Уваров В.Д., Нунех А.Ф. Ароматизированная таписсерия в дизайне интерьеров торговых пространств

Образец ссылки на эту статью: Уваров В.Д., Нунех А.Ф. Ароматизированная таписсерия в дизайне интерьеров торговых пространств // Бизнес и дизайн ревю. 2021.  № 1 (21). С. 12.

УДК 745.52 + 746.1 

АРОМАТИЗИРОВАННАЯ ТАПИССЕРИЯ В ДИЗАЙНЕ ИНТЕРЬЕРОВ ТОРГОВЫХ ПРОСТРАНСТВ 

Уваров Виктор Дмитриевич 

Российский экономический университет им. Плеханова, Москва, Россия (117997, Москва, Стремянный пер., 36), доктор искусствоведения, проф





скусству таписсерии. Предмет настоящего исследования - сенсорный маркетинг. Он является одним из основных генераторов имиджа бренда в сознании покупателя благодаря его влиянию на память и эмоции. В статье поднимаются вопросы: как аромат воздействует на сознание потребителя, какие чувства и образы вызывает, как выглядит аромат в пространстве. Главный научный результат: предложена новая концепция презентации бренда через мультисенсорный дизайн интерьера с использованием ароматизированного текстиля и шелковой таписсерии.

Ключевые слова: таписсерия; гобелен; шпалера; ковер; дизайн; имидж компании; интерьер. 

SCENTED TAPESTRY IN INTERIOR DESIGN SHOPPING SPACES 

Uvarov Viktor Dmitrievich 

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia (117997, Moscow, Stremyanny per., 36), doctor of art history, Professor, artuwaroff@yandex.ru, +7 909 155 63 25. 

Nuneh Antwan Fares

Kosygin Russian State University, Moscow, Russia (115035, Moscow, Sadovnicheskaya str., 33, p. 1,) master's degree, pioneers.nouneh@gmail.com, + 7-903-25-78-332.

Abstract: The article is a continuation of the overall cycle of works devoted to the art of Tapisserie. The subject of this study is sensory marketing. It is one of the main generators of the brand image in the mind of the buyer due to its influence on memory and emotions. The article raises the following questions: how the fragrance affects the consumer's consciousness, what feelings and images it evokes, what the fragrance looks like in space. The main scientific result: a new concept of brand presentation through multi-sensory interior design using scented textiles and silk tapissery is proposed.

Key words: tapisserie; tapestry; tapestry; carpet; design; company image; interior.

Введение

Существуют определенные факторы, которые влияют на восприятие торгового пространства посетителями и их предпочтениями по сравнению с другими местами. В результате научных исследований, связанные с общим восприятием интерьера через сенсорное восприятие покупателей, было установлено, что интерьер торговых пространств является одним из инструментов маркетинговых коммуникаций, в который посетитель погружается всеми чувствами и эмоциями.

В данной статье основой исследования является мультисенсорный опыт потребителя и, как итог — покупательский интерес. Как аромат воздействует на сознание потребителя, какие чувства и образы вызывает? Как выглядит аромат в пространстве? Уникальный опыт идентификации бренда с помощью мультисенсорных объектов имеет важное значение для художественной практики в области дизайна интерьера.

Целью работы является проведение комплексного научного исследования и разработка основ проектирования торговых пространств путем выявления механизмов мультисенсорного дизайна в интерьерах с применением таписсерии.

Методы исследования

В процессе исследования были использованы следующие методы: литературно-аналитический метод, предметно-аналитический метод, метод диахронного и синхронного рассмотрения материала, методы дедуктивного и индуктивного анализа и описательно-аналитический метод.

Результаты исследования и их обсуждение

Обоняние — это наше самое элементарное естественное чувство, так как оно способно мгновенно вызывать эмоции и воспоминания [5, p. 560]. В употреблении ароматов кроется секрет сохранения конкурентоспособности и увеличения числа продаж, в отличие от таких часто используемых в бизнесе ощущений, как зрение и слух. Чувство обоняния — единственное из пяти наших чувств, которое напрямую связано с той частью мозга, которая обрабатывает эмоции и память [9, p. 78]. Поэтому есть смысл в том, что дизайнеры интерьера обращаются к сенсорному подходу в проектировании, который фокусируется на рассмотрении всех пяти чувств в пространстве и помещают в интерьер таписсерию. Французский скульптор Аристид Майоль считал таписсерию искусством более глубоким и значительным, чем живопись. В своих произведениях художник стал предлагать плоскостное решение фигур, уделяя особое внимание певучей пластике линий [2, с. 59]. Известный парфюмер Жан Карль сформировал систему, согласно которой хорошо структурированный аромат должен представлять собой сочетание верхних, средних и базовых нот. Благодаря Жан Карлю был разработан метод обучения узнавания и запоминания огромного числа пахучих компонентов. Таким образом, парфюмер-создатель работает с ароматическими веществами, как художник с красками.

Аромамаркетинг – это современное направление маркетинга, основанное на использовании различных запахов и ароматов для привлечения клиентов. Из-за неразрывной связи между запахом и эмоциональной памятью, брендинг или маркетинг ароматами усиливают маркетинговые сообщения. Именно ароматы помогают оказать на посетителей магазина благоприятное воздействие, влияют на их решение о покупке. Сегодня аромамаркетинг – это эффективный инструмент продвижения бизнеса, позволяющий стимулировать и вывести продажи на новый уровень, привлечь клиентов, заинтересовать их, вызвать лояльность и создать правильный имидж магазина [7, p. 3].

Аромат в торговом пространстве пробуждает наши чувства и стимулирует наши предпочтения продукта, восприятие качества, но также и более глубокие чувства, такие как счастье или страх, потому что многие из наших воспоминаний тесно связаны с обонянием. Каждое эфирное масло в отдельности имеет определенную длину волны — вибрацию. Наше подсознание слышит эту вибрацию, как музыку. И вполне естественно, что мы идем на эту музыку.

Существует много типов запахов, различающихся по впечатлениям, которые оставляют след в сознании человека и психологически воздействуют на него. Исследователи Ванг (Wang) и Чен (Chen) предлагают термин «аромакология» для обозначения науки, изучающей взаимосвязи между психологией и парфюмерной технологией, для выявления различных специфических чувств и эмоций, таких как расслабление, волнение, чувственность, счастье и благополучие [11, p. 41].

Приходя в магазин одежды, люди долго выбирают товары и идут с ними в примерочную. Рассмотрим две ситуации: у покупателя хорошее настроение и плохое. Если человек приходит с хорошим настроением, то он меряет одежду, ему все нравится, и он покупает большую часть из того, что взял. Потому что в хорошем настроении мы сами себе нравимся. В плохом настроении покупатель стоит перед зеркалом и ему вообще ничего не нравится, поэтому он не будет ничего покупать. Если клиент чувствует приятный запах, то у него возникнут приятные эмоции, хорошее ассоциации. И шанс того, что ему понравится вещь на вешалке и в примерочной, существенно выше. Поэтому в магазинах одежды необходимо использовать тонизирующие ароматы.

Также варьируется влияние аромата по половому признаку: роза, ваниль, жасмин — оказывают более сильное влияние на женщин. Мускат, сандал и кардамон — на мужчин [1, с. 17]. Запах розы, герани, муската — это релаксация. Воздействие этих ароматов на покупателя делает его более послушным. И этим может воспользоваться продавец.

Популярность так называемого ароматического маркетинга в розничной торговле и индустрии гостеприимства демонстрирует веру в то, что запахи могут влиять или «подталкивать» поведение потребителя. Запах благородных пород деревьев улучшает восприятие качества товара, продукт воспринимается более ценным. Люди тратят в магазине на 28% больше времени, количество посетителей возрастает на 19%. Его используют в салонах мебели и магазинах дорогой мужской одежды. Очень часто современная покупка – это не предмет насущной необходимости, а желание получить приятную эмоцию. Соответственно, если покупатель чувствует приятный запах, у него возникают приятные эмоции, хорошее настроение, из-за чего совершается множество незапланированных покупок.

В современной мировой культуре потребления важно то, как клиенты воспринимают бренд. Особенно это относится к тому, как сенсорные стратегии обоняния, звука, зрения, вкуса или осязания используются для создания мультисенсорного восприятия бренда в целях повышения идентичности имиджа бренда. Это важный вопрос, поскольку очевидно, что пять человеческих чувств должны стать основой всех глобальных мультисенсорных впечатлений от бренда.

В сенсорном маркетинге одна из отправных точек заключается в том, что бренды должны предлагать клиентам мультисенсорное восприятие бренда более эмоциональным и личным образом, чем успешный брендинг. Благодаря вовлечению пяти чувств создается более индивидуальный и личный опыт бренда на более глубоком, эмоциональном уровне, где жизненный стиль, личностные характеристики и социальный контекст человека являются важными движущими силами.  

Как уже говорилось ранее, статья является продолжением общего цикла работ, посвященных искусству таписсерии. На основании исследования был разработан дизайн-проект бутика «Chanel» в г. Дамаск (Сирия). «Chanel» один из самых влиятельных французских домов моды. Бренд хорошо зарекомендовал себя как в сфере prêt-à-porter, так и в области Haute Couture. Парфюмерия этого французского бренда по праву считается одной из самых искусных. Многие ароматы из коллекции окутаны легендами о создании и несут в себе нечто большее, чем просто композиции, наполненные вкусными нотами. История парфюмерии дома «Шанель» – это вечно живая классика, которая с каждым годом становится только лучше.

Использование парфюмерии в дизайне интерьера является хорошим способом удовлетворения эмоциональных и чувственных потребностей. Это повышает ценность торгового пространства, влияет на настроение и выбор покупателя [8, p. 155]. Единственное, что нужно знать — это как поведут себя ароматы в тканях с течением времени, чтобы композиция оставалась долговечной и качественной. Мода активно влияет на расширение сфер применения «умного текстиля», предоставляя ему все новые и новые позиции и ниши в её царстве. Таписсерия в результате интеграционного взаимодействия с различными видами творчества ассимилировала изобразительные приемы и знаковые системы новейших авангардных течений [3, с. 266].

Идеи выпуска ароматизированных тканей витала в мире моды и дизайна давно. Создать ароматные текстильные ткани с мягким парфюмом пролонгированного действия долго не удавалось. Успех пришел только в конце прошлого века. Особое распространение и популярность ткани с парфюмом получили в Азии. Ароматические вещества подвергаются нанокапсулированию и вводятся в волокнистый материал. Капсулы устойчивы к воздействию влаги, стирке и химической чистке, заключенные в них ароматные вещества не испаряются и не разлагаются. Капсулы активируются в момент движения или соприкосновения, выделяя ароматы в окружающую среду [6, с. 52]. Ароматизированный материал — совершенно инновационное открытие, которое ещё дорабатывается и совершенствуется.

Все ароматы имеют в своей основе природные растительные масла. Природа всегда была источником вдохновения для творцов и создателей. По замыслу авторов проекта в центре торгового помещения расположено дерево как символ роста, сезонного умирания и возрождения. Деревья обладают магическими свойствами, заложенными в самой их природе, они притягивают к себе, дают энергию. Ароматы тоже обладают магией притяжения, способностью рождать гармонию, покой или возбуждение. С помощью древа жизни человечество поднимается к духовному просветлению, спасению. В качестве творческого эксперимента дизайн интерьера бутика выполнен в виде выставочного зала. Он больше напоминает не торговый, а музейный зал.

Цель проекта – погрузить посетителя не в коммерческий процесс, а создать ощущение музейной ценности бренда как произведения искусства. Падающие шёлковые ткани с верхушки дерева напоминают ветви и плоды. Они выполнены из шелка различных цветов, пропитанного ароматами духов Chanel. Каждая шёлковая «ветвь» имеет свой аромат.

Шелк – материал, который хорошо сохраняет запахи. Придание ощутимых ароматизированных характеристик текстилю является сложной задачей. Есть разные способы введения ароматического масла в текстиль. Современная технология микрокапсулирования является актуальным процессом, в результате которого получаются капсулы размером от менее одного микрона до нескольких сотен микрон. Они обычно наносятся путем набивки или распыления, поскольку из-за их небольшого размера в 3-8 микрон они вплетаются в ткань. Микрокапсулирование может в некоторой степени эффективно контролировать скорость высвобождения ароматических соединений [6, с. 60].

По периметру пространства, чтобы создать аналогию с музеем, в рамах расположены полотна ароматизированной таписсерии. Плоскостной настенный ковёр превратился в сложное синтетическое произведение искусства с абстрактными изображениями [4, p. 155]. Таписсерии помещены в лаконичные чёрные рамы, напоминающие об имидже бренда «Chanel». Таким образом, сохраняется визуальная связь с продукцией бренда. Таписсерии пропитаны духами методом микрокапсуляции, каждому абстрактному изображению соответствует «свой» аромат. Рядом с картиной расположена этикетка с названием духов. Посетитель может увидеть «цвет как изображение аромата». Располагая ароматизированную таписсерию в интерьере торгового пространства, можно произвести незабываемые впечатления на потребителя, являющиеся ключом к открытию философии бренда.

Наряду с запахом, для завершения сенсорного эксперимента в пространстве очень важна роль звука. Так, Септимус Пьесс (Septimus Piesse) применил термин «ноты» к запахам, а также ввел термины «Accord», «гармония» и «прогрессия» – все метафоры, которые сейчас актуальны в парфюмерной индустрии. С. Пьесс предположил, что «звуки влияют на обонятельные нервы в определенной степени», и что «в запахах присутствуют также, как и в музыке октавы» [10, p. 41]. В соответствии с его теорией, в пространстве будет создано определенное сочетание звуков, аккордов, которые будут сопровождать каждый аромат в отдельности с помощью звуковых датчиков движения. При приближении посетителя к продукции возникнет музыкальный фон. Каждому отдельному аромату будет соответствовать свой, особенный аккорд, индивидуальное музыкальное дыхание. Таким образом, посетитель этого необычного музея, расположенного в интерьере торгового зала, получит незабываемый мультисенсорный опыт. Аромат Chanel можно будет не только вдохнуть, но ещё и увидеть, услышать и прикоснуться к нему. 

Выводы

Сенсорный маркетинг является одним из основных генераторов имиджа бренда в сознании покупателя благодаря его влиянию на память и эмоции. Поэтому существует настоятельная необходимость создания нового механизма формирования имиджа бренда для воздействия на потребителя и увеличения числа продаж. В данном проекте была предложена новая концепция презентации бренда через мультисенсорный дизайн интерьера с использованием ароматизированного текстиля и шелковой таписсерии. Такой подход к созданию безупречного имиджа бренда в дизайне интерьеров торговых пространств очень перспективен и исследование будет продолжено.

Список литературы 

  1. Джанджугазова Е.А. Инновационный комплекс маркетинга гостиницы: «Семь чувственных нот гостеприимства» // Российские регионы: взгляд в будущее. 2015. № 3(4), 2015. С. 17-27.
  2. Уваров В.Д. Таписсерии, сотканные на мануфактуре Гобеленов и мастерских Уильяма Морриса // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 2: Искусствоведение. Филологические науки. 2019. № 1. С. 59-64.
  3. Уваров В.Д. Творчество польских художников-таписсьеров как часть славянской культуры // Вестник славянских культур. 2018. Т. 50. С. 266-273
  4. Уваров В.Д. Знаковая символика в искусстве таписсерии. Дизайн, технологии и инновации в текстильной и легкой промышленности (ИННОВАЦИИ-2018). Сборник материалов Международной научно-технической конференции. Часть 4. М.: ФГБОУ ВО РГУ им. А.Н. Косыгина, 2018. С. 167-171.
  5. Buchbauer G. Fragrance Compounds and Essential Oils with Sedative Effects upon Inhalation // American Pharmaceutical Association. 1993. № 52. pp. 560-664.
  6. Jellinek J.S. Odours and Perfumes as a System of Signs // Perfumes. Springer, Dordrecht. 1994. pp. 51-60.
  7. Krishna A. An Introduction to Sensory Marketing. In A. Krishna. (Ed), Sensory Marketing: Research on the sensuality of products. New York: Taylor and Francis Group, 2010, pp. 1-13.
  8. Mendapara S., Karolia A. Application of Antimicrobial and Fragrance Finish in Combination by Microencapsulation on Cotton Fabric // Journal of the Textile Association. 2005. № 66(4). p. 155-159.
  9. Norman D.A. Emotional design: Why we love (or hate) everyday things. New York: Basic Civitas Books, 2004. pp. 78-83.
  10. Piesse G.W. The Art of Perfumery and the Methods of Obtaining the Odors of Plants: With Instructions for the Manufacture of Perfumes for the Handkerchief, Scented Powders, Odorous Vinegars, Dentifrices, Pomatums, Cosmetics, Perfumed Soap, Etc., to which is Added an Appendix on Preparing Artificial Fruit-essences. Philadelphia:  Lindsay & Blakiston, 1867. pp. 41-43.
  11. Wang C.X., Chen S.L. Aromachology and its Application in the Textile Field // Fibres & Textiles in Eastern Europe. 2005. Vol. 13. № 6. pp. 41-44.

References

  1. Dzhandzhugazova E.A. Innovatsionnyy kompleks marketinga gostinitsy: «Sem chuvstvennykh not gostepriimstva» (Innovative hotel marketing package: «Seven sensual notes of hospitality»), Rossiyskie regiony: vzglyad v buduschee, 2015, no 3(4), 2015, pp. 17-27.
  2. Uvarov V.D. Tapisserii, sotkannye na manufakture Gobelenov i masterskikh Uilyama Morrisa (Tapisseries woven in the Tapestry Manufactory and workshops of William Morris), Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta tekhnologii i dizayna. Seriya 2: Iskusstvovedenie. Filologicheskie nauki, 2019, no 1, pp. 59-64.
  3. Uvarov V.D. Tvorchestvo polskikh khudozhnikov-tapisserov kak chast slavyanskoy kultury (The work of Polish tapissier artists as part of Slavic culture), Vestnik slavyanskikh kultur, 2018, Vol. 50, pp. 266-273.
  4. Uvarov V.D. Znakovaya simvolika v iskusstve tapisserii. Dizayn, tekhnologii i innovatsii v tekstilnoy i legkoy promyshlennosti (INNOVATSII-2018) (Iconic symbols in the art of Tapisserie. Design, technology and innovation in the textile and light industry). Sbornik materialov Mezhdunarodnoy nauchno-tekhnicheskoy konferentsii. Chast 4. Moscow: FGBOU VO RGU im. A.N. Kosygina, 2018. pp. 167-171.
  5. Buchbauer G. Fragrance Compounds and Essential Oils with Sedative Effects upon Inhalation, American Pharmaceutical Association. 1993. № 52. pp. 560-664.
  6. Jellinek J.S. Odours and Perfumes as a System of Signs, Perfumes. Springer, Dordrecht. 1994.
  7. Krishna A. An Introduction to Sensory Marketing. In A. Krishna. (Ed), Sensory Marketing: Research on the sensuality of products. New York: Taylor and Francis Group, 2010, pp. 1-13.
  8. Mendapara S., Karolia A. Application of Antimicrobial and Fragrance Finish in Combination by Microencapsulation on Cotton Fabric, Journal of the Textile Association. 2005. № 66(4). p. 155-159.
  9. Norman D.A. Emotional design: Why we love (or hate) everyday things. New York: Basic Civitas Books, 2004. pp. 78-83.
  10. Piesse G.W. The Art of Perfumery and the Methods of Obtaining the Odors of Plants: With Instructions for the Manufacture of Perfumes for the Handkerchief, Scented Powders, Odorous Vinegars, Dentifrices, Pomatums, Cosmetics, Perfumed Soap, Etc., to which is Added an Appendix on Preparing Artificial Fruit-essences. Philadelphia:  Lindsay & Blakiston, 1867. pp. 41-43.
  11. Wang C.X., Chen S.L. Aromachology and its Application in the Textile Field, Fibres & Textiles in Eastern Europe, 2005, Vol. 13, no 6, pp. 41-44.

Рецензент: 

Дубоносова Елена Александровна - АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопоповский переулок, 9), кандидат технических наук, доцент, popadko73@inbox.ru.

Dubonosova Elena Aleksandrovna - Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129090, Moscow, Protopopovskiy lane, 9), candidate of Technical Sciences, Associate Professor, popadko73@inbox.ru.

Работа поступила в редакцию: 16.12.2020 г.