi_architects совместно с креативной командой проекта «Новая Голландия: культурная урбанизация». Чтобы придать совершенно утилитарной в прошлом постройке приветливый и гостеприимный облик, над входами установили два ажурных чугунных козырька на литых ножках. За три с небольшим года в Кузне была проведена масштабная работа по реставрации кирпичных сводов и фасадов, была полностью заменена кровля и восстановлены деревянные оконные и дверные рамы, каменная лестница с чугунными перилами. Так, решенные в едином ключе литые элементы исторических зданий и общий сценарий архитектурной подсветки, разработанный британцами PJC Light Studio, завязывают разные по времени постройки в единый очень целостный образ.
Остальные здания также подверглись модернизации. На острове появились рестораны, павильоны, детские площадки. В результате территория приобрела единый облик, повысилась привлекательность открытого городского пространства. Место стало узнаваемым.
В современном городе наблюдается повышенный спрос на среду, которая создает условия для сочетания различных функций, как в масштабах района, так и в пределах одного здания, где жилые помещения соседствуют с офисами, магазинами, кафе и барами. Гибкая планировочная структура территорий и архитектурно-планировочные решения зданий позволяют городским территориям жилой и многофункциональной застройки обеспечивать высокое качество жизни для горожан при любых социально-экономических изменениях.
Городом России, который на данный момент наиболее всего наполнен ревитализированными пространствами, можно назвать Москву.
«ARTPLAY», «Флакон», «Хлебозавод» — наиболее яркие примеры успешного взаимодействия художников и профессионалов архитектурной отрасли в процессе ревитализации.
Такие места как Хлебозавод и Флакон невероятно популярны у людей в возрасте 16-30 лет. Так как в этих пространствах есть всё необходимое для работы или отдыха. Многофункциональные коворкинги, выставки, «относительно неформальные» магазины, место для нетворкингов, мастер-классы, лектории. То есть, территории бывших промышленных предприятий теперь стали не просто местом для встреч с развитой инфраструктурой, а полноценным арт-пространством, в которое хочется возвращаться.
Яркое цветное оформления подобных пространств контрастирует с привычным серым городским пейзажем, поэтому создается ощущение оторванности от реальности [4, с. 72]. Посетители с радостью фотографируются на фоне работ уличных художников. Для одних — это возможность сделать особенный кадр, для других — эффективный способ рекламы через потребителя.
Выводы
Как считают урбанисты, за симбиозом искусства и архитектурных преобразований будущее, поскольку наш мир стремительно движется к подчеркиванию индивидуальности. Чем больше уникальных пространств у города, тем популярнее он в туристическом плане и успешнее с точки зрения экономики, так как привлекает сторонних инвесторов. Ревитализация и современное искусство не так давно «подружились», но эффективность подобного слияния заметна уже сейчас.
Список литературы
References
Рецензент:
Савинкин Владислав Владимирович - АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопоповский переулок, 9), доцент кафедры дизайна, член Союза архитекторов, дизайнеров и художников России, vvspart@mail.ru, +7-985-233-27-93.
Savinkin Vladislav Vladimirovich - Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (Russia, 129090, Moscow Protopopovskiy lane, 9), assistant professor of art, vvspart@mail.ru, +7-985-233-27-93.
Работа поступила в редакцию: 20.06.2021 г.
Образец ссылки на эту статью: Булыгина А.А., Веригин А.С. Преображение пространства путем привлечения современных художников в процесс ревитализации // Бизнес и дизайн ревю. 2021. № 3 (23). С. 8.
УДК 347.787
ПРЕОБРАЖЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА ПУТЁМ ПРИВЛЕЧЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ХУДОЖНИКОВ В ПРОЦЕСС РЕВИТАЛИЗАЦИИ
Булыгина Александра Алексеевна
АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопоповский переулок, 9), студентка Факультета управления бизнесом, institutbulygina@yandex.ru, +7-985-568-63-64
Веригин Андрей Сергеевич
АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопоповский переулок, 9), студент Факультета дизайна и моды, a.verigin01@yandex.ru, +7-913-019-34-61
Аннотация. В статье рассматривается феномен внедрения современного искусства в процесс ревитализации, приводятся примеры успешного опыта, который позволит спрогнозировать дальнейший спрос на данный процесс со стороны градостроения и отрасли туризма. Также авторы анализируют подход обеих сторон, делая основной упор именно на стороне искусства. На основе проведенного интервью с медийным художником авторы статьи определяют выгоды для сотрудничества и объясняют причины слияния двух сфер. Объект исследования: процесс ревитализации. Предмет исследования: симбиоз искусства и архитектуры среды. Главным научным результатом статьи является выявление причин успешности подобного слияния, а также объяснение важности данного процесса. Статья призвана убедить читателя в том, что процесс ревитализации с привлечением представителей современного искусства может стать новым взглядом на привычные преобразования.
Ключевые слова: современное искусство; ревитализация; паблик арт; преобразование; урбанистика.
SPACE TRANSFORMATION BY INVOLVING MODERN ARTISTS IN THE PROCESS OF REVITALIZATION
Bulygina Aleksandra Alekseevna
Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129090, Moscow,
Protopopovskiy lane, 9), student of the Faculty of Business Management, institutbulygina@yandex.ru + 7-985-568-63-64
Verigin Andrey Sergeevich
Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129090, Moscow,
Protopopovskiy lane, 9), student of the Faculty of Design and Fashion, a.verigin01@yandex.ru + 7-913-019-34-61
Abstract. The article examines the phenomenon of the introduction of contemporary art into the revitalization process, provides examples of successful experience that will allow predicting further demand for this process from urban planning and the tourism industry. The authors also analyze the approach of both sides, focusing on the side of art. Based on an interview with a media artist, the authors of the article identify the benefits for collaboration and explain the reasons for the merger of the two areas. Research object: the revitalization process. Research subject: symbiosis of art and architecture of the environment. The main scientific result of the article is to identify the reasons for the success of such a merger, as well as to explain the importance of this process. The article is intended to convince the reader that the process of revitalization with the involvement of representatives of contemporary art can become a new look at the usual transformations.
Key words: modern Art; revitalization; public art; transformation; urbanism.
Введение
В современном мире все чаще уделяется внимание повторной эксплуатации и перепрофилированию устаревших, невостребованных архитектурных объектов. Ревитализация является эффективным инструментом для решения подобных задач. В последнее время это понятие активно используется в области строительства и архитектуры и становится актуальным в период массового закрытия производственных предприятий [2, с. 179; 3, с. 33; 5, с. 40]. Процесс ревитализации позволяет реконструировать промышленные здания и сооружения, изменяя их назначение. Обновленные пространства становятся не только местом досуга, но и площадкой коммуникации между посетителями. Для того, чтобы переосмыслить промышленное прошлое привлекаются специалисты разных областей, в том числе и современного искусства. Неслучайно, что в последнее время в научной литературе мы встречаем все больше статей, посвященных ревитализации [6, с. 108-118; 7, с. 98; 8; 9, с. 307-310; 10, с. 285-289].
Цель исследования: статья призвана показать необходимость ревитализации и важность привлечения представителей современного искусства в этот процесс.
Методы исследования
Методы исследования: внутренний анализ ресурсов, бенчмаркинг, глубинные интервью.
Результаты исследования и их обсуждение
Ревитализация — реконструкция промышленных зданий и сооружений с изменением их назначения. В помещениях бывших заводов устраиваются офисные центры, жилые помещения и даже культурные кластеры.
Промышленные объекты обладают особенностями, которые являются ценным ресурсом для развития инфраструктуры: их просторные помещения и развитые инженерные коммуникации, необычность и обособленность от жилых домов делают их удобными для дальнейшей реконструкции.
С экономической точки зрения преобразование старых промышленных зданий выходит дешевле по сравнению со строительством новых зданий.
Опираясь на международный опыт, можно сделать вывод, что данный процесс уже стал мировым трендом. Наличие большого количества успешных кейсов доказывает популярность подобных проектов среди общественности.
Полное замещение производственных территорий рекреационной зоной способствует оздоровлению городской среды и повышению комфортности антропоморфной среды обитания, однако является фактором, сдерживающим социально-экономическое развитие.
Задачей ревитализации является социализация пространства, разработка элементов инфраструктуры, упорядочивающих туризм и научную деятельность, развитие промышленности, забота об экологии и, как следствие, – привлечение инвестиций.
Безусловно, одной из целей ревитализации также является и создание нового популярного среди жителей и туристов пространства. Для поднятия уровня интереса к новым объектам очень часто привлекают представителей современного искусства, которые, в свою очередь, воспринимают их как некую площадку для самовыражения и самопродвижения.
В ходе интервью с известным российским граффитистом @ches_ches, (который оставил после себя не одну работу в процессе ревитализации завода «Флакон») было обнаружено несколько инсайтов:
«Там много свободных стенок, на которых можно порисовать».
Художники любят работать с подобными площадками, потому что это легальный способ продвинуть своё уличное творчество. Это не считается вандализмом или иным нарушением закона.
«Мой рисунок может наблюдать большое количество людей... Такая выставка вне помещения... Это мне интересно».
Вовлеченность представителей современного искусства в процесс ревитализации — это не только помощь самому пространству в продвижении среди молодежи, но и способ популяризировать уличное искусство и познакомить публику с новыми именами в искусстве.
«Я привозил иностранных художников туда».
Коллаборации новых пространств с художниками — это инфоповод. Новости о появлении новых муралов или инсталляций разносится сарафанным радио по городу и доходит до самых разных точек, что позволяет сделать из ревитализированного объекта не только open space и выставочное пространство, но и туристический spot, который может привлечь иностранных инвесторов.
«В целом места, подобные Флакону, — это пространства, открытые для сотрудничества. Им интересно то, что люди фотографируются с работами художников. Пространство начинает восприниматься визуально намного приятнее...»
Значит ли это, что ревитализация с участием художника — это обновлённый способ улучшения общественной среды?
Привлечение Public art специалистов, граффитистов, каллиграфов, художников позволяет комерциализированному процессу реконструкции промышленных зданий выйти на новый уровень узнаваемости.
Художественные росписи погружают жителей городов в современное искусство и решают актуальные вопросы работы с депрессивной городской средой, что в том числе повышает и культурную осознанность среди населения [1, с. 8-21].
Таким образом, современное искусство, выходящее в городскую среду путём привлечения художников в процесс реветализации демонстрирует свежий подход к преобразованию городской среды, расширяя границы архитектурных решений.
Одним из примеров ревитализации, подтверждающих это, является создание парка «Новая Голландия» в Санкт - Петербурге. Сначала эту территорию хотели застроить обычными жилыми домами, но к 2013 г. отказались от этой идеи. Решено было сохранить исторические пространства, создав на острове новый городской парк с современной инфраструктурой и богатой культурной составляющей. За архитектурную составляющую проекта, восстановление зданий, их единую стилистику, а также создание интерьеров общественных пространств острова отвечает бюро ludi_architects совместно с креативной командой проекта «Новая Голландия: культурная урбанизация». Чтобы придать совершенно утилитарной в прошлом постройке приветливый и гостеприимный облик, над входами установили два ажурных чугунных козырька на литых ножках. За три с небольшим года в Кузне была проведена масштабная работа по реставрации кирпичных сводов и фасадов, была полностью заменена кровля и восстановлены деревянные оконные и дверные рамы, каменная лестница с чугунными перилами. Так, решенные в едином ключе литые элементы исторических зданий и общий сценарий архитектурной подсветки, разработанный британцами PJC Light Studio, завязывают разные по времени постройки в единый очень целостный образ.
Остальные здания также подверглись модернизации. На острове появились рестораны, павильоны, детские площадки. В результате территория приобрела единый облик, повысилась привлекательность открытого городского пространства. Место стало узнаваемым.
В современном городе наблюдается повышенный спрос на среду, которая создает условия для сочетания различных функций, как в масштабах района, так и в пределах одного здания, где жилые помещения соседствуют с офисами, магазинами, кафе и барами. Гибкая планировочная структура территорий и архитектурно-планировочные решения зданий позволяют городским территориям жилой и многофункциональной застройки обеспечивать высокое качество жизни для горожан при любых социально-экономических изменениях.
Городом России, который на данный момент наиболее всего наполнен ревитализированными пространствами, можно назвать Москву.
«ARTPLAY», «Флакон», «Хлебозавод» — наиболее яркие примеры успешного взаимодействия художников и профессионалов архитектурной отрасли в процессе ревитализации.
Такие места как Хлебозавод и Флакон невероятно популярны у людей в возрасте 16-30 лет. Так как в этих пространствах есть всё необходимое для работы или отдыха. Многофункциональные коворкинги, выставки, «относительно неформальные» магазины, место для нетворкингов, мастер-классы, лектории. То есть, территории бывших промышленных предприятий теперь стали не просто местом для встреч с развитой инфраструктурой, а полноценным арт-пространством, в которое хочется возвращаться.
Яркое цветное оформления подобных пространств контрастирует с привычным серым городским пейзажем, поэтому создается ощущение оторванности от реальности [4, с. 72]. Посетители с радостью фотографируются на фоне работ уличных художников. Для одних — это возможность сделать особенный кадр, для других — эффективный способ рекламы через потребителя.
Выводы
Как считают урбанисты, за симбиозом искусства и архитектурных преобразований будущее, поскольку наш мир стремительно движется к подчеркиванию индивидуальности. Чем больше уникальных пространств у города, тем популярнее он в туристическом плане и успешнее с точки зрения экономики, так как привлекает сторонних инвесторов. Ревитализация и современное искусство не так давно «подружились», но эффективность подобного слияния заметна уже сейчас.
Список литературы
- Анохин А.Ю. Современные технологии ревитализации и реновации объектов историко-культурного наследия // Проблемы и перспективы туризма, сервиса и социокультурной деятельности в России и за рубежом. Материалы III Международной научно-практической интернет-конференции / Отв. редактор О.А. Лях. Чита: Забайкальский государственный университет, 2016. С. 8-21.
- Бердник Т.О., Еременко Ю.И. Ревитализация промышленных территорий в контексте сохранения объектов культурного наследия // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. 2021. № 2-2. С. 179-185.
- Волкова Т.Ф., Метальникова А.Ю. Ревитализация промышленной среды в центре крупного города // Аллея науки. 2018. Т. 7. № 5 (21). С. 33-38.
- Коржиков Д.И. Цвет в архитектурной ревитализации // Современная архитектура мира. 2020. № 1 (14). С. 72-98.
- Мальцев А.А., Мордвинова А.Э. Ревитализация старопромышленных регионов: зарубежный опыт // Мировая экономика и международные отношения. 2019. Т. 63. № 7. С. 40-48.
- Орлова Н.А., Орлов Д.Н., Гаршина А.А. Ревитализация исторического квартала. Опыт применения контекстуального подхода // Градостроительство и архитектура. 2020. Т. 10. № 4 (41). С. 108-118.
- Павлова В.А. Река в городе. Ревитализация прибрежных территорий // Архитектура и строительство России. 2020. № 3 (235). С. 98-103.
- Устойчивое развитие городов / под ред. К.В. Папенов, С.М. Никоноров, К.С. Ситкина. М.: МГУ, 2019. 288 с.
- Черняева А.И. Процесс ревитализации в условиях современного мира // Проектирование и строительство. Сборник научных трудов 4-й Международной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистров и бакалавров. Курск: Юго-Западный государственный университет, 2020. С. 307-310.
- Шалина Д.С., Степанова Н.Р. Реновация, редевелопмент, ревитализация и джентрификация городского пространства // Фундаментальные исследования. 2019. № 12-2. С. 285-289.
References
- Anokhin A.Yu. Sovremennyye tekhnologii revitalizatsii i renovatsii obyektov istoriko-kulturnogo naslediya (Modern technologies of revitalization and renovation of objects of historical and cultural heritage), Problemy i perspektivy turizma, servisa i sotsiokulturnoy deyatelnosti v Rossii i za rubezhom. Materialy III Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy internet-konferentsii / Otv. redaktor O.A. Lyakh. Chita: Zabaykalskiy gosudarstvennyy universitet, 2016, pp. 8-21.
- Berdnik T.O., Yeremenko Yu.I. Revitalizatsiya promyshlennykh territoriy v kontekste sokhraneniya obyektov kulturnogo naslediy, Dekorativnoye iskusstvo i predmetno-prostranstvennaya sreda. Vestnik MGKHPA, 2021, no 2-2, pp. 179-185.
- Volkova T.F., Metalnikova A.Yu. Revitalizatsiya promyshlennoy sredy v tsentre krupnogo goroda (Revitalization of industrial areas in the context of preserving cultural heritage sites), Alleya nauki, 2018, Vol. 7, no 5 (21), pp. 33-38.
- Korzhikov D.I. Tsvet v arkhitekturnoy revitalizatsii (Color in architectural revitalization), Sovremennaya arkhitektura mira, 2020, no 1 (14), pp. 72-98.
- Maltsev A.A., Mordvinova A.E. Revitalizatsiya staropromyshlennykh regionov: zarubezhnyy opyt (Revitalization of old industrial regions: foreign experience), Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnyye otnosheniya, 2019, Vol. 63, no 7, pp. 40-48.
- Orlova N.A., Orlov D.N., Garshina A.A. Revitalizatsiya istoricheskogo kvartala. Opyt primeneniya kontekstualnogo podkhoda (Revitalization of the historic quarter. Experience with a contextual approach), Gradostroitelstvo i arkhitektura, 2020, Vol. 10, no 4 (41), pp. 108-118.
- Pavlova V.A. Reka v gorode. Revitalizatsiya pribrezhnykh territoriy (River in the city. Revitalizing coastal areas), Arkhitektura i stroitelstvo Rossii, 2020, no 3 (235), pp. 98-103.
- Ustoychivoye razvitiye gorodov (Sustainable urban development) / pod red. K.V. Papenov, S.M. Nikonorov, K.S. Sitkina. M.: MGU, 2019. 288 p.
- Chernyayeva A.I. Protsess revitalizatsii v usloviyakh sovremennogo mira (The revitalization process in the modern world), Proyektirovaniye i stroitelstvo. Sbornik nauchnykh trudov 4-y Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii molodykh uchenykh, aspirantov, magistrov i bakalavrov. Kursk: Yugo-Zapadnyy gosudarstvennyy universitet, 2020, pp. 307-310.
- Shalina D.S., Stepanova N.R. Renovatsiya, redevelopment, revitalizatsiya i dzhentrifikatsiya gorodskogo prostranstva (Renovation, redevelopment, revitalization and gentrification of urban space), Fundamentalnyye issledovaniya, 2019, no 12-2, pp. 285-289.
Рецензент:
Савинкин Владислав Владимирович - АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопоповский переулок, 9), доцент кафедры дизайна, член Союза архитекторов, дизайнеров и художников России, vvspart@mail.ru, +7-985-233-27-93.
Savinkin Vladislav Vladimirovich - Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (Russia, 129090, Moscow Protopopovskiy lane, 9), assistant professor of art, vvspart@mail.ru, +7-985-233-27-93.
Работа поступила в редакцию: 20.06.2021 г.