Савинкин В.В., Самсонова В.В. Фестиваль «Зодчество»: проектные предложения

Образец ссылки на эту статью: Савинкин В.В., Самсонова В.В. Фестиваль «Зодчество»: проектные предложения // Бизнес и дизайн ревю. 2020.  № 4 (20). С. 7.

УДК 7.036.2

ФЕСТИВАЛЬ «ЗОДЧЕСТВО»: ПРОЕКТНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Савинкин Владислав Владимирович

 АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протопоповский переулок, 9), доцент кафедры дизайна, член Союза архитекторов, дизайнеров и художников России, vvspart@mail.ru, +7-985-233-27-93.

Самсонова Вера Валерьевна 

АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, Москва, Протоповский переулок, 9), декан Факультета дизайна и моды, verasamsonova@mail.ru, +7-903-182-18-95.

Аннотация. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что организация культурного вида отдыха является одной из важнейших сфер деятельности. Благодаря этому создаются площадки, на которых знакомятся архитекторы, дизайнеры, представители разных организаций и люди, которые даже не связаны с темой фестиваля. Объект исследования – площадка для проведения фестиваля «Зодчество». Цель исследования - разработать проектные предложения для организации пространства проведения фестиваля «Зодчество». В статье представлено несколько вариантов (проектных предложений) организации пространства: «Фристайл», «Портал», «Архитектон».

Ключевые слова: фестиваль «Зодчество»; выставка; организация пространства; дизайнерское решение; архитектура.

THE FESTIVAL «ARCHITECTURE»: PROJECT PROPOSAL 

Savinkin Vladislav Vladimirovich 

Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (Russia, 129090, Moscow Protopopovskiy lane, 9), assistant professor of art, vvspart@mail.ru, +7-985-233-27-93. 

Samsonova Vera Valerevna 

Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129090, Moscow, Protopopovsky Lane of 9), Dean Of the faculty of design and fashion, verasamsonova@mail.ru, +7-903-182-18-95.

Abstract. The relevance of the research topic is due to the fact that the organization of cultural recreation is one of the most important areas of activity. This creates platforms where architects, designers, representatives of various organizations and people who are not even related to the theme of the festival get to know each other. The object of research is the site for the festival «Zodchestvo». The purpose of the research is to develop project proposals for organizing the space for the festival «Architecture». The article presents several options (project proposals) for space organization: «Freestyle», «Portal», «Architecton».

Key words: festival «Zodchestvo»; exhibition; organization of space; design solution; architecture.

Введение

В настоящее время организация выставочных павильонов стало популярным и актуальным. Создание объектов для проведения выставок – сложный и длительный процесс, который состоит из этапов проектирования, грамотной эксплуатации, ремонта и восстановления. Организация выставочного пространства для международного фестиваля «Зодчество» рассчитывается на высокую плотность посещения. Зона для проведения различных лекций и мастер-классов занимает большую часть помещения и отделяется от других зон собственным цветом.

В научной литературе тему организации выставок можно назвать одну из самых популярных. Эти работы можно классифицировать на несколько категорий. Первая – это работы, посвященные организации выставок вообще. Речь идет о трудах С.А. Анисимова и В.П. Федько [1, с. 94-95], Д.А. Карпова [8, с. 57-59], Н.Н. Климук [9, с. 248-249], С. Никольской [15, с. 89-93], М.В. Сенченко [17, с. 74-77], К.И. Вайсеро, В.Н. Осташкиной и Л.П. Смирновой [6], А.В. Торбиной [18, с. 24-26], Н.В. Самолюк и Ю.А. Легезы [16, с. 180-185].

Особое следует выделить монографию Л.М. Кочетовой, в которой выставочная деятельность представлена как феномен в современном социуме [10].

Вторая категория – статьи об организации художественных выставках. Она представляет для нас наибольший интерес. Назовем таких авторов как С.А. Мельникова и Л.А. Петренко [12, с. 69-74], О.Л. Некрасова-Каратеева [14, с. 153-157].

И третья категория исследований – это публикации об организации выставок, не связанных непосредственно с искусством и культурой. К их числу принадлежат труды В.А. Астаховой [2, с. 179-187], А.Ф. Афанасенко [3, с. 128-129], Т.В. Бай и З.М. Мурадян [4, с. 79-82], Д.В. Кузнецова [11, с. 254-260], А.А. Муратовой и О.А. Ваулиной [13, с. 227-229], А.Л. Файзрахмановой [19, с. 14-18], О.В. Шамаева [20, с. 67-70].

Среди работ последних лет назовем исследование Ю.С. Бортневской, посвященной организации выставок в Москве [5, с. 313] и работу М.В. Галкиной [7, с. 92-97], посвященной организации выставок в Московской области.

Цель исследования: разработать проектные предложения для организации и проведения фестиваля «Зодчество». 

Методы исследования 

Методы исследования, использованные при написании настоящей статьи – сравнение, анализ и синтез, классификация, моделирование, опрос, фотофиксация, наблюдение, описание, проектирование.

Результаты исследования и их обсуждение

Любая выставка может выглядеть целостной, если в ней обеспечиваются современные дизайнерские решения. В обязательном порядке используются баннеры, проекторы, плазменные панели, рекламные воздушные объекты. Для организации выставки используются разнообразные элементы декора.

Функционального зонирования можно добиться за счет использования различных материалов, конструкций и технологий. Выставочные зоны организуются самими выставочными стендами участников выставки. Органичность достигается за счет заранее спланированной рассадке с разработанной конструкцией стендов, которая будет сочетаться между собой.

Входная часть экспозиции является одной из важнейших элементов. Эта зона имеет не только декоративный характер, но и несет информационную нагрузку. При оформлении входной зоны обычно используются табло, постеры или баннерные конструкции.

При наличии масштабной выставки и универсальном характере выставочного мероприятия, каким и является фестиваль «Зодчество», очень важно иметь тематическое деление экспозиционной части выставки. Для выделения зон можно использовать свет. Подсветкой можно обозначить наиболее информационные объекты. Для разделения зон по функциям лучше всего использовать разноуровневое расположение.

Немаловажной темой является организация стоек регистрации и информации. Они могут прилегать к входной зоне, существовать как отдельно стоящая стойка. Используется мобильный конструктор или стандартный.

Важную роль в оформлении объектов играют декоративные элементы. Они создают посетителям комфортную обстановку при пребывании на данной территории, выделяют наиболее привлекательные места, а также придают эстетику в оформлении территории.

Функциональное зонирование напрямую связано с навигацией. Для этого обязательно должен быть план выставки с указанием номеров или цветом определенных зон. Такой план предоставляется посетителям в виде карт на стойках информации, а также в виде большой карты при входе. Для направления движения потока людей используются баннеры, постеры, стрелки на полу, светящиеся короба.

Экспозиция выставки может плавно перетекать в открытое пространство. Оно может быть, как отдельным видом экспозиции, так и продолжением выставка. При этом, должна прослеживаться общая концепция организации выставочного пространства: фирменный стиль, наличие навигации, охрана и уборка, четкие визуальные границы в виде ограды или маркировки.

Для открытого пространства используются флаги, надувные конструкции, щиты, баннеры и т.п.

Исходя из различных анализов, были определены основные зоны для организации выставочного пространства: Регионы России, Мастерские и коллективы России, Выставка материалов и технологий, Кураторская программа, Раздел «Дети», Деловая программа, Кафе, Пространство и формат размещения прессы, Входная зона, включающая зону общения и информационную стойку.

И как результат изысканий нами предлагается несколько вариантов (проектных предложений) для организации пространства выставки.

3.1 Вариант «Фристайл»

Первый вариант строился на базе правильной организации пространства. «Фристайл» не имеет общего рисунка экспозиции, в отличие от последующих вариантов. Все пространство разделено на четыре ряда (рисунок 1).





Отправной точкой является входная зона с ресепшном, через которую посетители регистрируются и начинают просмотр выставки. Далее идет большой стенд с экспозицией Москвы, он относится к разделу «Регионы России», организован по типу блок-стенда. В левом ряду также расположены стенды из этого раздела, которые предполагаются для организации пространства для Московской области. Справа от центрального входа расположены двенадцать площадок для остальных регионов, организованы по типу «стенд в ряду» и «угловой стенд». Раздел «Регионы России» по техническому заданию является главной частью экспозиции, так как он имеет самое большое количество павильонов, пятнадцать штук площадью от 12 кв. м до 100 кв. м, на плане зонирования этот раздел указан голубым цветом.

После длинного ряда регионов России организованы площадки для раздела «Мастерские и коллективы России». В техническом задании указано строго десять павильонов площадью от 6 кв. м до 18 кв. м. На плане зонирования этому разделу присвоен зеленый цвет, организованы по типу «стенд в ряду» и «угловой стенд».

Для раздела «Выставка материалов и технологий» в левой части экспозиции установлены десять павильонов, площадью от 6 кв. м до 35 кв. м. Все площадки организованы по типу «стенд в ряду». На чертеже этот раздел обозначен фиолетовым цветом.

Раздел «Кураторская программа» представляет собой 7 тематических зон, которые хаотично расположены по всей площадки. Они занимают нейтральные места и разделяют собой другие зоны. На плане кураторская программа обозначена ярко-красным цветом, каждая площадка имеет 6 кв. м.

Раздел «Дети» по техническому заданию должен представлять собой пространство площадью от 80 кв. м до 100 кв. м, для размещения экспозиции смотр-конкурса. На плане этот раздел обозначен желтым цветом, площадка составляет 104 кв. м.

Во второй части зала находится раздел «Деловая программа». Он представляет собой четыре лекционных зала разной площади. По техническому заданию залы должны вмещать в себя 50, 80, 100 и 200 человек. На чертежах зона указана розовым цветом, общая площадь при организации пространства 364 кв. м.

В самом конце экспозиции находятся второстепенные площадки, такие как дирекция и кафе для посетителей. Дирекция по техническому заданию должна занимать не менее 80 кв. м, при проектировании удалось выделить 88 кв. м, для кафе удалось выделить 50 кв. м. На плане дирекция представлена салатовым цветом, кафе персиковым.

Для прессы выделено 84 кв. м, примерно 6 площадок по 14 кв. м. Ряд для журналистов не имеет важную часть для всей экспозиции, поэтому было решено расположить вдоль основных стен.

Таким образом, вариант «Фристайл» был организован в хаотичном порядке, не опираясь на общий образ. Основной упор был на организации в правильном расположении, то есть важно было не загородить эвакуационные выходы.

3.2 Вариант «Портал»

Второй вариант строился на принципе сквозного пространства. Вариант «Портал» имеет общий вид: каждая зона тесно организована, иногда встречаются сквозные проходы между рядами. Все пространство разделено на три ряда: два основных с экспозициями и одним рядом посередине, где расположен ресепшн и вся кураторская программа (рисунок 2).



Отправной точкой, как и в первом варианте, является входная зона. В этот раз она стоит независимо от других павильонов. Через входную зону регистрируются посетители и проходят далее к экспозициям. На чертеже эта зона представлена темно-зеленым цветом, общая площадь 12 кв. м.

Главная зона «Регионы России», проходит целым длинным рядом из 15 павильонов, здесь присутствуют два типа: угловые стенды и стенды в ряду. Общая площадь зоны 368 кв. м, каждый от 12 кв. м до 100 кв. м, на чертежах представлена голубым цветом. Самую большую площадку, типа «стенд в ряду» занимает Москва, является самой главной частью раздела «Регионы России». Отдельно стоящие четыре угловых павильона занимает Московская область, остальные предоставлены всем регионам России.

На противоположной стороне цельным блоком находится раздел «Мастерские и коллективы России». В техническом задании указано строго десять павильонов площадью от 6 кв. м до 18 кв. м. На плане зонирования этому разделу присвоен зеленый цвет, организованы по типу «стенд в ряду» и «угловой стенд».

В этом же ряду цельным длинным блоком организован раздел «Выставка материалов и технологий». По техническому заданию должно быть установлено десять павильонов с площадью от 6 кв. м до 35 кв. м. Все площадки организованы по типу «стенд в ряду» и «угловой стенд». На чертеже этот раздел обозначен фиолетовым цветом.

«Кураторская программа» представляет собой семь тематических зон, которые расположены по центру экспозиции на протяжении всей выставки. Каждый павильон стоит отдельно, по типу «блок-стенда». Они занимают нейтральные места и разбавляют собой другие зоны. На плане кураторская программа обозначена ярко-красным цветом, каждая площадка имеет 6 кв. м.

Раздел «Дети» по техническому заданию должен представлять собой пространство площадью от 80 кв. м до 100 кв. м, для размещения экспозиции смотр-конкурса. На плане этот раздел обозначен желтым цветом, площадке выделено 96 кв. м. Зона разделяет собой лекционные павильоны.

В раздел «Деловая программа» входят четыре лекционных зала разной площади. По техническому заданию залы должны вмещать в себя 50, 80, 100 и 200 человек. На чертежах зона указана розовым цветом, общая площадь при организации пространства 368 кв. м. Лекционные залы расположены отдельно друг от друга, в разных рядах и разделены соседними павильонами. Такой вариант рассмотрен для того, чтобы можно было проводить параллельно встречи во всех залах.

В самом конце экспозиции находятся второстепенные площадки, такие как дирекция и кафе для посетителей. Дирекция по техническому заданию должна занимать не менее 80 кв. м, при проектировании удалось выделить 80 м2, для кафе удалось выделить 40 кв. м. На плане дирекция представлена салатовым цветом, кафе персиковым.

Для прессы выделено 84 кв. м, примерно 6 площадок по 14 кв. м. Ряд для журналистов не имеет важную часть для всей экспозиции, поэтому было решено расположить вдоль основных стен.

Таким образом, вариант «Портал» был организован по принципу сквозного пространства, каждый раздел имеет цельный образ. В этом варианте основной упор был на организацию именно цельных блоков, которые строят красивый правильный образ.

3.3 Вариант «Архитектон»

Третий вариант строился на основной теме оформления выставочного пространства: архитектоны, выстроенные из различных материалов. Вариант «Архитектон» имеет общий вид: все павильоны организованы таким способом, чтобы прочитать вид лежащего архитектоны, который начинается с входной зоны. Каждая зона, при возможности, организована цельным блоком. Все пространство разделено на три ряда: центральный ряд представляет образ архитектона, имеет в себе разные разделы, далее идет кураторская программа (рисунок 3).

Отправной точной, как и в предыдущих вариантах, является входная зона. Она представляет собой условный вход с ресепшном. Входная зона вписана в павильон раздела «Регионы России». На чертеже эта зона представлена темно-зеленым цветом, общая площадь 16 кв. м.

Раздел «Регионы России» разделен на три ряда, состоит из пятнадцати павильонов, здесь присутствуют два типа: угловые стенды и стенды в ряду. Общая площадь зоны 378 кв. м., каждый от 12 кв. м до 100 кв. м, на чертежах представлена голубым цветом. Самую большую площадку, типа «стенд в ряду» занимает Москва, является самой главной частью раздела «Регионы России». Два других павильона, чуть меньше павильона Москвы, занимает Московская область, остальные предоставлены всем регионам России.



В центральном ряду, после регионов России, расположено кафе. Оно грамотно отделяет собой разные зоны и дополняет образ архитектона на плане. Кафе занимает площадь 48 кв. м, на чертежах указано персиковым цветом.

Завершающей «вершиной» архитектона является раздел «Выставка материалов и технологий». Павильоны разбиты на три ряда экспозиции выставки. Четыре павильона, типа «стенд в ряду», являются образом верхушки архитектона на плане. По техническому заданию должно быть установлено десять павильонов с площадью от 6 кв. м до 35 кв. м. Все площадки организованы по типу «стенд в ряду» и «угловой стенд». На чертеже этот раздел обозначен фиолетовым цветом.

Следующий раздел «Мастерские и коллективы России» организован цельным блоком, занимает 96 кв. м. В техническом задании указано строго десять павильонов площадью от 6 кв. м до 18 кв. м. На плане зонирования этому разделу присвоен зеленый цвет, организованы по типу «стенд в ряду» и «угловой стенд».

«Кураторская программа» представляет собой семь тематических зон, которые расположены по центру экспозиции на протяжении всей выставки. Пять павильонов представлены по типу «стенд в ряду», они соединены по три и два павильона. Остальные два стоят отдельно, по типу «блок-стенда».  Они занимают нейтральные места и разбавляют собой другие зоны. На плане кураторская программа обозначена ярко-красным цветом, каждая площадка имеет площадь 6 кв. м.

Раздел «Дети» по техническому заданию должен представлять собой пространство площадью от 80 кв. м до 100 кв. м, для размещения экспозиции смотр-конкурса. На плане этот раздел обозначен желтым цветом, площадке выделено 104 кв. м. Зона разделяет собой лекционные павильоны.

В раздел «Деловая программа» входят четыре лекционных зала разной площади. По техническому заданию залы должны вмещать в себя 50, 80, 100 и 200 человек. На чертежах зона указана розовым цветом, общая площадь при организации пространства 400 кв. м. Лекционные залы расположены отдельно друг от друга, в разных рядах и разделены соседними павильонами. Такой вариант рассмотрен для того, чтобы можно было проводить параллельно встречи во всех залах.

В самом конце экспозиции находится дирекция. По техническому заданию дирекция должна занимать не менее 80 кв. м, при проектировании удалось выделить 80 кв. м, на плане представлена салатовым цветом.

Для прессы выделено 84 кв. м, примерно 6 площадок по 14 кв. м. Ряд для журналистов не имеет важную часть для всей экспозиции, поэтому было решено расположить вдоль основных стен.

Таким образом, вариант «Архитектон» был организован по принципу создания общей картины планировки, которая будет тесно связана с общей тематикой выставки. В этом варианте основной упор был на организацию центрального образного ряда, вокруг которого строятся два других ряда с площадки.

Выводы

Разрабатываемый в ходе выполнения научно-исследовательской работы проект показал важность правильно организованного пространства для проведения мероприятий большого формата. В решении этих проблем главное место заняла правильная организация мест, таких как: театры, парки, музеи, выставочные павильоны, заводы и многие другие помещения.

При выполнении проекта, объектом которого является Центральный выставочный зал «Манеж» была достигнута основная цель проектирования: организация выставочного пространства на - 1 этаже для архитектурного фестиваля «Зодчество» и предложено несколько проектных предложений.

Список литературы 

  1. Анисимов С.А., Федько В.П. Организация выставок – рекомендации по формированию программы-макета // Проблемы развития предпринимательской деятельности в современных условиях. Тезисы докладов межрегиональной научно-практической конференции студентов и молодых ученых. 1997. С. 94-95.
  2. Астахова В.А. Организация временных и передвижных выставок в национальном парке «Смоленское поозерье» // Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии. 2013. Т. 22. № 4. С. 179-187.
  3. Афанасенко А.В. Организация выставок на уроках технологии // Школьные технологии. 2006. № 4. С. 128-129.
  4. Бай Т.В., Мурадян З.М. Организация передвижных туристических выставок для школьников // Теория и методика профессионально-практической подготовки специалистов сервиса и туризма. Сборник научных статей научно-практической конференции, проходившей в рамках ежегодной выставки «Туризм региона-2014». Редколлегия: Т.Н. Третьякова (гл. редактор), Ю.А. Сыромятникова (ответственная за выпуск). 2014. С. 79-82.
  5. Бортневская Ю.С. Пространственная организация всемирных выставок и градостроительная концепция международной выставки в Москве // Наука, образование и экспериментальное проектирование. труды МАРХИ: материалы международной научно-практической конференции. 2015. С. 313-314.
  6. Вайсеро К.И., Осташкин В.Н., Смирнова Л.П. Технологии выставочной деятельности. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 071401.65 "Социально-культурная деятельность" (квалификация "Менеджер социально-культурной деятельности") очной формы обучения / Московский городской университет управления Правительства Москвы. Москва, 2013.
  7. Галкина М.В. Организация детских выставок, конкурсов и фестивалей рисунка как консолидирующий фактор системы непрерывного художественного образования Московской области // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2017. № 4. С. 92-97.
  8. Карпов Д.А. Схема организации конгрессных мероприятий // Сборник докладов. Санкт-Петербургский международный экономический форум. Секция на базе Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Сборник докладов. Под редакцией А.И. Рудского, В.В. Окрепилова. 2019. С. 57-59.
  9. Климук Н.Н. Организация выставок как одно из направлений онлайнового маркетинга // IV Машеровские чтения. Материалы международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. 2010. С. 248-249.
  10. Кочетова Л.М. Выставочная деятельность как феномен. Монография. Saarbrucken: Lambert, 2015. 369 с.
  11. Кузнецов Д.В. Организация первых выставок животноводства в Западной Сибири в начале XX в. // Вестник Омского государственного аграрного университета. 2016. № 2 (22). С. 254-260.
  12. Мельникова С.А., Петренко Л.А. Организация международных выставок и конкурсов как инновационный метод подготовки художника-специалиста // Предоставление возможностей для образования каждому: сравнение мировых перспектив. BCES Conference Books. 2016. С. 69-74.
  13. Муратова А.А., Ваулина О.А. Организация торговых выставок и ярмарок во внешней торговле // Актуальные проблемы развития социально-экономических систем: теория и практика: Сборник научных статей 10-й Международной научно-практической конференции. Курск, 2020. С. 227-229.
  14. Некрасова-Каратеева О.Л. Организация конкурсов и выставок творческих работ студентов как метод профессиональной подготовки педагогов-художников // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2011. № 129. С. 153-157.
  15. Никольская С. Новые разновидности российских выставок о кино // Актуальные вопросы развития индустрии кино и телевидения в современной России. сборник научных трудов, посвященный Году российского кино. В 2 частях. А. Д. Евменов (отв. ред.). Санкт-Петербург, 2016. С. 89-93.
  16. Самолюк Н.В., Легеза Ю.А. Формирование выставочного пространства // Дизайн-образование XXI век. Материалы заочной Международной научно-практической конференции. Ответственные за выпуск З.Ю. Черная, Ю.А. Легеза, Л.В. Таланова. 2017. С. 180-185.
  17. Сенченко М.В. Организация и проведение выставок // Творчество молодых: дизайн, реклама, информационные технологии. Сборник трудов XV Международной научно-практической конференции студентов и аспирантов. Научный редактор Л. М. Дмитриева. 2016. С. 74-77.
  18. Торбина А.В. Перспективы выставочного маркетинга в условиях кризиса // Развитие цифровой экономики в условиях новой реальности. сборник научных статей по итогам Международной научно-практической студенческой конференции. Саратов, 2020. С. 24-26.
  19. Файзрахманова А.Л. Роль выставок в профессиональном становлении будущих бакалавров профессионального обучения // Современная психология и педагогика: проблемы и решения. Сборник статей по материалам VIII международной науч.-практической конференции. 2018. С. 14-18.
  20. Шамаев О.В. Выставочная деятельность на мировом рынке продукции военного значения // Социально-экономическое управление: теория и практика. 2019. № 4 (39). С. 67-70.

References

  1. Anisimov S.A., Fedko V.P. Organizatsiya vystavok – rekomendatsii po formirovaniyu programmy-maketa (Organization of exhibitions - recommendations for the formation of a layout program), Problemy razvitiya predprinimatelskoy deyatelnosti v sovremennykh usloviyakh. Tezisy dokladov mezhregionalnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii studentov i molodykh uchenykh, 1997, p. 94-95.
  2. Astakhova V.A. Organizatsiya vremennykh i peredvizhnykh vystavok v natsionalnom parke «Smolenskoe poozere» (Organization of temporary and traveling exhibitions in the national park «Smolenskoe Poozerie»), Samarskaya Luka: problemy regionalnoy i globalnoy ekologii. 2013, T. 22, № 4, p. 179-187.
  3. Afanasenko A.V. Organizatsiya vystavok na urokakh tekhnologii (Organization of exhibitions in technology lessons), Shkolnye tekhnologii, 2006, № 4, p. 128-129.
  4. Bay T.V., Muradyan Z.M. Organizatsiya peredvizhnykh turisticheskikh vystavok dlya shkolnikov (Organization of traveling tourism exhibitions for schoolchildren), Teoriya i metodika professionalno-prakticheskoy podgotovki spetsialistov servisa i turizma. Sbornik nauchnykh statey nauchno-prakticheskoy konferentsii, prokhodivshey v ramkakh ezhegodnoy vystavki «Turizm regiona-2014». Redkollegiya: T.N. Tretyakova (gl. redaktor), Yu.A. Syromyatnikova (otvetstvennaya za vypusk), 2014, p. 79-82.
  5. Bortnevskaya Yu.S. Prostranstvennaya organizatsiya vsemirnykh vystavok i gradostroitelnaya kontseptsiya mezhdunarodnoy vystavki v Moskve (Spatial organization of world exhibitions and urban planning concept of the international exhibition in Moscow), Nauka, obrazovanie i eksperimentalnoe proektirovanie. Trudy MARKHI: materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. 2015, p. 313-314.
  6. Vaysero K.I., Ostashkin V.N., Smirnova L.P. Tekhnologii vystavochnoy deyatelnosti (Exhibition technologies). Uchebno-metodicheskiy kompleks dlya studentov spetsialnosti 071401.65 «Sotsialno-kulturnaya deyatelnost» (kvalifikatsiya «Menedzher sotsialno-kulturnoy deyatelnosti») ochnoy formy obucheniya / Moskovskiy gorodskoy universitet upravleniya Pravitelstva Moskvy. Moskva, 2013.
  7. Galkina M.V. Organizatsiya detskikh vystavok, konkursov i festivaley risunka kak konsolidiruyushchiy faktor sistemy nepreryvnogo khudozhestvennogo obrazovaniya Moskovskoy oblasti (Organization of children's exhibitions, competitions and drawing festivals as a consolidating factor of the system of continuous art education in the Moscow region), Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika, 2017, № 4, p. 92-97.
  8. Karpov D.A. Skhema organizatsii kongressnykh meropriyatiy (Organization of congress events), Sbornik dokladov. Sankt-Peterburgskiy mezhdunarodnyy ekonomicheskiy forum. Sektsiya na baze Sankt-Peterburgskogo politekhnicheskogo universiteta Petra Velikogo. Sbornik dokladov. Pod redaktsiey A.I. Rudskogo, V.V. Okrepilova. 2019, p. 57-59.
  9. Klimuk N.N. Organizatsiya vystavok kak odno iz napravleniy onlaynovogo marketinga (Organization of exhibitions as one of the areas of online marketing), IV Masherovskie chteniya. Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii studentov, aspirantov i molodykh uchenykh, 2010, p. 248-249.
  10. Kochetova L.M. Vystavochnaya deyatelnost kak fenomen (Exhibition activity as a phenomenon). Monografiya. Saarbrucken: Lambert, 2015. 369 p.
  11. Kuznetsov D.V. Organizatsiya pervykh vystavok zhivotnovodstva v Zapadnoy Sibiri v nachale XX v. (Organization of the first exhibitions of animal husbandry in Western Siberia at the beginning of the XX century.), Vestnik Omskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta, 2016, № 2 (22), p. 254-260.
  12. Melnikova S.A., Petrenko L.A. Organizatsiya mezhdunarodnykh vystavok i konkursov kak innovatsionnyy metod podgotovki khudozhnika-spetsialista (Organization of international exhibitions and competitions as an innovative method of training a specialist artist), Predostavlenie vozmozhnostey dlya obrazovaniya kazhdomu: sravnenie mirovykh perspektiv. BCES Conference Books, 2016, p. 69-74.
  13. Muratova A.A., Vaulina O.A. Organizatsiya torgovykh vystavok i yarmarok vo vneshney torgovle (Organization of trade exhibitions and fairs in foreign trade), Aktualnye problemy razvitiya sotsialno-ekonomicheskikh sistem: teoriya i praktika: Sbornik nauchnykh statey 10-y Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Kursk, 2020, p. 227-229.
  14. Nekrasova-Karateeva O.L. Organizatsiya konkursov i vystavok tvorcheskikh rabot studentov kak metod professionalnoy podgotovki pedagogov-khudozhnikov (Organization of competitions and exhibitions of creative works of students as a method of professional training of teachers-artists), Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena, 2011, № 129. p. 153-157.
  15. Nikolskaya S. Novye raznovidnosti rossiyskikh vystavok o kino (New varieties of Russian cinema exhibitions), Aktualnye voprosy razvitiya industrii kino i televideniya v sovremennoy Rossii. Sbornik nauchnykh trudov, posvyashchennyy Godu rossiyskogo kino. V 2 chastyakh. A. D. Evmenov (otv. red.). Sankt-Peterburg, 2016, p. 89-93.
  16. Samolyuk N.V., Legeza Yu.A. Formirovanie vystavochnogo prostranstva (Formation of the exhibition space), Dizayn-obrazovanie XXI vek. Materialy zaochnoy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Otvetstvennye za vypusk Z.Yu. Chernaya, Yu.A. Legeza, L.V. Talanova, 2017, p. 180-185.
  17. Senchenko M.V. Organizatsiya i provedenie vystavok (Organization and holding of exhibitions), Tvorchestvo molodykh: dizayn, reklama, informatsionnye tekhnologii. Sbornik trudov XV Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii studentov i aspirantov. Nauchnyy redaktor L.M. Dmitrieva, 2016, p. 74-77.
  18. Torbina A.V. Perspektivy vystavochnogo marketinga v usloviyakh krizisa, Razvitie tsifrovoy ekonomiki v usloviyakh novoy realnosti. Sbornik nauchnykh statey po itogam Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy studencheskoy konferentsii. Saratov, 2020, p. 24-26.
  19. Fayzrakhmanova A.L. Rol vystavok v professionalnom stanovlenii budushchikh bakalavrov professionalnogo obucheniya (The role of exhibitions in the professional development of future bachelors of vocational training), Sovremennaya psikhologiya i pedagogika: problemy i resheniya. Sb. st. po materialam VIII mezhdunarodnoy nauch.-prakticheskoy konferentsii, 2018, p. 14-18.
  20. Shamaev O.V. Vystavochnaya deyatelnost na mirovom rynke produktsii voennogo znacheniya (Exhibition activities in the world market of military products), Sotsialno-ekonomicheskoe upravlenie: teoriya i praktika, 2019, № 4 (39), p. 67-70.

Рецензент:

Баталина Татьяна Сергеевна - АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», г. Москва, Россия (129090, г. Москва, Протопоповский переулок, 9), куратор образовательных проектов профиля «Архитектурная среда и дизайн», 79269312739@mail.ru.

Batalina Tatyana Sergeevna - Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (Russia, 129090, Moscow Protopopovskiy lane, 9), curator of educational projects of the profile «Architectural environment and design», 79269312739@mail.ru.

Работа поступила в редакцию: 30.09.2020 г.