Эрзиханова А.Д. Комиксы как искусство
Эрзиханова А.Д. Комиксы как искусство
Образец ссылки на эту статью: Эрзиханова А.Д. Комиксы как искусство // Бизнес и дизайн ревю. 2021. № 2 (22). С. 14.
УДК 378.09
КОМИКСЫ КАК ИСКУССТВО
Эрзиханова Альбина Джафаровна
АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопопский переулок, 9), студентка Факультета управления бизнесом, aerzikhanova@gmail.com.
Аннотация. В статье раскрывается востребованность такой формы искусства как комиксы. Приводятся данные о комиксах в разных цивилизациях. Показано, что традиция комиксов в Западной Европе берет практическое начало еще в первой половине XIX в. Дан анализ различных определений комикса. Раскрыта роль комикса как посредника между миром материальным и миром духовным. Сделан вывод о том, что в ХХI в. комикс превратился в особый комплексный культурный феномен. Главный научный результат заключается в том, что автор предлагает каждый комикс рассматривать с точки зрения его индивидуальных качеств и культурных предложений и оценивать полученные результаты отдельными частями целевой аудитории.
Ключевые слова: искусство; комиксы; культура.
COMICS AS ART
Ersikhanova Albina Dzhafarovna
ANO VO «Institute of Business and Design», Moscow, Russia (129090, Moscow, Protopopovskiy lane, 9), student of the Faculty of Design, aerzikhanova@gmail.com
Abstract. The article reveals the demand for such an art form as comics. Provides data on comics in different civilizations. It is shown that the tradition of comics in Western Europe dates back to the first half of the 19th century. An analysis of various definitions of comics is given. The role of comics as a mediator between the material world and the spiritual world is revealed. It is concluded that in the XXI century. the comic strip has become a special complex cultural phenomenon. The main scientific result is that the author proposes to consider each comic from the point of view of its individual qualities and cultural proposals and evaluate the results obtained by separate parts of the target audience.
Keywords: art; comics; culture.
Введение
Востребованность такой формы искусства как комиксы человеческим обществом можно проследить на столетия, даже тысячелетия назад, вплоть до первобытного состояния. Характерно, что подобные рисунки были обнаружены в пещере Ласко на юге Франции, возраст которых оценивается примерно в 15000 - 17000 лет. Причем наличие подобных комиксу форм встречается у самых различных цивилизаций, в последовательных изображениях и снабженных поясняющими иероглифами Древнего Египта. Их можно обнаружить в стилистике Древеримской колонны Трояна, гобеленах Нормана Байе XI в., гравюрах Буа Протата 1370-1380 годов, книгах Арса Мориенди и блока картин и скульптур церквей Средневековья и Ренессанса, даже в «Страшном Суде» Микеланджело. Затем при внедрении технологии механизированной печати приобретают широчайшую популярность циклы гравюр и богато иллюстрированных исторических хроник и описаний путешествий. Примеры японского направления комиксов - манги были замечены еще в антропоморфных персонажах живописных свитков Тёдзю-дзимбуцу-гига или Тёдзюгига от XII в. до XIII в., в стиле рисования тоба-е и кибеши [2].
Хотя заметно и принципиальное отличие, свойственное средневековой изобразительной форме: в то время как современные комиксы, в том числе манга, выпускались и выпускаются в основном для массового потребителя, а потому отличаются зачастую упрощенной графической составляющей, то средневековые гравюры и японские картинные свитки являли собой произведения искусства, созданные зачастую именно для элитной аудитории.
Цель исследования: показать роль и место комиксов в современном мире искусства.
Методы исследования
В качестве методов исследования были выбраны следующие: метод компонентного анализа, концептуальный метод, психолингвистический эксперимент, элементы статистического анализа для обработки данных.
Результаты исследования и их обсуждение
Прежде всего, мы обратим внимание на такую, во многом сходную с комиксом форму изображения, как русский лубок. Можно лишь согласиться с замечанием А.А. Сорокиной, что, как и комиксам, «лубкам свойственны простота техники, лаконизм изобразительных средств (грубоватый штрих, обычно яркая раскраска), часто рассчитанные на декоративный эффект, тенденция к развернутому повествованию (серии лубков, лубочные книжки-картинки), взаимодополняемость изображения и подписи» [11]. Пожалуй, только традиционное пренебрежение «мужицким развлечением» евроцентричной русской элиты, газетных и литературных издателей помешали на рубеже XIX -XX веков перерасти традиционному лубку в особый жанр русского народного комикса.
Традиция же комиксов в Западной Европе берет практическое начало в 1837 г., когда швейцарец Родольф Тепффер опубликовал свою книгу карикатур «Histoire de M. Vieux Bois». Уже к концу XIX в., издатели и художники начали экспериментировать со структурой комиксов, делая их короче, и печатая в ежедневных газетах, а также содержанием и цветовым наполнением изображений и стилями текста. К концу 1920-х годов продолжающиеся рисованные рассказы в таких жанрах, как приключения и драма, стали чрезвычайно популярными, особенно после успеха франко-бельгийской серии «Zig et Puce» («Зиг и Пьюс») в 1925 г. В 1929 г. мир увидел первое издание «Приключений Тинтина», который стал иконой европейских комиксов.
Но вскоре не Европа, а Америка (с 30-х годов XX в.) перехватила пальму лидерства в создании комиксов, которые до сих пор оказывают наибольшее влияние на массовую культуру. И, по словам Роберта Петерсена: «Именно эти комиксы окажутся населены всем известными супергероями» [13]. Причем многие из величайших создателей комиксов, сегодня причисляемые к величайшим произведениям данного жанра, издавали свои проведения в двух ведущих комических издательствах: Marvel и DC Comics.
С. Макклауд точно отмечает основное свойство этой изобразительной формы передачи информации и отображения окружающего мира: «в основе комиксов лежит простая идея: размещая одну картинку за другой, показать ход времени» [4]. Другие выдающиеся исследователи, в том числе и У. Ейснер, дали схожие определения комиксам. Причем У. Ейснер отмечает, что комикс по своей сути представляет собой «...литературную среду, которая повествует о расположении изображений и текста в понятной последовательности» [12].
К тому же пространство и время в комиксе является одним неделимым целым. События в одном кадре могут происходить как одновременно, так и последовательно. По мнению С. Макклауда, именно в комиксе «образ кадра не имеет фиксированного или абсолютного значения, в отличие от образов языка, науки или коммуникации» [5]. Время течёт сквозь комиксы, и единственным его ограничением служит рамка. От её длины зависит протяженность момента, а её отсутствие производит сильный эффект.
Заметим, что здесь можно отметить какую-то связь с фотографическим искусством второй половины XIX в. и начала XX в., когда фотографии традиционно сопровождались пояснительными подписями и киноискусства эпохи немого кино, когда кинопоказ сочетался с текстовым разъяснением действа, происходившего на экране. Это сходство обнаруживается и в языке (который, как известно, является главным отражением культуры отдельных народов). Например, еще полвека назад, привычно просмотренный фильм было принято величать кинолентой, а во франкоязычном мире, где искусство создания комиксов имеет давние традиции, эту изобразительно-словестную форму именуют «рисованной лентой».
Каждое медиа (от латинского «средство», «средний») является посредником между миром материальным и миром духовным. Выполняет эту роль и комикс. Причем согласно теории «горячих» и «холодных» медиа канадского социолога М. Маклюэна, комиксы относятся к холодному типу, ибо они требуют активного участия аудитории в процессе коммуникации. И это так. Автор говорит с читателем на уникальном языке, тезаурус которого составляют визуальные символы. Идеи творца переносятся на бумагу посредством изображений и слов, а читатель, глядя на результат, по-своему интерпретирует его. Как мы видим, аудитория просто не может оставаться безучастной. При помощи достраивания читатель, используя своё воображение, заполняет белое пространство между панелями в комиксе. При этом М. Маклюэн относит комиксы: «к миру игр, миру моделей и расширенной ситуации вовне» (на удивления связывая его с формой рекламных объявлений) [6].
В целом, можно сказать, что комиксы, как и опера, это особая гибридная форма, выводимая из действительного сочетания и взаимопроникновения разных форм искусства уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации, превратившееся в ХХ в. в особый комплексный культурный феномен. И неслучайно, что видный американский ученый Дж. Гэллап (1901-1984) при помощи социологических опросов выявил явное неравнодушие американцев к комиксам и рекомендовал активнее использовать этот формат в рекламе [8, с. 10].
Если же говорить о комиксе, как особом явлении, то в современном понимании, по верному замечанию Н.Э. Куликова: «активно комиксы стали развиваться параллельно со становлением периодической печати, когда в газетах появились карикатурные изображения, поскольку получив, благодаря доступности прессы, широкое распространение, они стали востребованы массами» [3, с. 2]. И здесь можно отметить одно из основных свойств комикса - они, как правило, представляют собой произведения массового искусства (за исключением такого специфического явления, как одноразовые рисованные комиксы и сверхмалотиражные коллекционные издания), то есть подавляющее большинство из них изначально производятся в большом количестве экземпляров, распространяются по массовой технологии и намеренно разработаны таким образом, чтобы быть доступным для большой и, в значительной степени, неискушенной аудитории.
При этом не следует считать подобное свойство врожденным недостатком комиксов. Например, некоторые авторы комиксов могут выбрать данную форму подачи художественного материала вместо более длинных романов, потому что они хотели, чтобы изображения, сформированные именно в их воображении, сопровождали их же литературную работу. Они считают собственный визуальный элемент необходимым элементом их повествования. Иными словами, выбранная форма одновременно упрощенных рисунка и текста, никак не умаляет способности комиксов быть настоящим искусством. Как сказал один из выдающихся мыслителей современности Жак Саломе: «Я говорю о сложных вещах просто, поэтично и с юмором» [9]. И именно такой стиль изложения материала присутствует в лучших образцах комиксов. Другие люди предпочитают лаконичность изложения, и высказываются лишь по существу. И все это может быть достигнуто в комиксе. Комиксы даже могут помочь предложить достичь глубины сопричастности, таким образом, чтобы это было визуально ошеломляюще (несмотря на нарочитую простоту изображения и текста).
Существует множество «серьезных» романов, на деле представляющих собой набор графоманских словесных конструкций и бессмысленного потока сознания, которые совершенно не интересны читателям. Современные арт-галереи заполнены «произведениями искусства», которые не только зрители, но и сами авторы забывают на следующий день после снятия их с экспозиции. И в этом случае выразительный и запоминающийся на долгие годы качественный комикс, может выглядеть гораздо более предпочтительным вариантом.
Заметим, что на первом этапе классическая комикс-индустрия особенно бурно развивалась в Америке, Франции, Бельгии, а затем к этим странам присоединилась и Япония. Сегодня интерес и популярность комиксов в обществах этих стран можно подтвердить следующими данными: «Ежегодно только во Франции публикуется около 1600 новых альбомов, и, согласно опросам, более 50 % населения этой страны читают комиксы. А в США годовые доходы компаний, выпускающих комиксы, исчисляются миллиардами долларов», наконец, «около 40% всей японской печатной продукции приходится на мангу и не переводные и американизированные комиксы».
В XXI в. комиксы не просто как графический роман, но как самоценный вид искусства превратились в настоящий культурный феномен. В 60-х годах XX в. произошел интересный поворот, в главном переждем «бастионе комиксов» США, они вдруг оказались на дальней периферии культурного пространства. Как отмечает А. Мур: «выхолощенные десятилетием раньше в результате охоты на ведьм, они по большей части оставались слащавыми и отцензурированными до полной беззубости - в лучшем случае невинным ребяческим чтивом» [7]. И тем ярче смотрелись на их фоне представители новооткрытого Западом направления комиксов - японской манги.
Часто нарочито лишенная цезуры (в том числе сексуальной), наполненная жестокостью и гипертрофированным по натурализму отражением действительности, в эклектическом сочетании с избыточной фантастичностью, часто перерастающей в гротеск, манга ворвалась в западное культурное пространство, и задала новый, в основном молодежный (или скорее даже подростковый) тренд в представлениях о том, как именно должны выглядеть комиксы. Современное значение понятия «манга» ввел мангака (художник, рисующий мангу) Ракутэн Китадзава. Он определил мангу как «форму искусства массового производства, которая характеризуется сатирой, юмором и преувеличением. Но на самом деле манга шире этого определения. С одной стороны, это понятие используется для целостного обозначения японских комиксов и социально-культурных понятий, связанных с подобными комиксами, а с другой она трактуется как особый визуальный язык, который сам по себе свободно воспринимается как «эстетический стиль».
Причем ни у кого в Японии не может возникнуть и тени сомнения, что ведущие мангаки, как творцы искусства, в чем-либо уступают традиционному художнику или кинорежиссеру. Наоборот, почитание мангака (например, Сётаро Исиномори, Юн Кога, Осаму Тэдзукаи того же Ракутэна Китадзаву) в обществе установлено на высокой планке сравнения со «старыми мастерами» (например, Коидэ Нарасигэ, Такэдзи, Фудзисима, Ямамото, Хоси). А их культ в молодежной среде делает мангаки одними из самых популярных представителей культуры и искусства на планете.
Да и в традиционном «взрослом» обществе подход к творцам комиксов становится все более уважительным, у них проходят выставки в величайших музеях мира (например, экспонирование в Лувре, или Музей Орсе). При этом классические короткие комиксы, некоторые современные графические романы и манга были выставлены фактически в том же здании, что и Мона Лиза, Венера Милосская и многие из крупнейших в истории шедевров искусства. Цена экземпляров комиксов, принадлежавших к американскому «золотому веку» (30-50-е годы XX века) зашкаливает и зачастую превышает стоимость картины классических мастеров живописи. Совсем недавно, в ноябре 2020 г., 27-ой номер Detective Comics 1939 г., где впервые появился Бэтмен, был продан на аукционе Heritage Auctions за рекордные $1,5 миллиона долларов [10].
Выводы
Таким образом, учитывая, что современное искусство может быть разделено на несколько категорий, к одной из них, с полным основанием может быть причислен комикс, который может сочетать в себе изобразительное искусство, художественное слово, коммерческий продукт, наряду с формированием особой культурной среды, наполненной вымышленными личностями, событиями и особыми объектами. При этом, точно также, как есть картины, или литературные произведения, которые не являются искусством, также есть и комиксы (например, различные виды учебных пособий в виде комиксов), которые не являются искусством в том смысле, в котором это воспринимается людьми. Для причисления комикса к произведениям искусства важны в первую очередь его особая эстетика и эмоциональный посыл, воздействующий на читателя. В общем, каждый комикс должен рассматриваться с точки зрения его индивидуальных качеств и культурных предложений автора, а также оценки полученного результата отдельными частями аудитории. А в целом вслед за Европой, все чаще комиксы величают девятым искусством и в остальном мире [1, с. 40-43]. И это справедливо.
Список литературы
References
Рецензент:
Самсонова Вера Валерьевна - АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопоповский переулок, 9), декан Факультета дизайна и моды, verasamsonova@mail.ru, +7-903-182-18-95.
Samsonova Vera Valerevna - Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129090, Moscow, Protopopovsky Lane of 9), Dean of the faculty of design and fashion, verasamsonova@mail.ru, +7-903-182-18-95.
Работа поступила в редакцию: 10.12.2020 г.
УДК 378.09
КОМИКСЫ КАК ИСКУССТВО
Эрзиханова Альбина Джафаровна
АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопопский переулок, 9), студентка Факультета управления бизнесом, aerzikhanova@gmail.com.
Аннотация. В статье раскрывается востребованность такой формы искусства как комиксы. Приводятся данные о комиксах в разных цивилизациях. Показано, что традиция комиксов в Западной Европе берет практическое начало еще в первой половине XIX в. Дан анализ различных определений комикса. Раскрыта роль комикса как посредника между миром материальным и миром духовным. Сделан вывод о том, что в ХХI в. комикс превратился в особый комплексный культурный феномен. Главный научный результат заключается в том, что автор предлагает каждый комикс рассматривать с точки зрения его индивидуальных качеств и культурных предложений и оценивать полученные результаты отдельными частями целевой аудитории.
Ключевые слова: искусство; комиксы; культура.
COMICS AS ART
Ersikhanova Albina Dzhafarovna
ANO VO «Institute of Business and Design», Moscow, Russia (129090, Moscow, Protopopovskiy lane, 9), student of the Faculty of Design, aerzikhanova@gmail.com
Abstract. The article reveals the demand for such an art form as comics. Provides data on comics in different civilizations. It is shown that the tradition of comics in Western Europe dates back to the first half of the 19th century. An analysis of various definitions of comics is given. The role of comics as a mediator between the material world and the spiritual world is revealed. It is concluded that in the XXI century. the comic strip has become a special complex cultural phenomenon. The main scientific result is that the author proposes to consider each comic from the point of view of its individual qualities and cultural proposals and evaluate the results obtained by separate parts of the target audience.
Keywords: art; comics; culture.
Введение
Востребованность такой формы искусства как комиксы человеческим обществом можно проследить на столетия, даже тысячелетия назад, вплоть до первобытного состояния. Характерно, что подобные рисунки были обнаружены в пещере Ласко на юге Франции, возраст которых оценивается примерно в 15000 - 17000 лет. Причем наличие подобных комиксу форм встречается у самых различных цивилизаций, в последовательных изображениях и снабженных поясняющими иероглифами Древнего Египта. Их можно обнаружить в стилистике Древеримской колонны Трояна, гобеленах Нормана Байе XI в., гравюрах Буа Протата 1370-1380 годов, книгах Арса Мориенди и блока картин и скульптур церквей Средневековья и Ренессанса, даже в «Страшном Суде» Микеланджело. Затем при внедрении технологии механизированной печати приобретают широчайшую популярность циклы гравюр и богато иллюстрированных исторических хроник и описаний путешествий. Примеры японского направления комиксов - манги были замечены еще в антропоморфных персонажах живописных свитков Тёдзю-дзимбуцу-гига или Тёдзюгига от XII в. до XIII в., в стиле рисования тоба-е и кибеши [2].
Хотя заметно и принципиальное отличие, свойственное средневековой изобразительной форме: в то время как современные комиксы, в том числе манга, выпускались и выпускаются в основном для массового потребителя, а потому отличаются зачастую упрощенной графической составляющей, то средневековые гравюры и японские картинные свитки являли собой произведения искусства, созданные зачастую именно для элитной аудитории.
Цель исследования: показать роль и место комиксов в современном мире искусства.
Методы исследования
В качестве методов исследования были выбраны следующие: метод компонентного анализа, концептуальный метод, психолингвистический эксперимент, элементы статистического анализа для обработки данных.
Результаты исследования и их обсуждение
Прежде всего, мы обратим внимание на такую, во многом сходную с комиксом форму изображения, как русский лубок. Можно лишь согласиться с замечанием А.А. Сорокиной, что, как и комиксам, «лубкам свойственны простота техники, лаконизм изобразительных средств (грубоватый штрих, обычно яркая раскраска), часто рассчитанные на декоративный эффект, тенденция к развернутому повествованию (серии лубков, лубочные книжки-картинки), взаимодополняемость изображения и подписи» [11]. Пожалуй, только традиционное пренебрежение «мужицким развлечением» евроцентричной русской элиты, газетных и литературных издателей помешали на рубеже XIX -XX веков перерасти традиционному лубку в особый жанр русского народного комикса.
Традиция же комиксов в Западной Европе берет практическое начало в 1837 г., когда швейцарец Родольф Тепффер опубликовал свою книгу карикатур «Histoire de M. Vieux Bois». Уже к концу XIX в., издатели и художники начали экспериментировать со структурой комиксов, делая их короче, и печатая в ежедневных газетах, а также содержанием и цветовым наполнением изображений и стилями текста. К концу 1920-х годов продолжающиеся рисованные рассказы в таких жанрах, как приключения и драма, стали чрезвычайно популярными, особенно после успеха франко-бельгийской серии «Zig et Puce» («Зиг и Пьюс») в 1925 г. В 1929 г. мир увидел первое издание «Приключений Тинтина», который стал иконой европейских комиксов.
Но вскоре не Европа, а Америка (с 30-х годов XX в.) перехватила пальму лидерства в создании комиксов, которые до сих пор оказывают наибольшее влияние на массовую культуру. И, по словам Роберта Петерсена: «Именно эти комиксы окажутся населены всем известными супергероями» [13]. Причем многие из величайших создателей комиксов, сегодня причисляемые к величайшим произведениям данного жанра, издавали свои проведения в двух ведущих комических издательствах: Marvel и DC Comics.
С. Макклауд точно отмечает основное свойство этой изобразительной формы передачи информации и отображения окружающего мира: «в основе комиксов лежит простая идея: размещая одну картинку за другой, показать ход времени» [4]. Другие выдающиеся исследователи, в том числе и У. Ейснер, дали схожие определения комиксам. Причем У. Ейснер отмечает, что комикс по своей сути представляет собой «...литературную среду, которая повествует о расположении изображений и текста в понятной последовательности» [12].
К тому же пространство и время в комиксе является одним неделимым целым. События в одном кадре могут происходить как одновременно, так и последовательно. По мнению С. Макклауда, именно в комиксе «образ кадра не имеет фиксированного или абсолютного значения, в отличие от образов языка, науки или коммуникации» [5]. Время течёт сквозь комиксы, и единственным его ограничением служит рамка. От её длины зависит протяженность момента, а её отсутствие производит сильный эффект.
Заметим, что здесь можно отметить какую-то связь с фотографическим искусством второй половины XIX в. и начала XX в., когда фотографии традиционно сопровождались пояснительными подписями и киноискусства эпохи немого кино, когда кинопоказ сочетался с текстовым разъяснением действа, происходившего на экране. Это сходство обнаруживается и в языке (который, как известно, является главным отражением культуры отдельных народов). Например, еще полвека назад, привычно просмотренный фильм было принято величать кинолентой, а во франкоязычном мире, где искусство создания комиксов имеет давние традиции, эту изобразительно-словестную форму именуют «рисованной лентой».
Каждое медиа (от латинского «средство», «средний») является посредником между миром материальным и миром духовным. Выполняет эту роль и комикс. Причем согласно теории «горячих» и «холодных» медиа канадского социолога М. Маклюэна, комиксы относятся к холодному типу, ибо они требуют активного участия аудитории в процессе коммуникации. И это так. Автор говорит с читателем на уникальном языке, тезаурус которого составляют визуальные символы. Идеи творца переносятся на бумагу посредством изображений и слов, а читатель, глядя на результат, по-своему интерпретирует его. Как мы видим, аудитория просто не может оставаться безучастной. При помощи достраивания читатель, используя своё воображение, заполняет белое пространство между панелями в комиксе. При этом М. Маклюэн относит комиксы: «к миру игр, миру моделей и расширенной ситуации вовне» (на удивления связывая его с формой рекламных объявлений) [6].
В целом, можно сказать, что комиксы, как и опера, это особая гибридная форма, выводимая из действительного сочетания и взаимопроникновения разных форм искусства уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации, превратившееся в ХХ в. в особый комплексный культурный феномен. И неслучайно, что видный американский ученый Дж. Гэллап (1901-1984) при помощи социологических опросов выявил явное неравнодушие американцев к комиксам и рекомендовал активнее использовать этот формат в рекламе [8, с. 10].
Если же говорить о комиксе, как особом явлении, то в современном понимании, по верному замечанию Н.Э. Куликова: «активно комиксы стали развиваться параллельно со становлением периодической печати, когда в газетах появились карикатурные изображения, поскольку получив, благодаря доступности прессы, широкое распространение, они стали востребованы массами» [3, с. 2]. И здесь можно отметить одно из основных свойств комикса - они, как правило, представляют собой произведения массового искусства (за исключением такого специфического явления, как одноразовые рисованные комиксы и сверхмалотиражные коллекционные издания), то есть подавляющее большинство из них изначально производятся в большом количестве экземпляров, распространяются по массовой технологии и намеренно разработаны таким образом, чтобы быть доступным для большой и, в значительной степени, неискушенной аудитории.
При этом не следует считать подобное свойство врожденным недостатком комиксов. Например, некоторые авторы комиксов могут выбрать данную форму подачи художественного материала вместо более длинных романов, потому что они хотели, чтобы изображения, сформированные именно в их воображении, сопровождали их же литературную работу. Они считают собственный визуальный элемент необходимым элементом их повествования. Иными словами, выбранная форма одновременно упрощенных рисунка и текста, никак не умаляет способности комиксов быть настоящим искусством. Как сказал один из выдающихся мыслителей современности Жак Саломе: «Я говорю о сложных вещах просто, поэтично и с юмором» [9]. И именно такой стиль изложения материала присутствует в лучших образцах комиксов. Другие люди предпочитают лаконичность изложения, и высказываются лишь по существу. И все это может быть достигнуто в комиксе. Комиксы даже могут помочь предложить достичь глубины сопричастности, таким образом, чтобы это было визуально ошеломляюще (несмотря на нарочитую простоту изображения и текста).
Существует множество «серьезных» романов, на деле представляющих собой набор графоманских словесных конструкций и бессмысленного потока сознания, которые совершенно не интересны читателям. Современные арт-галереи заполнены «произведениями искусства», которые не только зрители, но и сами авторы забывают на следующий день после снятия их с экспозиции. И в этом случае выразительный и запоминающийся на долгие годы качественный комикс, может выглядеть гораздо более предпочтительным вариантом.
Заметим, что на первом этапе классическая комикс-индустрия особенно бурно развивалась в Америке, Франции, Бельгии, а затем к этим странам присоединилась и Япония. Сегодня интерес и популярность комиксов в обществах этих стран можно подтвердить следующими данными: «Ежегодно только во Франции публикуется около 1600 новых альбомов, и, согласно опросам, более 50 % населения этой страны читают комиксы. А в США годовые доходы компаний, выпускающих комиксы, исчисляются миллиардами долларов», наконец, «около 40% всей японской печатной продукции приходится на мангу и не переводные и американизированные комиксы».
В XXI в. комиксы не просто как графический роман, но как самоценный вид искусства превратились в настоящий культурный феномен. В 60-х годах XX в. произошел интересный поворот, в главном переждем «бастионе комиксов» США, они вдруг оказались на дальней периферии культурного пространства. Как отмечает А. Мур: «выхолощенные десятилетием раньше в результате охоты на ведьм, они по большей части оставались слащавыми и отцензурированными до полной беззубости - в лучшем случае невинным ребяческим чтивом» [7]. И тем ярче смотрелись на их фоне представители новооткрытого Западом направления комиксов - японской манги.
Часто нарочито лишенная цезуры (в том числе сексуальной), наполненная жестокостью и гипертрофированным по натурализму отражением действительности, в эклектическом сочетании с избыточной фантастичностью, часто перерастающей в гротеск, манга ворвалась в западное культурное пространство, и задала новый, в основном молодежный (или скорее даже подростковый) тренд в представлениях о том, как именно должны выглядеть комиксы. Современное значение понятия «манга» ввел мангака (художник, рисующий мангу) Ракутэн Китадзава. Он определил мангу как «форму искусства массового производства, которая характеризуется сатирой, юмором и преувеличением. Но на самом деле манга шире этого определения. С одной стороны, это понятие используется для целостного обозначения японских комиксов и социально-культурных понятий, связанных с подобными комиксами, а с другой она трактуется как особый визуальный язык, который сам по себе свободно воспринимается как «эстетический стиль».
Причем ни у кого в Японии не может возникнуть и тени сомнения, что ведущие мангаки, как творцы искусства, в чем-либо уступают традиционному художнику или кинорежиссеру. Наоборот, почитание мангака (например, Сётаро Исиномори, Юн Кога, Осаму Тэдзукаи того же Ракутэна Китадзаву) в обществе установлено на высокой планке сравнения со «старыми мастерами» (например, Коидэ Нарасигэ, Такэдзи, Фудзисима, Ямамото, Хоси). А их культ в молодежной среде делает мангаки одними из самых популярных представителей культуры и искусства на планете.
Да и в традиционном «взрослом» обществе подход к творцам комиксов становится все более уважительным, у них проходят выставки в величайших музеях мира (например, экспонирование в Лувре, или Музей Орсе). При этом классические короткие комиксы, некоторые современные графические романы и манга были выставлены фактически в том же здании, что и Мона Лиза, Венера Милосская и многие из крупнейших в истории шедевров искусства. Цена экземпляров комиксов, принадлежавших к американскому «золотому веку» (30-50-е годы XX века) зашкаливает и зачастую превышает стоимость картины классических мастеров живописи. Совсем недавно, в ноябре 2020 г., 27-ой номер Detective Comics 1939 г., где впервые появился Бэтмен, был продан на аукционе Heritage Auctions за рекордные $1,5 миллиона долларов [10].
Выводы
Таким образом, учитывая, что современное искусство может быть разделено на несколько категорий, к одной из них, с полным основанием может быть причислен комикс, который может сочетать в себе изобразительное искусство, художественное слово, коммерческий продукт, наряду с формированием особой культурной среды, наполненной вымышленными личностями, событиями и особыми объектами. При этом, точно также, как есть картины, или литературные произведения, которые не являются искусством, также есть и комиксы (например, различные виды учебных пособий в виде комиксов), которые не являются искусством в том смысле, в котором это воспринимается людьми. Для причисления комикса к произведениям искусства важны в первую очередь его особая эстетика и эмоциональный посыл, воздействующий на читателя. В общем, каждый комикс должен рассматриваться с точки зрения его индивидуальных качеств и культурных предложений автора, а также оценки полученного результата отдельными частями аудитории. А в целом вслед за Европой, все чаще комиксы величают девятым искусством и в остальном мире [1, с. 40-43]. И это справедливо.
Список литературы
- Белинский Я. Д. Девятое искусство // Власть денег. 2006. № 67. С. 40-43.
- Иванов Б.В. Введение в японскую анимацию. М: Всероссийский Фонд развития кинематографии; ООО Петит, 2001. 336 с.
- Куликова Н.Э. Комикс как вид визуального искусства // Огарёв-Online. 2019. № 13 (134). С. 2.
- Макклауд С. Переосмысление комикса. Эволюция формы искусства / пер. В. Кистяковский. М.: Белое яблоко, 2018. 252 с.
- Макклауд С. Понимание комикса. Невидимое искусство / пер. с англ. В. Шевченко. М.: Белое яблоко, 2016. 216 с.
- Маклюэн М. Понимание медиа. Внешние расширения человека / пер. с англ. В. Николаева; закл. ст. М. Вавилова. М.: Жуковский: Канон-пресс-Ц; Кучково поле, 2003. 464 с.
- Мур А. Хранители: графич. роман / пер с англ. М. Юнгер, И. Смирновой; худож. каллиграф Д. Гиббонс. СПб.: Азбука: Азбука-Аттикус, 2017. 525 с.
- Оришев А.Б. Социология рекламной деятельности. М.: РИОР, 2012. 235 с.
- Пеле-Дуэль Кристия. Жак Саломе: «Я говорю о сложных вещах просто, поэтично и с юмором» [Электронный ресурс] // Psychologies. URL: https://www.psychologies.ru/articles/jak-salome-ya-govoryu-o-slojnyih-veschah-prosto-poetichno-i-s-yumorom/ (дата обращения 09.12.2020).
- Первый комикс о Бэтмене продали за рекордные 114 миллионов рублей [Электронный ресурс] // Esquire. - URL: https://www.ozon.ru/context/detail/id/202540936/ (дата обращения 09.12.2020)
- Сорокина А.А. «Русский» комикс в современных реалиях // Медиасреда. 2019. № 1. С. 86-89.
- Eisner W. Comics and Sequential Art: Principles and Practices from the Legendary Cartoonist (Will Eisner Instructional Books). W. Norton & Company; unknown edition, 2008. 192 p.
- Petersen R. Comics, Manga, and Graphic Novels: A History of Graphic Narratives. California. Santa Barbara ABC-CLIO, 2010. 274 p.
References
- Belinskiy Ya. D. Devyatoe iskusstvo (Ninth art), Vlast deneg, 2006, no 67, pp. 40-43.
- Ivanov B.V. Vvedenie v yaponskuyu animaciyu (Introduction to Japanese animation). M: Vserossiyskiy Fond razvitiya kinematografii; OOO Petit, 2001. 336 p.
- Kulikova N.E. Komiks kak vid vizualnogo iskusstva (Comics as a visual art), Ogarjov-Online, 2019, no 13 (134), p. 2.
- Makklaud S. Pereosmyslenie komiksa. Evolyuciya formy iskusstva (Rethinking the comic. Evolution of an art form) / per. V. Kistyakovskiy. M.: Beloe yabloko, 2018. 252 p.
- Makklaud S. Ponimanie komiksa. Nevidimoe iskusstvo (Understanding the comic. Invisible art) / per. s angl. V. Shevchenko. M.: Beloe yabloko, 2016. 216 p.
- Maklyuen M. Ponimanie media. Vneshnie rasshireniya cheloveka (Understanding media. External human extensions) / per. s angl. V. Nikolaeva; zakl. st. M. Vavilova. M.: Zhukovskiy: Kanon-press-C; Kuchkovo pole, 2003. 464 p.
- Mur A. Hraniteli: grafich. roman (Keepers: graphic. novel) / per s angl. M. Yunger, I. Smirnovoy; hudozh.kalligraf D. Gibbons. : Azbuka: Azbuka-Attikus, 2017. 525 p.
- Orishev A.B. Sociologiya reklamnoy deyatelnosti (Sociology of advertising). M.: RIOR, 2012. 235 p.
- Pele-Duel Kristiya. Zhak Salome: «Ya govoryu o slozhnyh veshchah prosto, poetichno i s yumorom» [Elektronnyy resurs], Psychologies. URL: https://www.psychologies.ru/articles/jak-salome-ya-govoryu-o-slojnyih-veschah-prosto-poetichno-i-s-yumorom/ (data obrashcheniya 09.12.2020).
- Pervyy komiks o Betmene prodali za rekordnye 114 millionov rubley [Elektronnyy resurs], Esquire. URL: https://www.ozon.ru/context/detail/id/202540936/ (data obrashcheniya 09.12.2020)
- Sorokina A.A. «Russkiy» komiks v sovremennyh realiyah ("Russian" comics in modern realities), Mediasreda, 2019, no 1, pp. 86-89.
- Eisner W. Comics and Sequential Art: Principles and Practices from the Legendary Cartoonist (Will Eisner Instructional Books). W.W. Norton & Company; unknown edition, 2008. 192 p.
- Petersen R. Comics, Manga, and Graphic Novels: A History of Graphic Narratives. California. Santa Barbara ABC-CLIO, 2010. 274 p.
Рецензент:
Самсонова Вера Валерьевна - АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопоповский переулок, 9), декан Факультета дизайна и моды, verasamsonova@mail.ru, +7-903-182-18-95.
Samsonova Vera Valerevna - Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129090, Moscow, Protopopovsky Lane of 9), Dean of the faculty of design and fashion, verasamsonova@mail.ru, +7-903-182-18-95.
Работа поступила в редакцию: 10.12.2020 г.