Саяпина Т.С. Тенденции преподавания юридических дисциплин в высшей школе
Саяпина Т.С. Тенденции преподавания юридических дисциплин в высшей школе
Образец ссылки на эту статью: Саяпина Т.С. Тенденции преподавания юридических дисциплин в высшей школе // Бизнес и дизайн ревю. 2020. № 4 (20). С. 14.
УДК 378
ТЕНДЕНЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Саяпина Татьяна Сергеевна
Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский экономический институт», Москва, Россия (109390, Москва, ул. Артюхиной, д.6, корпус 1), старший преподаватель кафедры «Гражданско-правовые дисциплины», начальник отдела практик и трудоустройства, tatiana-communicate@yandex.ru, +7-967-247-57-17.
Аннотация. Исследование положений российской и зарубежной научной доктрины, нормативно-правовых актов и правоприменительной практики, позволило автору выявить и раскрыть основные современные тенденции преподавания юридических дисциплин в образовательных организациях высшего образования. Глубокое теоретическое и практическое исследование рассматриваемой темы позволило автору выявить и проанализировать наиболее существенные недостатки, существующие в процессе преподавания юридических дисциплин в высшей школе и предложить способы их преодоления. Главный научный результат, к которому пришел автор: необходимо плановое приспособление образовательных организаций к условиям цифровизации. Несмотря на всеобщую глобализацию, образовательная организация не должна терять своей специфики, она должна разработать собственную эффективную систему внедрения цифровых технологий в образовательный процесс с учетом первоочередного обращения внимания на человеческий ресурс, который будет их реализовывать – преподавателей и обучающихся. По мнению автора, важно разработать и на федеральном уровне типовые инструкции и рекомендации по внедрению цифровых технологий в образовательной организации высшего образования, что будет способствовать установлению хотя бы минимального уровня соответствия любой образовательной организации высшего образования условиям цифровизации.
Ключевые слова: цифровизация; образовательные организации; высшее образование; глобализация; преподавание; юридические дисциплины.
TRENDS IN TEACHING LEGAL DISCIPLINES IN HIGHER SCHOOL
Sayapina Tatiana Sergeevna
Non-State Educational Private Institution of Higher Education «Moscow Economic Institute», Moscow, Russia (Russia, 109390, Moscow, Artyukhina st., 6, building 1), senior lecturer of the department of civil law disciplines, head of the department of practices and employment, tatiana-communicate@yandex.ru, + 7-967-247-57-17.
Abstract. The study of the provisions of Russian and foreign scientific doctrine, regulatory legal acts and law enforcement practice allowed the author to identify and reveal the main modern trends in teaching legal disciplines in educational institutions of higher education. A deep theoretical and practical study of the topic under consideration allowed the author to identify and analyze the most significant shortcomings in the process of teaching legal disciplines in higher education and to suggest ways to overcome them. The main scientific result that the author has come to is that a planned adaptation of educational organizations to the conditions of digitalization is necessary. Despite the general globalization, the educational organization should not lose its specificity, it should develop its own effective system for introducing digital technologies into the educational process, taking into account the priority attention to the human resource that will implement them - teachers and students. According to the author, it is important to develop at the federal level standard instructions and recommendations for the implementation of digital technologies in the educational organization of higher education, which will help to establish at least a minimum level of compliance of any educational institution of higher education with the digitalization conditions.
Keywords: digitalization; educational organizations; higher education; globalization; teaching; legal disciplines.
Введение
Развитие мировой глобализации общественных отношений в различных сферах общественной жизни, в том числе в сфере образования, приводит к необходимости формирования адекватных инструментов регулирования. Исследования российского и зарубежного опыта показывают, что в процессе преподавания юридических дисциплин в высшей школе возрастает роль преподавателя как наставника молодого поколения, в результате к нему предъявляются повышенные требования, а у студентов-юристов повышается учебная нагрузка с целью наилучшего формирования у них компетенций, необходимых им как будущим специалистам в сфере юриспруденции.
Сложившаяся ситуация, с одной стороны, носит позитивный характер, – формируется квалифицированный специалист в сфере юриспруденции, а с другой стороны – государство только начинает переходить на новый уровень общественных отношений, связанных, в том числе с повышенными требованиями не только в образовательной сфере, но и предъявляемыми непосредственно при трудоустройстве студентов и выпускников юридических высших учебных заведений. В этой связи наблюдается некий резонанс между ожиданиями и реальной ситуацией, что и привело к необходимости проведения настоящего исследования.
Цель исследования. Статья призвана рассмотреть современные условия, методику и специфику преподавания юридических дисциплин в высшей школе, выяснить достоинства и недостатки преподавания в условиях цифровизации и на основе полученных результатов предложить наиболее оптимальные варианты разрешения спорных вопросов.
Методы исследования
При работе над статьей были использованы следующие методы:
Результаты исследования и их обсуждение
Преподавание юридических дисциплин в высшей школе сегодня основано на компетентностном подходе, целью которого является обеспечение качества высшего юридического образования. Как справедливо отмечает А.М. Новиков, такая ситуация связана с необходимостью формирования в государстве деятельностно направленного высшего образования [7, с. 9].
Поэтому особую актуальность данный подход получил в связи с переходом к реализации федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция.
Кроме того, Э.Ф. Зеер справедливо отмечает, что компетентностный подход предполагает обучаемость, самоопределение (самодетерминацию), самоактуализацию, социализацию и развитие индивидуальности студента-юриста [2, с. 16-17].
Повышение требований к качеству высшего юридического образования, безусловно, повлекло повышение требований к преподавателям и студентам-юристам. В такой ситуации преподаватель становится главным наставником студента(ов). Тем самым, от методики его преподавания, индивидуальных характеристик, актуальности мировоззрения и иных особенностей преподавателя, напрямую будет зависеть специфика процесса обучения студента(ов) по преподаваемой(ым) им юридической(им) дисциплине(ам).
С целью соответствия современным мировым тенденциям, направленным на обеспечение процесса глобализации, а также во исполнение национальных нормативно-правовых актов о цифровизации, в особенности Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [10], в образовательных организациях, наряду с традиционными методами и технологиями обучения, стали активно внедряться новые: лекция, семинар, тренинг, личностно-ориентированное обучение, блочно-модульное обучение, проблемное обучение, дистанционное обучение, разноуровневое обучение, проведение бинарного урока, ценностная ориентировка, кейс-стади, коучинг, обучение в сотрудничестве, ролевые игры, деловая игра, действие по образцу, креативные группы, разбор «завалов», работа в парах, работа в малых группах (до шести человек), метод рефлексии, метод портфолио, метод ротаций, метод «лидер-ведомый», метод «летучка», мифологемы, обмен опытом, мозговой штурм, тематические обсуждения, консалтинг, участие в официальных мероприятиях, образовательные тренажеры, метод проектов (квестов), тестовые формы контроля знаний, кредитно-модульная система оценки и многое другое [9, с. 14-15].
Формирование такой ситуации позволило образовательный процесс не только сделать интересным, но и предоставило возможность обучающимся стать преимущественно активными, нежели пассивными его участниками.
С целью эффективной реализации информатизации образования и применения различных методов и технологий обучения, преподаватели все чаще стремятся применять и развивать процессуальные, формирующие и развивающие, а также иные педагогические технологии, чтобы соответствовать современным тенденциям. В итоге, их выше ценят как специалистов. Однако важно отметить, что эффективность применения педагогических технологий напрямую зависит от личных особенностей и стремления к эффективному процессу не только преподавателя, но и обучающихся.
Зачастую затруднительно эффективно применять различного рода педагогические технологии ввиду либо нехватки специальных познаний преподавателя, либо обучающегося. На практике, например, нередко приходится сталкиваться с ситуациями, когда обучающиеся не то, что не знают, как подготавливать презентации, они на достаточно низком уровне владеют компьютерными знаниями и навыками.
Отсутствие необходимых информационных знаний в современный период цифровизации экономики [1], общества и государства является одной из глобальных проблем в формировании эффективно действующей системы высшего юридического образования [8, с. 19].
В подобных ситуациях преподаватель вынужден сначала обучить студентов необходимым информационным знаниям и навыкам, а затем уже углубиться в предоставление студентам информации по преподаваемой(ым) дисциплине(нам). Однако это влечет иногда вовсе немалые временные затраты. При том, что преподаватель ограничен, в первую очередь, часами, предусмотренными в рабочей программе дисциплины и, соответственно, учебном плане. Подобного рода ситуация приводит не только к фактическому несоответствию часов по преподаваемой учебной дисциплине, но и нарушению предполагаемого эффективного процесса обучения.
Проблемные ситуации возникают и при отсутствии необходимых информационных навыков работы с платформами Zoom, Webinar.ru и т.д. В подобного рода ситуациях достаточно сложно строить игровые судебные процессы, процессы медиации и т.д. В результате преподаватель вынужден обучающимся сначала объяснить, как пользоваться соответствующей платформой, а затем уже предоставлять информацию. Особенно остро стоят подобного рода вопросы при приеме различных форм контроля (зачетов, экзаменов) [11, с. 3-4].
Кроме того, отдельную сложность вызывает и сформировавшийся под бурным влиянием эффектов цифровизации «половинчатый» подход в системе образования: недостаточный уровень компетенции части преподавателей в сфере современных информационно-телекоммуникационных сетей и особенностей применения новых технологий (не только информационных, но и педагогических) в образовательном процессе. В результате, становится жизненно необходимо изначально обучить преподавателей эффективно применять подобного рода технологии. А это значит, важно предварительно отыскать специалистов, способных квалифицированно обучить преподавателей.
Все это требует создания дополнительных мероприятий по повышению эффективности образовательного процесса в каждой отдельно взятой образовательной организации, а также дополнительного финансирования. Но важно понимать, что в данном случае в образовательной организации необходима разработка именно единого эффективного механизма, элементы которого будут составлять цепь согласованных действий для получения максимально эффективного результата достижения образовательных целей.
Единичное и (или) не плановое (хаотичное) проведение каких-то мероприятий не приведет к ожидаемому безусловно положительному эффекту. Должна быть четкая система задач, планируемых действий и решений, направленных на их достижение. Кроме того, важно проводить и профилактическую работу в среде преподавателей и обучающихся, направленную на достижение общей политики образовательной организации.
Цифровизация требует применения единой технологии, единых последовательных, логичных и эффективных решений всех участников образовательных отношений каждой конкретной образовательной организации.
В настоящее время мы наблюдаем тенденцию углубления и соединения интеграционных и междисциплинарных программ. Тем самым, происходит процесс создания так называемых «смешанных программ», состоящих из ряда дисциплин как связанных между собой, так и не имеющих достаточно тесной связи. К примеру, междисциплинарная программа «Юриспруденция с углубленным изучением китайского языка и права КНР» [5].
Такое соединение – прямая тенденция стремительной мировой глобализации, распространившейся и на систему образования. Однако в этой связи возникает острый вопрос о сохранении индивидуализации в мировом глобальном цифровом пространстве, который, по мнению автора, может быть решен путем сохранения национальных, культурных, политических, исторических и иных особенностей каждой отдельно взятой страны.
В то же время важно понимать, что применение интеграционных и междисциплинарных образовательных программ должно носить комплексный внутренний характер, то есть не допускать смешения до потери специфики образовательной программы каждой конкретной образовательной организации.
Оптимизация специальностей – необходимое явление для приведения их в соответствие с научно-теоретическими достижениями и практическими условиями. И.М. Мацкевич и Н.А. Власенко справедливо отмечают, что в основе такой оптимизации и пересмотра специальностей по юриспруденции лежит отраслевой подход [6, с. 85-86]. Его применение связано с тем, что в настоящее время наблюдается тенденция к сближению ряда учебных дисциплин, например, международного публичного права и международного частного права. Именно поэтому упорядочение специальностей – одна из важнейших задач в период всеобщей глобализации.
Исследование современного рынка труда показывает, что к юристам на сегодняшний день предъявляются достаточно высокие требования. Так, на круглом столе некоммерческого партнерства «Объединение Корпоративных Юристов», проведенном в 2014 г., на котором присутствовали представители российских и зарубежных организаций (в частности, компании «Ford», «НК «Роснефть», «Сбербанк», «МТС» и т.д.), обсуждались актуальные вопросы получения высшего юридического образования в России и за рубежом, а также специфика трудоустройства корпоративных юристов [4].
По мнению большинства участников круглого стола, большинство работодателей готовы брать «лучших» выпускников образовательных организаций высшего образования (далее также – юридических вузов). При этом на вопрос представителя Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина о том, кого можно отнести к «лучшему» выпускнику юридического вуза, чтобы правильно понимать, чему образовательные организации должны научить обучающихся: человека, который умеет мыслить, анализировать, творить или человека, знающего четкие алгоритмы решения конкретных задач, участники круглого стола пришли к выводу, что от выпускника юридического вуза требуется, в первую очередь, адекватность, правильное понимание действительности; достойный уровень владения базовыми теоретическими знаниями в части понятий «правоотношение», «норма права», «ответственность» и иных подобных понятий; также ему необходимы базовые знания основ и навыки работы с юридической документацией и спецификой ведения судебного производства.
Кроме того, выпускник юридического вуза, безусловно, должен обладать навыками делового общения, умением вести деловую переписку [3], желательно знание несколько языков (поскольку, например, в связи с расширением деловых связей Сбербанк нуждается в юристах со знанием турецкого права, азербайджанского права и т.д.). Помимо этого, выпускник должен уметь отслеживать изменения законодательства и быть в курсе их последних изменений (хотя бы основных).
Также при трудоустройстве выпускник должен максимально оперативно суметь приспособиться к условиям работы фирмы, выяснить ее структуру, положение, ознакомиться с основными нормативно-правовыми актами и т.д., чтобы эффективно решать корпоративные вопросы.
Безусловно, все зависит от организации, в которую стремится поступить студент или выпускник соответствующего высшего учебного заведения. Однако, в любом случае, на сегодняшний день до сих пор не решена задача преодоления барьера теории и практики, практики и образования у начинающих свою карьеру выпускников юридических вузов. Осложняет ситуацию и проблема отсутствия практических навыков у выпускников, необходимых для решения текущих задач в конкретной организации.
Вопросы, обсужденные на круглом столе, не теряют своей актуальности. На практике работодатели, в основном, придерживаются этих же критериев оценки «лучших» выпускников. Однако достаточно высокий уровень требований не всегда соответствует уровню заработной платы. Критерии формирования в организациях уровня заработной платы квалифицированных специалистов до сих пор остаются открытыми, а это – стимулирование работы квалифицированных специалистов, в частности юристов, даже начинающего уровня.
Образовательные организации, рекрутинговые агентства, службы занятости, как правило, не находятся в изолированном состоянии друг от друга. Особенно в период всеобщей глобализации. Для успешного трудоустройства студентов и выпускников, образовательные организации заключают трудовые и гражданско-правовые договоры со специалистами, готовыми содействовать в трудоустройстве будущих юристов. Не редки случаи оказания и аутсорсинговых услуг [12, с. 41].
Помимо стремления к взаимодействию по поводу трудоустройства студентов и выпускников юридических вузов, российские и зарубежные образовательные организации стремятся к межвузовскому сотрудничеству по организации общих мероприятий, библиотек, спортивных площадок и т.д.
В итоге российские студенты могут посещать зарубежные библиотеки Германии, США и других стран, общаться с зарубежными студентами, обмениваться опытом и т.д. в различных чатах, интернет-платформах и иных ресурсах информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и онлайн-систем.
Выводы
Список литературы
References
Рецензент:
Работа поступила в редакцию: 18.10.2020 г.
УДК 378
ТЕНДЕНЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Саяпина Татьяна Сергеевна
Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский экономический институт», Москва, Россия (109390, Москва, ул. Артюхиной, д.6, корпус 1), старший преподаватель кафедры «Гражданско-правовые дисциплины», начальник отдела практик и трудоустройства, tatiana-communicate@yandex.ru, +7-967-247-57-17.
Аннотация. Исследование положений российской и зарубежной научной доктрины, нормативно-правовых актов и правоприменительной практики, позволило автору выявить и раскрыть основные современные тенденции преподавания юридических дисциплин в образовательных организациях высшего образования. Глубокое теоретическое и практическое исследование рассматриваемой темы позволило автору выявить и проанализировать наиболее существенные недостатки, существующие в процессе преподавания юридических дисциплин в высшей школе и предложить способы их преодоления. Главный научный результат, к которому пришел автор: необходимо плановое приспособление образовательных организаций к условиям цифровизации. Несмотря на всеобщую глобализацию, образовательная организация не должна терять своей специфики, она должна разработать собственную эффективную систему внедрения цифровых технологий в образовательный процесс с учетом первоочередного обращения внимания на человеческий ресурс, который будет их реализовывать – преподавателей и обучающихся. По мнению автора, важно разработать и на федеральном уровне типовые инструкции и рекомендации по внедрению цифровых технологий в образовательной организации высшего образования, что будет способствовать установлению хотя бы минимального уровня соответствия любой образовательной организации высшего образования условиям цифровизации.
Ключевые слова: цифровизация; образовательные организации; высшее образование; глобализация; преподавание; юридические дисциплины.
TRENDS IN TEACHING LEGAL DISCIPLINES IN HIGHER SCHOOL
Sayapina Tatiana Sergeevna
Non-State Educational Private Institution of Higher Education «Moscow Economic Institute», Moscow, Russia (Russia, 109390, Moscow, Artyukhina st., 6, building 1), senior lecturer of the department of civil law disciplines, head of the department of practices and employment, tatiana-communicate@yandex.ru, + 7-967-247-57-17.
Abstract. The study of the provisions of Russian and foreign scientific doctrine, regulatory legal acts and law enforcement practice allowed the author to identify and reveal the main modern trends in teaching legal disciplines in educational institutions of higher education. A deep theoretical and practical study of the topic under consideration allowed the author to identify and analyze the most significant shortcomings in the process of teaching legal disciplines in higher education and to suggest ways to overcome them. The main scientific result that the author has come to is that a planned adaptation of educational organizations to the conditions of digitalization is necessary. Despite the general globalization, the educational organization should not lose its specificity, it should develop its own effective system for introducing digital technologies into the educational process, taking into account the priority attention to the human resource that will implement them - teachers and students. According to the author, it is important to develop at the federal level standard instructions and recommendations for the implementation of digital technologies in the educational organization of higher education, which will help to establish at least a minimum level of compliance of any educational institution of higher education with the digitalization conditions.
Keywords: digitalization; educational organizations; higher education; globalization; teaching; legal disciplines.
Введение
Развитие мировой глобализации общественных отношений в различных сферах общественной жизни, в том числе в сфере образования, приводит к необходимости формирования адекватных инструментов регулирования. Исследования российского и зарубежного опыта показывают, что в процессе преподавания юридических дисциплин в высшей школе возрастает роль преподавателя как наставника молодого поколения, в результате к нему предъявляются повышенные требования, а у студентов-юристов повышается учебная нагрузка с целью наилучшего формирования у них компетенций, необходимых им как будущим специалистам в сфере юриспруденции.
Сложившаяся ситуация, с одной стороны, носит позитивный характер, – формируется квалифицированный специалист в сфере юриспруденции, а с другой стороны – государство только начинает переходить на новый уровень общественных отношений, связанных, в том числе с повышенными требованиями не только в образовательной сфере, но и предъявляемыми непосредственно при трудоустройстве студентов и выпускников юридических высших учебных заведений. В этой связи наблюдается некий резонанс между ожиданиями и реальной ситуацией, что и привело к необходимости проведения настоящего исследования.
Цель исследования. Статья призвана рассмотреть современные условия, методику и специфику преподавания юридических дисциплин в высшей школе, выяснить достоинства и недостатки преподавания в условиях цифровизации и на основе полученных результатов предложить наиболее оптимальные варианты разрешения спорных вопросов.
Методы исследования
При работе над статьей были использованы следующие методы:
- функциональный анализ – при рассмотрении наиболее дискуссионных вопросов преподавания юридических дисциплин в высшей школе;
- синтез применялся при исследовании актуальных направлений современного юридического образования с целью формирования единого представления об основных тенденциях преподавания юридических дисциплин;
- метод дедукции использовался для вывода из общего представления методики преподавания частного применения методики преподавания юридических дисциплин в высшей школе;
- метод индукции применялся для формирования общих взглядов на систему высшего образования в условиях цифровизации.
Результаты исследования и их обсуждение
- Компетентностный подход
Преподавание юридических дисциплин в высшей школе сегодня основано на компетентностном подходе, целью которого является обеспечение качества высшего юридического образования. Как справедливо отмечает А.М. Новиков, такая ситуация связана с необходимостью формирования в государстве деятельностно направленного высшего образования [7, с. 9].
Поэтому особую актуальность данный подход получил в связи с переходом к реализации федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция.
Кроме того, Э.Ф. Зеер справедливо отмечает, что компетентностный подход предполагает обучаемость, самоопределение (самодетерминацию), самоактуализацию, социализацию и развитие индивидуальности студента-юриста [2, с. 16-17].
- Информатизация образования и методов обучения
Повышение требований к качеству высшего юридического образования, безусловно, повлекло повышение требований к преподавателям и студентам-юристам. В такой ситуации преподаватель становится главным наставником студента(ов). Тем самым, от методики его преподавания, индивидуальных характеристик, актуальности мировоззрения и иных особенностей преподавателя, напрямую будет зависеть специфика процесса обучения студента(ов) по преподаваемой(ым) им юридической(им) дисциплине(ам).
С целью соответствия современным мировым тенденциям, направленным на обеспечение процесса глобализации, а также во исполнение национальных нормативно-правовых актов о цифровизации, в особенности Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [10], в образовательных организациях, наряду с традиционными методами и технологиями обучения, стали активно внедряться новые: лекция, семинар, тренинг, личностно-ориентированное обучение, блочно-модульное обучение, проблемное обучение, дистанционное обучение, разноуровневое обучение, проведение бинарного урока, ценностная ориентировка, кейс-стади, коучинг, обучение в сотрудничестве, ролевые игры, деловая игра, действие по образцу, креативные группы, разбор «завалов», работа в парах, работа в малых группах (до шести человек), метод рефлексии, метод портфолио, метод ротаций, метод «лидер-ведомый», метод «летучка», мифологемы, обмен опытом, мозговой штурм, тематические обсуждения, консалтинг, участие в официальных мероприятиях, образовательные тренажеры, метод проектов (квестов), тестовые формы контроля знаний, кредитно-модульная система оценки и многое другое [9, с. 14-15].
Формирование такой ситуации позволило образовательный процесс не только сделать интересным, но и предоставило возможность обучающимся стать преимущественно активными, нежели пассивными его участниками.
- Использование эффективных педагогических технологий
С целью эффективной реализации информатизации образования и применения различных методов и технологий обучения, преподаватели все чаще стремятся применять и развивать процессуальные, формирующие и развивающие, а также иные педагогические технологии, чтобы соответствовать современным тенденциям. В итоге, их выше ценят как специалистов. Однако важно отметить, что эффективность применения педагогических технологий напрямую зависит от личных особенностей и стремления к эффективному процессу не только преподавателя, но и обучающихся.
Зачастую затруднительно эффективно применять различного рода педагогические технологии ввиду либо нехватки специальных познаний преподавателя, либо обучающегося. На практике, например, нередко приходится сталкиваться с ситуациями, когда обучающиеся не то, что не знают, как подготавливать презентации, они на достаточно низком уровне владеют компьютерными знаниями и навыками.
Отсутствие необходимых информационных знаний в современный период цифровизации экономики [1], общества и государства является одной из глобальных проблем в формировании эффективно действующей системы высшего юридического образования [8, с. 19].
В подобных ситуациях преподаватель вынужден сначала обучить студентов необходимым информационным знаниям и навыкам, а затем уже углубиться в предоставление студентам информации по преподаваемой(ым) дисциплине(нам). Однако это влечет иногда вовсе немалые временные затраты. При том, что преподаватель ограничен, в первую очередь, часами, предусмотренными в рабочей программе дисциплины и, соответственно, учебном плане. Подобного рода ситуация приводит не только к фактическому несоответствию часов по преподаваемой учебной дисциплине, но и нарушению предполагаемого эффективного процесса обучения.
Проблемные ситуации возникают и при отсутствии необходимых информационных навыков работы с платформами Zoom, Webinar.ru и т.д. В подобного рода ситуациях достаточно сложно строить игровые судебные процессы, процессы медиации и т.д. В результате преподаватель вынужден обучающимся сначала объяснить, как пользоваться соответствующей платформой, а затем уже предоставлять информацию. Особенно остро стоят подобного рода вопросы при приеме различных форм контроля (зачетов, экзаменов) [11, с. 3-4].
Кроме того, отдельную сложность вызывает и сформировавшийся под бурным влиянием эффектов цифровизации «половинчатый» подход в системе образования: недостаточный уровень компетенции части преподавателей в сфере современных информационно-телекоммуникационных сетей и особенностей применения новых технологий (не только информационных, но и педагогических) в образовательном процессе. В результате, становится жизненно необходимо изначально обучить преподавателей эффективно применять подобного рода технологии. А это значит, важно предварительно отыскать специалистов, способных квалифицированно обучить преподавателей.
Все это требует создания дополнительных мероприятий по повышению эффективности образовательного процесса в каждой отдельно взятой образовательной организации, а также дополнительного финансирования. Но важно понимать, что в данном случае в образовательной организации необходима разработка именно единого эффективного механизма, элементы которого будут составлять цепь согласованных действий для получения максимально эффективного результата достижения образовательных целей.
Единичное и (или) не плановое (хаотичное) проведение каких-то мероприятий не приведет к ожидаемому безусловно положительному эффекту. Должна быть четкая система задач, планируемых действий и решений, направленных на их достижение. Кроме того, важно проводить и профилактическую работу в среде преподавателей и обучающихся, направленную на достижение общей политики образовательной организации.
Цифровизация требует применения единой технологии, единых последовательных, логичных и эффективных решений всех участников образовательных отношений каждой конкретной образовательной организации.
- Углубление и соединение интеграционных и междисциплинарных образовательных программ
В настоящее время мы наблюдаем тенденцию углубления и соединения интеграционных и междисциплинарных программ. Тем самым, происходит процесс создания так называемых «смешанных программ», состоящих из ряда дисциплин как связанных между собой, так и не имеющих достаточно тесной связи. К примеру, междисциплинарная программа «Юриспруденция с углубленным изучением китайского языка и права КНР» [5].
Такое соединение – прямая тенденция стремительной мировой глобализации, распространившейся и на систему образования. Однако в этой связи возникает острый вопрос о сохранении индивидуализации в мировом глобальном цифровом пространстве, который, по мнению автора, может быть решен путем сохранения национальных, культурных, политических, исторических и иных особенностей каждой отдельно взятой страны.
В то же время важно понимать, что применение интеграционных и междисциплинарных образовательных программ должно носить комплексный внутренний характер, то есть не допускать смешения до потери специфики образовательной программы каждой конкретной образовательной организации.
- Оптимизация перечней специальностей по юриспруденции
Оптимизация специальностей – необходимое явление для приведения их в соответствие с научно-теоретическими достижениями и практическими условиями. И.М. Мацкевич и Н.А. Власенко справедливо отмечают, что в основе такой оптимизации и пересмотра специальностей по юриспруденции лежит отраслевой подход [6, с. 85-86]. Его применение связано с тем, что в настоящее время наблюдается тенденция к сближению ряда учебных дисциплин, например, международного публичного права и международного частного права. Именно поэтому упорядочение специальностей – одна из важнейших задач в период всеобщей глобализации.
- Прогнозирование потребностей рынка труда
Исследование современного рынка труда показывает, что к юристам на сегодняшний день предъявляются достаточно высокие требования. Так, на круглом столе некоммерческого партнерства «Объединение Корпоративных Юристов», проведенном в 2014 г., на котором присутствовали представители российских и зарубежных организаций (в частности, компании «Ford», «НК «Роснефть», «Сбербанк», «МТС» и т.д.), обсуждались актуальные вопросы получения высшего юридического образования в России и за рубежом, а также специфика трудоустройства корпоративных юристов [4].
По мнению большинства участников круглого стола, большинство работодателей готовы брать «лучших» выпускников образовательных организаций высшего образования (далее также – юридических вузов). При этом на вопрос представителя Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина о том, кого можно отнести к «лучшему» выпускнику юридического вуза, чтобы правильно понимать, чему образовательные организации должны научить обучающихся: человека, который умеет мыслить, анализировать, творить или человека, знающего четкие алгоритмы решения конкретных задач, участники круглого стола пришли к выводу, что от выпускника юридического вуза требуется, в первую очередь, адекватность, правильное понимание действительности; достойный уровень владения базовыми теоретическими знаниями в части понятий «правоотношение», «норма права», «ответственность» и иных подобных понятий; также ему необходимы базовые знания основ и навыки работы с юридической документацией и спецификой ведения судебного производства.
Кроме того, выпускник юридического вуза, безусловно, должен обладать навыками делового общения, умением вести деловую переписку [3], желательно знание несколько языков (поскольку, например, в связи с расширением деловых связей Сбербанк нуждается в юристах со знанием турецкого права, азербайджанского права и т.д.). Помимо этого, выпускник должен уметь отслеживать изменения законодательства и быть в курсе их последних изменений (хотя бы основных).
Также при трудоустройстве выпускник должен максимально оперативно суметь приспособиться к условиям работы фирмы, выяснить ее структуру, положение, ознакомиться с основными нормативно-правовыми актами и т.д., чтобы эффективно решать корпоративные вопросы.
Безусловно, все зависит от организации, в которую стремится поступить студент или выпускник соответствующего высшего учебного заведения. Однако, в любом случае, на сегодняшний день до сих пор не решена задача преодоления барьера теории и практики, практики и образования у начинающих свою карьеру выпускников юридических вузов. Осложняет ситуацию и проблема отсутствия практических навыков у выпускников, необходимых для решения текущих задач в конкретной организации.
Вопросы, обсужденные на круглом столе, не теряют своей актуальности. На практике работодатели, в основном, придерживаются этих же критериев оценки «лучших» выпускников. Однако достаточно высокий уровень требований не всегда соответствует уровню заработной платы. Критерии формирования в организациях уровня заработной платы квалифицированных специалистов до сих пор остаются открытыми, а это – стимулирование работы квалифицированных специалистов, в частности юристов, даже начинающего уровня.
- Создание кооперации образовательных организаций, рекрутинговых агентств, служб занятости
Образовательные организации, рекрутинговые агентства, службы занятости, как правило, не находятся в изолированном состоянии друг от друга. Особенно в период всеобщей глобализации. Для успешного трудоустройства студентов и выпускников, образовательные организации заключают трудовые и гражданско-правовые договоры со специалистами, готовыми содействовать в трудоустройстве будущих юристов. Не редки случаи оказания и аутсорсинговых услуг [12, с. 41].
- Радикальное улучшение материально-технической базы юридических вузов
Помимо стремления к взаимодействию по поводу трудоустройства студентов и выпускников юридических вузов, российские и зарубежные образовательные организации стремятся к межвузовскому сотрудничеству по организации общих мероприятий, библиотек, спортивных площадок и т.д.
В итоге российские студенты могут посещать зарубежные библиотеки Германии, США и других стран, общаться с зарубежными студентами, обмениваться опытом и т.д. в различных чатах, интернет-платформах и иных ресурсах информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и онлайн-систем.
Выводы
- Несмотря на всеобщую глобализацию, в том числе в сфере образования, образовательная организация не должна терять своей специфики как в рабочих программах, учебных планах, интеграционных и междисциплинарных программах, так и в целом.
- Каждая образовательная организация должна разработать собственную эффективную систему внедрения цифровых технологий в образовательный процесс с учетом первоочередного обращения внимания именно на человеческий ресурс, который и будет их реализовывать – преподавателей и обучающихся.
- Для приближения теории к практике необходимо усиливать практическую составляющую в образовательной организации, в частности, как можно чаще проводить мастер-классы с руководителями престижных организаций.
- Необходимо плановое приспособление образовательных организаций к условиям цифровизации. Для повышения эффективности этого процесса, предлагается разработать на федеральном уровне типовые инструкции и рекомендации по внедрению цифровых технологий в образовательной организации высшего образования. Это будет способствовать установлению хотя бы минимального уровня соответствия любой образовательной организации высшего образования условиям цифровизации.
Список литературы
- Аношина Ю.Ф., Гужина Г.Н. Цифровая экономика - новые возможности для бизнеса // Российское предпринимательство: от мануфактуры к цифровой экономике и кластерным конструкциям. Сборник материалов II Всероссийских Морозовских Чтений. 2019. С. 6-11.
- Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. М.: МПСИ, 2005. 216 с.
- Ильченко С.В. Документационный менеджмент. М.: Изд-во НУ ОАОУ, 2014. 165 с.
- Круглый стол некоммерческого партнерства «Объединение Корпоративных Юристов» [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=WPyj2O8Btjo (дата обращения: 17.10.2020).
- Лаврикова М.Ю. Перезагрузка: Прошлое и настоящее: от межфакультетских программ – к междисциплинарным [Электронный ресурс]. URL: https://spbu.ru/news-events/krupnym-planom/proshloe-i-nastoyashchee-ot-mezhfakultetskih-programm-k (дата обращения: 17.10.2020).
- Мацкевич И.М., Власенко Н.А. Новая номенклатура научных специальностей в сфере юриспруденции // Журнал российского права. 2011. № 8 (176). С. 84-93.
- Новиков А.М. Культура как основание содержания образования // Педагогика. 2011. № 6. С. 3-14.
- Россинский Б.В. О некоторых проблемах высшего юридического образования // Административное право и процесс. 2019. № 5. С. 18-25.
- Современные методы и методика преподавания юриспруденции в высшей школе/ И.М. Черевко [и др.]. Тамбов: Издательство Першина Р.В., 2017. 35 с.
- Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Собрание законодательства РФ. 2018. № 20. Ст. 2817.
- Цареградская Ю.К. Высшее юридическое онлайн-образование: миф или реальность? // Юридическое образование и наука. 2019. № 1. С. 3-4.
- Шишкоедова Н.Н. Аутсорсинг в образовании // Советник в сфере образования. 2013. № 1. С. 40-47.
References
- Anoshina Yu.F., Guzhina G.N. Tsifrovaya ekonomika - novye vozmozhnosti dlya biznesa (Digital Economy - New Business Opportunities), Rossiyskoe predprinimatelstvo: ot manufaktury k tsifrovoy ekonomike i klasternym konstruktsiyam. Sbornik materialov II Vserossiyskikh Morozovskikh Chteniy. 2019. p. 6-11.
- Zeer E.F. Modernizatsiya professionalnogo obrazovaniya: kompetentnostnyy podkhod (Modernization of vocational education: a competence-based approach). M.: MPSI, 2005. 216 p.
- Ilchenko S.V. Dokumentatsionnyy menedzhment (Documentation management). M.: Izd-vo NU OAOU, 2014. 165 p.
- Kruglyy stol nekommercheskogo partnerstva «Obedinenie Korporativnykh Yuristov» (Round table of the non-profit partnership «Association of Corporate Lawyers») [Elektronnyy resurs]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=WPyj2O8Btjo (data obrashcheniya: 17.10.2020).
- Lavrikova M.Yu. Perezagruzka: Proshloe i nastoyashchee: ot mezhfakultetskikh programm – k mezhdistsiplinarnym (Reboot: Past and Present: From Interfaculty Programs to Interdisciplinary) [Elektronnyy resurs]. URL: https://spbu.ru/news-events/krupnym-planom/proshloe-i-nastoyashchee-ot-mezhfakultetskih-programm-k (data obrashcheniya: 17.10.2020).
- Matskevich I.M., Vlasenko N.A. Novaya nomenklatura nauchnykh spetsialnostey v sfere yurisprudentsii (New nomenclature of scientific specialties in the field of jurisprudence), Zhurnal rossiyskogo prava, 2011, № 8 (176), p. 84-93.
- Novikov A.M. Kultura kak osnovanie soderzhaniya obrazovaniya (Culture as the basis of educational content), Pedagogika, 2011, № 6, p. 3-14.
- Rossinskiy B.V. O nekotorykh problemakh vysshego yuridicheskogo obrazovaniya (On some problems of higher legal education), Administrativnoe pravo i protsess, 2019, № 5, p. 18-25.
- Sovremennye metody i metodika prepodavaniya yurisprudentsii v vysshey shkole (Modern methods and methods of teaching jurisprudence in higher education) / I.M. Cherevko [i dr.]. Tambov: Izdatelstvo Pershina R.V., 2017. 35 p.
- Ukaz Prezidenta RF ot 7 maya 2018 g. № 204 «O natsionalnykh tselyakh i strategicheskikh zadachakh razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2024 goda», Sobranie zakonodatelstva RF, 2018, № 20, St. 2817.
- Tsaregradskaya Yu.K. Vysshee yuridicheskoe onlayn-obrazovanie: mif ili realnost? (Higher legal online education: myth or reality?) Yuridicheskoe obrazovanie i nauka, 2019, № 1, p. 3-4.
- Shishkoedova N.N. Autsorsing v obrazovanii (Outsourcing in education), Sovetnik v sfere obrazovaniya, 2013, № 1, p. 40-47.
Рецензент:
- Толкачев Андрей Николаевич - АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопоповский переулок, 9), кандидат юридических наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга, 9757417@gmail.com, +7-915-123-07-63.
- Tolkachev Andrey Nikolaevich - Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (Russia, 129090, Moscow Protopopovskiy lane, 9), candidate of Legal Sciences, associate Professor of management and marketing Department, 9757417@gmail.сom, +7-915-123-07-63.
Работа поступила в редакцию: 18.10.2020 г.