Уваров В.Д., Козырь Е.П. Исследования таписсерий Ле Корбюзье

Образец ссылки на эту статью: Уваров В.Д., Козырь Е.П. Исследования таписсерий Ле Корбюзье // Бизнес и дизайн ревю. 2020. № 4 (20). С. 11.

УДК 745.52 + 746.1 

ИССЛЕДОВАНИЯ ТАПИССЕРИЙ ЛЕ КОРБЮЗЬЕ 

Уваров Виктор Дмитриевич

ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», Москва, Россия (117997, ​ Москва, Стремянный пер., 36), доктор искусствоведения, профессор, artuwaroff@yandex.ru, +7-909-155-63-25.

Козырь Елизавета Павловна

Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина, Москва, Россия (115035, Москва, ул. Садовническая, 33, стр. 1), магистрант, kozyr_liz@mail.ru, +7-903-236-09-46. 

Аннотация. Статья является продолжением общего цикла работ, посвященных искусству таписсерии. Предметом настоящего исследования служит творчество Ле Корбюзье. Статья представляет собой попытку дать комплексный анализ деятельности художника, занимающегося помимо архитектуры и живописи созданием таписсерий. Раскрыта роль ковра в творческом мире Ле Корбюзье. Доказано, что Корбюзье сыграл значительную роль в возрождении таписсерии как искусства, широко распространенного в Средние века. Приводятся данные о том, что, работая с мастерской Пикадо в Обюссоне и мастерской Пинтона в Феллене, Ле Корбюзье за свою карьеру разработал множество тканых полотен. Как результат, взгляды Ле Корбюзье оказали значительное влияние на многие сферы искусства и архитектуры XX в.

Ключевые слова: таписсерия; гобелен; шпалера; ковер; дизайн; имидж; интерьер. 

RESEARCH OF TAPISSERY LE CORBUZIER 

Uvarov Viktor Dmitrievich 

Russian University of Economics named after G.V. Plekhanov (117997, Russian Federation, Moscow, Stremyanny lane, 36), doctor of arts, Professor, artuwaroff@yandex.ru, +7-909-155-63-25.   

Kozyr Elizaveta Pavlovna 

Russian State University named after A.N. Kosygina, Moscow, Russia (115035, Moscow, Sadovnicheskaya str., 33, p. 1), undergraduate, kozyr_liz@mail.ru, + 7-903-236-09-46. 

Abstract. The article is a continuation of a series of works devoted to the art of tapisserie. The subject of this research is the work of Le Corbusier. The article is an attempt to give a comprehensive analysis of the activities of the artist, who, in addition to architecture and painting, creates tapisseries. The role of the carpet in the creative world of Le Corbusier is revealed. It is proved that Corbusier played a significant role in the revival of tapisseria as an art widespread in the Middle Ages. There is evidence that, working with the workshop of Picado in Aubusson and the workshop of Pinton in Fellen, Le Corbusier developed many woven fabrics. As a result, Le Corbusier's views have had a significant impact on many areas of 20th century art and architecture.

Keywords: Tapisserie; tapestry; tapestry; carpet; design; image; interior. 

Введение

Великий Ле Корбюзье, не знающий границ для творчества, настоящее имя Шарль Эдуард Жаннере-Гри — французский архитектор швейцарского происхождения, градостроитель, художник, скульптор, писатель, дизайнер. Создатель архитектуры интернационального стиля, он мастерски применял свои таписсерии в интерьерах различных зданий. Будучи автором новаторских архитектурных сооружений в духе модернизма и функционализма, одним из первых использовал в своих зданиях железобетонный каркас, крыши-террасы, большие плоскости остекления на фасаде, открытые опоры в нижних этажах зданий, свободную планировку этажей. Свою концепцию архитектуры нового времени он назвал «Пять отправных точек архитектуры». Взгляды Ле Корбюзье оказали значительное влияние на многие сферы искусства и архитектуры XX в. Поэтому неслучайно, что его творчество стало предметом целого ряда исследований, опубликованных за рубежом [7, p. 35; 8, p.192-201; 9; 10]. 

Цель исследования. В качестве цели исследования авторы выдвигают анализ путей становления и принципов формирования авторской таписсерии Ле Корбюзье и стилистический анализ объектов пластики. Статья демонстрирует широту живописно пластических поисков Ле Корбюзье   в области искусства ковра. 

Методы исследования 

В процессе исследования были использованы следующие методы: литературно-аналитический метод, необходимый для изучения биографии, уточнения отдельных фактов и обобщения информации из литературных источников, предметно-аналитический метод, метод диахронного и синхронного рассмотрения материала, методы дедуктивного и индуктивного анализа и описательно-аналитический метод нужные для структурного разбора визуальных материалов, выявления композиционных и цветовых особенностей произведений.

Результаты исследования и их обсуждение 

Новый расцвет декоративного искусства Франции приходится на середину ХХ в. В это время происходит настоящий переворот в искусстве, складываются новые принципы функциональной архитектуры и интерьера, в котором декоративным и прикладным искусствам отведена особо важная роль. На первое место выходит индивидуальность человека и его эмоциональное состояние. Вековые традиции оформления пространства уходят в прошлое, наступает век нового художественного мышления. Новые концептуальные перемены коснулись текстиля и такой его разновидности, как производство таписсерий, а также декоративных тканей и моделирование одежды.

Искусство стенного ковра или таписсерия известно с древних времен. За многие века этот вид искусства множество раз менялся, приобретал новые формы. Прогресс двадцатого века одарил мир творцами-новаторами, и ничто уже не могло оставаться прежним. Благодаря таким новаторам, как Ле Корбюзье, искусство таписсерии по-новому зазвучало в XX в. Создаются новые виды таписсерии: объемно-пространственная, экспериментальная таписсерия и текстильная миниатюра. Таписсерии прекрасно гармонируют со внутренними пространствами зданий, смотрятся стильно во внутренней отделке интерьеров, к тому же они чудесно взаимодействуют с различными дизайнерскими стилями. Это осознал Корбюзье на примере своих многочисленных проектов. Он нашел свой многофункциональный подход к этому виду искусства, не теряя эстетическое и художественное значение объекта.

Ле Корбюзье, наряду с Пикассо, Миро и Матиссом, сыграл значительную роль в возрождении таписсерии как искусства, широко распространенного в середине века. Работая с мастерской Пикадо в Обюссоне и мастерской Пинтона в Феллене, Ле Корбюзье за свою карьеру разработал множество тканых полотен. Его первая таписсерия была сделана по просьбе коллекционера Мари Куттоли в 1936 г., а затем в 1948 г. он начал сотрудничество с Пьером Бодуэном в Обюссоне.

На севере Индии по проекту Ле Корбюзье был построен город Чандигарх. Градостроитель продумал все до мелочей. Ле Корбюзье осознал, что объект «таписсерия» добавляет элемент теплоты в интерьер, и стал широко применять ее для своих проектов. Особенным полотном можно считать «Акустический ковер» для зала заседаний Верховного суда в Чандигархе, который поражает своими размерами, его площадь 650 кв.м, красота геометрии, строгость линий и яркий колорит поражают воображение. Монументальная таписсерия гармонично взаимодействует с архитектурными формами интерьера, подтверждая идею синтеза архитектуры и искусства.

«Я могу заявить: красный значит живой, деятельный, интенсивный; я в этом твердо убежден», – говорит Ле Корбюзье [4, с. 106]. Им была разработана серия таписсерий для здания Верховного суда, где красочные и абстрактные тканые шедевры покрыли стены залов судебных заседаний. Для Ле Корбюзье текстильный дизайн был формой искусства не только для общественных мест, но и для внутренних интерьеров. При этом у Корбюзье было практичное отношение к своим таписсериям, как к стене из шерсти, которая может быть снята со стены, свернута и по желанию повешена в другом месте. Возможность их перемещения между домами, районами и странами была для него признаком современности.

Мастерски выполненные картоны для таписсерий Ле Корбюзье предлагают поэтическое отражение гармонии между органическими и структурированными формами. В своих таписсериях он иллюстрирует динамическую линию и изобретательное использование цвета, которые определяют лучшие черты искусства мастера, устанавливая баланс между абстракцией и конфигурацией.

Исследователь таписсерии В.Д. Уваров отмечает: «Связь текстиля с картиной — это особая связь, станковое понимание художественных задач неразрывно связано с материалом. В результате выделения присущих текстилю черт определены особенности художественного языка таписсерии. Наиболее существенным является то, что само ткачество является носителем образного содержания. Тапиcсьер создает материю, и эта деятельность совершенно другой природы, чем создание живописного произведения. Текстильное выражение темы достигается не стилизацией изобразительных форм, а самой системой ткачества, «поведением» и свойствами материала [5, с. 22].

Ле Корбюзье охарактеризовал свои таписсерии как «кочующие фрески» и написал в эссе о своей работе, что «судьба таписсерии сегодня меняется, она становится фреской современной эпохи» [1]. Для Ле Корбюзье таписсерии стали желанным украшением архитектурного интерьера. Благодаря таписсериям архитектура смогла облачиться в тона поэзии, не изменяя своему идеалу строгой простоты. Художники обратились к самым старым традициям французского ткачества, к периоду, когда самобытность этого вида искусства только зарождалась и проявляла себя с особой свободой. В своих поисках художники-тапиcсьеры подчеркивают те поэтические и фантазийные начала, которые есть в современном искусстве, создают произведения, привязанные к архитектуре, а также существующие сами по себе. В этих произведениях соединяются плоскостные изображения, красота линий с прекрасным колоритом [3, с. 98-101].

Ле Корбюзье пишет о значении белого цвета, как фона для восприятия произведений искусства: «Каждый из нас уделяет внимание своему внешнему окружению ради своего удобства, уюта и душевного спокойствия, ради наслаждения. Кроме того, каждый из нас стремится найти удовлетворение своему чувству приличия, благопристойности, хочет быть уместным, в своей среде.

Следует устранить всякую двусмысленность. Целиком сосредоточить внимание на самом объекте, на вещи. Всякий предмет должен быть задуман и сделан для какой-то вполне определенной цели, и в этом смысле он должен быт совершенным. Совершенный предмет — это живой организм, проникнутый духом правды.

Допустим, мы согласны уступить декоративному искусству заботу о наших эмоциональных запросах. Но мы стремимся стать существами, которые способны здраво судить о своих эмоциях. Если бы каждый индивид стал проницательным судьей, это было бы огромным достижением. В период потрясений, когда смешались все понятия, многие свыклись с темным фоном наших интерьеров. Но творения нашей эпохи, столь дерзкой, опасной, столь воинственной и побеждающей, казалось бы, ждут от нас, чтобы мы научились жить и мыслить в светлом фоне белых стен» [4, с. 54-57].

Композиционной новизны в жилых и общественных интерьерах зданий Ле Корбюзье достигает введением таписсерии в средовое пространство. При помощи таписсерии можно полностью изменить размеры и пропорции пространства. Со всей присущей ему строгостью Корбюзье относится к своим настенным произведениям, причисляя таписсерию к монументальному искусству. Плоскостная композиция, отказ от перспективы и колористическое решение, основанное на цветовом минимализме таписсерии взаимодействует с предметно-пространственной средой интерьера.

Вместе с тем, настенная таписсерия по своей природе близка к фресковой росписи и мозаике. Сопоставленный анализ показал, что сходство их черт проявляется в высокой степени обобщения формы, условной трактовке человеческих фигур. Их объединяет также наличие сложных композиционных построений, включающих в себя большое количество разнообразных пластических мотивов. Выделим несколько особенностей монументализма в таписсерии: отсутствие обычных для мозаики и фрески грандиозных размеров, наличие человеческого масштаба, доминирование эмоционально-лирической интерпретации мотивов, активные поиски композиционной динамики.

В своих объектах средового дизайна, Корбюзье продумывает все до мельчайших деталей: монументальные росписи и таписсерии, мебель, светильники, и даже мелкую пластику и изделия из стекла и керамики. Каждая деталь является важным звеном. Ле Корбюзье пишет: «Но утверждают, что декор необходим для человеческого существования. Поправляем: человеку необходимо искусство, то есть бескорыстная, облагораживающая душу страсть» [4, с. 55].

Находя вдохновение для своего творчества в путешествиях по миру, Ле Корбюзье наполнял таписсерии различной символикой, в том числе и религиозной. В основе сюжетов для композиции таписсерий автор использует мифологические мотивы, геометрию, архитектуру и даже планы городов. Функция и форма, композиционное решение, соотношение колорита и света является основой художественного образа таписсерий мастера-новатора, тональное решение и графическая ясность линий придают особую эмоциональную выразительность тканым полотнам.

Для штаб-квартиры ЮНЕСКО в Париже Ле Корбюзье создал монументальную таписсерию, с одноименным названием «ЮНЕСКО». Свое творение автор наделил богатым и очень сложным колоритом, создав простую и понятную плоскостную композицию, ограничивающую темным контуром очертания абстрактных фигур. Цветовое решение и контрастность придает этому произведению драматизм.

«ЮНЕСКО известно во всём мире не только потому, что здесь располагается штаб-квартира всемирной организации, но и благодаря уникальным архитектурным решениям. Комплекс в форме трёхконечной звезды, напоминающей латинскую букву Y, возведён на семидесяти двух бетонных колоннах, пространство между которыми занимают различные служебные помещения и вестибюль. Интерьер зданий украшен уникальными произведениями известных художников и скульпторов ХХ века. На стенах здания ЮНЕСКО можно увидеть таписсерию Ле Корбюзье, росписи Пикассо, фрески Тамайо, барельеф Арпа, скульптуры Александра Кальдера и Генри Мура». Коллекция произведений изобразительного искусства и рационализм зодчества штаб-квартиры ЮНЕСКО в Париже является одним из самых ярких и гармоничных образцов середины ХХ столетия.

В 2016 г. Сиднейский оперный театр украсила таписсерия «Жребий брошен», созданная Ле Корбюзье в 1960 г. по заказу датского архитектора Оперного театра Йёрна Утзона. Таписсерия первоначально висела в доме Утзона и никогда не устанавливалась в Оперном театре, который был открыт в 1973 г. До настоящего времени восхищаться и наслаждаться источником изысканной красоты — таписсерией «Жребий брошен» могли только жители и гости в доме Утзона. Сейчас таписсерия Ле Корбюзье заняла в Оперном театре Утзона свое законное место и все желающие могут любоваться этим красочным тканым полотном.

Таписсерия Ле Корбюзье представляет интерпретацию оригинального дизайна Йорна Утзона для интерьера Оперного театра. Крупное произведение искусства площадью 6,5 квадратных метра гармонично взаимодействует с архитектурными формами интерьера Сиднейской оперы, подтверждая идею синтеза архитектуры и искусства. «Графический знак, расположенный в правом нижнем углу таписсерии — белые линии на черном фоне, по-видимому, представляют собой плачущее лицо, и, одновременно, имеется буква «P», смысл которой разъяснил профессор Квислендского университета Энтони Мулис. «Графический контур, образующий центр буквы «P», на самом деле является контуром плана расположения трамвайного депо, ранее размещенного на мысе Беннелонг» [2].

Значение таписсерии, как самостоятельного вида изобразительного искусства отмечает один из авторов настоящей статьи: «В течении последних десятилетий в процессе сложения выразительных средств художественного языка текстиля зафиксирован факт снижения прикладной роли таписсерии, которая зачастую приобретает ряд станковых и монументальных черт. На основании этого сделано заключение, что художественный текстиль следует рассматривать не только как один из родов прикладного искусства, а также как явление искусства изобразительного, существующее в станковых и монументальных формах» [6, с. 53]. 

Выводы

Смысловая нагрузка каждого произведения, созданного гениальным Ле Корбюзье – это зачастую загадка для потомков. Великий зодчий Ле Корбюзье создает свой мир, в котором каждому проявлению искусства отведена особая роль. Новатор создает монументальные таписсерии как часть дизайна интерьера, не лишая их художественной ценности. Строгость и красота геометрии, линейные образы и яркий колорит шерстяных таписсерий поражает воображение. Ле Корбюзье, наделенный огромным талантом, выходит за рамки классического понимания искусства таписсерии, наполняя колоссальными возможностями свои «кочующие фрески». 

Список литературы 

  1. АВС. Австралийская радиовещательная корпорация. URL: https://www.abc.net.au/news/2015-11-03/le-corbusier-tapestry-on-display-at-parliament-house/6905330 (дата обращения: 19.10.2018).
  2. Архитектура Австралии СМИ. URL: https://architectureau.com/articles/corbs-lost-tapestry-finds-home-in-sydney-opera-house/?utm_medium=website&utm_source=archdaily.com (дата обращения: 05.09.2020).
  3. Козырь Е.П., Уваров В.Д. Практика применения таписсерии для общественных интерьеров в творчестве Ле Корбюзье // Всероссийская научно-практическая конференция «ДИСК-2018»: сборник материалов Часть 2. М.: ФГБОУ ВО «РГУ им. А.Н. Косыгина», 2018. С. 98-101.
  4. Ле Корбюзье. Архитектура XX века. М.: Прогресс. 1970.
  5. Уваров В.Д. Таписсерия как «модель» общих закономерностей развития мирового искусства // Дизайн и технологии. 2017. № 59 (101) С. 22.
  6. Уваров В.Д. Широкое распространение и расцвет искусства таписсерии в Европе // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 2: Искусствоведение. Филологические науки. 2017. № 2. С. 53.
  7. Lentz L.C. Le Corbusier Paper Models:10 Kirigami Buildings to Cut and Fold // Architectural Record. APR 2020. Vol. 208. Issue 4, p. 35.
  8. Mantilla J.M. Untangling the Threads of Gottfried Semper's Legacy in Le Corbusier's Formative Years // Journal of the Society of Architectural Historians. Jun 2020. Vol. 79. Issue 2, p. 192-201. DOI: 10.1525/jsah.2020.79.2.192.
  9. Parreno C., Lonningdal I. From Anonymity to Boredom to Creativity // Architecture and Culture. DOI: 10.1080/20507828.2020.1792217.
  10. Shannon G.J., Shannon M.S. Le Corbusier and the Daughter of Light: Color and Architecture of Maison La Roche // Journal of Interior Design. Aug 2020. DOI: 10.1111/joid.12178. 

References 

  1. Avstraliyskaya radioveschatelnaya korporatsiya (Australian Broadcasting Corporation). URL: https://www.abc.net.au/news/2015-11-03/le-corbusier-tapestry-on-display-at-parliament-house/6905330 (data obrascheniya: 19.10.2018).
  2. Arkhitektura Avstralii SMI (Australian media architecture). URL: https://architectureau.com/articles/corbs-lost-tapestry-finds-home-in-sydney-opera-house/?utm_medium=website&utm_source=archdaily.com (data obrascheniya: 05.09.2020).
  3. Kozyr E.P., Uvarov V.D. Praktika primeneniya tapisserii dlya obschestvennykh intererov v tvorchestve Le Korbyuze (The practice of using tapisseries for public interiors in the work of Le Corbusier), Vserossiyskaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya «DISK-2018»: sbornik materialov Chast 2. M.: FGBOU VO «RGU im. A.N. Kosygina», 2018, 98-101.
  4. Le Korbyuze. Arkhitektura XX veka (20th century architecture). M.: Progress. 1970.
  5. Uvarov V.D. Tapisseriya kak «model» obschikh zakonomernostey razvitiya mirovogo iskusstva (Tapisseria as a «model» of the general laws of the development of world art), Dizayn i tekhnologii. 2017. № 59 (101), 22.
  6. Uvarov V.D. Shirokoe rasprostranenie i rastsvet iskusstva tapisserii v Evrope (Widespread and flourishing of tapissery art in Europe), Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta tekhnologii i dizayna. Seriya 2: Iskusstvovedenie, Filologicheskie nauki. 2017. № 2, p. 53.
  7. Lentz L.C. Le Corbusier Paper Models:10 Kirigami Buildings to Cut and Fold, Architectural Record. APR 2020. Vol. 208. Issue 4, p. 35.
  8. Mantilla J.M. Untangling the Threads of Gottfried Semper's Legacy in Le Corbusier's Formative Years, Journal of the Society of Architectural Historians. Jun 2020. Vol. 79. Issue 2, p. 192-201. DOI: 10.1525/jsah.2020.79.2.192.
  9. Parreno C., Lonningdal I. From Anonymity to Boredom to Creativity, Architecture and Culture. DOI: 10.1080/20507828.2020.1792217.
  10. Shannon G.J., Shannon M.S. Le Corbusier and the Daughter of Light: Color and Architecture of Maison La Roche, Journal of Interior Design. Aug 2020. DOI: 10.1111/joid.12178.

Рецензент:

Савинкин Владислав Владимирович - АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопоповский переулок, 9), доцент кафедры дизайна, член Союза архитекторов, дизайнеров и художников России, vvspart@mail.ru, +7-985-233-27-93.

Savinkin Vladislav Vladimirovich - Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (Russia, 129090, Moscow Protopopovskiy lane, 9), assistant professor of art, vvspart@mail.ru, +7-985-233-27-93.

Работа поступила в редакцию: 10.09.2020 г.