Мальцева Е.С. Креативная индустрия в российской экономике
Мальцева Е.С. Креативная индустрия в российской экономике
ЭКОНОМИКА. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Образец ссылки на эту статью: Мальцева Е.С. Креативная индустрия в российской экономике // Бизнес и дизайн ревю. 2021. № 1 (21). С. 1.
УДК 338.2
КРЕАТИВНАЯ ИНДУСТРИЯ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ
Мальцева Елена Сергеевна
АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопоповский переулок, 9), зав. кафедрой менеджмента и маркетинга, кандидат экономических наук, доцент, +7(495) 684-25-26, 109.
Аннотация. В статье обосновывается необходимость выделения креативной индустрии в отдельную отрасль экономики. Анализируются теоретические аспекты и статистические показатели развития креативной индустрии в России, показан ее вклад в ВВП, раскрывается потенциал креативной индустрии как одного из факторов экономического роста российской и мировой экономики. Главный научный результат: сделан вывод о том, что креативная индустрия может стать одним из важных направлений экономического роста российской экономики, а ее вклад в ВВП - увеличится вчетверо менее чем за 10 лет.
Ключевые слова: креативная индустрия; экономический рост; отрасль; ВВП; государственная поддержка.
CREATIVE INDUSTRY IN THE RUSSIAN ECONOMY
Maltseva Elena Sergeevna
Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129090, Moscow Protopopovskiy lane, 9), candidate of economic Sciences, The Head of the Department of Management and Marketing, Maltsevs1@mail.ru, +7(495) 684-25-26, 109.
Abstract. The article substantiates the need to separate the creative industry into a separate branch of the economy. Analyzes the theoretical aspects and statistical indicators of the development of the creative industry in Russia, shows its contribution to GDP, reveals the potential of the creative industry as one of the factors of economic growth in the Russian and world economy. The main scientific result: it is concluded that the creative industry can become one of the important areas of economic growth of the Russian economy, and its contribution to GDP may quadruple in less than 10 years.
Key words: creative industry; economic growth; industry, GDP; government support.
Введение
Понятие «креативная индустрия» стало активно использоваться около 20 лет назад для обозначения ряда видов деятельности, которая носит творческий характер: дизайн, художественное творчество, музейное дело, кино, компьютерные игры, медиа, продукты информационных технологий и др., осуществляющих реализацию творческого интеллектуального ресурса в творческий продукт, имеющий определенное значение и для развития других отраслей.
В настоящее время «креативная индустрия» – это не просто понятие, а самостоятельная динамично развивающаяся отрасль экономики ряда ведущих стран Европы и Азии, что отмечается в исследованиях зарубежных авторов [7, p. 40-45; 9, p. 40-45; 10, p. 374-387].
Вклад креативной экономики в валовый внутренний продукт России по экспертным оценкам достаточно ощутим, однако расхождение в цифрах велико, что объясняется отсутствием четких критериев и размытостью самого понятия, переплетения креативных производств и продуктов с другими отраслями российской экономики: сферы услуг, промышленного производства и т.п. [1, с. 625; 8, p. 141-148; 5, с. 136].
Специфика креативной индустрии требует глубоких научных исследований и разработок в сфере менеджмента, маркетинга, форм и методов государственного регулирования этого сектора. Большая часть ученых и практиков убеждена в том, что креативная индустрия может стать фактором экономического роста российской экономики, созданием новых возможностей и ресурсов инновационного развития.
Цель исследования
Обосновать необходимость и возможность выделения креативной индустрии в самостоятельную отрасль экономики, что позволит сконцентрировать усилия государства и бизнеса на ее развитии, обеспечить большую конкурентоспособность и «прозрачность» деятельности, создать условия для вывода экономики на качественно новый уровень развития.
Методы исследования
В качестве методов исследования использовался сравнительный и статистический анализ, метод экспертных оценок, а также контент-анализ.
Результаты исследования и их обсуждение
Российский исследователь теоретических и практических аспектов развития креативной индустрии Михаил Гнедовский в определении творческих индустрий выделяет 13 подсекторов: реклама, архитектура, художественный и антикварный рынок, ремесла, дизайн, мода, производство кино- и видеопродукции, программирование, в том числе создание развлекательных интерактивных программ и компьютерных игр, музыка, исполнительские искусства, издательское дело, теле-, радио- и интернет-вещание [3, с. 28].
На наш взгляд, в наиболее обобщенном виде, структуру креативного сектора можно представить в следующие виде (рисунок 1).
Креативная экономика развивается достаточно быстрыми темпами в Великобритании, в странах Западной Европы, развитых азиатских странах, Северной Америке, о чем свидетельствует появление креативных кластеров, и целых городов, существенный рост занятости населения в этой сфере. Так, например, 16% рабочих мест в Северной Америке, 26% рабочих мест в странах Европейского Союза и 43% рабочих мест в странах Азиатско-Тихоокеанского региона приходится на рынок креативной индустрии [6].
Основные тренды, определяющие темпы развития креативной индустрии ярко выражены как в мировой экономике, так и в нашей стране:
1) с каждым годом растет число самых разнообразных новинок техники, гаджетов, которые человек может использовать в разных сферах жизнедеятельности. Интернет вещей, смартфоны и планшеты, имеющиеся у потребителей, позволяют им получать контент со множества устройств одновременно. Это создает новые возможности для маркетинга, рекламы, быстрого доступа к видео и аудио ресурсам;
2) широкое применение искусственного интеллекта, позволяющего компьютерам обучаться на собственном опыте, адаптироваться к задаваемым параметрам и выполнять те задачи, которые раньше были под силу только человеку. AI, AR, VR и блокчейн будут играть решающую роль в формировании креативной экономики. По прогнозам разных аналитиков, в 2025 г. объем рынка корпоративного искусственного интеллекта составит около $30 млрд [4];
3) трансформация спроса на рынке труда, выражающаяся в увеличении спроса на профессионалов в области диджитал-маркетинга, сквозных мультимедийных специалистов, создателей качественного контента, а также рост числа блогеров, специалистов в сфере интернет-рекламы, анимации и дизайна;
4) технологическая глобализация моды. Все возрастающая популярность виртуальных примерочных. Использование специальных платформ, блокчейна, RFID, и других платформ по управлению логистикой, эко-мода и создание новых материалов из переработанного вторичного сырья, Softwear или умная одежда и даже разработка рюкзачков с солнечными батареями, которые могут зарядить гаджеты.
Несмотря на это, очевидно, что формализованного рынка креативных индустрий с четкими формами, правилами и субъектами в России не существует. Креативная индустрия как бы размыта между отдельными секторами российской экономики и не отражается в данных Росстата. Отсутствует законодательная база, правовые, финансовые и налоговые механизмы поддержки и развития творческих индустрий.
Существующие налоговые режимы не учитывают специфику интеллектуального бизнеса. Возникают сложности получения государственной поддержки для продуктов, находящихся на стыке отраслей, творчества и технологий, очевиден недостаток инфраструктуры, особенно в регионах.
Высшие учебные заведения, занимающиеся подготовкой специалистов для креативной индустрии, не всегда учитывают особые требования к компетенциям в области управления творческими компаниями и проектами, недостаточно внедряют инновационные методики развития креативного мышления и межличностного взаимодействия членов команды, работающей над созданием инновационного продукта.
Актуальна в России и проблема защиты интеллектуальной собственности, решению которой уделяется недостаточно внимания со стороны государства.
Эти и другие проблемы препятствуют притоку как частных, так и государственных инвестиций, не привлекают иностранных инвесторов, снижают число успешных стартапов, препятствуют развитию малого и среднего бизнеса в креативной сфере.
Между тем снятие этих барьеров могло бы внести существенный вклад в экономику.
По оценке Центра компетенций АСИ, вклад креативных индустрий в ВВП России составляет 4,37%. В развитых странах — 8–12%. А образовательная платформа Университет креативных индустрий Universal University оценивает этот вклад (без учета IT) как 0,5% российского ВВП (т. е. около 500 млрд руб., если исходить из оценки Росстата).
InterMedia отмечает, что вклад креативной индустрии в экономику страны составляет почти 3 трлн руб. в 2018 г. Эксперты агентства анализировали сферы изобразительного искусства, СМИ, издательства, ТВ, интернет-рекламу, туризм, видеоигры и т.д. и включали как доходы от коммерческой деятельности, так и бюджетные ассигнования [3]. Столь значительное несовпадение в оценке объясняется невозможностью осуществить точный расчет ввиду того, что подсчеты являются неофициальными и весьма приблизительными.
По данным Всемирной организации интеллектуальной собственности в глобальной экономике на нематериальные активы может приходиться до трети стоимости, создающейся в процессе производства товаров. За три года рост стоимости объектов интеллектуальной собственности в мировой экономике вырос с $20 трлн в 2015 г. до $53 трлн в 2018 г. В России творческие индустрии развиваются прежде всего в крупных городах – Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Нижнем Новгороде, Красноярске, Перми, Воронеже и др., но в качестве частных инициатив – малые, средние предприятия, творческие кластеры создаются инвесторами без какого-либо содействия со стороны государства.
Основные задачи в области поддержки и развития креативной индустрии, способной вызвать мультипликационный эффект и стать одним из факторов роста экономики представлены на рисунке 2.
Первым шагом на пути к официальному признанию сектора стало определение творческих индустрий в «Основах государственной культурной политики», утвержденных в 2014 г. С этого периода регулярно проводятся форумы, круглые столы, конкурсы по агрегированию инновационных креативных идей и проектов и выработке рекомендаций и механизмов, стимулирующих процесс развития творческой составляющей российской экономики.
В октябре 2019 г. эксперты Всемирного экономического форума в отчете «Гибкое управление для креативной экономики» отмечали важность прогрессивного регулирования – более адаптивного, ориентированного на человека. Это объясняется двумя факторами: развитие технологий снижает порог входа в креативный бизнес, а трансграничные возможности Интернета позволяют привлекать огромное количество клиентов.
По итогам всех обсуждений и консультаций в феврале 2021 г. создана Федерация креативных индустрий. В нее вошли более 20 профессиональных организаций, творческих союзов и компаний креативного бизнеса, в том числе, Роскультцентр, МХАТ им. М. Горького, Институт национальных проектов, Ассоциация продюсеров кино и телевидения (АПКиТ), Ассоциация анимационного кино России и Ассоциация IPChain.
В качестве приоритетных задач было обозначено устранение основных барьеров, сдерживающих развитие креативных индустрий. К их числу относятся:
- налоговые режимы, которые не учитывают потребности наращивания «нематериальных ресурсов» при реализации творческого потенциала. Росту креативного сегмента экономики явно не способствуют ни НДС на лицензионные договоры, ни сбор страховых отчислений с авторских вознаграждений, ни налог на выявленные в ходе инвентаризации нематериальные активы;
- несистемный характер государственной поддержки компаний, фактически отсутствие льгот или иных преференций;
- неравномерное распределение креативного капитала, в том числе интеллектуальных человеческих ресурсов и финансов по регионам России. Преимущественная их концентрация в крупных мегаполисах, имеющих специально созданные кластеры, творческие мастерские, культурно-выставочные комплексы, такие как «Флакон», Культурный центр ЗИЛ, ЦСИ «Винзавод», Artplay и другие в Москве или «Лофт Проект Этажи», Общественное пространство «Севкабель Порт», Парк «Новая Голландия» и др. в Санкт- Петербурге. В то время как небольшие города могут рассчитывать только на поддержку отдельных культурных инициатив;
- непривлекательность креативной индустрии для инвесторов в силу несовершенства ряда регламентирующих документов регуляторов рынка.
Федерация планирует запустить информационный онлайн-портал для представителей креативных индустрий, реализовывать общие программы на стыке отраслей, встроенные в региональные и ведомственные проекты; способствовать притоку в творческую экономику инвестиций — грантовых, венчурных средств, сформировать частно-государственную программу поддержки креативных индустрий на период с 2021 по 2025 годы, а также создать колл-центр для оказания помощи и консультаций творческим предпринимателям. Важной задачей для реализации этих направлений является разработка единых ключевых показателей эффективности для оценки креативной продукции [2].
Выводы
Выделение креативной индустрии в отдельную отрасль экономики имеет огромное значение. Формирование регуляторов в данной области позволит активировать малый и средний бизнес и развить систему социального предпринимательства.
Креативная индустрия может стать одним из важных направлений экономического роста российской экономики, а ее вклад в ВВП - увеличится вчетверо менее чем за 10 лет. Но этого не произойдет, если огромный потенциал креативной индустрии для экономического роста в целом, так и отдельных городов и регионов не будет учитываться при разработке стратегических документов развития нашей страны.
Список литературы
References
Рецензент:
Рудакова Ольга Викторовна – ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», Среднерусский институт управления, Орел, Россия (302028, г. Орел, бульвар Победы, д. 5А), доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента и государственного управления, rudakova71@yandex.ru.
Rudakova Olga Viktorovna - Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Central Russian Institute of Management, Orel, Russia (302028, Orel, Pobedy Boulevard, 5A), Doctor of Economics, Professor of the Department of Management and Public Administration, rudakova71@yandex.ru.
Работа поступила в редакцию: 29.01.2021 г.
Образец ссылки на эту статью: Мальцева Е.С. Креативная индустрия в российской экономике // Бизнес и дизайн ревю. 2021. № 1 (21). С. 1.
УДК 338.2
КРЕАТИВНАЯ ИНДУСТРИЯ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ
Мальцева Елена Сергеевна
АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопоповский переулок, 9), зав. кафедрой менеджмента и маркетинга, кандидат экономических наук, доцент, +7(495) 684-25-26, 109.
Аннотация. В статье обосновывается необходимость выделения креативной индустрии в отдельную отрасль экономики. Анализируются теоретические аспекты и статистические показатели развития креативной индустрии в России, показан ее вклад в ВВП, раскрывается потенциал креативной индустрии как одного из факторов экономического роста российской и мировой экономики. Главный научный результат: сделан вывод о том, что креативная индустрия может стать одним из важных направлений экономического роста российской экономики, а ее вклад в ВВП - увеличится вчетверо менее чем за 10 лет.
Ключевые слова: креативная индустрия; экономический рост; отрасль; ВВП; государственная поддержка.
CREATIVE INDUSTRY IN THE RUSSIAN ECONOMY
Maltseva Elena Sergeevna
Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129090, Moscow Protopopovskiy lane, 9), candidate of economic Sciences, The Head of the Department of Management and Marketing, Maltsevs1@mail.ru, +7(495) 684-25-26, 109.
Abstract. The article substantiates the need to separate the creative industry into a separate branch of the economy. Analyzes the theoretical aspects and statistical indicators of the development of the creative industry in Russia, shows its contribution to GDP, reveals the potential of the creative industry as one of the factors of economic growth in the Russian and world economy. The main scientific result: it is concluded that the creative industry can become one of the important areas of economic growth of the Russian economy, and its contribution to GDP may quadruple in less than 10 years.
Key words: creative industry; economic growth; industry, GDP; government support.
Введение
Понятие «креативная индустрия» стало активно использоваться около 20 лет назад для обозначения ряда видов деятельности, которая носит творческий характер: дизайн, художественное творчество, музейное дело, кино, компьютерные игры, медиа, продукты информационных технологий и др., осуществляющих реализацию творческого интеллектуального ресурса в творческий продукт, имеющий определенное значение и для развития других отраслей.
В настоящее время «креативная индустрия» – это не просто понятие, а самостоятельная динамично развивающаяся отрасль экономики ряда ведущих стран Европы и Азии, что отмечается в исследованиях зарубежных авторов [7, p. 40-45; 9, p. 40-45; 10, p. 374-387].
Вклад креативной экономики в валовый внутренний продукт России по экспертным оценкам достаточно ощутим, однако расхождение в цифрах велико, что объясняется отсутствием четких критериев и размытостью самого понятия, переплетения креативных производств и продуктов с другими отраслями российской экономики: сферы услуг, промышленного производства и т.п. [1, с. 625; 8, p. 141-148; 5, с. 136].
Специфика креативной индустрии требует глубоких научных исследований и разработок в сфере менеджмента, маркетинга, форм и методов государственного регулирования этого сектора. Большая часть ученых и практиков убеждена в том, что креативная индустрия может стать фактором экономического роста российской экономики, созданием новых возможностей и ресурсов инновационного развития.
Цель исследования
Обосновать необходимость и возможность выделения креативной индустрии в самостоятельную отрасль экономики, что позволит сконцентрировать усилия государства и бизнеса на ее развитии, обеспечить большую конкурентоспособность и «прозрачность» деятельности, создать условия для вывода экономики на качественно новый уровень развития.
Методы исследования
В качестве методов исследования использовался сравнительный и статистический анализ, метод экспертных оценок, а также контент-анализ.
Результаты исследования и их обсуждение
Российский исследователь теоретических и практических аспектов развития креативной индустрии Михаил Гнедовский в определении творческих индустрий выделяет 13 подсекторов: реклама, архитектура, художественный и антикварный рынок, ремесла, дизайн, мода, производство кино- и видеопродукции, программирование, в том числе создание развлекательных интерактивных программ и компьютерных игр, музыка, исполнительские искусства, издательское дело, теле-, радио- и интернет-вещание [3, с. 28].
На наш взгляд, в наиболее обобщенном виде, структуру креативного сектора можно представить в следующие виде (рисунок 1).
Креативная экономика развивается достаточно быстрыми темпами в Великобритании, в странах Западной Европы, развитых азиатских странах, Северной Америке, о чем свидетельствует появление креативных кластеров, и целых городов, существенный рост занятости населения в этой сфере. Так, например, 16% рабочих мест в Северной Америке, 26% рабочих мест в странах Европейского Союза и 43% рабочих мест в странах Азиатско-Тихоокеанского региона приходится на рынок креативной индустрии [6].
Основные тренды, определяющие темпы развития креативной индустрии ярко выражены как в мировой экономике, так и в нашей стране:
1) с каждым годом растет число самых разнообразных новинок техники, гаджетов, которые человек может использовать в разных сферах жизнедеятельности. Интернет вещей, смартфоны и планшеты, имеющиеся у потребителей, позволяют им получать контент со множества устройств одновременно. Это создает новые возможности для маркетинга, рекламы, быстрого доступа к видео и аудио ресурсам;
2) широкое применение искусственного интеллекта, позволяющего компьютерам обучаться на собственном опыте, адаптироваться к задаваемым параметрам и выполнять те задачи, которые раньше были под силу только человеку. AI, AR, VR и блокчейн будут играть решающую роль в формировании креативной экономики. По прогнозам разных аналитиков, в 2025 г. объем рынка корпоративного искусственного интеллекта составит около $30 млрд [4];
3) трансформация спроса на рынке труда, выражающаяся в увеличении спроса на профессионалов в области диджитал-маркетинга, сквозных мультимедийных специалистов, создателей качественного контента, а также рост числа блогеров, специалистов в сфере интернет-рекламы, анимации и дизайна;
4) технологическая глобализация моды. Все возрастающая популярность виртуальных примерочных. Использование специальных платформ, блокчейна, RFID, и других платформ по управлению логистикой, эко-мода и создание новых материалов из переработанного вторичного сырья, Softwear или умная одежда и даже разработка рюкзачков с солнечными батареями, которые могут зарядить гаджеты.
Несмотря на это, очевидно, что формализованного рынка креативных индустрий с четкими формами, правилами и субъектами в России не существует. Креативная индустрия как бы размыта между отдельными секторами российской экономики и не отражается в данных Росстата. Отсутствует законодательная база, правовые, финансовые и налоговые механизмы поддержки и развития творческих индустрий.
Существующие налоговые режимы не учитывают специфику интеллектуального бизнеса. Возникают сложности получения государственной поддержки для продуктов, находящихся на стыке отраслей, творчества и технологий, очевиден недостаток инфраструктуры, особенно в регионах.
Высшие учебные заведения, занимающиеся подготовкой специалистов для креативной индустрии, не всегда учитывают особые требования к компетенциям в области управления творческими компаниями и проектами, недостаточно внедряют инновационные методики развития креативного мышления и межличностного взаимодействия членов команды, работающей над созданием инновационного продукта.
Актуальна в России и проблема защиты интеллектуальной собственности, решению которой уделяется недостаточно внимания со стороны государства.
Эти и другие проблемы препятствуют притоку как частных, так и государственных инвестиций, не привлекают иностранных инвесторов, снижают число успешных стартапов, препятствуют развитию малого и среднего бизнеса в креативной сфере.
Между тем снятие этих барьеров могло бы внести существенный вклад в экономику.
По оценке Центра компетенций АСИ, вклад креативных индустрий в ВВП России составляет 4,37%. В развитых странах — 8–12%. А образовательная платформа Университет креативных индустрий Universal University оценивает этот вклад (без учета IT) как 0,5% российского ВВП (т. е. около 500 млрд руб., если исходить из оценки Росстата).
InterMedia отмечает, что вклад креативной индустрии в экономику страны составляет почти 3 трлн руб. в 2018 г. Эксперты агентства анализировали сферы изобразительного искусства, СМИ, издательства, ТВ, интернет-рекламу, туризм, видеоигры и т.д. и включали как доходы от коммерческой деятельности, так и бюджетные ассигнования [3]. Столь значительное несовпадение в оценке объясняется невозможностью осуществить точный расчет ввиду того, что подсчеты являются неофициальными и весьма приблизительными.
По данным Всемирной организации интеллектуальной собственности в глобальной экономике на нематериальные активы может приходиться до трети стоимости, создающейся в процессе производства товаров. За три года рост стоимости объектов интеллектуальной собственности в мировой экономике вырос с $20 трлн в 2015 г. до $53 трлн в 2018 г. В России творческие индустрии развиваются прежде всего в крупных городах – Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Нижнем Новгороде, Красноярске, Перми, Воронеже и др., но в качестве частных инициатив – малые, средние предприятия, творческие кластеры создаются инвесторами без какого-либо содействия со стороны государства.
Основные задачи в области поддержки и развития креативной индустрии, способной вызвать мультипликационный эффект и стать одним из факторов роста экономики представлены на рисунке 2.
Первым шагом на пути к официальному признанию сектора стало определение творческих индустрий в «Основах государственной культурной политики», утвержденных в 2014 г. С этого периода регулярно проводятся форумы, круглые столы, конкурсы по агрегированию инновационных креативных идей и проектов и выработке рекомендаций и механизмов, стимулирующих процесс развития творческой составляющей российской экономики.
В октябре 2019 г. эксперты Всемирного экономического форума в отчете «Гибкое управление для креативной экономики» отмечали важность прогрессивного регулирования – более адаптивного, ориентированного на человека. Это объясняется двумя факторами: развитие технологий снижает порог входа в креативный бизнес, а трансграничные возможности Интернета позволяют привлекать огромное количество клиентов.
По итогам всех обсуждений и консультаций в феврале 2021 г. создана Федерация креативных индустрий. В нее вошли более 20 профессиональных организаций, творческих союзов и компаний креативного бизнеса, в том числе, Роскультцентр, МХАТ им. М. Горького, Институт национальных проектов, Ассоциация продюсеров кино и телевидения (АПКиТ), Ассоциация анимационного кино России и Ассоциация IPChain.
В качестве приоритетных задач было обозначено устранение основных барьеров, сдерживающих развитие креативных индустрий. К их числу относятся:
- налоговые режимы, которые не учитывают потребности наращивания «нематериальных ресурсов» при реализации творческого потенциала. Росту креативного сегмента экономики явно не способствуют ни НДС на лицензионные договоры, ни сбор страховых отчислений с авторских вознаграждений, ни налог на выявленные в ходе инвентаризации нематериальные активы;
- несистемный характер государственной поддержки компаний, фактически отсутствие льгот или иных преференций;
- неравномерное распределение креативного капитала, в том числе интеллектуальных человеческих ресурсов и финансов по регионам России. Преимущественная их концентрация в крупных мегаполисах, имеющих специально созданные кластеры, творческие мастерские, культурно-выставочные комплексы, такие как «Флакон», Культурный центр ЗИЛ, ЦСИ «Винзавод», Artplay и другие в Москве или «Лофт Проект Этажи», Общественное пространство «Севкабель Порт», Парк «Новая Голландия» и др. в Санкт- Петербурге. В то время как небольшие города могут рассчитывать только на поддержку отдельных культурных инициатив;
- непривлекательность креативной индустрии для инвесторов в силу несовершенства ряда регламентирующих документов регуляторов рынка.
Федерация планирует запустить информационный онлайн-портал для представителей креативных индустрий, реализовывать общие программы на стыке отраслей, встроенные в региональные и ведомственные проекты; способствовать притоку в творческую экономику инвестиций — грантовых, венчурных средств, сформировать частно-государственную программу поддержки креативных индустрий на период с 2021 по 2025 годы, а также создать колл-центр для оказания помощи и консультаций творческим предпринимателям. Важной задачей для реализации этих направлений является разработка единых ключевых показателей эффективности для оценки креативной продукции [2].
Выводы
Выделение креативной индустрии в отдельную отрасль экономики имеет огромное значение. Формирование регуляторов в данной области позволит активировать малый и средний бизнес и развить систему социального предпринимательства.
Креативная индустрия может стать одним из важных направлений экономического роста российской экономики, а ее вклад в ВВП - увеличится вчетверо менее чем за 10 лет. Но этого не произойдет, если огромный потенциал креативной индустрии для экономического роста в целом, так и отдельных городов и регионов не будет учитываться при разработке стратегических документов развития нашей страны.
Список литературы
- Агаева А.Р., Джабраилова А.О., Шемеева С.Х. Креативная экономика: перспективы развития digital технологий // Экономика и предпринимательство. 2020. № 8 (121). С. 625-627.
- В России появилась Федерация креативных индустрий [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения 26.01.2021).
- Гнедовский М. Творческие индустрии: политический вызов для России // Отечественные записки. 2005. № 4 (25). С. 28-34.
- Доклад о торговле и развитии 2019 г. [Электронный ресурс], URL: https://unctad.org/system/files/official- document/tdr2019overview_ru.pdf (дата обращения 26.01.2021).
- Мальцева Е.С., Юров С.С. Развитие креативной индустрии: новые требования к компетенциям // Фундаментальные исследования. 2020. № 11. С. 136-140.
- Образование и креативная индустрия в зеркале международных и отечественных практик. Бюллетень о сфере образования. 2017. Выпуск № 13. 24 с.
- Brydges T., Pugh R. Coming into fashion: Expanding the entrepreneurial ecosystem concept to the creative industries through a Toronto case study // Canadian Geographer. Feb 2021. pp. 1-21. DOI: 10.1111/cag.12674.
- Grabar R.N., Shumak Zh.G. Assistance in business development in the field of creative economy // Economy and Banks. 2019. № 1. pp. 141-148.
- Munizu M., Pono M., Armayah. The Development Model of Creative Industry Competitiveness: Case in South Sulawesi, Indonesia // Quality-access to Success. 2021. Vol. 22. № 180. pp. 40-45.
- O’Connor J. Intermediaries and imaginaries in the cultural and creative industries // Regional Studies. 2015. № 49(3). pp. 374–387.
References
- Agaeva A.R., Dzhabrailova A.O., Shemeeva S.Kh. Kreativnaya ekonomika: perspektivy razvitiya digital tekhnologiy (Creative Economy: Prospects for the Development of Digital Technologies), Ekonomika i predprinimatelstvo, 2020, no 8 (121), pp. 625-627.
- V Rossii poyavilas Federatsiya kreativnykh industriy (The Federation of Creative Industries appeared in Russia) [Elektronnyy resurs]. URL: (data obrashcheniya 26.01.2021).
- Gnedovskiy M. Tvorcheskie industrii: politicheskiy vyzov dlya Rossii (Creative industries: a political challenge for Russia), Otechestvennye zapiski, 2005, no 4 (25), pp. 28-34.
- Doklad o torgovle i razvitii 2019 g. (Trade and Development Report 2019) [Elektronnyy resurs], URL: https://unctad.org/system/files/official- document/tdr2019overview_ru.pdf (data obrashcheniya 26.01.2021).
- Maltseva E.S., Yurov S.S. Razvitie kreativnoy industrii: novye trebovaniya k kompetentsiyam (Development of the creative industry: new requirements for competencies), Fundamentalnye issledovaniya, 2020, no 11, pp. 136-140.
- Obrazovanie i kreativnaya industriya v zerkale mezhdunarodnykh i otechestvennykh praktik (Education and creative industry in the mirror of international and domestic practices), Byulleten o sfere obrazovaniya, 2017, Vypusk no 13. 24 p.
- Brydges T., Pugh R. Coming into fashion: Expanding the entrepreneurial ecosystem concept to the creative industries through a Toronto case study, Canadian Geographer, Feb 2021, pp. 1-21. DOI: 10.1111/cag.12674.
- Grabar R.N., Shumak Zh.G. Assistance in business development in the field of creative economy, Economy and Banks, 2019, no 1, pp. 141-148.
- Munizu M., Pono M., Armayah. The Development Model of Creative Industry Competitiveness: Case in South Sulawesi, Indonesia, Quality-access to Success, Feb. 2021, Vol. 22, no 180, pp. 40-45.
- O’Connor J. Intermediaries and imaginaries in the cultural and creative industries, Regional Studies, 2015, no 49(3), pp. 374–387.
Рецензент:
Рудакова Ольга Викторовна – ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», Среднерусский институт управления, Орел, Россия (302028, г. Орел, бульвар Победы, д. 5А), доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента и государственного управления, rudakova71@yandex.ru.
Rudakova Olga Viktorovna - Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Central Russian Institute of Management, Orel, Russia (302028, Orel, Pobedy Boulevard, 5A), Doctor of Economics, Professor of the Department of Management and Public Administration, rudakova71@yandex.ru.
Работа поступила в редакцию: 29.01.2021 г.