Тарасенко В.Н., Дымова С.С. Управление культурой: туризм как фактор сохранения культурного наследия
Тарасенко В.Н., Дымова С.С. Управление культурой: туризм как фактор сохранения культурного наследия
Образец ссылки на эту статью: Тарасенко В.Н., Дымова С.С. Управление культурой: туризм как фактор сохранения культурного наследия // Бизнес и дизайн ревю. 2021. № 2 (22). С. 10.
УДК 351.853.1
УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРОЙ: ТУРИЗМ КАК ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
Тарасенко Виталий Николаевич
ФБГОУ ВО «Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А. Тимирязева», Москва, Россия (127550, Москва, ул. Тимирязвская, 49), кандидат исторических наук, lasker88@mail.ru.
Дымова Светлана Сергеевна
АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопоповский переулок, 9), первый проректор, кандидат экономических наук, +7 (495) 684 2526, obe01@yandex.ru.
Аннотация. В статье поднимается актуальная тема развития туризма как фактора сохранения культурного наследия. Выявлены четыре основных стратегии, применяемые для объектов культурного наследия: прагматично-музейный, консервативно-охранный, модернизационный, развлекательно-предпринимательский (бизнесовый). Определены несколько основных вариантов взаимодействия культурной политики региона с объектами культурного наследия. Доказывается, что взаимодействие между туризмом и культурой может быть не только резко негативным, но и заключаться в позитивном взаимовыгодном сотрудничестве. Главный научный результат заключается в том, что предложены меры для формирования реальной привлекательности для туриста объектов культурного наследия: создание комплексного туристского продукта, комфортных условий проживания, погружение в атмосферу дестинации, учет самых разнообразных потребностей туриста; креативное сочетание нематериальных и материальных объектов культурного наследия, создание аутентичной атмосферы, живой культурной традиции; создание принципов событийности, новых традиций; формирование неповторимой среды в сообществах; осуществление специализированного продвижения культурного туристского продукта в рамках учета специфики культурных потребностей потребителей; привлечение знаковых личностей и деятелей культуры к участию в разработанных программах; осуществление продвижения современных продуктов культуры; профессиональная подготовка и переподготовка кадров для эффективного оказания культурных и туристских услуг, привлечение волонтеров и полупрофессионалов.
Ключевые слова: культурный туризм; культура; культурное наследие; искусство.
CULTURE MANAGEMENT: TOURISM AS A FACTOR OF CULTURAL HERITAGE PRESERVATION
Tarasenko Vitaliy Nikolaevich
Russian state agrarian University — Moscow agricultural Academy a. K.A. Timiryazev, Moscow, Russia (127550, Moscow, Timiryazevskaya street 49), candidate of historical sciences, lasker88@mail.ru.
Dymova Svetlana Sergeevna
Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129090, Moscow Protopopovskiy lane, 9), First Vice-Rector, Candidate of Economic Sciences,+7 (495) 684 2526, obe01@yandex.ru.
Abstract. The article raises the actual topic of tourism development as a factor in the preservation of cultural heritage. The article identifies four main strategies used for cultural heritage objects: pragmatic-museum, conservative-security, modernization, entertainment-entrepreneurial (business). Several basic options for the interaction of the cultural policy of the region with cultural heritage sites have been identified. It is proved that the interaction between tourism and culture can be not only sharply negative, but also consist in positive mutually beneficial cooperation. The main scientific result is that measures are proposed to form a real attractiveness of cultural heritage objects for tourists: creation of an integrated tourist product, comfortable living conditions, immersion in the atmosphere of the destination, taking into account the most diverse needs of a tourist; creative combination of intangible and tangible objects of cultural heritage, creating an authentic atmosphere, living cultural tradition; creation of the principles of eventfulness, new traditions; formation of a unique environment in communities; implementation of specialized promotion of a cultural tourism product within the framework of taking into account the specifics of the cultural needs of consumers; attracting iconic personalities and cultural workers to participate in the developed programs; promotion of modern cultural products; professional training and retraining of personnel for the effective provision of cultural and tourist services, attracting volunteers and semi-professionals.
Key words: cultural tourism; culture; cultural heritage; art.
Введение
Настоящая статья является частью большого блока исследований, посвященных различным направлениям туризма, предпринятых в Тимирязевской академии [1, с. 115-117; 2, с. 358-365; 8, с. 112-120; 9, с. 180-193; 10, с. 2]. Сразу же заметим, что серьезные разработки сферы туризма в последние годы велись и в Институте бизнеса и дизайна [4, с. 271-284; 5, с. 76-86]. Предмет же нашего исследования - туризм как фактор сохранения культурного наследия. И это неслучайно. Актуальная динамика современных социально-культурных процессов имеет ряд индивидуальных черт, среди которых следует выделить разнообразие форм инициирования культурной активности населения. Культурный туризм занимает важное положение в культурной жизни современного человека и с годами развивается все более динамично. Он сочетает в себе возможности удовлетворения целого комплекса досуговых потребностей потребителей культурно-туристических услуг, реализует инкультурацию индивидуумов, обеспечивает расширение кругозора, актуализирует народную память и повышает уровень гуманистического мышления.
Актуальность темы исследования, таким образом, обусловлена с одной стороны социально-исторической и культурной значимостью культурного туризма, а с другой стороны – сложностью этого социально-культурного феномена, который фактически реализует взаимодействие между исторически-культурными пластами, бизнесом и населением.
Цель исследования: предложить меры для формирования реальной привлекательности для туриста объектов культурного наследия.
Методы исследования
Исследование базируется на методах культурной и социальной антропологии, методах системно-структурных исследований. Также применяется методология осуществления социально-культурного проектирования.
Результаты исследования и их обсуждение
Культурное наследие представляет собой то, что подлежит сохранению в настоящем, ради возможности потребления в будущем. Такое определение, сведенное к потреблению, разумеется, является слишком рационализированным. Между тем духовно-культурные ценности важны не только как объекты будущего потребления, но и как ценности, которые, безусловно, будут востребованы будущими поколениями. Современная литература, посвященная искусствоведению и охране культурных памятников, относит к культурному наследию материальные предметы (произведения искусства), а также недвижимые объекты (архитектуру, значимые исторические здания т.д.), а также нематериальные объекты культуры (обычаи, традиции, устное творчество и т.д.) [6, с. 203]. К еще одной группе культурного наследия также причисляют «восстановленные культурные блага». Важно отметить, что в современных исследованиях, имеющих отношение к культурной политике, много внимания уделяется вопросам, относящимся именно к материальным объектам культуры. Исследователи много внимания уделяют вопросам сохранения памятников, юридическим и экономическим вопросам сохранения и использования исторической и культурной недвижимости и т.п. [13, с. 75]. Стоит, однако, отметить, что нематериальное культурное наследие тоже необходимо поддерживать и сохранять, и включать в объекты исследования научного сообщества по туризму, экономике и культуре.
В целом, наиболее полная классификация культурного наследия предполагает следующее разделение:
− нематериальное и материальное культурное наследие;
− недвижимое и движимое культурное наследие;
− объекты официальной культуры и андеграунд;
− культурные объекты основной народности или малых народов этой территории;
− литературно-художественные и историко-этнографические;
− искусственные или аутентичные;
− брендированные либо не брендированные.
При этом, означенные критерии могут быть отнесены к одному и тому же объекту, т.е. сочетаться.
Также важно применить концепцию культурного капитала к понятию культурного наследия [3, с. 122]. Данная концепция позволяет соединить культурно-социальную и экономическую значимость объектов культуры посредством использования, так называемого метода Cost-benefit analysis, который направлен на осуществление оценки объектов культурного наследия в рамках экономико-социальных и культурных факторов.
Существует четыре основных подхода к сохранению объектов культурного наследия:
− прагматично-музейный подход наиболее распространен, ориентируется на создание обширных сетей музеев, и выделение специальных зон просмотра и посещения объектов;
− консервативно-охранный подход наиболее ограничивает возможности экскурсионной деятельности, как правило, применяется к объектам, находящимся в аварийном состоянии, подлежащим дополнительной охране;
− модернизационный подход предполагает возможности включения новых построек и различных стилизаций;
− при развлекательно-предпринимательском (бизнесовом) подходе объект становится своего рода декорацией для использования в рамках предпринимательской и иных видов деятельности, т.е. ограничения минимальны.
Таким образом, есть четыре основных стратегии, применяемые для объектов культурного наследия, и они по-разному соотносятся с культурным туризмом.
Поскольку культурное наследие является важнейшим базисом культурно-туристического потенциала региона, то именно оно определяет формы и масштабы вовлечения населения в реализацию культурной и туристической политики данного региона. Существует несколько основных вариантов взаимодействия культурной политики региона с объектами культурного наследия:
1) объекты культурного наследия находятся под охраной, на это выделяются средства, однако не всегда ставятся точные задачи. Часто при такой политике объекты культурного наследия не вовлечены в активную культурную политику и культурно-познавательный туризм;
2) культурное наследие является объектом культурной политики, способствует деятельности учреждений культуры;
3) культурное наследие формирует базис для развития предпринимательской деятельности и институтов современной культуры;
4) нематериальные объекты культуры становятся компонентом, привлекающим различные общественные институты и обеспечивающим культурное взаимодействие;
5) культурное наследие активно используется в целях туризма.
Как уже было установлено, межкультурные контакты во многом зависят от поддержки культурного наследия и доступа к нему потребителей. Однако различные ученые по-разному позиционируют факт использования культурного наследия для формирования межкультурных связей.
Некоторые исследователи считают, что развитие туризма и охрана культурного наследия являются противоречащими друг другу процессами [12, с. 45-47]. То есть, активное использование объектов культурного наследия вызывает их преждевременное разрушение и является угрозой для предметов искусства. Конфликт заложен в экономических противоречиях данных общественных институтов. Рынок и культура становятся как бы в противоположные позиции: чтобы сохранить объект культуры нередко требуется работать в убыток. Потребительское отношение ведет к разрушению объектов культуры. Нередко коммерциализация культуры ведет к созданию ложных культурных мифов, нацеленных на привлечение дополнительных туристов: придумываются легенды, мифы, истории, создаются подложные объекты культуры и искусства.
При этом исследователи отмечают, что могут быть такие варианты использования культурных объектов, которые обеспечивают баланс интересов между культурой и экономикой. Культурный туризм поддерживает живой интерес к культуре. Объекты культуры получают дополнительное финансирование для поддержания их в сохранности от бизнес-сообщества, если они являются привлекательными для туристов. Таким образом, взаимодействие между туризмом и культурой может быть не только резко негативным, но и заключаться в позитивном взаимовыгодном сотрудничестве.
Достижение такого сотрудничества актуально в современный период, особенно для отрасли туризма. Культурный туризм, по определению WTO (Word Tourism Organization) представляет собой перемещение потребителей туристического продукта для потребления культурных благ, получения информации и реализации познавательной активности, также знакомства с исполнительской и фактической культурой, нематериальными объектами культуры, прямого участия в культурных событиях и сопричастности культурам других стран и народов, знакомства с географическими, культурными, этнографическими и историческими памятниками.
Среди разнообразных видов туристской деятельности культурный туризм занимает важное место. Достаточно сказать, что 37% всего объема мировых туристических услуг приходится именно на культурный туризм. Высокий интерес потребителей к культурным ценностям ставит перед компаниями сложные задачи удовлетворения возрастающих культурных потребностей.
Являясь видом экономической деятельности, культурный туризм сочетает элементы двух очень противоречащих друг другу отраслей – туризма и культуры. Однако социальные цели культуры шире коммерческих целей туризма. Отличия этих сфер приводят к формированию порой неразрешимых противоречий. Тем не менее, найти баланс можно, он лежит в области взаимодействия государств, культурных сообществ и частного капитала.
При этом важно отметить, что взаимодействие туризма и культуры осуществляется не только через государственное участие, но и посредством различных частных учреждений и организаций, а также мирового сообщества. Среди них можно отметить, например, творческие коллективы, экскурсионные бюро, разнообразные антрепренерские фирмы и т.д. Межотраслевой характер культурного туризма хотя и определяет ряд возможных сложностей, но предполагает обширные возможности взаимодействия и сотрудничества на взаимовыгодных условиях, что создает аттрактивный эффект для обеих сфер социальной жизни.
При этом также важно учитывать, что объектами культурного наследия могут быть не только отдельные здания, но и более крупные объекты – города, регионы. Многие исследователи, однако, не уделяют внимания функционированию культурных объектов в сверхкрупных городах, мегалополисах. Между тем именно в них формируются новые стратегии взаимодействия культуры и туризма, стратегии размещения гостей, участия туристов в событийных мероприятиях, именно там инфраструктура гостеприимства развивается с учетом требований охраны культурных объектов.
Перекос в сторону изучения малых объектов культуры связан с тем, что местные власти нередко переоценивают значимость расположенных в их ведении культурных объектов, и это характерно для многих регионов (Новгород, Псков, Москва, Санкт-Петербург). При этом обнаруживается тенденция обострения конкуренции в области культурного туризма.
Реальная привлекательность для туриста объекта культурного наследия должна формироваться в рамках следующих мер:
− создание комплексного туристского продукта, включение сервисных услуг, создание комфортных условий проживания, погружение в атмосферу региона (дестинации), учет самых разнообразных потребностей туриста;
− креативное сочетание нематериальных и материальных объектов культурного наследия, создание аутентичной атмосферы, живой культурной традиции;
− создание принципов событийности, новых традиций для преодоления сезонности спроса в отрасли туризма;
− создание неповторимой среды в сообществах, поддержка живого культурного быта и традиций;
− осуществление специализированного продвижения культурного туристского продукта в рамках учета специфики культурных потребностей потребителей;
− привлечение знаковых личностей и деятелей культуры к участию в разработанных программах;
− осуществления продвижения современных продуктов культуры, а также применение современных продуктов продвижения, т.е. использование информационных ресурсов, сетевого продвижения, сети Интернет, позиционирование и сегментирование туристского культурного продукта среди различных категорий потенциальных потребителей;
− профессиональная подготовка и переподготовка кадровых ресурсов для эффективного оказания культурных и туристских услуг, привлечение волонтеров и полупрофессионалов для расширения кадрового резерва, осуществление образовательной деятельности, непрерывного образования, курсов и т.д.
Современный культурный туризм должен идти рука об руку с сохранением культурных традиций и культурного наследия региона. Для этих целей важно осуществлять взаимодействие с учетом следующих позиций:
− важно учитывать, что, фактически любая территория обладает тем или иным культурным наследием. Т.е. культурное наследие может быть охарактеризовано с позиций многофункциональности и многомерности;
− в мире наиболее актуальным подходом к использованию объектов культурного наследия является применение концепции устойчивого развития территорий. Т.е. важно учитывать, что культурное наследие может и должно быть катализатором социально-экономического развития территории;
− важно не только обеспечивать сохранность объектов культурного наследия, но также и стремиться обеспечить включенность этих объектов в современный культурно-туристический и экономико-социальный дискурс;
− развитие культурного наследия возможно только в рамках создания и функционирования соответствующей данным объектам культурного наследия туристско-рекреационных инфраструктур, учитывающих особенности региона и потребности потребителей туристско-культурных услуг. Важно делать упор на создание комплексного продукта, аттрактивного, как для жителей этой территории, так и для туристов;
− культурный туризм также ориентирован на уже существующую инфраструктуру туризма, хотя и сам является основой туристской инфраструктуры. Поэтому культурно-туристский менеджмент сегодня ориентируется на формирование комплексного подхода (сувениры, еда, культурные ценности и исторические памятники, размещение, сервис и т.д.).
Выводы
Таким образом, культурное наследие в современном обществе может быть строго охраняемым, «мёртвым» и закрытым для посещения объектом, а может являться своего рода декорацией для формирования культурного туризма, обширного вовлечения потребителей туристских услуг в реализацию и реконструкцию истории и культуры региона. Важно учитывать необходимость использования и материальных, и нематериальных объектов культуры (легенды, мифы, сказания, традиции, обычаи, обряди и т.д.). Современный уровень информатизации делает важным именно эмоциональное и событийное вовлечение туриста в культурную деятельность. Также важно учитывать возможности комбинации старых, аутентичных декораций и современного семантического наполнения. Обновление культурных традиций, расширение тематик и методов репрезентации культуры позволяют привлекать туристов, которые уже посетили данный исторический или культурный объект.
Следовательно, традиционное культурное пространство важно использовать не только в рамках стилизации под историческую эпоху, но и в рамках реализации современного туристского продукта. Современная эпоха туризма предполагает вовлеченность и событийность, а также получение эмоций и впечатлений. Именно в рамках такого культурного продукта внедрение культурных норм и знаний может быть максимально успешным.
Список литературы
References
Рецензент:
Козырева Надежда Евгеньевна - АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протоповский переулок, 9), кандидат педагогических наук, декан Факультета управления бизнесом, kozyreva@obe.ru, +7-965-393-99-14.
Kozyreva Nadezhda Evgenevna - Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (Russia, 129090, Moscow Protopopovskiy lane, 9), Candidate of Pedagogical Sciences, Dean of the Faculty of Business Management, kozyreva@obe.ru, +7-965-393-99-14.
Работа поступила в редакцию: 10.02.2021 г.
УДК 351.853.1
УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРОЙ: ТУРИЗМ КАК ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
Тарасенко Виталий Николаевич
ФБГОУ ВО «Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А. Тимирязева», Москва, Россия (127550, Москва, ул. Тимирязвская, 49), кандидат исторических наук, lasker88@mail.ru.
Дымова Светлана Сергеевна
АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопоповский переулок, 9), первый проректор, кандидат экономических наук, +7 (495) 684 2526, obe01@yandex.ru.
Аннотация. В статье поднимается актуальная тема развития туризма как фактора сохранения культурного наследия. Выявлены четыре основных стратегии, применяемые для объектов культурного наследия: прагматично-музейный, консервативно-охранный, модернизационный, развлекательно-предпринимательский (бизнесовый). Определены несколько основных вариантов взаимодействия культурной политики региона с объектами культурного наследия. Доказывается, что взаимодействие между туризмом и культурой может быть не только резко негативным, но и заключаться в позитивном взаимовыгодном сотрудничестве. Главный научный результат заключается в том, что предложены меры для формирования реальной привлекательности для туриста объектов культурного наследия: создание комплексного туристского продукта, комфортных условий проживания, погружение в атмосферу дестинации, учет самых разнообразных потребностей туриста; креативное сочетание нематериальных и материальных объектов культурного наследия, создание аутентичной атмосферы, живой культурной традиции; создание принципов событийности, новых традиций; формирование неповторимой среды в сообществах; осуществление специализированного продвижения культурного туристского продукта в рамках учета специфики культурных потребностей потребителей; привлечение знаковых личностей и деятелей культуры к участию в разработанных программах; осуществление продвижения современных продуктов культуры; профессиональная подготовка и переподготовка кадров для эффективного оказания культурных и туристских услуг, привлечение волонтеров и полупрофессионалов.
Ключевые слова: культурный туризм; культура; культурное наследие; искусство.
CULTURE MANAGEMENT: TOURISM AS A FACTOR OF CULTURAL HERITAGE PRESERVATION
Tarasenko Vitaliy Nikolaevich
Russian state agrarian University — Moscow agricultural Academy a. K.A. Timiryazev, Moscow, Russia (127550, Moscow, Timiryazevskaya street 49), candidate of historical sciences, lasker88@mail.ru.
Dymova Svetlana Sergeevna
Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129090, Moscow Protopopovskiy lane, 9), First Vice-Rector, Candidate of Economic Sciences,+7 (495) 684 2526, obe01@yandex.ru.
Abstract. The article raises the actual topic of tourism development as a factor in the preservation of cultural heritage. The article identifies four main strategies used for cultural heritage objects: pragmatic-museum, conservative-security, modernization, entertainment-entrepreneurial (business). Several basic options for the interaction of the cultural policy of the region with cultural heritage sites have been identified. It is proved that the interaction between tourism and culture can be not only sharply negative, but also consist in positive mutually beneficial cooperation. The main scientific result is that measures are proposed to form a real attractiveness of cultural heritage objects for tourists: creation of an integrated tourist product, comfortable living conditions, immersion in the atmosphere of the destination, taking into account the most diverse needs of a tourist; creative combination of intangible and tangible objects of cultural heritage, creating an authentic atmosphere, living cultural tradition; creation of the principles of eventfulness, new traditions; formation of a unique environment in communities; implementation of specialized promotion of a cultural tourism product within the framework of taking into account the specifics of the cultural needs of consumers; attracting iconic personalities and cultural workers to participate in the developed programs; promotion of modern cultural products; professional training and retraining of personnel for the effective provision of cultural and tourist services, attracting volunteers and semi-professionals.
Key words: cultural tourism; culture; cultural heritage; art.
Введение
Настоящая статья является частью большого блока исследований, посвященных различным направлениям туризма, предпринятых в Тимирязевской академии [1, с. 115-117; 2, с. 358-365; 8, с. 112-120; 9, с. 180-193; 10, с. 2]. Сразу же заметим, что серьезные разработки сферы туризма в последние годы велись и в Институте бизнеса и дизайна [4, с. 271-284; 5, с. 76-86]. Предмет же нашего исследования - туризм как фактор сохранения культурного наследия. И это неслучайно. Актуальная динамика современных социально-культурных процессов имеет ряд индивидуальных черт, среди которых следует выделить разнообразие форм инициирования культурной активности населения. Культурный туризм занимает важное положение в культурной жизни современного человека и с годами развивается все более динамично. Он сочетает в себе возможности удовлетворения целого комплекса досуговых потребностей потребителей культурно-туристических услуг, реализует инкультурацию индивидуумов, обеспечивает расширение кругозора, актуализирует народную память и повышает уровень гуманистического мышления.
Актуальность темы исследования, таким образом, обусловлена с одной стороны социально-исторической и культурной значимостью культурного туризма, а с другой стороны – сложностью этого социально-культурного феномена, который фактически реализует взаимодействие между исторически-культурными пластами, бизнесом и населением.
Цель исследования: предложить меры для формирования реальной привлекательности для туриста объектов культурного наследия.
Методы исследования
Исследование базируется на методах культурной и социальной антропологии, методах системно-структурных исследований. Также применяется методология осуществления социально-культурного проектирования.
Результаты исследования и их обсуждение
Культурное наследие представляет собой то, что подлежит сохранению в настоящем, ради возможности потребления в будущем. Такое определение, сведенное к потреблению, разумеется, является слишком рационализированным. Между тем духовно-культурные ценности важны не только как объекты будущего потребления, но и как ценности, которые, безусловно, будут востребованы будущими поколениями. Современная литература, посвященная искусствоведению и охране культурных памятников, относит к культурному наследию материальные предметы (произведения искусства), а также недвижимые объекты (архитектуру, значимые исторические здания т.д.), а также нематериальные объекты культуры (обычаи, традиции, устное творчество и т.д.) [6, с. 203]. К еще одной группе культурного наследия также причисляют «восстановленные культурные блага». Важно отметить, что в современных исследованиях, имеющих отношение к культурной политике, много внимания уделяется вопросам, относящимся именно к материальным объектам культуры. Исследователи много внимания уделяют вопросам сохранения памятников, юридическим и экономическим вопросам сохранения и использования исторической и культурной недвижимости и т.п. [13, с. 75]. Стоит, однако, отметить, что нематериальное культурное наследие тоже необходимо поддерживать и сохранять, и включать в объекты исследования научного сообщества по туризму, экономике и культуре.
В целом, наиболее полная классификация культурного наследия предполагает следующее разделение:
− нематериальное и материальное культурное наследие;
− недвижимое и движимое культурное наследие;
− объекты официальной культуры и андеграунд;
− культурные объекты основной народности или малых народов этой территории;
− литературно-художественные и историко-этнографические;
− искусственные или аутентичные;
− брендированные либо не брендированные.
При этом, означенные критерии могут быть отнесены к одному и тому же объекту, т.е. сочетаться.
Также важно применить концепцию культурного капитала к понятию культурного наследия [3, с. 122]. Данная концепция позволяет соединить культурно-социальную и экономическую значимость объектов культуры посредством использования, так называемого метода Cost-benefit analysis, который направлен на осуществление оценки объектов культурного наследия в рамках экономико-социальных и культурных факторов.
Существует четыре основных подхода к сохранению объектов культурного наследия:
− прагматично-музейный подход наиболее распространен, ориентируется на создание обширных сетей музеев, и выделение специальных зон просмотра и посещения объектов;
− консервативно-охранный подход наиболее ограничивает возможности экскурсионной деятельности, как правило, применяется к объектам, находящимся в аварийном состоянии, подлежащим дополнительной охране;
− модернизационный подход предполагает возможности включения новых построек и различных стилизаций;
− при развлекательно-предпринимательском (бизнесовом) подходе объект становится своего рода декорацией для использования в рамках предпринимательской и иных видов деятельности, т.е. ограничения минимальны.
Таким образом, есть четыре основных стратегии, применяемые для объектов культурного наследия, и они по-разному соотносятся с культурным туризмом.
Поскольку культурное наследие является важнейшим базисом культурно-туристического потенциала региона, то именно оно определяет формы и масштабы вовлечения населения в реализацию культурной и туристической политики данного региона. Существует несколько основных вариантов взаимодействия культурной политики региона с объектами культурного наследия:
1) объекты культурного наследия находятся под охраной, на это выделяются средства, однако не всегда ставятся точные задачи. Часто при такой политике объекты культурного наследия не вовлечены в активную культурную политику и культурно-познавательный туризм;
2) культурное наследие является объектом культурной политики, способствует деятельности учреждений культуры;
3) культурное наследие формирует базис для развития предпринимательской деятельности и институтов современной культуры;
4) нематериальные объекты культуры становятся компонентом, привлекающим различные общественные институты и обеспечивающим культурное взаимодействие;
5) культурное наследие активно используется в целях туризма.
Как уже было установлено, межкультурные контакты во многом зависят от поддержки культурного наследия и доступа к нему потребителей. Однако различные ученые по-разному позиционируют факт использования культурного наследия для формирования межкультурных связей.
Некоторые исследователи считают, что развитие туризма и охрана культурного наследия являются противоречащими друг другу процессами [12, с. 45-47]. То есть, активное использование объектов культурного наследия вызывает их преждевременное разрушение и является угрозой для предметов искусства. Конфликт заложен в экономических противоречиях данных общественных институтов. Рынок и культура становятся как бы в противоположные позиции: чтобы сохранить объект культуры нередко требуется работать в убыток. Потребительское отношение ведет к разрушению объектов культуры. Нередко коммерциализация культуры ведет к созданию ложных культурных мифов, нацеленных на привлечение дополнительных туристов: придумываются легенды, мифы, истории, создаются подложные объекты культуры и искусства.
При этом исследователи отмечают, что могут быть такие варианты использования культурных объектов, которые обеспечивают баланс интересов между культурой и экономикой. Культурный туризм поддерживает живой интерес к культуре. Объекты культуры получают дополнительное финансирование для поддержания их в сохранности от бизнес-сообщества, если они являются привлекательными для туристов. Таким образом, взаимодействие между туризмом и культурой может быть не только резко негативным, но и заключаться в позитивном взаимовыгодном сотрудничестве.
Достижение такого сотрудничества актуально в современный период, особенно для отрасли туризма. Культурный туризм, по определению WTO (Word Tourism Organization) представляет собой перемещение потребителей туристического продукта для потребления культурных благ, получения информации и реализации познавательной активности, также знакомства с исполнительской и фактической культурой, нематериальными объектами культуры, прямого участия в культурных событиях и сопричастности культурам других стран и народов, знакомства с географическими, культурными, этнографическими и историческими памятниками.
Среди разнообразных видов туристской деятельности культурный туризм занимает важное место. Достаточно сказать, что 37% всего объема мировых туристических услуг приходится именно на культурный туризм. Высокий интерес потребителей к культурным ценностям ставит перед компаниями сложные задачи удовлетворения возрастающих культурных потребностей.
Являясь видом экономической деятельности, культурный туризм сочетает элементы двух очень противоречащих друг другу отраслей – туризма и культуры. Однако социальные цели культуры шире коммерческих целей туризма. Отличия этих сфер приводят к формированию порой неразрешимых противоречий. Тем не менее, найти баланс можно, он лежит в области взаимодействия государств, культурных сообществ и частного капитала.
При этом важно отметить, что взаимодействие туризма и культуры осуществляется не только через государственное участие, но и посредством различных частных учреждений и организаций, а также мирового сообщества. Среди них можно отметить, например, творческие коллективы, экскурсионные бюро, разнообразные антрепренерские фирмы и т.д. Межотраслевой характер культурного туризма хотя и определяет ряд возможных сложностей, но предполагает обширные возможности взаимодействия и сотрудничества на взаимовыгодных условиях, что создает аттрактивный эффект для обеих сфер социальной жизни.
При этом также важно учитывать, что объектами культурного наследия могут быть не только отдельные здания, но и более крупные объекты – города, регионы. Многие исследователи, однако, не уделяют внимания функционированию культурных объектов в сверхкрупных городах, мегалополисах. Между тем именно в них формируются новые стратегии взаимодействия культуры и туризма, стратегии размещения гостей, участия туристов в событийных мероприятиях, именно там инфраструктура гостеприимства развивается с учетом требований охраны культурных объектов.
Перекос в сторону изучения малых объектов культуры связан с тем, что местные власти нередко переоценивают значимость расположенных в их ведении культурных объектов, и это характерно для многих регионов (Новгород, Псков, Москва, Санкт-Петербург). При этом обнаруживается тенденция обострения конкуренции в области культурного туризма.
Реальная привлекательность для туриста объекта культурного наследия должна формироваться в рамках следующих мер:
− создание комплексного туристского продукта, включение сервисных услуг, создание комфортных условий проживания, погружение в атмосферу региона (дестинации), учет самых разнообразных потребностей туриста;
− креативное сочетание нематериальных и материальных объектов культурного наследия, создание аутентичной атмосферы, живой культурной традиции;
− создание принципов событийности, новых традиций для преодоления сезонности спроса в отрасли туризма;
− создание неповторимой среды в сообществах, поддержка живого культурного быта и традиций;
− осуществление специализированного продвижения культурного туристского продукта в рамках учета специфики культурных потребностей потребителей;
− привлечение знаковых личностей и деятелей культуры к участию в разработанных программах;
− осуществления продвижения современных продуктов культуры, а также применение современных продуктов продвижения, т.е. использование информационных ресурсов, сетевого продвижения, сети Интернет, позиционирование и сегментирование туристского культурного продукта среди различных категорий потенциальных потребителей;
− профессиональная подготовка и переподготовка кадровых ресурсов для эффективного оказания культурных и туристских услуг, привлечение волонтеров и полупрофессионалов для расширения кадрового резерва, осуществление образовательной деятельности, непрерывного образования, курсов и т.д.
Современный культурный туризм должен идти рука об руку с сохранением культурных традиций и культурного наследия региона. Для этих целей важно осуществлять взаимодействие с учетом следующих позиций:
− важно учитывать, что, фактически любая территория обладает тем или иным культурным наследием. Т.е. культурное наследие может быть охарактеризовано с позиций многофункциональности и многомерности;
− в мире наиболее актуальным подходом к использованию объектов культурного наследия является применение концепции устойчивого развития территорий. Т.е. важно учитывать, что культурное наследие может и должно быть катализатором социально-экономического развития территории;
− важно не только обеспечивать сохранность объектов культурного наследия, но также и стремиться обеспечить включенность этих объектов в современный культурно-туристический и экономико-социальный дискурс;
− развитие культурного наследия возможно только в рамках создания и функционирования соответствующей данным объектам культурного наследия туристско-рекреационных инфраструктур, учитывающих особенности региона и потребности потребителей туристско-культурных услуг. Важно делать упор на создание комплексного продукта, аттрактивного, как для жителей этой территории, так и для туристов;
− культурный туризм также ориентирован на уже существующую инфраструктуру туризма, хотя и сам является основой туристской инфраструктуры. Поэтому культурно-туристский менеджмент сегодня ориентируется на формирование комплексного подхода (сувениры, еда, культурные ценности и исторические памятники, размещение, сервис и т.д.).
Выводы
Таким образом, культурное наследие в современном обществе может быть строго охраняемым, «мёртвым» и закрытым для посещения объектом, а может являться своего рода декорацией для формирования культурного туризма, обширного вовлечения потребителей туристских услуг в реализацию и реконструкцию истории и культуры региона. Важно учитывать необходимость использования и материальных, и нематериальных объектов культуры (легенды, мифы, сказания, традиции, обычаи, обряди и т.д.). Современный уровень информатизации делает важным именно эмоциональное и событийное вовлечение туриста в культурную деятельность. Также важно учитывать возможности комбинации старых, аутентичных декораций и современного семантического наполнения. Обновление культурных традиций, расширение тематик и методов репрезентации культуры позволяют привлекать туристов, которые уже посетили данный исторический или культурный объект.
Следовательно, традиционное культурное пространство важно использовать не только в рамках стилизации под историческую эпоху, но и в рамках реализации современного туристского продукта. Современная эпоха туризма предполагает вовлеченность и событийность, а также получение эмоций и впечатлений. Именно в рамках такого культурного продукта внедрение культурных норм и знаний может быть максимально успешным.
Список литературы
- Бочковар А.С., Серебрякова В.А. Тайна гибели князя Олега: исследование по результатам экспедиции Клуба исторического туризма // Сборник научных студенческих работ. М.: Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева, 2018. С. 115-117.
- Бочковар А.С. Экскурсионная деятельность Клуба исторического туризма: от Москвы до Минска // Студенческое сообщество и современная наука. Материалы Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых / род ред. Д.В. Щукина. Елец: ЕГУ имени И.А. Бунина, 2018. С. 358-365.
- Воронкова О.В. Концепция культурного капитала // Наука и бизнес: пути развития. 2015. № 5(47). С. 122-124.
- Козырева Н.Е. Использование кластерной технологии развития туризма в Смоленской области // Проблемы, факторы и особенности развития инновационной экономики. Материалы международной научно-практической конференции. М.: АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», 2019. С. 271-284.
- Козырева Н.Е. Меры поддержки отрасли туризма вследствие COVID-19 в России и ряде европейских стран // Современные проблемы и пути повышения конкурентоспособности бизнеса. Материалы международной научно-практической конференции. М.: АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», 2020. С. 76-86.
- Мартынов А.И. Недвижимое историко-культурное наследие Сибири, музеев и туризм // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 45-2. С. 203-206.
- Матвиенко В.С. Политический туризм в трансформирующемся гражданском обществе и политическом пространстве: современные реалии и перспективы // Вестник РМАТ. 2019. № 1. С. 6-11.
- Оришев А.Б. История повседневности: аграрный туризм в России и за рубежом (с античности до наших дней) // История: факты и символы. 2017. № 4(13). С. 112-120.
- Оришев А.Б. От этнографического туризма к аграрному: азиатская деревня глазами европейцев // Этнографическое обозрение. 2020. № 6. С. 180-193.
- Оришев А.Б., Тарасенко В.Н., Дианова Н.Х. Сельский туризм и национальная кухня: экономика и культура европейцев // Бизнес и дизайн ревю. 2021. № 1 (21). С. 2.
- Полякова М.А. Культурное наследие и туризм: проблемы взаимодействия и противостояния // Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2017. № 10-2 (31). С. 240-247.
- Ракитянская Е.В. Историко-культурный туризм и историко-культурное наследие: соотношение понятий // Высшая школа. 2016. № 14. С. 45-47.
- Филатова А.Ф., Торосян А.С. Проблема реставрации и сохранение памятников архитектуры // Молодежный научный форум: гуманитарные науки. 2016. № 11 (39). С. 75-79.
References
- Bochkovar A.S., Serebryakova V.A. Tayna gibeli knyazya Olega: issledovaniye po rezultatam ekspeditsii Kluba istoricheskogo turizma (The mystery of the death of Prince Oleg: a study based on the results of the expedition of the Historical Tourism Club), Sbornik nauchnykh studencheskikh rabot. M.: Rossiyskiy gosudarstvennyy agrarnyy universitet - MSKHA imeni K.A. Timiryazeva, 2018, pp. 115-117.
- Bochkovar A.S. Ekskursionnaya deyatelnost Kluba istoricheskogo turizma: ot Moskvy do Minska, Studencheskoye soobshchestvo i sovremennaya nauka (Excursion activities of the Historical Tourism Club: from Moscow to Minsk). Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii studentov, aspirantov i molodykh uchenykh / rod red. D.V. Shchukina. Yelets: YEGU imeni I.A. Bunina, 2018. S. 358-365.
- Voronkova O.V. Kontseptsiya kulturnogo kapitala (Cultural capital concept), Nauka i biznes: puti razvitiya, 2015, no 5(47), pp. 122-124.
- Kozyreva N.Ye. Ispolzovaniye klasternoy tekhnologii razvitiya turizma v Smolenskoy oblasti (The use of cluster technology for tourism development in the Smolensk region), Problemy, faktory i osobennosti razvitiya innovatsionnoy ekonomiki. Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. M.: ANO VO «Institut biznesa i dizayna», 2019, pp. 271-284.
- Kozyreva N.Ye. Mery podderzhki otrasli turizma vsledstviye COVID-19 v Rossii i ryade yevropeyskikh stran (Support measures for the tourism industry due to COVID-19 in Russia and a number of European countries), Sovremennyye problemy i puti povysheniya konkurentosposobnosti biznesa. Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. M.: ANO VO «Institut biznesa i dizayna», 2020, pp. 76-86.
- Martynov A.I. Nedvizhimoye istoriko-kulturnoye naslediye Sibiri, muzeev i turizm (Immovable historical and cultural heritage of Siberia, museum and tourism), Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kultury i iskusstv, 2018, no 45-2, pp. 203-206.
- Matviyenko V.S. Politicheskiy turizm v transformiruyushchemsya grazhdanskom obshchestve i politicheskom prostranstve: sovremennyye realii i perspektivy (Political tourism in a transforming civil society and political space: modern realities and prospects), Vestnik RMAT, 2019, no 1, pp. 6-11.
- Orishev A.B. Istoriya povsednevnosti: agrarnyy turizm v Rossii i za rubezhom (s antichnosti do nashikh dney) (Everyday history: agrarian tourism in Russia and abroad (from antiquity to the present day), Istoriya: fakty i simvoly, 2017, no 4(13), pp. 112-120.
- Orishev A.B. Ot etnograficheskogo turizma k agrarnomu: aziatskaya derevnya glazami yevropeytsev (From ethnographic to agrarian tourism: an Asian village through the eyes of Europeans), Etnograficheskoye obozreniye, 2020, no 6, pp. 180-193.
- Orishev A.B., Tarasenko V.N., Dianova N.Kh. Selskiy turizm i natsionalnaya kukhnya: ekonomika i kultura yevropeytsev (Rural tourism and national cuisine: the economy and culture of Europeans), Biznes i dizayn revyu, 2021, no 1 (21), p. 2.
- Polyakova M.A. Kulturnoye naslediye i turizm: problemy vzaimodeystviya i protivostoyaniya (Cultural heritage and tourism: problems of interaction and confrontation), Vestnik RGGU. Seriya: Istoriya. Filologiya. Kulturologiya. Vostokovedeniye, 2017, no 10-2 (31), pp. 240-247.
- Rakityanskaya Ye.V. Istoriko-kulturnyy turizm i istoriko-kulturnoye naslediye: sootnosheniye ponyatiy (Historical and cultural tourism and historical and cultural heritage: the relationship of concepts), Vysshaya shkola, 2016, no 14, pp. 45-47.
- Filatova A.F., Torosyan A.S. Problema restavratsii i sokhraneniye pamyatnikov arkhitektury (The problem of restoration and preservation of architectural monuments), Molodezhnyy nauchnyy forum: gumanitarnyye nauki, 2016, no 11 (39), pp. 75-79.
Рецензент:
Козырева Надежда Евгеньевна - АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протоповский переулок, 9), кандидат педагогических наук, декан Факультета управления бизнесом, kozyreva@obe.ru, +7-965-393-99-14.
Kozyreva Nadezhda Evgenevna - Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (Russia, 129090, Moscow Protopopovskiy lane, 9), Candidate of Pedagogical Sciences, Dean of the Faculty of Business Management, kozyreva@obe.ru, +7-965-393-99-14.
Работа поступила в редакцию: 10.02.2021 г.