Ильченко С.В. Национальные проекты России и риски их реализации

ЭКОНОМИКА. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ 

Образец ссылки на эту статью: Ильченко С.В. Национальные проекты России и риски их реализации // Бизнес и дизайн ревю. 2021.  № 2 (22). С. 1. 

УДК 316.42:35 

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ РОССИИ И РИСКИ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ 

Ильченко Светлана Владимировна 

НОЧУ ВО «Московский экономический институт», Москва, Россия (109390, Москва, ул. Артюхиной, д. 6, корп. 1), кандидат педагогических наук, доцент, strelec200763@mail.ru, +7-910-531-96-37. ORCID 0000-0002-1931-6350; РИНЦ SPIN-код 7660-6498 

Аннотация. Сложившаяся в 90-х годах слабая эффективность работы министерств и ведомств, просчеты при проведении социальных и экономических реформ привели к проблемам в экономической и социальной сферах. Все это потребовало применения новых форм выхода из кризисной ситуации. Повышение качества жизни россиян – это ключевая задача государственной политики, которая характеризуется основными факторами, включающими продовольственную безопасность, доступность жилья, образования и здравоохранения, качество труда, наличие современных спортивных сооружений, применение цифровых технологий в инженерной и транспортной инфраструктурах и т.д. Для решения этих задач, а также осуществления прорывного научно - технологического и социально - экономического развития России руководством страны было предложено подготовить комплекс национальных проектов. Цель настоящей статьи - систематизация потенциальных рисков реализации национальных проектов и выявление путей их нейтрализации.

Ключевые слова: национальные проекты; качество жизни; риски реализации проектов; нейтрализация рисков; социальная политика; государственное управление. 

NATIONAL PROJECTS OF RUSSIA AND THE RISKS OF THEIR IMPLEMENTATION 

Ilchenko Svetlana Vladimirovna 

NOCU VO «Moscow Economic Institute», Moscow, Russia (109390, Moscow, Artyukhin St., 6, building 1), candidate of pedagogical sciences, associate Professor, strelec200763@mail.ru, +7-910-531-96-37. ORCID 0000-0002-1931-6350; РИНЦ SPIN-код 7660-6498 

Abstract. The weak efficiency of the work of ministries and departments, which developed in the 90s, and miscalculations in the implementation of social and economic reforms led to problems in the economic and social spheres. All this required the use of new forms of exit from the crisis situation. Improving the quality of life of Russians is a key task of state policy, which is characterized by the main factors, including food security, affordability of housing, education and health care, quality of work, the availability of modern sports facilities, the use of digital technologies in engineering and transport infrastructures, etc. These tasks, as well as the implementation of a breakthrough scientific - technological and socio - economic development of Russia, the country's leadership was invited to prepare a set of national projects. The purpose of this article is to systematize the potential risks of implementing national projects and identify ways to neutralize them.

Keywords: national projects; the quality of life; project implementation risks; neutralization of risks; social politics; public administration.

Введение

Новые национальные проекты утверждены указом Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.» от 7 мая 2018 г. и являются содержательным наполнением стратегии развития государства на ближайшие годы.

Под влиянием совокупности факторов, вызванных внешними обстоятельствами, динамика и характер осуществления нацпроектов подвержены существенной трансформации ввиду возникающих потенциальных рисков. Это, в свою очередь, обуславливает актуальность исследовательской проблемы, измерение которой выражено в необходимости выявления проявляющихся в рисковой форме потенциально негативных трендов, сопровождающих ход реализации национальных проектов, в интересах дальнейшего принятия мер, обеспечивающих нейтрализацию рисков. 

Цель исследования. Статья призвана описать результаты исследования потенциальных рисков реализации национальных проектов и выявить пути их нейтрализации.

Методы исследования 

В методологическом отношении автор опирается на методы анализа, сравнения, наблюдения и прогнозирования. 

Результаты исследования и их обсуждение

К 2005 г. в России сложился комплекс благоприятных условий для создания фундамента дальнейшего развития страны, включающий переход к новым моделям управления государством и продолжению курса по инвестированию в человеческий капитал. В связи с этим, впервые в новейшей истории России, в 2005 г. Президентом РФ В.В. Путиным было принято решение о реализации долгосрочных общероссийских мероприятий под названием «национальные проекты». Среди важнейших направлений социальной политики страны были выделены приоритетные проекты: «Качественное образование», «Доступное жилье», «Современное здравоохранение», «Эффективное сельское хозяйство», как наиболее социально значимые и влияющие на качество жизни людей [6].

Национальные проекты 2019 - 2024 разработаны по трем основным направлениям («Человеческий капитал», «Комфортная среда для жизни» и «Экономический рост») и утверждены Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года» [1].

Официально программу нацпроектов запустили в 2019 г. на срок до 2024-го, в июле 2020 было принято решение отложить достижение ряда показателей до 2030 г. и скорректировать программу с учетом изменившихся обстоятельств [2]. По докризисным прогнозам Министерства экономического развития, экономический рост в результате реализации нацпроектов уже с 2021-го должен был составлять 3% в год. В течение первых трех кварталов 2019 года были исполнены расходы по проектам, которые в 2018 г. и ранее и так финансировал федеральный бюджет, поэтому бюрократические процессы их согласования не вызвали сложностей.

В последнем квартале 2019 г. расходы по отстающим нацпроектам были исполнены опережающими темпами – более 40% запланированных расходов исполнено в последнем квартале по нацпроектам «Цифровая экономика», «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 г.», «Производительность труда и поддержка занятости», «Международная кооперация и экспорт», «Экология». При этом исполнение НП «Цифровая экономика» и «Экология» так и осталось на низком уровне – 73,3 и 66,3% соответственно. Общий уровень исполнения нацпроектов составил 91,4%, что приемлемо на фоне невысокого уровня исполнения бюджетных расходов (94,2%).

В начале 2020 г. исполнение расходов по нацпроектам более равномерно – так, за четыре месяца 2020 г. исполнено уже 44,5% всех запланированных расходов на здравоохранение (вероятно, в связи с пандемией), 29% всех запланированных расходов на НП «Демография», а также 34,3% расходов в рамках НП «Жилье и городская среда» [5].

Задачи нацпроектов находятся в процессе пересмотра с учетом повысившейся роли здравоохранения и социальной политики в результате последствий пандемии. Большинство стран мира анонсировало объемные фискальные меры, направленные на социальную политику, здравоохранение и помощь бизнесу. Россия также анонсировала подобные меры.

Успешность национальных проектов обусловлена тем, что управление осуществляется в соответствии с принципами проектного управления на всех уровнях жизненного цикла. Эффективность реализации приоритетных национальных проектов зависит от следующих факторов:

  1. Организация управления. Система управления национальными проектами должна включать достижения необходимого взаимодействия разных уровней государственной власти и органов местного самоуправления, постоянный мониторинг их работы, а также обеспечение взаимодействия государства, общества и бизнеса, привлекаемого в рамках государственно-частного партнерства.
  2. Финансирование. Положительный результат от реализации национальных приоритетных проектов возможен только при разработке организационно - экономического механизма, способствующего повышению статуса местных бюджетов в плане распределения финансовых средств, обеспечивающего прозрачность и эффективность расходования бюджета.
  3. Информационное обеспечение. Информационная поддержка является важнейшей частью процесса реализации национального проекта и требует для своего формирования и поддержания значительных усилий и ресурсов на всех стадиях проекта.

Определим ключевые риски реализации национальных проектов:

  1. В настоящее время не сформированы региональные составляющие многих национальных проектов:

- отсутствуют утвержденные федеральные проекты, которые определяют, в том числе, состав показателей, мониторинг которых должен осуществляться на региональном уровне, состав мероприятий, в которых принимают участия регионы, значения показателей, которые установлены, в том числе с учетом региональных особенностей;

- отсутствует полное распределение объемов федерального финансирования субъектов Российской Федерации со стороны Российской Федерации в разрезе федеральных проектов [4].

  1. В настоящее время система управления национальными проектами до конца не сформирована:

- отсутствует регламент взаимодействия руководителей национальных проектов с субъектами Российской Федерации;

- нет единой методологии и формата подготовки региональных проектов;

- не определены зоны ответственности субъектов Российской Федерации (например, по проектам «Наука», «Международная кооперация и экспорт»); частично детализировано финансовое обеспечение реализации национальных проектов в разрезе конкретных субъектов Российской Федерации и мероприятий, которые они должны реализовать.

  1. Утвержденный порядок осуществления мониторинга реализации национальных проектов предусматривает ежемесячные, ежеквартальные и ежегодные отчеты. Громоздкая система отчетности не позволяет принимать эффективные управленческие решения непосредственно в ходе реализации проектов.
  2. Отсутствуют методики расчетов и исторические ряды данных по многим показателям, что не позволяет оценить, как возможность достижения целевого значения, так и достаточность предусмотренного финансирования.
  3. Отсутствует скоординированность между национальными проектами.
  4. Существуют серьезные риски, связанные с несвоевременным заключением и исполнением государственных контрактов между субъектами Российской Федерации, и подрядчиками по выполнению запланированных государственных контрактов; риски длительной замены исполнителей государственных контрактов (при необходимости).
  5. Отсутствуют методики оценки эффектов от реализации мероприятий, что препятствует разработке критериев отбора мероприятий федеральных проектов и их ранжированию по степени эффективности и влияния на достижение национальных целей.
  6. Значительная часть мероприятий национальных проектов предусматривает строительство различных объектов. Длительные процедуры реализации таких проектов могут создать риски недостижения целевых показателей.
  7. Для регионов имеются существенные финансовые риски реализации национальных проектов, связанных с задержками предоставления бюджетного финансирования и, как следствие, срыва предусмотренных сроков реализации.
  8. Устанавливается единообразный подход ко всем регионам, без учета имеющейся в них инфраструктуры, при установлении целевых показателей и распределении средств из федерального бюджета.
  9. Неопределенность в части механизмов привлечения и контроля внебюджетных источников финансирования.
  10. Реализация приоритетных и национальных проектов до 2024 г. выходит за рамки трехлетнего бюджета, при этом распределение субсидий из федерального бюджета субъектам Российской Федерации осуществляется на трехлетний период, а в отдельных случаях – только на один год.
  11. Существенным риском являются ресурсные ограничения при реализации национальных проектов. Так, при масштабном строительстве в рамках федеральных проектов, существуют риски ограничения со стороны предложения строительных материалов.
  12. Дефицит высококвалифицированных кадров в системе здравоохранения, дошкольного образования, спорта, социальной защиты населения, строительных специальностей в отдельных регионах на фоне оттока трудоспособного населения в другие регионы и крупные города может стать критичным для реализации отдельных национальных проектов.
  13. Риски и проблемы, связанные с несовершенством нормативной правовой базы: длительность формирования нормативной правовой базы, необходимой для эффективной реализации национального проекта.

Важно отметить, что актуализация отдельных видов риска обусловлена состоянием борьбы с последствиями пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19, вызванной коронавирусом SARSCoV-2, накладывающим серьезный отпечаток на мировую экономику, политику, а также общественные настроения.

На сегодняшний день заявленные стратегические цели приоритетных национальных проектов, связанные с повышением эффективности работы в сферах образования, здравоохранения, агропромышленного, жилищного комплекса, с появлением доступного жилья, снижением смертности, повышением рождаемости и др., достигнуты не в полном объеме. Периодически корректируются дорожные карты данных проектов, снижая плановые показатели и продлевая сроки реализации [3, 7].

Важной задачей при реализации нацпроектов является нахождение четкого соотношения между объемами финансирования и планируемым результатом, то есть значениями показателей. К сожалению, система показателей пока еще остается весьма сырой, недостаточно проработанной. Многие показатели не имеют утвержденных методик расчета и не включены в федеральный план статистических работ.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что все проблемы реализации национальных проектов тесно связаны с неподготовленностью управленческих кадров всех уровней к работе над проектами, имеющих огромное социальное значение в условиях ограниченного бюджета и времени. При этом у них отсутствует культура проектного управления, а в стране не создана атмосфера нетерпимости к управленческой безграмотности непосредственных исполнителей, в том числе руководителей.

Для успешного выполнения приоритетных национальных проектов, осуществляемых до 2024 г., необходимо учитывать накопленный на сегодняшний день опыт, который в большей степени можно считать положительным.

С учетом выявленных видов риска можно предложить возможные пути их нейтрализации.

В частности, представляется целесообразным проведение полноценной кампании в средствах массовой информации, направленной на повышение имиджа национальных проектов в глазах общественности, формирование осознания их стратегической значимости. В практическом выражении это может быть серия запоминающихся роликов в виде социальной рекламы, разъясняющих в доступной форме значение каждого национального проекта. В настоящее время констатируются явные пробелы в информационном освещении проблематики национальных проектов.

В целях более эффективного использования средств, предусмотренных на реализацию национальных проектов, предусмотреть возможность для субъектов Российской Федерации перенаправлять средства, предусмотренные на строительство новых объектов социальной инфраструктуры, на модернизацию, реконструкцию и ремонт уже существующих объектов при сохранении необходимости достижения показателей национальных проектов.

Для подготовки и реализации таких масштабных проектов требуются руководители всех уровней системы управления, обладающих компетенциями в области проектного управления и оценки рисков. Для освоения компетентностного подхода будущими исполнителями приоритетных национальных проектов необходимо внести изменения в учебные планы образовательных программ вузов. Основываясь на мировом опыте, можно рекомендовать включение следующих учебных дисциплин: Теория социальных проблем, Теория и методология программно-целевого управления, Методы оценки эффективности, Оценка рисков проекта и др.

Результатом реализации приоритетных национальных проектов стал тот факт, что социальный климат в стране за последние годы улучшился. Однако не все проблемы решены до конца, а в процессе реализации приоритетных национальных проектов возник ряд ограничений, которые не позволили добиться существенных результатов.

Решением указанных проблем может стать работа по совершенствованию системы финансового контроля, поиску дополнительных источников финансирования проектов, в том числе за счёт государственно-частного партнёрства, активного привлечения общественности к разработке и реализации приоритетных национальных проектов.

Выводы

Таким образом, национальные проекты – это инструмент реализации целей национального развития, имеющих приоритетное значение на определенном этапе развития государства и требующих для своего решения значительных ресурсов, предполагающих четко обозначенный конечный результат.

В целом приоритетные национальные проекты являются эффективным механизмом решения социально-экономических проблем, так как они позволяют сконцентрировать управленческие, финансовые, технические, информационные и др. ресурсы на важнейших для страны направлениях. И, несмотря на присутствующие недостатки, они могут стать частью социальной политики государства, обеспечивающей прорыв в жизненно важных сферах, при условии применения проектных методов управления, как это было реализовано в проектах, связанных с масштабным строительством. 

Список литературы 

  1. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 мая 2018 г. N 20 ст. 2817.
  2. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // «Российская газета» от 22 июля 2020 г. N 159.
  3. Борщева А.В., Ильченко С.В. Основные направления государственной политики Российской Федерации в области социальной поддержки населения // Вестник экспериментального образования. 2018. № 1 (14). С. 1-9.
  4. Ежов Д. А. Потенциальные риски реализации национальных проектов 2019-2024 и пути их нейтрализации // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9. № 3(32). С.41.
  5. Изгияева М.Д. Государственное управление приоритетными национальными проектами // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. № 6 (20). С. 25.
  6. Положихина М.А. Организация управления национальными проектами // Экономические и социальные проблемы России. 2018. №2. С. 13.
  7. Сурат И.Л., Борщева А.В., Коробко В.И., Ильченко С.В. Жилищно-коммунальное хозяйство: предоставление услуг по управлению, экономике, содержанию и ремонту многоквартирных домов. Монография. М.: МЭИ, 161 с.

References 

  1. Ukaz Prezidenta RF ot 7 maya 2018 g. N 204 «O natsionalnykh tselyakh i strategicheskikh zadachakh razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2024 goda» (s izmeneniyami i dopolneniyami), Sobraniye zakonodatelstva Rossiyskoy Federatsii ot 14 maya 2018 g. N 20 st. 2817.
  2. Ukaz Prezidenta RF ot 21 iyulya 2020 g. № 474 «O natsionalnykh tselyakh razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda», «Rossiyskaya gazeta» ot 22 iyulya 2020 g. N 159.
  3. Borshcheva A.V., Ilchenko S.V. Osnovnyye napravleniya gosudarstvennoy politiki Rossiyskoy Federatsii v oblasti sotsialnoy podderzhki naseleniya (The main directions of the state policy of the Russian Federation in the field of social support of the population), Vestnik eksperimentalnogo obrazovaniya, 2018, no 1 (14), pp. 1-9.
  4. Yezhov D. A. Potentsialnyye riski realizatsii natsionalnykh proyektov 2019-2024 i puti ikh neytralizatsii (Potential risks of the implementation of national projects 2019-2024 and ways to neutralize them), Azimut nauchnykh issledovaniy: ekonomika i upravleniye, 2020, Vol. 9, no 3(32), p. 41.
  5. Izgiyayeva M.D. Gosudarstvennoye upravleniye prioritetnymi natsionalnymi proyektami (State management of priority national projects), Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta im. G.V. Plekhanova, 2020, no 6 (20), p. 25.
  6. Polozhikhina M.A. Organizatsiya upravleniya natsionalnymi proyektami (Organization of management of national projects), Ekonomicheskiye i sotsialnyye problemy Rossii, 2018, no 2, p. 13.
  7. Surat I.L., Borshcheva A.V., Korobko V.I., Ilchenko S.V. Zhilishchno-kommunalnoye khozyaystvo: predostavleniye uslug po upravleniyu, ekonomike, soderzhaniyu i remontu mnogokvartirnykh domov. Monografiya. Moskva: MEI, 2018. 116 p.

Рецензент:

Хорошильцев Михаил Иванович

Специалист ИП Чибук Ю.Д., аспирант Томского политехнического университета Экономика и управление народным хозяйством, диплом Главного бухгалтера Института Профессиональных Бухгалтеров России, cause12@yandex.ru, +7-912-915-86-17.

Khoroshiltsev Mikhail Ivanovich

Specialist of the Private enterprise Chubuk Yu. D., postgraduate student of the Tomsk Polytechnic University Economics and Management of National Economy, diploma of the Chief Accountant of the Institute of Professional Accountants of Russia, cause12@yandex.ru, +7-912-915-86-17.

Работа поступила в редакцию: 20.05.2021 г.