Гонина О.О. Моделирование результатов образования по основной образовательной программе высшего образования на основе компетентностного подхода
Гонина О.О. Моделирование результатов образования по основной образовательной программе высшего образования на основе компетентностного подхода
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Образец ссылки на эту статью: Гонина О.О. Моделирование результатов образования по основной образовательной программе высшего образования на основе компетентностного подхода // Бизнес и дизайн ревю. 2021. № 1 (21). С. 15.
УДК 378.147
МОДЕЛИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
Гонина Ольга Олеговна
ФБГОУ ВО «Тверской государственный университет», Тверь, Россия (170000, Тверь, ул. Желябова, 33), кандидат психологических наук, доцент, заведующая базовой кафедрой психолого-педагогического обеспечения образовательной практики, olg1015@yandex.ru, +7 (4822) 52-09-79.
Аннотация. В статье характеризуется компететнтностный подход как основа моделирования результатов образования по основной образовательной программе высшего образования (на примере программы по направлению 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование. Анализируется понятие компетенции и её структура, включающая три основных компонента: когнитивный, деятельностный и личностный. С целью определения комплекса базовых и ключевых для образовательной программы компетенций, позволяющих осуществлять профессиональную деятельность, выделены главные задачи профессиональной деятельности выпускников. Сделан вывод о том, что компетентностный подход определяется как ведущий методологический ориентир моделирования результатов образования по основной образовательной программе высшего образования. Акцентировано внимание на необходимости не только фиксации актуальных запросов работодателей в сфере специального образования, но и на возможности возникновения новых компетенций и соответствующих изменений в содержании подготовки обучающихся.
Ключевые слова: высшее образование; компетентностный подход; компетенции; специальное (дефектологическое) образование.
MODELING EDUCATION OUTCOMES IN THE BASIC EDUCATIONAL PROGRAM OF HIGHER EDUCATION BASED ON A COMPETENCE APPROACH
Gоnina Olga Olegovna
«Tver state University», Tver, Russia (170000, Tver, street zheljabova, 33), candidate of psychological Sciences, associate Professor, head of basic Department of of psychological and pedagogical support of educational practice, olg1015@yandex.ru, +7 (4822) 52-09-79.
The article characterizes the competence-based approach as the basis for modeling the results of education in the main educational program of higher education (on the example of the program in the specialty 44.03.03 Special (defectological) education. The concept of competence and its structure, which includes three main components: cognitive, activity-based and personal. In order to determine the complex of basic and key competencies for the educational program, allowing them to carry out professional activities, the main tasks of the professional activities of graduates are highlighted. not only fixing the actual requests of employers in the field of special education, but also on the possibility of the emergence of new competencies and corresponding changes in the content of training students.
Key words: higher education; competence-based approach; competencies; special (defectological) education.
Введение
Стратегическим направлением к содержанию образовательного процесса в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования является компетентностный подход, в соответствии с которым содержание подготовки носит комплексный, междисциплинарный характер, основано на анализе профессиональных требований, определяющих приоритетность компетенций, необходимых в конкретной сфере профессиональной деятельности [3, с. 7-9]. Иными словами, компетентностный подход ориентирован на овладение обучающимися не только знаниями и умениями, но и на готовность их использовать в профессиональной деятельности. Поэтому неудивительно, что он вызвал к себе столь пристальное внимание исследователей [2, с. 85-87; 4, с. 217-220; 6, с. 160-166; 8, с. 123-130; 10, с. 105-112].
Цель исследования: осуществить анализ базовых и ключевых для ООП по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Логопедия» компетенций, позволяющих осуществлять профессиональную деятельность, выделив главные задачи профессиональной деятельности выпускников.
Методы исследования
В качестве методов исследования в статье нашли применение моделирование, функциональный анализ, сравнение.
Результаты исследования и их обсуждение
Активная модель подготовки при этом направлена на формирование компетенций, что осуществляется практико-ориентированным подходом к обучению. Качество образования детерминировано степенью приобщения обучающихся к содержанию будущей профессиональной деятельности, которое определено профессиональными стандартами. Результат подготовки в вузе описывается совокупностью определенных компетенций выпускника. Требования к результатам освоения образовательной программы формулируются в терминах «компетенций» выпускника определенной образовательной программы. Компетенцию понимают как комплексную характеристику готовности обучающегося применять знания, умения и личностные качества в стандартных и изменяющихся ситуациях профессиональной деятельности. Исходя из такого понимания компетенции, её структуру можно представить в виде интегративного образования, включающего три основных компонента: когнитивный, связанный с определенными знаниями и способами их получения; деятельностный, связанный со становлением умений на основе полученных знаний и способов их реализации, трансформацией имеющихся знаний и умений в другие знаковые системы для их адаптации в новых условиях и ситуациях; и личностный, связанный с мотивами [7, с. 33-39], потребностями, ценностными ориентациями и направленностью личности в целом.
Как известно, компетентностный подход лежит в основе формирования единого механизма соотнесения академических степеней и квалификаций, полученных в результате освоения образовательных программ разных стран (Европейская рамка квалификаций – ЕРК - утверждена Европейским Советом 14 февраля 2008 г. и призвана способствовать мобильности и обучению в течение всей жизни с акцентом на результаты обучения) [5]. Подход к реализации образовательного процесса на основе компетенций является базовым принципом общеевропейского образовательного пространства. Для сопоставления образовательных систем разных стран необходимы единые принципы оценки результатов образования, под которыми понимаются наборы компетенций, включающие знания, понимание и навыки обучаемого, определяющиеся как для каждого модуля образовательной программы, так и для программы в целом.
Предложенное в европейском проекте TUNING понятие компетенций включает знание и понимание, состояние готовности выполнить необходимые действия по завершении процесса обучения. TUNING делит компетенции на две группы: предметно-специализированные (связаны со специфическим знанием предмета и общие компетенции (являются общими для всех или большинства квалификаций). В условиях интенсивных трансформационных процессов на рынке труда и модернизации, связанной с ними системы образования особенно значимыми являются общие компетенции. Министерство науки и высшего образования РФ предложило для Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения универсальные и общепрофессиональные компетенции. В российской системе образования для каждого направления и уровня подготовки высшего образования очень важно определить комплекс базовых и ключевых для соответствующих образовательных программ компетенций, которые создают основу для обеспечения качества подготовки и единства образовательного пространства страны. Каждая образовательная организация высшего образования в соответствии с потребностями регионального рынка труда, своими научными школами, кадровым потенциалом и материально-технической базой, определяет особенности подготовки внутри общего направления или специальности – профили или специализации [1]. Этим особенностям подготовки соответствует определенная группа компетенций - профессиональные, которые формируются вузами самостоятельно в тесной связи с представителями профессионального сообщества.
Основная образовательная программа (далее ООП) высшего образования по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Логопедия» разработана нами в соответствии с актуализированным Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, утвержденного приказом Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 123 [9] (далее – ФГОС ВО). ФГОС ВО определяет систему универсальных и общепрофессиональных компетенций, являющихся обязательными при разработке основных образовательных программ вуза.
Профессиональные компетенции по данной ООП определены, исходя из анализа содержания следующих профстандартов: Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 декабря 2013 г., регистрационный № 30550); 1) Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 298н. Выпускники, успешно освоившие программу, могут осуществлять свою профессиональную деятельность в следующих организациях: дошкольные образовательные организации (в том числе специализированного и комбинированного вида); общеобразовательные школы; организации дополнительного образования детей; центры развития детей; психологические центры, реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями здоровья и пр. Выпускники, освоившие данную ООП, могут осуществлять профессиональную деятельность в других областях и (или) сферах профессиональной деятельности при условии соответствия уровня их образования и полученных компетенций требованиям к квалификации работника. Типы задач профессиональной деятельности: сопровождение, педагогический. К основным задачам профессиональной деятельности отнесены:
- изучение, образование, развитие, абилитация, реабилитация и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях, а также в организациях здравоохранения и социальной защиты;
- коррекция нарушений развития в условиях личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- планирование коррекционно-развивающей работы на основе результатов психолого-педагогической диагностики лиц с ограниченными возможностями здоровья, выбор учебно-методического обеспечения;
- разработка индивидуальной образовательно-коррекционной программы, планирование коррекционно-развивающей работы на основе результатов психолого-педагогической диагностики лиц с ограниченными возможностями здоровья, выбор и создание учебно-методического обеспечения;
- осуществление психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- консультирование педагогов и родителей детей с нарушениями в развитии и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;
- педагогическое просвещение субъектов образовательного процесса в области работы по поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;
- профилактика нарушений поведения и отклонений в развитии лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
Планируемыми результатами освоения ООП наряду с универсальными и общепрофессиональными, определенными ФГОС ВО, являются также профессиональные компетенции, которые детерминированы содержанием профессиональной деятельности выпускника, охарактеризованным выше. В качестве профессиональных компетенций нами были выделены следующие:
ПК-1 Способен осуществлять обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями в разных институциональных условиях с использованием специальных методик и современных образовательных технологий;
ПК-2 Способен дифференцированно использовать в коррекционно-развивающем процессе современные методики и технологии с учетом особенностей развития детей с особыми образовательными потребностями;
ПК-3 Способен планировать педагогическую деятельность, выбирать и использовать методическое и техническое обеспечение для реализации образовательных и коррекционно-развивающих программ;
ПК-4 Способен проводить диагностическое обследование детей с особыми образовательными потребностями с целью выявления нарушений речи и других когнитивных функций, разработки и реализации образовательных и коррекционно-развивающих программ;
ПК-5 Способен проводить профилактические мероприятия и консультативно-просветительскую работу с участниками образовательных отношений;
ПК-6 Способен участвовать в создании безопасной и комфортной образовательной среды, совершенствовании предметно-пространственной среды, обеспечивающей освоение образовательной программы детьми с особыми образовательными потребностями;
ПК-7 Способен характеризовать актуальные проблемы педагогической деятельности, проектировать пути их решения и анализировать полученные результаты.
Обусловленные вышеизложенным особенности данной ООП определяются направленностью на формирование у обучающихся универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, позволяющих осуществлять профессиональную деятельность в сфере специального (дефектологического) образования. ООП предусматривает изучение дисциплин основной части, к которой относятся дисциплины общей профессиональной направленности, формирующих универсальные и общепрофессиональные компетенции, в рамках которых осваиваются дисциплины социально-гуманитарного направления (философия, правовые основы образования, социальное взаимодействие в командной работе, психология, педагогика, история, русский язык и культура речи, стратегии личностно-профессионального развития, профессиональная компетентность современного педагога и др.), а также естественно-научного и математического направлений (основы математической статистики в специальном образовании, возрастная анатомия, физиология и гигиена, анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения и др.). Часть ООП, формируемая участниками образовательных отношений, предполагает изучение дисциплин, формирующих профессиональные компетенции (логопедия, логопедические технологии, организация индивидуальных и фронтальных форм логопедической работы, логопсихология, организация работы на логопедическом пункте образовательной организации, дизорфография, методика обучения математике детей с нарушениями речи, методика обучения русскому языку детей с нарушениями речи и др.).
Выводы
Таким образом, компетентностный подход определяется как ведущий методологический ориентир моделирования результатов образования по основной образовательной программе высшего образования направления 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование. Результаты образования в данном контексте рассматриваются как планируемые и измеряемые с помощью соответствующих оценочных средств конкретные достижения обучающихся - компетенций, определяющих конкретное содержание деятельности бакалавра специального (дефектологического) образования по завершении образовательной программы. Ориентация на результаты образования в соответствии с компетентностным подходом способствует интеграции академического образования и практической подготовки будущих бакалавров специального (дефектологического) образования. Проведенное моделирование фиксирует актуальные запросы работодателей в сфере специального образования, а также предусматривает возможность возникновения новых компетенций и соответствующих изменений в содержании подготовки обучающихся.
Список литературы
References
Рецензент:
Козырева Надежда Евгеньевна - АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протоповский переулок, 9), кандидат педагогических наук, декан Факультета управления бизнесом, kozyreva@obe.ru, +7-965-393-99-14.
Kozyreva Nadezhda Evgenevna - Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (Russia, 129090, Moscow Protopopovskiy lane, 9), Candidate of Pedagogical Sciences, Dean of the Faculty of Business Management, kozyreva@obe.ru, +7-965-393-99-14.
Работа поступила в редакцию: 20.12.2020 г.
Образец ссылки на эту статью: Гонина О.О. Моделирование результатов образования по основной образовательной программе высшего образования на основе компетентностного подхода // Бизнес и дизайн ревю. 2021. № 1 (21). С. 15.
УДК 378.147
МОДЕЛИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
Гонина Ольга Олеговна
ФБГОУ ВО «Тверской государственный университет», Тверь, Россия (170000, Тверь, ул. Желябова, 33), кандидат психологических наук, доцент, заведующая базовой кафедрой психолого-педагогического обеспечения образовательной практики, olg1015@yandex.ru, +7 (4822) 52-09-79.
Аннотация. В статье характеризуется компететнтностный подход как основа моделирования результатов образования по основной образовательной программе высшего образования (на примере программы по направлению 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование. Анализируется понятие компетенции и её структура, включающая три основных компонента: когнитивный, деятельностный и личностный. С целью определения комплекса базовых и ключевых для образовательной программы компетенций, позволяющих осуществлять профессиональную деятельность, выделены главные задачи профессиональной деятельности выпускников. Сделан вывод о том, что компетентностный подход определяется как ведущий методологический ориентир моделирования результатов образования по основной образовательной программе высшего образования. Акцентировано внимание на необходимости не только фиксации актуальных запросов работодателей в сфере специального образования, но и на возможности возникновения новых компетенций и соответствующих изменений в содержании подготовки обучающихся.
Ключевые слова: высшее образование; компетентностный подход; компетенции; специальное (дефектологическое) образование.
MODELING EDUCATION OUTCOMES IN THE BASIC EDUCATIONAL PROGRAM OF HIGHER EDUCATION BASED ON A COMPETENCE APPROACH
Gоnina Olga Olegovna
«Tver state University», Tver, Russia (170000, Tver, street zheljabova, 33), candidate of psychological Sciences, associate Professor, head of basic Department of of psychological and pedagogical support of educational practice, olg1015@yandex.ru, +7 (4822) 52-09-79.
The article characterizes the competence-based approach as the basis for modeling the results of education in the main educational program of higher education (on the example of the program in the specialty 44.03.03 Special (defectological) education. The concept of competence and its structure, which includes three main components: cognitive, activity-based and personal. In order to determine the complex of basic and key competencies for the educational program, allowing them to carry out professional activities, the main tasks of the professional activities of graduates are highlighted. not only fixing the actual requests of employers in the field of special education, but also on the possibility of the emergence of new competencies and corresponding changes in the content of training students.
Key words: higher education; competence-based approach; competencies; special (defectological) education.
Введение
Стратегическим направлением к содержанию образовательного процесса в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования является компетентностный подход, в соответствии с которым содержание подготовки носит комплексный, междисциплинарный характер, основано на анализе профессиональных требований, определяющих приоритетность компетенций, необходимых в конкретной сфере профессиональной деятельности [3, с. 7-9]. Иными словами, компетентностный подход ориентирован на овладение обучающимися не только знаниями и умениями, но и на готовность их использовать в профессиональной деятельности. Поэтому неудивительно, что он вызвал к себе столь пристальное внимание исследователей [2, с. 85-87; 4, с. 217-220; 6, с. 160-166; 8, с. 123-130; 10, с. 105-112].
Цель исследования: осуществить анализ базовых и ключевых для ООП по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Логопедия» компетенций, позволяющих осуществлять профессиональную деятельность, выделив главные задачи профессиональной деятельности выпускников.
Методы исследования
В качестве методов исследования в статье нашли применение моделирование, функциональный анализ, сравнение.
Результаты исследования и их обсуждение
Активная модель подготовки при этом направлена на формирование компетенций, что осуществляется практико-ориентированным подходом к обучению. Качество образования детерминировано степенью приобщения обучающихся к содержанию будущей профессиональной деятельности, которое определено профессиональными стандартами. Результат подготовки в вузе описывается совокупностью определенных компетенций выпускника. Требования к результатам освоения образовательной программы формулируются в терминах «компетенций» выпускника определенной образовательной программы. Компетенцию понимают как комплексную характеристику готовности обучающегося применять знания, умения и личностные качества в стандартных и изменяющихся ситуациях профессиональной деятельности. Исходя из такого понимания компетенции, её структуру можно представить в виде интегративного образования, включающего три основных компонента: когнитивный, связанный с определенными знаниями и способами их получения; деятельностный, связанный со становлением умений на основе полученных знаний и способов их реализации, трансформацией имеющихся знаний и умений в другие знаковые системы для их адаптации в новых условиях и ситуациях; и личностный, связанный с мотивами [7, с. 33-39], потребностями, ценностными ориентациями и направленностью личности в целом.
Как известно, компетентностный подход лежит в основе формирования единого механизма соотнесения академических степеней и квалификаций, полученных в результате освоения образовательных программ разных стран (Европейская рамка квалификаций – ЕРК - утверждена Европейским Советом 14 февраля 2008 г. и призвана способствовать мобильности и обучению в течение всей жизни с акцентом на результаты обучения) [5]. Подход к реализации образовательного процесса на основе компетенций является базовым принципом общеевропейского образовательного пространства. Для сопоставления образовательных систем разных стран необходимы единые принципы оценки результатов образования, под которыми понимаются наборы компетенций, включающие знания, понимание и навыки обучаемого, определяющиеся как для каждого модуля образовательной программы, так и для программы в целом.
Предложенное в европейском проекте TUNING понятие компетенций включает знание и понимание, состояние готовности выполнить необходимые действия по завершении процесса обучения. TUNING делит компетенции на две группы: предметно-специализированные (связаны со специфическим знанием предмета и общие компетенции (являются общими для всех или большинства квалификаций). В условиях интенсивных трансформационных процессов на рынке труда и модернизации, связанной с ними системы образования особенно значимыми являются общие компетенции. Министерство науки и высшего образования РФ предложило для Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения универсальные и общепрофессиональные компетенции. В российской системе образования для каждого направления и уровня подготовки высшего образования очень важно определить комплекс базовых и ключевых для соответствующих образовательных программ компетенций, которые создают основу для обеспечения качества подготовки и единства образовательного пространства страны. Каждая образовательная организация высшего образования в соответствии с потребностями регионального рынка труда, своими научными школами, кадровым потенциалом и материально-технической базой, определяет особенности подготовки внутри общего направления или специальности – профили или специализации [1]. Этим особенностям подготовки соответствует определенная группа компетенций - профессиональные, которые формируются вузами самостоятельно в тесной связи с представителями профессионального сообщества.
Основная образовательная программа (далее ООП) высшего образования по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Логопедия» разработана нами в соответствии с актуализированным Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, утвержденного приказом Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 123 [9] (далее – ФГОС ВО). ФГОС ВО определяет систему универсальных и общепрофессиональных компетенций, являющихся обязательными при разработке основных образовательных программ вуза.
Профессиональные компетенции по данной ООП определены, исходя из анализа содержания следующих профстандартов: Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 декабря 2013 г., регистрационный № 30550); 1) Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 298н. Выпускники, успешно освоившие программу, могут осуществлять свою профессиональную деятельность в следующих организациях: дошкольные образовательные организации (в том числе специализированного и комбинированного вида); общеобразовательные школы; организации дополнительного образования детей; центры развития детей; психологические центры, реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями здоровья и пр. Выпускники, освоившие данную ООП, могут осуществлять профессиональную деятельность в других областях и (или) сферах профессиональной деятельности при условии соответствия уровня их образования и полученных компетенций требованиям к квалификации работника. Типы задач профессиональной деятельности: сопровождение, педагогический. К основным задачам профессиональной деятельности отнесены:
- изучение, образование, развитие, абилитация, реабилитация и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях, а также в организациях здравоохранения и социальной защиты;
- коррекция нарушений развития в условиях личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- планирование коррекционно-развивающей работы на основе результатов психолого-педагогической диагностики лиц с ограниченными возможностями здоровья, выбор учебно-методического обеспечения;
- разработка индивидуальной образовательно-коррекционной программы, планирование коррекционно-развивающей работы на основе результатов психолого-педагогической диагностики лиц с ограниченными возможностями здоровья, выбор и создание учебно-методического обеспечения;
- осуществление психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- консультирование педагогов и родителей детей с нарушениями в развитии и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;
- педагогическое просвещение субъектов образовательного процесса в области работы по поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;
- профилактика нарушений поведения и отклонений в развитии лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
Планируемыми результатами освоения ООП наряду с универсальными и общепрофессиональными, определенными ФГОС ВО, являются также профессиональные компетенции, которые детерминированы содержанием профессиональной деятельности выпускника, охарактеризованным выше. В качестве профессиональных компетенций нами были выделены следующие:
ПК-1 Способен осуществлять обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями в разных институциональных условиях с использованием специальных методик и современных образовательных технологий;
ПК-2 Способен дифференцированно использовать в коррекционно-развивающем процессе современные методики и технологии с учетом особенностей развития детей с особыми образовательными потребностями;
ПК-3 Способен планировать педагогическую деятельность, выбирать и использовать методическое и техническое обеспечение для реализации образовательных и коррекционно-развивающих программ;
ПК-4 Способен проводить диагностическое обследование детей с особыми образовательными потребностями с целью выявления нарушений речи и других когнитивных функций, разработки и реализации образовательных и коррекционно-развивающих программ;
ПК-5 Способен проводить профилактические мероприятия и консультативно-просветительскую работу с участниками образовательных отношений;
ПК-6 Способен участвовать в создании безопасной и комфортной образовательной среды, совершенствовании предметно-пространственной среды, обеспечивающей освоение образовательной программы детьми с особыми образовательными потребностями;
ПК-7 Способен характеризовать актуальные проблемы педагогической деятельности, проектировать пути их решения и анализировать полученные результаты.
Обусловленные вышеизложенным особенности данной ООП определяются направленностью на формирование у обучающихся универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, позволяющих осуществлять профессиональную деятельность в сфере специального (дефектологического) образования. ООП предусматривает изучение дисциплин основной части, к которой относятся дисциплины общей профессиональной направленности, формирующих универсальные и общепрофессиональные компетенции, в рамках которых осваиваются дисциплины социально-гуманитарного направления (философия, правовые основы образования, социальное взаимодействие в командной работе, психология, педагогика, история, русский язык и культура речи, стратегии личностно-профессионального развития, профессиональная компетентность современного педагога и др.), а также естественно-научного и математического направлений (основы математической статистики в специальном образовании, возрастная анатомия, физиология и гигиена, анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения и др.). Часть ООП, формируемая участниками образовательных отношений, предполагает изучение дисциплин, формирующих профессиональные компетенции (логопедия, логопедические технологии, организация индивидуальных и фронтальных форм логопедической работы, логопсихология, организация работы на логопедическом пункте образовательной организации, дизорфография, методика обучения математике детей с нарушениями речи, методика обучения русскому языку детей с нарушениями речи и др.).
Выводы
Таким образом, компетентностный подход определяется как ведущий методологический ориентир моделирования результатов образования по основной образовательной программе высшего образования направления 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование. Результаты образования в данном контексте рассматриваются как планируемые и измеряемые с помощью соответствующих оценочных средств конкретные достижения обучающихся - компетенций, определяющих конкретное содержание деятельности бакалавра специального (дефектологического) образования по завершении образовательной программы. Ориентация на результаты образования в соответствии с компетентностным подходом способствует интеграции академического образования и практической подготовки будущих бакалавров специального (дефектологического) образования. Проведенное моделирование фиксирует актуальные запросы работодателей в сфере специального образования, а также предусматривает возможность возникновения новых компетенций и соответствующих изменений в содержании подготовки обучающихся.
Список литературы
- Афанасьева Т.П., Караваева Е.В., Канукоева А.Ш., Лазарев В.С., Немова Т.В. Методические рекомендации по разработке и реализации на основе деятельностно-компетентностного подхода образовательных программ ВПО, ориентированных на ФГОС третьего поколения. М.: Изд. МГУ, 2007. 96 с.
- Гуслистова В.Н. Компетентностный подход в российском образовании как условие его конкурентоспособности // Апробация. 2013. № 2 (5). С. 85-87.
- Ильченко С.В. Компетентностный подход в управлении человеческими ресурсами организации // Вестник экспериментального образования. 2015. № 2. С. 7-13.
- Ломакина Г.Р. Компетентностный подход как прагматикоориентированный подход к результатам высшего образования // Теория и практика общественного развития. 2012. № 12. С. 217-220.
- Переход российских вузов на уровневую систему подготовки кадров в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: нормативно-методические аспекты / В.А. Богословский, Е.В. Караваева, Е.Н. Ковтун и др. М.: Университетская книга, 2010. 249 с.
- Пожарницкая О.В. Компетентностный подход и новая образовательная парадигма // Философия образования. 2014. № 6 (57). С. 160-166.
- Тамбовцева Е.В. Проблема профессиональной мотивации педагогов // Вестник экспериментального образования. 2015. № 2. С. 33-39.
- Толочек В.А. Компетентностный подход и ПВК-подход: возможности и ограничения // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2019. Т. 9. № 2. С. 123-137.
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, утвержденного приказом Минобрнауки России от от 22.02.2018 г. № 123 [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71797872/ (дата обращения: 12.12.2020)
- Kameneva N.A. Competence-based Approach as a Basis for Teaching University Students // Педагогический журнал. 2020. Т. 10. № 1-1. С. 105-112.
References
- Afanaseva T.P., Karavaeva E.V., Kanukoeva A.Sр., Lazarev V.S., Nemova T.V. Metodicheskie rekomendatsii po razrabotke i realizatsii na osnove deyatelnostno-kompetentnostnogo podkhoda obrazovatelnykh programm VPO, orientirovannykh na FGOS tretego pokoleniya (Methodological recommendations for the development and implementation, based on the activity-competence approach, of educational programs of HPE focused on the third generation Federal State Educational Standard). Moscow: Izd. MGU, 2007. 96 p.
- Guslistova V.N. Kompetentnostnyy podkhod v rossiyskom obrazovanii kak uslovie ego konkurentosposobnosti (Competence-based approach in Russian education as a condition for its competitiveness), Aprobatsiya, 2013, no 2 (5), pp. 85-87.
- Ilchenko S.V. Kompetentnostnyy podkhod v upravlenii chelovecheskimi resursami organizatsii (Competence approach in human resource management of an organization), Vestnik eksperimentalnogo obrazovaniya, 2015, no 2, p. 7-13.
- Lomakina G.R. Kompetentnostnyy podkhod kak pragmatikoorientirovannyy podkhod k rezultatam vysshego obrazovaniya (Competence-based approach as a pragmatic-oriented approach to higher education outcomes), Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya, 2012, no 12, pp. 217-220.
- Perekhod rossiyskikh vuzov na urovnevuyu sistemu podgotovki kadrov v sootvetstvii s federalnymi gosudarstvennymi obrazovatelnymi standartami: normativno-metodicheskie aspekty / V.A. Bogoslovskiy, E.V. Karavaeva, E.N. Kovtun i dr. Moscow: Universitetskaya kniga, 2010. 249 p.
- Pozharnitskaya O.V. Kompetentnostnyy podkhod i novaya obrazovatelnaya paradigma (Competence-based approach and a new educational paradigm), Filosofiya obrazovaniya, 2014, no 6 (57), pp. 160-166.
- Tambovtseva E.V. Problema professionalnoy motivatsii pedagogov (The problem of professional motivation of teachers), Vestnik eksperimentalnogo obrazovaniya, 2015, no 2, pp. 33-39.
- Tolochek V.A. Kompetentnostnyy podkhod i PVK-podkhod: vozmozhnosti i ogranicheniya (Competence-based approach and PVC-approach: opportunities and limitations), Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Psikhologiya, 2019, Vol. 9, no 2, pp. 123-137.
- Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 44.03.03 Spetsialnoe (defektologicheskoe) obrazovanie, utverzhdennogo prikazom Minobrnauki Rossii ot ot 22.02.2018 g. № 123 [Elektronnyy resurs]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71797872/ (data obrascheniya: 12.12.2020)
- Kameneva N.A. Competence-based Approach as a Basis for Teaching University Students, Pedagogicheskiy zhurnal, 2020, Vol. 10, no 1-1, pp. 105-112.
Рецензент:
Козырева Надежда Евгеньевна - АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протоповский переулок, 9), кандидат педагогических наук, декан Факультета управления бизнесом, kozyreva@obe.ru, +7-965-393-99-14.
Kozyreva Nadezhda Evgenevna - Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (Russia, 129090, Moscow Protopopovskiy lane, 9), Candidate of Pedagogical Sciences, Dean of the Faculty of Business Management, kozyreva@obe.ru, +7-965-393-99-14.
Работа поступила в редакцию: 20.12.2020 г.