Тарасенко В.Н., Москвитина Д.А. Воспитание патриотических чувств на примере картины К. Васильева «Нашествие»

Образец ссылки на эту статью: Тарасенко В.Н., Москвитина Д.А. Воспитание патриотических чувств на примере картины К. Васильева «Нашествие» // Бизнес и дизайн ревю. 2020.  № 4 (20). С. 15.

УДК 7.06 

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У СТУДЕНТОВ НА ПРИМЕРЕ КАРТИНЫ К. ВАСИЛЬЕВА «НАШЕСТВИЕ» 

Тарасенко Виталий Николаевич 

 ФБГОУ ВО «Российский государственный аграрный университет – Московская сельскохозяйственная академия имени К. А. Тимирязева», Москва, Россия (127550, Москва, ул. Тимирязвская, 49), кандидат исторических наук, lasker88@mail.ru. 

Москвитина Диана Алексеевна

ФБГОУ ВО «Российский государственный аграрный университет – Московская сельскохозяйственная академия имени К. А. Тимирязева», Москва, Россия (127550, Москва, ул. Тимирязвская, 49), бакалавр, wudsilola@mail.ru, +7-902-230-92-10..

Аннотация. Система российского образования требует вырабатывания высоконравственных и морально-психологических качеств у молодежи, которая, в свою очередь, является будущим страны. Среди вышеперечисленных качеств особое значение имеют патриотизм, ответственность перед Родиной и готовность к её защите. Задачей патриотического воспитания является формирование в личности значительной социальной деятельности, духовности, обладание качествами, способными показать их в интересах Отечества. В настоящей статье показано как посредством искусства формируются патриотические чувства у современной студенческой молодежи.

Ключевые слова: искусство; воспитание; патриотизм; молодежь; высшее образование.

EDUCATION OF PATRIOTIC SENSES IN STUDENTS ON THE EXAMPLE OF PICTURES K. VASILEVA "ATTACK" 

Tarasenko Vitaliy Nikolaevich

Russian state agrarian University — Moscow agricultural Academy a. K.A. Timiryazev, Moscow, Russia (127550, Moscow, Timiryazevskaya street 49), candidate of historical sciences, lasker88@mail.ru.

Moskvitina Diana Alekseevna

Russian state agrarian University — Moscow agricultural Academy a. K.A. Timiryazev, Moscow, Russia (127550, Moscow, Timiryazevskaya street 49), bachelor, wudsilola@mail.ru, +7-902-230-92-10.

Abstract. The system of Russian education requires the development of high-quality and moral-psychological qualities in the youth, which, in turn, is the future of the country. Among the above-mentioned qualities of special significance are patriotism, responsibility to the Motherland and readiness to protect it. The task of patriotic upbringing is the formation of personality, significant social activity, spirituality, and possession of qualities that are able to show them in the interests of the Fatherland. In this article, it is shown that through art, patriotic feelings are formed in modern student youth.

Keywords: art; upbringing; patriotism; youth; higher education.

Введение

Истинный патриот – тот, кто способен адекватно дать оценку состояния развития собственной страны, но и в то же время не воспринимает это состояние в слишком пассивных и активных расценках.

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры – одна из серьезных проблем нашего времени. Патриотизм неотъемлемо связан с осознанием исторического бытия народа, поскольку Родина - это не только сегодняшняя страна, но и вся ее история. Патриотизм – это ощущение духовной связи с Отечеством, это любовь к ее прошлому и настоящему [8, с. 5]. Хорошо известно, что человек способен осваивать, осознавать, а также воспитывать в себе патриотические чувства, каковых недостаточно для современной молодежи, посредством физического восприятия.

Однако для формирования цельной личности, гражданина своей страны этого может оказаться недостаточно. Необходимо ознакомление молодого поколения с искусством, способным пробудить патриотические чувства, направленные на формирование альтруистических качеств личности. Заметим, что эта тема уже поднималась в научной печати одним из авторов настоящей статьи [7, с. 15].

Общая цель патриотического воспитания – воспитывать у подрастающего поколения любовь к Родине, готовность способствовать ее процветанию и защищать в случае необходимости. Патриотизм проявляется в детском возрасте, развивается и обогащается в социальной, особенно духовно-нравственной сфере жизни. Высший уровень развития чувства патриотизма неразрывно связан с активной социальной деятельностью, действиями и поступками, осуществляемыми на благо Отечества и на основе демократических принципов развития гражданского общества [1, с. 197; 2, с. 63; 3, с. 427; 6, с. 270-273]. Заметим, что и на Западе в последние годы, осознав пагубность политики мультикультуризма, стали все больше внимания уделять патриотическому воспитанию [9, p. 140].

И это правильно. Деятельность, направленная на формирование и воспитание патриотических качеств, дает отличные результаты: обогащает эмоциональный и духовный потенциал личности каждого учащегося, а также раскрывает творческие способности.

Цель исследования: на примере картины К. Васильева «Нашествие» показать как формируются патриотические чувства у студентов.

Методы исследования 

Методы исследования, использованные при написании данной статьи –  наблюдение, функциональный и семантический анализ.

Результаты исследования и их обсуждение

Одним из представительных музеев Москвы является Музей славянской культуры имени Константина Васильева. Музей был открыт в 1998 г., его директором стал близкий друг семьи Васильевых - Анатолий Доронин. В двух его залах презентованы работы К. Васильева – не только копии, но и оригиналы. В трех иных залах выставлены картины нынешних художников, чье творчество причастно к истории славянских народов. Также в музее выставлены неповторимые работы из камня Виктора Гончарова, а также коллекция предметов народного быта, одежды и музыкальных инструментов.



В сентябре 2020 г. активисты Клуба исторического туризма вместе со студентами Института бизнеса и дизайна и других столичных вузов посетили Музей славянской культуры. Им удалось наблюдать удивительные и неповторимые произведения искусства, а также множество коллекций некоторых художников.

Среди множества прекрасных произведений студенты обратили особое внимание на картину К.А. Васильева «Нашествие», история написания которой заслуживает отдельного внимания. Стало известно, что художник написал ее в 1974 г. Если присмотреться к работе «Нашествие», то можно увидеть, как умело художник изобразил боязнь утраты и веру в лучшее.

Прежде всего, найден необычный ракурс. Зритель смотрит на происходящее как бы со стен храма Василия Блаженного, поверх памятника Минину и Пожарскому, нарочно увеличенному в размерах и доминирующему на холсте. И сразу же возникают два символических васильевских плана.

Ключевыми мотивами картины являются чувства страха, горести и погибели. Может показаться, что препятствий для завоевателей не существует, но по интерпретации автора это не тишина, а временное спокойствие. Взгляды святых на фресках будто предостерегают о том, что завоеватели хоть и сразили полмира, не смогут захватить Русь. Задумка полотна вынашивалась живописцем долгое время. К. Васильев не один раз переписывал картину, и от первоначальной композиции сохранился лишь идейный замысел.

Основной фигурой работы Константина Васильева считается сам термин «нашествие». Данное определение применяется, для того чтобы высказать вмешательство противников в страну, но в картине Константина Алексеевича, оно обладает более глубоким смыслом. Полотно можно было именовать как «Война», только само слово «война» несет в себе безжалостность и гибель, народ сражается, защищая собственные взгляды, а также стремится к наилучшей жизни. Однако «Нашествие» совсем не отображает отстаивание взглядов, оно подразумевает необузданность, бессознательность и неуправляемость.

Разглядывая колористику картины, нельзя не заметить, что фигурирующий оттенок в картине – серый. Данный цвет окрашивает и землю, и костер, и небо, а также силуэты святых. Принципиально серый цвет отражает мрачность и унылость. Лишь этот цвет способен сформировать унылое душевное состояние и ощущение тяжести. Он нагнетает депрессивное состояние, которому есть откуда появиться. Например, лик святых со скорбью в глазах или руин на фоне свинцового неба. Вся картина охвачена зловещей тишиной и только одно слышно в этом безмолвии – марш вражьего войска!

Константин Алексеевич изображает с правой стороны армию оккупантов, а корректнее, полчища. Они выглядят бесконечными и заполонившими собою часть мира. С левой стороны нам видно разруху, которая затронула храм – одну из главных людских святынь.

На картине перед нами изображено два символа. Первый - опорой веры и надежды на Руси остается разрушенный Успенский собор с остатками ликов святых, которые сомкнув уста, возносят мольбы к Господу, надеюсь, что он сохранит жизнь людям. Второй – разрушение, которое отражает стальное полчище оккупантов.

Художник пишет оскверненную святыню – разрушенный храм, который когда-то приносил народу моральную помощь, успокоение и веру в лучшее. Как правило, храмы – значимая часть культурного наследия, потому как они возводились в честь важного исторического события. Теперь от него остались лишь фигуры святых, олицетворяющих всеобъемлющую скорбь и внутреннюю мощь людей.

Соотнося творчество К. Васильева с творчеством других российских мастеров, можно говорить о том, что он стал одним из продолжателей традиций отечественного батализма. Художника даже можно поставить в один ряд с таким известным автором как В.В. Верещагин [5, с. 52-60].

Таким образом, картина «Нашествие» очень значима не только для воспитания патриотических чувств, но и для укрепления веры. В большинстве случаев, она воодушевляет на многое, а человека, который надеется, одолеть невозможно.

Выводы

Таким образом, роль изобразительного искусства в мире велика не только для становления личности, но и для воспитания патриотических чувств у молодежи. Прежде всего благодаря преподавателям, которые приобщают к посещению музеев и проводят конференции, которые, в свою очередь, расширяют область познаний. Музеи – это наше достояние, которое необходимо оберегать. Благодаря им мы можем из поколения в поколение передавать патриотические ценности, накопленные познания и навыки, тем самым создавая и воспитывая высокопатриотические чувства среди молодого поколения.

Список литературы

  1. Гатаев А.С.А., Мусханова И.В. Гражданско-патриотическое воспитание и его роль в процессе подготовки студентов педагогического вуза // Педагогический журнал. 2018. Т. 8. № 2а. С. 197-203.
  2. Леонова И.В., Мирзоева Е.В., Леонова А.В. Патриотическое воспитание студентов вузов // Семья и личность: проблемы взаимодействия. 2018. № 9. С. 63-73.
  3. Малеев Н.А. Патриотическое воспитание молодежи: теория и практика // Ученые записки Казанского филиала «Российского государственного университета правосудия». 2018. Т. 14. С. 427-430.
  4. Муравьева Д.С. Василий Верещагин – «человек мира»? (по материалам ГАРФ и РГАЛИ) // Filo Ariadne. 2019. № 2 (14). С. 1-14.
  5. Оришев А.Б. «Казнь из пушек в Британской Индии»: тайны исчезнувшей картины художника-баталиста В.В. Верещагина // История. Историки. Источники: электронный научный журнал. 2019. № 3. С. 52-60.
  6. Саввинов И.А. Патриотическое воспитание детей и молодежи: региональный аспект // Перспективы науки и образования. 2018. № 4(34). С. 270-273.
  7. Тарасенко В.Н., Бочковар А.С., Калганова Т.С. Национальный художественный музей Республики Беларусь: воспитание этических чувств у молодежи посредством изобразительного искусства // Бизнес и дизайн ревю. 2018. № 4(12). С. 15.
  8. Троицкий В.Ю. О патриотическом воспитании // Русский вестник. 2004. № 16 (644). С. 5.
  9. Nurmakhanbetov A., Nurpeissov N., Kulalbek A., Shynar Z., Kuralbayeva A. Moral Positions of youth on the Basis of Spiritual-Patriotic Upbringing // Journal of Organizational Behavior Research. 2019. Vol. 4. № 1. P. 140-147.

References 

  1. Gataev A.S.A., Muskhanova I.V. Grazhdansko-patrioticheskoe vospitanie i ego rol v protsesse podgotovki studentov pedagogicheskogo vuza (Civic and patriotic education and its role in the process of preparation of students of pedagogical university), Pedagogicheskiy zhurnal, 2018, T. 8, № 2a, p. 197-203.
  2. Leonova I.V., Mirzoeva E.V., Leonova A.V. Patrioticheskoe vospitanie studentov vuzov (Patriotic upbringing of university students), Semya i lichnost: problemy vzaimodeystviya, 2018, № 9, p. 63-73.
  3. Maleev N.A. Patrioticheskoe vospitanie molodezhi: teoriya i praktika (Patriotic upbringing of youth: theory and practice), Uchenye zapiski Kazanskogo filiala «Rossiyskogo gosudarstvennogo universiteta pravosudiya», 2018, T. 14, p. 427-430.
  4. Muraveva D.S. Vasiliy Vereschagin – «chelovek mira»? (po materialam GARF i RGALI) (Vasily Vereshchagin - "man of the world"? (based on materials from GARF and RGALI)), Filo Ariadne, 2019, № 2 (14), p. 1-14.
  5. Orishev A.B. «Kazn iz pushek v Britanskoy Indii»: tayny ischeznuvshey kartiny khudozhnika-batalista V.V. Vereschagina («Treasure from cannons in British India»: the secrets of the missing picture of the artist-battalist V.V. Vereshchagin), Istoriya. Istoriki. Istochniki: elektronnyy nauchnyy zhurnal, 2019, № 3, p. 52-60.
  6. Savvinov I.A. Patrioticheskoe vospitanie detey i molodezhi: regionalnyy aspect (Patriotic upbringing of children and youth: regional aspect), Perspektivy nauki i obrazovaniya, 2018, № 4(34), p. 270-273.
  7. Tarasenko V.N., Bochkovar A.S., Kalganova T.S. Natsionalnyy khudozhestvennyy muzey Respubliki Belarus: vospitanie eticheskikh chuvstv u molodezhi posredstvom izobrazitelnogo iskusstva (National Art Museum of the Republic of Belarus: nurturing ethical feelings in young people through fine arts), Biznes i dizayn revyu, 2018, № 4(12), p. 15.
  8. Troitskiy V.Yu. O patrioticheskom vospitanii (About patriotic upbringing), Russkiy vestnik, 2004, № 16 (644), p. 5.
  9. Nurmakhanbetov A., Nurpeissov N.,]Kulalbek A., Shynar Z., Kuralbayeva A. Moral Positions of youth on the Basis of Spiritual-Patriotic Upbringing, Journal of Organizational Behavior Research, 2019, Vol. 4, № 1, p. 140-147.

Рецензент: 

Ряполов Владимир Васильевич - ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», Елец, Россия (399770, Липецкая область, г. Елец, ул. Коммунаров, д. 28.1), кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и историко-культурного наследия, ryapol_77.ist@mail.ru, +7-905-681-01-04.

Ryapolov Vladimir Vasilevich  - State Federal-Funded Educational Institution of Higher Professional Training «Yelets State Bunin University», Yelets, Russia, (399770 Yelets, Lipetsk Region, Kommunarov str. 28), candidate of historical Sciences, associate Professor of the Department of General history and the historical and cultural heritage, ryapol_77.ist@mail.ru, +7-905-681-01-04. 

Работа поступила в редакцию: 20.11.2020 г.