Смирнова М.А., Давлетшина Л.Ф. Путевые зарисовки как метод отображения эстетического восприятия окружающего мира художником

Образец ссылки на эту статью: Смирнова М.А., Давлетшина Л.Ф. Путевые зарисовки как метод отображения эстетического восприятия окружающего мира художником // Бизнес и дизайн ревю. 2021. № 1 (21). С. 10. 

УДК 741.021.4 

ПУТЕВЫЕ ЗАРИСОВКИ КАК МЕТОД ОТОБРАЖЕНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ХУДОЖНИКОМ 

Смирнова Маргарита Александровна 

ФБГОУ ВО Гжельский государственный университет, Россия, Гжель (140155, Московская область, Раменский район, пос. Электроизолятор, 67), профессор, кафедра изобразительного искусства и народной художественной культуры», strelez-45@bk.ru, +7-916-156-03-06. 

Давлетшина Лилия Фирдусовна 

ФБГОУ ВО Гжельский государственный университет, Россия, Гжель (140155, Московская область, Раменский район, пос. Электроизолятор, 67), студент 2 курса бакалавриата, направление подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», ya.liliyadavlet@yandex.ru, +7-950-945-01-16.

Аннотация. Потребность фиксировать и передавать другому человеку информацию: слова, чувства, мысли была у человека всегда, человек – существо социальное. Вербальное и невербальное общение – основа коммуникации между людьми. Общение художника со зрителем – в композиции, идее, передаче эмоций его произведения. Процесс формирования и становления личности художника продолжается в течении всей жизни. Успешность творчества профессионального художника и мастера во многом зависит от его визуального художественного восприятия. Главный научный результат: в статье показано как художественное восприятие творца формирует навык создания эстетического художественного образа. Это не пассивный повтор картины окружающего мира, а создание на основе увиденного через анализ, синтез и обобщение уникальной и гармоничной композиции.

Ключевые слова: рисунок; графика; творчество; эстетическое восприятие; зарисовки в пути; художественно-графические материалы. 

TRAVEL SKETCHES AS A METHOD OF DISPLAYING THE ARTIST'S AESTHETIC PERCEPTION OF THE WORLD AROUND THEM 

Smirnova Margarita Aleksandrovna 

Gzhel State University, Russia, Gzhel (140155, Moscow region, Ramensky district, village of Elektroizolyator, 67), Professor, Department of fine arts and folk art culture, strelez-45@bk.ru, +7-916-156-03-06. 

Davletshina Liliya Firdusovna 

Gzhel state University, Russia, Gzhel (140155, Moscow region, Ramensky district, village of Elektroizolyator, 67), 1st year undergraduate student, specialty " Decorative and applied arts and crafts", ya.liliyadavlet@yandex.ru, +7-950-945-01-16.

Abstract. The need to record and transmit information to another person: words, feelings, thoughts has always been with a person, a person is a social being. Verbal and nonverbal communication is the basis of communication between people. The artist's communication with the audience is in the composition, idea, and transfer of emotions of his work. The process of formation and formation of the artist's personality continues throughout his life. The success of the work of a professional artist and master largely depends on his visual artistic perception. Artistic perception of the Creator forms the skill of creating an aesthetic artistic image. This is not a passive repetition of the picture of the surrounding world, but the creation of a unique and harmonious composition based on what you see through analysis, synthesis and generalization.

Keywords: drawing; graphics; creativity; aesthetic perception; sketches on the way; artistic and graphic materials. 

Введение

Мир прекрасен в своем разнообразии. Мир удивителен для интересующихся и умеющих видеть, мир путешествий часто открывает нам взгляд художника. «Пауза на рисование позволяет в первую очередь замедлиться и притихнуть, в какой-то момент даже слиться с окружающей средой и стать ее частью» [3]. Зарисовки окружающего мира и наброски фигур людей и животных, незамысловатых бытовых сцен и полных драматизма моментов охоты берут свое начало с древних времен. Первобытный художник передавал окружающую действительность быстрыми и простыми линиями, подчеркивающими красоту пейзажа, необыкновенный силуэт распускающегося цветка, утонченность, грацию или неповоротливость определенного животного, завораживающий своей грациозностью певучий полет стаи птиц.

Уже в первых рисунках были применены условные приемы изображения: декоративные элементы в виде точек, палочек, кружочков, различных упрощенных знаков, способы очерчивания контура предмета, животного или человека на подходящей поверхности: в жилище, в пещере, на скалах, порой неплохо сохранившиеся и до наших дней. Таким образом «…в процессе создания стилизованного рисунка применяются декоративные условные приемы для выражения характера и пластического образа натуры» [1, с. 16].

Позже, в эпоху Возрождения, появилось ясное разделение понятий быстрого и длительного рисунка, каждый из которых преследовал свои цели и задачи. Длительный рисунок предполагал глубокий анализ и точную проработку всех деталей, а набросок отображал общее впечатление, пропорции и образ, запомнившийся художнику.

Цель исследования – анализ метода эстетического восприятия отображения окружающего мира художником при выполнении путевых зарисовок. 

Объект исследования – метод эстетического восприятия отображения окружающего мира художником при выполнении путевых зарисовок.

Предмет исследования – процесс выполнения зарисовок, выполняемых художником в путешествиях.

Задачи для решения поставленной цели:

  • рассмотреть роль рисунка в эстетическом восприятии действительности;
  • определить графические материалы и способы рисования в пути;
  • исследовать возможности формирования творческого восприятия окружающего мира художником. 

Методы исследования: визуальное восприятие, сравнительный анализ, обобщение, исследование и синтез художественно-графических приемов.

Результаты исследования и их обсуждение

Зарисовки в пути – очень хорошая практика для художника, от студента до мастера – профессионала. Для начинающего творца она полезна тем, что тренирует глазомер, учит выделять главное в натуре, будь то фигура человека или пейзаж, и постепенно оттачивает способность быстро выстраивать композицию в листе. Для мастеров это постоянная тренировка руки, чтобы не ослабевали имеющиеся навыки и возможность совершенствовать ее виртуозность, уверенность и точность. «Главное – ваши впечатления от увиденного и опыт создания картин. Именно так, шаг за шагом, будет пополняться ваш бесценный личный художественный архив» [8].

Роль рисунка в формировании эстетического восприятия, мировоззрения художника сложно переоценить. Под художественным восприятием понимается эстетическое ощущение действительности с целью создания художественного произведения, а также восприятие существующих произведений искусства. Микеланджело, гениальный скульптор эпохи Возрождения говорил: «Рисунок, который иначе называют искусством наброска, есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок является источником и душой всех видов живописи, и корнем всякой науки. Тому, кто так много достиг, что овладел рисунком, я скажу, что он владеет ценным сокровищем, потому что он может создавать образы более высокие, чем любая башня, равно как кистью, так и разумом, и не встретит стены, которая не была бы слишком узка и мала для безграничности его фантазии» [Цит. по: 7]. Итак, не вступая в спор с гением, соглашаемся, и даже утверждаем, что в основе всех видов изобразительных искусств лежит рисунок.

Известные великие мастера рисунка: А.А. Дюрер, Леонардо да Винчи, Д.Б. Пиранези, А.А. Иванов, В.А. Серов, И.Е. Репин, А.А. Дейнека и многие другие оставили человечеству богатейшее собрание набросков и зарисовок, изучая которые можно увидеть вдумчивый анализ формы, построение ее конструкции и передачу характера. В музейных экспозициях мы можем увидеть зарисовки пейзажей, архитектуры, животных, наброски бытовых и уличных сцен, портреты современников. Многие работы настолько выразительны и композиционно-органичны, а образ настолько передает состояние, психологию и характер того или иного портрета, сюжета, что эти зарисовки вправе считать законченными самостоятельными произведениями.

Практика частого рисования зарисовок и набросков качественно формирует навык создания мастером художественного образа, что в конечном итоге посредством экспозиций и выставок служит формированию эстетического взгляда на окружающий мир у большого количества людей. Во время рисования важно определиться с целью и задачами; понять, что больше всего привлекает в натуре, на чем хочется акцентировать свое внимание; «…чтобы убедительно изобразить предмет, его следует изучить досконально» [2, с. 14], выделить простое из сложного. В попытке найти образность показывается глубина авторской мысли, открывается характер художественного образа.

Не менее важно грамотно подобрать материал для выполнения зарисовки, наиболее подходящий для выражения этого художественного образа.  Например, если художник хочет выделить образ портретируемого человека, он может выполнить линейный набросок, схватывающий основные черты лица, одежды и прочего, и в результате получить легкий и вместе с тем понятный портрет. Воодушевить и вдохновить художника может многое: цвет, форма, характер, ритмы. Но рисовать и находиться в пути означает быть в постоянном движении: стремительно меняющегося пейзажа за окном поезда, не стоящих неподвижно животных, часто меняющих позу сидящих в электричке людей, да и вибрация вагона не облегчает работу художника, поэтому при выполнении зарисовки скорее всего по силам выполнить только одну задачу. В движении, быстрых скетчах важно сохранить красоту линии, легкость. Необходимо попытаться передать впечатление, то самое, к которому стремились импрессионисты.

Можно подумать, что в дороге сложно использовать различные художественно-графические материалы, потому что путь предполагает минимальный багаж за спиной. На самом деле эта практика предоставляет широкий выбор средств – от карандаша, фломастера, линера до палочки угля или сепии, все зависит от того, сколько времени можно потратить на зарисовку.



Самый известный способ, являющийся популярным во все времена –  рисование обычным графитным карандашом (рисунки 1-3). Этот материал дает возможность делать как линейные наброски, так и работы с разработкой светотени. Здесь можно играть с толщиной линии и степенью нажатия, а также мягкости самого графита и работы ластиком, что дает возможность акцентировать светлые и темные пятна на листе бумаги, убедившись «в светотональной целостности композиции» [5, с. 57].



Более современный, но не менее часто используемый способ – рисование черной ручкой. Данный метод учит точности и уверенности, так как эту зарисовку будет сложно подправить позже. Художник не может изменить толщину линии, (забыты перьевые ручки, да и в условиях работы в поездке, это очень сложно), зато тонкие линии создают легкость в работе, тем самым ее будет сложно перегрузить. Интересно сочетание черной ручки с белым угольком или маркером на тонированной бумаге. Также линию ручки можно использовать в качестве линейного контура с последующей доработкой цветными карандашами или мелками (рисунок 4).



Существует еще один увлекательный метод – рисование белилами или белым мелком. Данная техника всегда используется в рисовании только на тонированной бумаге и желательно на темной. Лучше всего работать выделением света. Путем акцентирования световых пятен получаются атмосферные, воздушные и лучезарные работы.

Интересный и тонально богатый вариант исполнения рисунков – рисование с использованием мягких материалов. Этот способ привлекателен широким спектром действий. Обычным углем можно передать тонкие градации светлого и темного, используя прокладку пятен и легкую прорисовку деталей. В мягком материале можно играть не только толщиной линии, степенью нажатия мелка, но и использовать разные оттенки цвета. С помощью кисти руки и пальца можно выполнить растяжку, смешивать цвета, делая их более глубокими. Соус, сангина, уголь, акварельные или восковые мелки, пастель имеют приятную структуру и оставляют красивую шероховатость на поверхности бумаги, что создает определенный лейтмотив. На основе путевых зарисовок при доработке в мастерской профессиональный художник создает целые серии увлекательных путешествий в мир графики (Рис. 5). «Процесс рисования – это процесс познания, это путешествие, в котором узнаешь новое о характерах и жизни изображаемых героев. Человек, рисуя, непроизвольно вникает в события, происходящие в то время. Он начинает лучше понимать характеры и жизнь изображаемых героев. А как иначе? Художник должен понимать, что он пытается изобразить, нарисовать, а в дальнейшем творческом пути – придумать» [4, с. 417]. И это те качества произведения, которые «являются носителями эстетических ценностей, духовной наполненности, жизненности художественных образов» [5, с. 72].



Выводы

В целом путевые зарисовки – это большая свободная площадка для творчества, в которой играя и комбинируя материалами и форматами листа, художник может легко и интересно выражать себя, находить новые композиции и вдохновляться на большие законченные произведения.  А дорога – прекрасная возможность художнику понаблюдать за настоящей жизнью: не «постановочными» натюрмортами, застывшим ландшафтом, а постоянно меняющимся сельским и индустриальным пейзажем, спешащими в суете жизни людьми, игрой света и тени вне мастерской. «Исследуя, ощупывая мир вокруг нас кончиком карандаша, мы получаем от него намного больше – глубины, красоты, радости, впечатлений, смыслов. Вы заметите, что ваш взгляд больше не скользит быстро и равнодушно вокруг – он теперь умеет задерживаться, рассматривать, любоваться и анализировать» [6].

Таким образом, в изобразительном искусстве заключен большой потенциал для воспитания воображения, интуиции, ассоциативного, образного мышления, увлечения творчеством. Роль профессионального художника состоит в формировании эстетического восприятия окружающего мира, в том числе и через эскизы, идеи, наброски, зарисовки, созданные в пути. «Возможность видеть мир в картинках – вот что такое рисование. И это придаёт путешествию совершенно особенный вкус» [6]. Дорога искусства открыта для всех.

Список литературы 

  1. Бегидова С.Н., Василенко П.Г. Стилизованное рисование как особый вид художественного творчества // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2016. № 3 (183). С. 15-21.
  2. Василенко Е.В., Василенко П.Г., Фурсов А.И. Академический рисунок – основа образования в сфере дизайна и изобразительного искусства // Modern Science. 2019. № 9-2. С. 14-16.
  3. Зачем рисовать в путешествиях. URL: https://zen.yandex.com/media/tessaart/zachem-risovat-v-puteshestviiah-5e712d7232c2634f5168a Электронный ресурс (дата обращения 26.10.2020).
  4. Смирнова М.А., Савельева Е.В. Опыт реализации задач патриотического воспитания в рамках дисциплин гуманитарного и художественного циклов // ЦИТИСЭ. 2019. № 4. С. 408-422.
  5. Паранюшкин Р.В. Композиция: теория и практика изобразительного искусства /Р. Паранюшкин. Изд. 2-е. Ростов н/Д: Феникс, 2005. 79 с.
  6. Путешествие с рисованием. Часть 1. Зачем рисовать в поездке? URL: https://zen.yandex.ru/media/prostoart/puteshestvie-s-risovaniem-chast-1-zachem-risovat-v-poezdke-5d296902fe289100adea972d //Электронный ресурс (дата обращения 26.10.2020).
  7. Франсиско де Ольянда. Четыре диалога о живописи (1548). Перевод А.Г. Габричевского // Мастера искусства об искусстве. М.: Искусство. Т. 2. 1966. С. 197.
  8. Шайнбергер Ф. Скетчи без границ. Смелые зарисовки в дороге, в городе, на пляже и где угодно. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. С. 160.

References 

  1. Begidova S.N., Vasilenko P.G. Stilizovannoe risovanie kak osobyy vid hudozhestvennogo tvorchestva (Stylized drawing as a special kind of artistic creativity), Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psikhologiya, 2016, № 3 (183), p. 15-21.
  2. Vasilenko E.V., Vasilenko P.G., Fursov A.I. Akademicheskiy risunok – osnova obrazovaniya v sfere dizayna i izobrazitelnogo iskusstva (Academic drawing-the basis of education in the field of design and fine arts), Modern Science, 2019, № 9-2, p. 14-16.
  3. Zachem risovat v puteshestviyah (Why draw when traveling). URL: https://zen.yandex.com/media/tessaart/zachem-risovat-v-puteshestviiah-5e712d7232c2634f5168a985. Elektronnyy resurs (data obrashcheniya 26.10.2020).
  4. Smirnova M.A., Saveleva E.V. Opyt realizatsii zadach patrioticheskogo vospitaniya v ramkakh distsiplin gumanitarnogo i hudozhestvennogo ciklov (Experience in implementing the tasks of patriotic education within the disciplines of the humanities and art cycles), CITISE, 2019, № 4, р. 408-422.
  5. Paranyushkin R.V. Kompozitsiya: teoriya i praktika izobrazitelnogo iskusstva (Composition: theory and practice of fine art)/R. Paranyushkin. Izd. 2-e. Rostov n/D: Feniks, 2005. 79 p.
  6. Puteshestvie s risovaniem (Travel with Drawing). Chast 1. Zachem risovat v poezdke? URL: https://zen.yandex.ru/media/prostoart/puteshestvie-s-risovaniem-chast-1-zachem-risovat-v-poezdke-5d296902fe289100adea972d //Elektronnyy resurs (data obrashcheniya 26.10.2020).
  7. Fransisko de Olyanda. Chetyre dialoga o zhivopisi (Four dialogues about painting) (1548). Perevod A.G. Gabrichevskogo, Mastera iskusstva ob iskusstve. M.: Iskusstvo. T. 2. 1966. p. 197.
  8. Shaynberger F. Sketchi bez granicts. Smelye zarisovki v doroge, v gorode, na plyazhe i gde ugodno (Sketches without borders. Bold sketches on the road, in the city, on the beach and anywhere). M.: Mann, Ivanov i Ferber, 2019. p. 160.

Рецензент:

Рымшина Татьяна Алексеевна - АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопоповский переулок, 9), кандидат искусствоведения, доцент, заведующая кафедрой изобразительных искусств, член ВТО ОО «Союз художников России», trymshina@mail.ru, +7-926-440-57-96.

Rymshina Tatyana Alekseevna - Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129090, Moscow, Protopopovskiy lane, 9), candidate of study of art, associate professor, manager of department of fine arts, member of WTO OO «Union of artists of Russia» of trymshina@mail.ru, +7-926-440-57-96.

Работа поступила в редакцию: 22.12.2020 г.