Бацманова А.И., Иванова Д.К. Искусство плаката в СССР
Бацманова А.И., Иванова Д.К. Искусство плаката в СССР
ИСКУССТВО. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
Образец ссылки на эту статью: Бацманова А.И., Иванова Д.К. Искусство плаката в СССР // Бизнес и дизайн ревю. 2021. № 1 (21). С. 5.
УДК 76
ИСКУССТВО ПЛАКАТА В СССР
Бацманова Арина Игоревна
АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопоповский переулок, 9), студентка Факультета дизайна и моды, направление «Менеджмент в дизайн-бизнесе»,
мационные сообщения передавались с помощью яркого изображения и энергичного текста на листе бумаги, реже на ткани. Для каждого типа информации был использован свой вид плаката. В наши дни значимость плаката не так велика. Люди привыкли получать большую часть информации с помощью Интернета и социальных сетей. Для многих сейчас плакат считается произведением искусства, а для некоторых и вовсе не имеет никакого значения. В то время как раньше, такое послание в массы играло главную роль в обществе, так как могло мотивировать людей, призывать к действию и сообщать новости. В данной статье определяется роль плаката в жизни советского гражданина.
Ключевые слова: советский плакат; изобразительное искусство; коммунистическая партия; пропаганда; агитация.
POSTER ART IN THE USSR
Ivanova Daria Konstantinovna
«Institute of Business and Design», Moscow, Russia (129090, Moscow, Protopopovskiy lane, 9), student of the Faculty of Design and Fashion, direction «Management in design business», daria1ivanova8@ yandex.ru.
Batsmanova Arina Igorevnа
«Institute of Business and Design», Moscow, Russia (129090, Moscow, Protopopovskiy lane, 9), Student of the Faculty of Design and Fashion, direction «Management in design business», abatsmanova7@ bk.ru.
Abstract. During Soviet times, important information messages were conveyed using bright images and energetic text on a sheet of paper, less often on fabric. A different type of poster was used for each type of information. The importance of the poster is not that great these days. People are used to getting most of their information through the Internet and social media. For many, the poster is now considered a work of art, and for some it does not matter at all. Whereas in the past, such a message to the masses played a major role in society, as it could motivate people, call to action and deliver news. This article defines the role of a poster in the life of a Soviet citizen.
Key words: Soviet poster; fine arts; communist party; propaganda; agitation.
Введение
В СССР самым мобильным, оперативным и распространенным видом изобразительного искусства была графика: журнальный, газетный рисунок и плакат. Развивались два типа плаката: героический и сатирический. Искусство плаката было доступно широким массам, его смыслы были понятны каждому, а короткий броский текст - лозунг, который сопровождал изображение, запоминался и призывал людей к действию. Многие уже затрагивали представленную тему в своих публикациях. Данная статья также основывается на информации, полученной путем анализа исторических источников и научной литературы [1; 8, с. 220-223; 9, с. 203-210]. Заметим, что тема советского плаката в последние годы нашла отражение и в зарубежной литературе [10, pp. 103-125].
Цель исследования: выявить этапы развития становления плакатного искусства, его смыслы и мотивы, которые плакат мог передать через свое содержание.
Методы исследования
Методы исследования, использованные при написании данной статьи – структурный и функциональный анализ, контент-анализ интернет-ресурсов, сравнение.
Результаты исследования и их обсуждение
Определение плаката. Плакат — вид изобразительного искусства, разновидность прикладной печатной графики в виде информации рекламного, агитационно-пропагандистского, инструктивно-методического, учебного и другого характера. Плакат содержит броское изображение и яркий заголовок или призыв. К его особенностям можно отнести: плакат должен быть виден на расстоянии, быть понятным и хорошо читаемым, доступно восприниматься зрителем. В плакате часто используется художественная метафора, фигуры разного размера, изображение событий, происходящих в разное время и в разных местах. Для текста важным является шрифт, расположение и цвет. В плакате должны сочетаться фотографии, рисунки и с живопись.
История плаката. Плакат известен, как изображение, которое сопровождается кратким текстом и несёт в себе различные цели. Плакаты очень популярны и широко используются в обществе. Его задачей является привлечение внимание зрителей на достаточно большом расстоянии. Так же, очень важно, чтобы зрители мгновенно понимали, что несёт в себе плакат и какова его цель. Поэтому, текст на плакате должен быть кратким и понятным с первого прочтения, а задумка плаката хорошо читаема. Плакат нашему миру известен давно.
В Древнем Египте, Греции и Риме плакаты включали в себя информацию о ближайших спектаклях, коммерческих сделках, сбежавших рабах. Как следствие, плакат тех времён полностью отличался от современного плаката. Считается, что самый первый плакат напечатал Батдольд в 1482 г. Он был книготорговцем и сделал рекламный плакат «Геометрии» нового издания «Эвклида». Данный плакат не дошёл до наших времён, но зато до нас дошёл плакат 1491 г. Он нёс информацию о рыцарском романе «Прекрасная Мелузина», ставший первым образцом рекламной продукции, в котором рекламисты применили эротический мотив в качестве безусловного раздражителя [5, с. 40].
В 1796 г. немец Алоиз Зенефельдер изобрёл новый способ печати изображений, тем самым продолжив историю плаката. Данный способ назывался литографией и, только благодаря ей плакаты стало производить проще и дешевле. Смысл этого способа состоял в том, чтобы изображение наносилось на специальный камень (или известняк), который служил печатной формой. Эта технология осваивалась на свойстве жиров, где главным было отталкивание воды. Суть новейшей технологии состояла в том, что на специальный камень достаточно жирной тушью или литографическим карандашом наносилось изображение. После этого на камень накладывали специальные химические составы, наносилась вода, затем краска. Благодаря химическим составам, места, где не было изображения, в увлажненном состоянии не воспринимали краску. После процедуры краску под давлением переносили на бумагу. С помощью такой технологии плакаты издавались большими тиражами и за короткое время. Для печати использовали не только белый фон, но и цветной. При этом плакаты были больших форматов и долго сохраняли цвета/
В 1806 г. Зенефельдером была открыта первая литографическая мастерская в Мюнхене, а впоследствии, в начале XIX в. открылись подобные мастерские во всех крупных европейских столицах. В конце XIX в. плакат в России стал развиваться также как за рубежом. Это стало видом массовой культуры и использовалось для украшения интерьера и улиц. В 1897 г. в Санкт-Петербурге открывается Международная выставка художественных плакатов, данное событие считалось очень важным. Выставка собрала около 700 произведений из 13 стран, в том числе и России.
История возникновения плаката в России. В России до 1917 г. политические плакаты были слабо развиты и носили дореволюционный характер. Во время гражданской войны русский политический плакат получил большое развитие. В последствии политический плакат в СССР был распространён как ни в одной стране мира, отражая текущую линию политики партии. Плакаты выпускались в больших количествах и регулярно, до Перестройки конца 1980-х. Во всех республиках существовали целые издательства, творческие объединения, которые специализировались на выпуске политических плакатов. Политические плакаты печатались очень большими тиражами (100 000- 300 000 экз.)
Применение плаката в СССР. Термин «Советский плакат» возник в годы пролетарской революции. Такой плакат нес в массы призывы Коммунистической партии, звал на борьбу за свободу и справедливость.
В годы революции и гражданской войны плакат приобрел свое значение. В эти дни, тяжелые для страны, выходило очень мало газет. Поэтому газету заменяли плакатом. Агитационные плакаты отправляли на фронты гражданской войны наравне с патронами и снарядами, их расклеивали на стенах городов. Внизу на ярком поле плаката обычно размещалась надпись: «Всякий срывающий или заклеивающий этот плакат - делает контрреволюционное дело». Плакат боролся, был оружием, и поэтому его берегли, как оружие.
Виды плаката. Советский плакат был видом изобразительного искусства, на нем располагалось лаконичное и броское изображение с коротким текстом. Он считался главным возбудителем активности народа. В СССР (до 1922 г. в Советской России) были популярны такие виды плакатов, как:
Художник талантливо представил обобщенный образ Отчизны. Сила воздействия этого плаката состоит в содержании самого образа - в выражении лица обычной русской женщины и в ее жест, который призывает к борьбе. Это плакат, как и многие другие военные плакаты, располагался на танке, который шёл в атаку. Плакат мотивировал простого русского солдата высоким содержанием патриотического призыва. Он выражал мысли и чувства, которые переживал народ в те тяжелые года. Именно поэтому вся страна помнила суровое лицо женщины, изображённой на плакате. Ее призыв и уверенность.
Значение плаката в жизни народа. Как мы уже упоминали ранее, плакат играл важную роль в жизни каждого гражданина того времени. Данный способ получения и распространения информации был самым популярным и эффективным. Плакаты были повсюду: на улицах городов, в магазинах, на стенах зданий, в газетах, даже на танках. Даже в самые сложные для государства времена именно плакаты подбадривали и мотивировали людей. В годы войны и страшного голода, пропаганды и агитаций, люди писали плакаты с целью помочь своему народу, вселить в них дух уверенности, заставить людей верить в лучшее и двигаться только вперёд, и главное - вместе.
Выводы
Осветив малую часть истории плаката, мы поняли, насколько важным были такие изображения во времена СССР. Они несли в себе не только глубочайший информационный смысл, но и призывали к действию, поддерживали, мотивировали и давали силы. По причине того, что существовало несколько видов плакатов, они могли быть как позитивными, например, информация об отдыхе, рекламными, поддерживающими и направляющими на правильный путь, например, плакаты, которые говорили о вреде курения и алкоголя, просветительскими, которые несли в себе актуальную информацию о новостях в стране. И самое главное, мотивационными, которые поддерживали русских солдат в тяжелые военные годы. Таким образом, плакаты были важны и актуальны для простого русского народа, а именно для каждого человека.
Список литературы
References
Рецензент:
Уваров Виктор Дмитриевич - Российский экономический университет им. С.Г. Плеханова, Москва, Россия (117997, Москва, Стремянный пер., д. 36), доктор искусствоведения, профессор кафедры рекламы, связей с общественностью и дизайна. E-mail: artuwaroff@yandex.ru, + 7-909-155-63-25.
Uvarof Victor Dmitrievich - Russian University of Economics. S.G. Plekhanova, Moscow, Russia (117997, Moscow, Stremyanny lane, 36), doctor of Science (History of art), professor of advertising, public relations and design, e-mail: artuwaroff@yandex.ru, + 7-909-155-63-25.
Работа поступила в редакцию: 10.12.2020 г.
Образец ссылки на эту статью: Бацманова А.И., Иванова Д.К. Искусство плаката в СССР // Бизнес и дизайн ревю. 2021. № 1 (21). С. 5.
УДК 76
ИСКУССТВО ПЛАКАТА В СССР
Бацманова Арина Игоревна
АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопоповский переулок, 9), студентка Факультета дизайна и моды, направление «Менеджмент в дизайн-бизнесе»,
мационные сообщения передавались с помощью яркого изображения и энергичного текста на листе бумаги, реже на ткани. Для каждого типа информации был использован свой вид плаката. В наши дни значимость плаката не так велика. Люди привыкли получать большую часть информации с помощью Интернета и социальных сетей. Для многих сейчас плакат считается произведением искусства, а для некоторых и вовсе не имеет никакого значения. В то время как раньше, такое послание в массы играло главную роль в обществе, так как могло мотивировать людей, призывать к действию и сообщать новости. В данной статье определяется роль плаката в жизни советского гражданина.
Ключевые слова: советский плакат; изобразительное искусство; коммунистическая партия; пропаганда; агитация.
POSTER ART IN THE USSR
Ivanova Daria Konstantinovna
«Institute of Business and Design», Moscow, Russia (129090, Moscow, Protopopovskiy lane, 9), student of the Faculty of Design and Fashion, direction «Management in design business», daria1ivanova8@ yandex.ru.
Batsmanova Arina Igorevnа
«Institute of Business and Design», Moscow, Russia (129090, Moscow, Protopopovskiy lane, 9), Student of the Faculty of Design and Fashion, direction «Management in design business», abatsmanova7@ bk.ru.
Abstract. During Soviet times, important information messages were conveyed using bright images and energetic text on a sheet of paper, less often on fabric. A different type of poster was used for each type of information. The importance of the poster is not that great these days. People are used to getting most of their information through the Internet and social media. For many, the poster is now considered a work of art, and for some it does not matter at all. Whereas in the past, such a message to the masses played a major role in society, as it could motivate people, call to action and deliver news. This article defines the role of a poster in the life of a Soviet citizen.
Key words: Soviet poster; fine arts; communist party; propaganda; agitation.
Введение
В СССР самым мобильным, оперативным и распространенным видом изобразительного искусства была графика: журнальный, газетный рисунок и плакат. Развивались два типа плаката: героический и сатирический. Искусство плаката было доступно широким массам, его смыслы были понятны каждому, а короткий броский текст - лозунг, который сопровождал изображение, запоминался и призывал людей к действию. Многие уже затрагивали представленную тему в своих публикациях. Данная статья также основывается на информации, полученной путем анализа исторических источников и научной литературы [1; 8, с. 220-223; 9, с. 203-210]. Заметим, что тема советского плаката в последние годы нашла отражение и в зарубежной литературе [10, pp. 103-125].
Цель исследования: выявить этапы развития становления плакатного искусства, его смыслы и мотивы, которые плакат мог передать через свое содержание.
Методы исследования
Методы исследования, использованные при написании данной статьи – структурный и функциональный анализ, контент-анализ интернет-ресурсов, сравнение.
Результаты исследования и их обсуждение
Определение плаката. Плакат — вид изобразительного искусства, разновидность прикладной печатной графики в виде информации рекламного, агитационно-пропагандистского, инструктивно-методического, учебного и другого характера. Плакат содержит броское изображение и яркий заголовок или призыв. К его особенностям можно отнести: плакат должен быть виден на расстоянии, быть понятным и хорошо читаемым, доступно восприниматься зрителем. В плакате часто используется художественная метафора, фигуры разного размера, изображение событий, происходящих в разное время и в разных местах. Для текста важным является шрифт, расположение и цвет. В плакате должны сочетаться фотографии, рисунки и с живопись.
История плаката. Плакат известен, как изображение, которое сопровождается кратким текстом и несёт в себе различные цели. Плакаты очень популярны и широко используются в обществе. Его задачей является привлечение внимание зрителей на достаточно большом расстоянии. Так же, очень важно, чтобы зрители мгновенно понимали, что несёт в себе плакат и какова его цель. Поэтому, текст на плакате должен быть кратким и понятным с первого прочтения, а задумка плаката хорошо читаема. Плакат нашему миру известен давно.
В Древнем Египте, Греции и Риме плакаты включали в себя информацию о ближайших спектаклях, коммерческих сделках, сбежавших рабах. Как следствие, плакат тех времён полностью отличался от современного плаката. Считается, что самый первый плакат напечатал Батдольд в 1482 г. Он был книготорговцем и сделал рекламный плакат «Геометрии» нового издания «Эвклида». Данный плакат не дошёл до наших времён, но зато до нас дошёл плакат 1491 г. Он нёс информацию о рыцарском романе «Прекрасная Мелузина», ставший первым образцом рекламной продукции, в котором рекламисты применили эротический мотив в качестве безусловного раздражителя [5, с. 40].
В 1796 г. немец Алоиз Зенефельдер изобрёл новый способ печати изображений, тем самым продолжив историю плаката. Данный способ назывался литографией и, только благодаря ей плакаты стало производить проще и дешевле. Смысл этого способа состоял в том, чтобы изображение наносилось на специальный камень (или известняк), который служил печатной формой. Эта технология осваивалась на свойстве жиров, где главным было отталкивание воды. Суть новейшей технологии состояла в том, что на специальный камень достаточно жирной тушью или литографическим карандашом наносилось изображение. После этого на камень накладывали специальные химические составы, наносилась вода, затем краска. Благодаря химическим составам, места, где не было изображения, в увлажненном состоянии не воспринимали краску. После процедуры краску под давлением переносили на бумагу. С помощью такой технологии плакаты издавались большими тиражами и за короткое время. Для печати использовали не только белый фон, но и цветной. При этом плакаты были больших форматов и долго сохраняли цвета/
В 1806 г. Зенефельдером была открыта первая литографическая мастерская в Мюнхене, а впоследствии, в начале XIX в. открылись подобные мастерские во всех крупных европейских столицах. В конце XIX в. плакат в России стал развиваться также как за рубежом. Это стало видом массовой культуры и использовалось для украшения интерьера и улиц. В 1897 г. в Санкт-Петербурге открывается Международная выставка художественных плакатов, данное событие считалось очень важным. Выставка собрала около 700 произведений из 13 стран, в том числе и России.
История возникновения плаката в России. В России до 1917 г. политические плакаты были слабо развиты и носили дореволюционный характер. Во время гражданской войны русский политический плакат получил большое развитие. В последствии политический плакат в СССР был распространён как ни в одной стране мира, отражая текущую линию политики партии. Плакаты выпускались в больших количествах и регулярно, до Перестройки конца 1980-х. Во всех республиках существовали целые издательства, творческие объединения, которые специализировались на выпуске политических плакатов. Политические плакаты печатались очень большими тиражами (100 000- 300 000 экз.)
Применение плаката в СССР. Термин «Советский плакат» возник в годы пролетарской революции. Такой плакат нес в массы призывы Коммунистической партии, звал на борьбу за свободу и справедливость.
В годы революции и гражданской войны плакат приобрел свое значение. В эти дни, тяжелые для страны, выходило очень мало газет. Поэтому газету заменяли плакатом. Агитационные плакаты отправляли на фронты гражданской войны наравне с патронами и снарядами, их расклеивали на стенах городов. Внизу на ярком поле плаката обычно размещалась надпись: «Всякий срывающий или заклеивающий этот плакат - делает контрреволюционное дело». Плакат боролся, был оружием, и поэтому его берегли, как оружие.
Виды плаката. Советский плакат был видом изобразительного искусства, на нем располагалось лаконичное и броское изображение с коротким текстом. Он считался главным возбудителем активности народа. В СССР (до 1922 г. в Советской России) были популярны такие виды плакатов, как:
- Политический. Разновидностью политического плаката является агитационный, социалистический плакат. Задачами этих плакатов стала пропаганда подготовки к выборам в Учредительное собрание и агитация за политические партии. В конце 1917 г. стало необходимо донести до людей цели советской власти. Правящие партии обратились к плакату, как к искусству убеждать. С помощью него можно доступно и наглядно объяснить публике всё, что требовалось [].2, с. 408-411; 3, с. 122-124. С помощью плаката также создавался образ врага – сначала «капиталиста» и «помещика», затем – империалиста [4, с. 156].
- Просветительский. Просветительские плакаты - это плакаты, призывающие к здоровому образу жизни, отказу от вредных привычек, спортивным мероприятиям, соблюдению правил безопасности, культурному просвещению, образованию. Расцвет антиалкогольных плакатов пришёлся на годы Перестройки, именно тогда был введён «сухой закон» и организована антиалкогольная кампания. Намного меньше производили плакаты о вреде курения. А уже в конце 1980-х начали появляться плакаты о вреде наркозависимости. В годы начала гражданской войны выпускалось огромное количество плакатов, посвящённых искоренению безграмотности, пропаганде книг, призыва к чтению, плакаты, которые напоминают о том, что необходимо посещать библиотеки. Особым видом просветительских плакатов считали плакаты, пропагандирующие здоровый образ жизни и соблюдение личной гигиены. Тематический охват был самым разнообразным: вред беспорядочных половых связей, призывы вовремя обращаться к врачам, мыть руки перед едой, правильно питаться и т.д.
- Рекламный. В СССР был хорошо налажен выпуск рекламных плакатов в больших количествах. К ним относили торгово-рекламные плакаты, рекламирующие продукцию: продукты питания, напитки, одежду и обувь, бытовую технику, мебель и т.д. Так же в СССР были распространены туристические плакаты, это считается тоже видом рекламного плаката. Туристические плакаты призывали развивать туризм, путешествовать по стране, рекламировали курорты, санатории, базы отдыха. Так же особое место ряду советских рекламных плакатов занимают зрелищно-рекламные плакаты, рекламирующие культурно-развлекательные мероприятия: театральные спектакли, кино, цирковые представления, оперы, балет и т.д. [6, с. 95-103; 7, с. 1503-1521].
- Инструктивно-методический. Издательства выпускали инструктивно-методические, инструктивно-технические и учебные плакаты на различные темы. Такие издания представляли собой наглядные пособия в виде плакатов, предназначенные для объяснения определённой узкоспециализированной темы. Такие плакаты использовались на производстве, в учебных заведениях в процессе обучения.
- Военный плакат. Одну из самых важных ролей играл военный плакат. Во время Великой Отечественной войны плакаты распространялись с еще большей скоростью. Они помогали людям выстоять в эти тяжелые времена, давали поддержку и надежду на лучшее. Они защищали Родину! Спустя неделю после начала войны появляется один из самых известных плакатов военных лет «Родина-Мать зовет!» И. Тоидзе (см. рисунок 1). Он был издан миллионными тиражами на всех языках народов.
Художник талантливо представил обобщенный образ Отчизны. Сила воздействия этого плаката состоит в содержании самого образа - в выражении лица обычной русской женщины и в ее жест, который призывает к борьбе. Это плакат, как и многие другие военные плакаты, располагался на танке, который шёл в атаку. Плакат мотивировал простого русского солдата высоким содержанием патриотического призыва. Он выражал мысли и чувства, которые переживал народ в те тяжелые года. Именно поэтому вся страна помнила суровое лицо женщины, изображённой на плакате. Ее призыв и уверенность.
- Тема голода. Часто в социальной рекламе того времени встречалась тема голода. В начале двадцатых годов неурожаи привели к тому, что основная масса населения страны страдала от голода. Правительство решило выпускать плакаты, обращаясь в основном к тем, у кого была еда. На плакате И. Симакова, выпущенном в 1921 г. на фоне толпы людей, страдающих от голода, изображен кусок хлеба с водой и надпись: «Помни о голодающих!» (см. рисунок 2).
- Тема потребностей граждан. В конце 1950-х годов, когда ослаб политический режим, тональность социальной рекламы несколько изменилась. Она стала менее идеологизированной, наблюдалось смещение смысла в сторону соответствия потребностям граждан, а не только партии. Темы касаются физкультуры и спорта, здорового образа жизни, однако политическая тематика все же оставалась приоритетной.
- Пропаганда здорового образа жизни. Значительную нишу в плакатной рекламе занимала агитация за здоровый образ жизни. Пропаганда прослеживалась во многих плакатах того времени. Антиалкогольная тематика проникала во все сферы жизни советского человека (хотя больших положительных результатов она не дала). Много сил было брошено также на борьбу с курением, о чем свидетельствует известный плакат В. Говоркого «Порок - за порог!»
Значение плаката в жизни народа. Как мы уже упоминали ранее, плакат играл важную роль в жизни каждого гражданина того времени. Данный способ получения и распространения информации был самым популярным и эффективным. Плакаты были повсюду: на улицах городов, в магазинах, на стенах зданий, в газетах, даже на танках. Даже в самые сложные для государства времена именно плакаты подбадривали и мотивировали людей. В годы войны и страшного голода, пропаганды и агитаций, люди писали плакаты с целью помочь своему народу, вселить в них дух уверенности, заставить людей верить в лучшее и двигаться только вперёд, и главное - вместе.
Выводы
Осветив малую часть истории плаката, мы поняли, насколько важным были такие изображения во времена СССР. Они несли в себе не только глубочайший информационный смысл, но и призывали к действию, поддерживали, мотивировали и давали силы. По причине того, что существовало несколько видов плакатов, они могли быть как позитивными, например, информация об отдыхе, рекламными, поддерживающими и направляющими на правильный путь, например, плакаты, которые говорили о вреде курения и алкоголя, просветительскими, которые несли в себе актуальную информацию о новостях в стране. И самое главное, мотивационными, которые поддерживали русских солдат в тяжелые военные годы. Таким образом, плакаты были важны и актуальны для простого русского народа, а именно для каждого человека.
Список литературы
- Вашик К. Реальность утопии: искусство рус. плаката XX в. / Клаус Вашик, Нина Бабурина; [пер. с нем. К. Левинсон]. М.: Прогресс-Традиция, 2004. 415 с.
- Данилова Ю.Ю., Нуриева Д.Р. Советские плакаты как средство визуально-вербальной политической агитации // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 2 (51). С. 408-411.
- Лежень Е.Е. Плакат как средство политической агитации // Вестник Саратовского социально-экономического университета. 2013. № 3(47). С. 122-124.
- Оришев А.Б. Конструирование врага как политическая технология // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 3-2. С. 156.
- Оришев А.Б. Социология рекламной деятельности. М.: РИОР, 2012. 235 с.
- Тринчук В.В. Страховой плакат как разновидность рекламы // Экономический вестник университета. 2017. № 35-1. С. 95-103.
- Цаценко Л.В., Цаценко Н.А. Советский плакат в популяризации агрономических знаний // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. № 107. С. 1503-1521.
- Чаус Н.В. Советские плакаты 1917-1920 – основное средство пропаганды социалистической идеологии // Социально-экономические явления и процессы. 2010. № 6(22). С. 220-223.
- Чеботарев А.М., Лешуков А.Г. История развития российского плаката - первые текстовые плакаты // Профессиональное образование в области дизайна и искусства: проблемы и перспективы. Материалы Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Р. Кузеева. 2019. Уфа: Нефтегазовое дело, 2019. С. 203-210.
- Senna T.C. The Question of Representation of Women in Soviet Posters - Some Questions // Historia e Cultura. Vol. 6. № 1. Pp. 103-125.
References
- Vashik K. Realnost utopii: iskusstvo rus. plakata XX v. (The reality of utopia: the art of Rus. poster of the XX century.). Klaus Vashik, Nina Baburina; [per. s nem. K. Levinson]. M.: Progress-Traditsiya, 2004. 415 p.
- Danilova Yu.Yu., Nurieva D.R. Sovetskie plakaty kak sredstvo vizualno-verbalnoy politicheskoy agitatsii (Soviet posters as a means of visual-verbal political agitation), Mir nauki, kultury, obrazovaniya, 2015, no 2 (51), pp. 408-411.
- Lezhen E.E. Plakat kak sredstvo politicheskoy agitatsii (The poster as a means of political agitation), Vestnik Saratovskogo sotsialno-ekonomicheskogo universiteta, 2013, no 3(47), pp. 122-124.
- Orishev A.B. Konstruirovanie vraga kak politicheskaya tekhnologiya (Constructing the enemy as a political technology), Mezhdunarodnyy zhurnal eksperimentalnogo obrazovaniya, 2014, no 3-2, pp. 156.
- Orishev A.B. Sotsiologiya reklamnoy deyatelnosti (Sociology of advertising). M.: RIOR, 2012. 235 p.
- Trinchuk V.V. Strakhovoy plakat kak raznovidnost reklamy (Insurance poster as a type of advertisement), Ekonomicheskiy vestnik universiteta, 2017, no 35-1, pp. 95-103.
- Tsatsenko L.V., Tsatsenko N.A. Sovetskiy plakat v populyarizatsii agronomicheskikh znaniy (Soviet poster in the popularization of agronomic knowledge), Politematicheskiy setevoy elektronnyy nauchnyy zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta, 2015, no 107, pp. 1503-1521.
- Chaus N.V. Sovetskie plakaty 1917-1920 – osnovnoe sredstvo propagandy sotsialisticheskoy ideologii, Sotsialno-ekonomicheskie yavleniya i protsessy (Soviet posters 1917-1920 - the main means of promoting socialist ideology), 2010, no 6(22). pp. 220-223.
- Chebotarev A.M., Leshukov A.G. Istoriya razvitiya rossiyskogo plakata - pervye tekstovye plakaty (The history of the development of Russian posters - the first text posters), Professionalnoe obrazovanie v oblasti dizayna i iskusstva: problemy i perspektivy. Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Pod obschey redaktsiey I.R. Kuzeeva. 2019. Ufa: Neftegazovoe delo, 2019. pp. 203-210.
- Senna T.C. The Question of Representation of Women in Soviet Posters - Some Questions, Historia e Cultura, 2017, Vol. 6, no 1, pp. 103-125.
Рецензент:
Уваров Виктор Дмитриевич - Российский экономический университет им. С.Г. Плеханова, Москва, Россия (117997, Москва, Стремянный пер., д. 36), доктор искусствоведения, профессор кафедры рекламы, связей с общественностью и дизайна. E-mail: artuwaroff@yandex.ru, + 7-909-155-63-25.
Uvarof Victor Dmitrievich - Russian University of Economics. S.G. Plekhanova, Moscow, Russia (117997, Moscow, Stremyanny lane, 36), doctor of Science (History of art), professor of advertising, public relations and design, e-mail: artuwaroff@yandex.ru, + 7-909-155-63-25.
Работа поступила в редакцию: 10.12.2020 г.