Бочковар А.С., Тарасенко В.Н., Оришев А.Б. Студенческие научные общества как особая форма организации взаимодействия обучающейся молодежи

ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 

Образец ссылки на эту статью: Бочковар А.С., Тарасенко В.Н., Оришев А.Б. Студенческие научные общества как особая форма организации взаимодействия обучающейся молодежи // Бизнес и дизайн ревю. 2021.  № 3 (23). С. 12.

УДК 378.18 

СТУДЕНЧЕСКИЕ НАУЧНЫЕ ОБЩЕСТВА КАК ОСОБАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБУЧАЮЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ 

Бочковар Алина Сергеевна 

ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», Москва, Россия (129226, Москва, ул. Вильгельма Пика, дом 4, стр. 1), магистрант факультета Высшей школы музыки им. А. Шнитке, telishion-2015@mail.ru, +7-909-626-80-64 

Тарасенко Виталий Николаевич 

 ФБГОУ ВО «Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А. Тимирязева», Москва, Россия (127550, Москва, ул. Тимирязвская, 49), кандидат исторических наук, lasker88@mail.ru 

Оришев Александр Борисович 

АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопоповский переулок, 9), доктор исторических наук, Orishev71@mail.ru, +7-903-008-70-50

Аннотация. Статья посвящена актуальной теме организации научно-исследовательской работы студентов в российских вузах. Определены этапы развития и становления СНО в России, показана преемственность деятельности этих сообщества в Российской империи, СССР и постсоветской России. Доказано, что первая отечественная система научно-исследовательской деятельности была сформирована в Московском городском народном университете имени А.Л. Шанявского в 1919 г. Приведены данные, что наиболее эффективной системой организации научно-практической работы в 1980-е годы были Студенческие научные центры (СНЦ), которые представляли собой своеобразные объединения конструкторских бюро и лабораторий. Сделан вывод о том, что современное российское государство постепенно вернулось к поддержке научных и инновационных исследований, студенческого самоуправления. И как результат, в нашей стране сейчас существует множество студенческих научных объединений (СНО), которые осуществляют практическую научно-исследовательскую деятельность в рамах актуальных направлений.

Ключевые слова: культурный туризм; студенты; студенческое научное общество. 

STUDENT SCIENTIFIC COMMUNITIES AS A SPECIAL FORM OF ORGANIZATION OF INTERACTION OF STUDENT YOUTH 

Bochkovar Alina Sergeevna 

Russian State Social University, Moscow, Russia (129226, Moscow, St. Wilhelm Pick, Building 4, p. 1), undergraduate of the Faculty of the Higher School of Music. A. Schnittke, telishion-2015@mail.ru, +7-909-626-80-64 

Tarasenko Vitaliy Nikolaevich

Russian state agrarian University — Moscow agricultural Academy a. K.A. Timiryazev, Moscow, Russia (127550, Moscow, Timiryazevskaya street 49), candidate of historical sciences, lasker88@mail.ru 

Orishev Aleksandr Borisovich 

Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129090, Moscow Protopopovskiy lane, 9), doctor of historical Sciences,Orishev71@mail.ru, +7-903-008-70-50 

Abstract. The article is devoted to the topical topic of organizing students' research work in Russian universities. The stages of development and formation of student scientific societies in Russia are determined. The continuity of the activities of these communities in the Russian Empire, the USSR and post-Soviet Russia is shown. It has been proved that the first domestic system of research activities was formed at the Moscow City People's University named after V.I. A.L. Shanyavsky in 1919. The data are given that the most effective system for organizing scientific and practical work in the 1980s was Student research centers, which were a kind of association of design bureaus and laboratories. It is concluded that the modern Russian state has gradually returned to supporting scientific and innovative research, student self-government. And as a result, in our country now there are many student scientific associations that carry out practical research activities in the framework of current trends.

Key words: cultural tourism; students; student scientific society. 

Введение 

Студенческое научное сообщество представляет собой особую форму организации взаимодействия обучающейся молодежи, занятой наукой, научно-исследовательской работой (НИРС), научным творчеством [1, с. 92; 8, с. 77; 9, с. 74-76; 10, с. 53]. В России исторически студенческое научное сообщество (сокращенно – СНО) зародилось еще в конце XVIII в. как результат предыдущих исторических и социальных преобразований Петра I и деятельности М.И. Ломоносова и Академии наук. Дальнейшее развитие СНО получили в советский период в рамках осуществления повышения уровня образования и эффективности научной деятельности. В рамках советской доктрины была организована система отбора и подготовки инженерных и научных кадров, при этом внедрялась практика разработки научных проектов в различных сферах прямо в период обучения. В современных условиях под студенческим научным сообществом целесообразно понимать открытое, добровольное объединение студентов (обучающихся), которые осуществляют инновационную и научно-исследовательскую деятельность. Так, СНО в советский период осуществлялось в рамках регулирующего воздействия комсомольских организаций и ученых советов соответствующих учебных заведений. В современных условиях СНО регулируются в рамках принципов студенческого самоуправления, что обеспечивает достаточно высокий уровень самостоятельности и независимости данной организации научно-исследовательской деятельности от администрации [5, с. 1].

Цель исследования: определить этапы развития и становления СНО в России, выявить степень преемственности деятельности этих обществ в Российской империи, СССР и постсоветской России. 

Методы исследования 

Исследование базируется на методах культурной и социальной антропологии, методах системно-структурных исследований.

Результаты исследования и их обсуждение 

При определении сущности СНО современные авторы выделяют несколько непосредственных направлений деятельности данной общности:

− учебная (исследования и опыты в рамках учебного плана);

− научные лаборатории и кружки, внеплановая, факультативная работа;

− общеуниверситетская деятельность СНО как особой платформы, призванной обеспечить и координировать взаимодействие студенческого научного актива.

Студенческое научное общество является полем формирования профессиональной идентичности студента [2, с. 118; 6, с. 154]. Оно оказывает ему помощь в его личностно-профессиональном становлении, является инструментом интеграции в научно-исследовательскую деятельность [3, с. 134; 7, с. 132].

Деятельность СНО часто соотносится и с инновационными разработками, поддержку связей с другими студенческими сообществами, научными учреждениями, различными организациями и предприятиями. Впервые СНО начали функционировать еще в XVIII в. в Российской империи. М.М. Херасков (1733-1807) – один из первых руководителей Московского университета – обеспечил создание первого научного и просветительского сообщества, которое тогда именовалось не иначе, как «Собрание российских питомцев».

С.П. Мельгунов осуществлял изучение развития студенческих научных сообществ в России, его исследование «Из истории студенческих обществ в русских университетах» было издано в Москве в 1904 г. [4] С.П. Мельгунов отмечает, что  «восьмидесятые годы XIX в. и последующее время являются периодом господства негласных форм студенческих организаций», также исследователь утверждает, что «все эти студенческие союзы, создавшиеся для удовлетворения столь существенной потребности студенческой среды в корпоративной жизни, выработали себе определенные традиции, которые передавались от одного университетского поколения к другому, тем самым, поддерживая в студенчестве корпоративный дух и способствуя развитию существующих корпоративных учреждений» [4, с. 117].

Развитие и становление СНО на базе принципов самоуправления в Российской империи было реализовано в три этапа:

1) зарождение первых студенческих обществ (1755-1863 годы);

2) запрет, преследование, когда легальные сообщества были отменены и перешли в нелегальные (1863-1882 годы);

3) установление легального и продуктивного студенческого сообщества, основанного на принципах самоуправления (1882-1917 годы).

Глава Министерства народного просвещения А.А. Сабуров осуществлял свою политику в рамках достижения студенческими организациями статуса самоуправления. Он стремился придать в первую очередь легитимность деятельности студенческих сообществ, именно он обеспечил создание и развитие Студенческого научно-литературного общества при Петербургском университете. Данное общество функционировало в период 1882-1887 гг., а руководителем являлся профессор О.Ф. Миллер. Именно данное студенческое сообщество обеспечило формирование изначальных принципов функционирования СНО в России, создало общие традиции студенчества и научной работы в рамках кружковой студенческой деятельности. В 1899 г. в стране наблюдались студенческие протесты, волнения, в результате чего правительство решило осуществить легализацию студенческих обществ. С одной стороны, общества стали методом отстаивания корпоративных студенческих прав, а с другой – эффективной системой развития научно-исследовательского интереса, координации и профессионализма научного сообщества. Эти кружки и объединения студентов стали одним из важнейших направлений деятельности научных сообществ, своего рода  студенческими инновационно-научными корпорациями.

Санкт-Петербургский университет был крупнейшим в Российской империи, в конце XIX – начале XX века в нем функционировало более 88 разнообразных СНО. Ученый совет данного университета осуществил разработку «Примерного устава студенческих научных и литературных кружков», в нем определялись основы функционирования кружков, их права и обязанности, добровольность участия в кружках и т.д. Отдельные студенческо-научные сообщества данного университета даже осуществляли издательскую деятельность. Так, издавали свои брошюры и труды Общество уголовного права, Математическое общество, Научно-литературное студенческое общество, а также Общество политической экономии и Сообщество физико-математического факультета.

Вслед за Санкт-Петербургским университетом активную деятельность СНО поддержал Московский университет, став организатором первого общероссийского съезда студенческих организаций и сообществ учебных заведений России.

В научно-технической сфере первым студенческим сообществом стал воздухоплавательный кружок, созданный в 1909 г. профессором Н.Е. Жуковским в Московском высшем техническом училище. В данное СНО в разное время вступали Б.Н. Юрьев, В.Я. Климов, А.А. Архангельский, А.Н. Туполев, Б.С. Стечкин, т.е. люди, ставшие впоследствии цветом инженерной мысли в советской России.

Развитие СНО было закономерным итогом общенаучной динамики, однако в разных отраслях интенсивность процесса была различной. Основные предпосылки для развития студенческого самоуправления были обеспечены, что демонстрировало существенный уровень научного развития.

Вольное экономическое общество (ВЭО) сыграло важную роль в становлении студенческих сообществ в нашей стране, оно было учреждено в 1765 г. в период правления Екатерины II. Фактически являясь первым научным обществом, оно включало деятельность таких широко известных в академических кругах ученых, как Л. Эйлер и Я. Штелин. Впоследствии механизм функционирования, иерархия, устав и методы работы ВЭО станут основой, своеобразным фундаментом для всех остальных сообществ, в том числе студенческих научных обществ. Например, участники ВЭО работали так: они обязаны были «делать и сообщать опыты по всем частям народного хозяйства», а также «давать собственные сочинения по разным частям приватной и государственной экономии», а также «предоставлять новые изобретения по механике и деревенской архитектуре».

На заседаниях проводились обсуждения, зачитывались доклады, функционировали и ежегодные конкурсы, издавались научные труды, велась научная переписка. Финансирование – правительственные дотации, субсидии. Также общество получало пожертвования различных добровольцев, меценатов. От продажи изданий и членских взносов также поступал определенный доход, но он был несущественным.

Общество прекратило свое существование в 1918 г., таким образом, это было достаточно устойчивое СНО, которое даже пережило страну, в которой создавалось. Роль в развитии науки и общества у ВЭО была огромная и важнейшей его заслугой можно считать выработку форм и методов работы, впоследствии широко применявшихся всеми общественными организациями страны, в том числе и научными.

На последующем этапе развития СНО в России проявились следующие тенденции – рост капитализации, производства, увеличение потребности в научных кадрах, кризис феодальной системы. В 1801-1860-х годах также наблюдался подъем национального движения. Все это обеспечило рост значимости науки, студенческих сообществ. В частности, были созданы новые университеты: Дерптский (1802), Виленский (1803), Казанский (1804), Харьковский (1805), Петербургский (1819). Университеты и научные общества формировались не только в центре (Петербург, Москва), но и в Прибалтике (Митава, Рига), Украине (Одесса, Харьков, Киев).

Чтобы провинциальные научные ресурсы не простаивали, были сформированы губернские статистические комитеты. Они исследовали регион, население. Хотя эти исследования не регламентировались официально и официально не финансировались. Затем в рамках дифференциации науки (особенно в гуманитарной сфере) происходило формирование более специализированных студенческих объединений, в частности, появились историко-археологические общества, археографические, филологические общества. Многие из них обеспечили создание и закрепление организационных форм функционирования своих СНО, были разработаны и приняты уставы, определены методы осуществления научного обмена и коммуникации, сформированы аспекты издательской деятельности и каналы финансирования. После 1860 г. вновь создаваемые СНО перенимали разработанные предшественниками нормы и правила и существенных изменений в них не производили.

В начале XIX в. научным центром был Московский университет, в нем работало несколько СНО. Назовем такие как Общество врачебных и физических наук (1905), Общество любителей российской словесности (1811) и Московское общество испытателей природы (1805). В Архангельске в начале XX в. также было организовано Историческое общество (Крестинин и Фомин).

Остезейские губернии интересны тем, что там развивались немецкие научные сообщества: исторические и филологические.

В период правления Николая I было сформировано всего несколько студенческих обществ (1829 г. − Общество сельского хозяйства Южной России, Одесса). Президент ВЭО Н.С. Мордвинов отметил, что «создание региональных обществ сельского хозяйства – определяющий на тот момент механизм достижения эффективного экономического роста в аграрной сфере». В 1839 г. учреждается Императорской казанское экономическое общество. Заметим, что в период правления Николая I создавались в основном именно сельскохозяйственные экономические общества, их было создано более 15. Данные общества характеризовались тем, что были менее официальны, правительство было сильно заинтересовано в них, осуществляло их финансирование. В этот период в целом большинство СНО финансировалось государством.

Многие научные сообщества в тот период проявляли интерес к археографии, было собрано и опубликовано множество данных и исследований. Также хорошо продвинулись исторические исследования, создано множество исторических цепочек, написаны очерки и т.д.

Также в этот период формируется иерархия студенческих обществ. В СНО место, занимаемое участником, зависело от принадлежности в первую очередь к императорской фамилии. Если участником СНО являлся член императорской семьи, то он автоматически получал высокое положение, что в целом не соответствует принципам научности.

Финансовое положение участника также определяло его положение в иерархии. Богатые общества (а благосостояние общества нередко зависело от степени богатства участников) могло финансировать больше исследований. Естественно, место в иерархии отводилось возможным меценатам. Научный потенциал также определял место, занимаемое участником общества в общей иерархии (например, А.С. Уваров, П.С. Уварова, И.Е. Забелин и другие).

Положение участника в СНО зависело также от Министерств и ведомств, принимающих определенное участие в управлении СНО. Таким образом, в большей мере самоуправление СНО было сильно ограничено. На иерархию большое влияние оказывали личные знакомства.

В первой половине XIX в. началось дисциплинарное и территориальное дифференцирование СНО. Столичные общества обеспечивали открытие филиалов в регионах (кроме Прибалтийских обществ).

К началу XX в. в Российской империи была сформирована достаточно четкая структура СНО. Но их было очень мало, качество научной работы также страдало из-за низкоэффективной иерархии (продвижение не по научным заслугам, а по роду, обеспеченности, знакомствам). СНО были в основном дворянскими, был высок порог вхождения в них. Массовых мероприятий не проводилось, не велось работы с другими слоями населения, в провинции общества функционировали слабо.

После Октябрьской революции создание системы эффективного научного сообщества стало важнейшей задачей советской власти. Так, в 1919 г. было выпущено постановление (принято Коллегией отдела высших учебных заведений Наркомпроса РСФСР), определяющее отсрочку от призыва в армию для студентов, которые заняты научными изысканиями.

Первая отечественная система научно-исследовательской деятельности была сформирована в Московском городском народном университете им. А.Л. Шанявского в 1919 г. Она включала в себя:

− теоретическую работу с написанием реферата;

  • экспериментальную работу с практической ценностью;
  • доклады и выступления на научных кружках;
  • участие в научных дискуссиях;
  • просветительская работа, чтение лекций.

В 1920 г. была организована масштабная реформа высшего образования, которая должна была внедрить активные методы обучения, привлечение студентов к самостоятельной научной работе, повышение мотивации к научным исследованиям. В частности, продвигался лабораторно-исследовательский метод, внедрялись семинарские, лабораторные занятия, практика в НИИ, на заводах, разнообразных опытных станциях, т.е. приоритет отдавался именно практическому обучению. Это позволило в короткий срок развить умения, навыки, научные подходы, склонность к анализу и выявлению научных перспективных разработок.

Кроме непосредственного процесса обучения исследовательские методы, развивающиеся в этот период, начинают применяться во внеучебной научно-исследовательской деятельности, в специализированных научных кружках. Научные объединения начинают взаимодействовать между собой, повышается их активность. Проводятся научно-технические выставки, студенческие семинары.

Для обеспечения эффективной подготовки кадров в рамках запланированной быстрой индустриализации страны были организованы научно-исследовательские курсы для инженеров, а также для иных производственных специальностей. Уже в 1926 г. была сформирована Центральная комиссия, занятая подготовкой научных работников и организованная при НТУ ВСНХ (Научно-техническое управление Высшего Совета народного хозяйства). Данная организация осуществила разработку «Положения о практикантах и стажерах», в результате чего проведение практики лаборантов, стажеров и иных обучающихся получило регламентированный характер. Практики проводились в заводских лабораториях и иных научных учреждениях.

Из среды рабоче-крестьянского студенчества начали выдвигать наиболее успешных претендентов на обучение в аспирантуру, мотивировали их к научно-исследовательской работе. Таких студентов-ассистентов стали называть «выдвиженцы».

Совет Народных Комиссаров СССР и ЦК ВКП (б) в 1936 г. разработали и приняли постановление «О научно-исследовательской работе в высших учебных заведениях», которое более детально и обоснованно регламентировало обучение студентов в вузах.

Дальнейшее развитие СНО осуществлялось уже в послевоенные годы. Так, в 1956 г. было принято постановление «О мерах улучшения научно-исследовательской работы в высших учебных заведениях», которое определило индивидуальные графики и учебные планы для самостоятельных научных изысканий.

В 1958 г. осуществляется стимулирование научной активности в рамках всесоюзных конкурсов, впервые они, впрочем, были организованы еще в 1930 г. в центральных университетах страны. Конкурсы проводились в несколько этапов: сначала вузовский, потом городской, затем региональный и после всесоюзный этапы.

Затем в 1963 г. было принято постановление «О мерах по дальнейшему развитию высшего и среднего образования, улучшению подготовки и использования специалистов». Именно оно определило регламентацию предельной нагрузки на обучающихся, при этом приоритет отводился именно на самостоятельное обучение и активную работу в научных исследованиях и разработках.

Далее в 1965 г. утверждается «Типовое положение о проблемной научно-исследовательской лаборатории (НИЛ)высшего учебного заведения»,  в нем был определен порядок ведения научных исследований в рамках НИЛ, специфика выполнения проектов, курсовых работ, дипломных работ установившее порядок проведения научной работы студентов в составе НИЛ, выполнения курсовых и дипломных работ.

Затем в 1968 г. утверждается «Типовое положение о студенческих конструкторских, исследовательских, проектных, технологических и экономических бюро высших учебных заведений». Документ ориентирован на развитие конструкторской и проектной работы студентов. В документе, в том числе определена структура СКБ, также выделены особенности системы оплаты труда студентов, работающих в конструкторских бюро. В 1974 г. также вышло «Положение о научно-исследовательской работе студентов высших учебных заведений», в котором определялось обязательство вузов осуществлять разработку комплексных и достаточно конкретизированных планов по организации научных исследований и разработок.

В 1979 г. был принят «Примерный типовой комплексный план организации научно-исследовательской работы студентов на весь период обучения». Этот план определял перечень конкретных мероприятий по каждому направлению научных исследований и разработок, также были определены рекомендуемые сроки, необходимость назначения ответственных лиц за выполнение этих планов и система контроля их выполнения. Впоследствии в рамках развития этого нормативного документа в 1981 г. коллегия Министерства высшего и среднего специального образования СССР рекомендовала широко распространять лучшие практики организации НИРС.

В конце 1960-х годов СКБ И СНО были сформированы в каждом вузе страны, при этом также функционировал Всесоюзный совет по научной работе студентов, который осуществлял координацию и методическое сопровождение деятельности этих подразделений. В 1974 г. впервые проводится всесоюзная олимпиада, которая носила гордое название «Студент и научно-технический прогресс». В совокупности в данной олимпиаде участвовало свыше 900 тыс. студентов, которые обучались в 742 вузах СССР.

Возможным проведение такого масштабного мероприятия стало благодаря тому, что система высшего образования в СССР включила в образовательную систему механизм многоуровневых предметных олимпиад. Конкурсная основа обеспечивала рост интереса студентов к исследованию дисциплин, в том числе происходило стимулирование студентов к самостоятельной научно-исследовательской деятельности. Кроме олимпиад предметного типа также предусматривались конкурсы в рамках профессиональных специальностей, различные смотры курсовых, дипломных, квалификационных работ, результатов НИРС и практик.

Наиболее эффективной системой организации научно-практической работы в 80-е годы прошлого века были СНЦ – студенческие научные центры, которые представляли собой своеобразные объединения конструкторских бюро и лабораторий. Так, в Тюменском индустриальном институте впервые был внедрен подобный СНЦ, который в 1979 г. получил премию в рамках поощрения их научных исследований по нефтегазовым предприятиям и нефтегазовой отрасли в целом. СНЦ данного вуза осуществляли научно-исследовательские разработки в рамках конкретных производственных проблем и производственно-технических условий.

СКБ Рижского Краснознамённого института инженеров гражданской авиации также получило существенное внимание общественности, поскольку именно там впервые был построен силами студентов гидросамолёт «РКИИГА-74». Эта летающая лодка была представлена на Общесоюзной выставке научно-технического творчества молодежи и заслужила очевидные симпатии посетителей и экспертов. Участников, студентов-разработчиков наградили золотыми медалями (лодку разработали и соорудили В. Пикалов, О. Барышев, А. Швейгерт, В. Ягнюк и Ю. Прибыльский).

Для дальнейшего развития студенческой самоуправленческой организации науки в 1987 г. учредили Всесоюзный координационный совет по научно-техническому творчеству молодежи, поскольку после олимпиады были очевидны позитивные результаты данного направления. Отдельные вузы создавали студенческие объединения и институты, в которых учебный процесс был тесно связан с научно-техническими разработками. Продолжали функционировать СНЦ, СНИИ, СКБ, которые обеспечивали приоритет планирования и реализации научных исследований. В рамках их деятельности создавались опытные образцы, проводились лабораторные исследования, полезные изобретения внедрялись в производство.

Выводы

Даже после распада Советского Союза СНО, созданные в советский период, нередко продолжали функционировать. Хотя, разумеется, не было того размаха финансирования и энтузиазма, однако, постепенно государство вернулось к поддержке научных и инновационных исследований, студенческого самоуправления. В результате, на современном этапе существует множество объединений молодых ученых и студентов, СНО, которые осуществляют практическую научно-исследовательскую деятельность в рамах актуальных направлений. Поэтом неслучайно, что множество открытий и патентов, разработанных студентами и молодыми учеными в XXI в. было разработано именно в рамках их деятельности в СНО.

Список литературы

  1. Ананьев Б.Г. Студенческое научное общество // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика. 2012. № 1. С. 92-95.
  2. Анисова А.С. Научное студенческое общество, как фактор становления молодых специалистов // Самоуправление. 2021. № 2 (124). С. 118-120.
  3. Маркова Е.Л. Студенческое научное общество - помощь личностно-профессиональному становлению студента // Проблемы высшего образования. 2017. № 2. С. 134-137.
  4. Мельгунов С.П. Из истории студенческих обществ в русских университетах. М.: Правда, 1904. 271 с.
  5. Новомлинский В.В., Глухов А.А. Студенческое научное общество - этап формирования будущего специалиста // Молодежный инновационный вестник. 2013. Т. 2. № 1. С. 1.
  6. Семенков В.И. Студенческое научное общество как поле формирования профессиональной идентичности студента // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2008. Т. 10. № 2. С. 154-158.
  7. Сорихина В.П. Студенческое научное общество как инструмент интеграции обучаемых в научно-исследовательскую деятельность // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2017. Т. 16. № 6 (145). С. 132-141.
  8. Черных И.А. Студенческое научное общество // Образование. Карьера. Общество. 2013. № 1 (37). С. 77-78.
  9. Шакиров Ж. Студенческое научное общество // Вестник Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова. 2007. № 1. С. 74-76.
  10. Янутш О.А. Студенческое научное общество и научно-исследовательская деятельность студентов: точки расхождения и соприкосновения // Вестник Герценовского университета. 2011. № 6 (92). С. 53-55. 

References 

  1. Ananyev B.G. Studencheskoye nauchnoye obshchestvo (Student Scientific Society), Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 16. Psikhologiya. Pedagogika, 2012, no 1, pp. 92-95.
  2. Anisova A.S. Nauchnoye studencheskoye obshchestvo, kak faktor stanovleniya molodykh spetsialistov (Scientific student society as a factor in the formation of young specialists), Samoupravleniye, 2021, no 2 (124), pp. 118-120.
  3. Markova Ye.L. Studencheskoye nauchnoye obshchestvo - pomoshch lichnostno-professionalnomu stanovleniyu studenta (Student scientific society - assistance to the personal and professional development of a student), Problemy vysshego obrazovaniya, 2017, no 2, pp. 134-137.
  4. Melgunov S.P. Iz istorii studencheskikh obshchestv v russkikh universitetakh (From the history of student societies in Russian universities). M.: Pravda, 1904. 271 p.
  5. Novomlinskiy V.V., Glukhov A.A. Studencheskoye nauchnoye obshchestvo - etap formirovaniya budushchego spetsialista (Student Scientific Society - a stage in the formation of a future specialist), Molodezhnyy innovatsionnyy vestnik, 2013, Vol. 2, no 1, p. 1.
  6. Semenkov V.I. Studencheskoye nauchnoye obshchestvo kak pole formirovaniya professionalnoy identichnosti studenta (Student scientific society as a field for the formation of a student's professional identity), Uchenyye zapiski Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta psikhologii i sotsialnoy raboty, 2008, Vol. 10, no 2, pp. 154-158.
  7. Sorikhina V.P. Studencheskoye nauchnoye obshchestvo kak instrument integratsii obuchayemykh v nauchno-issledovatelskuyu deyatelnost (Student scientific society as a tool for integrating students into research activities), Uchenyye zapiski Rossiyskogo gosudarstvennogo sotsialnogo universiteta, 2017, Vol. 16, no 6 (145), pp. 132-141.
  8. Chernykh I.A. Studencheskoye nauchnoye obshchestvo (Student Scientific Society), Obrazovaniye. Karyera. Obshchestvo, 2013, no 1 (37), pp. 77-78.
  9. Shakirov Zh. Studencheskoye nauchnoye obshchestvo (Student Scientific Society), Vestnik Rossiyskoy ekonomicheskoy akademii im. G.V. Plekhanova, 2007, no 1, pp. 74-76.
  10. Yanutsh O.A. Studencheskoye nauchnoye obshchestvo i nauchno-issledovatelskaya deyatelnost studentov: tochki raskhozhdeniya i soprikosnoveniya (Student scientific society and research activities of students: points of divergence and common ground), Vestnik Gertsenovskogo universiteta, 2011, no 6 (92), pp. 53-55.

Рецензент:

Козырева Надежда Евгеньевна - АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопоповский переулок, 9), кандидат педагогических наук, декан Факультета управления бизнесом, kozyreva@obe.ru, +7-965-393-99-14.

Kozyreva Nadezhda Evgenevna - Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (Russia, 129090, Moscow Protopopovskiy lane, 9), Candidate of Pedagogical Sciences, Dean of the Faculty of Business Management, kozyreva@obe.ru, +7-965-393-99-14.

Работа поступила в редакцию: 04.07.2021 г.