Шамшина Л.М., Самсонова В.В. Картины Винсента Ван Гога как источник вдохновения для дизайнеров одежды
Шамшина Л.М., Самсонова В.В. Картины Винсента Ван Гога как источник вдохновения для дизайнеров одежды
Образец ссылки на эту статью: Шамшина Л.М., Самсонова В.В. Картины Винсента Ван Гога как источник вдохновения для дизайнеров одежды // Бизнес и дизайн ревю. 2021. № 1 (21). С. 13.
УДК 7.05
КАРТИНЫ ВИНСЕНТА ВАН ГОГА КАК ИСТОЧНИК ВДОХНОВЕНИЯ ДЛЯ ДИЗАЙНЕРОВ ОДЕЖДЫ
Шамшина Любовь Михайловна
АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопоповский переулок, 9), член Союза дизайнеров России, доцент кафедры дизайна костюма, l.shamshina@gmail.com, +7-903-584-88-04.
Самсонова Вера Валерьевна
АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протоповский переулок, 9), декан Факультета дизайна и моды, verasamsonova@mail.ru, +7-903-182-18-95.
Аннотация. Объект исследования – творчество нидерландского художника - постимпрессиониста Винсента Ван Гога. Предмет исследования - концепция проектирования моделей одежды под влиянием его творчества. Приведены примеры как дизайнеры и Дома моды черпали вдохновение в произведениях художника. Главный научный результат: авторы доказали, что творчество Винсента Ван Гога может служить источником вдохновения для дизайнеров при создании и современных коллекций одежды. Авторы убеждают читателей, что такой подход имеет прикладной характер, а эффективность проекта будет заключаться в повышении интереса к историческим истокам и традициям стиля в одежде, повышении эстетических качеств современных моделей.
Ключевые слова: Винсент Ван Гог; дизайн одежды; постимпрессионизм; техника импасто.
VINCENT VAN GOG'S PAINTINGS AS A SOURCE OF INSPIRATION FOR CLOTHING DESIGNERS
Shamshina Lyubov Mikhaylovna
Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129090, Moscow, Protopopovsky Lane of 9), member of the Union of designers of Russia, associate professor of design of a suit, l.shamshina@gmail.com, +7-903-584-88-04.
Samsonova Vera Valerevna
Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129090, Moscow, Protopopovsky Lane of 9), Dean Of the faculty of design and fashion, verasamsonova@mail.ru, +7-903-182-18-95.
Abstract. The object of the research is the work of the Dutch post-impressionist artist Vincent Van Gogh. The subject of research is the concept of designing clothing models under the influence of his creativity. Examples of how designers and fashion houses drew inspiration from the artist's works are given. The main scientific result: the authors have proven that the work of Vincent Van Gogh can serve as a source of inspiration for designers when creating modern clothing collections. The authors convince readers that such an approach has an applied character, and the effectiveness of the project will consist in increasing interest in the historical origins and traditions of style in clothes, increasing the aesthetic qualities of modern models.
Key words: Vincent Van Gogh; clothing design; post-impressionism; impasto technique.
Введение
Актуальность темы нашего исследования обусловлена усиливающимся с каждым годом влиянием дизайна на социальную культурную сферу жизни. Он формирует ценностную картину мира, поддерживает традиции, вырабатывает новые тенденции, создает комфорт и уют, придает жизни стабильность.
Настоящая статья является частью большого проекта - научно-исследовательской работы «Разработка авторской коллекции одежды под влиянием творчества Винсента Ван Гога», выполненной на факультете Дизайна и моды АНО ВО «Институт дизайна и моды». Данный проект имеет прикладной характер, предполагает разработку линии женской одежды, отвечающей всем требованиям и направлениям современной моды, созданной под влиянием творчества нидерландского художника - постимпрессиониста Винсента Ван Гога (Vincent van Gogh), а источником вдохновения для создания авторской коллекции послужила картина «Ирисы», написанная в 1889 г.
Интерес к творчеству Винсента Ван Гога в нашей стране огромен. Еще в советский период было опубликовано несколько монографических исследований, посвященных художнику [2; 5]. Свет увидели и переводные работы иностранных авторов [6; 8]. В последние годы искусствоведы написали немало статей, посвященных творчеству Винсента Ван Гога [1, с. 30-36; 4, с. 462-465; 7 с. 274-275]. Ряд исследований опубликован за рубежом [9, 10]. Однако тема влияния его творчества на моду до сих пор не получила достойного освещения. В настоящей статье предпринимается попытка восполнить этот пробел.
Цель исследования: изучение и исследование творчества Винсента Ван Гога и поиск следов его воплощения в различных моделях одежды.
Методы исследования
В процессе работы применялись такие методы, как сравнительный анализ, классификация, фотофиксация, зарисовки, наблюдение, ретроспективный анализ, графоаналитические методы, проектный эксперимент.
Результаты исследования и их обсуждение
Винсент Ван Гог – один из ярких представителей такого течения в искусстве как постимпрессионизм [3, с. 135]. Как известно, гениальность художник была признана только после его смерти. Великий Ив Сен Лоран, основатель Модного Дома Yves Saint Laurent, первым понял, что моду на Ван Гога надо использовать. В 1988 г. он представил публике коллекцию жакетов с вышитыми подсолнухами и ирисами Винсента Ван Гога.
Жакет с подсолнухами от Yves Saint-Laurent - яркий пример изо-шока, подвергающего зрителя чувственному воздействию, опытно выверенному и математически рассчитанному на определенное эмоциональное потрясение воспринимающего.
Соединение двух визуальных образов - цветов Ван Гога и жакета «от кутюр» - представляет собой частную операцию "монтажа аттракционов" (термин авангардной эстетики XX в.) Ценность его заключается в том, что «монтаж аттракционов» обеспечивает решение сверхзадачи - представить системную сложность окружающего мира и увлечь идеей всеобщей взаимосвязанности. «Монтаж аттракционов», развлекая, увлекает процессом угадывания и узнавания.
Вышивка виртуозно имитирует знаменитую технику импасто, которой Ван Гог владел, возможно, лучше, чем кто-либо из художников. Термин происходит от итальянского pasto, что означает густо наложенный слой краски с отпечатками того инструмента, которым она наносилась, как правило, это кисть или нож-мастихин. Такая техника позволяет создать мощный объемный эффект - изображение кажется выступающим из холста.
В 1987 г. «Ирисы» стали самой дорогой картиной, установив рекорд, который продержался на протяжении двух с половиной лет. «Ирисы» продали Алану Бонду за 53,9 миллиона долларов, но покупатель не смог завершить сделку, и в 1990 г. шедевр был перепродан музею Гетти в Лос-Анджелесе.
В наше время произведения Ван Гога для своего вдохновения используют такие дизайнеры и модные дома, как Ашиш Гупта, Каролина Эррера, Viktor & Rolf и многие другие.
С легким налетом экзотики (в пестрых тканях, в обнажающих тело дырках между элементами пэчворка), выдающаяся коллекция Maison Martin Margiela стала для дизайнера Маттье Блази — поводом выйти из тени.
Некоторые творения дизайнера были выполнены в восточном экзотичном стиле, а платье с вышивкой в виде ирисов по мотивам картины Ван Гога было просто очаровательны.
Модный дом «Herve Leger». Азриа «заметил» Ван Гога в коллекции 2010 г. Кутюрье взял за основу картину «Звездная ночь». Но создал не просто платья и блузы с принтами работы Ван Гога. Знаменитая картина в руках модельера превратилась в потрясающий трансформер.
Кейт и Лаура Малливи из Rodarte и производитель Барби Mattel, будто сговорившись, одновременно обратились к искусству. И дуэт, и компания создали платья с принтом в виде одной из самых известных картин Винсента Ван Гога — «Звездная ночь». Только первые сопроводили его мрачным макияжем и подобием баски, а вторые оформили в духе платьев из 1950-х годов и надели на куклу-блондинку.
В 2010 г. «Подсолнухи» Ван Гога появились в коллекции свадебных платьев от Carolina Herrera. Белый струящийся шелк будто поле, на котором появляются подсолнухи, соломенная шляпка, букет подсолнухов в руках. В 2012 г. знаменитые «Подсолнухи» украсили длинные женственные сарафаны от Rodarte и пышные платья с открытыми плечами.
На Лондонской неделе моды в 2012 г. Ашиш Гупта произвел фурор «Подсолнухами» Винсента Ван Гога. Новатор высокой моды Ашиш Гупта как бы разобрал культовую картину на составляющие, а затем стал собирать по своему усмотрению. Так подсолнухи появились не только на юбках, платьях, топах, жакетах, куртках и прочей женской одежде, но и буквально выросли из ботинок.
Выводы
Многочисленные примеры, приведенные в статье, говорят о том, что творчество Винсента Ван Гога не раз становилось источником вдохновения для модельеров. И совсем неслучайно, что труды мастера стали источником и для создания коллекции, создаваемой в Институте бизнеса и дизайна в рамках научно-исследовательской работы. И практическим результатом данного исследования станет разработка дизайнерских коллекций мужской и женской одежды на основе изучения творчества Винсента Ван Гога. Что касается эффективности данной работы, то она будет заключаться в повышении интереса к историческим истокам и традициям стиля в одежде, усилении эстетического контента современных моделей.
Список литературы
References
Рецензент:
Уваров Виктор Дмитриевич - Российский экономический университет им. С.Г. Плеханова, Москва, Россия (117997, Москва, Стремянный пер., д. 36), доктор искусствоведения, профессор кафедры рекламы, связей с общественностью и дизайна. E-mail: artuwaroff@yandex.ru, + 7-909-155-63-25.
Uvarof Victor Dmitrievich - Russian University of Economics. S.G. Plekhanova, Moscow, Russia (117997, Moscow, Stremyanny lane, 36), doctor of Science (History of art), professor of advertising, public relations and design, e-mail: artuwaroff@yandex.ru, + 7-909-155-63-25.
Работа поступила в редакцию: 10.09.2020 г.
УДК 7.05
КАРТИНЫ ВИНСЕНТА ВАН ГОГА КАК ИСТОЧНИК ВДОХНОВЕНИЯ ДЛЯ ДИЗАЙНЕРОВ ОДЕЖДЫ
Шамшина Любовь Михайловна
АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопоповский переулок, 9), член Союза дизайнеров России, доцент кафедры дизайна костюма, l.shamshina@gmail.com, +7-903-584-88-04.
Самсонова Вера Валерьевна
АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протоповский переулок, 9), декан Факультета дизайна и моды, verasamsonova@mail.ru, +7-903-182-18-95.
Аннотация. Объект исследования – творчество нидерландского художника - постимпрессиониста Винсента Ван Гога. Предмет исследования - концепция проектирования моделей одежды под влиянием его творчества. Приведены примеры как дизайнеры и Дома моды черпали вдохновение в произведениях художника. Главный научный результат: авторы доказали, что творчество Винсента Ван Гога может служить источником вдохновения для дизайнеров при создании и современных коллекций одежды. Авторы убеждают читателей, что такой подход имеет прикладной характер, а эффективность проекта будет заключаться в повышении интереса к историческим истокам и традициям стиля в одежде, повышении эстетических качеств современных моделей.
Ключевые слова: Винсент Ван Гог; дизайн одежды; постимпрессионизм; техника импасто.
VINCENT VAN GOG'S PAINTINGS AS A SOURCE OF INSPIRATION FOR CLOTHING DESIGNERS
Shamshina Lyubov Mikhaylovna
Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129090, Moscow, Protopopovsky Lane of 9), member of the Union of designers of Russia, associate professor of design of a suit, l.shamshina@gmail.com, +7-903-584-88-04.
Samsonova Vera Valerevna
Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129090, Moscow, Protopopovsky Lane of 9), Dean Of the faculty of design and fashion, verasamsonova@mail.ru, +7-903-182-18-95.
Abstract. The object of the research is the work of the Dutch post-impressionist artist Vincent Van Gogh. The subject of research is the concept of designing clothing models under the influence of his creativity. Examples of how designers and fashion houses drew inspiration from the artist's works are given. The main scientific result: the authors have proven that the work of Vincent Van Gogh can serve as a source of inspiration for designers when creating modern clothing collections. The authors convince readers that such an approach has an applied character, and the effectiveness of the project will consist in increasing interest in the historical origins and traditions of style in clothes, increasing the aesthetic qualities of modern models.
Key words: Vincent Van Gogh; clothing design; post-impressionism; impasto technique.
Введение
Актуальность темы нашего исследования обусловлена усиливающимся с каждым годом влиянием дизайна на социальную культурную сферу жизни. Он формирует ценностную картину мира, поддерживает традиции, вырабатывает новые тенденции, создает комфорт и уют, придает жизни стабильность.
Настоящая статья является частью большого проекта - научно-исследовательской работы «Разработка авторской коллекции одежды под влиянием творчества Винсента Ван Гога», выполненной на факультете Дизайна и моды АНО ВО «Институт дизайна и моды». Данный проект имеет прикладной характер, предполагает разработку линии женской одежды, отвечающей всем требованиям и направлениям современной моды, созданной под влиянием творчества нидерландского художника - постимпрессиониста Винсента Ван Гога (Vincent van Gogh), а источником вдохновения для создания авторской коллекции послужила картина «Ирисы», написанная в 1889 г.
Интерес к творчеству Винсента Ван Гога в нашей стране огромен. Еще в советский период было опубликовано несколько монографических исследований, посвященных художнику [2; 5]. Свет увидели и переводные работы иностранных авторов [6; 8]. В последние годы искусствоведы написали немало статей, посвященных творчеству Винсента Ван Гога [1, с. 30-36; 4, с. 462-465; 7 с. 274-275]. Ряд исследований опубликован за рубежом [9, 10]. Однако тема влияния его творчества на моду до сих пор не получила достойного освещения. В настоящей статье предпринимается попытка восполнить этот пробел.
Цель исследования: изучение и исследование творчества Винсента Ван Гога и поиск следов его воплощения в различных моделях одежды.
Методы исследования
В процессе работы применялись такие методы, как сравнительный анализ, классификация, фотофиксация, зарисовки, наблюдение, ретроспективный анализ, графоаналитические методы, проектный эксперимент.
Результаты исследования и их обсуждение
Винсент Ван Гог – один из ярких представителей такого течения в искусстве как постимпрессионизм [3, с. 135]. Как известно, гениальность художник была признана только после его смерти. Великий Ив Сен Лоран, основатель Модного Дома Yves Saint Laurent, первым понял, что моду на Ван Гога надо использовать. В 1988 г. он представил публике коллекцию жакетов с вышитыми подсолнухами и ирисами Винсента Ван Гога.
Жакет с подсолнухами от Yves Saint-Laurent - яркий пример изо-шока, подвергающего зрителя чувственному воздействию, опытно выверенному и математически рассчитанному на определенное эмоциональное потрясение воспринимающего.
Соединение двух визуальных образов - цветов Ван Гога и жакета «от кутюр» - представляет собой частную операцию "монтажа аттракционов" (термин авангардной эстетики XX в.) Ценность его заключается в том, что «монтаж аттракционов» обеспечивает решение сверхзадачи - представить системную сложность окружающего мира и увлечь идеей всеобщей взаимосвязанности. «Монтаж аттракционов», развлекая, увлекает процессом угадывания и узнавания.
Вышивка виртуозно имитирует знаменитую технику импасто, которой Ван Гог владел, возможно, лучше, чем кто-либо из художников. Термин происходит от итальянского pasto, что означает густо наложенный слой краски с отпечатками того инструмента, которым она наносилась, как правило, это кисть или нож-мастихин. Такая техника позволяет создать мощный объемный эффект - изображение кажется выступающим из холста.
В 1987 г. «Ирисы» стали самой дорогой картиной, установив рекорд, который продержался на протяжении двух с половиной лет. «Ирисы» продали Алану Бонду за 53,9 миллиона долларов, но покупатель не смог завершить сделку, и в 1990 г. шедевр был перепродан музею Гетти в Лос-Анджелесе.
В наше время произведения Ван Гога для своего вдохновения используют такие дизайнеры и модные дома, как Ашиш Гупта, Каролина Эррера, Viktor & Rolf и многие другие.
С легким налетом экзотики (в пестрых тканях, в обнажающих тело дырках между элементами пэчворка), выдающаяся коллекция Maison Martin Margiela стала для дизайнера Маттье Блази — поводом выйти из тени.
Некоторые творения дизайнера были выполнены в восточном экзотичном стиле, а платье с вышивкой в виде ирисов по мотивам картины Ван Гога было просто очаровательны.
Модный дом «Herve Leger». Азриа «заметил» Ван Гога в коллекции 2010 г. Кутюрье взял за основу картину «Звездная ночь». Но создал не просто платья и блузы с принтами работы Ван Гога. Знаменитая картина в руках модельера превратилась в потрясающий трансформер.
Кейт и Лаура Малливи из Rodarte и производитель Барби Mattel, будто сговорившись, одновременно обратились к искусству. И дуэт, и компания создали платья с принтом в виде одной из самых известных картин Винсента Ван Гога — «Звездная ночь». Только первые сопроводили его мрачным макияжем и подобием баски, а вторые оформили в духе платьев из 1950-х годов и надели на куклу-блондинку.
В 2010 г. «Подсолнухи» Ван Гога появились в коллекции свадебных платьев от Carolina Herrera. Белый струящийся шелк будто поле, на котором появляются подсолнухи, соломенная шляпка, букет подсолнухов в руках. В 2012 г. знаменитые «Подсолнухи» украсили длинные женственные сарафаны от Rodarte и пышные платья с открытыми плечами.
На Лондонской неделе моды в 2012 г. Ашиш Гупта произвел фурор «Подсолнухами» Винсента Ван Гога. Новатор высокой моды Ашиш Гупта как бы разобрал культовую картину на составляющие, а затем стал собирать по своему усмотрению. Так подсолнухи появились не только на юбках, платьях, топах, жакетах, куртках и прочей женской одежде, но и буквально выросли из ботинок.
Выводы
Многочисленные примеры, приведенные в статье, говорят о том, что творчество Винсента Ван Гога не раз становилось источником вдохновения для модельеров. И совсем неслучайно, что труды мастера стали источником и для создания коллекции, создаваемой в Институте бизнеса и дизайна в рамках научно-исследовательской работы. И практическим результатом данного исследования станет разработка дизайнерских коллекций мужской и женской одежды на основе изучения творчества Винсента Ван Гога. Что касается эффективности данной работы, то она будет заключаться в повышении интереса к историческим истокам и традициям стиля в одежде, усилении эстетического контента современных моделей.
Список литературы
- Бровкина А.А. Журнал «Золотое руно» о В. Ван Гоге (по статьям М.А. Волошина и М. Дени) // Современная медиасреда: традиции, актуальные практики и тенденции. Взгляд молодых исследователей. Межвузовский сборник научных работ студентов и аспирантов. Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций». СПб: СПбГУ, 2016. С. 30-36.
- Дмитриева Н.А. Винсент Ван Гог. Человек и художник. М.: Наука, 1980. 398 с.
- Кошелева Л.Д., Кузьмина Н.К. Знакомство школьников с творчеством постимпрессионистов на уроках в общеобразовательной школе // Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2016. С. 135-139.
- Кузова Н.В. Жизнь и творчество Винсента Ван Гога // Молодой ученый. 2015. № 16 (96). С. 462-465.
- Мурина Е. Ван Гог. М.: Искусство, 1978. 440 с.
- Перрюшо А. Жизнь Ван Гога / Пер. с франц. С. Тархановой, Ю. Яхниной. М.: Прогресс, 1973. 337 с.
- Пучкова А.Ю. Творчество Винсента Ван Гога и его вклад в искусство // Новые информационные технологии в науке Нового времени. Сборник статей международной научно-практической конференции. Уфа: ООО «Аэтерна», 2016. С. 274-275.
- Стоун И. Повесть о Винсенте Ван Гоге: [Пер. с англ.] / Ирвинг Стоун. СПб.: Северо-Запад, 1993. 509 с.
- Wolf Stadler. Vincent van Gogh. (из серии De Grote Meesters) Amsterdam Boek, 1974. 264 p.
- Frank Kools. Vincent van Gogh en zijn geboorteplaats: als een boer van Zundert. De Walburg Pers, 1990. 160 p.
References
- Brovkina A.A. Zhurnal «Zolotoe runo» o V. Van Goge (po statyam M.A. Voloshina i M. Deni), (Magazine «Golden Fleece» about V. Van Gogh (based on articles by M. Voloshin and M. Denis) Sovremennaya mediasreda: traditsii, aktualnye praktiki i tendentsii. Vzglyad molodykh issledovateley. Mezhvuzovskiy sbornik nauchnykh rabot studentov i aspirantov. Institut «Vysshaya shkola zhurnalistiki i massovykh kommunikatsiy». SPb: SPbGU, 2016. pp. 30-36.
- Dmitrieva N.A. Vinsent Van Gog. Chelovek i khudozhnik (Vincent Van Gogh. Man and artist). M.: Nauka, 1980. 398 p.
- Kosheleva L.D., Kuzmina N.K. Znakomstvo shkolnikov s tvorchestvom postimpressionistov na urokakh v obscheobrazovatelnoy shkole (Acquaintance of schoolchildren with the work of post-impressionists in the classroom in a comprehensive school), Sbornik statey Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Otvetstvennyy redaktor: Sukiasyan Asatur Albertovich. 2016. pp. 135-139.
- Kuzova N.V. Zhizn i tvorchestvo Vinsenta Van Goga (The life and work of Vincent Van Gogh), Molodoy uchenyy, 2015, no 16 (96), pp. 462-465.
- Murina E. Van Gog (Van Gogh). M.: Iskusstvo, 1978. 440 p.
- Perryusho A. Zhizn van Goga (Van Gogh's life) / Per. s frants. S. Tarkhanovoy, Yu. Yakhninoy. M.: Progress, 1973. 337 p.
- Puchkova A.Yu. Tvorchestvo Vinsenta Van Goga i ego vklad v iskusstvo (Vincent Van Gogh's work and his contribution to art), Novye informatsionnye tekhnologii v nauke Novogo vremeni. Sbornik statey mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Ufa: OOO «Aeterna», 2016. pp. 274-275.
- Stoun I. Povest o Vinsente Van Goge: [Per. s angl.] (The Story of Vincent Van Gogh) / Irving Stoun. SPb.: Severo-Zapad, 1993. 509 p.
- Wolf Stadler. Vincent van Gogh. Amsterdam Boek, 1974. 264 p.
- Frank Kools. Vincent van Gogh en zijn geboorteplaats: als een boer van Zundert. De Walburg Pers, 1990. 160 p.
Рецензент:
Уваров Виктор Дмитриевич - Российский экономический университет им. С.Г. Плеханова, Москва, Россия (117997, Москва, Стремянный пер., д. 36), доктор искусствоведения, профессор кафедры рекламы, связей с общественностью и дизайна. E-mail: artuwaroff@yandex.ru, + 7-909-155-63-25.
Uvarof Victor Dmitrievich - Russian University of Economics. S.G. Plekhanova, Moscow, Russia (117997, Moscow, Stremyanny lane, 36), doctor of Science (History of art), professor of advertising, public relations and design, e-mail: artuwaroff@yandex.ru, + 7-909-155-63-25.
Работа поступила в редакцию: 10.09.2020 г.