Смирнова М.А., Маслов М.М. Современные тенденции в проектировании интерьера квартир для творческих людей
Смирнова М.А., Маслов М.М. Современные тенденции в проектировании интерьера квартир для творческих людей
Образец ссылки на эту статью: Смирнова М.А., Маслов М.М. Современные тенденции в проектировании интерьера квартир для творческих людей // Бизнес и дизайн ревю. 2020. № 4 (20). С. 9.
УДК 747
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПРОЕКТИРОВАНИИ ИНТЕРЬЕРА КВАРТИР ДЛЯ ТВОРЧЕСКИХ ЛЮДЕЙ
Смирнова Маргарита Александровна
ФБГОУ ВО Гжельский государственный университет, Россия, Гжель (140155, Московская область, Раменский район, пос. Электроизолятор, 67), профессор, кафедра изобразительного искусства и народной художественной культуры, strelez-45@bk.ru, +7-916-156-03-06.
Маслов Михаил Михайлович
ФБГОУ ВО Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна (СПбГУПТД), Россия, (191186, г. Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, д. 18), аспирант 1-го курса, направление подготовки «Техническая эстетика и дизайн», mihail_123@list.ru, +7-985-079-96-53.
Аннотация. В статье рассматривается возможная стилистика проекта интерьера квартиры для творческих людей. Выдвигается предположение о том, что творческая деятельность возможна в домашних условиях, при наличии комфортного технически оснащённого и оформленного помещения для творчества – студии. Под студией в данном случае следует понимать творческую студию художника, дизайнера, фотографа, музыканта, а не тип жилья квартира-студия, подразумевающего минимальную площадь помещения. В процессе исследования теоретических основ и методов проектирования интерьеров разных стилей, и анализа схожих по функциям реализованных решений, выявляются основные тенденции и стилистические направления, используемые в дизайн-проекте современных помещений.
Ключевые слова: дизайн; проектирование; стили интерьера; минимализм; эко-дизайн; лофт.
MODERN TRENDS IN APARTMENT INTERIOR DESIGN FOR CREATIVE PEOPLE
Smirnova Margarita Aleksandrovna
Gzhel State University, Russia, Gzhel (140155, Moscow region, Ramensky district, village of Elektroizolyator, 67), Professor, Department of fine arts and folk art culture, strelez-45@bk.ru, +7-916-156-03-06.
Maslov Mikhail Mikhaylovich
Saint Petersburg state University of industrial technologies and design (Spbguptd), Russia, (191186, Saint Petersburg, Bolshaya Morskaya str., 18), 1st-year postgraduate student, technical aesthetics and design, mihail_123@list.ru, +7-985-079-96-53.
Abstract: The article discusses the possible style of the apartment interior design for creative people. It is suggested that creative activity is possible at home, if there is a comfortable technically equipped and decorated room for creativity-a Studio. In this case, a Studio should be understood as the creative Studio of an artist, designer, photographer, or musician, and not the type of Apartment-Studio housing that implies a minimum floor space. In the process of studying the theoretical foundations and methods of designing interiors of different styles, and analyzing the implemented solutions that are similar in function, the main trends and stylistic directions used in the design project of modern premises are identified.
Keywords: design; design; interior styles; minimalism; eco-design; loft.
Введение
Мы рассматриваем научное, художественное и техническое творчество как процесс и результат деятельности по созданию нового, уникального. Творчество – это «человеческое действие или процесс, который происходит, когда ключевые элементы новизны, уместности и восприимчивой аудитории в данной области объединяются в определенное время для решения данной проблемы» [7]. Значительное количество дизайнеров, художников, изобретателей, фотографов, музыкантов и других творческих людей на сегодняшний день испытывают большую потребность в собственной студии – помещении для работы и творчества. Зачастую им приходится творить в домашнем пространстве, тем самым внося непредусмотренные изначально функции в свой жилой интерьер, занимая площадь, имеющую другое назначение. При расположении творческой студии вне жилища творца часть необходимых вещей хранится дома, и большая часть – в студии, что вызывает определённые проблемы. К тому же возможность творить появляется не в любое время – если квартира мала, и дизайнер, художник, писатель живёт не один – существует большая вероятность, что своим трудом он может создать дискомфорт остальным обитателям квартиры, как бы они ни разделяли его интересы.
Цель данного исследования: выявить объективные условия, при которых создание интерьера квартиры-студии, совмещающего функции жилого помещения и удобной рабочей студии, обеспечат комфортное проживание, с соответствием эргономических и психологических потребностей творческого человека.
Объект исследования – методы и средства, направленные на разработку и выявление наиболее удачного решения в проектировании пространства интерьера для людей, занимающихся творческой деятельностью.
Предмет исследования – процесс проектирования пространства интерьера для людей творческих профессий.
Гипотеза. В квартире с использованием метода комбинирования стилей и определенного функционального зонирования, разработанных в нашем проекте, наиболее комфортно будет использоваться пространство интерьера для людей, занимающихся творческой деятельностью.
Методологическая основа, применяемая в исследовании: макетно-модельный метод, методы решения технологических и проектно-художественных задач.
Результаты исследования и их обсуждение
В данном исследовании мы рассматриваем ведущие стили и стилевые направления XXI в., такие, как минимализм, эко-дизайн, лофт, в интерьерах различного рода. Задача заключается в поиске подходящего дизайнерского решения, оформления и планировки жилого помещения для творческих людей, исходя из предпочтений заказчика.
Минимализм
Данное течение в искусстве интерьера невозможно рассматривать только в один конкретный промежуток времени. Можно сказать, что минимализм был всегда, и периодически влиял на доминирующие архитектурные стили, в эпоху конструктивизма, функционализма, хай-тека. На момент исследования остаётся одним из ведущих стилистических направлений в архитектуре, интерьере и экстерьере, графическом и предметном дизайне (рисунок 1). Минимализм нередко отождествляют именно со стилем хай-тек – минимальное наполнение интерьера, совмещённое с высокой функциональностью и эстетикой цвета и простых форм. Всё это также отвечает принципам скандинавской школы дизайна, но со своими нюансами.
Минимализм в оформлении и проектировании интерьера позволяет добиться лаконичной эстетики не минимальными выразительными средствами, а проявлением их в умеренной форме: и цвет. И форма, и материал здесь, как и в любом другом стилистическом направлении также играют большую роль [1]. Но здесь они нарочито представлены в минимальном значении – простые ахроматические цвета, лаконичные и простые формы, минимум функционального оборудования – всё это идеально подойдёт для мастерской, студии, расположенной в жилище творца. Такой порядок вещей позволит сохранить концентрацию внимания на рабочем процессе, в то время, как например, спальню можно выполнить в эко-направлении – устроить там комфортный мини-сад, в котором будет приятно и комфортно отдыхать, восстанавливать силы.
Минимализм же представлен крупными, лаконичными формами, с идеальной обработкой поверхности, как правило, без орнаментов и фактур. Тесную связь можно проследить между минимализмом и стилевым направлением лофт. Имея разное происхождение, данные стилевые направления во многом схожи. Например, минимализм и лофт объединены как раз минималистическим решением – отсутствием большого количества отделок и фактур. Однако, в лофте допускаются и присутствуют вычурные предметы, в том числе это может быть антиквариат. Минимализм и хай-тек также объединяет решение интерьера минимальными средствами.
Иными словами, мы утверждаем, что минимализм – это стилевая черта, способ, через который пропускаются решения в процессе проектирования. Данная стилевая черта присуща многим стилям, но рассматриваем мы именно её отдельно потому, что данный подход объединяет лучшее в разных стилях, что может быть применено в квартире-студии для творческой интеллигенции.
Эко-дизайн
Эко-дизайн в интерьере (греч. eikos – дом, местообитание) – «экологический» дизайн получил распространение в ХХ в. и характеризуется использованием натуральных материалов в интерьере, умным потреблением ресурсов, безопасной утилизацией различных отходов. Стилевое направление получило широкое распространение в конце ХХ в. как реакция на урбанизацию и промышленные города, нехватку зелёных насаждений и резкое снижение уровня экологии в целом. «Стали набирать темп стили эко-дизайна, эко-минимализма, эко-конструкции, где отдаются предпочтения в оформлении и отделке экологически чистым природным материалам и цветовым сочетаниям. Технологии и новшества современного мира были гармонизированы и направлены на создание психологически комфортной среды для человека и сохранение его здоровья» [5, c. 161].
Эко-дизайн применяется почти во всех направлениях дизайна, в интерьере характеризуется воссозданием природного окружения в жилых и рабочих помещениях, а также торговых центрах, аэропортах и даже экстерьере. Сюда же можно отнести бионику, и вдохновение натуральными, природными формами, материалами. «Представление о качествах пространства формируется при участии всех рецепторов человека. Значительную роль играют в восприятии пространства визуальные ощущения» [2, c. 724]. Кроме формообразования и цвета, в эко-дизайне, как правило, не применяются искусственные, вредные материалы, сложные в утилизации. Основные материалы в интерьере – это дерево, камень, стекло, натуральные ткани. Цветовая гамма характеризуется сочетанием зелёных, бежевых, коричневых и песочных оттенков, в комбинации с тёмным деревом и даже его чёрными оттенками (рисунок 2). Чётких границ в данном стилевом направлении нет – сюда относится всё, что соответствует кредо экологии и разумного потребления, и не противоречит основным принципам.
Эко-дизайн как нельзя лучше подходит для квартиры представителей творческой интеллигенции. Комфортному отдыху будут способствовать такие элементы, как вертикальное озеленение в спальне, а также применение неброских деревянных конструкций в сочетании с керамикой. Творцов характеризует нестандартность мышления, в связи с чем такие люди скорее поддержат рациональное потребление ресурсов, безопасную утилизацию отходов, что является принципами эко-дизайна.
Лофт – гармония старины и новшеств
Лофт – стилевое направление в интерьере и элементах экстерьера, получившее широкое распространение в постиндустриальную эпоху. Переосмысливание старых промышленных пространств и производственных комплексов, реновация заводских и фабричных корпусов – тенденция, получившая широкое распространение как в странах Европы, так и в России [4]. «Промышленный бум» перерос в снижение объёмов производства в целом, переосмысливание этого процесса: широкое распространение получают не заводы-гиганты, а небольшие цеха, представляющие эксклюзивные продукты. Рост мегаполисов привёл к тому, что «промышленные окраины» оказались в центре крупных культурных городов, что не отвечало ни требованиям экологии, ни эстетическим и экономическим запросам общества. Закрытие крупных заводов и вывод их за городскую черту – тенденция XX-XXI веков. В то же время происходит переосмысливание освободившихся производственных помещений – они используются в новом ключе.
Например, московский Винзавод – крупный культурный кластер современного искусства, объединяет в себе галереи, необычные магазины, кафе и прочие заведения. Изначально это действительно был винзавод возле железнодорожного вокзала, открытый в XIX в. на окраине Москвы. В начале 2000-х годов производство было полностью закрыто, а помещения проданы частному инвестору, с учётом сохранения их внешнего вида, так как кирпичные корпуса являются памятником градостроительства и архитектуры.
Как нельзя лучше отражается творческая направленность в переоборудовании помещений комплекса: в подвале главного здания, с низко нависающими сводчатыми кирпичными арками открылся художественный супермаркет «Передвижник». Стены, выполненные из аутентичного кирпича, нарочито оставили без облицовки. Полумрак и акцентная подсветка создают неповторимую атмосферу старины и «загадочности» старого здания. Старый заводской пульт для автоматики с торчащими проводами украсили кистями, тюбиками из-под краски, и небольшими гипсовыми статуэтками, что ещё раз олицетворяет переосмысление назначения помещения.
Стиль лофт позволяет не полностью переоборудовать помещения и находившиеся там механизмы, аппаратуру, а включать их в новое пространство, делая арт-объектом, и тем самым, давая вторую жизнь. Ещё один яркий пример такого рода – московский Хлебозавод, отсчитывающий свою историю с 30-х годов ХХ в., и полностью повторяющий судьбу Винзавода. Здесь цистерны, трубы, и большие металлические конструкции в интерьерах и экстерьерах, оставшиеся от производства, некогда использовавшиеся по прямому назначению, также выборочно оставили, превратив в арт-объекты, и выкрасив в несвойственные им ранее цвета.
Лофт – как нельзя лучше подходит для творческих людей. Несмотря на то, что это переработка уже существовавших помещений, его принципы отлично подходят для формирования нового жилья, для творца, или просто человека, которому импонируют современные тенденции в искусстве. Переосмысление функций, и придание некоторым вещам новых свойств, в качестве арт-объекта послужит отличным толчком для декорирования квартиры, совместно с течениями хай-тек и минимализм. Также отличным ходом является выделение одной стены, и стилизация её под кирпич, с акцентным освещением. Именно такую нарочитую грубость и «небрежность» в совокупности с тщательной продуманностью можно наблюдать почти в любом классическом лофт-пространстве (рисунок 3).
Современные тенденции в дизайн-проекте интерьера квартир для творческих людей учитывает и проектировщик. «Только общий идейно-художественный замысел и только определенная, каждый раз уникальная, творческая ситуация должны определять способ проектного решения организации пространства» [6, c. 1].
Перед дизайнером в процессе проектирования и разработкой интерьера квартиры для творческих людей стоит несколько последовательных задач:
– изучение исходной информации, анализ пожеланий заказчиков, планов застройщика, текущего состояния помещения;
– выработка 2-3 концептуальных решений будущего интерьера и их согласование, выбор наиболее удовлетворяющего решения;
– детальная разработка интерьера согласно выбранному решению: функциональное зонирование, планировка, прокладка инженерных коммуникаций, подбор материалов и оборудования, световой сценарий, мебель и т.д.;
– построение интерьера в графических 3D – программах, визуализация, дальнейшее согласование и внесение изменений;
– формирование итогового проекта, планы расстановки мебели и оборудования, освещения, напольных покрытий и потолков, визуализация.
Решением этих задач будет достигнута цель нашего исследования – анализ и определение стиля для квартиры-студии творческого человека. Также наша специальная цель – определить, как стиль позволит обеспечить максимальный комфорт творческих процессов в совокупности с проживанием в этом же помещении.
Выводы
Исследовав материал и примеры ведущих стилей интерьера XXI века, а также жилые и творческие апартаменты творцов различной направленности, мы пришли к выводу, что нет необходимости делать проект интерьера в одном конкретном стиле. «Дизайн интерьера в современном мире строится на фундаменте целого ряда особенностей, которые служат для обеспечения комфортного существования в помещении» [3, c. 10]. Это может быть лофт, минимализм, или хай-тек с эко-элементами, или элементами скандинавского дизайна. Современное искусство проектирования интерьеров позволяет комбинировать стили, выбирая лучшее и необходимое для конкретной задачи.
Таким образом, в процессе исследования, мы выяснили, что творческому процессу позитивно способствуют следующие факторы:
Единственный минус, который мы выделяем в сложившихся условиях, это стимул к лени, свободному графику, что нарушает режим дня. Распространённость «удалённого», дистанционного формата работы, особенно в период пандемии коронавируса, способствует нарушению сложившегося режима дня. Особенно, если задачи несрочные, и нет необходимости приступать к ним строго в определённое время; такая «зона комфорта» может только навредить творцу. Но в данном случае всё зависит исключительно от морально-психологических установок такого человека и сложившейся в его конкретном случае ситуации.
Список литературы
References
Рецензент:
Савинкин Владислав Владимирович
АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопоповский переулок, 9), доцент кафедры дизайна, член Союза архитекторов, дизайнеров и художников России, vvspart@mail.ru, +7-985-233-27-93.
Savinkin Vladislav Vladimirovich
Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (Russia, 129090, Moscow Protopopovskiy lane, 9), assistant professor of art, vvspart@mail.ru, +7-985-233-27-93.
Работа поступила в редакцию: 18.10.2020 г.
УДК 747
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПРОЕКТИРОВАНИИ ИНТЕРЬЕРА КВАРТИР ДЛЯ ТВОРЧЕСКИХ ЛЮДЕЙ
Смирнова Маргарита Александровна
ФБГОУ ВО Гжельский государственный университет, Россия, Гжель (140155, Московская область, Раменский район, пос. Электроизолятор, 67), профессор, кафедра изобразительного искусства и народной художественной культуры, strelez-45@bk.ru, +7-916-156-03-06.
Маслов Михаил Михайлович
ФБГОУ ВО Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна (СПбГУПТД), Россия, (191186, г. Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, д. 18), аспирант 1-го курса, направление подготовки «Техническая эстетика и дизайн», mihail_123@list.ru, +7-985-079-96-53.
Аннотация. В статье рассматривается возможная стилистика проекта интерьера квартиры для творческих людей. Выдвигается предположение о том, что творческая деятельность возможна в домашних условиях, при наличии комфортного технически оснащённого и оформленного помещения для творчества – студии. Под студией в данном случае следует понимать творческую студию художника, дизайнера, фотографа, музыканта, а не тип жилья квартира-студия, подразумевающего минимальную площадь помещения. В процессе исследования теоретических основ и методов проектирования интерьеров разных стилей, и анализа схожих по функциям реализованных решений, выявляются основные тенденции и стилистические направления, используемые в дизайн-проекте современных помещений.
Ключевые слова: дизайн; проектирование; стили интерьера; минимализм; эко-дизайн; лофт.
MODERN TRENDS IN APARTMENT INTERIOR DESIGN FOR CREATIVE PEOPLE
Smirnova Margarita Aleksandrovna
Gzhel State University, Russia, Gzhel (140155, Moscow region, Ramensky district, village of Elektroizolyator, 67), Professor, Department of fine arts and folk art culture, strelez-45@bk.ru, +7-916-156-03-06.
Maslov Mikhail Mikhaylovich
Saint Petersburg state University of industrial technologies and design (Spbguptd), Russia, (191186, Saint Petersburg, Bolshaya Morskaya str., 18), 1st-year postgraduate student, technical aesthetics and design, mihail_123@list.ru, +7-985-079-96-53.
Abstract: The article discusses the possible style of the apartment interior design for creative people. It is suggested that creative activity is possible at home, if there is a comfortable technically equipped and decorated room for creativity-a Studio. In this case, a Studio should be understood as the creative Studio of an artist, designer, photographer, or musician, and not the type of Apartment-Studio housing that implies a minimum floor space. In the process of studying the theoretical foundations and methods of designing interiors of different styles, and analyzing the implemented solutions that are similar in function, the main trends and stylistic directions used in the design project of modern premises are identified.
Keywords: design; design; interior styles; minimalism; eco-design; loft.
Введение
Мы рассматриваем научное, художественное и техническое творчество как процесс и результат деятельности по созданию нового, уникального. Творчество – это «человеческое действие или процесс, который происходит, когда ключевые элементы новизны, уместности и восприимчивой аудитории в данной области объединяются в определенное время для решения данной проблемы» [7]. Значительное количество дизайнеров, художников, изобретателей, фотографов, музыкантов и других творческих людей на сегодняшний день испытывают большую потребность в собственной студии – помещении для работы и творчества. Зачастую им приходится творить в домашнем пространстве, тем самым внося непредусмотренные изначально функции в свой жилой интерьер, занимая площадь, имеющую другое назначение. При расположении творческой студии вне жилища творца часть необходимых вещей хранится дома, и большая часть – в студии, что вызывает определённые проблемы. К тому же возможность творить появляется не в любое время – если квартира мала, и дизайнер, художник, писатель живёт не один – существует большая вероятность, что своим трудом он может создать дискомфорт остальным обитателям квартиры, как бы они ни разделяли его интересы.
Цель данного исследования: выявить объективные условия, при которых создание интерьера квартиры-студии, совмещающего функции жилого помещения и удобной рабочей студии, обеспечат комфортное проживание, с соответствием эргономических и психологических потребностей творческого человека.
Объект исследования – методы и средства, направленные на разработку и выявление наиболее удачного решения в проектировании пространства интерьера для людей, занимающихся творческой деятельностью.
Предмет исследования – процесс проектирования пространства интерьера для людей творческих профессий.
Гипотеза. В квартире с использованием метода комбинирования стилей и определенного функционального зонирования, разработанных в нашем проекте, наиболее комфортно будет использоваться пространство интерьера для людей, занимающихся творческой деятельностью.
Методологическая основа, применяемая в исследовании: макетно-модельный метод, методы решения технологических и проектно-художественных задач.
Результаты исследования и их обсуждение
В данном исследовании мы рассматриваем ведущие стили и стилевые направления XXI в., такие, как минимализм, эко-дизайн, лофт, в интерьерах различного рода. Задача заключается в поиске подходящего дизайнерского решения, оформления и планировки жилого помещения для творческих людей, исходя из предпочтений заказчика.
Минимализм
Данное течение в искусстве интерьера невозможно рассматривать только в один конкретный промежуток времени. Можно сказать, что минимализм был всегда, и периодически влиял на доминирующие архитектурные стили, в эпоху конструктивизма, функционализма, хай-тека. На момент исследования остаётся одним из ведущих стилистических направлений в архитектуре, интерьере и экстерьере, графическом и предметном дизайне (рисунок 1). Минимализм нередко отождествляют именно со стилем хай-тек – минимальное наполнение интерьера, совмещённое с высокой функциональностью и эстетикой цвета и простых форм. Всё это также отвечает принципам скандинавской школы дизайна, но со своими нюансами.
Минимализм в оформлении и проектировании интерьера позволяет добиться лаконичной эстетики не минимальными выразительными средствами, а проявлением их в умеренной форме: и цвет. И форма, и материал здесь, как и в любом другом стилистическом направлении также играют большую роль [1]. Но здесь они нарочито представлены в минимальном значении – простые ахроматические цвета, лаконичные и простые формы, минимум функционального оборудования – всё это идеально подойдёт для мастерской, студии, расположенной в жилище творца. Такой порядок вещей позволит сохранить концентрацию внимания на рабочем процессе, в то время, как например, спальню можно выполнить в эко-направлении – устроить там комфортный мини-сад, в котором будет приятно и комфортно отдыхать, восстанавливать силы.
Минимализм же представлен крупными, лаконичными формами, с идеальной обработкой поверхности, как правило, без орнаментов и фактур. Тесную связь можно проследить между минимализмом и стилевым направлением лофт. Имея разное происхождение, данные стилевые направления во многом схожи. Например, минимализм и лофт объединены как раз минималистическим решением – отсутствием большого количества отделок и фактур. Однако, в лофте допускаются и присутствуют вычурные предметы, в том числе это может быть антиквариат. Минимализм и хай-тек также объединяет решение интерьера минимальными средствами.
Иными словами, мы утверждаем, что минимализм – это стилевая черта, способ, через который пропускаются решения в процессе проектирования. Данная стилевая черта присуща многим стилям, но рассматриваем мы именно её отдельно потому, что данный подход объединяет лучшее в разных стилях, что может быть применено в квартире-студии для творческой интеллигенции.
Эко-дизайн
Эко-дизайн в интерьере (греч. eikos – дом, местообитание) – «экологический» дизайн получил распространение в ХХ в. и характеризуется использованием натуральных материалов в интерьере, умным потреблением ресурсов, безопасной утилизацией различных отходов. Стилевое направление получило широкое распространение в конце ХХ в. как реакция на урбанизацию и промышленные города, нехватку зелёных насаждений и резкое снижение уровня экологии в целом. «Стали набирать темп стили эко-дизайна, эко-минимализма, эко-конструкции, где отдаются предпочтения в оформлении и отделке экологически чистым природным материалам и цветовым сочетаниям. Технологии и новшества современного мира были гармонизированы и направлены на создание психологически комфортной среды для человека и сохранение его здоровья» [5, c. 161].
Эко-дизайн применяется почти во всех направлениях дизайна, в интерьере характеризуется воссозданием природного окружения в жилых и рабочих помещениях, а также торговых центрах, аэропортах и даже экстерьере. Сюда же можно отнести бионику, и вдохновение натуральными, природными формами, материалами. «Представление о качествах пространства формируется при участии всех рецепторов человека. Значительную роль играют в восприятии пространства визуальные ощущения» [2, c. 724]. Кроме формообразования и цвета, в эко-дизайне, как правило, не применяются искусственные, вредные материалы, сложные в утилизации. Основные материалы в интерьере – это дерево, камень, стекло, натуральные ткани. Цветовая гамма характеризуется сочетанием зелёных, бежевых, коричневых и песочных оттенков, в комбинации с тёмным деревом и даже его чёрными оттенками (рисунок 2). Чётких границ в данном стилевом направлении нет – сюда относится всё, что соответствует кредо экологии и разумного потребления, и не противоречит основным принципам.
Эко-дизайн как нельзя лучше подходит для квартиры представителей творческой интеллигенции. Комфортному отдыху будут способствовать такие элементы, как вертикальное озеленение в спальне, а также применение неброских деревянных конструкций в сочетании с керамикой. Творцов характеризует нестандартность мышления, в связи с чем такие люди скорее поддержат рациональное потребление ресурсов, безопасную утилизацию отходов, что является принципами эко-дизайна.
Лофт – гармония старины и новшеств
Лофт – стилевое направление в интерьере и элементах экстерьера, получившее широкое распространение в постиндустриальную эпоху. Переосмысливание старых промышленных пространств и производственных комплексов, реновация заводских и фабричных корпусов – тенденция, получившая широкое распространение как в странах Европы, так и в России [4]. «Промышленный бум» перерос в снижение объёмов производства в целом, переосмысливание этого процесса: широкое распространение получают не заводы-гиганты, а небольшие цеха, представляющие эксклюзивные продукты. Рост мегаполисов привёл к тому, что «промышленные окраины» оказались в центре крупных культурных городов, что не отвечало ни требованиям экологии, ни эстетическим и экономическим запросам общества. Закрытие крупных заводов и вывод их за городскую черту – тенденция XX-XXI веков. В то же время происходит переосмысливание освободившихся производственных помещений – они используются в новом ключе.
Например, московский Винзавод – крупный культурный кластер современного искусства, объединяет в себе галереи, необычные магазины, кафе и прочие заведения. Изначально это действительно был винзавод возле железнодорожного вокзала, открытый в XIX в. на окраине Москвы. В начале 2000-х годов производство было полностью закрыто, а помещения проданы частному инвестору, с учётом сохранения их внешнего вида, так как кирпичные корпуса являются памятником градостроительства и архитектуры.
Как нельзя лучше отражается творческая направленность в переоборудовании помещений комплекса: в подвале главного здания, с низко нависающими сводчатыми кирпичными арками открылся художественный супермаркет «Передвижник». Стены, выполненные из аутентичного кирпича, нарочито оставили без облицовки. Полумрак и акцентная подсветка создают неповторимую атмосферу старины и «загадочности» старого здания. Старый заводской пульт для автоматики с торчащими проводами украсили кистями, тюбиками из-под краски, и небольшими гипсовыми статуэтками, что ещё раз олицетворяет переосмысление назначения помещения.
Стиль лофт позволяет не полностью переоборудовать помещения и находившиеся там механизмы, аппаратуру, а включать их в новое пространство, делая арт-объектом, и тем самым, давая вторую жизнь. Ещё один яркий пример такого рода – московский Хлебозавод, отсчитывающий свою историю с 30-х годов ХХ в., и полностью повторяющий судьбу Винзавода. Здесь цистерны, трубы, и большие металлические конструкции в интерьерах и экстерьерах, оставшиеся от производства, некогда использовавшиеся по прямому назначению, также выборочно оставили, превратив в арт-объекты, и выкрасив в несвойственные им ранее цвета.
Лофт – как нельзя лучше подходит для творческих людей. Несмотря на то, что это переработка уже существовавших помещений, его принципы отлично подходят для формирования нового жилья, для творца, или просто человека, которому импонируют современные тенденции в искусстве. Переосмысление функций, и придание некоторым вещам новых свойств, в качестве арт-объекта послужит отличным толчком для декорирования квартиры, совместно с течениями хай-тек и минимализм. Также отличным ходом является выделение одной стены, и стилизация её под кирпич, с акцентным освещением. Именно такую нарочитую грубость и «небрежность» в совокупности с тщательной продуманностью можно наблюдать почти в любом классическом лофт-пространстве (рисунок 3).
Современные тенденции в дизайн-проекте интерьера квартир для творческих людей учитывает и проектировщик. «Только общий идейно-художественный замысел и только определенная, каждый раз уникальная, творческая ситуация должны определять способ проектного решения организации пространства» [6, c. 1].
Перед дизайнером в процессе проектирования и разработкой интерьера квартиры для творческих людей стоит несколько последовательных задач:
– изучение исходной информации, анализ пожеланий заказчиков, планов застройщика, текущего состояния помещения;
– выработка 2-3 концептуальных решений будущего интерьера и их согласование, выбор наиболее удовлетворяющего решения;
– детальная разработка интерьера согласно выбранному решению: функциональное зонирование, планировка, прокладка инженерных коммуникаций, подбор материалов и оборудования, световой сценарий, мебель и т.д.;
– построение интерьера в графических 3D – программах, визуализация, дальнейшее согласование и внесение изменений;
– формирование итогового проекта, планы расстановки мебели и оборудования, освещения, напольных покрытий и потолков, визуализация.
Решением этих задач будет достигнута цель нашего исследования – анализ и определение стиля для квартиры-студии творческого человека. Также наша специальная цель – определить, как стиль позволит обеспечить максимальный комфорт творческих процессов в совокупности с проживанием в этом же помещении.
Выводы
Исследовав материал и примеры ведущих стилей интерьера XXI века, а также жилые и творческие апартаменты творцов различной направленности, мы пришли к выводу, что нет необходимости делать проект интерьера в одном конкретном стиле. «Дизайн интерьера в современном мире строится на фундаменте целого ряда особенностей, которые служат для обеспечения комфортного существования в помещении» [3, c. 10]. Это может быть лофт, минимализм, или хай-тек с эко-элементами, или элементами скандинавского дизайна. Современное искусство проектирования интерьеров позволяет комбинировать стили, выбирая лучшее и необходимое для конкретной задачи.
Таким образом, в процессе исследования, мы выяснили, что творческому процессу позитивно способствуют следующие факторы:
- Близость студии – не требуется затрачивать время, средства и другие ресурсы на дорогу в оба конца.
- Возможность хранить все необходимые для творчества предметы, аксессуары, материалы и инструменты, устройства в одном месте. В рассматриваемом случае исключена возможность забыть что-либо нужное при поездке из одного места в другое.
- Психологический комфорт отлично способствует творческому настрою, а также настроению в целом. Плохая погода, загруженный транспорт не будут помехой.
- Закладка в проекте отдельной комнаты под студию позволяет работать в домашних условиях без ограничений – изолированность от остальной квартиры позволяет не мешать членам семьи, нарушая такие процессы, как сон, отдых, и нет необходимости в «уходе на кухню», если требуется поработать в ночное время суток, совмещению в одном помещении нескольких функций.
- Самостоятельное оформление студии, в отличие от государственной или частной, даёт полный карт-бланш в её оформлении, времени посещения и порядках. Нет необходимости делить её с кем-либо, либо, например, не иметь возможности перекрасить стены.
Единственный минус, который мы выделяем в сложившихся условиях, это стимул к лени, свободному графику, что нарушает режим дня. Распространённость «удалённого», дистанционного формата работы, особенно в период пандемии коронавируса, способствует нарушению сложившегося режима дня. Особенно, если задачи несрочные, и нет необходимости приступать к ним строго в определённое время; такая «зона комфорта» может только навредить творцу. Но в данном случае всё зависит исключительно от морально-психологических установок такого человека и сложившейся в его конкретном случае ситуации.
Список литературы
- Бхаскаран Л. Дизайн и время. Стили и направления в современном искусстве и архитектуре. М.: Арт-Родник, 2006. 257 с.
- Василенко П.Г., Василенко Е.В. Эргономический аспект создания среды обучения и проектирования учебного пространства // Россия: Тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Институт научной информации по общественным наукам РАН, Отдел научного сотрудничества; Ответственный редактор В.И. Герасимов. 2019. С. 723-725.
- Лопасова В.С., Василенко Е.В. Значение цвета в дизайне интерьерного пространства // Modern Science. 2020. № 4-2. С. 10-13.
- Михайлов С., Михайлова А. История дизайна. Краткий курс. М: Союз дизайнеров России, 2004. С. 270-272.
- Паллотта В.И., Попова С. Живая стена в интерьере // Образование. Наука. Культура. Материалы международного научного форума. 2018. С. 160-162.
- Паллотта В.И. Дизайн в творчестве архитектора Ю.С. Субботина // Культура и время перемен. № 1 (12). С. 1.
- Warner S. The effects on students’ personality preferences from participation in Odyssey of the Mind. Unpublished doctoral dissertation, West Virginia University. Morgantown, 2000. 382 p.
References
- Bkhaskaran L. Dizayn i vremya. Stili i napravleniya v sovremennom iskusstve i arkhitekture (Design and time. Styles and trends in contemporary art and architecture). M.: Art-Rodnik, 2006. 257 p.
- Vasilenko P.G., Vasilenko E.V. Ergonomicheskiy aspekt sozdaniya sredy obucheniya i proektirovaniya uchebnogo prostranstva (Ergonomic aspect of creating a learning environment and designing a learning space), Rossiya: Tendentsii i perspektivy razvitiya. Ezhegodnik. Institut nauchnoy informatsii po obschestvennym naukam RAN, Otdel nauchnogo sotrudnichestva; Otvetstvennyy redaktor V.I. Gerasimov. 2019. p. 723-725.
- Lopasova V.S., Vasilenko E.V. Znachenie tsveta v dizayne interernogo prostranstva (The meaning of color in interior design), Modern Science. 2020. № 4-2. p. 10-13.
- Mikhaylov S., Mikhaylova A. Istoriya dizayna. Kratkiy kurs (History of design. Short course). M: Soyuz dizaynerov Rossii, 2004. p. 270-272.
- Pallotta V.I., Popova S. Zhivaya stena v interfere (Living wall in the interior), Obrazovanie. Nauka. Kultura. Materialy mezhdunarodnogo nauchnogo foruma. 2018. p. 160-162.
- Pallotta V.I. Dizayn v tvorchestve arkhitektora Yu.S. Subbotina (The design creativity of the architect Y. S. Subbotina), Kultura i vremya peremen. 2016. № 1 (12). p. 1.
- Warner S. The effects on students’ personality preferences from participation in Odyssey of the Mind. Unpublished doctoral dissertation, West Virginia University. Morgantown, 2000. 382 p.
Рецензент:
Савинкин Владислав Владимирович
АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопоповский переулок, 9), доцент кафедры дизайна, член Союза архитекторов, дизайнеров и художников России, vvspart@mail.ru, +7-985-233-27-93.
Savinkin Vladislav Vladimirovich
Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (Russia, 129090, Moscow Protopopovskiy lane, 9), assistant professor of art, vvspart@mail.ru, +7-985-233-27-93.
Работа поступила в редакцию: 18.10.2020 г.