Шамшина Л.М. Формирование навыков объемно-пространственного мышления на основе простой формы

ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 

Образец ссылки на эту статью: Шамшина Л.М. Формирование навыков объемно-пространственного мышления на основе простой формы // Бизнес и дизайн ревю. 2021.  № 2 (22). С. 15. 

УДК 37.036.5 

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПРОСТОЙ ФОРМЫ 

Шамшина Любовь Михайловна 

АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопоповский переулок, 9), доцент кафедры дизайна, член Союза дизайнеров России,  l.shamshina@gmail.ru, +7-903-584-88-04. 

Аннотация. В статье приводится определение объемно-пространственного мышления и рассматривается принцип формирования навыков работы с объемными моделями на примере подготовительных курсов АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна». Акцентируется важность введения ознакомительного курса для абитуриентов по пространственному  формообразованию. Приводятся требования к результатам освоения предмета исследования. Рассматривается метод обучения манипуляциям с объемом на основе простой геометрической формы. Формулируются базовые образовательные цели креативного пространственного воображения. Анализируется опыт зарубежных школ дизайна в методиках креативного обучения объемно-пространственному мышлению.

Ключевые слова: дизайн костюма; дизайн-образование; объемно-пространственное мышление; пространственно-образное мышление; творчество; пространственное восприятие; формообразование. 

FORMATION OF VOLUME-SPATIAL THINKING SKILLS BASED ON A SIMPLE FORM 

Shamshina Lyubov Mikhaylovna  

Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129090, Moscow, Protopopovsky lane, 9), member of the Union of designers of Russia, associate professor of design of a suit, l.shamshina@gmail.com, +7-903-584-88-04.  

Abstract. The article provides a definition of volumetric-spatial thinking and examines the principle of the formation of skills in working with volumetric models on the example of preparatory courses of the Institute of Business and Design. The importance of introducing an introductory course for applicants on spatial shaping is emphasized. Requirements for the results of mastering the subject of research are given. A method for learning volume manipulation based on a simple geometric shape is considered. The basic educational goals of creative spatial imagination are formulated. The article analyzes the experience of foreign design schools in the methods of creative training in spatial thinking.

Keywords: costume design; design education; volumetric-spatial thinking; spatial-imaginative thinking; creativity; spatial perception; shaping.

Введение 

Качественное обучение профессионала возлагает большую ответственность на вуз и задействует огромные педагогические ресурсы, особенно на начальном этапе образования. Для школьников выпускных классов актуален, так называемый нулевой курс, на котором будущие абитуриенты получают не только необходимые для продолжения обучения на первом курсе института знания и проверяют обоснованность выбора своей будущей деятельности, но и учатся ориентироваться в вузовской атмосфере [8].

Навыки в рисунке, живописи, композиции, макетировании, чувство гармонии и художественный вкус, творческая мотивированность и инициатива – первичный перечень качеств, необходимых для последующей успешной учебы в институте. При этом, отталкиваясь от традиционных видов подготовки дизайнеров, нацеленных на оттачивание изобразительного мастерства абитуриентов, можно с уверенностью говорить о важности и необходимости формирования у них навыков пространственного мышления [7].

Будущему модельеру необходимо владеть принципами образования формы, знать, каким образом из плоского двухмерного материала можно «вылепить» объём создаваемой модели [3]. Формотворчество в дизайне костюма, имея общие с параллельными пластическими видами искусства закономерности формообразования, при этом имеет специфические  особенности. Необходимо учитывать, что создание объемной формы происходит непосредственно на фигуре или манекене. Такая единая система «фигура-форма-костюм» требует последовательного подхода в изучении ее тектонических характеристик от простой формы на начальном периоде к сложной конструкции в дальнейшем процессе подготовки специалистов.

Цель исследования: выявить особенности обучения начальным навыкам работы с объемом из простой формы, призванные стимулировать креативное пространственное мышление в процессе подготовки дизайнеров.

Методы исследования

При написании статьи были использованы методы анализа и синтеза, методы логического обобщения и классификации.

Результаты исследования и их обсуждение

Объёмно-пространственное мышление - это цикл мыслительных процессов личности, основой которого предстают форма, образ, пространство и пространственные соотношения [6]. На формирование данного мышления влияет зрительное и пространственное восприятие окружающей действительности. Зрительное восприятие представляется как системный, многоуровневый принцип проектирования видимого образа. Пространственное восприятие вовлекает в мыслительный процесс и анализирует размер, форму и расположение объектов.

Пространственное мышление не является врожденным качеством человека. Условием для развития мышления становится приобретение практического опыта  через методичное и целенаправленное обучение [2]. Расширение знаний о форме в пространстве происходит поэтапно, часто на протяжении всего учебного цикла, и на каждом этапе имеет свои требования и особенности. Начальным моментом погружения в систему объемного формообразования для абитуриентов вуза становятся подготовительные курсы.

Формирование объемно-пространственного мышления основывается на понятном многим принципе наглядности [7]. Будущий дизайнер по костюму, экспериментируя с реальным материалом для получения формы модели, не только успешнее продвигается в обучении методам мышления, но и быстрее осваивается в специфике и тонкостях профессии.

Акцентируя важность развития пространственного мышления в объеме, можно выделить некоторые требования к результатам освоения предмета исследования:

  • знать особенности воспроизведения объемно-пространственной формы и закономерности визуального творчества;
  • уметь выполнять пространственные модели из плоскости исходного материала;
  • владеть основными категориями объемно-пространственных композиций;
  • знать принципы формообразования исходных элементов конструкций в объемно-пространственную композицию;
  • уметь графически переводить изображения из объема формы в плоскость листа, сохраняя пропорциональные и композиционные соотношения;
  • владеть приемами макетирования объемных форм, характерных для разных видов дизайна костюма.

Объемно-пространственное мышление проецирует на образовательный процесс следующие свои параметры [4]:

  • конструктивность форм;
  • вариативность идей;
  • чувство стилевой гармонии;
  • креативность мыслей.

Креативная деятельность в педагогическом понимании выявляет новые аспекты творческого формообразования, рассматривая задания под другим углом зрения [1]. Задействование креативных технологий воспринимается как неотъемлемая часть воспитания дизайнерского образа мысли. Направляя образное и пространственное мышление по пути креативного поиска, учащиеся познают творческое формообразование как увлекательный и многогранный способ зарождения идей.

Обучения начальным навыкам работы с объемом ведется «от простого к сложному». Упражнения первого этапа подразумевают разработку серий моделей на масштабном манекене с исходным элементом в виде простых геометрических фигур: квадрат, круг, треугольник (рисунок 1).



Формообразование ведется на выбранном геометрическом элементе, используя следующие приемы изменения или деформации конструкции.

  • перекомпоновка целой конструкции;
  • перекомпоновка конструкции, разрезанной по одной из осей;
  • перекомпоновка конструкции, имеющей вырезанное отверстие.



Простота и лаконичность конструкций первоисточника позволяет получать бесчисленное количество вариантов объемных форм [5]. Выполняя задание, учащиеся приобретают опыт образного формообразования, поскольку полученные объемные модели стимулируют зрительные импульсы на выявление аналогов по форме, ритму, масштабу из окружающего мира. Зачастую модели обретают ассоциативные названия, указывающие на характерные признаки общности с прототипом: платье «Бутон», юбка «Лестница», пальто «Кимоно» (рисунок 2).

Обращаясь к опыту зарубежных коллег в методиках креативного обучения объемно-пространственному мышлению, можно выделить двух авторов: Джулиан Робертс (Julian Roberts) и Томоко Накамичи (Tomoko Nakamichi).

Джулиан Робертс -  британский дизайнер, преподаватель Королевского колледжа искусств в Лондоне (Royal College of Art). Уже более 20 лет Джулиан Робертс использует в образовательном процессе свой собственный метод изготовления одежды «Subtraction Cutting» или «Free cutting», то есть «Свободный крой методом вычитания». Метод позволяет получать объемные 3D композиции из максимально простых и абстрактных плоских конструкций. Материал исходного элемента разрезается по конструктивным линиям, в нём прорезаются отверстия, полученный крой скручивают, выворачивают, к ним добавляют отдельные фрагменты. Потенциал для создания разнообразных 3D моделей, которые могут возникнуть благодаря этому методу, бесконечен. Техника «Subtraction Cutting»  развивает свободное образно-пространственное мышление, содержит элементы эксперимента и импровизации. Таким экспериментальным приемом конструирования одежды Джулиан делится со студентами по всему миру, проводя открытые лекции и практические воркшопы с демонстрацией метода «Free cutting». Информацию об авторской методике Джулиан Робертс размещает в своем блоге julianand.com [9].



Японский модельер Томоко Накамичи живет и работает в Токио, преподает в старейшем и престижном колледже моды Банка (Bunka Fashion College). Томоко читает лекции в Японии и за рубежом на тему авторского метода построения выкроек и лекал одежды. Начиная с 2010 г., она издала четыре культовые книги из серии «Pattern Magic». Черпая вдохновение из окружающего мира, природы, архитектуры, геометрических фигур, автор демонстрирует  процесс создания одежды как волшебство и магию рождения фантазийных форм. В книгах представлен творческий подход к созданию моделей с пошаговыми проектами для модельеров. Томоко описывает разнообразные приемы выполнения фактурных поверхностей, оптических иллюзий и изогнутых форм в изделиях путем разрезания исходных лекал. Каждый проект прекрасно иллюстрирован четкими схемами и фотографиями, показывающими поэтапное воплощение моделей «из плоскости в объём» [10].



Выводы

Сегодня современное профессиональное образование в первую очередь нацелено на практическую составляющую обучения дизайнеров. Формирование объемно-пространственного мышления на нулевом курсе вузов представляется как необходимое условие для успешного выбора профессии. Ранее знакомство абитуриентов с методами трансформации плоскости материала в объем модели прогнозируемо ведет к заложению базовых основ профессии модельера.

Список литературы 

  1. Авсиян О. А. Композиция. На пути к творчеству. М.: Линор, 2004. 92 с.
  2. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. СПб., 2001. 272 с.
  3. Бердник Т.О. Как стать модельером. Ростов на Дону: Феникс, 2000. 288 с.
  4. Коногорская С.А. Половозрастные особенности пространственного мышления и их взаимосвязь с учебной успешностью обучающихся: Автореф. дис. канд. псих. наук., 2015. 23 с.
  5. Петушкова Г.И. Трансформативное формообразование в дизайн костюма. М.: ЛЕНАНД, 2015. 464 с.
  6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2008. 720 с.
  7. Чижова Е.В. Формирование объёмно-пространственного мышления учащихся на занятиях по архитектурному проектированию // Образование и воспитание. 2019. № 3 (23). С. 36-38.
  8. Юров С.С. Частный университет как модель предпринимательского университета // Бизнес и дизайн ревю. 2020.  № 3 (19). С. 15.
  9. Julian Roberts' blog // julianland.com. 2013. URL:http://www.julianand.com (дата обращения: 23.11.2020).
  10. Nakamichi Tomoko. Pattern Magic 2. Thames & Hudson. 2011. 104.

References

  1. Avsiyan O. A. Kompozitsiya. Na puti k tvorchestvu (Composition. Towards creativity). M.: Linor, 2004. 92 p.
  2. Ananev B. G. O problemakh sovremennogo chelovekoznaniya (On the problems of modern human science). SPb., 2001. 272 p.
  3. Berdnik T.O. Kak stat modelerom (How to become a fashion designer). Rostov na Donu: Feniks, 2000. 288 p.
  4. Konogorskaya S.A. Polovozrastnye osobennosti prostranstvennogo myshleniya i ikh vzaimosvyaz s uchebnoy uspeshnostyu obuchayushchikhsya (Gender and age features of spatial thinking and their relationship with the educational success of students): Avtoref. dis. kand. psikh. nauk., 2015. 23 p.
  5. Petushkova G.I. Transformativnoe formoobrazovanie v dizayn kostyuma (Transformative shaping in costume design). M.: LENAND, 2015. 464 p.
  6. Rubinshteyn S.L. Osnovy obshchey psikhologii (Fundamentals of General Psychology). SPb.: Piter, 2008. 720 p.
  7. Chizhova E.V. Formirovanie obyomno-prostranstvennogo myshleniya uchashchikhsya na zanyatiyakh po arkhitekturnomu proektirovaniyu (Formation of volumetric-spatial thinking of students in the classroom on architectural design), Obrazovanie i vospitanie, 2019, no 3 (23), pp. 36-38.
  8. Yurov S.S. Chastnyy universitet kak model predprinimatelskogo universiteta (The private university as a model for an entrepreneurial university), Biznes i dizayn revyu, 2020, no 3 (19), p. 15.
  9. Julian Roberts' blog. julianland.com. 2013. URL: http://www.julianand.com (data obrashcheniya: 23.11.2020).

Рецензент:

Дубоносова Елена Александровна - АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопоповский переулок, 9), кандидат технических наук, доцент, popadko73@inbox.ru

Dubonosova Elena Aleksandrovna - Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129090, Moscow, Protopopovskiy lane, 9), candidate of Technical Sciences, Associate Professor, popadko73@inbox.ru

Работа поступила в редакцию: 18.12.2020 г.