Василенко Е.В., Василенко П.Г. Значение декоративных отсыпок в современном ландшафтном дизайне

Образец ссылки на эту статью: Василенко Е.В., Василенко П.Г. Значение декоративных отсыпок в современном ландшафтном дизайне // Бизнес и дизайн ревю. 2021. № 1 (21). С. 6. 

УДК 72.012.72 

ЗНАЧЕНИЕ ДЕКОРАТИВНЫХ ОТСЫПОК В СОВРЕМЕННОМ ЛАНДШАФТНОМ ДИЗАЙНЕ 

Василенко Елена Владимировна 

ФГБОУ ВО МГУТУ имени К.Г. Разумовского (ПКУ), Москва, Российская Федерация, (ул. Земляной вал, 73), доцент кафедры «Дизайн и прикладное искусство», е-ma

Василенко Павел Геннадиевич 

ФГБОУ ВО МГУТУ имени К.Г. Разумовского (ПКУ), г. Москва, Российская Федерация, (ул. Земляной вал, 73), доцент кафедры «Дизайн и прикладное искусство», е-mail: pavelvasilenko@list.ru. 

Аннотация. Для оформления участков используются не только растения, но и различные декоративные материалы. Использование декоративных отсыпок позволяет создавать всевозможные элементы декора. Отсыпки для создания ярких художественных рисунков на земле – один из самых популярных и самых ярких художественных способов применения. Материалы для декоративных отсыпок могут быть органического и неорганического происхождения. Неорганические отсыпки делятся на натуральные и искусственные. Какую именно выбрать отсыпку, зависит от конкретной решаемой задачи. Технология использования отсыпки по-другому называется мульчированием. Декоративные отсыпки для создания ярких художественных рисунков на земле – один из самых популярных и самых ярких художественных способов применения. Рассматривая этот способ, как один из видов создания художественного решения ландшафта и сравнивая его с монументально-декоративным искусством, необходимо учитывать все особенности проектирования декоративных элементов, как и в монументальном искусстве. Ландшафт, со вкусом украшенный натуральной щепой, искусственным гравием или речной галькой будет выглядеть более завершенным и гармоничным. Декорирование ландшафта различными отсыпками приемлемо в частных и в общественных парках. Парки городской среды являются местом для отдыха, они должны соответствовать эстетическим требованиям.

Ключевые слова: современный ландшафтный дизайн; использование отсыпки; декор цветников; органическое и неорганическое происхождение; искусственные декоративные отсыпки.

THE VALUE OF DECORATIVE FILLINGS IN MODERN LANDSCAPE DESIGN 

Vasilenko Elena Vladimirovna

Moscow State Technical University named after K. G. Razumovsky (PKU), Moscow, Russian Federation, (73 Zemlyanoy Val str., 73) Associate Professor of the Department of Design and Applied Arts, E-mail: elenalopasova@mail.ru. 

Vasilenko Pavel Gennadievich

Moscow State Technical University named after K. G. Razumovsky (PKU), Moscow, Russian Federation, (Zemlyanoy Val str., 73) Associate Professor of the Department of Design and Applied Arts E-mail: pavelvasilenko@list.ru.

Abstract. For the design of plots, not only plants are used, but also various decorative materials. The use of decorative fillings allows you to create all kinds of decorative elements. Backfills for creating bright artistic drawings on the ground are one of the most popular and most vivid artistic applications. Materials for decorative fillings can be of organic and inorganic origin. Inorganic fillings are divided into natural and artificial ones. What kind of filling to choose depends on the specific task to be solved. The technology of using backfill is called mulching in another way. Decorative fillings for creating bright artistic drawings on the ground are one of the most popular and most striking artistic applications. Considering this method as one of the types of creating an artistic solution of the landscape and comparing it with monumental and decorative art, it is necessary to take into account all the features of designing decorative elements, as in monumental art. A landscape tastefully decorated with natural wood chips, artificial gravel or river pebbles will look completer and more harmonious. Decorating the landscape with various fillings is acceptable in private and public parks. Parks of the urban environment are a place for recreation, they must meet aesthetic requirements.

Keywords: modern landscape design; use of backfill; flower garden decor; organic and inorganic origin; artificial decorative backfill. 

Введение

Современный город можно рассматривать как экосистему, в которой созданы наиболее благоприятные условия для жизни, но нельзя забывать про места необходимые для общения человека с природой. Именно в парковых зонах должна быть создана оптимальная по своим характеристикам среда.  Иными словами, только «через рисунок и цвет мощения тротуаров и многое другое» можно сделать пространство города наиболее уютным и современным» [1, с. 9].

В современном ландшафтном дизайне для создания различных дорожек, патио или декора цветников используются декоративные материалы, которые называются отсыпкой [6, 10]. Технология использования отсыпки по-другому называется мульчированием. Большая часть отсыпок содержат в своем составе различные полезные элементы, которые попадая в почву создают благоприятную среду для роста растений, уничтожают вредных насекомых и препятствуют росту сорняков. 

Методы исследования

Методами исследования данного вопроса являются анализ и проектирование. Материалы для декоративных отсыпок могут быть органического и неорганического происхождения. Неорганические отсыпки делятся на натуральные (гранитная или мраморная крошка, песок, галька) и искусственные (стеклянные капли, пластиковые ракушки). Какую именно выбрать отсыпку, зависит от конкретной решаемой задачи. 

Цель исследования: провести анализ различных видов отсыпок, позволяющий правильно определить их применение при проектировании ландшафта. 

Результаты исследования и их обсуждение 

Органические декоративные отсыпки

Из органических отсыпок чаще всего применяется измельченная кора сосны, имеющая приятный розовато - коричневый цвет. Особенно выигрышно она смотрится утром и вечером в косых лучах солнца. Кора дуба обладает очень хорошими теплоизоляционными свойствами, ее используют для мульчирования теплолюбивых растений. Кора лиственницы способна удерживать влагу и препятствовать образованию почвенной корки. Это самый долговечный и добротный натуральный материал для мульчирования. Еще одно замечательное свойство коры лиственницы - ее не повреждает короед. Он ее просто не ест.



В ландшафтном дизайне применяется галтованная кора лиственницы различных фракций от 2 до 20 см. Популярна также кедровая шелуха. Она прекрасно мульчирует почву, имеет эстетичный вид. Именно ей отдают предпочтение владельцы редких и дорогих растений, так как содержащиеся в ней вещества препятствуют развитию грибков. В ней почти не размножаются вредоносные насекомые. Шелуха фундука выглядит также декоративно, однако по своим полезным свойствам уступает кедровой. Отличными мульчирующими свойствами обладают дробленые сосновые и еловые шишки. Отсыпки из цельных шишек смотрятся очень изысканно и обладают почти теми же качествами. Крупные кедровые шишки можно уже отнести к декоративным элементам. Большим спросом пользуются отсыпки из щепы. Этот материал дешев, что позволяет часто создавать новые композиции. Натуральная щепа лиственных деревьев подходит практически для любых растений. Щепа хвойных деревьев может приводить к закислению почвы, поэтому ее нужно применять осторожно.



Специальная обработка щепы позволяет применять ее на спортивных и детских площадках. При этом сосновой щепе путем окрашивания можно придать почти любой цвет. Яркие жизнерадостные картины из сочетания крашеной щепы и живых растений можно встретить на территориях детских садов, так как цена на этот материал вполне доступна бюджетным организациям.

Обновлять композицию из щепы достаточно один раз в сезон для сохранения презентабельного внешнего вида и компенсации перегнивания первого слоя. Чаще всего этим материалом украшают клумбы, участки, где высажены деревья. Укладывая слой отсыпки на грунт, следует помнить о том, что щепа и шелуха постепенно все равно прогниют и окажут воздействие на состав почвы. Впрочем, здесь особых поводов для волнения нет, так как большая часть отсыпок органического типа только в меру подкисляют грунт.
Дорогой, но очень эффектный вид органической отсыпки – морские ракушки. Они просто незаменимы для создания ландшафта морской тематики, оформления фонтанов и декоративных искусственных водоемов.





Неорганические декоративные отсыпки

Мраморная крошка - пожалуй, самый древний вид декоративной отсыпки. Ею засыпали дорожки в садах еще в Древней Греции. Под мраморной крошкой не растут сорняки, это отличный дренажный и теплоизоляционный материал. Технологии окрашивания мрамора в яркие цвета создали этому материалу необычайную популярность. Гранитная крошка - является очень благородным и долговечным материалом. Однако в ландшафтном дизайне садов и парков она используется не часто. У многих этот материал прочно ассоциируется с дизайном мемориальных комплексов и могил. Поэтому чаще всего гранитную отсыпку можно встретить вокруг памятников.

Речная или морская галька - уже отлично обкатана водой, поэтому не имеет острых краев. Ее засыпают в «массажные коробы» на дне бассейнов. Она отлично подходит для оформления водоемов, сухих ручьев, садов камней. Цвет и фракция этого материала зависят от того места, откуда он привезен.
Для японского сада камней традиционно применяют отсыпку песком, на котором с помощью специальных щеток проводят различные линии.

Недостаток отсыпки неорганического типа ― сложный уход. В гравии, гальке и песке скапливается мусор, который сложно удалять, не повредив слоя. Кроме того, часто сквозь слой засыпки прорастают сорняки, удалять которые лучше всего с помощью гербицидов.





Искусственные декоративные отсыпки

Конечно, о мульчирующих свойствах и особой пользе для растений здесь речи не идет. Искусственные декоративные отсыпки, как и садовые скульптуры, предназначены исключительно для создания эффектного ландшафтного дизайна. Стеклянные шарики, капли, кабошоны - популярный материал для декорации небольших участков. Стекло бывает прозрачным, матовым, непрозрачным, с эффектом лунного камня или кошачьего глаза. Чаще всего применяется для аквариумов. По внешнему виду может имитировать гальку, но по техническим свойствам очень сильно ей уступает. Пластиковые декоративные отсыпки могут иметь абсолютно любой вид от мелких цветных шариков до морских звезд. Это чисто декоративный материал, применяющийся для создания желаемых эффектов в дизайне.

Резиновая крошка применяется для отсыпки детских и спортивных площадок. Она обрабатывается таким способом, чтобы свести к минимуму различные травмы при падениях. Строго говоря, покрытие из резиновой крошки не совсем является отсыпкой. После окончательной обработки оно напоминает скорее резиновый ковер. Однако функциональность, дешевизна и богатая цветовая палитра снискали этому материалу добрую славу среди ландшафтных дизайнеров.

Чем разнообразнее и богаче ассортимент материалов, их фактур и цветов – тем больше возможностей у дизайнера воплотить свою фантазию, реализовать свой творческий потенциал. «В современном мире одними из основных для многих процессов являются вопросы творчества», - полагают некоторые наши коллеги [3, с. 159]. Действительно, творческая идея дизайнера будет реализована в полной мере, так как материалы отсыпок позволяют воплотить любую идею.

Использование декоративных отсыпок для создания ярких художественных рисунков на земле – один из самых популярных и самых ярких художественных способов применения. Рассматривая этот способ, как один из видов создания художественного решения ландшафта и сравнивая его с монументально-декоративным искусством, необходимо учитывать все особенности проектирования декоративных элементов, как и в монументальном искусстве. Все «особенности проектирования монументально-декоративного искусства учитываются при проектировании среды» [4, с. 140], так же, как и в ландшафтном проектировании.

Все эти рисунки можно воспроизвести благодаря тому, что отсыпки выпускаются различных цветов. Используя технику рисования цветной отсыпкой можно изобразить на земле достаточно сложные по своему исполнению рисунки. Оформленный декоративными отсыпками объект ландшафтного дизайна может стать «центром концептуального оформления» [5, с. 126].

Чаще всего можно встретить отсыпку, причем, как органическую, так и неорганическую в оформлении патио в садах и тропинок. Также эффектно смотрится материал в роли мульчи для декора клумб, цветников, газонов, водоемов. Комбинируя отсыпки разных оттенков, фракций и форм, можно добиться составления оригинальных композиций на альпийских горках или рокариях.

Хороший вариант ― использование декоративного мульчирования отсыпкой для маскировки пустот в саду в период становления многолетних растений, особенно, если выбрать сочетающиеся с основными оттенками в саду цвета щепы. Сад, со вкусом украшенный натуральной щепой, искусственным гравием или речной галькой будет выглядеть завершенным и гармоничным.

Выводы 

Оформление ландшафта декоративными отсыпками применимо как в частных садах, так и в общественных парках [9, 11]. Городские парки — это место, где люди могут проводить свободное время, поближе узнать друг друга в безопасной обстановке, отдыхать от городской суеты и просто наслаждаться природой.

Парковые зоны способствуют улучшению качества воздуха и являются средой обитания и развития представителей флоры и фауны. Также они способствуют сплочению городского населения и повышению качества его жизни [2, 8]. «Формирование эстетического образа городской среды средствами современного искусства» [7, с. 357], в том числе и ландшафтного – паркового искусства формирует образ, как отдельного приусадебного участка, городского парка или целого города. 

Список литературы

  1. Аджба А.Х., Паллотта В.И. Проблемы визуальной организации средового пространства города Сухум // Вестник Гжельского государственного университета. 2017. № 6. С. 1-10.
  2. Ажгихин С.Г., Пудовкина А.А. Дизайн-проектирование ландшафта детского сада // Научный альманах. 2016. № 1–3 (15). С. 459–462.
  3. Вилкова А.А., Котышов А.В., Смирнова М.А. Художник и среда // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. 2009. № 4. С. 159-167.
  4. Василенко П.Г. Особенности специального рисунка при проектировании монументально-декоративной живописи студентами вузов // Пути модернизации научно-исследовательской и образовательной деятельности в сфере культуры и искусства. Материалы 2-ой международной научно-практической конференции / род ред. Н.Б. Зиновьевой, Л.К. Сагитовой, Е.Я. Галимовой, В.А. Бердюгиной. Краснодар: КГИК, 2012. С. 132-141.
  5. Василенко П.Г., Василенко Е.В. Декоративное панно как центр концептуального оформления дизайна интерьера // Образование. Наука. Культура. Материалы международного научного форума. Гжель: ГГУ, 2018. С. 125-127.
  6. Василенко Е.В., Мареева Ю.С., Мурадова В.В. Автоматизация дизайна - проблема или приобретение мировой экономики XXI века // Мировая экономика XXI века: эпоха биотехнологий и цифровых технологий. Сборник научных статей по итогам работы круглого стола с международным участием. М.: ООО «Конверт», 2020. С. 53-55.
  7. Лопасова Е.В. Формирование эстетического образа городской среды средствами современного монументального искусства // Модернизация гуманитарного и художественного образования: инновационные стратегии развития. Материалы Международной научно-практической конференции: в 2-х частях / под ред. В.П. Гриценко, И.В. Алексеевой, С.С. Зенгина, А.А. Еникеева. Краснодар: КГИК, 2014. С. 354-361.
  8. Марченко М.Н., Давыдова Я.А. Современные способы озеленения в ландшафтном дизайне // Молодой ученый. 2016. № 12. С. 977-980.
  9. Мавлютова О.С. Роль парков в жизни города // Экология. Безопасность. Жизнь. 1997. № 4. С. 249–250.
  10. Савельева Е.В. Дворянские усадьбы как фактор формирования экологической эстетики городского пространства // Зеленая инфраструктура городской среды: современное состояние и перспективы развития. М.: ООО «Конверт», 2018. С. 159-160.
  11. Мурадова В.В., Смирнова М.А. Национальная культура в дизайне Японии // Вестник Института мировых цивилизаций. 2019. Т. 10. № 1 (22). С. 59-65.

References 

  1. Adzhba A.Kh., Pallotta V.I. Problemy vizualnoy organizatsii sredovogo prostranstva goroda Sukhum (Problems of visual organization of the environmental space of the city of Sukhum), Vestnik Gzhelskogo gosudarstvennogo universiteta, 2017, no 6, pp. 1-10.
  2. Azhgikhin S.G., Pudovkina A.A. Dizayn-proektirovanie landshafta detskogo sada (Design - design of the kindergarten landscape), Nauchnyy almanakh, 2016, no 1–3 (15), pp. 459–462.
  3. Vilkova A.A., Kotyshov A.V., Smirnova M.A. Khudozhnik i sreda (The artist and the environment), Dekorativnoe iskusstvo i predmetno-prostranstvennaya sreda. Vestnik MGKHPA, 2009, no 4, pp. 159-167.
  4. Vasilenko P.G. Osobennosti spetsialnogo risunka pri proektirovanii monumentalno-dekorativnoy zhivopisi studentami vuzov (Features of a special drawing in the design of monumental and decorative painting by university students), Puti modernizatsii nauchno-issledovatelskoy i obrazovatelnoy deyatelnosti v sfere kultury i iskusstva. Materialy 2-oy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii / rod red. N.B. Zinovevoy, L.K. Sagitovoy, E.YA. Galimovoy, V.A. Berdyuginoy. Krasnodar: KGIK, 2012. pp. 132-141.
  5. Vasilenko P.G., Vasilenko E.V. Dekorativnoe panno kak tsentr kontseptualnogo oformleniya dizayna interera (Decorative panels as the center of conceptual design of interior design), Obrazovanie. Nauka. Kultura. Materialy mezhdunarodnogo nauchnogo foruma. Gzhel: GGU, 2018. pp. 125-127.
  6. Vasilenko E.V., Mareeva Yu.S., Muradova V.V. Avtomatizatsiya dizayna - problema ili priobretenie mirovoy ekonomiki XXI veka (Design automation-a problem or acquisition of the world economy of the XXI century), Mirovaya ekonomika XXI veka: epokha biotekhnologiy i tsifrovykh tekhnologiy. Sbornik nauchnykh statey po itogam raboty kruglogo stola s mezhdunarodnym uchastiem. M.: OOO «Konvert», 2020. pp. 53-55.
  7. Lopasova E.V. Formirovanie esteticheskogo obraza gorodskoy sredy sredstvami sovremennogo monumentalnogo iskusstva (Formation of the aesthetic image of the urban environment by means of modern monumental art), Modernizatsiya gumanitarnogo i khudozhestvennogo obrazovaniya: innovatsionnye strategii razvitiya. Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii: v 2-kh chastyakh / pod red. V.P. Gritsenko, I.V. Alekseevoy, S.S. Zengina, A.A. Enikeeva. Krasnodar: KGIK, 2014. pp. 354-361.
  8. Marchenko M.N., Davydova Ya.A. Sovremennye sposoby ozeleneniya v landshaftnom dizayne (Modern ways of gardening in landscape design), Molodoy uchenyy, 2016, no 12, pp. 977-980.
  9. Mavlyutova O.S. Rol parkov v zhizni goroda (The role of parks in city life), Ekologiya. Bezopasnost. Zhizn, 1997, no 4, pp. 249–250.
  10. Saveleva E.V. Dvoryanskie usadby kak faktor formirovaniya ekologicheskoy estetiki gorodskogo prostranstva (Noble estates as a factor in the formation of ecological aesthetics of urban space), Zelenaya infrastruktura gorodskoy sredy: sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya. M.: OOO «Konvert», 2018. pp. 159-160.
  11. Muradova V.V., Smirnova M.A. Natsionalnaya kultura v dizayne Yaponii (National culture in the design of Japan), Vestnik Instituta mirovykh tsivilizatsiy, 2019, Vol. 10, no 1 (22), pp. 59-65.

Рецензент:

Савинкин Владислав Владимирович - АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопоповский переулок, 9), доцент кафедры дизайна, член Союза архитекторов, дизайнеров и художников России, vvspart@mail.ru, +7-985-233-27-93.

Savinkin Vladislav Vladimirovich - Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (Russia, 129090, Moscow Protopopovskiy lane, 9), assistant professor of art, vvspart@mail.ru, +7-985-233-27-93.

Работа поступила в редакцию: 27.12.2020 г.

наверх