Попов А.А. Образ эпохи XVIII века в фильме «Барри Линдон»

Образец ссылки на эту статью: Попов А.А. Образ эпохи XVIII века в фильме «Барри Линдон» // Бизнес и дизайн ревю. 2021.  № 2 (22). С. 9.

УДК 791.43.01

ОБРАЗ ЭПОХИ XVIII ВЕКА В ФИЛЬМЕ «БАРРИ ЛИНДОН»

Попов Александр Андреевич

АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопоповский переулок, 9), студент Факультета управления бизнесом, sasha251102@mail.ru, +7-968-975-07-35.

Аннотация. В данной статье поднимается вопрос о том, с помощью каких решений Стенли Кубрика, «Барри Линдон» стал одним из самых атмосферных и реалистичных исторических фильмов и был признан одной из вершин костюмного кино. Также ставится вопрос о том, заслуженно ли этот фильм победил в четырех номинациях на Оскаре, и номинирован в ещё в трех.  Объясняется почему этот фильм называют фильмом-реконструкцией, фильмом – живописным полотном. Анализируются сценарий, музыка, режиссура, картинка фильма, и все решения, которые помогли сделать образ той эпохи в фильме именно таким.

Ключевые слова: фильм; киноязык; кинодраматургия; «Барри Линдон»; рококо; классическая музыка; картинная галерея; перфекционизм.

THE IMAGE OF THE XVIII CENTURY ERA IN THE FILM «BARRY LYNDON»

Popov Aleksandr Andreevich

ANO VO «Institute of Business and Design», Moscow, Russia (129090, Moscow, Protopopovskiy lane, 9), student of the Faculty of Design, sasha251102@mail.ru, +7-968-975-07-35.

Abstract. This article raises the question of what decisions Stanley Kubrick made, "Barry Lyndon" became one of the most atmospheric and realistic historical films and was recognized as one of the peaks of costume cinema. It also raises the question of whether this film deservedly won four Oscar nominations, and was nominated in three more. This explains why this film is called a reconstruction film, a painting film. The author analyzes the script, music, direction, picture of the film, and all the decisions that helped to make the image of that era in the film exactly like this.

Keywords: film; film language; film drama; «Barry Lyndon»; rococo; classical music; art gallery; perfectionism.

Введение

Стенли Кубрик является одним из самых влиятельных режиссёров XX в. Многие его фильмы стали культовыми и сильно изменили киноиндустрию.  Например, «Космическая одиссея 2001» переизбрала жанр научной фантастики. Вдохновившись этим фильмом, Джордж Лукас создал знаменитые «Звёздные войны», а Кристофер Нолан - «Интерстеллар», «Начало», «Престиж» и другие фильмы, сделавшие имя режиссёру и завоевавшие сердца фанатов научной фантастики. Однако речь пойдёт о другом фильме Стенли Кубрика. О том, что незаметно вышел в прокат, был не понят людьми и незаслуженно забыт. Однако время, как всегда, всё расставило на свои места, также, как и с фильмом «Андрей Рублёв» Тарковского. Сегодня «Барри Линдон» считается безусловным шедевром.

Цель исследования: показать, как и с помощью каких решений Стенли Кубрика «Барри Линдон» стал одним из самых атмосферных и реалистичных исторических фильмов, выяснить, почему его называют фильмом-реконструкцией, считают шедевром, почему он был признан одним из лучших исторических костюмных фильмов.

Методы исследования

В ходе написания статьи были использованы такие методы, как наблюдение, функциональный анализ режиссуры и кинодраматургии, истории кино, истории XVIII в., культуры и быта Ирландии, Англии, Пруссии Испании XVIII в., классических музыкальных композиций.

Результаты исследования и их обсуждение

Начнём с того, что интерьерные сцены в фильме впервые в истории кинематографа были сняты при естественном свете свечей, хотя обычно съемки проходят при искусственном свете прожекторов, ламп и т.д. Подумать только, одна лампа в 100 ватт - это примерно сотня свечей! [1]. Это значит, что в XVIII в. люди жили в полумраке. Но Кубрик был настоящим перфекционистом. Он хотел наиболее близко подойти к атмосфере эпохи и запечатлеть её, даже несмотря на то, что возможности камер в 70-х годах XX в. были очень ограниченны. Поэтому режиссёр с оператором Джоном Олкоттом принял решение снимать на объектив, который впоследствии стал самым светосильным, когда-либо использовавшийся в кинематографе -  Carl Zeiss Planar 50mm f/0.7 [1, 4], созданный специально для лунной программы NASA. Стоимость одного экземпляра – миллион долларов. Для Кубрика специально сделали три удешевленных варианта.  Именно благодаря такому решению Кубрика и Олкотта, «Барри Линдон» выглядит менее фальшиво на фоне других исторических фильмов, а зритель чувствует более полноценное погружение в эпоху.

По словам Ксении Петрухиной, «Барри Линдон» это прежде всего величественный и весьма трудоемкий эксперимент, сам по себе имеющий искусствоведческую ценность как проект-реконструкция [3]. И здесь заслуга не только в естественном освещении.  Кубрик в каждом своём фильме уделял огромное количество времени и внимания визуальной составляющей.  Для него важная любая деталь. Он всегда хотел сделать идеальный фильм. Именно поэтому он любил изучать источники. Например, после смерти в его личной библиотеке было найдено 18 тысяч книг о Наполеоне. Это следы попыток Кубрика снять фильм о Наполеоне. На подготовку к съемкам фильма «Барри Линдон» ушёл год. За это время режиссёр изучил огромное количество исторических книг, картин, книг по искусству. Он хотел, чтобы в кадре не было ни одной вещи, олицетворяющей собой более позднюю эпоху. Было принято решение отказаться от съемочных павильонов и декораций в пользу подлинных дворцов, мебели, зданий.

На аукционе было куплено несколько костюмов, пошитых в XVIII в. Большая часть костюмов же была специально пошита за 18 месяцев. В качестве референсов были использованы картины. К примеру, образ Леди Линдон был срисован с портретов художника Томаса Гейнсборо.



Надо отметить, что визуальная составляющая фильма целиком и полностью основана на живописи. Традиционно, картины и рисунки считаются основным источником для понимания атмосферы, быта и визуальной стороны эпохи. Обычно при создании исторических фильмов художники-постановщики изучают картины и ориентируются по ним при создании фильма. Но Кубрик и здесь решил отличиться. Он захотел сделать так, чтобы многие сцены из фильма напоминали картины стиля рококо. Самое интересное, что некоторые кадры являются прямой визуальной цитатой.



За основу визуального образа фильма были взяты картины Томаса Гейнсборо, Джона Констебля, Антуана Ватто, Уильяма Хогарта. «Барри Линдон» не зря был назван фильмом – живописным полотном. Кубрик использует принцип живописной статики. В качестве экстерьерных локаций были выбраны пейзажные места. Время в фильме течёт очень медленно, чтобы зритель смог насладиться каждым моментом и атмосферой эпохи. Это сделано в том числе потому, что в XVIII в. не было такого быстрого ритма жизни как сейчас. Люди могли позволить себе чаще наслаждаться каждым мгновением жизни. Дело в том, что тогда не было тех технологий и способов коммуникаций, что есть в XXI в. Если сейчас сравнить ритм жизни высокотехнологичных мегаполисов и обычных деревень, то можно заметить, насколько он разный. Теперь вернёмся к Барри Линдону. Движения в фильме у героев медленные, довольно часто они находятся в статичном положении, а камера при этом может плавно отъезжать назад, а точнее – изменять фокусное расстояние, что лучше подчеркивает эффект прогулки по картинной галерее. В некоторых сценах время как будто замирает, при этом композиция кадра выстроена таким образом, что фильм становится похож на статичную картину.

По словам Ральфа Фишера «Кубрик пытается установить, возможно ли с помощью кинематографа заглянуть в век, не знавший фотографии. На это редко обращают внимание, но „Барри Линдон“ являет собой захватывающую цепь колебаний между кинематографическим и живописным, графическим, методами изображения действительности» [2].  Стивен Спилберг сравнил просмотр фильма с посещением галереи Прадо без перерыва на обед [3]. В числе людей, которые восхищались атмосферой Барри Линдона был и сам Мартин Скорсезе. Он сказал: «Не уверен, что могу сказать, что у меня есть любимая картина Кубрика, но почему-то я все время возвращаюсь к Барри Линдону. Я думаю, это потому, что это очень глубокий эмоциональный опыт. Эмоции передаются через движение камеры, медленность темпа, через то, как персонажи движутся по отношению к своему окружению. Когда фильм вышел, люди его не поняли» [5].

В качестве основы сценария был взят плутовской роман Уильяма Теккери «Карьера Барри Линдона».  Кубрик старался достичь эффекта реалистичности даже в сценарии. Положительных героев в фильме нет. У всех есть достоинства и недостатки. Главный герой смог подняться по социальному лифту XVIII в. –от низших сословий к высшим. Он успел побыть крестьянином, солдатом, картёжником, авантюристом, шулером, мужем, отцом, пытался получить титул лорда. В фильме встречаются и другие люди, носящие эти роли. Основные занятия людей в фильме – это войны, дуэли, игры в карты, пиры, общения в светских кругах. Если судить по многим книгам и картинам, которые отражают быт той эпохи, то такие роли и занятия характерны для неё. В этом плане Барри Линдон не сильно отличается от подавляющего большинства других фильмов. Кубрик славится тем, что берёт малоизвестные, ничем не примечательные произведения. Режиссёр делает упор не на сценарий, а на эмоции, вызванные эстетикой фильма. В основу Барри Линдона легли события XVIII в. Семилетняя война в фильме представляется бессмысленным феноменом. Армия Пруссии состоит в основном из дезертиров разных национальностей. Такие понятия, как ирландец и англичанин слишком далеки друг от друга, несмотря на то, что Ирландия уже давно колонизирована Англией.  Видимо, это потому, что ирландцы пытаются сохранить свою культуру. Люди выходят замуж не по любви, а только ради денег и социального статуса. За красотой эпохи скрывается человеческая жестокость. Дуэли и игры в карты становятся популярным занятием в мирное время. У людей из высших сословий праздный образ жизни. Именно так выглядит вторая половина XVIII в. в фильме с точки зрения сценария. Что-то из этого правдиво по отношению к истории, что-то нет. В любом случае, даже по словам Кубрика, сценарий с литературной точки зрения не представляет никакого интереса [7]. Именно поэтому он так и не был опубликован. В этих словах был вызов тем людям, которые привыкли оценивать фильмы также, как и романы, не обращая при этом внимания на киноязык, музыку, настроение, монтаж.

Подбирая музыку к фильму, Кубрик прослушал все имевшиеся в продаже пластинки с записями музыки XVII—XVIII веков [6]. Основной темой фильма стала Сарабанда Георга Хенделя, которая имеет отношение к эпохе, но что самое интересное, не имеет к культуре Англии, Ирландии и Пруссии, так как написана для испанских танцев. Также в фильме присутствуют композиции Франца Шуберта, и Шона О’bHb

Риада. Классическая музыка – это олицетворение той эпохи. Даже в самом фильме присутствует немаленькое количество сцен, где эту музыку, как и слушают, так и играют герои фильма. Сарабанда Георга Хенделя становится мотивом судьбы Редмонда Барри. Она звучит во всех роковых моментах его жизни. 

Выводы

Фильм не зря был удостоен четырех премий американской киноакадемии (Оскар): за музыкальное сопровождение, лучшую работу художника постановщика, художника по костюмам, оператора. Благодаря перфекционизму режиссёра, который смог направить в нужное русло внимание своих коллег, и принять большое количество нестандартных решений, Барри Линдон стал считаться одной из вершин исторического кино. Благодаря таким решениям, как отказ от искусственного света и декораций, создания визуального ряда, подобно живописи стиля рококо, неспешному повествованию, соответствующей операторской работе, отличной игре актёров, часть из которых смогли исполнить почти бессловесные роли, тщательно подобранным пейзажным локациям, музыке, костюмам, выбору плутовского романа, атмосфера эпохи блестяще передана, а фильм стал шедевром на все времена. 

Список литературы 

  1. Жаринов Н. Стенли Кубрик и его Барри Линдон // Artifex.ru. Альманах. Выпуск № 15. Июнь 2016. С.1. URL: https://artifex.ru/кино/стэнли-кубрик/ (дата обращения 11.11.2020).
  2. Нэрмор Д. Кубрик в порядке. URL: https://seance.ru/articles/kubrick-lyndon-naremore/ (дата обращения 11.11.2020).
  3. Петрухина К. Философия Стэнли Кубрика: от Алекса до Барри Линдона и обратно // Киноведческие записки. № 61. 2002. С. 1. URL: http://www.kinozapiski.ru/ru/article/sendvalues/243/ (дата обращения 18.11.2020).
  4. Barry Lyndon (1975) Technical Specifications // Shot on what. URL:https://shotonwhat.com/barry-lyndon-1975 (дата обращения 15.11.2020).
  5. Behind-the-scenes of Stanley Kubrick film «Barry Lyndon». URL: https://faroutmagazine.co.uk/stanley-kubrick-barry-lyndon-photos-behind-the-scenes/ (дата обращения 11.11.2020).
  6. Ciment M. Kubrick on Barry Lyndon. URL: http://www.visual-memory.co.uk/amk/doc/interview.bl.html (дата обращения 18.11.2020).
  7. Hofsess J. How I Learned to Stop Worrying and Love «Barry Lyndon» // URL: http://infolab.stanford.edu/~prasanna/dmc/hofsees.htm (дата обращения 17.11.2020).

References

  1. Zharinov N. Stenli Kubrik i yego Barri Lindon (Stanley Kubrick and his Barry Lyndon), Artifex.ru. Almanakh. Vypusk № 15. Iyun 2016. S.1. URL: https://artifex.ru/kino/stenli-kubrik/ (data obrashcheniya 11.11.2020).
  2. Nermor D. Kubrik v poryadke (Kubrick's fine). URL: https://seance.ru/articles/kubrick-lyndon-naremore/ (data obrashcheniya 11.11.2020).
  3. Petrukhina K. Filosofiya Stenli Kubrika: ot Aleksa do Barri Lindona i obratno (Stanley Kubrick's Philosophy: From Alex to Barry Lyndon and back), Kinovedcheskiye zapiski. № 61. 2002. p. 1. URL: http://www.kinozapiski.ru/ru/article/sendvalues/243/ (data obrashcheniya 18.11.2020).
  4. Barry Lyndon (1975) Technical Specifications, Shot on what. URL:https://shotonwhat.com/barry-lyndon-1975 (data obrashcheniya 15.11.2020).
  5. Behind-the-scenes of Stanley Kubrick film «Barry Lyndon». URL: https://faroutmagazine.co.uk/stanley-kubrick-barry-lyndon-photos-behind-the-scenes/ (data obrashcheniya 11.11.2020).
  6. Ciment M. Kubrick on Barry Lyndon. URL: http://www.visual-memory.co.uk/amk/doc/interview.bl.html (data obrashcheniya 18.11.2020).
  7. Hofsess J. How I Learned to Stop Worrying and Love «Barry Lyndon», URL: http://infolab.stanford.edu/~prasanna/dmc/hofsees.htm (data obrashcheniya 17.11.2020). 

Рецензент:

Оришев Александр Борисович - АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопоповский переулок, 9), доктор исторических наук, Orishev71@mail.ru, +7-903-008-70-50.

Orishev Aleksandr Borisovich - Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129090, Moscow Protopopovskiy lane, 9), doctor of historical Sciences,Orishev71@mail.ru, +7-903-008-70-50.

Работа поступила в редакцию: 11.11.2020 г.