Савинкин В.В., Мартинез Е.И. Москва-река как рекреационно-экологический каркас юго-восточной части Московской области

Образец ссылки на эту статью: Савинкин В.В., Мартинез Е.И. Москва-река как рекреационно-экологический каркас юго-восточной части Московской области // Бизнес и дизайн ревю. 2021. № 1 (21). С. 9. 

УДК 72 

МОСКВА-РЕКА КАК РЕКРЕАЦИОННО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КАРКАС ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ЧАСТИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Савинкин Владислав Владимирович 

АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопоповский переулок, 9), доцент кафедры дизайна, член Союза архитекторов, дизайнеров и художников России, vvspart@mail.ru, +7-985-233-27-93. 

Мартинез Елизавета Ивановна 

АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопоповский переулок, 9), бакалавр кафедры дизайна архитектурной среды, ассистент преподавателя, elizaveta.martinez@gmail.com, +7-910-432-21-09. 

Аннотация: масштабный исследовательский проект, рассчитанный на привлечение внимания к приречным территориям за пределами Москвы как основы для воссоздания культурного ландшафта. Сегодня река уже практически не исполняет свои утилитарные функции, поэтому попытки осмысления новой роли и значения реки и территорий вдоль реки в жизни сегодняшнего города так важны и актуальны. Шагом в правильном направлении была бы разработка градостроительной концепции ревалоризации и перспективного развития долины Москвы-реки как экологического, туристическо-рекреационного и культурно-исторического каркаса Юго-Востока области. Единство утилитарных и эстетических целей в организации пространства вокруг водных артерий, которые мало задействованы в окрестностях российских малых, средних и больших городов, поможет развитию туристических кластеров, созданию точек притяжения для местных жителей.

Ключевые слова: Москва-река; туристический маршрут; дух места; средовое проектирование; экология; посёлок Пески. 

MOSKVA RIVER AS A RECREATIONAL AND ECOLOGICAL FRAMEWORK OF THE SOUTH-EASTERN PART OF THE MOSCOW REGION

Savinkin Vladislav Vladimirovich

Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (Russia, 129090, Moscow Protopopovskiy lane, 9), assistant professor of art, vvspart@mail.ru, +7-985-233-27-93. 

Martinez Elizaveta Ivanovna 

Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (Russia, 129090, Moscow Protopopovskiy lane, 9), bachelor of architecture design, teaching assistant, elizaveta.martinez@gmail.com,+7-910-432-21-09.

Abstract: A large-scale research project designed to draw attention to the riverside areas outside Moscow as a basis for recreating the cultural landscape. Today, the river practically does not perform its utilitarian functions, therefore attempts to comprehend the new role and the meaning of the river in the life of today's city and territories along the rivers are so important and relevant. A step in the right direction would be to develop an urban planning concept for revalorization and prospective development of the Moskva Rive valley as an ecological, tourist-recreational, cultural and historical framework for the South-East of the region. The unity of utilitarian and aesthetic goals in the organization of space around waterways that are little used in the vicinity of Russian small, medium and large cities will help to develop tourist clusters and create points of attraction for local residents.

Keywords: Moskva River; tourist route; spirit of the place; environmental design; ecology; village Peski. 

Введение

По словам руководителя архитектурного бюро «Остоженка» Скокана Александра Андреевича и жителя поселка Пески «Москва-река - это большая природная система, ее очертания не совпадают ни с какими административными границами, она начинается и заканчивается за пределами городов, через и мимо которых она протекает. В настоящее время долина реки в ее юго-восточной части представляет набор различных ландшафтных зон: заброшенные сельскохозяйственные угодья, зарастающие самосевом поля. Река - это смысловая и структурная ось, продольный «водяной мост», на который нанизываются, как бусы, отдельные ландшафтные порции, сюжеты, истории, легенды, совершенно разные центры притяжения. Река их связывает и превращает в единое целое. Долина Москвы-реки от Коломны до Воскресенска имеет огромную потенциальную ценность для развития туризма, представляет огромный общественный интерес как объект культуры и истории.

Цель исследования: возвращение реки и прилегающих к ней территорий, ее долины в культурно-хозяйственный обиход, а также переосмысление ее роли и значения в современной жизни, обеспечение доступности берегов, создание вдоль них рекреационных, мемориальных, просветительских, экологических и тому подобных «точек притяжения» - это малый перечень задач и вопросов, которые необходимо решить для гармоничного развития региона. В связи с этим, взгляд на комплексные проблемы был сформирован архитектурным бюро «Остоженка» в лице А.А. Скокана и Ю.В. Плохова, совместно с группой студентов начальных курсов ДАС МАРХИ и автором дипломного проекта Института бизнеса и дизайна.

Методы исследования

Методологической основой решения поставленных задач стал системный подход. В процессе исследования были использованы методы анализа, синтеза, сравнения, моделирования и описания.

Результаты исследования и их обсуждение

Экологический каркас — это совокупность незастроенных и не покрытых искусственными материалами городских территорий
с растительным покровом. Он необходим для поддержания благоприятного экологического состояния городской среды, которое в свою очередь важно для физического и психологического здоровья горожан. Объектом проектирования была река в Юго-Восточной части Московской области между Воскресенском и Коломной. По исследуемой территории протекает несколько больших и малых рек, относящихся к бассейну Москвы-реки [3]. Река делит территорию района на две части - левобережную (Мещерская низменность) и правобережную (Москворецко-Окская равнина), имеет правым притоком реку Отра и левыми притоками реки Нерскую, Медведку и Семиславку. Правобережная сторона по сравнению с левобережной более возвышена и менее изрезана реками и оврагами. Левобережная сторона или северо-восточная часть района представляет в большинстве своем низину, изрезанную многочисленными реками, плоскими оврагами, озерами и болотами [1; 5].

Река берет свое начало на склоне Смоленско-Московской возвышенности в деревне Старьково и впадает в Оку на территории Коломны. Длина русла Москвы-реки - 473 км, водный бассейн занимает практически 18 000 км2. К нему относятся 362 реки и более пятисот ручьев. Москва-река судоходна на 210 км - от Рублевской плотины до устья. Средняя ширина русла 120 м, а глубина у истока варьируется от 1 до 3 м, ближе к устью доходит до 14 м. Москва-река - главная водная артерия города Москвы, длина в пределах города - 80 км [6].

Река на территории столицы уже давно привлекает внимание архитекторов-дизайнеров и правительство Москвы. Проводятся конкурсы на формирование общей концепции развития реки, превращение реки из «барьера» в «связующее звено» в структуре города. В 2019 г. в Миланском триеннале и музее Москвы последовательно прошла выставка «Время Москвы-реки». В Москве река развивается, она значима для горожан. В классической географии естественнонаучные подходы, сухие цифры статистики и строгие линии карт соединяются с «лирическими отступлениями», которые обычно пестрят субъективными описаниями природных комплексов и комментариями о вкладе вековой деятельности человека в преобразование ландшафта. В случае с Москвой-рекой мне видится, что этого мало. Понять, осмыслить современную ситуацию с рекой в городе можно, только если встать на новую мировоззренческую платформу, оценивая такую крамольную с позиций официальной науки идею, как утрата исторической рекой своей ментальности, превращение ранее дорогого для прибрежного населения водотока - бога, символа, «защитника», «водного пути», кормильца - в неодушевленный, «ничей» и «никакой» географический объект».

Данный проект направлен на внимание, развитие и проектирование территории вдоль Москвы-реки в ее Юго-Восточной части от Воскресенска до впадения Москвы-реки в Оку в районе города Коломна. Планировочная организация маршрута поможет проявить потенциал территории, обратить внимание людей на другие нетуристические города, опираясь на Коломну и Москву-реку. Коломну называют туристическим и музейным центром Московской области. Город Коломна имеет уникальные ресурсы для развития городской экономики и туризма. Территория города славится высокой плотностью исторических мест с объектами архитектурного наследия, а также большим наличием частных и общественных музеев. Город уже имеет развитую инфраструктуру, поэтому популярен среди туристов. Соседние города не имеют схожих параметров, но имеют скрытые факты. Воскресенск в советское время стал промышленным центром, где жилая застройка активно взаимодействует с промышленной, спальные районы с соцгородком.

В масштабах города и его окрестностей находятся действующие и заброшенные заводы и карьеры. Воскресенск имеет сложную планировочную структуру, состоящую из шести обособленных жилых образований, разделённых промышленно-складскими зонами, транспортными трубопроводами и притоками Москвы-реки. Река огибает город, а ее притоки делят его на части [2].

«Удивительно, что ни памятники истории, ни город, ни величественные здания не обладают полной мерой священной значимости народной души. В представлении каждого из нас эта душа живет в самом простом пейзаже: в непритязательном вспаханном поле, в березовой роще, в простоволосой речке» [7]. Путь вдоль реки соединяет в себе не только свойства туристического маршрута, но и экотропы. Это заранее спланированный путь передвижения туристов в течение определенного периода времени, совмещающий в себе обустроенные и особо охраняемые зоны, создаваемые с целью экологического и духовного просвещения населения [10]. Туристический маршрут поможет вернуть осмысленное существование территории на базе возрождения традиционных ремесел, экономических возможностей места, новых видов деятельности. Идея проекта в том, чтобы не продолжать туризм Коломны, тропа выделяет и показывает новые точки, раскрывает города и поселения в новом свете. Воскресенск также становится туристическим и образовательным центром. Людям открывается совершенно новая реальность, где заброшенные заводы, терриконы и каньоны помогают раскрыть город, показать его с другой стороны, выявить его красоту. Еще одной важной точкой становится кооператив «Советский художник», созданный в 1934 г. Е.Е. Лансере вспоминает, что Пески привлекли художников именно отдаленностью от Москвы, в те годы туда трудно было добраться. Совершенно девственная природа, огромные участки создавали впечатление полной изолированности, давали возможность самоуглублённого творчества. Это не просто проходная точка маршрута, это место, которое богато историей, традициями, заповедными местами и памятниками культурного наследия. Для того, чтобы люди прочувствовали всю важность реки, поняли всю ее мощь, увидели в ней связь, а не однообразие, способность соединять, а не разъединять, и проектируется туристическая тропа. Это искусственно созданная линия, практически полностью повторяющая изгибы природной линии - Москвы-реки, которая составляет 24 км. С ней тесно связана жизнь горожан и их ежедневный досуг: купание, хождение на лодках, прогулки вдоль берегов летом, рыбалка и лыжи зимой. Внедрение в существующую систему набора различных практик, из которых состоит маршрут, помогает проявить и показать разность берегов, соединение несовместимого (рисунок 1). Тропа следует контуру, перемещается то по одному берегу, то по другому. Три отрезка пути проходят по левому «промышленному» берегу реки, который богат индустриальными точками, а два отрезка по «природному» правому, который славится обилием церквей и древней архитектуры [8].

Наличие развитой транспортной системы между городами и поселениями является необходимым условием улучшения качества и удобства жизни людей. Москва-река с древности была одной из главных транспортных артерий. Воскресенск и Коломна связаны маршрутами регулярного сообщения. Автомобильные дороги подкреплены общественным транспортом, железной дорогой и велотропой. Все эти пути только пересекают реку или огибают ее, они не раскрывают ее красоту и потенциал. Туристический маршрут решает эту проблему. Железная дорога - прямая линия, быстрая транспортная ветка, по которой за короткое время в случае экстренной ситуации можно доехать от начальной точки маршрута до конечной. Автомобильная же дорога - это линия кривая, с постоянными поворотами, развилками и развязками, которая идет через мосты и переправы, удлиняя путь. Движение транспорта «омертвляет» берега реки, отталкивает от нее население, увеличивает сброс загрязняющих веществ, служит фактором беспокойства для фауны, а главное - резко снижает функции реки как «экологического коридора», уменьшает привлекательность прибрежных территорий. Именно поэтому туристический маршрут будет проходить вдоль реки, избегая автомобильные дороги.



Туристическая тропа - это место, где люди могут начать свое приобщение к тайнам природы, познакомиться с флорой и фауной региона, получить основы знаний об экологии и правила поведения в условиях неизведанной природы. Это не просто маршрут, по которому следует пройти, но и увлекательное занятие, особенно под управлением опытного гида и правильной системы навигации, когда небольшой маршрут становится большой моделью огромного путешествия. Маршрут проходит вдоль двух берегов реки, беря свое начало в Коломне у отеля «40-й меридиан», идет вверх по течению, попеременно осваивая левый и правый берег реки, постоянно мигрируя с одной стороны на другую, делая главную остановку в поселке Пески, доходя до гостиницы «Транзит» в городе Воскресенске. Река соединяет не только города и поселения, но и соединяет разные городские ландшафты, места, мотивы, события, биографии людей и архитектурные постройки, которые сейчас не проявлены или просто затихли. На территории вдоль маршрута есть большое количество курганов IX-XI веков, захоронений, старых поселений, которые активно в советское время (в 1970-1980-е годы) изучались музейными сотрудниками не только Коломны, но и Москвы. Но сейчас они теряют свою значимость в результате того, что ими никто не занимается (рисунок 2, а-г).





Этот маршрут вбирает в себя разные слои, начиная с IX в., с которыми можно познакомиться в районе села Никульское, где находятся курганы, оставшиеся после захоронения воинов, погибших в Куликовской битве. XIV-XVII вв. оставили свой след архитектурными памятниками Бобренев монастырь и Старо-Голутвин монастырь - XIV в., храм Николая Чудотворца - XVI в. и усадьба Черкизово - конец XVII в. [9]. Эти церкви работают так же и в контексте самой природы. Архитектура видна через природу, издалека, в длинных воздушных перспективах,      показывает отличие двух берегов и раскрывает их потенциал. Всю эту красоту зафиксировали в своих работах художники, которые работали в поселке Пески: Дейнека, Лансере, Абакумцев и другие. Это место, где образовалось объединение «Московские живописцы». Также ближайшие окрестности поселка связаны с жизнью и творчеством Анны Ахматовой, Марины Цветаевой и Бориса Пастернака.

Уникальным местом является Поселок художников - огромная мастерская под вековыми соснами для семейного отдыха. Здесь действует музей-мастерская скульптора Н.И. Абакумцева, поражающая полнотой коллекции творческих работ автора. Именно здесь туристы не только проведут свой вечер, но и остановятся на ночевку в арендованных домиках. Любой приезжающий в поселок Советский Художник сможет полюбоваться работами мастеров, которые когда-то там жили, попробовать самому прикоснуться к искусству, после чего будет устраиваться выставка работ, написанных туристами. Таким образом, люди смогут еще больше погрузиться в атмосферу природы и искусства.

Второй день пути характерен знакомством со следами производственной архитектуры и погружением в индустриальные точки, которые проявляются в остатках огромных экскаваторов - абзетцеры, фосфогипсовой горе и Лопатинских карьерах. Эти разновременные, богатые и неповторимые объекты объединяются рекой, поэтому проектируемый маршрут прокладывается вдоль Москва-реки на расстоянии от десяти до двухсот метров от нее. Мы то отходим от реки, то возвращаемся к ней, то двигаемся на расстоянии, открывая видовые точки, уходим вдаль, обходя притоки Москва-реки. Все значимые объекты - архитектура, раскопки и промышленные берега, встречающиеся в масштабе двух городов и их окрестностей, включены в маршрут и соединены одной линией (рисунок 3, а-г).



Есть базовый маршрут - пеший, минимальный и основательный, который дает посыл к освоению дальнейшей территории, протяженность которого - 24 км. Туристы смогут преодолеть его за два дня. Отклоняясь все дальше к видовым точкам, уходя то дальше от берега реки, то вновь возвращаясь к ней, маршрут становится порядка 84 километров, протягивается вдоль береговой линии. Во время изучения доминант, уходящих вглубь от реки, путешественники могут доехать на велосипеде или мини-каре. В этом случае, в среду маршрута попадают не только действующие объекты культурного наследия, памятники истории, усадьбы, церкви и храмы, но и заброшенные объекты, оставленные для экскурсионных посещений, примерами таких мест являются Храм Дмитрия Солунского, построенный в конце XVIII в., затем разрушенный и больше не восстановленный, церковь Казанской иконы Божией Матери, построенная в начале XIX в., действующая и в наши дни. Также на пути появятся места, где природа возвращает себе главенство после того, как город или объект разрушается, она вновь выходит на поверхность, взаимодействуя с остатками зданий. Одно из таких мест находится в паре километров от Воскресенска, на берегу Москвы-реки - заброшенный пионерлагерь «Пламя». Территория лагеря ранее была усадьбой. Есть красивейшие ландшафтные виды, перепады рельефа, речные эпизоды, а ключевой точкой станет место слияния двух рек, там, где Москва-река впадает в Оку, и они становятся одним целым.



Для туристического маршрута были разработаны несколько покрытий дорог. Основная тропа от начальной точки и до конечной будет представлять из себя песчано-гравийную дорожку шириной 1,8 м. К основной дороге примыкают второстепенные. Когда подходишь к архитектуре и соборам, появляется твердое покрытие - брусчатка, как бы приглашая людей подойти к архитектуре поближе. Для выходов к воде обустроены деревянные настилы, яркое полимерное покрытие используется в зонах важных объектов - раскопок и руин [11] (рисунок 4(а-б). Предполагается, что на маршруте будут работать специально обученные сотрудники - «художественные навигаторы», которые будут сопровождать людей по всему маршруту и проводить экскурсию по поселку Советский Художник; технический персонал, который должен следить за оборудованием, безопасностью и чистотой маршрута; и волонтеры, которые бы помогали продвигать и развивать маршрут.

На всем протяжении пути будут встречаться комплексы малых архитектурных форм, которые изготавливаются из доски, где можно отдохнуть, укрыться от дождя или снега [4]. Малые архитектурные формы носят также навигационный характер и служат для посетителей маршрута, так как протяженный маршрут требует места для беседы, отдыха и перекуса. Каждый элемент из комплекса форм имеет свое образное название:

«Верстовой портал» - встречается на пути каждые 500 метров, на котором будет показано, сколько прошел путешественник и сколько ему еще осталось;

«Другой взгляд» - это платформа для наблюдения окрестностей, которая располагается на возвышенностях рельефа;

«Консервация объектов древностей и современной истории» используется в зонах раскопок;

«Прикоснуться к водной глади» - спуски к реке, оформленные крепкими деревянными настилами;

«Пленер» - места для рисования, обеспеченные необходимым художественным инвентарем и материалами;

«Мостки» - преодоление препятствий в виде ручьев и оврагов;

«Застолье» - место, где люди смогут перекусить и в это же время насладиться красотой природы;

«Познание места» - вербальное прочтение окрестностей на специально оформленных текстовых досках;

«Лодочный причал» - переправа через приток Москвы-реки в духе венецианских трагетто;

«Место для отдыха и рисования» - навес, видовая точка для рисования в обе стороны;

«Приключение» - плот для экстремального пересечения Москва-реки;

«Над землей» - преодоление возникающих препятствий, которые не обойти и не пройти;

«Место встречи» - освещенная скамья в главных точках маршрута, инструктаж и выдача снаряжения.



Система освещения разрабатывается на видовых и остановочных пунктах, подключается к местным электросетям. Вдоль тропы используются светильники, которые встраиваются в саму тропу [11]. Каждому путешественнику в начале маршрута будут выдаваться фонарики и небольшой набор для перекуса. На основных точках маршрута в Воскресенске, Песках и Коломне располагаются медицинские службы.

Этот маршрут ориентирован в первую очередь на школьников и студентов, которые должны знать историю своего места, предназначен местным жителям, которые участвуют в его освоении и организации, туристам, которых привлечет симбиоз древности, войны, искусства, природы и самой реки. Маршрут позволит по-новому взглянуть на местность. Комплекс малых архитектурных форм позволит пройти маршрут в любой сезон и месяц года, а также в вечернее и утреннее время дня. Весной, когда все начинает цвести и играть новыми красками, когда природа пробуждается после зимы, местность преображается, удивляя людей своей красотой. Зимой маршрут тоже функционирует, тропу очищают от снега бобкэты. Река от Москвы до Коломны не замерзает. В зимнее время река имеет наименьший уровень воды. Появляется береговая полоса около 10 м, по которой можно ходить на лыжах. Впрочем, инфраструктура позволяет помимо пешего прохождения преодолевать тропу на велосипеде и на лодке. В сентябре можно приехать, чтобы полюбоваться яркими осенними красками. Их сочетание с ярким синим небом и рекой оставляет неизгладимое впечатление, которое изобразили местные художники (рисунок 5). 

Выводы

Суть разработанной в проекте тропы в том, чтобы не застраивать ее как в городе, а оставить максимально приближенной к природе, она должна там растворяться. Тропа должна привлечь внимание архитекторов и дизайнеров от городских пространств к природным. «Здесь когда-то кооператив «Советский художник» объединил живописцев, графиков, скульпторов, художников по тканям, художников театра и кино, художников-оформителей, архитекторов, искусствоведов. Дом, мастерская, большой участок создавали для них как бы единую творческую среду, а соседство других художников сплачивало и способствовало дружескому общению. Кооператив объединил мастеров различных направлений, разных по своему мироощущению, мировосприятию» [2]. Так и туристический маршрут должен объединить педагогов и студентов, пожилых и молодых, людей с разной профессиональной направленностью для того, чтобы они эту среду создавали. Будут создаваться новые произведения живописи, скульптуры. Все посетители будут погружены в творческую атмосферу и будут рисовать. На тропе будут работать и скульпторы, живописцы, архитекторы-дизайнеры и средовики. Произведения средового дизайна будут создаваться тактично и внимательно по отношению к существующей ситуации. На территории будет не только убираться мусор и расчищаться пространство, но и консервироваться места древности, раритеты и артефакты.

Этот проект показывает, что общественные пространства могут быть как в городах и парках, так и располагаться вдоль рек, которые становятся связующим звеном не только между городами, но и между людьми. Могут соединяться и наслаиваться разновременные объекты, которые превращаются в общественные пространства - лаконичные, минимальные, тактичные и внимательные, но вне городов.

Список литературы 

  1. Генеральная схема: характеристики и облик. URL: ht
  2. обращения 11.11.2020).
  3. Модульная архитектура и модульный дизайн, 2019. URL: https://www.archidizain.ru/2019/04/blog-posthtml (дата обращения 11.11.2020).
  4. Оришев А.Б., Угольников М.Н. Секреты Подмосковной рыбалки: путеводитель для туристов. М.: ИИУ МГОУ, 2018. 182 с.
  5. Орлов М.С. Долины малых рек Москвы: прошлое, настоящее будущее. Геоэкология урбанизированных территорий: сборник трудов Центра практической геоэкологии М.: ЦПГ, 1996. 108 с.
  6. Пески: каталог выставки / Составители Е.А. Анферова, И.А. Попов; автор статей А.Н. Бурганов и др.]. М.: Советский художник, 1989. 79 с.
  7. Природопользование в прибрежной зоне. URL: http://www.pandia.ru/text/ 77/146/49.php
  8. Подъяпольская Е.Н., Разумовская А.А. Памятники архитектуры Московской области. Выпуск 1. М.: Стройиздат, 1998. 288 с.
  9. Тихонова И.О. Экологический мониторинг малых рек г. Москва // Вода: химия и экология. 2011. № 7. С. 80-87.
  10. Zamora Mola F. 1000 Details in Landscape Architecture: A Selection of the World`s Most Interesting. Canada: Firefly Books, 2010. 292 p.

References

  1. Generalnaya skhema: kharakteristiki i oblik (General scheme: characteristics and appearance). URL: http://etag.nnov.ru/generaljnaya_shema/harakteristiki_i_oblik (data obrascheniya 20.11.2020)
  2. Kompleksnoe upravlenie pribrezhnymi zonam. Pravovoy glossariy. (Integrated Coastal Zone Managemen. Legal Glossary). Riga: BKI, 2005. URL: https://1021.slovaronline.com (data obrascheniya 18.10.2020).
  3. Malye reki Moskvy (Small rivers of Moscow). URL: http://mosriver.narod.ru/ (data obrascheniya 11.11.2020).
  4. Modulnaya arkhitektura i modulnyi dizain (Modular architecture and modular design), 2019. URL: https://www.archidizain.ru/2019/04/blog-post_11.html (data obrascheniya 11.11.2020).
  5. Orishev A.B., Ugolnikov M.N. Sekrety Podmoskovnoy rybalki: putevoditel dlya turistov (Secrets of fishing near Moscow: a guide for tourists). M.: IIU MGOU, 2018. 182 s.
  6. Orlov M.S. Doliny malykh rek Moskvy: proshloe, nastoyaschee buduschee (Valleys of small rivers of Moscow: past, present future). Geoekologiya urbanizirovannykh territoriy: sbornik trudov TSentra prakticheskoy geoekologii M.: TSPG, 1996. 108 p.
  7. Peski: katalog vystavki (Sands: exhibition catalog), Sostaviteli E.A. Anferova, I.A. Popov; Avtory statey A.N. Burganov i dr.]. M.: Sovetskiy khudozhnik, 1989. 79 p.
  8. Prirodopolzovanie v pribrezhnoy zone (Nature management in the coastal zone). URL: http://www.pandia.ru/text/ 77/146/49.php
  9. Podyapolskaya E.N., Razumovskaya A.A. Pamyatniki arkhitektury Moskovskoy oblasti (Architectural monuments of the Moscow region). Vypusk 1. M.: Stroyizdat, 1998. 288 p.
  10. Tikhonova I.O. Ekologicheskiy monitoring malykh rek g. Moskva (Environmental monitoring of small rivers in Moscow), Voda: khimiya i ekologiya, 2011, no 7, pp. 80-87.
  11. Zamora Mola F. 1000 Details in Landscape Architecture: A Selection of the World`s Most Interesting. Canada: Firefly Books, 2010. 292 p.

Рецензент: 

Баталина Татьяна Сергеевна - АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», г. Москва, Россия (129090, г. Москва, Протопоповский переулок, 9), куратор образовательных проектов профиля «Архитектурная среда и дизайн», 79269312739@mail.ru.

Batalina Tatyana Sergeevna - Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (Russia, 129090, Moscow Protopopovskiy lane, 9), curator of educational projects of the profile «Architectural environment and design», 79269312739@mail.ru.

Работа поступила в редакцию: 16.12.2020 г.