Шамшина Л.М., Якубова Я.Р. Разработка фантазийных моделей одежды под влиянием коллекции «Вдовы Каллодена»

Образец ссылки на эту статью: Шамшина Л.М., Якубова Я.Р. Разработка фантазийных моделей одежды под влиянием коллекции «Вдовы Каллодена» // Бизнес и дизайн ревю. 2021.  № 2 (22). С. 13. 

УДК 7.05 

РАЗРАБОТКА ФАНТАЗИЙНЫХ МОДЕЛЕЙ ОДЕЖДЫ ПОД ВЛИЯНИЕМ КОЛЛЕКЦИИ «ВДОВЫ КАЛЛОДЕНА» 

Шамшина Любовь Михайловна 

АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопоповский переулок, 9), доцент кафедры дизайна, член Союза дизайнеров России,  l.shamshina@gmail.ru, +7-903-584-88-04. 

Якубова Яна Романовна 

АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопоповский переулок, 9), студент кафедры дизайна, yakuroyo@gmail.com 

Аннотация. Статья посвящена работе над проектированием креативных моделей одежды в стилистике Александра МакКуина. Творческим источником в разработке дизайна костюма выступает образ из эпатажной коллекции «Вдовы Каллодена», продемонстрированной в 2006 г. Рассматривается коллекция, повествующая о бесчисленном количестве вдов, потерявших своих мужей в ходе жестокого сражения при Каллодене в 1746 г.  Акцентируется значимость манифеста, которым МакКуин решил напомнить миру о кровавом прошлом Британии через авторскую концепцию иллюстраций современной моды. В своих выводах авторы доказывают необходимость использования подобного исследовательского опыта в процессе обучения модельеров для дальнейшего их роста и совершенствования.

Ключевые слова: Александр МакКуин; дизайн костюма; дизайн-образование; творчество; проектирование; формообразование. 

DESIGNING FANTASY CLOTHING MODELS UNDER THE INFLUENCE OF COLLECTION «THE WIDOWS OF CULLODEN» 

Shamshina Lyubov Mikhaylovna 

Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129090, Moscow, Protopopovsky lane, 9), member of the Union of designers of Russia, associate professor of the Department of Design l.shamshina@gmail.com, +7-903-584-88-04.

Yakubova Yana Romanovna 

Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129090, Moscow, Protopopovsky lane, 9), student of the Department of Design, yakuroyo@gmail.com 

Abstract. The article is devoted to the work on the design of creative clothing models in the style of Alexander McQueen. The creative source in the development of the costume design is the image from the shocking collection of «The Widows Of Culloden», demonstrated in 2006. A collection of countless widows who lost their husbands during the fierce battle of Culloden in 1746 is reviewed. The author emphasizes the importance of the manifesto, with which McQueen decided to remind the world of Britain's bloody past through the author's concept of illustrations of modern fashion. In their conclusions, the authors prove the need to use such research experience in the process of education of fashion designers for their further growth and improvement.

Keywords: Alexander McQueen; costume design; design education; creativity; design; shaping models.

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена неугасающим интересом к жизни и творчеству Александра Маккуина. Как один из самых смелых и бескомпромиссных мастеров и художников фэшн-индустрии, он был удостоен звания командора ордена Британской империи и несколько раз подряд признавался лучшим британским дизайнером года.

Александр Маккуин всегда позиционировал себя не только как шоумена, занимавшегося коммерческой модой, но и в первую очередь как яркого, независимого художника со своим мнением и трактовкой событий. В каждой своей коллекции он совмещал виртуозный крой и сложные конструкции с сильной и порой жесткой смысловой нагрузкой.  Не боясь остро высказываться в своем творчестве, дизайнер демонстрировал безупречное владение техникой кроя и знание истории, а также удивительное самообладание.

Александр МакКуин всегда был своеобразным человеком с собственной эстетикой. Он не боялся резко высказываться, вел себя естественно и независимо от предрассудков общества. Его творчество всеобъемлюще и остается притягательным для миллионов поклонников по всему миру. Не ускользнуло от внимания журналистов недавнее появление в свете её королевского высочества герцогини Кембриджской Кэтрин Миддлтон в синем приталенном пальто от Alexander McQueen. Так супруга принца Уильяма решила почтить память одного из своих любимых кутюрье в десятую годовщину его ухода.

После таинственной гибели модельера в 2010 г. было выпущено несколько монографических исследований, посвященных гению моды [7; 12]. За последнее время опубликован ряд статей за рубежом [10; 11]. Отечественные искусствоведы также принимают попытки проанализировать влияние творений Александра Маккуина на моду [2; 3; 4; 6; 8; 9]. Тем самым они усиливают возникший интерес в России к его жизни и творчеству.

Цель исследования: рассмотреть опыт изучения творчества Александра МакКуина и приемы воплощения особенностей его дизайна в современных моделях одежды.

Методы исследования

В ходе работы были использованы такие методы, как сравнительный анализ, классификация, ретроспективный анализ, проектный эксперимент, эскизирование, фотофиксация.

Результаты исследования и их обсуждение

В 2006 г. британский модельер с шотландскими корнями Ли Александр МакКуин решил напомнить миру о кровавом прошлом Британии, представив коллекцию «Вдовы Каллодена» («The Widows of Culloden»). Шоу рассказывало о бесчисленном количестве вдов, потерявших своих мужей в ходе жестокого сражения при Каллодене в 1746 г. [6].

В одном из интервью МакКуин так объяснял свою позицию: «Для меня Шотландия — суровая, холодная и жестокая земля. Во времена моего пра-пра-прадеда все было еще суровее… Тяжелая судьба Шотландии — единственная причина, по которой я считаю себя патриотом. Весь мир покупается на хаггис и волынки… Но никто никогда не вкладывает в это смысла» [3].

Впрочем, МакКуин часто обращался к прошлому Британии, так как был убежден, что в истории его страны есть много того, о чем стоит рассказывать.  Интересно, что показ «Вдовы Каллодена» прошел в марте, а в мае того же года дизайнер еще раз напомнил о своем шотландском происхождении, появившись на вечере музея Метрополитан в килте.

Коллекция получилась хоть и агрессивная, но поэтическая и романтическая, наполненная нежностью. Под стук барабанов и звуки волынки модели дефилировали по деревянному подиуму, нося на головах сложные конструкции из рог, гнезд, крыльев бабочек и птиц. Показ сопровождался музыкой Джона Уильямса из «Списка Шиндлера». Наряды на подиуме варьировались от легкого призрачного вышитого кружева и до черного бархата и строгих твидовых костюмов, эстетика которых была непосредственно вдохновлена одеждой XIX в. [8].

Как всегда, в коллекции фигурировали характерные для мастера мотивы: перья птиц, бабочки, черепа, эстетика смерти и новой жизни (серебряный головной убор с гнездом). Одно из платьев стало самым знаковым — это свадебное платье длиной до пола, выполненное из замысловатого белого кружева и дополненное от пояса каскадом оборок, с вуалью, заколотой и зацепившейся на рога. Внешний вид прекрасно охватывает основную жестокость коллекции и добавляет холодную динамику в романтическую эстетику шоу, олицетворяя сильных женщин, которые приняли боль от личных потерь в той войне (рисунок 1).



Можно представить, что Маккуин, загоревшись идеей создать эту коллекцию, сначала пропустил через себя всю жестокость кровавых событий британской истории 1746 г., и поэтому стремился создавать образ сильных женщин, словно облачившихся в броню: «Я хочу, чтобы люди боялись женщин, которых я одеваю» [7].

Потрясением для всех стало появление в конце шоу парящей фигуры Кейт Мосс: ее светлые волосы и бледные руки тянулись к зрителям, а воздушная вуаль будто плавно скользила по ветру, затем образы сжались и дематериализовались в эфир (рисунок 2).



В реальности это видение было современной голограммой, созданной Бэйлли Уолшом, арт-директором дома Alexander McQueen. Тем не менее, бледные каскады оборок платья из органзы не были просто оптическим эффектом. Позже это платье можно было увидеть на одной из моделей во время заключительного дефиле [1].

Кейт была одной из муз дизайнера, женским вариантом его самого. Друзья поддерживали друг друга. Когда Мосс после очередного скандала, связанного с наркотиками, оказалась в опале, Маккуин вышел в финале своего шоу в футболке с надписью «We love you Kate» (рисунок 3).



Меланхолическая и метаморфозная коллекция «Вдовы Каллодена» продолжает удивлять и воодушевлять современное поколение модельеров.  Особенно поражает наш взгляд фантомное белое платье с ярусами из органзы, ассоциирующееся с пеплом от мушкета, над которым после сражения парят бабочки (рисунок 4).

Используя этот образ для проекта, решено было продолжить метаморфозную линию в стиле милитари. Возникли созвучные эстетике Маккуина меланхолические серии эскизов одежды с легким напоминанием о стиле рококо и элементами киберпанка, что способствовало модернизации и трансформации костюмов в актуальную моду. Цветовая палитра подобрана в соответствии с творческим источником и базируется на нежных легких оттенках цвета «айвори». Сохранились авторские базовые ахроматические краски: черный и белый.  Разнообразить и оживить эту гамму позволило намеренное усиление насыщенности некоторых тонов и теней, таким образом усложнив палитру неоновым зеленым и умброй жженой (рисунок 5).





Опорой при создании эскизов изделий послужил тренд «Over time», характеризующийся богатством, роскошью, элегантностью вне времени, обилием воздушных кружевных материалов, золота, массивных украшений. Примеры такого тренда можно видеть в актуальных коллекциях Gucci, Rodarte и в некоторых других модных домах.

После исследования источника вдохновения, его конструкции и цветовой гаммы, началась разработка эскизов поясных изделий. Это были юбки и брюки, иногда кюлоты свободного и узкого кроя, дополненные складками и буфами, кружевными оборками, люверсами, шнуровкой, кожаными поясами и другими мелкими деталями. Возникли принты и ювелирные конструкции в виде костей и черепов, отсылающие к концепции коллекции МакКуина (рисунок 6). Каждый блок эскизов представлен фэшн-иллюстрациями с целостными образами, что содействует появлению чувства свежести и оригинальности взгляда у зрителей.



Предложенные изделия подходят под понятие «арт-стиль», они получились объемными и воздушными, иногда хрупкими и женственными с декоративными деталями в виде стимпанк украшений и кибер-протезов.

Таким же образом выполнены и плечевые изделия — воротники и рукава. Эскизы к блоку воротников получились довольно широкими и объемными, из кожи или нескольких слоев фатина, иногда пересекающихся в одном изделии (рисунок 7). Фантазийные образы блузы с воротником-крыльями, жабо с костяными украшениями и некоторые другие больше напоминают театральные костюмы для пьесы XVII-XVIII веков, однако это нисколько не мешает носить такие вещи в наши дни, особенно когда фэшн-тренды все больше уходят в историзм [2].



Создание серии эскизов рукавов практически полностью происходило под влиянием творческого источника: пепельного платья с бесконечными слоями органзы. Блок иллюстраций получился по большей мере гиперболизированный, многослойный и пышный (рисунок 8).





Завершающим этапом проектной работы стал графический блок мини-коллекции из 12 ансамблей. Модели представляют собой симбиоз отдельных плечевых и поясных изделий, подкорректированных для композиционного единства. Фантазийные образы выражены длинными фатиновыми юбками с кожаными топами, вечерними платьями и экстравагантными костюмами, украшенными авторскими узорами и декоративными элементами (рисунок 9).



Итоговым изделием проекта стала многослойная юбка с корсетом и футболка, на которой была написана одна из цитат Александра МакКуина: «Дайте мне время — и я дам вам революцию» [7]. Концепция вещей основывалась на предыдущих эскизах проекта. Для создания юбки использовалось десять метров белого фатина, чтобы сделать ее объем эфимерным и воздушным. Усложняя форму юбки для придания ей маккуиновской эстетики, появилось желание вручную на манекене отрезать лишние слои и куски ткани, а в некоторых местах было необходимо даже разорвать ее для большей драматичности. Украсил юбку и придал ей нужную атмосферу принт в виде костей, нарисованный с помощью белой и черной красок по ткани (рисунок 10).

Трудной и кропотливой для выполнения в материале стала конструкция корсета, напоминающая жесткие ребра. В современной проектной культуре каркасы используются для создания объемных форм в костюме, они имеют сетчатую структуру и выполнены из твёрдых, но гибких элементов [5].  Было перепробовано множество материалов и техник, и в итоге остановились на  пенополистироле, который обычно используют для строительства. Отдельно вырезанные детали должны были пройти серию обработок, грунтовку и покраску. Полностью каркас состоит из 12 ребер, одной основной детали и 6 декоративных косточек для спины, которые в завершение нашивались на полупрозрачный белый корсет (рисунок 11).





Выводы

Проделанная работа дала возможность не только поближе познакомиться с творчеством Александра МакКуина, но и понять его внутренний мир, эстетику и культуру вещей. Выявленные особенности дизайна костюма позволят в будущем разнообразить свои коллекции, добавить в них смелости и свободы. Современные модные тенденции предполагают, что люди устали от серьезных злободневных вещей и им хочется романтизма, легкости, забвения.

Эффективность данной работы подтверждается желанием молодых дизайнеров одежды создавать проекты по работам великих мастеров, даже в чем-то копировать их творения, особенно во время учебы. Подобная практика дает бесценный опыт, совершенствует вкус, оттачивает мастерство дизайна и креатива в костюме, помогает лучше понять свой собственный стиль и направление в моде посредством анализа каноничных образов, созданных удивительными людьми.

Список литературы

  1. Важенина А. От эпатажного дефиле топлес и с мороженым до парного с Наоми: самые яркие выходы Кейт Мосс на мировые подиумы // Интернет журнал «WMJ». 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wmj.ru/moda/ praktikum/ot-epatazhnogo-defile-s-morozhenym-do-effektnoi-gologrammy-v-organze-samye-yarkie-poyavleniya-keit-moss-na-podiume.htm
  2. Вильдяева И.С. Александр Маккуин и его влияние на мир моды / И. С. Вильдяева // Гуманитарные науки в современном вузе: вчера, сегодня, завтра: Материалы III-й международной научной конференции, в 2-х т. Санкт-Петербург, 11 декабря 2020 года. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2020. С. 136-140.
  3. Гавер С.В. Интерпретация драматической истории Шотландии в коллекциях Александра Маккуина / С.В. Гавер, М.М. Кузнецова // Вестник молодых ученых Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. 2019. № 3. С. 171-180.
  4. Захаров А.С. Цифровое проектирование виртуальной коллекции одежды по мотивам творчества Alexander MCQUEEN / А.С. Захаров, В.Б. Смирнов // Всероссийская научно-практическая конференция «ДИСК-2020»: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, в рамках Всероссийского форума молодых исследователей «Дизайн и искусство - стратегия проектной культуры XXI века», Москва, 24–26 ноября 2020 года. М.: ФГБОУ ВО «Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)», 2020. С. 28-31.
  5. Петушкова Г.И. Верификационные процессы моды: формообразование модульных конструкций в одежде / Г.И. Петушкова, В.С. Логинова // Дизайн и технологии. 2014. № 41(83). С. 6-22.
  6. Румянцева О.В. Отражение национального менталитета в коллекциях Александра Маккуина / О.В. Румянцева, Е.А. Запольская // Вестник Костромского государственного технологического университета. 2016. № 1(36). С. 48-52.
  7. Уилсон Э. Александр Маккуин. Кровь под кожей / Пер. с англ. А. В. Кровяковой. М.: Центрполиграф, 2017. 383 с.
  8. Хан Ю. Александр Маккуин: что вдохновляло самого известного хулигана в мире моды. Сетевое издание «ELLE.RU». 2020. [Электронный ресурс] https://www.elle.ru/moda/aleksandr-id6856234/
  9. Химухина Т.С. «Человек играющий» А. Мак-Куин: на границе жизни и смерти / Т. С. Химухина, А. И. Затулий // Ученые заметки ТОГУ. 2013. Т. 4. № 4. С. 585-591.
  10. Etherington M. Criticizing Visual Culture Through Fashion Design and Role-Playing / M. Etherington // Art Education. 2018. Vol. 71. No 6. pp. 26-32. DOI 10.1080/00043125.2018.1505387.
  11. Garratt S. Dispatches from Planet Fashion / S. Garratt // New Statesman. 1996. Vol. 125. No 4305. pp. 30-31.
  12. Watt D. Alexander McQueen: Fashion Visionary / D. Watt. Carlton Books. 2014. 288 p.

References

  1. Vazhenina A. Ot epatazhnogo defile toples i s morozhenym do parnogo s Naomi: samyye yarkiye vykhody Keyt Moss na mirovyye podium (From an outrageous topless catwalk with ice cream to a pair with Naomi: the brightest exits of Kate Moss on the world catwalks). Internet zhurnal «WMJ». 2020. [Elektronnyy resurs]. URL: https://www.wmj.ru/moda/ praktikum/ot-epatazhnogo-defile-s-morozhenym-do-effektnoi-gologrammy-v-organze-samye-yarkie-poyavleniya-keit-moss-na-podiume.htm
  2. Vildyayeva I.S. Aleksandr Makkuin i yego vliyaniye na mir mody (Alexander McQueen and his influence on the fashion world), I. S. Vildyayeva, Gumanitarnyye nauki v sovremennom vuze: vchera, segodnya, zavtra: Materialy III-y mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii, v 2 t. Sankt-Peterburg, 11 dekabrya 2020 goda. Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskiy gosudarstvennyy universitet promyshlennykh tekhnologiy i dizayna, 2020, pp. 136-140.
  3. Gaver S.V. Interpretatsiya dramaticheskoy istorii Shotlandii v kollektsiyakh Aleksandra Makkuina (Interpreting Scotland's Dramatic History in the Collections of Alexander McQueen), S.V. Gaver, M.M. Kuznetsova, Vestnik molodykh uchenykh Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta tekhnologii i dizayna, 2019, no 3, pp. 171-180.
  4. Zakharov A.S. Tsifrovoye proyektirovaniye virtualnoy kollektsii odezhdy po motivam tvorchestva Alexander MCQUEEN (Digital design of a virtual clothing collection based on the creativity of Alexander MCQUEEN), A.S. Zakharov, V.B. Smirnov, Vserossiyskaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya «DISK-2020»: Sbornik materialov Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, v ramkakh Vserossiyskogo foruma molodykh issledovateley «Dizayn i iskusstvo - strategiya proyektnoy kultury XXI veka», Moskva, 24–26 noyabrya 2020 goda. M.: FGBOU VO «Rossiyskiy gosudarstvennyy universitet imeni A.N. Kosygina (Tekhnologii. Dizayn. Iskusstvo)», 2020, pp. 28-31.
  5. Petushkova G.I. Verifikatsionnyye protsessy mody: formoobrazovaniye modulnykh konstruktsiy v odezhde (Fashion Verification Processes: Shaping Modular Designs in Clothes) / G.I. Petushkova, V.S. Loginova, Dizayn i tekhnologii, 2014, no 41(83), pp. 6-22.
  6. Rumyantseva O.V. Otrazheniye natsionalnogo mentaliteta v kollektsiyakh Aleksandra Makkuina (Reflection of the national mentality in the collections of Alexander McQueen), O.V. Rumyantseva, Ye.A. Zapolskaya, Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta, 2016, no 1(36), pp. 48-52.
  7. Uilson E. Aleksandr Makkuin. Krov pod kozhey (Alexander McQueen. Blood under the skin), Per. s angl. A. V. Krovyakovoy. M.: TSentrpoligraf, 2017, 383 p.
  8. Khan Yu. Aleksandr Makkuin: chto vdokhnovlyalo samogo izvestnogo khuligana v mire mody. Setevoye izdaniye «ELLE.RU». 2020. [Elektronnyy resurs] https://www.elle.ru/moda/aleksandr-id6856234/
  9. Khimukhina T.S. «Chelovek igrayushchiy» A. Mak-Kuin: na granitse zhizni i smerti («The Man Playing» A. McQueen: On the Border of Life and Death), T. S. Khimukhina, A. I. Zatuliy, Uchenyye zametki TOGU, 2013, Vol. 4, no 4, pp. 585-591.
  10. Etherington M. Criticizing Visual Culture Through Fashion Design and Role-Playing / M. Etherington, Art Education, 2018, Vol. 71, no 6, pp. 26-32. DOI 10.1080/00043125.2018.1505387.
  11. Garratt S. Dispatches from Planet Fashion, S. Garratt, New Statesman, 1996, Vol. 125, no 4305, pp. 30-31.
  12. Watt D. Alexander McQueen: Fashion Visionary, D. Watt. Carlton Books. 2014. 288 p. 

Рецензент:

Дубоносова Елена Александровна - АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопоповский переулок, 9), кандидат технических наук, доцент, popadko73@inbox.ru.

Dubonosova Elena Aleksandrovna - Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129090, Moscow, Protopopovskiy lane, 9), candidate of Technical Sciences, Associate Professor, popadko73@inbox.ru.

Работа поступила в редакцию: 18.04.2021 г.