Сергин Р.П. Моушн-дизайн в системе диджитал-айдентики

Образец ссылки на эту статью: Сергин Р.П. Моушн-дизайн в системе диджитал-айдентики // Бизнес и дизайн ревю. 2020.  № 4 (20). С. 8. 

УДК 7.05 

МОУШН-ДИЗАЙН В СИСТЕМЕ ДИДЖИТАЛ-АЙДЕНТИКИ 

Сергин Роман Петрович 

Уфимский государственный нефтяной технический университет, Уфа, Россия (450064, Уфа, Республика Башкортостан, ул. Космонавтов 1), руководитель лаборатории коммуникативного дизайна кафедры «Комплексный инжиниринг и компьютерная графика», e-mail: serginroman@yandex.ru +7-912-400-80-07.

Аннотация. Автор рассматривает моушен-дизайн с точки зрения коммуникативных свойств анимационной графики в аспекте визуальной идентичность бренд-коммуникаций в цифровой коммуникативной среде. Дается определение понятиям «диджитал-айдентика» и «цифровая коммуникация». Главный научный результат: автор пришел к выводу, что моушен-дизайн в системе цифровых бренд-коммуникаций является ее неотделимой частью и несет в себе большой потенциал проектных принципов, культурных ценностей и смыслов.

Ключевые слова: моушн-дизайн; анимационный дизайн; анимационная графика; цифровая коммуникация; диджитал-айдентика; бренд-коммуникации. 

MOTION DESIGN IN THE DIGITAL IDENTITY SYSTEM

Sergin Roman Petrovich

Ufa State Petroleum Technological University, Ufa, Russia (450064, Ufa, Republic of Bashkortostan, st. Cosmonavtov 1), Head of the Communication Design Laboratory Department «Integrated Engineering and Computer Graphics», e-mail: serginroman@yandex.ru, +7-912-400-80-07.

Abstract. The author examines motion design from the point of view of communicative properties able to influence the visual identity of the brand communications in the digital environment. The article uses the new concepts of «digital identity» and «digital identity», thanks to which brand communications are viewed through the prism of visual identity, mainly in the digital environment.

Keywords: motion design; animation design; animation graphics; digital communication; digital identity; brand communications.

Введение

Цифровая айдентика или диджитал-айдентика это весьма новое понятие, раскрывающее суть специфического процесса, при котором бренд-коммуникации перестают быть, в классическом понимании, теми визуальными коммуникациями, к которым мы привыкли. В данной статье речь пойдет о цифровой визуальной идентичности в диджитал-айдентике и о роли моушен-дизайна в этом процессе.

Цель исследования – определить роль анимационного дизайна в системах визуальной идентичности цифровой коммуникативной среды, выявить его основные проектные принципы.

Методы исследования

В процессе работы применялись следующие методы: метод терминологического анализа, сравнительный анализ различных практик моушен-дизайна с примерами применения проектных принципов в формировании бренд коммуникаций, методы эмпирического исследования (личный опыт применения моушен-дизайна в образовательных коммуникациях, ряд наблюдений и экспериментов), функциональный анализ.

Результаты исследования и их обсуждение

В результате анализа современных примеров бренд-коммуникаций в цифровой среде, автор пришел к выводу, что современная айдентика это преимущественно диджитал-айдентика (digital - в переводе с англ. «цифровой»), так как большая часть коммуникаций совершается в цифровом формате.

Определена роль анимационного дизайна в системах визуальной идентичности цифровой коммуникативной среды. Благодаря исследованию большого количества образцов анимационного дизайна, а также личному опыту автора в проектировании объектов анимационного дизайна для открытых онлайн-курсов нефтегазовое образование «Уфимский государственный нефтяной технический университет» были выявлены основные проектные принципы построения цифровой айдентики: универсальность, динамичность, мультиадаптивность, инфо-масштабируемость.

Визуальная коммуникация в цифровой среде

Перед тем как мы перейдем к описанию общих тенденций и проектных особенностей моушен-дизайна, необходимо обозначить основные свойства цифровой коммуникативной среды, понимание которых поможет нам лучше разобраться в определении таких терминов как «диджитал-айдентика» и «цифровая коммуникативная среда».

Начнем с того, что первой из наиболее известных теорий коммуникации считается модель, выдвинутая Аристотелем. В своей работе он выделял три компонента коммуникации «Оратор - Речь – Аудитория». Такая схема универсальна - она отражает коммуникативный акт как в устной, так и в письменной формах. Модель была практически неизменна вплоть до развития массовых коммуникаций в виде радио и кино в XX в.

Большой вклад в развитие теории коммуникации сделал советский и российский ученый культуролог и семиотик Юрий Михайлович Лотман который предложил теорию семиотической модели коммуникации, особое внимание Ю.М. Лотман уделял визуальной коммуникации, согласно этим исследованиям повествовательный характер кинематографа, предшественник цифровой визуальной среды, характеризуется в первую очередь с коммуникацией, так как в основе всякого повествования лежит коммуникативный акт [1, с. 36].

Термин «коммуникативная среда» в контексте дизайна раскрывается в работе «Развитие коммуникативного дизайна». Авторы проводят аналогию с преобразованием инструментальных функций предметов, сравнивая предметную среду с коммуникативной средой, где конечной целью коммуникативного дизайна является не создание продукта, товара, а создание некой «общности» – среды, в которой творец и потребитель, продавец и покупатель, адресант и адресат находят друг друга и «говорят» на одном языке на «общие» темы [5, с. 292].

О.Ф.    Купрещенко в своем исследовании «Коммуникация в цифровой среде: К вопросу о терминологии» считает, что в цифровой коммуникации на смену письменным текстам приходят тексты, сочетающие в себе разные семиотические системы. В эпоху Интернета появляется новый тип коммуникации – «цифровая коммуникация». Следовательно, ключевым понятием коммуникации в цифровой среде становится текст, сочетающий в себе разные знаковые системы [4, с. 65].

В связи с бурным развитием рыночных отношений из производственной выделилась сфера бизнес-коммуникации или делового общения. В основе такой формы общения лежит гибкая система визуальной идентичности, задача которой состоит в том, чтобы конструировать тотальную узнаваемость компании не только в офлайне, но и преимущественно в онлайне.

Таким образом сам формат и условия, при которых совершается акт коммуникации, влияют непосредственно на базовые паттерны визуальной идентичности в процессе продвижения различных смыслов в условиях цифровизации.   Другими словами, современная айдентика - это цифровая айдентика. И с этим сложно не согласиться, так как большая часть современных бизнес-процессов связаны напрямую через онлайн технологии.

Таким образом мы получаем определенные требования, при которых объекты коммуникации в цифровой среде, в частности, это элементы фирменного стиля, должны соответствовать следующим принципам: быть универсальными, динамичными (с точки зрения анимационного дизайна – моушен-графичными), мультиадаптивными (подходящими под любые форматы и разрешения) и легко инфомасштабируемы (подходящие под любые коммуникационные задачи, как в онлайне, так и в офлайне.

И сегодня есть такой вид художественно проектной деятельности, сочетающий в себе все проектные принципы графического дизайна и новые технологические подходы в проектировании систем коммуникации в цифровой среде, это моушен-дизайн. В дальнейшем в нашем исследовании мы будем использовать также и термин «анимационный дизайн», так как он не противоречит по смыслу первому.

Моушен-дизайн в системе бренд-коммуникаций

Теперь мы плавно подходим к тому, что на наш взгляд важного состоит в перспективах развития моушн-дизайна и какое влияние он способен оказать на формирование систем визуальной идентичности в цифровой среде.

Стоит отметить, что уже делаются первые шаги в исследовании моушен-дизайна как наиболее эффективной технологии в медиа-продвижении. Известно, что высокие технологии очень быстро и непрестанно развиваются, а вместе с ними развивается и рынок креативного продакшена. Семь лет назад сложно было представить ситуацию, в которой моушен-дизайн использовали бы для продвижения услуг [3, с. 185].

Также моушен-дизайн, как творческая деятельность, сегодня интересует исследователей и с точки зрения культурологического потенциала. Так, автор статьи «Анимационный дизайн: социокультурная-специфика» анализирует процесс развития анимации от искусства к дизайну в контексте массмедиа. А.В. Кочнева также приводит примеры анимационного дизайна, выполняющие практические задачи и обладающие высоким художественным качеством [5, с. 92].

Отличительная особенность анимационного дизайна от других областей визуальной коммуникации заключается в том, что он оперирует преимущественно динамическими изображениями (анимационной графикой), тем самым усиливая процесс коммуникации, делая его более живым и доступный для восприятия. Это качество лучше всего реализуется при создании кратких, но содержательных сообщений. Ещё применение данного вида дизайна оправдано при проектировании сложных коммуникативных систем, когда стоит задача оптимизировать большой объем информации. Это качество лучше всего реализуется при создании кратких, но содержательных сообщений, в которых раскрытие сути сообщения при помощи традиционных средств статической графики является проблематичным [7, с. 146].

В процессе исследования анимационного дизайна нам удалось выделить три главных коммуникативных преимущества анимационной графики в отличии от статичной:

  1. Быстрее доставляет сообщение. Наглядность позволяет передать ключевые параметры. В условиях ограничений во времени, в процессе трансляции максимальная лаконичность и наглядность выступает ключевым параметром сообщения.
  2. Вмещает большой объем информации. Раскрытие сложных идей, концепций, систематизация данных в простой и понятной форме. В краткий ролик помещается огромное количество информации, которая легко усваивается зрителем.
  3. Лучше удерживает и привлекает внимание. Движущийся объект, естественно, привлекает больше внимания. Анимационная графика вызывает интерес у зрителя, а потому так популярна [7, с. 147].

Сегодня любая коммуникация современных логотипов или фирменных элементов подразумевает трансляцию через цифровую среду так, например, благодаря технологиям анимации в интерактивной среде стало возможным имитировать физические свойства предметного мира (механический кнопок, пультов, рычагов и различных процессов), анимировать знаки навигации (текст, знаки). Пример — обновленный интерфейс для операционной системы «iOS 7», разработанная «Apple Inc» дизайн переключателя «on-off», когда сам характер движения анимационного элемента способен не только передавать функциональное содержание, но и нести в себе фирменный образ лаконичности, плавности и точности что свойственно бренд-концепции  «Apple» [6, с. 147].

Еще одним хорошим примером применения анимационного дизайна в формировании цифровой айдентики является анимация логотипов во время загрузки приложения или веб-сайта организации. Стартовая страница загрузки для приложений и сайтов предлагает пользователю увидеть анимационную версию своего нового фирменного знака, логотипа или стиля, заставка ТВ-канала может также нести признаки айдентики в движущихся, пластичных формах. И много таких примеров мы можем с вами наблюдать в окружающем нас информационном визуальном пространстве современного мира, в котором такие понятия как интерактивность, гипертекст и мультипликативность стали неотъемлемой частью понятия информация и коммуникация, а термин «цифровой» стал объединяющим смыслом выше перечисленных явлений в современной визуальной культуре.

Таким образом мы видим, что коммуникативные свойства анимационной графики действительно важны и при трансляции элементов фирменной графики в рекламе и ТВ-дизайне (анимационные графические стили телепередач, анимационная заставка логотипа для корпоративных презентаций), являются неотъемлемой составной частью цифрового-бренда.

В случае с веб-сайтами, игровыми системами, мобильными приложениями – анимационная графика приобретает навигационные функции и оперирует категориями знаковых систем, контекста и интерактивной среды, корпоративное видео, кино (титры), обучение (видео объяснения), часто применяется в инфодизайне – тут анимационная графика зачастую оказывает решающую роль в формировании адекватной коммуникационной среды для пользователя. Кроме того, анимационная графика широко применяется в промышленном дизайне: дизайн приборов рабочих панелей сложных устройств, в автомобилестроении, в организации архитектурной среды и систем навигации элементов приборной доски с применением технологий жидкокристаллической дисплейной индикации, где также благодаря анимационной графике решается ряд, как функциональных, так и эстетических задач, в которые также входит и установление бренд-коммуникаций [6, с. 37].

Выводы

Таким образом, благодаря исследованию функциональных и эстетических свойств анимационной графики мы пришли к выводу, что анимационный дизайн, являясь синтетическим видом проектно-художественной деятельности, несет в себе неоценимый коммуникативный потенциал для формирования визуальной идентичности в системе цифровых коммуникаций и диджитал-айдентики.

В этом и заключается ключевая роль анимационного дизайна, где его коммуникативная основа в сочетании с высокими технологиями динамичной визуализации, в основе которых лежит внушительный опыт всей истории развития графического дизайна до наших дней, определяет анимационный дизайн в системе визуальной идентичности цифровой коммуникативной среды как основной проектный, функциональный и ценностный драйвер развития в области бизнес-коммуникаций.

Благодаря функциональному анализу объектов бренд-коммуникации в цифровой среде, с применением проектных решений анимационного дизайна, были определены следующие базовые принципы для построения эффективной модели цифровой айдентики: универсальность, динамичность, мультиадаптивность, инфомасштабируемость.

В заключении также необходимо отметить, что в связи с актуальными проблемами в области общественной безопасности, связанными с угрозами пандемии коронавируса (COVID-19), сложились условия экстремально быстрой трансформации коммуникационных связей в большинстве сфер хозяйственной, образовательной и культурной деятельности человека.

Вызовы на соответствие таким условиям не могли не затронуть и область продвижения товаров и услуг, где для понимания постоянно изменяющихся процессов в коммуникативной цифровой среде, такие понятия как бренд, фирменный стиль, айдентика, в привычном для офлайна способе коммуникации, сегодня перестают соответствовать сложившимся условиям и требуют осмысления новых проектных принципов, несущих в себе накопленный «багаж» теоретических подходов традиционного графического дизайна  в сочетании с новым опытом практик анимационного дизайна в цифровой коммуникативной  среде.

Список литературы 

  1. Дибров А.Д., Вычужанина Е.В. Анализ семиотической структуры кинематографа Ю.М. Лотманом // Язык и культура. Сборник статей XXIX Международной научной конференции. Томск: ТГУ, 2018. С. 35-40.
  2. Коновалова А.С. Теоретическое обоснование к исследованию технологии моушен-дизайна в медиапродвижении технологического предпринимательства // Молодой исследователь Дона. 2017. № 4(7). С. 183-186.
  3. Кочнева А.В. Анимационный дизайн: социокультурная специфика // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2018. № 1 (36). С. 92-95.
  4. Купрещенко О.Ф. Коммуникация в цифровой среде: к вопросу о терминологии // Международная научно-практическая интернет-конференция «Актуальные вопросы описания и преподавания русского языка как иностранного / неродного». М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, 2018. С. 65-69.
  5. Полеухин А.А. Развитие коммуникативного дизайна [Электронный ресурс]. URL.: https://lib.herzen.spb.ru/text/poleukhin_115_289_299.pdf (дата обращения 11.10.2020).
  6. Сергин Р.П., Ткач Д.Г. Анализ коммуникативных свойств анимационной графики в различных областях применения // Материалы 46-й Всероссийской научно-технической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов с международным участием в 2-х томах. ответственный редактор: В.Ш. Мухаметшин. Уфа: Уфимский государственный нефтяной технический университет, 2019. С. 31-37.
  7. Сергин Р.П., Ткач Д.Г. Анимационная графика в системе дизайна РГУ им. А.Н. Косыгина // Сборник материалов Международной научно-технической конференции. М.: РГУ им. А.Н. Косыгина, 2018. С. 146-149.

References

  1. Dibrov A.D., Vychuzhanina E.V. Analiz semioticheskoy struktury kinematografa Yu.M. Lotmanom (Analysis of the semiotic structure of cinema Yu.M. Lotman), Yazyk i kultura. Sbornik statey XXIX Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii. Tomsk: TGU, 2018, p. 35-40.
  2. Konovalova A.S. Teoreticheskoe obosnovanie k issledovaniyu tekhnologii moushen-dizayna v mediaprodvizhenii tekhnologicheskogo predprinimatelstva (Theoretical rationale for the study of motion design technology in media promotion of technological entrepreneurship), Molodoy issledovatel Dona. 2017, № 4(7), p. 183-186.
  3. Kochneva A.V. Animatsionnyy dizayn: sotsiokulturnaya spetsifika (Animation design: sociocultural specificity), Akademicheskiy vestnik UralNIIproekt RAASN. 2018, № 1 (36), p. 92-95.
  4. Kupreschenko O.F. Kommunikatsiya v tsifrovoy srede: k voprosu o terminologii (Communication in the digital environment: on the issue of terminology), Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya internet-konferentsiya «Aktualnye voprosy opisaniya i prepodavaniya russkogo yazyka kak inostrannogo / nerodnogo». M.: Gosudarstvennyy institut russkogo yazyka im. A.S. Pushkina, 2018, p. 65-69.
  5. Poleukhin A.A. Razvitie kommunikativnogo dizayna [Elektronnyy resurs] (Development of communicative design). URL.: https://lib.herzen.spb.ru/text/poleukhin_115_289_299.pdf (data obrascheniya 11.10.2020).
  6. Sergin R.P., Tkach D.G. Analiz kommunikativnykh svoystv animatsionnoy grafiki v razlichnykh oblastyakh primeneniya (Analysis of the communicative properties of animation graphics in various fields of application), Materialy 46-y Vserossiyskoy nauchno-tekhnicheskoy konferentsii molodykh uchenykh, aspirantov i studentov s mezhdunarodnym uchastiem v 2-kh tomakh. otvetstvennyy redaktor: V.Sh. Mukhametshin. Ufa: Ufimskiy gosudarstvennyy neftyanoy tekhnicheskiy universitet, 2019, p. 31-37.
  7. Sergin R.P., Tkach D.G. Animatsionnaya grafika v sisteme dizayna RGU im. A.N. Kosygina (Animation graphics in the design system of the Russian State University A.N. Kosygin), Sbornik materialov Mezhdunarodnoy nauchno-tekhnicheskoy konferentsii. M.: RGU im. A.N. Kosygina, 2018, p. 146-149.

Рецензент:

Самсонова Вера Валерьевна - АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопоповский переулок, 9), декан Факультета дизайна и моды, verasamsonova@mail.ru, +7-903-182-18-95.

Samsonova Vera Valerevna - Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129090, Moscow, Protopopovsky Lane of 9), Dean of the faculty of design and fashion, verasamsonova@mail.ru, +7-903-182-18-95.

Работа поступила в редакцию: 12.11.2020